litceysel.ru
добавить свой файл
1
Двадцатая годовщина Конвенции о правах ребенка


Достоинство, развитие и диалог


I. ВВЕДЕНИЕ


1. 20 ноября 2009 года международное сообщество будет отмечать двадцатую годовщину принятия Генеральной Ассамблеей Конвенции о правах ребенка. В ознаменование этого события Комитет по правам ребенка и Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) в сотрудничестве с другими партнерами организуют двухдневное праздничное совещание. Темой совещания будет "Достоинство, развитие и диалог", и оно станет важной возможностью для проведения совместных обсуждений с участием государств-участников, органов Организации Объединенных Наций и других межправительственных организаций, национальных правозащитных учреждений, международных и национальных неправительственных организаций, детских и молодежных групп, академических кругов и всех тех, кого интересует Конвенция. Торжественное совещание состоится в Женеве в четверг, 8 октября, и пятницу, 9 октября 2009 года, в Международном конференционном центре в Женеве (rue de Varembé 17, 1202 Geneva).


^ II. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ


2. Совещание преследует три основные цели:


а) отпраздновать двадцатую годовщину Конвенции;


b) привлечь внимание к трем главным вызовам, стоящим перед Конвенцией: обеспечению достоинства ребенка; предоставлению ребенку всех возможностей для развития; и содействию диалогу между взрослыми и детьми на основе широкого участия, предусмотренного Конвенцией;


с) оценить состояние и осуществление Конвенции после 193 ратификаций и 17 летнего опыта представления докладов и наметить первоочередные задачи на будущее, принимая во внимание два факультативных протокола к Конвенции.


CRC/C/52/Misc.1

GE.09-43332 (R) 090709 090709


3. Совещание будет состоять из пленарных заседаний и обсуждений в рамках рабочих семинаров, призванных:


  • выявить достижения в деле осуществления и примеры наилучшей практики




  • выявить вызовы для будущего и препятствия




  • сформулировать первоочередные рекомендации для более эффективного осуществления


4. Предварительная повестка дня (прилагается) была утверждена Комитетом на его пятидесятой сессии в январе 2009 года.


5. В ходе торжественного совещания:


а) видные международные деятели выступят с вступительными заявлениями по трем темам "Достоинство, развитие и диалог" в первой половине первого дня совещания;


b) три темы "Достоинство, развитие и диалог" будут обсуждены на рабочих семинарах, которые сосредоточатся на трех подтемах каждой темы. Эти рабочие семинары будут проходить одновременно во второй половине первого дня и в первую половину и часть второй половины второго дня совещания;


с) каждое рабочее совещание согласует до шести рекомендаций, которые будут обобщены и представлены участникам заключительного пленарного заседания, которое состоится во второй половине второго дня работы;


d) эффективное участие детей, которое будет занимать центральное место в программе празднования, будет обеспечено на различных заседаниях, в том числе благодаря специально организованным детьми мероприятиям, таким, как секции, выставки, театральные постановки и демонстрация видеоматериалов.


^ III. ИТОГИ


6. Предполагается, что итогами совещания будут:


  • принятие свода рекомендаций по трем темам "Достоинство, развитие и диалог"




  • доклад с примерами наилучшей практики и обсуждением недостатков и вызовов, связанных с осуществлением Конвенции




  • обсуждение и принятие рекомендаций Комитетом по правам ребенка на его следующей сессии в январе 2010 года.


7. После мероприятия будет издана монография с документами совещания.


Темы: "Достоинство, развитие и диалог"


8. Конвенция о правах ребенка – это не безликий перечень прав, а договор, создающий новый юридический статус ребенка. Почти универсальная ратификация Конвенции придает немалую силу такому новому статусу детей. Однако по прошествии 20 лет после принятия Конвенции многие вопросы, касающиеся ее реального воздействия, остаются без ответа. Все мы знаем, что для осуществления Конвенции на национальном уровне требуются колоссальные и систематические усилия по обеспечению того, чтобы ее принципы и положения переменили взгляды и отношения, затрагивающие осуществление прав всеми группами детей.


9. Однако Комитет занимается не только недостатками при выполнении государствами-участниками своих обязательств. Он также стремится найти способы побудить государства-участники принять необходимые меры для достижения необратимого перелома в восприятии детей и обращении с ними, а также содействовать признанию и применению подхода с позиций прав человека во всей деятельности, затрагивающей детей. В ходе совещания акцент будет сделан на подходе с позиций прав человека применительно к теме "Достоинство, развитие и диалог".


^ Тема I: Достоинство


В Конвенции о правах ребенка нет статьи, посвященной праву на уважение достоинства: но достоинство – это концепция, рассматривающая ребенка как человека, наделенного правами, которые должны уважаться так же, как и у всех других людей. Правозащитная перспектива, являющаяся краеугольным камнем подхода с позиций прав человека, основывается на признании достоинства и ценности, присущих человеческой личности.


^ Подтема 1: Определение обязательства предотвращать нарушения


Предотвращение – это слово, которое широко используется всеми как в публичной, так и в частной сферах. Но что же означает предотвращение на практике? Помимо базового определения, прослеживается ли подлинное стремление принимать меры по предотвращению? По мнению Комитета о правах ребенка, многие действия принимаются в качестве ответной реакции, а инициатив по предотвращению явно недостаточно. Предотвращение находится в руках правительств. Какой вклад они вносят в предотвращение? Каковы их обязанности?


^ Подтема 2: Дети - не вещь, а носители прав


Новому статусу ребенка, закрепленному Конвенцией, угрожают многочисленные формы эксплуатации детей: все виды посягательств и эксплуатации детей, включая сексуальную эксплуатацию и посягательства. На этом рабочем семинаре мы собираемся привлечь внимание к третьему Всемирному конгрессу (Рио-де-Жанейро, ноябрь 2008 года) и его рекомендациям. Какое воплощение найдут принятые на нем тексты на практике? Со времени всемирных конгрессов против сексуальной эксплуатации детей и подростков, состоявшихся в Стокгольме (1996 год) и Йокогаме (2001 год), мир стал лучше понимать проблему сексуальных посягательств на детей. Международное сообщество приняло новые актуальные международные соглашения: Палермский протокол; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии; Конвенцию № 182 МОТ о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда; Конвенцию Совета Европы о киберпреступности и новую Конвенцию Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера.


^ Подтема 3: Дискриминация в отношении детей


Дети страдают от дискриминации потому, что они дети, и зачастую их не воспринимают в качестве личности. В ходе этого рабочего семинара будут рассмотрены формы такой фактической и зачастую юридической дискриминации и будет уделено особое внимание детям-инвалидам - сложной проблеме для всего мира. Как рассматривают правительства такую двойную дискриминацию, которой дети часто подвергаются просто как дети и как дети-инвалиды, и как они борются с ней?


^ Тема II: Развитие


Развитие прямо упоминается в статье 6 Конвенции: "Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка". Кроме того, в преамбуле к Конвенции говорится о "гармоничном развитии" ребенка. Комитет понимает "развитие" в самом широком смысле в качестве целостной концепции, охватывающей физическое, психическое, духовное, моральное, психологическое и социальное развитие. Поэтому меры по осуществлению должны быть нацелены на достижение оптимального развития всех детей. Ключевой вопрос – это вопрос о том, осуществляют ли государства-участники свои договорные обязательства (по уважению, защите и осуществлению этих прав) "в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов"?


^ Подтема 1: Обязательства государств-участников: осуществление экономических, социальных и культурных прав


При ратификации государством-участником Конвенции о правах ребенка оно берет на себя обязанность обеспечить всем детям полное осуществление их прав, признаваемых Конвенцией, в частности их экономических, социальных и культурных прав. На практике это означает, что международное сообщество должно в первую очередь рассматривать осуществление экономических, социальных и культурных прав, а для детей - осуществление их основных прав на жилище, питание, образование, здоровье и социальное обеспечение. Статью 6 Конвенции необходимо также толковать в сочетании со статьей 4, касающейся ресурсов, которые имеются в наличии для обеспечения их прав; другими словами, основных прав, необходимых для жизни. Какие-либо минимальные стандарты здесь отсутствуют; государство-участник должно предпринимать все необходимые меры для достижения этой цели.


^ Подтема 2: Развивающиеся способности как правообразующий принцип на практике


Детство - это накопление опыта; нельзя обращаться с новорожденным малышом точно так же, как с подростком. Однако они оба наделены одинаковыми правами. Перед правительствами, общественностью и семьей встает вопрос о том, как понимать и применять универсальные стандарты прав человека в преломлении ко всем этим разным восприятиям этапов детства. На практике существует принцип, состоящий из двух частей: развитие способностей детей и обязанность родителей как наставников детей; и одновременно с этим уважение растущей способности ребенка осуществлять свои права. Как это не просто! Возникает и новая роль для государства: обеспечить надлежащую защиту детей в своих семьях и стимулировать участие детей в принятии решений.


^ Подтема 3: Являются ли права детей роскошью в период экономического кризиса?


Говорят, что дети, женщины и семьи стали первыми жертвами глобального экономического кризиса. Главнейшей проблемой является нищета. Нищета сказывается на умственном, духовном и физическом росте детей. Известно также, что дети, живущие в нужде или в неблагоприятном для развития окружении, ничего не знают о своих правах и не осуществляют их. Современный кризис только усугубил эту новую нищету окружения. Вместе с тем, помогая детям полностью раскрыть их потенциал, мы вносим вклад в прогресс человечества. Однако складывается впечатление, что сегодня это не является первоочередной задачей, а воспринимается скорее как роскошь.


^ Тема III: Диалог


Слово "диалог" в Конвенции не используется. Мы хотели бы обратиться к концепции ребенка как субъекта прав или правообладателя. Слово "диалог" позволяет сделать еще один шаг вперед, поскольку оно подразумевает равное положение двух субъектов, обсуждающих какой-либо вопрос. Кроме того, диалог предполагает не только необходимость выслушать другую сторону или выразить свое мнение, но и эффективное участие обеих сторон в двух составляющих диалога. Со времени принятия Конвенции в 1989 году был достигнут большой прогресс на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях в области разработки законодательства, политики и практики, содействующих реализации статьи 12. Теперь возникает вопрос о том, как воплотить это право в эффективный и основанный на участии диалог с правительствами, общественными организациями, НПО, взрослыми, родителями и самими детьми и как стимулировать участие детей не только во время образцово-показательных мероприятий или посредством символических жестов, но также на местном и семейном уровне в принятии каждого актуального решения и на повседневной основе.


^ Подтема 1: Новая демократическая динамика: систематическое включение детей в процесс принятия решений


С тем чтобы превратить детей в движущую силу в сфере общественной жизни, Комитет настоятельно призывает государства-участники перейти от символических действий к реальным консультациям с детьми и систематически вовлекать их в процесс принятия решений. Планируются ли или создаются ли механизмы для институционализации участия детей на всех уровнях процессов принятия решений, включая законодательные реформы, разработку политики, планирование, сбор данных и распределение средств? Комитет часто побуждает группы детей, НПО и правительства создавать детские парламенты, молодежные форумы; советы и комитеты на национальном, региональном и муниципальном уровнях для формализации связи между детьми и лицами, отвечающими за разработку политики. Насколько эффективны эти органы? Или же они существуют только для вида? Действительно ли они эффективны?


^ Подтема 2: Голос ребенка в семье: преодолевая сопротивление


В самой семье признание права ребенка выражать свое мнение часто наталкивается на сильное сопротивление из-за опасений по поводу того, что дети узурпируют права своих родителей Но, с другой стороны, очевидно, что идеальным окружением для первого опыта участия детей в принятии решений является семья. Если мы просим правительства, руководителей, законодателей и директоров школ прислушиваться к мнению детей, то было бы очень странно мириться с игнорированием их мнений в семье. При этом возникает следующий вопрос: верим ли мы в то, что стимулирование этого подхода в рамках работы с семьями могло бы содействовать индивидуальному развитию, укреплять семейный узы, способствовать социализации ребенка и выполнять превентивную роль в борьбе против всех форм насилия и отчуждения в доме и семье?


^ Подтема 3: Серьезно ли мы воспринимаем и прислушиваемся ли мы к организациям, возглавляемым детьми?


Хотя статья 12 Конвенции ясно требует от властей прислушиваться к мнениям детей по всем затрагивающим их вопросам и государства-участники добились большого прогресса в судебной и административной областях, для широкого участия детей в жизни общества еще очень многое предстоит сделать. Нам известны возможности участия детей в принятии решений на общинном уровне (местные молодежные парламенты, муниципальные детские советы и нерегулярные консультации). Но детям необходимо оказать поддержку и содействие для создания именно своих собственных, возглавляемых детьми организаций, которые могут стать каналом для такого полноценного участия и представительства.


^ Предварительная повестка дня


Четверг, 8 октября 2009 года


Первая половина дня - Пленарное заседание


10 час. 00 мин. - 10 час. 15 мин. Открытие


^ Председатель совещания: Председатель Комитета по правам ребенка


Вступительные замечания Председателя и приветственное обращение Верховного комиссара по правам человека


^ Пленарное заседание: Достоинство, развитие и диалог


10 час. 15 мин. - 10 час. 50 мин. Достоинство


 Выступление эксперта

 Выступление представителя правительства

 Выступление ребенка


10 час. 55 мин. - 11 час. 30 мин. Развитие


 Выступление эксперта

 Выступление представителя правительства

 Выступление ребенка


11 час. 30 мин. - 11 час. 55 мин. Перерыв


11 час. 55 мин. - 12 час. 30 мин. Диалог


 Выступление эксперта

 Выступление представителя правительства

 Выступление ребенка


12 час. 30 мин. - 13 час. 00 мин. ^ Общее обсуждение


13 час. 00 мин. - 15 час. 00 мин. Обед


Заседание во второй половине дня (15 час. 00 мин. - 18 час. 00 мин.)


Темы I, II и III


^ Тема I: Достоинство


Три подтемы в ходе одновременно проводимых рабочих семинаров:


Определение обязательства предотвращать нарушения

Дискриминация в отношении детства

^ Дети - не вещь, а носители пра


Тема II: Развитие


Три подтемы параллельных рабочих семинаров:


Обязательства государств-участников: осуществление экономических, социальных и культурных прав


Развивающиеся способности в качестве правообразующего принципа на практике


^ Роскошь ли права детей в период экономического кризиса?


Тема III: Диалог


Три подтемы параллельных рабочих семинаров:


Новая демократическая динамика: систематическое вовлечение детей в процесс принятия решений


Голос ребенка в семье: преодолевая сопротивление


^ Опыт возглавляемых детьми организаций: серьезно ли мы их воспринимаем и прислушиваемся ли мы к ним?


18 час. 00 мин.: Прием, организованный правительством Швейцарии, кантоном Женевы и городом Женева


^ Второй день: пятница, 9 октября 2009 года


Утреннее заседание (10 час. 00 мин. - 13 час. 00 мин.)


Темы I, II и III: Продолжение обсуждений на параллельных рабочих семинарах


13 час. 00 мин. - 15 час. 00 мин. - Обед


Заседание во второй половине дня (15 час. 00 мин. - 16 час. 15 мин.)


Пленарное заседание


Представление рекомендаций по темам "Достоинство, развитие и диалог"


16 час. 45 мин. - 17 час. 30 мин.


Обсуждение


17 час. 30 мин. - 18 час. 00 мин. - Закрытие совещания


Председатель: Представитель государств-участников


Выступления Комитета по правам ребенка, ЮНИСЕФ, Группы НПО, государств-участников, детей и УВКПЧ.


-----