litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 12 13
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН






ДОКЛАД


ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В 2011 ГОДУ


УФА 2012


Содержание




Введение 3

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды 4

Состояние окружающей природной среды 7

Атмосферный воздух 7

Водные ресурсы 12

Отходы производства и потребления 16

Особо охраняемые природные территории 23

Объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты 26

Региональный государственный экологический контроль 36

Организация регионального государственного экологического контроля 36

Финансовое и кадровое обеспечение регионального государственного экологического надзора 46

Проведение регионального государственного экологического надзора 49

Действия по пресечению нарушений обязательных требований законодательства и устранению последствий таких нарушений 54

Анализ и оценка эффективности регионального государственного 58

экологического надзора 58

Показатели по осуществлению государственного экологического надзора 58

за 2010 и 2011 годы 58

Аналитические исследования и мониторинг окружающей среды 62

На территории Республики Башкортостан эколого-аналитический мониторинг стойких органических загрязнителей (далее – СОЗ) в соответствии с требованиями Стокгольмской Конвенции о СОЗ (статья 5), ратифицированной РФ в 2011 году, осуществляет ГБУ РБ БРЭЦ, являющееся экспертной организацией Регионального центра по изучению СОЗ в Восточной и Центральной Европе (RESETOX-TOCOEN) и Минэкологии РБ. Ведутся научно-исследовательские работы по проблеме СОЗ (статья 11 Конвенции). 68


Информационное обеспечение природопользования 71

Межрегиональное и международное сотрудничество, взаимодействие со средствами массовой информации, гражданами и общественностью 78

Заключение 81




Введение



Доклад об экологической ситуации на территории Республики Башкортостан в 2011 году подготовлен в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», перечнем поручений Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 года № Пр-3534 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года.

В представленном Докладе изложена информация об экологической ситуации на территории Республики Башкортостан в 2011 году.

Экологическая политика Республики Башкортостан осуществляется в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года № 370 «О стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года» определены стратегические задачи в области охраны окружающей среды и природопользования:

обеспечение рационального и эффективного использования возобновляемых и рациональное, неистощительное использование невозобновляемых природных ресурсов;

снижение уровня загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также ресурсосбережение;

восстановление и сохранение окружающей среды, ландшафтного и биологического разнообразия для будущих поколений.

На территории Республики Башкортостан органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны окружающей среды, является – Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Минэкологии РБ).

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение природопользования и охраны окружающей среды


Законодательство Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и состоит из Федерального закона «Об охране окружающей среды», других федеральных законов, Экологического кодекса Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

Основополагающую роль в регулировании общественных отношений в сфере природопользования, охраны окружающей среды, охраны и защиты прав и законных интересов человека и гражданина играет Конституция Российской Федерации. Так, статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и иные природные ресурсы охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в различных формах собственности. В Основном законе нашего государства закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции Российской Федерации установлена также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Разграничение полномочий между уровнями государственной власти, в том числе в области экологии и природопользования, также происходит в соответствии с предметами ведения, определенными Конституцией Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определены Федеральным законом «Об охране окружающей среды».

Данный Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.


В течение 2011 года продолжалось совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды и природопользования, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В июле 2011 года Федеральным законом № 242-ФЗ в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) были внесены значительные изменения. На федеральном уровне разрабатываются проекты подзаконных нормативных актов, необходимых для полноценной реализации указанного федерального закона (положения об экологическом надзоре и входящих в его состав иных видов надзора, административные регламенты).

Кроме того, Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты Российской Федерации, направленные на создание единой государственной системы экологического мониторинга, объединяющей в себя 14 видов мониторинга, в том числе о состоянии и загрязнении окружающей среды, радиационной обстановки, мониторинга земель, объектов животного мира, недр и другие.

В прошедшем году были также внесены серьезные изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», касающиеся вопросов государственного мониторинга состояния недр, разграничения участков недр федерального и местного значения, проведения торгов на право пользования участками недр, предоставления и изъятия земельных участков, лесных участков, водных объектов, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В 2011 году Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан в Государственную Думу внесен разработанный министерством проект Федерального закона «О внесении дополнений в статью 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статью 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», предусматривающий реализацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы на объектах, не отнесенных к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору.


В связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» законом от 19.07.2011 № 248-ФЗ внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об охране окружающей среды».

Существенные изменения были внесены и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части регламентации процессуальных сроков, извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и другие.

16 июня 2011 года Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан был принят Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, вступивший в силу с 11 июля 2011 года. Указанным кодексом устанавливается административная ответственность за нарушение гражданами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, юридическими лицами обязательных требований, предусмотренных законодательством Республики Башкортостан, в том числе в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Кроме того, за прошедший год Правительством Республики Башкортостан приняты:

Постановление от 18.11.2011 № 412 «О республиканской целевой программе «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан на 2011-2020 годы»;

Постановление от 29.11.2011 № 436 «О Порядке проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Башкортостан»;

Постановление от 12.12.2011 № 468 «Об утверждении Перечня профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом на территории Республики Башкортостан»;

Постановление от 31.10.2011 № 385 «Об утверждении положений о государственных природных заказниках республиканского значения».

В 2011 году министерством утверждены следующие административные регламенты:


по исполнению государственной функции по организации и проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (Приказ Минэкологии РБ от 11.04.2011 № 157п, зарегистрирован в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 3.06.2011 № 1437);

по исполнению государственной функции по согласованию порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, не подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (Приказ Минэкологии РБ от 08.04.2011 № 150п, зарегистрирован в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 3.05.2011 № 1400);

по предоставлению государственной услуги Предоставление информации об отсутствии (наличии) месторождений полезных ископаемых собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, осуществляющим для собственных нужд добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин (Приказ Минэкологии РБ от 18.04.2011 № 165п, зарегистрирован в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 5.05.2011 № 1405).



следующая страница >>