litceysel.ru
добавить свой файл
1
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в 2006 году


Доклад подготовлен в соответствии с законом «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». Он направляется Алтайскому краевому Совету народных депутатов, главе Администрации Алтайского края, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Главному федеральному инспектору в Алтайском крае, органам государственной власти, местного самоуправления, ряду общественных правозащитных организаций для использования в работе, а также в средства массовой информации.

В докладе использованы результаты мониторинга соблюдения прав и свобод человека и гражданина на основании обращений граждан и сведений, полученных в ходе посещения различных социальных объектов и объектов пенитенциарной системы, а также официальные статистические данные по Алтайскому краю, материалы органов государственной власти, учреждений и организаций края. В нём освещены сложившиеся тенденции в этой сфере под влиянием экономической и политической ситуаций, меры реагирования Уполномоченного на нарушения прав и свобод, рекомендации по их устранению в будущем.

Целью доклада является информирование органов власти и населения о деятельности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, привлечение внимания всех ветвей власти, должностных лиц, общественности к проблемам прав и свобод человека, дальнейшее содействие усилению гарантий государственной правовой защиты населения Алтайского края.

В 2006 году Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае (далее – Уполномоченный) поступило 2144 обращения граждан. В сравнении с 2005 годом их количество увеличилось из Алтайского, Локтевского, Троицкого районов. Не уменьшается количество жалоб из Первомайского и Шелаболихинского районов.

В течение года на личном приёме побывало около тысячи граждан, в т.ч. жители города Белокуриха, Смоленского, Косихинского, Быстроистокского, Петропавловского, Шипуновского, Чарышского, Угловского, Мамонтовского районов.

Анализ поступивших обращений позволяет сделать вывод о том, что острой проблемой для края остается ситуация с соблюдением жилищного законодательства и реформой ЖКХ.


На втором месте обращения, связанные с правом на социальное обеспечение и защиту, хотя по сравнению с прошлыми годами их количество снизилось.

Третье место занимают заявления о несогласии с судебными решениями и постановлениями, их неисполнение.

Не уменьшается число обращений с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц. По сравнению с 2005 годом увеличилось количество жалоб на сотрудников правоохранительных органов, а также по проблемам в образовании.

Большая часть заявлений затрагивает вопросы приобретения гражданства, соблюдения трудовых прав работников.

Для результативной работы канала обратной связи между человеком и властью большое значение имеет вступивший в силу Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Он регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. В соответствии с ним в крае принят закон «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края». При его доработке Уполномоченным были предложены поправки, дополняющие и уточняющие гарантии права граждан на обращение, которые в своём большинстве при принятии закона были учтены.

Давно подмечено: поток жалоб меньше там, где руководители разного уровня не только стремятся дать людям ответы по существу, но и отдают немало времени личному приёму граждан. Принятые законы подробно регламентируют такую форму работы с людьми, обратившимися в органы власти со своими жалобами, просьбами, проблемами.

Разумеется, не всякий вопрос может быть решен в пользу заявителя. Однако, в любом случае человек должен получить исчерпывающий ответ в рамках действующего законодательства. Систематический контроль за тем, как рассматриваются обращения граждан, показывает, что в течение года значительное их число решается положительно.

Впервые в крае Совет депутатов Тальменского района с участием представителей Уполномоченного провёл депутатские слушания на тему «Обеспечение прав и свобод граждан Тальменского района». Рассмотрев вопрос, районные депутаты утвердили конкретные рекомендации по совершенствованию этой работы. Подобные мероприятия помогают активизировать в крае работу по обеспечению прав и свобод граждан, правовому просвещению населения, обеспечению открытости и гласности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.


О реализации трудовых и жилищных прав граждан

Международный день прав человека, отмечаемый ежегодно 10 декабря, в прошлом году был посвящен борьбе с бедностью. Это был призыв к действию, адресованный власти, и всем работающим в области прав человека.

Лишения и социальное отчуждение тесно переплетены с дискриминацией. Ущемление прав обездоленных затрудняет им доступ на рынок труда, к социальным и культурным ресурсам.

Бедность - это не только недостаток доходов или материальных благ, это и отсутствие ресурсов, возможностей и гарантий, наносящих урон человеческому достоинству и усиливающих уязвимость неимущих слоев. Бедные лишены возможности реализовать свое право на образование, здравоохранение, жилье, участие в общественной жизни, влиять на формирование политики в вопросах, затрагивающих их интересы.

Несмотря на то, что в связи с внесёнными изменениями и дополнениями в 2006 году Трудовой кодекс претерпел довольно существенные преобразования, обращения граждан о нарушении трудовых прав продолжают быть в центре внимания. Наиболее острой социальной проблемой в крае остается невыплата заработной платы. Сам по себе такой факт - грубейшее нарушение Трудового кодекса РФ и квалифицируется как принудительный труд.

По сведениям «Алтайкрайстата», в начале года просроченная задолженность по заработной плате работникам края составила более 300 млн. рублей. На 01 января 2007 года она уменьшена до 180 млн. рублей. В настоящее время ситуация в этой области медленно, но улучшается. Тем не менее мы остаёмся в «лидерах» Сибирского федерального округа.

По итогам 2006 года 13 районов края имеют долги свыше 1 млн. руб. Наибольшая задолженность образовалась в городе Рубцовске, Родинском, Мамонтовском, Славгородском районах. Не отстают от них г.Бийск, Немецкий, Кытмановский, Крутихинский районы.

Можно отметить, что рекомендации, изложенные в специальном докладе «О соблюдении трудовых прав работников в Алтайском крае», нашли свое практическое применение. Администрацией края утвержден график погашения долгов по заработной плате. Жалобы граждан оперативно разрешаются должностными лицами Государственной инспекции труда по Алтайскому краю, управлением Алтайского края по труду, главами районов и городов. Сказывается поддержка прокуратуры края. По обращениям, нашедшим подтверждение, «нерадивые» работодатели привлекаются к административной ответственности и лишаются своих должностей. Такой способ является одним из наиболее эффективных средств воздействия.


Жалобы на нарушение прав человека по оплате труда в процессе банкротства предприятий занимают особое место. Часто, характеризуя работу конкурсных управляющих, люди жалуются на невозможность их разыскать, позвонить или попасть на приём, выяснить порядок предъявления исполнительных листов о взыскании заработной платы. Единственным местом, куда можно обжаловать действие (бездействие) конкурсного управляющего, является так называемая саморегулируемая организация, но и о ней найти информацию практически невозможно.

Так, при рассмотрении обращений граждан Д. и Ж. выяснилось, что исполнительные листы в реестр задолженности конкурсным управляющим включены не были, а из–за отсутствия информации о месте его работы заявителям проверить это было невозможно. В результате предпринятых действий права одного из заявителей восстановлены. Другое обращение остается на контроле.

В целях информирования населения о деятельности саморегулируемых организаций, Главным управлением федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю сведения о них и конкурсных управляющих опубликованы в газете «Алтайская правда». Арбитражным судом они размещены в вестибюле здания суда, опубликованы в сети «Интернет». Необходимость в этом очевидна, но предложение публиковать информацию о предприятиях – банкротах в районных и городских газетах по месту нахождения предприятия, о конкурсных управляющих и саморегулируемых организациях, контролирующих их деятельность, пока не реализовано. Хотя это могло бы способствовать общественному контролю над их деятельностью и решению многих вопросов, связанных с правами работников.

Не раз отмечалось, что выходом из сложившейся ситуации могло бы стать внесение изменений в закон о банкротстве. Очевидно, что действующее законодательство и правоприменительная практика не способствуют защите законных интересов граждан.

Хочется надеяться, что запланированная к рассмотрению в первом полугодии фракцией «За наш Алтай» и комитетом по образованию, науке, культуре и молодёжной политике краевого Совета народных депутатов законодательная инициатива по данному вопросу на этот раз будет услышана Государственной Думой и Правительством.


Не теряет своей актуальности вопрос уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда на работающих граждан. Следует отметить, что в лучшую сторону ситуация здесь меняется очень медленно. Соблюдение пенсионного законодательства для большинства работодателей сегодня скорее морально-этическая проблема, чем обязанность. Такое отношение не просто ущемляет пенсионные права граждан, но и приводит к нанесению им прямого материального ущерба из-за уменьшения размера пенсии. В целях доведения объективной информации до работников о положении дел в этой области по предложению Уполномоченного Государственное учреждение Отделение Пенсионного Фонда РФ по Алтайскому краю ежемесячно публикует в средствах массовой информации список организаций, имеющих наибольшую задолженность по страховым взносам.

Сейчас её размер составляет 1,6 миллиарда рублей. По сравнению с 2005 годом темп роста задолженности замедлился. Тем не менее, несмотря на привлечение внимания к этому сложному вопросу, достичь желаемого пока не удаётся. Неисполнение Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» послужило основанием для вынесения решений судов о перерасчете части пенсии более чем 300 жителям края. В крае есть серьёзный повод обратить на это внимание и воздействовать на решение стоящей проблемы.

Не снижается количество жалоб по предоставлению социального жилья малоимущим гражданам. Эта функция относится к компетенции органов власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Согласно оперативным данным, на учете в органах местного самоуправления состоит более 45 тысяч семей, нуждающихся в социальном жилье, из них третья часть в городе Барнауле. Очереди на получение квартир существуют, но само жилье не строится. За последнее время ситуация еще более ухудшилась из-за стремительного роста цен. Людям со средним и низким доходами приобрести жилье самостоятельно невозможно.

К сожалению, из-за высоких процентных ставок эта категория граждан никогда не сможет решить жилищный вопрос и через программу ипотечного кредитования. К тому же и здесь не без проблем. Несмотря на то, что в крае успешно работают ОАО «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию» и «Алтайская ипотечная корпорация» и объём рефинансирования ипотечного кредитования в 2006 году перешагнул трёх миллиардный рубеж, особую озабоченность вызвали обращения граждан, связанные с ухудшением условий ранее полученных кредитных займов. Их суть в том, что с 1 октября 2005 года введены в действие изменения в стандарты выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов.


Новая форма кредитного договора и закладной не предусматривает механизма одностороннего изменения банковской ставки кредитором. Взамен введена процедура перекредитования, которая влечёт дополнительные расходы заёмщиком, равные расходам при получении первого кредита, плюс потерю налоговой льготы, так как он оформляется вторично.

Обращения к генеральному директору «АЖИК» А.Н. Семеняке, Министру регионального развития РФ В.А. Яковлеву по этому вопросу пока положительного решения не нашли, а предложение по сохранению налоговой льготы находится на рассмотрении в Федеральной налоговой службе России. Учитывая остроту проблемы, работа по этому вопросу будет продолжена.

Необходима отдельная программа строительства доступного, недорого жилья специально для малоимущих граждан, а для этого требуется заинтересованное участие органов местного самоуправления всех уровней.

Проблема предоставления жилищно – коммунальных услуг

Значительное количество жалоб поступают от граждан, которые не удовлетворены качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Обстановка в этой сфере не улучшается. Более того, кое - где сложилась критическая ситуация с обслуживанием муниципального жилищного фонда. По информации комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Барнаула, из имеющихся в муниципальной собственности жилых домов 537 имеют физический износ более 60 %, а 70 из них находятся в предаварийном состоянии. Примером этому является ситуация, сложившаяся с капитальным ремонтом домов по улице Сизова и 80-ой Гвардейской дивизии. Только после вмешательства проблема частично разрешена. Можно приводить такие примеры по Рубцовску, Бийску и другим территориям.

Проблема текущего и капитального ремонта жилья в городах и районах края решается очень трудно. Оказывать влияние на предотвращение такого рода ситуаций могут комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального фонда. Однако работают они во многих районах от случая к случаю, а деятельность их со стороны руководителей администраций контролируется плохо. В целях недопущения разрушений, ухудшения состояния жилищного фонда, нарушений прав граждан на благоприятные условия проживания необходимы оперативные меры по исправлению сложившегося положения.


В жалобах граждан содержится много нареканий на состояние жилищно-коммунального обслуживания. Отсутствие необходимой информации об оказываемых населению услугах позволяет управляющим организациям часто безнаказанно нарушать права граждан. Подробный перечень услуг: стоимость, условия и порядок их оказания, уровень гарантированного качества и порядок перерасчета в определенных случаях,- должен быть размещен в организациях ЖКХ, подъездах, иных доступных для потребителя местах и в средствах массовой информации.

Особо остро жителями края поднимаются проблемы, связанные с высокими тарифами на жилищно-коммунальные услуги. Их постоянный рост влечёт акции протеста, митинги, жалобы в различные инстанции.

Защищая права потребителей коммунальных услуг, Правительство Российской Федерации приняло ряд нормативно - правовых актов. Основная задача в этом направлении – улучшить информированность населения. Для чего внесены соответствующие предложения краевому Управлению по жилищно-коммунальному хозяйству, государственной жилищной инспекции Алтайского края, комитету муниципального жилищного хозяйства администрации Барнаула и городскому обществу потребителей.

Особую настороженность у населения вызывает реформа в жилищно-коммунальной сфере, поспешные действия руководителей муниципальных образований, связанные с выбором управляющих компаний и передачей им для обслуживания жилого фонда. Сегодня контроль над деятельностью управляющих организаций, работающих в этой отрасли, практически отсутствует. А это, как известно, влечёт за собой появление недобросовестных участников рынка. Для предотвращения подобной ситуации есть необходимость создания специального уполномоченного органа, который бы взял на себя ответственность по контролю деятельности управляющих компаний, занимающихся содержанием и эксплуатацией жилья.

По решению Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в апреле прошлого года состоялось заседание Координационного совета. В выступлении на нём были обозначены наиболее характерные факты нарушения прав граждан при проведении жилищно-коммунальной реформы.


В работе принимали участие Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и Министр регионального развития Российской Федерации Владимир Яковлев.

Реализация права на социальное обслуживание

По – прежнему, много обращений, связанных с нарушением прав граждан на меры социальной поддержки и затрагивающих материальное благополучие жителей края. Выплата субсидий и льготы ЖКХ, оказание социальных услуг на дому и поселение в учреждения социального обслуживания, присвоение звания «Ветеран труда» и получение участниками Великой Отечественной войны и инвалидами специального автотранспорта, лекарства по льготным рецептам, - вот неполный перечень вопросов, поднимаемых в них. В этой связи необходимо отметить конструктивное взаимодействие с краевым Управлением «Главалтайсоцзащита». Ни одно обращение, направленное в этот исполнительный орган власти, не остается без детального рассмотрения, а там, где возможно, и конкретной помощи. Вместе с тем, есть проблемы, рассмотрение которых необходимо на краевом уровне.

Первая – это не убывающая очередь пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в размещении в домах - интернатах. Более 500 жителей ждут своей очереди на размещение в эти социальные учреждения, и это несмотря на то, что в крае имеется 53 таких специальных учреждения.

Вторая проблема нравственная. Обращает на себя внимание факт, что более 80 % пожилых людей, проживающих в учреждениях такого профиля, имеют трудоспособных детей, которые обязаны их содержать, но не исполняющих свой конституционный долг, закреплённый в статье 38: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Так говорит закон, но не так на деле. В дни получения пенсии у ворот домов - интернатов выстраиваются машины, в которых они приехали за получением остающейся части пенсии родных. В практике есть примеры, когда, имея рядом проживающих здоровых и обеспеченных детей, престарелые немощные родители со слезами умоляют об оказании им социальных услуг на дому. Это серьёзный симптом неблагополучия нашего общества. Видимо, кроме Конституции нужен закон, который бы прописывал механизм ответственности за нежелание детей брать на себя заботу о родителях и компенсации материальных затрат государства на их содержание в домах - интернатах.


Иногда ветераны высказывают просьбы по отселению из домов – интернатов жильцов, которые, несмотря на преклонный возраст, мешают спокойному проживанию других, нарушая общественный порядок. Как правило, их манера поведения сопровождается грубой бранью и постоянными угрозами расправы с коллегами и персоналом, причём иногда они реализуются. Видимо, есть повод осмыслить такое явление и подумать о перепрофилировании одного из домов – интернатов для размещения лиц, нуждающихся в особом режиме ухода и обслуживания.

Есть проблемы и с оказанием социальных услуг на дому. В крае созданы и действуют 163 отделения по оказанию такого вида помощи. Но очередь на ее получение продолжает превышать 1000 человек. Причина одна - низкая оплата труда и, как следствие, отсутствие желающих работать. Вопросы возникают и в связи с частичной оплатой услуг, введённых постановлением Администрации края «О предоставлении краевыми государственными учреждениями социального обслуживания Алтайского края социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях бесплатно и на условиях частичной оплаты». Кому–то сумма в 10 % от разницы между размером пенсии и прожиточным минимумом, которую заплатит немощный человек за оказание социальной услуги в месяц, покажется незначительной. Но в бюджете малоимущего гражданина каждая копейка на учёте.

На прием часто приходят люди без определённого места жительства, называемые в простонародье «бомжи». Их в крае, по различным источникам, около четырёх тысяч человек. Общение со многими из них свидетельствует, что эти люди просто «потерялись» в жизни и оказались на улице по различным причинам. Их можно упрекнуть в слабости характера, неумении противостоять ударам судьбы - но нельзя лишать надежды на лучшую долю. Государство должно создать им хотя бы минимально приемлемые условия. В крае ведётся определённая работа по оказанию социальной поддержки этой категории лиц, но потребуется ещё время, чтобы довести её до определённого совершенства.


С 2003 года в Барнауле открыт и успешно работает краевой центр социальной реабилитации для лиц без определённого места жительства на 68 мест. За прошлый год здесь обслужено более 600 человек, 70 из них трудоустроены, 69 – восстановлены паспорта, двенадцать человек оформлены в дома - интернаты, а одиннадцати назначены пенсии. Необходимость в таких учреждениях есть, и настало время думать об открытии такого рода центров в городах Бийске и Рубцовске.

Зачастую бедность становится одновременно причиной и следствием нарушений прав человека. В прошлом году получателям субсидий на оплату жилищно – коммунальных услуг выплачено 1,2 млрд. рублей. Их получали более 310 тысяч семей, что на 65 тысяч меньше, чем в 2005 году. Понятно, такая масса расчётов требует от специалистов органов социальной защиты населения точного их исполнения. К сожалению, ошибок избежать не удаётся.

Проверяя обращение жителя села Калманка, специалисты «Главалтайсоцзащиты» установили, что он правомерно обращался за перерасчётом, но не получил поддержки в районном комитете социальной защиты. Недоплата за 2005 год составила более 3 тысяч рублей, что для бюджета этой семьи заметная сумма. За такими же разъяснениями обращались жители г. Рубцовска, других городов и районных центров. В конечном итоге, от ошибок никто не застрахован. Беспокоит другое – на местах часто не хотят внимательно отнестись к просьбе человека, что вынуждает искать защиту в иных инстанциях.

Продолжают обращаться лица, подвергшиеся радиационному воздействию в результате взрывов на Семипалатинском ядерном полигоне. В прошлом году в крае проживало 4,8 тысячи бывших граждан Казахстана, которые были признаны пострадавшими от ядерных испытаний. Переехав, они потеряли льготы. В перечне, утверждённом российским законом, тех населённых пунктов Казахстана, где они проживали, нет. Помочь людям в настоящее время невозможно. Обращения в Министерство ГО и ЧС и к Уполномоченному по правам человека в РФ пока результатов не дали. Тем не менее, некоторые вопросы удалось решить. Более трех лет не исполнялись судебные решения по искам пострадавших от ядерных взрывов в части выплаты компенсаций на приобретение продовольственных товаров, взамен путёвок на санаторно-курортное лечение и другим. Совместными усилиями всех органов власти края, в том числе и через неоднократные обращения в министерства и ведомства, к Уполномоченному по правам человека в РФ, удалось добиться оплаты 331 заявителю на сумму более 5 миллионов рублей.


Восстановлено нарушенное право на жильё вдов военнослужащих в части отселения их семей из закрытого военного городка Алейск - 4. Всем изъявившим желание на отселение выданы государственные жилищные сертификаты.

Изменения, внесенные в закон о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края», в том числе и по предложению Уполномоченного, позволили снять напряжение по этому вопросу.

В обращениях и в средствах массовой информации не раз поднимались проблемы инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Около 100 тысяч жителей края страдает этим недугом, из них каждый пятый в Барнауле. Более 5 тысяч инвалидов прошли реабилитацию и способны частично восполнять жизненные утраты путём передвижения на инвалидских колясках, но отсутствие в большинстве жилых домов, у зданий органов власти, учреждений и организаций, учебных заведений, предприятий торговли пандусов не даёт возможность инвалидам свободно передвигаться.

В результате обращения Уполномоченного к администрации города Барнаула сейчас при проектировании вновь строящихся объектов и реконструкции зданий предусматривается строительство приспособлений для передвижения маломобильных групп населения. Ситуация изменяется. Всё больше становится объектов, имеющих пандусы для инвалидов, появилось в Барнауле и «социальное такси». Правда, до идеала далеко, но результаты такого отношения к просьбам инвалидов видны уже сегодня.

Нет пока окончательного решения вопроса по обеспечению специальными автомобилями. Известно, что с 1 января 2005 года предоставление специального автомобильного транспорта упразднено, но список инвалидов, вставших на очередь до этого срока, продолжает превышать 4 тысячи человек. В результате совместной работы с федеральными органами власти в прошлом году удалось получить 266 автомобилей против 17 в 2005 и есть надежда, что разрешение этого вопроса будет продолжено.

Права человека на благоприятные условия проживания и экологическую безопасность


В докладах Уполномоченного за прошлые годы не раз затрагивалась тема нарушения органами местного самоуправления действующего законодательства о градостроительной деятельности и нарушения права человека на благоприятные условия проживания. Однако ситуация значительно не изменилась. Нарушения законов и прав граждан в этой области продолжаются.

Особенно сложное положение в Барнауле. Невзирая на Градостроительный кодекс, городской комитет по архитектуре активно раздаёт придомовые территории, парки, уникальные лесные массивы хвойных боров под так называемую «точечную застройку» торговыми центрами, коттеджами, многоэтажными элитными жилыми домами.

При этом мнение горожан не учитывается, а часто и игнорируется. Обращает на себя внимание то, что сведения и документы о предполагаемом строительстве получить невозможно, а должностные лица, ими располагающие, предлагают гражданам истребовать их через суд. Таким правом и воспользовались жильцы домов по проспекту Ленина, которые обжаловали постановление главы администрации города о предварительном согласовании места размещения четырехэтажного административно-торгового здания. Суд признал незаконным вынесенное постановление. Характерно, что заявление в суд подписали более 150 человек, 100 из которых пришли на судебный процесс.

Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право свободно искать, получать … информацию любым законным способом». Это предусматривает и Градостроительный кодекс РФ, обязывающий власти путём проведения публичных слушаний (по проектам генеральных планов, планировки и межевания территории, порядку предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства) информировать жителей о предполагаемых изменениях, а в ряде случаев и согласовывать свои действия. Но обязательный для исполнения закон не применяется, что вызывает справедливое возмущение населения. Такие действия органов местного самоуправления заставляют людей организовывать акции протеста. В поддержку одной из них главе администрации города Барнаула, председателю городской Думы были направлены предложения о принятии мер по предупреждению подобных ситуаций. Комиссия по земельной политике, строительству и архитектуре городской Думы рассмотрела этот вопрос, однако нужных выводов пока не сделано.


Наиболее распространенным нарушением остается отсутствие разрешений на строительство. По информации прокуратуры, в краевом центре сооружение целого ряда многоэтажных домов ведётся без разрешительных документов.

Отсутствие контроля за деятельностью застройщиков приводит к таким ситуациям, как с домом на улице Фурманова в Барнауле. После окончания строительства шестиэтажного дома на 96 квартир в городе узнали, что разрешительных документов нет. Рубцовский подрядчик «исчез», дом заселен жильцами, которые жалуются на холод в квартирах и другие неудобства. Три года продолжалась история жителей многострадального дома и только в конце 2006 года, после неоднократных запросов и напоминаний, дом введён в эксплуатацию. В этом случае для жильцов, вложивших в строительство свои деньги, история закончилась благополучно.

В целях урегулирования сложившейся ситуации по инициативе Уполномоченного создана рабочая группа по координации деятельности федеральных и краевых контролирующих и надзорных органов по вопросам строительства. Чтобы не усугублять положение, не вызывать стихийные акции протеста населения, требуются разумные и вместе с тем оперативные меры для недопущения роста напряженности в обществе.

Вопросы, поднимаемые гражданами в обращениях, связаны также с экологией, проблемами хранения ядохимикатов, некачественной питьевой водой, уровнем загрязнения воздуха, опустыниванием пахотных земель. Вызывает озабоченность состояние полигонов твердых бытовых отходов, зелёных насаждений вокруг населённых пунктов и степных лесополос.

На территории края функционирует более 630 свалок, годовые накопления отходов на которых приближается к 1 миллиону тонн. И только каждый второй полигон отвечает санитарным нормам.

Летом 2006 года с жалобой обратились жители краевого центра на постоянные возгорания на полигоне твёрдых бытовых отходов по проспекту Космонавтов. Ядовитый дым накрывал коттеджный городок «Солнечный», улицы Солнечная поляна и Антона Петрова, что негативно сказывалось на здоровье людей. Усилиями ООО «Экотехпром», в ведении которого находится полигон, проведён ряд мероприятий по улучшению его эксплуатации, но до масштабных изменений дело ещё не дошло.


Бумажный мусор и дым от горения свалки виден далеко до подъезда и к городу Бийску. Полигон твёрдых бытовых отходов, работающий с 1960 года, устарел и эксплуатируется с нарушением санитарных норм.

Использованная упаковка, полиэтиленовые бутылки, строительный и бытовой мусор так называемых несанкционированных свалок давно стал постоянным ландшафтом в зелённых посадках, расположенных вокруг больших и малых поселений. По этой причине практически перестал быть местом отдыха в черте примыкания к населённым пунктам природный красавец – реликтовый ленточный бор и лесные защитные насаждения, которым отведена особая роль в сохранении атмосферы.

Очень тревожно, что это трудновосполнимое природное богатство в последние годы неконтролируемо уничтожается, а запасы быстро иссякают.

Более 40 подписей поставили барнаульцы под обращением, связанным с безжалостной вырубкой деревьев рядом с детским санаторием «Колос» в нагорной части города. Аналогично отреагировали жители Индустриального района в апреле прошлого года на массовую вырубку берёз в районе улицы Солнечная поляна.

Уместна обеспокоенность ситуацией, складывающейся с лесными полосами, роль которых в вопросах снегозадержания и борьбы с ветровой эрозией почвы неоспорима. К сожалению, в Лесном кодексе Российской Федерации нет даже упоминания о существовании лесов с таким названием.

Так, если 10 лет назад на территории края было 103 тысячи гектаров лесных полос, то сегодня их осталось 74 тысячи. Ранее это богатство находилось на балансе колхозов и совхозов, а в настоящее время хозяин не определён. Никто не занимается их обустройством и воспроизводством, а уничтожают все кому не лень.

Право человека на бесплатную медицинскую помощь

Одним из важнейших направлений работы было осуществление контроля над обеспечением конституционных прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Среди форм работы – посещение лечебно-профилактических учреждений края, прием граждан по личным вопросам, анализ хода выполнения рекомендаций по ряду вопросов и другие.


На основе материалов, поступивших из ряда федеральных служб и управлений края, а также анализа состояния дел на местах была подготовлена информация о ходе выполнения рекомендаций специального доклада «О выполнении требований закона Российской Федерации … «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В ней были отмечены положительные моменты, которых удалось достичь. Вместе с тем, обозначены проблемы, над которыми необходима дальнейшая работа. В их числе низкий уровень доступности специализированной (психиатрической, психотерапевтической, психологической) помощи, нехватка кадров, необходимость усиления работы по защите прав пациентов и другие.

Информация была направлена в администрацию края, краевой Совет народных депутатов, управления и ведомства, в чьей компетенции находится решение данных вопросов.

Поступали жалобы на ненадлежащее качество и обеспечение медицинской помощью, на платность медицинских услуг. Заявители поднимают вопросы больших очередей в больницах и поликлиниках, жалуются на грубость со стороны медицинского персонала. Так, к примеру, причиной обращения жительницы Суетского района послужило неуважительное отношение к ней лечащего врача больницы города Славгорода. В ходе рассмотрения жалобы факт грубого обращения с пациентом подтвердился. Меры были приняты. Но нет гарантий того, что таких случаев в медицинской практике больше не будет. А заявительница в этом же обращении с безысходностью и горечью пишет: «Если уж так изменилась наша жизнь, может быть для нас, таких как я, нищих, сделали бы специальные палаты, где, может, и лечение было бы похуже, но не было бы оскорблений и унижений». Хочется верить, что этот крик души услышат в медицинских учреждениях края и сделают не специальные палаты, а правильные выводы.

Продолжают поступать обращения об оплате медицинских услуг, входящих в Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи. Во время проведения приема граждан по личным вопросам в Быстроистокском районе обратилась мать двоих детей, безработная. Вопрос был в том, что обследование ее несовершеннолетнего сына в диагностическом центре Бийска было проведено за плату. В ходе рассмотрения обращения выяснилось, что такая медицинская помощь гарантирована Территориальной программой государственных гарантий и должна предоставляться жителям края бесплатно. Заявительнице деньги были возвращены.


Следует отметить, что позиция и практическая работа краевого управления по здравоохранению по соблюдению прав пациентов на бесплатную медицинскую помощь приобретает конкретное содержание.

Частыми были обращения граждан в связи с льготным лекарственным обеспечением. В 2006 году такую льготу получали 520 тысяч жителей. Из них 226 тысяч краевых льготников, потребности в лекарствах которым закрываются по мере выделения средств на эти цели из краевого бюджета. В результате образовались очереди до 2 тысяч человек, что вызывало нарекания граждан.

После изучения положения дел главе Администрации края было направлено обращение с просьбой об увеличении финансирования и в 4 квартале оно было увеличено, а в бюджете на 2007 год предусмотрены расходы на эти цели в 1,5 раза больше. Казалось бы, вопрос по обеспечению льготными лекарствами отрегулирован полностью. Однако приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» в сентябре из старого Перечня исключены многие импортные препараты. Предлагаемые аналоги, как утверждают заболевшие, должного лечебного эффекта не дают. Покупать же импортные лекарства за полную стоимость не позволяют доходы. И, видимо, справедливо звучат в оценках случившегося горькие слова инвалидов: «общение на уровне слепого с глухим продолжается».

Соблюдение прав детей и участников образовательного процесса

В соответствии с постановлением сессии краевого Совета народных депутатов «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае в 2005 году» (по докладу Уполномоченного по правам человека)» в прошлом году осуществлялся постоянный контроль за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав несовершеннолетних. Уделялось внимание профилактической работе и восстановлению нарушенных прав детей и особо – выполнению конституционной гарантии права граждан на бесплатное образование.


Через разные источники информации был поднят вопрос о незаконном сборе с родителей учащихся средств на нужды образования, подготовлены и направлены муниципальным органам управления образованием оперативные сведения о реализации права граждан на бесплатное образование, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В своём обращении жительница г. Барнаула Т., опекун несовершеннолетних детей, рассказала об ограничении в одной из школ города права ребенка на бесплатное образование. К обращению она приложила полный перечень школьных поборов, в том числе и 1 (один) рубль за справку о том, что опекаемый ребенок учится в школе. Обращение для рассмотрения было направлено в администрацию города. В информации по результатам проверки отмечено, что факты неправомерного взимания денег с родителей подтвердились. Директор школы приказом районного комитета по образованию с работы уволена.

Несмотря на проводимую работу, искоренить это «явление» пока не удается и проблема остаётся открытой.

Вопрос незаконных поборов с родителей продолжает находиться на контроле.

В последние годы наблюдается увеличение числа случаев недобросовестного исполнения своих обязанностей родителями, усыновителями, опекунами, что приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов детей, причинению им физических и нравственных страданий, телесных повреждений. Этот вывод сделан прокуратурой края по итогам проведённой проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних, ответственности и обязанностях родителей (законных представителей). Были отмечены случаи ненадлежащего исполнения родительских обязанностей в семьях, где проживают пять и более детей. Зачастую трудоспособные родители, получая различные социальные пособия на несовершеннолетних, не работают и ведут при этом антиобщественный образ жизни. Есть факты проживания детей с родителями, лишенными родительских прав, случаи длительного самостоятельного проживания несовершеннолетних без попечения родителей. При этом, как отмечается в информации, нередко должностными лицами не исполняются их прямые обязанности по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений подростков, противодействию их социальной дезориентации.


По итогам проверки прокурорами городов и районов края вынесено большое количество протестов на незаконные правовые акты, представлений и предостережений. В защиту прав несовершеннолетних направлено 55 исковых заявлений. В отношении родителей и законных представителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних, возбуждено 11 уголовных дел и 166 дел об административных правонарушениях.

Всё это говорит о необходимости улучшения работы органов опеки и попечительства, усилении координации деятельности органов и учреждений системы профилактики

В итоговых докладах прошлых лет поднимался вопрос о нарушении прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей этой категории, в том числе и жилищных. С учетом этого был подготовлен специальный доклад «Обеспечение на территории края прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В его основе лежат обобщение итогов рассмотрения поступивших обращений граждан, анализ информации различных органов о реализации прав и законных интересов детей данных категорий, сведения, полученные при посещении Уполномоченным и сотрудниками аппарата учреждений общественного воспитания, здравоохранения и социальной защиты населения, рекомендации специально проведенного круглого стола. Реализация части предложений уже ведётся.

Материалы специального доклада обсуждены со специалистами структурных подразделений администрации края. Они учтены в планах мероприятий, их реализации в отраслях социальной сферы. В декабре прошло большое совещание директоров детских домов и школ – интернатов «О совершенствовании деятельности интернатных учреждений края по организации учебно – воспитательного процесса и обеспечению успешной постинтернатной адаптации выпускников». Рассмотрен ряд важнейших вопросов обеспечения этой работы.

В проекте закона «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» было учтено предложение о дополнении перечня категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения. Кроме того, были направлены письма главе Администрации края и председателю краевого Совета народных депутатов с просьбой при формировании бюджета на 2007 год увеличить выделение средств на строительство (приобретение) жилья этой категории наших молодых граждан. Исходя из бюджетных возможностей, против прошлого года их стало больше на 5 миллионов рублей; также обещано, что в случае увеличения доходной части краевого бюджета в течение 2007 года финансирование на эти нужды будет соответственно увеличено.


К сожалению, нет положительного решения по вопросу внесения изменений в закон Алтайского края «О пособии гражданам, усыновившим детей» в части расширения права его получения на всех усыновленных детей.

Продолжают поступать просьбы от пенсионеров – учителей и воспитателей, которые живут в селе, но работали в ведомственных образовательных учреждениях, а также имеющих стаж работы в краевых и муниципальных учреждениях менее 10 лет, хотя общий педагогический стаж работы в сельской местности имеется. Администрация края не имеет пока финансовых возможностей для реализации таких предложений, хотя по – человечески основания для таких обращений остаются.

Всего в 2006 году поступило 49 обращений по отрасли образования. Среди вопросов (кроме названных) – компенсация за методическую литературу, выплата опекунских пособий, незаконное увольнение с работы и некоторые другие. Состояние дел позволяет говорить о необходимости постоянного контроля за соблюдением прав и законных интересов участников образовательного процесса, и, прежде всего, детей.

Сессией краевого Совета народных депутатов года по инициативе фракции «За наш Алтай» внесены изменения в закон «Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае». Он дополнен статьей «Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае». Данное решение позволит усилить контроль над работой органов власти всех уровней по соблюдению и защите прав и законных интересов детей.

Взаимодействие с судами

Конституция Российской Федерации декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием.

Несмотря на существование многих институтов досудебного решения проблем наших граждан, именно судебная защита прав и свобод человека является наиболее эффективной. Но нельзя не отметить, что уровень доверия населения к судебной власти пока еще недостаточен.Очень многие не верят в эффективность и объективность правосудия, особенно тогда, когда их оппонентом выступают органы власти или крупные хозяйствующие субъекты.


В соответствии с Европейской конвенцией защиты прав человека, Конституцией РФ, каждый в случае спора о его гражданских правах или предъявления ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Возможность обратиться в суд не должна затрудняться препятствиями финансового или процессуального характера. К сожалению, в этом существуют проблемы. Зачастую человек, отважившийся сделать такой шаг, испытывает значительные трудности. Судебные процедуры нередко носят сложный, длительный и дорогостоящий характер.

За истекший период в почте более 250 обращений граждан, связанных с деятельностью судов разного уровня.

Заявители часто жалуются на волокиту с рассмотрением дел, перенос их рассмотрения на другие сроки без уведомления сторон надлежащим образом, прием исковых заявлений и жалоб в неудобное для заявителей время.

Полтора года не рассматривалось дело гражданина Г. о возмещении ему материального и морального вреда, причиненного работниками милиции Топчихинского ОВД. Только по настоянию Уполномоченного оно было направлено в другой суд и рассмотрено. Часто поступают просьбы о помощи в получении копий документов, необходимых для обжалования приговоров суда, т.к. отказы не всегда мотивируются, что и порождает обращения.

Так, гражданин Ф. сообщил, что мировой судья Центрального района г. Барнаула решение суда о взыскании задолженности по заработной плате для исполнения направил в службу судебных приставов спустя полгода после вступления его в законную силу, когда предприятие было уже ликвидировано. Понятно, что заявитель не получил заработанного, а решение суда не исполнено.

В большом количестве идут жалобы на несогласие с решением либо приговором судов, на неисполнение их решений различными инстанциями.

Причём, как показывает практика, далеко не всегда вина кроется в работе Службы судебных приставов.

Много жалоб на неисполнение судебных решений в части требований к казне Российской Федерации. Министерство финансов необоснованно затягивает установленный порядок исполнения судебных решений. Это превращается в процедуру, находящуюся на грани неуважения к судебному решению.


Более двух лет не исполнялись решения судов в отношении гр.Т. и еще двух заявителей. Только после обращения в адрес Правительства РФ, Администрацию Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, и при содействии прокуратуры г. Москвы они были исполнены.

По данным Управления федеральной службы исполнения наказания по Алтайскому краю, из следственных изоляторов в связи с изменением меры пресечения в 2005 году было освобождено из-под стражи 416 человек, в 2006 году – 508. А из тех, кто «отсидел» в следственных изоляторах различные сроки и получил наказания, не связанным с лишением свободы, в 2005 году - 788, а в 2006 году - 1192 человека. Статистика дает основания полагать, что видимо, решения судей об избрании меры пресечения в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления в виде изоляции от общества не всегда обоснованы. Это приводит к недоверию власти, переполненности следственных изоляторов, финансовым затратам на содержание и огромному моральному ущербу.

Все обращения граждан, касающиеся работы судов, итоговые информации о работе Уполномоченного регулярно направляются для сведения краевому суду. По ним принимаются соответствующие меры реагирования. К примеру, обращений по фактам грубости, неуважения со стороны судей к гражданам, неэтичного поведения стало значительно меньше.

Люди должны иметь возможность свободно получать информацию обо всех судебных решениях, механизме работы судов. С этой целью Верховный суд РФ внес на рассмотрение Государственной Думы соответствующий законопроект. Его принятие позволит сделать судебную систему более прозрачной и открытой. В проекте заложены гарантии всем желающим свободного доступа в залы суда, ознакомления с расписанием процессов, информации о месте и времени слушания, составе суда. Особая процедура предусматривается по работе с заявителями. В специальных приёмных будет обязанность не просто вежливо встречать граждан и принимать заявление, но и давать при необходимости подробные консультации. Работа по внедрению автоматизированной программы «ГАС «Правосудие», создание пресс- служб, сайтов судов в Интернете и другие нововведения позволят сократить количество жалоб по работе судов.


Взаимодействие с органами внутренних дел и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний

Сложный процесс становления гражданского общества и эффективной ответственной власти затрудняется частыми нарушениями прав человека должностными лицами. Особенно острой остается ситуация в милиции, где нарушение прав человека зачастую приобретает массовый характер.

Более ста жалоб поступило на действия (бездействие) сотрудников органов внутренних дел, из них по каждой четвёртой претензии заявителей были обоснованными. Обратившиеся указывали на неправомерные действия сотрудников милиции, недобросовестное исполнение ими служебных обязанностей, незаконное привлечение к ответственности, отказ в возбуждении уголовного дела, высказывали сомнения в объективности проводимых проверок, в том числе, в ходе предварительного следствия.

Такого рода письма направлялись Главному управлению внутренних дел с просьбой проверить их обоснованность. Как правило, жалобы граждан на физическое и психическое насилие и другие неправомерные действия со стороны сотрудников милиции при проверках не подтверждались. Тем не менее, частота их поступлений из Ленинского и Индустриального районов Барнаула, Ельцовского района, городов Бийска и Алейска носила системный характер. Руководству ГУВД они должны служить поводом для серьёзных выводов о работе этих подразделений.

Единичные случаи, когда такие факты находят подтверждение, а виновные предстают перед судом, лишь подтверждают, что применение незаконных методов следствия стало кое-где повседневной практикой работы правоохранительных органов.

Так, Ленинским районным судом г. Барнаула в октябре прошлого года в отношении оперуполномоченного отдела уголовного розыска ОВД этого района К. был вынесен обвинительный приговор. Его действия были признаны как превышение должностных полномочий с применением насилия и использованием специальных средств.

Много обращений поступает от граждан по поводу незаконных действий сотрудников милиции при задержании.


Так, гражданка Ж. указала, что она была необоснованно задержана и доставлена в отдел внутренних дел сотрудниками ОВД, того же, Ленинского района. При проведении служебной проверки по жалобе сотрудниками краевого Управления нарушений выявлено не было. Однако прокуратура края, куда было направлено обращение для проверки законности действий милиции, была иного мнения. Факт нарушения установлен, внесено представление об устранении недостатков. О неблагополучной ситуации в этом отделе Уполномоченным было указано на одной из коллегий, но руководством РОВД своевременных и надлежащих мер принято не было.

Гражданин Н. обратился к Уполномоченному по вопросу необоснованного привлечения его к уголовной ответственности и неправомерных действий сотрудников ОВД Центрального района. Прокуратурой края проверена законность и обоснованность принятых постановлений. По результатам проверки постановление отменено, уголовное дело направлено для производства дополнительного следствия. За нарушения при расследовании уголовных дел прокуратурой района начальнику следственного управления при УВД города Барнаула внесено представление, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

Из жалоб выявлено, что иногда граждане находились в изоляторах временного содержания (далее – ИВС), вопреки закону свыше 10 суток по различным просьбам органов следствия, а также в связи с переносом судебных заседаний. В 2006 году таких фактов установлено больше тысячи. Много жалоб от содержащихся в ИВС на отказ в необходимой медицинской помощи. Штатные должности медицинских работников имеются только в восьми учреждениях. Положение осложняется и распространением инфекционных заболеваний (особенно туберкулеза) среди спецконтингента, и отсутствием возможности регистрации имеющих место фактов физического и психологического воздействия на задержанных. Всё это приводит к нарушению прав большого числа граждан.

Для решения данной проблемы было направлено обращение в Администрацию края с просьбой рассмотреть вопрос о введении в штаты этих учреждений должностей медицинских работников (фельдшеров) за счет средств краевого бюджета, выделяемых на содержание милиции общественной безопасности, но решения пока не найдено.


В соответствии с законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказом МВД РФ утверждены «Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания …». Однако условия содержания подследственных не везде им соответствуют.

Материально-техническое и санитарное состояние большинства изоляторов продолжает оставаться неудовлетворительным. Во многих из них камеры не оборудованы водопроводом, умывальниками и санузлами, вместо индивидуальных спальных мест - общие нары, нет столов, сидений и т.д.

В планах ГУВД по решению данного вопроса предусмотрены строительство и реконструкция части ИВС. Несмотря на финансовые трудности, в прошлом году принимались конкретные меры по устранению недостатков в их работе. Проведены мероприятия по улучшению условий содержания задержанных в ряде районных отделов внутренних дел. Введён в эксплуатацию новый изолятор временного содержания в Барнауле. По своему оснащению он лучший в крае и наиболее приближен к цивилизованным нормам содержания в изоляции. Эту работу, энергично начатую ГУВД края необходимо продолжить.

Под постоянным вниманием находятся вопросы соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. Положение лиц этой категории полностью зависит от отношения к ней государственных органов.

Анализ работы учреждений, исполняющих наказание, позволяют сделать вывод о том, что Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее – УФСИН)проводится соответствующая работа, направленная на решение задач, стоящих перед уголовно - исполнительной системой.

Улучшается социально – бытовое содержание осужденных. Стали редкими жалобы на питание и бытовые условия. Значительная их часть в истекшем году - это нарушение прав осужденных при производстве предварительного следствия и несправедливость вынесенных приговоров, по поводу получения копий процессуальных документов, об условно - досрочном освобождении и за разъяснением порядка обжалования приговоров, порядка обращения в комиссию по помилованию и другим.


Несмотря на проделанную работу, в 2006 году поступило 283 обращения из мест лишения свободы, что больше чем в 2005 году.

Часто поступают жалобы осужденных на неправомерные действия и необоснованность наложения взысканий администрациями колонии поселения № 2, лечебно – исправительного учреждения № 8 и другими. Так, по жалобе родственников одного из осужденных по поводу наложения на него взыскания администрацией колонии было установлено, что оно необоснованно. Начальнику учреждения прокуратурой внесено представление, и такие случаи не единичны.

Поступали жалобы на плохое медицинское обслуживание, на отказ в оказании медицинской помощи, нарушения их права на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности.

Особое внимание в работе исправительных учреждений уделялось проблеме паспортизации. Ограничение справкой об удостоверении личности в ходе судебного следствия иногда приводит к жалобам о том, что отбывает наказание не тот, кто виновен в преступлении. Лица, освободившиеся из мест лишения свободы без паспортов, сразу же попадают за пределы правового поля. Без паспорта ограничены многие их права, в том числе на передвижение, трудоустройство и другие. Часть из освободившихся, чтобы как-то существовать и вернуться в места заключения, совершают новые преступления.

Для оперативного решения вопросов была создана рабочая группа, которой было предложено в течение двух месяцев принять необходимые меры к улучшению сложившейся ситуации. В прошлом году число освободившихся из мест лишения свободы без документов по сравнению с 2005 годом сократилось в два раза, а имеющих паспорт в местах лишения свободы соответственно увеличилось. Активно к решению вопроса подключилась прокуратура края.

Как и в предыдущие годы, проблемой в учреждениях уголовно- исполнительной системы является отсутствие возможности обеспечения каждому желающему трудиться. Более того, из года в год количество рабочих мест сокращается. В колониях трудом занят только каждый четвёртый, но есть учреждения, где этот показатель ещё ниже. В местах лишения свободы находятся в основном молодые люди трудоспособного возраста, многим из которых по суду необходимо компенсировать нанесённый ущерб, платить алименты, но они этого сделать не могут.


Размещение государственного заказа на предприятиях колоний по производству и поставке изделий для бюджетных учреждений края позволило бы создать дополнительные рабочие места и обеспечить максимальную занятость осужденных. Это хотя бы в какой - то мере обеспечило и моральную, и материальную сторону вопроса содержания людей, совершивших преступления, не за счёт общества и налогоплательщиков, а за счёт своего собственного труда.

Вопросы гражданства

Анализ поступивших заявлений по вопросам гражданства показывает, что многих обратившихся не устраивают сроки рассмотрения, а также проблемы, связанные с получением различного рода справок, необходимых для оформления гражданства.

Очень часто граждане, не имеющие требуемых документов, но уже проживающие в крае, вынуждены обращаться в посольства государств, гражданами которых они являются, за оформлением национального паспорта либо получением нужной справки. Это отнимает много времени и требует значительных затрат на проезд, оплату консульского сбора и других расходов. Как правило, на запросы Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (далее УФМС) посольства отвечают очень долго или не отвечают вообще. Часто в интересах заявителей приходится обращаться в представительства и к Омбудсменам других республик с просьбой ускорить оформление документов и за другой помощью. Многим удаётся помочь. Деловые отношения сложились с коллегами из Республики Казахстан, Азербайджана и других территорий.

Имели место заявления граждан по поводу отказа УФМС в выдаче разрешения на временное проживание. Снизить остроту вопросов помогли вступившие в силу изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающие право обжаловать решение территориальных органов об отказе в выдаче разрешения на временное проживание не только в суд, но и в вышестоящий федеральный орган. Предусмотрено, что в случае отмены решения, территориальные УФМС в течение трех рабочих дней обязано выдать иностранному гражданину разрешение на временное проживание.


Кроме оформления гражданства, сложной проблемой для вынужденных переселенцев остается решение жилищного вопроса. Для обеспечения их жильем в 2006 году Росстроем РФ был выделен всего один государственный жилищный сертификат на сумму 688,4 тысяч рублей. На 2007 год запланировано выделение тоже одного сертификата на сумму 880 тысяч рублей, а в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в крае значится 944 семьи (2379 человек). Обеспечить жильем нуждающихся в этом людей будет невозможно еще долгие годы. Проблема значительная и требует принятия соответствующих мер всех уровней власти.

И, все-таки, главным в любой работе является человеческий фактор. От того, насколько сотрудники различных служб, работающие с людьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях, участливы, профессиональны, корректны и терпеливы, зависит многое.

Из общего числа обращений есть такие, которые никого не могут оставить равнодушным.

В одном из писем жительница края И. рассказала о том, что 14 лет назад малолетним ребенком она с родителями приехала в Алтайский край. Родители, ведя аморальный образ жизни, её воспитанием не занимались, гражданство своевременно не оформили. Прошли годы. Заявительница становится матерью, нелегально работает, хочет жить нормальной жизнью и воспитывать ребенка, но его забирают в Дом малютки, так как у нее нет никаких документов, а помочь никто не может или не хочет. Её понять не сложно. Но как понять бездействие работников школы, участкового уполномоченного, должностных лиц администрации села, которые не могли не знать о бедственном положении семьи. Таких случаев, когда рядом с нами без гражданства проживают бесправные и незащищенные от многих жизненных неурядиц семьи, достаточно. В настоящее время этой молодой женщине оформляется гражданство.

Прав глава Федеральной миграционной службы России К.Ромодановский, который в своем интервью «Российской газете» сказал: «… мы пытаемся заставить наших сотрудников работать по-другому – с душой, с желанием помогать людям, а не отфутболивать их. Легче всего, конечно, сославшись на какую-то инструкцию, отказать человеку, запустить его в бюрократический лабиринт, чтобы он месяцами, а то и годами ходил, добывал разные бумажки».


Хочется надеяться, что такая позиция, при условии её проведения всеми сотрудниками миграционной службы, улучшит положение людей, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.

Работа по правовому просвещению граждан и информационная деятельность

Российская государственность не может развиваться без поддержки гражданского общества, без развития гражданских инициатив. При этом необходим определённый уровень компетенции граждан, их информированности.

Перед органами власти стоит задача налаживания постоянно действующего и эффективно работающего механизма взаимодействия между руководителями разного ранга и гражданами.

В этой связи главой Администрации края утверждена Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае. В ней среди других есть раздел «Формирование системы образования в области защиты основных прав», в котором отмечено: «поскольку сохраняется низкий уровень правовой культуры и правового сознания жителей края, для его повышения необходимо предусмотреть включение вопросов защиты основных прав в региональный компонент государственного образовательного стандарта программ общего и профессионального образования всех уровней».

Краевым институтом повышения квалификации работников образования начата реализация учебной программы «Права человека и права ребенка» и важно дальнейшее развитие этого направления.

Через проведение круглых столов, конкурсы журналистов, учебно-просветительские акции, выступления в средствах массовой информации была продолжена работа по совершенствованию системы информирования и правового просвещения населения края в области прав и свобод человека и гражданина, и способах их защиты.

Значительно усилили правовое просвещение Отделение Пенсионного Фонда РФ по Алтайскому краю и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Особое внимание было обращено на информирование населения о праве на бесплатную медицинскую помощь.


При непосредственном участии руководителей Алтайской медицинской страховой компании «АСКО - МЕД» подготовлены материалы о правах пациента и их защиты в системе обязательного медицинского страхования и памятка для застрахованных граждан. Территориальным фондом обязательного медицинского страхования организована работа «горячей линии», а на краевом радио выходит передача «Право на здоровье». Радиопроект фонда на ГТРК (автор и ведущая Л.Л. Антонова) ежемесячно рассказывает жителям нашего края о праве на бесплатную медицинскую помощь и механизме его реализации, о принципах системы обязательного медицинского страхования, отвечает на вопросы слушателей.

Выводы делать рано. Однако в последнее время, как отмечает пресс-служба ТФОМС, интерес жителей края к вопросам получения бесплатной медицинской помощи, правомерности взимания в лечебно-профилактических учреждениях денежных средств за различные виды обследования или лечения значительно возрос.

Работа по информированию населения о праве на получение бесплатной, качественной и доступной медицинской помощи и способах защиты этого права должна не только продолжаться, но и привести к искоренению фактов злоупотреблений в оказании медицинских услуг населению.

Активизировалась просветительская работа в школах и учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

При поддержке краевого управления по образованию и делам молодежи в общеобразовательных школах края в начале учебного года проводится акция «Права человека и их защита». Мероприятия акции отличались разнообразием форм и методов организации и проведения при заинтересованном участии руководителей общественных организаций, сотрудников правоохранительных органов, библиотек, психологов и медицинских работников, представителей Уполномоченного в городах и районах, школах.

Большой вклад в правовое просвещение вносят районные и городские газеты, получившие право реализовать гранты по правовой тематике в соответствии с законом «Об экономической поддержке средств массовой информации в Алтайском крае». Активно работает вот уже не первый год газета «Змеиногорский вестник», «Природа Алтая», «Славгородские вести» и молодёжная газета «САМИ». Причем, это не только публикации, но и масштабные акции, круглые столы, дающие начало благородному движению в защиту прав детей, охране природы. В них участвуют депутаты разного уровня, представители общественности. Отрадно видеть, что в их поддержку выступают политические партии и объединения.


В целях правового просвещения населения ежегодно объявляется конкурс журналистов средств массовой информации на лучшее освещение темы прав человека. В прошлом году, учитывая актуальность проблемы обеспечения и защиты прав детей, конкурс был объявлен по теме «Права детей – детям». Его победителями стали коллективы редакций газет «Новый путь» Поспелихинского района, «Славгородские вести» и «Тальменская жизнь».

Продолжалась работа с коллективами высших и средних специальных учебных заведений. В феврале 2006 года по инициативе Алтайского государственного университета совместно с избирательной комиссией края второй год подряд была проведена Алтайская региональная зимняя школа прав человека. Рассмотрен вопрос о политических правах граждан и проблемах их реализации в современной России.

В целях формирования активной гражданской позиции, овладения знаниями в области прав детей, а также формирования навыков их защиты среди студентов педагогических учебных заведений, расположенных на территории края, был объявлен конкурс «Права детей в современной России». В нём приняли участие студенты восьми учебных заведений педагогического профиля. Победителями стали студенты из Барнаульского государственного педагогического университета и Славгородского педагогического колледжа. Совсем недавно прошел большой конкурс среди студентов ССУЗов «Права человека и российская молодёжь».

В реализацию задачи улучшения правового просвещения и информирования населения активно включились управление Алтайского края по культуре, краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова, центральные районные и городские библиотеки. На их базе сейчас работают центры правовых знаний, которые востребованы населением края. С возможностями и ресурсами некоторых из них познакомились представители Уполномоченного прошлой осенью на зональных семинарах, которые прошли в Бийске, Барнауле, Славгороде и Рубцовске.

Принято решение о проведении конкурса среди библиотек края по повышению правовой культуры населения «Право. Библиотека. Читатель».


Важное место в правовом просвещении населения принадлежит общественным организациям. Они ведут работу по разъяснению людям прав и способов их защиты, оказанию населению бесплатной юридической помощи. Руководители краевых общественных организаций «Молодые журналисты Алтая» Канарев С.Ю., «Форпост» Афанасьева М.И., «Фемида» Митина Л.Н. принимают активное участие в проведении мероприятий, проводимых по инициативе Уполномоченного.

В 2006 году информационная деятельность стала более открытой и объёмной. Начат выпуск еженедельных пресс-релизов, на страницах которых регулярно освещаются наиболее значимые события в работе Уполномоченного и его аппарата. Эти материалы вызывают значительный интерес средств массовой информации.

Информационная среда деятельности в области защиты прав человека расширена за счёт размещения материалов в «Интернете» – на сайтах Администрации края (http://www.altairegion22.ru) и краевого Совета народных депутатов (http://www.altsovet.ru/humanrights/), информационном новостном канале Сибири «ПолитСибРУ» и широко известном в среде правозащитников сайте Санкт-Петербургского Центра «Стратегия».

В целях обеспечения системного подхода к вопросам информирования всех, с кем установлено сотрудничество Уполномоченного, начато издание информационного бюллетеня «Права. Свободы. Человек.», в котором найдут отражение наиболее характерные проблемы в области прав и свобод человека и гражданина, механизмы их защиты.

Постоянно развивается взаимодействие со средствами массовой информации. В числе изданий, рассказывающих о правозащитной деятельности, «Парламентская газета», «Алтайская правда», «МК на Алтае», «Вечерний Барнаул», «Комсомольская правда. Барнаул», «Свободный курс», «Профсоюзы Алтая», новая краевая общественно-политическая газета «Два слова». Постоянны публикации в различных многотиражных газетах, где размещаются консультации по правовым вопросам.


В газетах опубликовано более 60 материалов о деятельности Уполномоченного и его представителей в городах и районах. Острые полемические статьи и интервью на их страницах привлекали внимание органов власти и общественности на нарушения прав человека и гражданина по проблемам нарушения прав детей, невыплаты заработной платы, безнравственности уличной рекламы и другим.

Прошли «Прямые линии» в редакции газеты «Комсомольская правда. Барнаул», на радиостанции «Эхо Москвы в Барнауле», проблемы прав человека постоянно освещаются в передачах краевого радио «Актуальное интервью», «Утро» и других.

Большую роль в информировании населения края по правозащитной тематике играет программа краевого радио «Имею право…», автор и ведущая которой Л.А. Рачковская. Интервью и сюжеты о деятельности представителей (доверенных лиц) Уполномоченного позволяют привлечь общественное внимание к насущным проблемам правовой защиты граждан.

Журналисты были постоянными участниками различных мероприятий, проводимых по теме защиты прав человека.

Вместе с тем, следует отметить, что на информационном поле в области защиты прав человека и гражданина недостаточно используется такое мощное средство, как телевидение. Приятным исключением служит телепрограмма «Алвест», редактор Е. Лобанов, которая с интересом использует тему прав человека в целях правового просвещения жителей Барнаула.

К сожалению, в других программах редко увидишь материалы, сюжеты по вопросам защиты прав граждан. Хотелось бы, чтобы телевидение, особенно ГТРК «Алтай», больше рассказывало о проблемах в этой области.

Большую помощь во всей этой важной работе оказывают представители (доверенные лица) Уполномоченного в городах и районах края. В прошедшем году продолжилось формирование института представителей в учреждениях образования. Они сегодня работают более чем в 60 школах края. Работа эта продолжается.

На совещаниях с представителями обсуждались вопросы обеспечения прав участников образовательного процесса, бесплатной медицинской помощи, порядок оказания бесплатной юридической помощи населению края и другие. В их работе активное участие приняли работники управления по образованию и делам молодежи, здравоохранения, «Росздравнадзора», «Главалтайсоцзащиты», управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, библиотек городов края, представители краевой адвокатской палаты. Как показывает практика, такие встречи приносят пользу всем участникам.


Бескорыстный труд представителей в городах и районах края, школах заслуживает особой благодарности. Высокой результативностью отличается деятельность представителя в Троицком районе – Устюгова Н.Ф., г. Алейске – Земзюлиной В.И., в г. Бийске – Космынина А.П. и многих других. За значительный вклад в правовое просвещение жителей края награждены Почетной грамотой Алтайского краевого Совета народных депутатов представитель по г. Славгороду Братусь З.И., а Благодарственным письмом Садаков Н.Я, представитель в г. Заринске.

Значимый вклад в дело защиты прав и свобод человека и гражданина вносят члены Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека. Их участие в круглых столах, совещаниям по разным вопросам, разработке предложений по разным направлениям деятельности и подготовке специальных докладов позволяют скорректировать правозащитную деятельность, избегать ненужных действий и ошибок.

Одним из важных показателей эффективности работы являются письма от жителей края со словами благодарности за оказанную помощь. Это особенная часть почты, которая дает силы для дальнейшей работы и уверенность в результативности действий, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина на территории края.

Работа по совершенствованию информированности и правовому просвещению населения предстоит большая. Для ее систематизации, качества и эффективности представляется целесообразным на основе Концепции защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае разработка и принятие краевой целевой программы правового образования и просвещения населения.

Доверие людей к власти напрямую зависит от того, насколько эффективно и быстро решаются как общие проблемы, так и проблемы каждого человека. Наша задача – добиваться единства действий федеральных органов, органов государственной власти края и местного самоуправления.

Очень многое зависит от персональной ответственности каждого должностного лица за порученный участок работы.

Только в этом случае декларированные нормы Конституции Российской Федерации, Концепции защиты прав человека в Алтайском крае станут реалиями, а граждане смогут реализовать свои права и свободы. Только тогда мы сможем твердо заявить о том, что строим правовое государство.

Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузов