litceysel.ru
добавить свой файл
1

Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда г. Москвы

Шевченко Д.А.

Директор Центр маркетинга и информационного менеджмента,

кандидат философских наук, доцент

Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ 31 января 2002 г.


По данным ведущих кадровых агентств в 2001 году деловая активность в сфере предпринимательства на отечественном рынке труда достигла максимальных показателей.

Этому способствуют следующие основные факты, повлиявшие на рыночную ситуа-цию в сфере занятости:


  1. Зафиксированный рост общего промышленного производства, начавшийся с конца 2000 года. Более стабильная в целом экономическая ситуация в стране.

  2. Интенсивное развитие отраслей, связанных со сферой услуг, как пищевая, тек-стильная, мебельная, обувная, страхование, медицина и фармацевтика, образова-ние.

  3. Расширение и интенсивное внедрение в бизнес-практику новых рыночных тех-нологий управления, возникновение рыночных инфраструктурных сетей в сфере торговли и сбыта (вертикальные, горизонтальные сети сбыта).

  4. Увеличение объема использования рыночных инструментов и технологий веде-ния коммерческой деятельности, вызванных существующей конкуренцией, а именно использование маркетинга, рекламы, логистики, бизнес-планирования, управления финансами, системы контроля качества.

Эти и другие факторы характеризуют совершенно новые явления в социальной и экономической сфере жизни общества. Эти изменения требуют своего осмысления, поис-ка новых механизмов рыночной адаптации, в первую очередь молодых специалистов в сфере занятости.

В проекте федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Рос-сийской Федерации на 2000-2005 годы", подготовленной Минтрудом России обращается внимание на недостаточное использование маркетингового подхода в анализе ситуации на рынке труда.

В конце 2001 года по заданию Департамента федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве было проведено маркетинговое исследование состояния и перспектив развития молодежного рынка труда г. Москвы. Исследование проводилось силами Научно-аналитического центра социальных проблем муниципального управления Академии труда и социальных отношений и Центра маркетинга и информационного ме-неджмента Российского государственного гуманитарного университета.


По существу рынок образовательных услуг плохо коррелируется с реальным секто-ром экономики. Это объясняется отсутствием возможностей эффективного прогнозирова-ния изменения структуры рабочих мест в ряде отраслей экономики по причине недоста-точных, а в ряде мест и полностью отсутствующих баз данных, отражающих спрос и предложение на рынке труда.

Конкуренцию на рынке труда в настоящее время следует рассматривать не между предложением со стороны молодых специалистов и спросом работодателей. Вакансий достаточно. Печать пестрит объявлениями - приглашением на работу, а между качества-ми, способностями в профессиональной работе самих специалистов. Исследования, про-водимые кадровыми агентствами, фиксируют увеличение спроса на квалифицированный персонал в среднем 25-40 % в 2001 году по сравнению с прошлым годом, а в отдельных отраслях, например в промышленности, спрос по некоторым вакантным позициям вырос в 2 раза. И здесь решающую роль играет образование. Тем не менее среди молодых спе-циалистов около 30% безработных. Чем же можно объяснить подобное противоречие?

Исследование показывает несоответствие профессиональных и квалификационных параметров молодых специалистов требованиям работодателей. Заказчиками у высшей профессиональной школы выступают в подавляющем большинстве население, родители, которые скорее психологически понимают ситуацию на рынке труда. Вузы же не готовы, даже теоретически, рассматривать и подходить к подготовке специалистов с точки зрения товарных категорий. Правда, сейчас активно обсуждаются и ведутся работы по разработке стандартов профессий. Несомненно, что в дальнейшем потребуется пересмотр образова-тельных стандартов.

Рынок нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требование "умение обучаться", кото-рое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда. В условиях рынка от работника требуется нали-чие базовых компетенций, позволяющих ему перемещаться с одного рабочего места на другое.


Сегодняшняя ситуация требует формирования эффективной системы адаптации и поддержки занятости (трудоустройства) молодых специалистов на современном рынке труда.

Стремительно формирующийся новый рынок труда требует новых организационно-экономических, технологических, культурно-образовательных форм и способов эффек-тивного использования накопленного отечественного духовно-нравственного и производ-ственного потенциала. Вместе с тем современная экономика формирует новые предложе-ния на рынке рабочих мест на профессии, по которым ранее не велась образовательная подготовка. Ниже приводится таблица, отражающая потребности новой экономики.

Таблица 1 Перечень востребованных специальностей по перспективным направлениям развития экономики

Наименования направлений

Наименования специальностей

1. Продвижение товаров и услуг на рынке

Специалист по связям с общественностью;
Специалист по технологии и дизайну упаковочного произ-водства;
Специалист по художественно-техническому оформлению печатной продукции (графика);
Специалист по коммерческой логистике;
Менеджеры по управлению материальными ресурсами и оптовой торговле;
Менеджеры по работе с клиентами в рекламном агентстве;
Сервис-инженеры в торговых фирмах

2. Создание компьютерных информационных систем, обеспечение техническими средствами и каналами информации

Инженер-технолог телекоммуникационных систем;
Системный аналитик;
Специалист по компьютерным сетям;
Специалист по защите информации;
Дизайнер (менеджер) средств массовой информации;
Системный программист;

Администратор баз данных;

Менеджер проекта в области информационных технологий


3. Инвестиционная политика и правовая защита

Экономист-менеджер по экономике и управлению научными исследованиями и проектированию;
Экономист-менеджер по управлению инновациями;
Экономист-менеджер по управлению экономической и информационной безопасностью;
Экономист-менеджер по экономике и управлению конкурентоспособностью;
Экономист-менеджер по управлению качеством;
Экономист-менеджер по управлению инвестиционными проектами;
Юрист по предпринимательскому и коммерческому праву;
Юрист по интеллектуальной собственности и правовой охране;
Специалист по экономике природопользования;
Специалист по антикризисному управлению

4. Модернизация промышленного производства

Инженеры-конструкторы машиностроительного производства;
Инженеры-технологи, инженеры-механики хлебопекарной, табачной, пивоваренной промышленности;
Инженеры-гидравлики, теплотехники, энергетики, сантехнических и вентиляционых систем;
Специалисты по материаловедению и новым материалам;
Специалисты по лазерной технике и лазерным технологиям;
Инженеры по технической эксплуатации транспорта

5. Управление персоналом

Специалист по управлению персоналом (экономисты);
Специалист по отбору персонала (кадровики);
Специалисты по психологической поддержке

Таблица показывает рост числа рыночных специальностей по сравнению с традици-онными. Наиболее востребованными на рынке труда в настоящее время являются специа-листы в области маркетинга (увеличение спроса по сравнению с 2000 годом на 20-30 %), топ-менеджеры (35-40 %), руководители проектов (15-25 %), логисты (20-25 %), специа-листы IT-технологий для Hi-Tech компаний и промышленности (35-45 %).


Отличительной чертой 2001 года специалисты считают возникновение существенно-го спроса на инженерно-технический персонал в области промышленного производства. Это: инженеры, технологи, директора производства, специалисты по контролю качества продукции для, в первую очередь пищевой, химической, мебельной, обувной, фармацев-тической промышленности.

Специалисты по этим направлениям работы востребованы на рынке рабочей силы. Проблема здесь скорее в возможностях высшей школы обеспечить качественную подго-товку по этим специальностям. Это, в свою очередь требует эффективной системы "об-ратной связи" в системе "спроса и предложения".

Требования работодателей к молодым специалистам

Уровень безработицы в Москве остаётся самым низким по России. Каждый пятый молодой москвич обеспокоен проблемой трудоустройства. Ежегодно московский рынок труда впитывает в себя до 50 тысяч выпускников высших учебных заведений.

Работодатели не имеют материальных и организационных возможностей активно развивать внутрифирменную профессиональную подготовку специалистов. Отсутствует также практика инвестирования высшей школы со стороны реального сектора экономики. В то же время требования к выпускникам по различным группам специальностей стано-вятся всё более жёсткими. Ниже приводится таблица требований работодателей к канди-дату, составленная по базам данных департамента федеральной государственной службой занятости и кадровых агентств на февраль 2000 г.

Таблица 2. Требования столичного работодателя к кандидату

Параметр

Диапазон по группам специальностей

департамент

агенства

Индивидуальные особенности личности


Пол

Более 11% всех вакансий только для женщин.
Дискриминация женского труда по отдельным профессиям незначительна.

Преобладание вакансий для женщин только для педагогов и бухгалтеров.
По другим специальностям шансы мужчин на 20-30% выше.

Возраст

Нет данных

мужчины: 23 - 45 лет
женщины: 23 - 40 лет

Внешний вид

Несоответствующий внешний вид - основная причина отклонения кандидатуры работодателем

Здоровье

Нет данных

Нет данных

Личностные качества (коммуникабельность, активность…)

Зависят от специфики предлагаемой работы

Квалификационно-профессиональные требования

Опыт работы по данной должности/специальности

18 - 74% вакансий

от 2 лет
71 - 93% вакансий

Знание рынка

Нет данных

0 - 15% вакансий

Наличие установившихся деловых связей или клиентской базы

Нет данных

0 - 26% вакансий

Образовательный уровень

Указывается в общем виде (в/о гуманитарное, техническое, медицинское, юридическое).
Средний балл выпускника 4,5 - 4,75.
В отдельных случаях указываются конкретные вузы

Специальность/специализация


В основном, указывается должность

Дополнительные профессиональные знания

Нет данных

6 - 58% вакансий

Знания в смежных областях

Нет данных

3 - 14 областей знаний

Компьютерная грамотность

10 - 100% вакансий

12 - 100% вакансий

Дополнительные навыки (водительские права, спорт…)

Зависят от специфики предлагаемой работы

Соответствие условиям работы (по группам специальностей)

Средняя зарплата, у.е./мес.

50 - 150

450 - 600

Московская прописка

Нет данных

0 - 28% вакансий

Район проживания

Нет данных

0 - 42% вакансий

Согласие на командировки

Нет данных

0 - 42% вакансий

Эти данные подтверждаются проведённым исследованием Центра маркетинга и ин-формационного менеджмента РГГУ основных периодических изданий по трудоустройст-ву и образованию. В качестве основных источников для контент-анализа были взяты 8 наиболее популярных в России газет и журналов ("Работа и зарплата", "Работа для вас", "Элитный персонал", "Работа сегодня", "Куда пойти учиться", "Из рук в руки"). Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы об-ращения: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые анали-тики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и т.п. Подавляющее число объявлений о наборе сотрудников включают в качестве основных требований:


  • наличие высшего образования - 90% от общего числа

  • знания ПК на уровне не ниже уверенного пользователя - 95%

  • знания как минимум одного иностранного языка - 50%

  • наличие работы по специальности (в среднем от двух лет) - 50%

Обращает на себя внимание, что подавляющая часть объявлений "Ищу работу" идет со стороны женщин. Однако спрос работодателей в основном адресован мужчинам.

Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, можно сказать, что образование в вузах отстаёт от требований ра-ботодателей. Немногие из государственных вузов, (а в них готовят более 90% всех спе-циалистов) готовят специалистов в области маркетинга, PR, финансового, менеджмента и других, в том числе отраслевых специалистов. Как правило, это образование платное, и конкурс достаточно высок. Что касается коммерческих вузов, их репутация пока невысо-ка.

По нашим данным на рынке труда происходит постепенное снижение спроса на та-кие популярные специальности как экономика и юриспруденция. В разделах "ищу работу" именно специалисты в этих областях предлагают свои услуги.

Среди актуальных проблем, стоящих перед вузовским образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных самостоятельно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Эту задачу предстоит ре-шить в ближайшее время высшему образованию.

Директор Центр маркетинга и информационного менеджмента, кандидат философских наук, доцент Шевченко Д.А.

Источник: http://www.marketologi.ru/

Открытый банк данных для учащейся молодежи, студентов, преподавателей и всех других в 23 разделах: учебные материалы, обучающие и научно-популярные видео материалы, образование и рынок труда, проблемы науки, студенческий досуг, социально-экономические проблемы студентов, музыкальные коллекции, DVD и многое другое.