litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 2 3 4 5 6
1. Обобщение информации альфа- и бета-хлорциклогексану

Характеристики рисков альфа- и бета-ГХГ свидетельствуют об их стойкости, способности к биоаккумуляции и токсичности, а также подверженности переносу на большие расстояния. Высокий уровень воздействия предполагается в загрязненных районах, которые до сих пор имеются по всему Земному шару и в районах Арктики. Альфа- и бета-ГХГ присутствуют в наземных и водных кормовых цепях, причем их концентрации вызывают обеспокоенность в плане воздействия на здоровье людей.

Альфа- и бета-ГХГ сами по себе не являются эффективными инсектицидами и широкое применение технического ГХГ в прошлом объяснялось присутствием активного изомера гамма ГХГ и его дешевизной. Была создана технология очистки технического ГХГ до гамма ГХГ, что привело к появлению спроса на линдан и образованию отходов, содержащих альфа- и бета-изомеры.

Таким образом, все ответившие стороны рекомендовали запрет производства и применения в качестве технически осуществимой и эффективной меры регулирования альфа- и бета-ГХГ, отметив их связь с линданом в качестве побочных продуктов его производства.

Ведущим источником загрязнения альфа- и бета-ГХГ было производство линдана, и, хотя в настоящее время оно сохраняется лишь в нескольких странах, многолетнее прошлое производство и неэффективные производственные процессы привели к образованию колоссальных объемов отходов в развитых и развивающихся странах.

Включение альфа- и бета-ГХГ в приложение A также означало бы применение положений статьи 3 об экспорте и импорте и статьи 6 о выявлении и обоснованном удалении запасов и отходов.

На основе заключений, содержащихся в характеристиках рисков по альфа- и бета-ГХГ (ЮНЕП, 2007a; ЮНЕП 2007b), их повсеместного распространения и высоких уровней в биоте и организме людей, можно ожидать, что управление содержащимися в отходах изомерами и устаревшими запасами путем осуществления на глобальном уровне мер регулирования окажет благоприятное воздействие на здоровье людей и на окружающую среду.

Однако экологически обоснованное управление этими остатками ГХГ сопряжено с большими расходами и может потребовать оказания финансовой и технической помощи развивающимся странам. Кроме того, решение проблем этих оставшихся от прошлого производства опасных отходов требует совместных усилий международных органов (например, Продовольственной и сельскохозяйственной организации, Организации экономического сотрудничества и развития, фондов глобальной окружающей среды), властей, промышленности и неправительственных организаций.

Если в решении о включении линдана в приложение A будут указаны сроки для поэтапного отказа от применения линдана в фармацевтических целях (см. ЮНЕП 2007c), то такие сроки также затрагивали бы полный отказ от производства альфа- и бета-ГХГ и подлежали бы указанию при включении этих химических веществ в Конвенцию.

Наконец, было показано, что меры регулирования альфа- и бета-ГХГ являются технически осуществимыми, эффективными и доступными и включают в себя: запрещение производства, применения, продажи и импорта, создание национальных кадастров, мониторинг, удаление отходов, включая запасы, очистка загрязненных участков и запрещение производства линдана. В силу этого их следовало бы рассмотреть их в качестве потенциальных мер регулирования, которые могут быть введены странами.

^ 2. Заключительное резюме по альфа- и бета-гексахлорциклогексану

Комитет по рассмотрению СОЗ Стокгольмской конвенции определил, что альфа- и бета-ГХГ в результате их переноса на большие расстояния могут создавать значительные неблагоприятные последствия для здоровья человека и/или окружающей среды, поэтому действия в глобальном масштабе обоснованы. После подготовки оценки регулирования рисков и анализа характеристик рисков были выявлены возможные меры регулирования, которые были сочтены эффективными и приемлемыми Сторонами Конвенции, представленными в КРСОЗ.

Всестороннее рассмотрение существующих мер регулирования, которые уже приняты в некоторых странах, показывает, что риски, вызываемые воздействием альфа- и бета-ГХГ на человека и окружающую среду, можно значительно сократить. Кроме того, ожидается, что меры регулирования будут содействовать достижению цели обеспечения того, чтобы к 2020 году химические вещества производились и применялись таким образом, чтобы свести к минимуму значительные неблагоприятные последствия для окружающей среды и здоровья человека, поставленной на Йоханнесбургской всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию.

В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Конвенции Комитет рекомендует Конференции Сторон Стокгольмской конвенции рассмотреть вопрос о включении альфа- и бета-ГХГ в приложение A.

Как подробно отмечено в оценке регулирования рисков по линдану (ЮНЕП, 2007c), Конференция Сторон, возможно, пожелает рассмотреть вопрос о том, чтобы разрешить конкретное единовременное переходное исключение для альфа- и бета-ГХГ в отношении производства линдана для лечения головного педикулеза и только в качестве фармацевтического средства для людей. Однако при рассмотрении данного вопроса необходимо принять во внимание высокую долю отходов в виде альфа- и бета-ГХГ по сравнению с выходом линдана, а также существование эффективных и рентабельных альтернатив линдану. Если такое конкретное переходное исключение будет сделано, потребуется дополнительно рассмотреть необходимость обеспечения обоснованного управления образующимися при этом отходами, включая альфа- и бета-ГХГ.

^ V. Перфтороктановый сульфонат

А. Рекомендация, касающаяся перфтороктанового сульфоната, в соответствии с предложением Швеции

1. В Комитет по рассмотрению стойких органических загрязнителей поступило заявление Швеции о включении перфтороктанового сульфоната (ПФОС) и 96 потенциально родственных ПФОС веществ в приложение А к Стокгольмской конвенции.

2. В соответствии с мандатом, предоставленным ему на основании Стокгольмской конвенции, и кругом ведения, в котором определяется его порядок деятельности, Комитет:

а) рассмотрел и применил критерии отбора, содержащиеся в приложении D к Конвенции, к представленной информации о ПФОС, на своем первом совещании, проведенном 7 11 ноября 2005 года, и к представленной информации о фториде ПФОС (ПФОСФ) на своем третьем совещании, проведенном 19 23 ноября 2007 года, и пришел к выводу о том, что, по его убеждению, критерии отбора в отношении как ПФОС, так и ПФОСФ были соблюдены;

b) предложил всем Сторонам и наблюдателям представить информацию о ПФОС и ПФОСФ, указанную в приложении Е к Конвенции;

с) обобщил дополнительную информацию, подготовил проект характеристики рисков в соответствии с приложением Е к Конвенции и препроводил его всем Сторонам и наблюдателям для получения замечаний;

d) рассмотрел проект характеристики рисков по ПФОС и полученные замечания на своем втором совещании 6-10 ноября 2006 года, а также проект характеристики рисков по ПФОСФ и полученные замечания на своем третьем совещании 19 23 ноября 2007 года;

е) постановил, что как ПФОС, так и ПФОСФ за счет его преобразования в ПФОС, могут вызвать серьезные неблагоприятные последствия для здоровья человека и/или окружающей среды, которые требуют глобальных действий,

f) запросил у всех Сторон и наблюдателей информацию, касающуюся соображений, указанных в приложении F к Конвенции;

g) подготовил оценку регулирования рисков, включая анализ возможных мер контроля;

h) рассмотрел характеристику рисков и оценку регулирования рисков по существу;

i) постановил в решении КРСОЗ-3/5, принятом на основе консенсуса на его третьем совещании, которое состоялось 19-23 ноября 2007 года, рекомендовать Конференции Сторон включить перфтороктановую сульфокислоту (КАС № 1763-23-1), ее соли и перфтороктановый сульфонилфторид (КАС № 307 35 7) в приложения А или В к Стокгольмской конвенции и указать соответствующие меры контроля;

j) препровождает настоящим свою рекомендацию Конференции Сторон в соответствии с пунктом 9 статьи 8.

3. К настоящей рекомендации прилагаются решение Комитета, касающееся оценки регулирования рисков (КРСОЗ-3/5), а также установочное резюме, обобщение информации и заключение, представленные в оценке регулирования рисков (UNEP/POPS/POPRC.3/20/Add.5). Копии всех докладов совещания и вспомогательная информация, касающаяся ПФОС и его солей и ПФОСФ, представлены на веб-сайте Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей (http://www.pops.int/poprc/).

^ В. Решение КРСОЗ-3/5: Перфтороктановый сульфона

Комитет по рассмотрению стойких органических загрязнителей,

оценив характеристику рисков по перфтороктановому сульфонату, принятую Комитетом на его втором совещании19,

посчитав, что перфтороктановый сульфонат может в результате его переноса в окружающей среде на большие расстояния вызывать серьезные неблагоприятные последствия для здоровья человека и/или окружающей среды, которые требуют глобальных действий,

посчитав, что одно из веществ, включенных в первоначальное предложение по включению ПФОС в приложения А, В или С к Стокгольмской конвенции, перфтороктановый сульфонилфторид (ПФОСФ), является наиболее распространенным исходным материалом для различных производных ПФОС, что вероятность разложения ПФОСФ до ПФОС очень велика и что по этой причине включение ПФОСФ вместе с кислотой ПФОС и ее солями будет наиболее эффективной мерой по сокращению выбросов ПФОС в окружающую среду,

придя к выводу в решении КРСОЗ-3/11 о том, что ПФОСФ удовлетворяет критериям, изложенным в приложении D к Конвенции,

постановив в решении КРСОЗ-3/11 в соответствии с пунктом 7 а) статьи 8 Конвенции, что ПФОСФ за счет его преобразования в ПФОС может вызвать в результате переноса в окружающей среде на большие расстояния серьезные неблагоприятные последствия для здоровья человека и/или окружающей среды, которые требуют глобальных действий,

завершив оценку регулирования рисков по ПФОС в соответствии с пунктом 7 а) статьи 8 Стокгольмской конвенции,

1. принимает оценку регулирования рисков по ПФОС, содержащуюся в документе UNEP/POPS/POPRC.3/20/Add.5,

2. постановляет в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Конвенции рекомендовать Конференции Сторон рассмотреть вопрос о включении перфтороктановой сульфокислоты (КАС № 1763 23 1), ее солей и перфтороктанового сульфонилфторида (КАС № 307 35 7) в приложения А или В к Конвенции и рассмотреть вопрос об указании соответствующих мер контроля;

3. предлагает в соответствии с пунктом 7 а) статьи 8 Конвенции Сторонам и наблюдателям представить секретариату любую дополнительную информацию, указанную в приложении F и, в частности, информацию о производстве (текущем и прогнозируемом), других видах применения и альтернативах до 5 февраля 2008 года.

^ С. Установочное резюме, обобщение информации и заключительное резюме, представленные в оценке регулирования рисков по ПФО20

Установочное резюме

Предложение о включении ПФОС и 96 связанных с ПФОС веществ в число СОЗ было внесено Швецией в 2005 году. На втором совещании Комитета по рассмотрению СОЗ было решено, что ПФОС ввиду его способности к переносу в окружающей среде на большие расстояния способен оказывать значительное вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду, которое требует глобальных действий.

ПФОС является как веществом, производимым преднамеренно, так и непреднамеренным продуктом распада связанных с ним антропогенных химикатов. К числу наиболее подходящих для него мер в рамках Конвенции относится включение этого вещества в приложение А или В. Чтобы сохранить возможность применения ПФОС и связанных с ним веществ, подверженных распаду с образованием ПФОС, для некоторых важнейших целей, можно было бы предусмотреть допустимую цель/конкретное исключение для применения ПФОС и ряда сопутствующих ПФОС химических веществ и производства ПФОС и ряда сопутствующих ПФОС химических веществ как промежуточного продукта, только в пределах необходимого для получения других химических веществ, предназначенных для этих важнейших видов применения, сопроводив это подробным изложением условий такого применения в виде новой части III приложения А или В. Запасы и отходы, содержащие ПФОС или вещества, связанные с ПФОС, подпадали бы под действие положений статьи 6.

^ 1. Обобщение информации

1.1 Резюме информации, содержащейся в характеристике рисков

Перфтороктановый сульфонат (ПФОС) представляет собой полностью фторированный анион, широко используемый для ряда целей в виде соли или включаемый в состав более крупных полимеров. Благодаря своим поверхностно-активным свойствам он находил и находит разнообразное применение, чаще всего в составах для пенного пожаротушения, а также для придания жиро-, водо- и грязестойких/отталкивающих свойств различным поверхностям. ПФОС может образовываться при распаде многих родственных ему веществ, именуемых веществами, связанными с ПФОС (см. определение в разделе 1.1.2). Объемы различных производных от ПФОС веществ широко варьируются – от менее одной тонны до сотен тонн.

ПФОС и связанные с ПФОС вещества могут высвобождаться в окружающую среду при их производстве, в процессе их использования в коммерческом секторе и в быту, а также при удалении использованных химических веществ, продукции и изделий, в состав которых входят эти вещества.

О темпах и масштабах образования ПФОС из связанных с ним химических веществ известно мало; они могут зависеть от конкретного вещества. Недостаток данных весьма затрудняет определение итогового вклада процессов трансформации каждого из связанных с ПФОС веществ в повышение концентраций ПФОС в окружающей среде. Однако исключительная стабильность ПФОС позволяет предположить, что именно он является конечном продуктом распада всех связанных с ПФОС веществ.

ПФОС отличается чрезвычайной стойкостью. В опытах по его гидролизу, фотолизу и биодеградации не было замечено никаких признаков разложения этого вещества, независимо от окружающих условий. Единственный известный способ разложения ПФОС – сжигание при высоких температурах под технологическим контролем.

Способность ПФОС к биоаккумуляции соответствует критериям приложения D, о чем свидетельствуют резко повышенные концентрации этого вещества, обнаруженные в организме хищников, занимающих верхние ступени пищевой цепи – таких, как белый медведь, нерпа, белоголовый орлан и норка. Наиболее примечательным фактом является обнаружение высоких концентраций ПФОС в организмах арктических животных на большом удалении от антропогенных источников загрязнения. Содержание ПФОС зафиксировано в биоте высших трофических уровней и в организмах таких хищников, как рыбы, рыбоядные птицы, норки, а также в арктической биоте. Доказано также, что в организме хищных птиц (например, орлов) накапливаются более высокие концентрации ПФОС, чем у птиц нижестоящих трофических уровней. Даже в условиях сокращения выпуска ПФОС некоторыми его производителями дикие животные, и в частности птицы, могут продолжать подвергаться воздействию таких стойких и способных к биоаккумуляции веществ, как ПФОС, просто в силу их стабильности и накопления в природе в течение длительного времени.

Имеющаяся информация свидетельствует о том, что ПФОС соответствует установленным критериям способности к переносу на большие расстояния. Это очевидно из данных мониторинга, выявившего резко повышенные концентрации ПФОС в различных районах северного полушария. Особенно это заметно на примере арктической биоты, на большом расстоянии от антропогенных источников. ПФОС также отвечает конкретным критериям, касающимся периода полураспада в атмосфере.

ПФОС соответствует критерию вредного воздействия. Доказана его токсичность для млекопитающих, проявлявшаяся в ходе исследований субхронического воздействия с повторением дозы при низких концентрациях, а также репродуктивная токсичность для крыс, потомство которых гибло вскоре после рождения. ПФОС токсичен для водных организмов, из которых наибольшую чувствительность к его воздействию проявляют креветка-мизида и Chironomus tentans.

Добровольное свертывание производства ПФОС его основным поставщиком в США, наряду с мерами государственного регулирования, привело на сегодняшний день к сокращению производства и использования связанных с ПФОС веществ. Однако ПФОС или связанные с ним вещества до сих производятся в некоторых странах и продолжают использоваться во многих государствах. Учитывая имманентные свойства ПФОС в сочетании с продемонстрированными или потенциальными его концентрациями в окружающей среде, способными превышать пороги воздействия для некоторых видов животных, находящихся на высших трофических уровнях – таких, как рыбоядные птицы и млекопитающие; учитывая также широкую распространенность ПФОС в биоте, в том числе в отдаленных районах, и то, что прекурсоры ПФОС могут быть одним из факторов, способствующих повышению его уровней в окружающей среде в целом, на втором совещании КРСОЗ был сделан вывод о том, что ПФОС может в результате его переноса в окружающей среде на большие расстояния вызвать серьезные неблагоприятные последствия для здоровья человека и окружающей среды, которые потребуют глобальных действий.

^ 1.2 Предлагаемые меры регулирования рисков

В соответствии со статьей 1 Конвенции целью регулирования ПФОС должна быть защита здоровья людей и окружающей среды от СОЗ. При этом необходимо учитывать также способность всех связанных с ПФОС веществ разлагаться, образуя ПФОС, и тем самым способствовать повышению его общего содержания в окружающей среде.

Включение ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ в Конвенцию может способствовать урегулированию целого ряда аспектов жизненного цикла веществ, включая их производство, применение, импорт и экспорт, а также изданию предписаний по контролю за выбросами, например путем применения НИМ/НПД или других мер в целях сокращения и в конечном счете прекращения высвобождения веществ в окружающую среду. Включение ПФОС и/или связанных с ПФОС веществ в Конвенцию также распространило бы на него действие положений статьи 6 о запасах и отходах.

Учитывая сложность решения вопроса о ПФОС и большое количество связанных с ним веществ, которые могут увеличивать общий объем ПФОС, высвобождаемого в окружающую среду, имеется несколько возможных вариантов того, что включать в Конвенцию. Первоначально шведский список включал 96 веществ, помимо аниона перфтороктанового сульфоната. Сам анион не следует включать, поскольку он никогда не встречается отдельно, а всегда с противоположным ему катионом. В КРСОЗ-1 было решено включить анион, кислоту и его соли. Один из вариантов может, таким образом, включать кислоту и его соли. Основанием для этого является разумное предположение, что все соли ионизированы и разлагаются в окружающей среде, высвобождая анион. Даже когда речь идет о крайне труднорастворимых солях, получается равновесная концентрация свободного аниона ПФОС, который может соединяться с более растворимым катионом и попадать в биоту. Учитывая крайнюю стойкость ПФОС, можно сделать вывод, что за определенный период времени все соли преобразуются в ПФОС, увеличив общий объем ПФОС, попадающего в окружающую среду.

Большей частью ПФОС, применяемый в технике, имеет форму производных от ПФОС веществ. Можно снова возразить, что, учитывая крайнюю стойкость ПФОС, все связанные с ПФОС вещества будут со временем распадаться до ПФОС, что будет увеличивать общий его объем, попадающий в окружающую среду. Такая аргументация в определенной мере опирается на физико-химические соображения и результаты моделирования. С другой стороны, экспериментальные данные для подтверждения этого подхода ограничены, и потребуется затратить очень много времени и ресурсов для экспериментального подтверждения утверждения о том, что буквально каждое производное от ПФОС вещество разлагается таким образом, что увеличивает общий объем ПФОС, попадающего в окружающую среду.

Одно из 96 веществ, включенных в шведский перечень - фтористый сульфонил ПФОС, 1 фтористый октаносульфонил, 1,1,2,2,3,3,4,4,5,5,6,6,7,7,8,8,8-гептадекафтор (КАС № 307-35-7) (ПФОСФ) – занимает центральное место в производстве производных от ПФОС веществ (Lehmler, 2005). Это - самый распространенный исходный материал для синтеза различных типов связанных с ПФОС веществ, применяемых в настоящее время. Вероятность разложения этого вещества до ПФОС достаточно высока, чтобы не сомневаться, что оно будет увеличивать общий объем ПФОС, попадающий в окружающую среду. Таким образом, ПФОСФ является явным прекурсором ПФОС в окружающей среде. Если контролировать/ включить в список ПФОСФ вместе с ПФОС-кислотой и ее солями, то все производные от ПФОС вещества будут охвачены. Поэтому подобный перечень весьма эффективно способствовал бы сокращению любого попадания ПФОС в окружающую среду.

Включение ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ в приложение А к Конвенции поставило бы под запрет производство, применение, импорт и экспорт ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ (кроме того, что разрешено Конвенцией для целей экологически безопасного удаления) и могло бы быть увязано с конкретными исключениями, в которых указывались бы предельные сроки прекращения остающегося производства и применения ПФОС. В связи с этим приложение А также можно было бы дополнить частью III, в которой подробнее говорилось бы о важнейших видах применения ПФОС и/или связанных с ПФОС веществ и о надлежащих условиях их производства и применения, включая ограничения по времени.

Включение ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ в приложение B к Конвенции поставило бы под запрет производство, применение, импорт и экспорт ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ, кроме как для конкретно указанных допустимых целей/в рамках конкретных исключений, подобных вышеупомянутым видам применения, для которых на сегодняшний день не найдено заменителей ПФОС. В связи с этим приложение В можно было бы дополнить частью III, в которой подробнее говорилось бы о важнейших видах применения ПФОС и/или связанных с ПФОС веществ и о надлежащих условиях их применения, включая, в случае необходимости, сроки проведения обзора и пересмотра.

Предлагаемые варианты мер регулирования в отношении ПФОС сводятся к следующему:

I. ПФОС может быть включен в приложение A, с конкретными исключениями или без таковых; при этом к приложению A была бы добавлена новая часть III с подробным указанием мер в отношении каждого вещества либо групп веществ, связанных с ПФОС-кислотой, ее солями и ПФОСФ, или видов применения таких веществ; или

II. ПФОС может быть включен в приложение B, с указанием конкретных допустимых целей применения или конкретных исключений; при этом к приложению В была бы добавлена новая часть III с подробным указанием мер в отношении каждого вещества либо групп веществ, связанных с ПФОС-кислотой, ее солями и ПФОСФ, или видов применения таких веществ.

Ниже приводятся дополнительные соображения по поводу этих вариантов.

^ Вариант I. Включение ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ в приложение A

Включение ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ в приложение A было бы обоснованным постольку, поскольку это преднамеренно производимое вещество обладает свойствами СОЗ. Это четко дало бы понять, что производство и применение ПФОС должны быть поэтапно прекращены. Это также могло бы иметь последствия для стран, присоединяющихся к Конвенции в отношении данного вещества, в свете его продолжающегося применения для целей, для которых ему не найдено заменителей.

С тем, чтобы разрешить использование ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ для наиболее важных целей, можно было бы сделать исключение для его производства и применения, например "в пределах, необходимых для производства других химических веществ, подлежащих применению лишь в соответствии с частью III настоящего приложения". Однако разработать и применять конкретные исключения для некоторых важнейших видов использования, для которых ПФОС не имеет заменителей, может быть нелегко, учитывая, наряду с другими соображениями, общий предельный срок в пять лет, с возможностью его продления применительно к конкретным исключениям.

Этот вариант может быть использован всеми Сторонами; в подобном случае им не пришлось бы регистрировать соответствующее исключение. Это также подразумевало бы, что любые предельные сроки должны быть указаны в новой части III приложения A. Представленная информация указывает на то, что для некоторых видов применения определить такие предельные сроки на данном этапе может быть трудно.

^ Вариант II. Включение ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ в приложение B

Включение ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ в приложение B было бы обоснованным постольку, поскольку это преднамеренно производимое вещество обладает свойствами СОЗ. При этом разрешалось бы его использование для ряда конкретно оговоренных допустимых целей/в рамках конкретных исключений ввиду существующей сейчас неясности в отношении того, удастся ли в ближайшие пять-десять лет найти замену ПФОС в ряде важнейших областей его применения.

Для того чтобы предусмотреть возможность использования связанных с ПФОС-кислотой, ее солями и ПФОСФ веществ в важнейших областях применения, производство ПФОС можно было бы мотивировать приемлемой целью, например "в пределах, необходимых для производства других химических веществ, подлежащих применению лишь в соответствии с частью III настоящего приложения".

Согласно дополнительной информации, полученной из Китая, у многих развивающихся стран, включая Китай, не хватает необходимых знаний и соответствующих стандартов для проведения проверок и создания систем правоприменения по регулированию рисков в отношении ПФОС.

Негативные последствия и потенциальные риски, обусловленные воздействием ПФОС, не были признаны в полной мере, и в большинстве отраслей еще не придают значения вопросу его замены и поэтапного вывода из производства.

Большинство используемых китайской промышленностью продуктов, в производстве которых применяется ПФОС (например, для обработки текстильных изделий или полупроводниковые изделия), в основном импортируются из развитых стран. Поскольку содержание ПФОС в этих продуктах четко не маркируется, Китай в настоящее время не может реализовать надлежащую систему регулирования рисков. Китай настоятельно призовет экспортеров представлять информацию, значимую с точки зрения Конвенции.

В сферах применения ПФОС в развивающихся странах, в целом, отсутствуют альтернативные продукты/технологии, обеспечивающие техническую и экономическую осуществимость, а также экологическую безопасность. В связи с отсутствием подробной информации об альтернативных технологиях невозможно оценить ни их экологическую безопасность, ни их осуществимость для развивающихся стран с точки зрения технических и экономических возможностей. Поэтому необходимо предложить Сторонам Конвенции представлять соответствующую информацию и стимулировать техническое содействие и передачу технологий.

1.3. Выводы

В конечном счете выбор между приложением А или В является политическим вопросом в данном случае. Складывается впечатление, что технических оснований для принятия решения в пользу того или другого нет. Оба приложения можно скорректировать для уточнения соответствующих мер контроля. Ниже приводятся некоторые соображения относительно мер контроля.

^ 1.4. Составные части стратегии сокращения рисков

Для следующих видов применения, которые были традиционно распространены в США, Канаде и ЕС, имеются и используются заменители: составов для пенного пожаротушения, ковровых покрытий, кожаных/швейных изделий, текстильных/обивочных материалов, бумаги и упаковочных материалов, лакокрасочных покрытий и добавок к ним, промышленных и бытовых чистящих материалов, а также пестицидов и инсектицидов.

На основании представленной Комитету информации трудно с определенностью говорить о возможности замены ПФОС в ряде конкретных случаев применения. Поэтому потребность в нем для некоторых важнейших видов применения сохранится на обозримую перспективу. Чтобы учесть эту потребность, можно было бы, приняв во внимание возможность использования заменителей и время, необходимое для перехода на них, оговорить конкретные исключения и/или допустимые цели для производства в пределах того, что необходимо для производства других химических веществ, предназначенных только для нижеупомянутых видов применения, не считая производства ПФОС-кислоты, ее солей и ПФОСФ как промежуточных веществ для производства других химических веществ, предназначенных для этих видов применения. Можно предусмотреть также конкретные исключения или допустимые цели применения, для которых могут иметься заменители. С учетом факторов риска, оценка важнейших видов применения будет включать следующее: фоторезисторы или просветляющие покрытия для фотолитографии; получение фотолитографических оттисков; производство фотографий; авиационные гидравлические жидкости и некоторое медицинское оборудование. Другие виды применения, для которых могут иметься заменители, включают: приманки для борьбы с муравьями-листорезами; металлизированные гальванопокрытия; составы для пенного пожаротушения, а также части для электро- и электронных приборов. Более подробно изложить условия применения связанных с ПФОС веществ можно было бы в новой части III приложения A или B. Такая часть III могла бы предусматривать:

  • что для окончательного отказа от важнейших видов применения вещества каждой Стороне следует принять меры, следуя установленным приоритетам, например:

  • в первую очередь постепенно отказаться от видов применения, для которых могут иметься заменители, нуждающиеся в поэтапном вводе в оборот: например, для металлизированных гальванопокрытий, составов для пенного пожаротушения, частей для электро- и электронных приборов и использования вещества в производстве приманок для борьбы с муравьями-листорезами;

  • каждой Стороне, применяющей вещество, разработать и осуществить план действий, являющийся составной частью плана действий, указанного в статье 7, который мог бы предусматривать разработку регулирующих и других механизмов, призванных обеспечить, чтобы применение вещества ограничивалось конкретными исключениями, перечисленными выше, и использование альтернативных продуктов, методов и стратегий во всех являющихся исключением видах применения;

  • каждой Стороне, применяющей вещество, надо раз в пять лет готовить отчет о ходе отказа от использования этого вещества и в соответствии со статьей 15 представлять его Конференции Сторон;

  • Конференция Сторон могла бы раз в пять лет рассматривать эти отчеты в своих обзорах, посвященных продвижению по пути к окончательному отказу от применения этого вещества;

  • Конференция Сторон могла бы также по мере поступления новой информации о появлении менее опасных заменителей или технологий пересматривать вопрос о допустимых целях, с тем чтобы обеспечить поэтапный отказ от применения вещества сразу же после того, как становится возможным технически и экономически оправданное использование менее опасных заменителей;

  • Стороны могли бы в пределах своих возможностей поощрять научные исследования и разработки безопасных альтернативных химических и нехимических продуктов, методов и стратегий для Сторон, применяющих вещество;

  • от Сторон, применяющих вещество, можно было бы потребовать соответствующим образом принимать в расчет соответствующие части общего руководства по НИМ и НПД, содержащиеся в части V приложения С.

Следует учитывать также отличие тех видов применения, которые сопряжены с риском широкого распространения вещества в окружающей среде, и тех, которые с ним не связаны.

^ 2. Заключительное резюме

В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Конвенции Комитет рекомендует Конференции Сторон Стокгольмской конвенции рассмотреть вопрос о включении перфтороктановой сульфониевой кислоты (КАС № 1763-23-1), ее солей и 1-октансульфонилфторида, 1,1,2,2,3,3,4,4,5,5,6,6,7,7,8,8,8-гептадекафтор (КАС № 307-35-7) в приложение A или B и определении надлежащих мер регулирования в соответствии с изложенным выше.

^ VI. Коммерческий октабромдифениловый эфир

А. Рекомендация, касающаяся коммерческого октабромдифенилового эфира, в соответствии с предложением Европейского сообщества и его государств членов, являющихся Сторонами Конвенции

1. В Комитет по рассмотрению стойких органических загрязнителей поступило предложение Европейского сообщества и его государств-членов, являющихся Сторонами Конвенции, о включении коммерческого октабромдифенилового эфира (к окта БДЭ) в приложения А, В и/или С к Стокгольмской конвенции.

2. В соответствии с мандатом, предоставленным ему на основании Стокгольмской конвенции, и кругом ведения, в котором определяется порядок его деятельности, Комитет:

а) рассмотрел и применил критерии отбора, содержащиеся в приложении D к Конвенции, к представленной информации о к-окта-БДЭ на своем втором совещании 6 10 ноября 2006 года и сделал вывод о том, что, по его убеждению, критерии отбора были выполнены;

b) предложил всем Сторонам и наблюдателям представить информацию, указанную в приложении Е к Конвенции;

с) обобщил дополнительную информацию и подготовил проект характеристики рисков в соответствии с приложением Е к Конвенции и препроводил его всем Сторонам и наблюдателям для получения замечаний;

d) рассмотрел проект характеристики рисков и полученные замечания на своем третьем совещании, состоявшемся 19-23 ноября 2007 года;

е) постановил, что гекса- и гептабромдифениловые эфиры, являющиеся компонентами к окта БДЭ, в результате их переноса в окружающей среде на большие расстояния могут вызвать серьезные неблагоприятные последствия для здоровья человека и/или окружающей среды, которые требуют глобальных действий;

f) запросил у всех Сторон и наблюдателей информацию, касающуюся соображений, указанных в приложении F к Конвенции;

h) подготовил оценку регулирования рисков, включая анализ возможных мер по контролю;

g) рассмотрел характеристику рисков и оценку регулирования рисков по существу;

i) постановил на основе консенсуса на своем четвертом совещании, состоявшемся 13 17 октября 2008 года, рекомендовать Конференции Сторон рассмотреть вопрос о включении в приложение А к Стокгольмской конвенции 2,2',4,4',5,5' гексабромдифенилового эфира (БДЭ-153, КАС № 68631-49-2 ) 2,2',4,4',5,6' гексабромдифенилового эфира (БДЭ-154, КАС № 207122-15-4), 2,2',3,3',4,5',6 гептабромдифенилового эфира (БДЭ-175, КАС № 446255-22-7) и 2,2',3,4,4',5',6 гептабромдифенилового эфира (БДЭ-183, КАС № 207122-16-5), а также других гекса- и гептабромдифениловых эфиров, присутствующих в коммерческом октабромдифениловом эфире, с использованием БДЭ 153, БДЭ 154, БДЭ 175 и БДЭ 183 в качестве маркеров для правоприменительных целей;

j) препровождает настоящим свою рекомендацию Конференции Сторон в соответствии с пунктом 9 статьи 8.

3. К настоящей рекомендации прилагаются решение Комитета, касающееся оценки регулирования рисков (КРСОЗ-4/1), а также установочное резюме, обобщение информации и заключение, представленные в оценке регулирования рисков (UNEP/POPS/POPRC.4/15/Add.1). Копии всех докладов совещания и вспомогательная информация, относящаяся к коммерческому октабромдифениловому эфиру, размещены на веб-сайте Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей (http://www.pops.int/poprc/).

^ В. Решение КРСОЗ-4/1: Коммерческий октабромдифениловый эфи

Комитет по рассмотрению стойких органических загрязнителей,

оценив характеристику рисков по коммерческому октабромдифениловому эфиру, принятую Комитетом на его третьем совещании21,

посчитав, что гекса- и гептабромдифениловые эфиры, которые являются компонентами коммерческого октабромдифенилового эфира, могут в результате их переноса в окружающей среде на большие расстояния вызывать серьезные неблагоприятные последствия для здоровья человека и/или окружающей среды, которые требуют глобальных действий,

завершив оценку регулирования рисков по коммерческому октабромдифениловому эфиру в соответствии с пунктом 7 а) статьи 8 Стокгольмской конвенции,

1. принимает оценку регулирования рисков по коммерческому октабромдифениловому эфиру, содержащуюся в документе UNEP/POPS/POPRC.4/15/Add.1;

2. постановляет в соответствии с пунктом 9 статьи 8 Конвенции рекомендовать Конференции Сторон рассмотреть вопрос о включении в приложение А к Стокгольмской конвенции 2,2',4,4',5,5' гексабромдифенилового эфира (БДЭ-153, КАС № 68631-49-2), 2,2'4,4',5,6'-гексабромдифенилового эфира (БДЭ 154, КАС № 207122-15-4), 2,2'3,3',4,5',6-гептабромдифенилового эфира (БДЭ-175, КАС № 446255-22-7) и 2,2',3,4,4',5',6-гептабромдифенилового эфира (БДЭ-183, КАС № 207122-16-5), а также других гекса- и гептабромдифениловых эфиров, присутствующих в коммерческом октабромдифениловом эфире, с использованием БДЭ-153, БДЭ 154, БДЭ-175 и БДЭ-183 в качестве маркеров для правоприменительных целей.

^ С. Установочное резюме, обобщение информации и заключительное резюме, представленные в оценке регулирования рисков по коммерческому октабромдифениловому эфир22

Установочное резюме

Термин "к октаБДЭ" означает предназначенную для коммерческого использования смесь, содержащую полибромированные дифенилэфиры, в состав которой обычно входят конгенеры пента- и декабромдифенилэфиров. К октаБДЭ использовался в качестве огнезащитной добавки, главным образом, при производстве пластмасс для получения полимеров, применяемых при изготовлении корпусов офисного оборудования, содержащего электронные компоненты. По оценкам, ежегодное мировое производство к октаБДЭ в 1994 году составило 6 000 тонн, а к 2001 году сократилось до 3 800 тонн. В мировом масштабе 70% к октаБДЭ использовалось в составе акрилонитрилбутадиенстирола (АБС). Другими несущественными видами применения являются ударопрочный полистирол (УПП), полибутилентерефталата (ПБТ) и полиамидные полимеры.

Производство было постепенно свернуто в ЕС, Норвегии, Швейцарии, Канаде и США на начальном этапе середины 2000-х годов. В Японии к октаБДЭ никогда не производился, его импорт и продажа были добровольно постепенно свернуты к 2005 году. Не имеется никаких сведений о том, продолжается ли его производство в развивающихся странах. Сообщалось, что в настоящее время на мировом уровне почти невозможно купить к октаБДЭ. Поэтому выбросы при производстве, обработке и переработке в этих странах или регионах должны уже прекратиться либо они, вероятно, близки к нулю. Выбросы при применении, ликвидации и утилизации обусловлены летучими и частичными потерями. По оценкам, за 10 лет службы изделия, содержащего к октаБДЭ, улетучивается около 0,54% содержащегося в нем к октаБДЭ. Соответствующая оценка частичной потери составляет 2%. Выбросы смешиваются с почвой предприятий или городов и пылью (