litceysel.ru
добавить свой файл
1


Дар пророчества Святейшего Патриарха Никона и покровительства небесных сил

Великий дар прозорливца, которым Господь наделил своего угодника, проявился сравнительно рано.

1.В 1627 году, проживая в Москве, в доме думного дворянина Хлопова (не родственника ли первой невесты царя Михаила Федоровича, отвергнутой как «порченная»?), будущий Патриарх предсказал, что «не оскудеет в сем доме пьянство, блуд, татьба, убийство и всякая мерзость…» Пророчество сбылось: после смерти Хлопова царским повелением в доме был устроен кабак. От Хлопова будущий Патриарх переселился к И.М. Милославскому. Его пророчество, что « в доме сем жители бесчестные имут казни» тоже сбылось: гроб с телом Милославского был вырыт из могилы по приказу Петра I и обагрен кровью мятежных стрельцов в 1698 году. Другой жилец дома- Абрам Лопухин, был казнен по делу царевича Алексея.1Очень интересно, что простой крестьянский сын жил в домах таких именитьых людей! Может, не таким уж и простым он был? Об этом- в последующих публикациях.

2.Когда будущий Патриарх жил на острове Анзер вблизи Соловецкого монастыря, после разногласий со старцем Елеазаром, строителем скита, ему во сне привиделся сосуд, до краев наполненный какими-то семенами. Никон нечаянно опрокинул сосуд, а когда собрал семена, то сосуд уже не был таким полным, как прежде. Будущий Патриарх понял этот сон так, что бывшее ранее согласие со старцем Елеазаром восстановить не удастся, и решил покинуть скит. 2

В 1639 году, покинув остров Анзер, будущий Патриарх на лодке, едва не утонув в районе Кий - острова, направился в Кожеозерскую пустынь. Спустя некоторое время по благословению настоятеля, в поисках полного уединения, о. Никон удалился на остров в устье реки Виленьги, впадающей в Коже- озеро. Здесь он жил в пещере, ловил рыбу, только ею и питался.3

Затем, по просьбе братии Кожеозерского монастыря, он стал его игуменом (1643 год). В 1646 году – назначение архимандритом московского Ново-Спасского монастыря, 11 марта 1649 года – поставление митрополитом Новгородским и Великолуцким, 25 июля 1652 года - посвящение в Патриарха Московского и всея Руси. И на всех этих жизненных вехах проявлялся дар предвидения Патриарха.


3.Когда Патриарха Никона с огромными строгостями целое войско стрельцов сопровождало в ссылку, (опасаясь гнева народного), то в одном из сел, недалеко от реки Мологи, Никон остановился ночевать. Стрельцы тайно ввели его в приготовленный для него дом, и, «признав его крепко огражденным от всяких любопытных взоров, удалились в другое место. Но вот, когда Никон остался один с несколькими из своих спутников, выходит из тайного места старушка, и с горькими слезами спрашивает их, кто из них раб Божий Никон? Ей указали на патриарха. Припав к ногам святителя, старица горько зарыдала. Куда ты идешь, пастырь наш? Зачем оставляешь нас на расхищение? говорила она ему. Удивленный такою неожиданностью, Никон спросил: как она узнала о его заточении.

В прошедшую ночь, отвечала старушка, предстал предо мною Муж благообразный и сказал: вот раб Мой Никон идет в заточение, и терпит в пути великую скорбь и скудость; ты помоги ему в нужде, сколько можешь. После этих слов, говорила старушка, явившийся скрылся. Клятвами подтверждала она, говорит Шушерин, истину своего видения. От глубины души возблагодарил Никон Господа, пекущегося о рабах своих. Старушка опять спустилась в место своего убежища, и принесла оттуда 20 рублей денег и несколько теплых одежд. Co слезами просила она патриарха не отвергнуть ее приношения. С благодарною и благоговейною душою принял Никон это приношение, как дар самого Бога»4.

4.При строительстве Иверского Святоезерского монастыря множество чудесных явлений.

Так, 18 февраля 1654 года перед всенощным бдением в Успенском соборе, Патриарх прилег отдохнуть, думая о предстоящем путешествии в Иверский монастырь и имел сонное видение: он собирается в дорогу, и перед отправлением молится в Успенском соборе., где к нему подходят трое святителей и хотят идти в ним смотреть новую обитель; он спросил их имена, и они ответили: Петр, Иона и Филипп. Пробудившись, Патриарх решил взять части мощей святителей Петра и Ионы в Иверскую обитель.5


20 мая 1666 года в алтарь Иверского монастыря влетел соловей, сел на месте, где обычно сидел Патриарх и «пел дивно», а когда его поймали, то он умер в руках наместника монастыря. На Патриарха Никона это известие произвело большое впечатление. Он написал грамоту к архимандриту Филофею, наместнику, с просьбой подробно описать это происшествие. Получив «отписку» архимандрита Филофея, Патриарх расценил происшедшее как предвестие ожидавшей его судьбы: спустя 6 месяцев, подобно соловью, впал в руки своих врагов, был сослан ими в заточение, а, наконец, хотя и «достался в дружественные руки своего царственного крестника, царя Федора Алексеевича, но прибыл к нему уже мертвым».6

5.Когда Патриарх уже построил Крестный монастырь, но катастрофически не хватало воды.

Святейший Патриарх много об этом печалился и молил Бога, чтобы он указал место, где копать колодец. Вскоре такое место Патриарх нашел (пробил в скале!), и воды в новом колодце стало достаточно для всех нужд.7

6.Выходя из Успенского собора московского Кремля, перед своим удалением в Воскресенский монастырь, Патриарх увидел на небе комету и сказал, что «разметет вас метла, явившаяся на небеси, хвостоватая звезда».8

7.Находясь в ссылке в Ферапонтовом монастыре, Патриарх в один из дней Великого поста 1668 года рассказал своим ученикам о бывшем ему видении прекрасного здания. «Здание, которое ты видишь, твое, ты построил его своим терпением, но будь упорным в прохождении своего жизненного пути», а также было обещано, что сегодня он получит свой хлеб. Действительно, в этот день прибыла делегация от Воскресенского монастыря с большими запасами продуктов. 9

Мы сегодня можем по-иному трактовать видение Патриарха: прекрасное здание, построенное им- это Русская Православная Церковь в том виде, как сегодня она действует.

8. Патриарх в ссылке рассказал приставу Шайсупову, затем царским послам, что ему явился Спаситель и подал благодать чаши лекарственной. «Отнято у тебя патриаршество, а за то дана тебе чаша лекарственная: лечи больных». Множество исцелений случилось трудами Святейшего Патриарха.10


Исцеления происходили и на гробнице Святейшего. 11

9.В день, когда должны были приехать послы из Москвы, пред самым возвращением из ссылки в Воскресенский монастырь Патриарх с утра собрался, сел в кресло и стал спрашивать: «А вы, почему не собираетесь, ведь за нами скоро приедут». Все подумали, что Патриарх бредит. Однако, действительно приехала делегация из Москвы с письмом от царя Федора Алексеевича с разрешением вернуться из ссылки.12

Дар прозорливости, дар целительства ставят Святителя Никона в ряд великих святых страстотерпцев российских.


1 С.М. Дорошенко. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С.48

2 Иоанн Шушерин. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея Руси. Православная энциклопедия. 1997.

3 С.М. Дорошенко. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С. 63

4 Священник Самуил Михайловский. Святейший Никон, Патриарх Всероссийский. Санкт-Петербург. Типография духовного журнала «Странник». 1863.

5 С.М. Дорошенко. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С. 338

6 К.В. Кренов. Соловей в Иверском монастыре. Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы в 30 книгах. Новатор. М.1997.


7 Иоанн Шушерин. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея Руси. Православная энциклопедия. 1997. С.76

8 В.В.Андреев. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. Петербург. 1870. С.55.

9 С.М. Дорошенко. Летопись жизни и деятельности Патриарха Никона на фоне событий церковной и гражданской истории и в окружении разного рода лиц, к нему касательных. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси- созидание государства российского. Ч.1 Издательство РАГС. М. 2010. С.999

10 Бриллиантов И. Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь… С. 176–180.

11 Колотий Н.А. Крестный путь Патриарха Никона. Синтагма. М. 2000

12 Иоанн Шушерин. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и Всея Руси. Православная энциклопедия. 1997. С.183