litceysel.ru
добавить свой файл
1
ДОКЛАД


Дорогие товарищи участники семинара – совещания.

Еще раз приветствуем вас как самых дорогих гостей технического университета.

В своем кратком выступлении я отказался от презентации доклада поскольку это лишь интегрированные тезисы.

Позавчера наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев на первой кнопке дал емкую оценку работе высшей школы РФ Пора прекратить плодить огромное число экономистов и юристов. Ситуация с экономикой требует роста инженерного корпуса особенно по важнейшим прорывным направлениям.

Здесь находится просвещенная аудитория и мне нет смысла формулировать условия для подготовки высококлассного инженера, кстати, другой нам и не нужен. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции 0,3-0,5%, США -36%, Японии – 30%, Германии- 17%. По развитию инноваций в экономике Россия на 49-м месте в мире, по индексу патентной активности почти там же. Без фундаментального образования и фундаментальной науки модернизация России невозможна и это прекрасно понимает Президент.

Я всю жизнь проработал в вузах (Томском и Алтайском политехнических). И несмотря на обилие проблем в высшей школе и, особенно в последние годы, скажу без лукавства. Остаться России сырьевым придатком Европы или стать полноправным игроком в сфере высокоэффективной экономики, способной обеспечить нашему народу достойную жизнь, этот вопрос сегодня решается в общеобразовательной школе.

Наверняка многие из присутствующих ждут, что я буду говорить о необходимости укрепления математики и естественно -аучных дисциплин, конечно буду. Но назову главную проблему школы. Ошеломляюще низкий для 21-го века уровень финансирования общеобразовательной школы. Без решения этой проблемы закон об образовании, новые стандарты, как уже утвержденные, так и еще обсуждаемые, все уйдет в песок и обсуждать необходимо их только в комплексе с имиджем учителя, его загрузкой, его зарплатой, его социальным статусом и его безопасной жизнедеятельностью. Только тогда, когда он обеспечит себе и двум трем иждивенцам достойную жизнь, когда не будет встречать сочувственный взгляд после сообщения, что работает в школе, он повернется лицом к инновациям. Обсуждать их без комплексного подхода – время терять.


В октябре прошлого года состоялся всероссийский съезд учителей математики. Замечательное событие. Спасибо Садовничему. Коллективный разум участников съезда учителей родил прекрасную заключительную резолюцию, в нем каждый пункт крик о наболевшем и устремление в будущее. Считаю необходимым, чтобы с ней ознакомились как можно больше граждан нашей страны. Предлагаю также в резолюции нашего совещания потребовать всероссийского съезда учителей физиков. Желательно под председательством нобелевского лауреата академика Алферова! Кстати, в резолюции съезда математиков приведено предложение о проведении съездов других учителей предметников. Состояние с физикой сегодня таково , что это неотложно.

Современного инженера необходимо взращивать с младых ногтей. Математика, физика, химия, техническое творчество самых различных направлений. За всем за этим - учителя, дети, материальная база, огромная организационная работа. Вне среды такого обитания безусловно появятся необходимые нам инновационные инженеры - одиночки, а нам нужны сотни тысяч! Нам необходима интеллектуальная среда. Фальсификаторы, лжеученые, экстрасенсы, астрологи заполонили СМИ. Только представьте астрономия в школе тихо почила, а ее «глупая невежественная тетка» астрология цветет и пахнет, не вылезая со всех кнопок российского телевидения.

Опуская в невежество большую часть населения мы затем вынуждены подыгрывать их вкусам. Дискурсивное, логическое мышление подменяется образным художественным, интуитивным для всех случаев, включая строительство моста и поимку преступника. А затем смотрим с упоением передачи как Ельцин посылал к Ванге гонцов, чтобы помогла выиграть выборы. Образование вынуждено упрощаться и падать по уровню. Эффективная математическая и естественно -аучная подготовка в общеобразовательной школе – основа научного мировоззрения. Поддержание в стране кране необходимого слоя технической и военно-технической интеллигенции крайне необходимо для формирования инновационной экономики, повышения техногенной безопасности населения и т.д. и т.п. Когда говорят, что математика или физика в школе нужна для поступления в вуз, хотелось бы ответить: « Да нужна, но в третью очередь!»


Интеллектуальное развитие и возбуждение интереса к познанию окружающего мира, формирование мировоззрения, возможность общаться с широким кругом интеллигенции – вот главные цели математического образования и изучения естественно -аучных дисциплин. 69,2% учителей по математике на своем съезде ответили, что математическое образование за последние 10 лет ухудшилось!

В завершение хочу сделать ряд предложений в решение нашего совещания.


  1. Управлению по образованию и делам молодежи;

- тщательно отслеживать попытки учителей, директоров школ и педагогических коллективов препятствовать пожеланиям учеников выпускных классов расширить свой список экзаменов по ЕГЭ;

- не допускать снижения уровня зарплаты учителей и администрации школ из-за результатов сдачи ЕГЭ (Сначала мы формируем ненадлежащие условия для освоения дисциплин, а потом преследуем учителей. Надо помнить, что с переходом на ЕГЭ, успех будет способствовать прежде всего тому учителю, кто извините натаскивает на вопросы Экзамена. Но разве физика математика сводится к ним. Она сводится к креативному, дискурсивному мышлению, к основам научного мировоззрения, а это далеко не одно и то же.

2. Развивать сложившуюся систему в крае работы с одаренными детьми, обратить внимание что в последние годы существенно сократился сектор физико-математического и технического творчества школьников.

  1. Создать в крае постоянно действующие Ассоциации учителей математики и физики, которые будут консолидировать усилия педагогов по разработке и обсуждению стратегических проблем соответствующего образования, на общественной основе выявлять случаи небрежения по отношению к ним в отдельных школах и предавать их гласности.

  2. Поднять уровень технического творчества детей-школьников, хотя бы до соответствующего концу прошлого века.
  3. Предложение о съезде физиков – учителей я уже озвучивал



Сёмкин Б.В., д.ф.-м.н., профессор, первый проректор АлтГТУ

Доклад на краевом семинаре-совещании директоров школ и детско-юношеских центров, учителей физики и педагогов дополнительного образования по научно-техническому творчеству, организаторов работы с одаренными учащимися «Совместные проблемы физико-математического и инженерного образования в школах и вузах Алтайского края» 17 февраля 2011 г