litceysel.ru
добавить свой файл
1
Дидактический материал по стилистике русского языка


Данный теоретический и практический материал по стилистике русского языка, выбранный из разных учебных пособий по лингвистике, систематизирован в помощь учителю-словеснику. Используя его, учитель будет иметь возможность включить в уроки элементы стилистики языка.

В Приложении 1 рекомендованы некоторые эффективные виды упражнений по морфологии и лексикологии.

В Приложении 2 - возможный проверочный и срезочный материал, а так же виды упражнений со словарями и справочной литературой.

В помощь учителю предлагается следующий теоретический материал:

1)Принципы методики обучения систематики.

2)Методы и приёмы обучения систематике.

3)Типология стилистических упражнений.

4) Стилистические ошибки, их классификация, причины появления и пути предупреждения.

Использованная литература:

1) Иконников С.Н. "Стилистические работы в процессе изучения русского языка"- М, 1977г.

2)Новоселова Л.Л. "Виды упражнений по стилистике." "Совершенствование методов обучения русскому языку". - М, 1981г.

3)Чижова Т.И. "Развитие стилистических умений и навыков в процессе работы над сочинениями разных жанров." "Актуальные проблемы развития речи." - М, 1980 г.

4)Разумовская М.М. "Организация обучения русскому языку в свете современных требований. Русский язык в школе."-1982-4. Т.И.

5)Чижова "Основы методики обучения стилистике в школе", Специальная литература, 1998 г.

6)И.В. Галлингер "Культура речи", М., 1994 г.

7)И.В. Галлингер "Обучение работе со словарями", РЯШ - 1979 - 5

Чтобы успешно реализовать программу по стилистике, учителю-словеснику следует помнить о проблеме выбора принципов обучения.

Учитель выбирает: дидактический (учебный) языковой материал, методы и приемы обучения, организацию обучения.

Специфические принципы методики обучения стилистике:


1)Принцип взаимосвязи изучения стилистики с другими разделами науки о языке;

2)Принцип контекстного рассмотрения стилистических средств;

3)Принцип учета стилистических норм и допустимости - недопустимости отступления от норм.

Методы обучения стилистике подразделяются на две группы:


Методы обучения стилистическим ресурсам языка:

Методы обучения стилистике дифференцированной речи:

1. Метод сообщения стилистических сведений;

1. Стилистический анализ текста;

2. Стилистический анализ слов и конструкций;

2. Создание конструкций текста в том или ином смысловом ключе;

3. Беседа, предполагающая использование словарей, справочных пособий;

3. Совершенствование созданных учащимися текстов.

4. Самостоятельная работа по выявлению стилистических характеристик языковых средств.

Названные (указанные) методы обучения получают конкретную реализацию с помощью методических приемов:наиболее эффективными из них являются следующие:

Прием сравнения, сопоставления;

Прием синотилической замены;

Стилистический эксперимент;


Прием моделирования;

Прием рецензирования;

Прием решения познавательных задач.

Типология стилистических ошибок

Система стилистических упражнений


Упражнения, направленные на освоение стилистических норм

В фонетике

В лексике

В грамматике

Упражнения, направленные на осознание норм функционирования стилей

Нормы научных статей

Нормы делового стиля

Нормы разговорного стиля

Нормы публицистического стиля

Внутри указанных типов упражнений, в зависимости от характера и способа действий учащихся с учебным материалом, можно выделить пять групп упражнений:

Упражнения, направленные на распознавание, нахождение стилистических средств в данном языковом материале. Желательно использование справочной литературы в качестве объективных примеров стилистических норм.

Упражнения, направленные на определение функций, выполняемых языковыми средствами в тексте.

Упражнения, в которых требуется самостоятельно подобрать из газет, журналов, книг тексты различной стилевой принадлежности, охарактеризовать их, объяснить целесообразность состава и функций используемых средств.

Упражнения, предусматривающие употребление учащимися стилистических средств в собственной речи, в различных ее жанрах и стилевых разновидностях (сочинение с использованием авторского стиля, рецензии).


Упражнения на редактирование, среди которых могут быть выделены:

1) Упражнения на исправление речевых недочетов;

2)Упражнения на редактирование связных текстов.

Стилистические ошибки, их классификация, причины появления, пути предупреждения.

I. Ошибки, связанные с нарушением семантического критерия.


Ошибки

Причина

Предупреждение

1. Употребление слов в несвойственном им значении

Незнание лексического значения слов

Справочник

2. Тавтология (немотивированный повтор)

Недостаточное владение синонимикой языка

Составление синонимических родов, упражнения с привлечением слов-синонимов

3. Употребление плеонсутов

Неразличение значений слов

Упражнения с толкованием слов, словари аронимов и антонимов

4. Нарушение лексической сочетаемости

Незнание норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса

Упражнения по развитию умения вникать в точный смысл слова и словосочетания, редактирование текстов

5. Нарушение порядка слов в предложении


Незнание порядка слов

Упражнения по конструированию предложений

II. Ошибки, связанные с нарушением функционального критерия.

Ошибки

Причина

Предупреждение

1. Неоправданное многословие

Невнимание к правилам построения предложений, неумение отбирать слова

Упражнения, направленные на соблюдение стилистических норм, работа со справочной литературой, конструирование предложений

2. Неудачное использование эмоционально-оценочной окраски

Незнание стилистических пластов лексики

Упражнения по распознаванию стилистических норм

3. Немотивированное употребление ....

---

---

4. Неоправданное употребление книжных слов, профессиональных терминов

---

---

III. Ошибки, вызванные нарушением эстетического критерия.

Ошибки


Причина

Предупреждение

1. Неоправданное многословие

Невнимание к правилам построения предложений, неумение отбирать слова

Упражнения, направленные на соблюдение стилистических норм, работа со справочной литературой, конструирование предложений

2. Однообразие в построении предложений

Бедность мысли и языка

Развитие устной и письменной речи

3. Излишняя длина предложений

Неумение ясно выражать мысли

Развитие устной и письменной речи

4. Излишне рубленые фразы

Неумение пользоваться присоединительными конструкциями

Упражнения по анализу текстов различных стилей

5. Употребление штампов, снижающих эстетическую ценность

Недостаточное внимание к стилю

Работа с текстом различных стилей (деловой, научный, публицистический)

6. Нарушение благозвучия речи из-за скопления одинаковых звуков, морфем

Недостаточно развитое чувство языкового слуха


Слуховой и звуковой анализ текста

В школе усвоение норм литературного языка происходит при выполнении упражнений, проверяющих запоминание. Конечно, запоминание необходимо. Но если все же ученик забыл слово, правило, трудную словоформу и т.п., ему надо дать возможность не сделать ошибку, справившись в учебнике, словаре... Если он пытается воспользоваться умением не сделать ошибку, значит, он учится языку и совершенствует свое умение добывать знания самостоятельно, квалифицированно, т.е. идет процесс куда более важный, чем запоминание. Идет формирование не только потребителя языка, но и тонкого ценителя и потому защитника