litceysel.ru
добавить свой файл
1
Дети и компьютер: вред и польза умной машины




В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Этим опасениям есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров, давно ничем подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство - в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, приобретая для своего сына компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям

Компьютер для самых маленьких

Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. В огромном мире детских компьютерных игр есть игры и для этого возраста: маленький ребёнок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры, в этом возрасте, всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Развивающие компьютерные игры малышам, может быть, и не вредны, но они часто формально имитируют то, что можно сделать на бумаге. Многие родители верят в «миф» о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это, конечно, преувеличение.


Компьютер – помощник школьника

Обычно, ребёнок 7-8 лет уже сознательно простит купить ему компьютер. И если у вас есть такая возможность - покупайте. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, хороши развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Компьютер и здоровье ребёнка

Тут всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям - большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокресталлический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.


Как правильно обустроить компьютерное место

Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а находиться он прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Как оторвать ребёнка от компьютера

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать сына от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге - это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете - стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления!), просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.


Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.






Влияние TV и компьютеров на душу ребенка


Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти? В последнее время появилось много православных публикаций, затрагивающих эти и подобные им вопросы. В данной статье хочется подробнее рассмотреть один, но крайне важный – влияние TV и компьютеров на душу ребенка.

Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами – "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.


Ребенок, конечно, как говорят ученые, адаптируется – а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот – агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать?

Очень просто – самому стать страшным. Иногда одно сочетается с другим – у одного шестилетнего мальчика, вечно испуганного, робкого, была любимая игра: целыми днями, изображая полицейского, он пытал плюшевого Микки-Мауса на электрическом стуле. Ребенок изначально добр и радостен, не любит сказок с плохим концом. Сама мысль, что кто-то пострадал и в конце концов не получил утешения, вызывает глубокое потрясение в его душе. (Моя трехлетняя дочь, когда слушает сказку о том, как лисичка выгнала зайчика из его лубяной избушки, начинает плакать – зайчика жалко, а через некоторое время сообщает, что лисичка это сделала нечаянно. Вот наглядный пример того, как ребенку трудно себе представить, что можно намеренно причинить кому-то боль).

Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми – под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними – увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер – пока "мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других – "Чебурашка".

Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки – это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они – из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров – маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров.


Вампиры (один мультфильм так и называется – "Вампиреныш"), чудовища, привидения, пришельцы из космоса (в сущности, бесы) проникают в ничем не защищенное сознание наших детей. Обилие страшного в конце концов притупляет чувствительность, и впоследствии ребенку уже самому хочется испытать новые, более сильные ощущения. А первоначально, на стадии "мультиков", развивается устойчивый невроз, – ведь ребенок, в отличие от взрослого, еще нечетко различает искусство и реальность. Он искренне и бурно реагирует на театральное, мульт-, кинопредставление, не признавая никакой условности. Не случайно, когда врачи-психиатры просят родителей ответить в анкете, что является главной причиной страхов ребенка, те часто пишут: "Мультфильмы".

Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI в. будут болезни от телевидения и компьютеров. Доктор медицинских наук иеромонах Анатолий (Берестов) подробно объясняет, какой вред наносит телевизор детскому здоровью.

Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.

Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера или с книгой) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.

Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять ему, даже если он критически воспринимает то, что смотрит.


Телевидение “кодирует” поведение ребенка или подростка – заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. Люди попали в психологическую зависимость от телевизора: включаешь – и проходят, кажется, тоска и уныние, а если он вдруг сломается – наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. На этот случай теперь почти во всех домах по два-три телевизора: один сломается – другой включим.

Часто телевизор включается утром, и "под него" проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом – какими-то проблемными передачами, авторскими программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, "Поле чудес", боевик – вот и день прошел...

Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол – "голубой экран". Потребляя ее без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. Но в последние годы у телевизора появился конкурент – компьютер. Многие верующие люди старшего поколения относятся к любому компьютеру с суеверным ужасом, считая его чем-то вроде орудия антихриста. Но компьютер – всего лишь машина, дело рук человеческих. И, как из всякой вещи, из него можно сотворить идола – таковым он, впрочем, и является для некоторых программистов. Так же, как другие порождения технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Тем или другим его может сделать человеческая воля.

Ведь даже таким простым и полезным инструментом, как лопата, можно убить человека. В наши дни уже не обойтись без использования компьютера практически во всех сферах общественной жизни. И все же хотелось бы, чтобы дети держались от этих умных машин подальше. Вредное воздействие их на физическое здоровье человека не подлежит сомнению. И никакие защитные экраны не предохранят полностью от губительного облучения.


Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови – значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. Компьютер не только вспомогательный инструмент в разных видах человеческой деятельности – на нем можно играть. Тут не нужны товарищи – твоим товарищем-партнером является машина, т. е. компьютер: ты играешь на нем, в него и с ним.

Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками – такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв – закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти – сребролюбия, занимает другая – гордыня.

Она диктует "волю к победе", даже если играешь с машиной. Любая азартная игра потакает темным сторонам натуры. Тем более опасно, если это происходит с детьми. …Умненький розовощекий мальчик сидит за столом. Прикусив губу и держа пальцы на кнопках сложной машины, он не сводит напряженного взгляда с экрана, на котором мелькают рисованные картинки. Мальчик занят игрой. Он дома, а не в подворотне. И на экране – ничего страшного или неприличного. Взрослых это устраивает. Они могут хоть каждые пять минут заходить и смотреть на своего ребенка. Но увидят только внешнее, только тело. А что происходит в это время с душой? Она пребывает вдали от Бога, от родителей, от настоящей реальной жизни.


Ее глубочайшее волнение поднялось на пустом месте. Происходит, в общем, то же, что при просмотре теле- или видеофильмов. Однако есть одна принципиальная разница. Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов.

Что же именно происходит? Во-первых, формируется положительное (чуть ли не панибратское) отношение к миру злых духов – миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Звездные войны" и др.) носят ярко выраженный демонический характер.

Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где "побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал". То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, давно развенчанный в медицинской и в православной литературе миф. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция.

Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, священники не против игры как таковой – они против именно этой конкретной игры, разрушающей здоровье ребенка и отрицательно влияющей на его интеллект и психику. Ребенку действительно необходимы игры, но они должны развивать, а не губить интеллект, воспитывать, а не подавлять душу ребенка. Желательны и подвижные игры на воздухе.


В книге "Число зверя" иеромонах Анатолий (Берестов) приводит такие данные: "По оценке японских ученых, к 2000 году объем продажи новых технологий, связанных с миром мнимых реальностей, составит 10 триллионов йен, что вызовет настоящую революцию, подобную ядерной, космической, информационной, сексуальной". Можно предположить, что новое развлечение грозит духовной гибелью значительной части человечества, но особая опасность грозит детям.

Виртуальная реальность дает полную возможность составителям программ управлять психикой человека, программировать его поведение, образ жизни, мышления. И этой возможностью непременно кто-нибудь воспользуется – вряд ли это будет во благо человечества и каждой отдельной личности. Можно ли сегодня изолировать ребенка от бесовщины, окружающей нас со всех сторон? Вряд ли. Даже забрав его из школы и обучая дома (что под силу далеко не всем), родители не уберегут его от множества вредных впечатлений. Что же делать?

Сейчас, слава Богу, есть литература по христианской педагогике, и родители могут ознакомиться с ее принципами. Остановимся только на некоторых вопросах: как помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в современном машинном мире? Как предотвратить действие отравляющих душу впечатлений, не делая при этом из ребенка старичка, не лишая его детских игр и других утешений? Как, наконец, вырастить его душевно здоровым, нравственным человеком, не превращая его жизнь в череду запретов? Специалисты по детской психологии давно заметили, что ребенок более эмоционален, чем логичен; он запоминает чувства, а не факты.

И порой впечатление от того или иного события, часто незначительного, остается на всю жизнь. Многие давние происшествия мы только потому и помним, что они сопровождались сильным душевным движением: или мы были чем-то поражены, или глубоко обижены, или, наоборот, встретили понимание и любовь там, где не ожидали. А добрые впечатления, вынесенные из родительского дома, из общения с родителями, – это великая драгоценность. Поэтому и необходимо именно в семье вытеснять опасные впечатления – добрыми, полезными. Как же и где найти противоядие?


Почему, если один школьник соглашается выпить, покурить или попробовать наркотик, то другой без сожаления и ложного страха отказывается? Откуда берутся девочки, при которых друзья и подружки не заводят грязных разговоров? Очевидно, это дети, которых воспитывали, они умеют уклоняться от зла. В святоотеческой литературе есть яркое сравнение: "Привычки, обретенные в детстве, подобны буквам, вырезанным на коре молодого дерева: вместе с ним они растут, увеличиваются и даже составляют часть его самого". Великое благо, если ребенок с раннего детства привык не оставаться в праздности.

От нее – и привычка часами сидеть у телевизора, и увлечение азартными играми с компьютером. Поэтому очень важно, если родители сумели в свободное от учебы время занять детей чем-то и полезным, и интересным. Например, рукоделием. Я употребляю это слово в широком смысле. Рукоделие – это посильный труд с полезной для души целью. Причем важно осознавать, что это не "работа" (зарабатывание хлеба насущного), так как у него иная цель – не телесная, а душевная польза.

Здесь важен не столько внешний, сколько внутренний результат. Мы говорим об этом потому, что маленьких детей, оберегая их от губительной и развращающей праздности, следует приучать именно к рукоделию. Родители же многие дела по дому не доверяют детям именно потому, что думают о внешнем результате. Действительно, это легче (и качественнее!) – делать все самим, но для ребенка полезнее как раз обратное. Хотя, конечно, истинная цель должна быть известна только родителям – дети должны быть уверены, что их труд нужен в семье, что они настоящие помощники. Можно вместе с детьми выращивать (даже в условиях городской квартиры) декоративные или съедобные растения. Те, у кого есть счастливая возможность вывезти ребенка летом за город (на дачу, в деревню), могут выделить ему свою грядку на огороде, чтобы он, самостоятельно возделывая землю, научился уважительно и ответственно относиться к сотворенному Богом миру и созидательному труду.


В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными – будь то рыбки, или кошка, или собака. Бывает, что подросток спешит после школы домой, потому что там его ждет четвероногий друг, которого никто, кроме него, не покормит, не выведет гулять. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность: убирать свои игрушки, позже, когда подрастет – свою постель, еще позже – вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Конечно, их не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно. Говоря о средствах, которыми можно защитить от вредных впечатлений чувства ребенка, хочется начать с природы. Это отличное противоядие от влияния отравляющей тело и душу "машинной цивилизации".

Папы и мамы! При всей своей занятости не жалейте сил и времени на прогулки с детьми. Не говоря уже о возможности "подышать воздухом", прогулка – это общение в приятной и интересной обстановке. Возраст до 7 лет – золотое время для воспитания души, когда ребенок еще открыт перед взрослыми и особенно легко принимает на веру их слова. Уроки жизни, полученные на таких прогулках, как правило, остаются в памяти на всю жизнь. Мама может обратить внимание малыша на смену времен года, показать, как осенью опадает листва в парке, как зимой снег укрывает землю, как радостно возрождается парк весной. Совершенство формы и чистая белизна снежинки, сила стремления к жизни весенней травинки или почки и многое, многое, чем так богата живая природа, – все может радовать и воспитывать ребенка, помогая ему познавать Творца.

Важно и то, что через общение с природой ребенок учится познавать и любить свою Родину. Абстрактными разговорами на эту тему вряд ли можно воспитать чувства. Тем более, что на наших глазах происходит принудительная американизация всей нашей жизни – на общественном и на бытовом уровне. Современные дети начинают стыдиться того, что они украинцы, и с завистью смотрят на Запад. Родители порой не придают этому должного значения, полагая, что патриотическое воспитание – пережиток советской эпохи. Но это не так.


Святой Иоанн Кронштадтский говорил в одной проповеди: "Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного. Поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там". Хорошим противоядием от пошлости массовой культуры может стать настоящее высокое искусство. Причем речь идет не только о церковном искусстве. Конечно, очень хорошо, если ребенок с раннего младенчества слышит исключительно духовные песнопения, видит одни священные изображения и читают ему только духовную литературу. Но замечено, что такое "стерильное" воспитание может со временем обернуться своей противоположностью: контраст мира, в котором живет ребенок, и окружающей действительности окажется слишком велик. Попав в школьную или дворовую среду и оказавшись белой вороной среди сверстников, ребенок почувствует себя ущемленным и может взбунтоваться.

Если речь идет о чтении ребенку книг, то пусть это будут не только "Сказки" А. Пушкина или К. Чуковского. Как много сокровищ во взрослой поэзии, вполне доступных детскому восприятию! Пусть ребенок привыкнет к звучанию классического стиха, пусть научится понимать поэтический образ. Счастливы дети в тех семьях, где есть обычай собираться вместе и читать вслух разные хорошие книги. Затрата взрослыми времени на это сполна окупается огромной пользой для ребенка и всей семьи. А картины на библейские и исторические темы, пейзажи, жанровые полотна – их можно обсуждать с детьми не только в музеях, но и рассматривая художественные альбомы. Но главное – серьезная классическая музыка. К ней надо приучать ребенка с первых лет жизни, и тогда позже она станет лучшим противоядием от поп- и рок-музыки.

Подростки, часто посещавшие консерваторию, как правило, очень спокойно воспринимают всякие "металлы" и прочее и вряд ли увлекутся ими – разве только в знак протеста, если родители перестараются в своем "классическом" воспитании. Хотелось бы посоветовать всем родителям с малолетства обучать ребенка музыке: или игре на каком-либо инструменте, или пению в хоре. Детские хоры существуют сейчас при многих храмах (причем бесплатные). А настоящее музыкальное образование, учеба в музыкальной школе хороши еще и тем, что надолго займут ребенка, избавят его от праздности.


Как же все-таки быть с телевизором и компьютером? Приходится исходить из того факта, что телевидение уже вошло в жизнь современного ребенка. В любом случае все родители должны стремиться свести "общение" ребенка с телевизором до минимума (ради сохранения телесного здоровья) и сделать его строго выборочным (ради сохранения здоровья душевного). Например, папа или мама вместе с детьми могут отметить в телепрограмме те передачи, которые они будут смотреть.

Если их окажется слишком много, сделайте более строгий отбор, исходя из установленного "лимита" времени. Очень важно, чтобы телевизор в доме включался только для того, чтобы посмотреть что-то конкретное, а не для того, чтобы перед ним "убивать" время. Посмотреть что-то – и сразу выключить, не давая втянуть себя в просмотр следующей передачи. Это, пожалуй, главное. Мудрые родители умеют поставить и телевизор на службу семье. У них это не "господин Телевизор", а смиренный помощник. Ведь зрительный образ – самый яркий, самый запоминающийся, образный язык киноискусства наиболее доходчив до детской души, поэтому важно, что произносится этим "языком".

Можно только добавить, что родительский запрет (если ребенку очень хочется что-то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя) должен быть обоснован – хотя бы тем, что сказано о телевизоре в этой статье. Во всяком случае, задача родителей – доходчиво объяснить обиженному ребенку, что ничто не проходит для души бесследно, и помочь ему отличить плохое от хорошего. В отношении компьютера могут быть даны те же рекомендации, что и с телевизором: строгое ограничение по времени занятий и разумный подход.

Итак, помочь ребенку сохранить телесное и душевное здоровье в мире машин может своего рода система внутренней защиты. Создание ее должно стать главной задачей современных родителей, желающих добра своему ребенку. Прежде всего, их обязанность – дать ему правильный жизненный ориентир. Тогда никакие телегерои не сделаются его идолами, и вредные впечатления не смогут беспрепятственно играть его душой. Для людей верующих, православных, таким единственно несомненным ориентиром являются Христовы заповеди. Только опираясь на них, человек сможет дать правильную оценку всему происходящему с ним.


Иначе, влекомый волнами собственных страстей, не видя в своей жизни никакого высшего смысла, он тонет в житейском море, все более погружаясь в его пучину. Как сделать жизнь ребенка без телевизора и без машинных игр интересной и радостной? Как наполнить ее духовным содержанием, не лишая ребенка игр и развлечений? От родителей зависит показать детям (не на cловах, а на деле), как можно радоваться жизни, будучи православным. Надо, чтобы уже младший школьник мог противопоставить что-то интересное развлечениям своих сверстников, не завидуя тем, кто пересмотрел все "мультики".

Хорошо, если, разговаривая с товарищами о вчерашнем воскресном дне, он сможет сказать: "А мы зато вчера ездили туда-то и видели то-то". Как известно, истины веры не доказываются, а показываются. Наверное, одно из самых сильных противоядий от дурных впечатлений падшего мира – это образ людей, живущих сейчас и рядом, но вопреки законам этого мира. И лучше всего, если эти люди – родители. Мы не должны забывать, что дети смотрят на нас. Малыши постоянно наблюдают и подражают. При своей кажущейся несмышлености они замечают все: как общаемся с людьми или отзываемся о людях, чему мы радуемся, чем старше становится ребенок, тем критичнее он оценивает нас, тем лучше видит, где наши дела расходятся со словами.

Защита детской души от вредоносных влияний мира сего – не такое уж невозможное дело. Прежде всего, крещеный ребенок имеет защитников куда более могущественных, чем его родители: это его Ангел-хранитель, это святой, чье имя он носит. Да и сам Господь, сказано, "хранит младенцы". И Матерь Божья не оставит. И крест всегда на груди – "оружие непобедимое". Надо только, чтобы ребенок помнил о своих небесных защитниках и обращался к ним с молитвой. Поэтому так важно научить ребенка молиться – не "вычитывать" утром и вечером набор непонятных слов, а именно молиться Богу, т. е. говорить с Ним, просить Его помощи и защиты. (Это доступно даже двух-, трехлетнему малышу). Современные родители не имеют возможности заключить своего ребенка в глухую башню, чтобы полностью изолировать его от опасных влияний мира.


Да это было бы и проявлением слишком неразумной родительской любви. Разумная любовь смиренна и знает, что может не все. Зато невозможное человеку возможно Богу. Поэтому главной обязанностью родителей во все времена остается молитва за детей. Объясняя ребенку, как падший мир действует на его душу, как демоны "беседуют" с душой через помыслы, и откуда берутся помыслы, наверное, стоит сказать ему, что даже великие подвижники не могли своими силами противостоять этим бесовским нападениям. Но они, видя свою немощь, знали: невозможное человеку возможно Богу (Лк. 18, 27), они обращались к Богу с молитвой – и Он их защищал. Это урок и для нас, и для наших детей, которые в трудную минуту искушения могут помолиться Богу и получить помощь.




Компьютер и ребенок


Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Часть родителей не возражает против компьютерных занятий или игр. Но материально не особенно поддерживает эти увлечения. Другая часть оказывает активную поддержку - дает деньги на обновление домашнего ПК, на покупку Интернет-карточек, дисков, программ, может дать дельный совет в этой области.

Есть мамы и папы, полностью отвергающие такую форму времяпрепровождения для своего ребенка. Но есть и еще одна категория родителей. Они не запрещают сыну или дочке сидеть за компьютером. И в то же время испытывают постоянное внутреннее сопротивление: долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка, он мало общается со сверстниками, компьютерные игры отупляют или ожесточают и т. д.

Кто прав? Стоит разобраться, но уже не для того, чтобы решить, покупать или не покупать ПК, разрешать или запрещать. Вы можете не планировать в ближайшее время покупку компьютера, а ваш ребенок познакомится с ним дома у приятеля. И вы будете только догадываться, чем они там занимаются. К тому же почти в каждой школе сейчас оборудованы кабинеты информатики. А существуют еще и компьютерные клубы...


Компьютер: друг или враг?

Предубеждений, связанных с компьютером, несколько.

Одно из них: постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Он не испытывает интереса к самостоятельному мышлению, к чтению, ручному труду. Становится пассивным потребителем информации, рабом Интернета. Не стремится понимать других людей и выражать собственные мысли и чувства. Зачем трудиться над сочинением или составлять реферат, если можно получить готовый чужой текст в Интернете?

И все же у компьютера гораздо больше преимуществ, облегчающих жизнь школьника, чем вредоносных факторов. Разнообразные обучающие программы по предметам, возможность получить полную или дискуссионную информацию по какому-то вопросу... Общение со специалистами, помощь в выборе увлечений и, возможно, будущей профессии.

Разумеется, ребенок может встретиться в сети с тем, от чего нам хотелось бы его уберечь. Свои сайты есть и у националистических, фашиствующих организаций, и у деструктивных сект... Но ведь с той же информацией он может столкнуться и в реальной жизни. Что можно противопоставить? Только постоянный (но ненавязчивый) интерес к жизни ребенка, доверительность в отношениях и воспитание у него критичности мышления.

Предубеждение второе: компьютер мешает ребенку полноценно общаться с другими ребятами, а некоторым детям полностью заменяет общение со сверстниками. Но ведь не компьютер создает ребенку проблемы в общении.

Наоборот, тот, кто испытывает такие сложности, ищет в виртуальном мире спасения от них (погружаясь в мир игры или общаясь в Интернете). Далеко не у всех детей увлечение компьютером ограничивает круг общения со сверстниками. Наоборот, некоторым застенчивым и не слишком коммуникабельным он помогает найти друзей со сходными интересами. И, пожалуй, не так уж важно, будет ли их общение только виртуальным или станет ступенькой для перехода в реальную плоскость. Даже если ты застенчив, но компетентен в компьютерной области, это поможет тебе чувствовать себя уверенно в компании сверстников.


Очень большие претензии у многих родителей и педагогов к компьютерным играм. В лучшем случае их характеризуют как пустые забавы, отвлекающие от учебы или занятий спортом. В худшем - как нечто, формирующее в ребенке жестокость, привычку разрешать любые ситуации агрессивными способами.
Но слышатся голоса и в защиту этого вида времяпрепровождения.

Во-первых, компьютерные игры удовлетворяют естественную потребность ребенка в игре. Он учится следовать определенным правилам, планировать свои действия, доводить начатое до конца, добиваться улучшения своих результатов. То есть попутно у игрока формируются такие качества, как настойчивость, воля, терпение. Выигрывая, ребенок испытывает положительные эмоции, чувствует себя более уверенным и умелым. Перебирая варианты решений и выбирая все более сложные игры, он развивается и интеллектуально.

Во-вторых, можно подобрать игры, развивающие активное целенаправленное внимание, память, пространственное воображение, логическое мышление, помогающие улучшить координацию движений, повысить скорость реакции.

У игры, в том числе компьютерной, есть еще одно важное свойство. Некоторые виды игр помогают снять
нервно-психическое напряжение. Побывав в погоне в качестве преследователя, можно выплеснуть отрицательные эмоции, выпустить пар. Роль жертвы помогает избавиться от некоторых страхов. Роль супергероя позволяет ощутить себя сильной личностью, контролирующей ситуацию, управляющей другими персонажами.

Насколько компьютер вреден для здоровья?

Конечно, понятны опасения родителей по поводу здоровья детей. О чем обычно тревожатся? Как скажется работа за компьютером на состоянии зрения, осанке ребенка, насколько вредно неизбежное излучение?

Есть данные о том, что уровень электромагнитного излучения у современных мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Другие виды излучения (рентгеновское, инфракрасное, ультрафиолетовое) вообще ничтожно малы, по уверениям специалистов. Например, уровень рентгеновского излучения современного монитора не превышает обычный радиационный фон в помещении. А жидкокристаллические (плоские) экраны и ноутбуки вообще не являются источниками излучения.


Реальным фактором риска может стать нагрузка на зрение. И все же общение с компьютером не вреднее, чем длительное сидение у телеэкрана. Не нужно забывать об элементарной профилактике - делать перерывы в занятиях и гимнастику для глаз, посещать время от времени окулиста. И обратите внимание на технические характеристики экрана вашего монитора (проконсультируйтесь еще до покупки).

Конечно, необходимо приучить ребенка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки. Но это вовсе не специфическое требование - правильно сидеть нужно и за обычным столом. И малоподвижный образ жизни, и лишний вес свойственны не только компьютерным пользователям.

Так что в отношении работы за компьютером нужно соблюдать обычные гигиенические требования: подобрать удобную мебель, следить за физическим самочувствием и состоянием нервной системы ребенка, не допускать перегрузок.

В последнее время можно встретить в СМИ публикации о новом виде зависимого поведения - компьютерной зависимости. С устрашающими примерами полного и безвозвратного погружения человека в мир виртуальный. Но серьезных научных разработок в этой области пока не проводилось. А приемами помощи при различных видах зависимостей владеют психологи и психотерапевты. Кстати, получить такую консультацию можно и в самом Интернете.

Другие публикации по теме данной статьи:

- Чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми
- Затерянные на гигантской помойке: дети и Интернет
- Скрытый вред телевизионного экрана
- Дети и телевизор

- Увлечения и занятия


frame1

Заботитесь ли вы о здоровье ребенка?


Начало формы

Когда следует делать влажную уборку в комнате где установлен компьютер?

Конец формы

Что из перечисленного помогает уменьшить негативное влияние компьютера?

frame3

Сидеть ребенок должен на расстоянии от компьютера(см)?

frame4

Рекомендуемое время работы ребенка при возрасте от 6 лет за компьютером?

frame5

На что влияет расположение рабочего места ребенка?

frame6

Одна из эффективных профилактических мер при работе за компьютером ?

Конец формы


Профилактические меры

Эффективная профилактическая мера - зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы - двигаться должны только глаза! Есть, конечно, и другие нехитрые правила. Обучите им своего ребенка на выбор. Пусть выполняет их самостоятельно. Польза от этого будет не малая. 1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз. 2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза. 5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.




Компьютер, зрение и безопасность







Автор Академик М.Островский   




http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm

Компьютер, зрение и безопасность



В июне этого года в Москве - под эгидой ООН и усилиями мэрии Москвы - прошел Международный конгресс по проблемам окружающей среды. На нем впервые среди других серьезных проблем современной цивилизации обсуждался вопрос о влиянии компьютеров на здоровье человека. Бурно растущая компьютеризация принесла с собой так называемый “компьютерный зрительный синдром”: миллионы людей - и взрослых, и детей - стали жаловаться на ухудшение зрения.

У офтальмологов непрерывно растет поток пациентов с таким синдромом, и, чтобы решить эту проблему, требуются совместные усилия медиков, физиологов и инженеров. Зрительная система человека, как оказалось, плохо приспособлена к рассматриванию картинки на экране дисплея. В течение миллионов лет эволюции она сама приспосабливалась для восприятия предметов исключительно в отраженном свете.


Приматы - обезьяна и человек - приобрели в результате этой эволюции весьма совершенное цветовое зрение и прекрасно различают, к примеру, желтый банан или оранжевый апельсин на фоне густой зелени деревьев. Однако ни банан, ни апельсин, ни листва не светятся: они видны в отраженном солнечном свете. Уже возникшая в древние века письменность в какой-то мере противоречила зрительной системе человека, вовсе не рассчитанной на чтение книжек и рассматривание картинок. И все же эта задача оказалась относительно физиологичной и не слишком далекой от “банановой”.

Куда большие проблемы принесло человечеству появление в двадцатом веке электронно-лучевой трубки: изображение на светящихся экранах телевизоров и дисплеев принципиально отличается от букв и рисунков на листе бумаги. Даже экран современного телевизора неестественен для нашей зрительной системы, но на нем хотя бы цветная картинка рассматривается целиком: сюжет, общий план, динамика событий. Необходимости напрягать зрение, дабы разглядеть, например, булавку в галстуке ведущего телевизионных новостей, обычно не возникает.

Другое дело - дисплей компьютера. Весь смысл работы с ним - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это, как выяснилось, - тяжелейшая зрительная работа, и молоко за вредность здесь не спасает. В этом плане компьютерные игры оказались ближе к работе на компьютере, чем к просмотру телепередач, поскольку и расстояние до экрана при игре невелико, да и детали изображения весьма существенны. Не менее опасны и игровые приставки к телевизорам, а также игровые автоматы. Изображение букв, цифр и рисунков на экране дисплея составлено не из непрерывных линий, как на бумаге, а, подобно мозаике, из точек, к тому же светящихся и мерцающих (см. “Наука и жизнь” № 5, 1998 г.). Четких границ эти точки не имеют, а потому знаки и линии гораздо менее контрастны, чем в книге.

Еще менее контрастными делает их внешнее освещение, без которого, однако, работать на компьютере тоже вредно, хотя и по другим причинам. Появление цветных мониторов сделало особенно важным подбор сочетаний цветов изображения и фона. И если дисплей дешевый, то есть невысокого качества, то “считывание” текста или чертежа становится в этом случае сверхтяжелой зрительной работой. У пользователя неизбежно ухудшается зрение, появляется головная боль, утомление, двоение изображения - короче говоря, возникает тот самый “компьютерный зрительный синдром”. Взрослые, правда, после прекращения работы и определенного периода отдыха от всех этих симптомов обычно избавляются без последствий.


По мнению офтальмологов, даже длительная и напряженная работа на компьютере не вызывает у взрослых серьезных глазных заболеваний. Иначе обстоит дело с детьми. Зрительный аппарат ребенка несовершенен и продолжает формироваться, и потому санитарные нормы жестко регламентируют допустимое время его работы на компьютере - в зависимости от возраста. Но поскольку оторвать ребенка от компьютерной игры чрезвычайно трудно, то и нормы эти соблюдаются редко, а в результате зрение его ухудшается. Нельзя не отметить, что качество восприятия компьютерного изображения, а стало быть, и зрительное утомление от работы с ним во многом зависят и от ряда внешних факторов.

На стекле экрана нередко образуются блики от источников света, от светлой одежды, от светлых стен и корпусов аппаратуры. Такие блики маскируют изображение на экране и даже могут сделать невидимыми отдельные его участки. А то, что оператору приходится смотреть не только на экран, но и на клавиатуру компьютера, а иногда и на другие объекты - например, на текст или на чертежи на бумаге, и то, что все они освещены по-разному, создает для зрения дополнительную нагрузку. Убрать блики и повысить контрастность изображения можно при помощи защитных контрастирующих антибликовых фильтров, но не все из них обладают этими свойствами на самом деле. И потому очень важно проверять при покупке фильтра наличие паспорта с результатами проверки именно этого образца. Коэффициент его зеркального отражения должен быть не более 1%, а коэффициент пропускания - 35-40% при низкой освещенности и 55-60% при высокой. Зрительный дискомфорт, однако, проявляется не только при использовании дисплеев на электронно -лучевых трубках.

Он может возникать и в случае применения жидкокристаллических и газоразрядных дисплеев, а также дисплеев, выполненных на любых других физических принципах. Но только в тех случаях, когда неверно выбраны визуальные параметры прибора и световой климат рабочего места. Их совокупность в значительной мере определяет “эргономическую безопасность компьютеризации”, которая ничуть не менее, а в чем-то даже более важна, чем электро- или пожарная безопасность. При этом, как показали исследования, отдельные технические параметры дисплеев вовсе не гарантируют ни комфортности работы человека, ни ее эффективности.


Значение имеют лишь их оптимальные и допустимые сочетания, которые и внесены в новые Государственные стандарты России. Разработанные под руководством испытательного центра “Элита” при Московском государственном институте электроники и математики (технический университет), они содержат требования к основным визуальным параметрам дисплеев и условиям работы с ними: к яркости, неравномерности яркости, контрастности, мельканию и дрожанию изображения, геометрическим и нелинейным искажениям, внешней освещенности и т. д. - всего 20 параметров.

Новые стандарты утверждены и в 1997 году введены в действие, и теперь, согласно их требованиям, должны проверяться все изготовляемые и ввозимые в Россию, все продаваемые и устанавливаемые дисплеи. Постановление Правительства России сделало эту процедуру, которая называется “сертификацией дисплеев по требованиям эргономической безопасности”, обязательной с 1 октября 1998 года, и, может быть, она хоть в какой-то мере защитит нас и наших детей от мутной волны низкокачественных дисплеев и компьютеров.

А сегодня российские ученые пытаются решить проблему “совмещения” компьютера со зрительной системой человека. В Институте биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН создали, например, с этой целью так называемые компьютерные очки.

Дело в том, что спектры излучения покрывающих экран люминофоров не совсем соответствуют спектрам поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые, собственно, и ответственны за наше цветовое зрение. Оно, как было установлено еще в 1802 году английским врачом и физиологом Томасом Юнгом, - трихроматическое, то есть основано на возбуждении трех разных типов колбочек - чувствительных клеток сетчатки глаза (см. “Наука и жизнь” № 10, 1997 г.).

Относительно недавно гипотеза Юнга была подтверждена и на генетическом уровне: у человека, оказывается, имеются колбочковые гены трех типов, каждый из которых кодирует свой спектральный тип колбочек. “Неестественные” спектры излучения люминофоров могут в немалой степени отличаться от спектров восприятия фоторецепторов, и именно для совмещения этих спектров предназначены компьютерные очки.


Стекла их можно окрасить так, чтобы они корректировали спектры излучения люминофоров до соответствия цветовому восприятию человеческого глаза. Расчеты необходимых спектральных характеристик были проведены в Институте биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН физиологом, кандидатом биологических наук П. П. Заком, и на их основании разработаны окрашенные очки с тремя узкими полосами оптического пропускания в области основных цветов спектра. Линзы для этих очков с необходимыми спектральными покрытиями изготовило оптическое производство фирмы “Лорнет-М”, а затем компьютерные очки проходили испытания у офтальмологов и оптометристов.

Группа инженеров-конструкторов, занимавшаяся компьютерной графикой не менее четырех часов в день, пользовалась этими очками в течение месяца под наблюдением профессора Ю. З. Розенблюма и его коллег из московского Института глазных болезней им. Гельмгольца. И хотя задачи “совмещения” в целом компьютерные очки не решают, но все же почти все работали в них более эффективно и уставали меньше. Комплекс всех проблем эргономической безопасности компьютеризации будет существовать еще долго: вряд ли целесообразно ждать, пока орган зрения человека приспособится не только к “банановому”, но и к “экранному” изображению.

А между тем в ряде стран компьютерной обработкой информации занимается до 70% всего работающего населения. Со временем это будет и у нас. Остается возможность максимальным образом “подогнать” компьютер и дисплей к физиологическим требованиям глаза и мозга человека, и с этой целью в России под эгидой Российской академии наук и под руководством академика О. М. Нефедова разрабатывается комплексная программа “Компьютер и зрение”.

Одной из наиболее интересных задач этой программы станет создание “персональной дискеты пользователя”, с помощью которой можно будет протестировать состояние собственного зрения и получить ряд вполне конкретных и относящихся персонально к вам рекомендаций. Например, выяснить, какие именно компьютерные очки вам следует заказать, сколько времени лично вы можете работать на компьютере и когда должны делать перерывы, появился ли уже у вас компьютерный синдром и сможете ли вы справиться с ним сами или вам пора обратиться к врачу.


А одна из программ на такой дискете сможет предупредить вас о необходимости перерыва и даже сама отключит компьютер, если вы явно перенапряглись и нуждаетесь в отдыхе. При помощи этой дискеты можно будет отрегулировать параметры экрана - цвет, яркость, контрастность и т. д. - в соответствии с потребностями зрительной системы конкретного человека и тем самым обеспечить безопасность и комфорт работы с компьютером.

Особенно важно это для детей. Экономическая же целесообразность просто очевидна: сохраняется здоровье наиболее квалифицированной и перспективной части нашего населения.

Академик М.Островский


Последнее обновление ( 05.04.2007 г. )

Влияние компьютера на зрение










Автор Сайт consumer.saratov.ru   



Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Эта проблема хорошо знакома автолюбителю, долгое время находящемуся в пути, или любому читателю, часами не отрывающемуся от книги. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии.


Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером. Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ваш ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером.

Чрезмерное увлечение работой за компьютером может также усугубить уже имеющиеся проблемы со зрением. Многие дети страдают незначительным ухудшением зрения, которое можно расценивать как "неприятность". Со временем здесь потребуется коррекция зрения, но вмешательства медицины, возможно, удастся избежать до достижения юношеского или взрослого возраста. Но если дети столь сильно увлечены компьютером, что все свободное время проводят за клавиатурой, то эта "неприятность" может перерасти в нечто большее, что потребует коррекции в раннем возрасте. К счастью, большинства этих проблем удается достаточно легко избежать.

 
Вот несколько простых рекомендаций:

Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимого детьми за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 30 минут занятий. Идеальной "разрядкой" может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения. Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие детям избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах.

Неплохо также разнообразить характер занятий ребенка за компьютером. Например, работу с текстовым процессором можно чередовать с игрой, в которой присутствуют движущиеся объекты. Такое чередование будет требовать от молодых глаз совершенно разного поведения и воспрепятствует их утомляемости, вызванной длительной концентрацией зрения на одной и той же цели. Еще один способ уменьшить риск перенапряжения глаз состоит в выборе хорошего монитора. Мониторы с высоким разрешением всегда удобнее для глаз, чем мониторы с низким разрешением.


Если вы и ваши дети собираетесь сидеть у компьютера долго, то вам необходимо иметь дисплей с высокой четкостью. Наконец, важно принять меры по уменьшению отражений от монитора. Яркое и неровное освещение в комнате может вызвать неприятные отражения на экране. Возможные способы решения этой проблемы состоят в выключении верхнего освещения, задергивании штор на окнах, которые пропускают слишком яркий свет, и повороте монитора таким образом, чтобы ни прямо перед ним, ни сзади не было ярких источников света. Если вашему ребенку доставляют беспокойство отражения от монитора или его собственная яркость, то перед ним можно установить специальный антибликовый экран.

Если, несмотря на эти меры предосторожности, ваш ребенок жалуется на головную боль, если у него воспаляются и чешутся глаза или если у него неожиданно возникают трудности с чтением или другими школьными занятиями, то вам необходимо показать его оптометристу или офтальмологу. Не забудьте при этом сообщить, что у вас дома есть компьютер, и расскажите, сколько времени за ним проводит ребенок. Врач может назначить специальные упражнения для глаз или подобрать ребенку очки, предназначенные именно для работы на среднем расстоянии, характерном для компьютера. "Медицина для Вас"


Последнее обновление ( 05.06.2007 г. )