litceysel.ru
добавить свой файл
1



Landmine Monitor Report 2006: Toward a Mine-Free World

www.icbl.org/lm/2006



Доклад Landmine Monitor 2006


Основные достижения


Доклад Landmine Monitor 2006 выявил, что Конвенция о запрете мин и движение за запрет противопехотных мин продолжают добиваться прогресса в деле сокращения противопехотных наземных мин и сохранения человеческих жизней во всем мире. Однако этому сопутствует множество серьезных вызовов.

Представляемая вашему вниманию редакция Landmine Monitor в деталях отчитывается в прогрессе и проблемах, по-прежнему возникавших в более чем 120 государствах. Сюда вошли все страны – как терпящие лишения от мин, так и те, что владеют внушительными запасами противопехотных мин, равно как и тающая горстка стран, еще не присоединившихся к Конвенции о запрете мин. Доклад Landmine Monitor 2006 предоставляет собой ежегодное обновление к Докладу Landmine Monitor 2005 года.

Отчетным для Доклада Landmine Monitor 2006 является период май 2005 –­ май 2006 года. Там, где это уместно, редакторы вносили важную информацию, полученную уже в июне –сентябре 2005 года. Статистические данные о противоминной деятельности и несчастных случаях по вине мин приведены за 2005 (календарный) год в сравнении с 2004 годом.


  • Усилившийся международный отказ от противопехотных мин

По состоянию на 1 июля 2006 года 151 государство являлось участником Конвенции о запрете мин, а еще три страны подписали, но пока не ратифицировали этот договор. Таким образом, две трети стран мира являются сторонами Конвенции. С момента публикации Доклада Landmine Monitor 2005 четыре подписанта ратифицировали Конвенцию о запрете мин: Украина, Гаити, Острова Кука и Бруней. Украине принадлежит четвертый по величине минный запас – 6,7 миллиона противопехотных мин. Несколько стран объявили о присоединении к Конвенции уже в ближайшем будущем, например, Индонезия, Кувейт, Палау и Польша. Но многие страны вообще не предпринимали никаких шагов, сообразующихся с требованиями Конвенции.



  • Усилившаяся поддержка для достижения цели – уничтожения противопехотных мин

Резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 60/80, призывающая к распространению Конвенции о запрете мин и полному выполнению ее требований, принята 8 декабря 2005 года с такими результатами голосования: 158 голосов за, ни одного против, 17 воздержавшихся. Это наивысшее количество голосов, поданных за, и наименьшее количество воздержавшихся, зафиксированные со времени проведения в 1997 году первого голосования по этой Резолюции. Двадцать четыре государства, не являющихся сторонами Конвенции, проголосовали за; также среди стран, впервые голосовавших в пользу принятия этой Резолюции, находятся Азербайджан и Китай.

  • Неправительственные вооруженные группировки присоединяются к запрету противопехотных мин

Фронт Полисарио (Западная Сахара) подписал „Женевский призыв о действиях согласно обязательствам по запрещению противопехотных мин“ в ноябре 2005 года, а Партия рабочих Курдистана – в июле 2006 года.


  • Проблемы в универсализации

Ни одно из 40 государств, не являющихся сторонами Конвенции о запрете мин, за прошедший год так и не присоединились к договору. Несколько государств-владельцев наибольших запасов мин, государств-производителей и стран, применяющих мины, остаются по-прежнему вне рамок Конвенции (Бирма, Индия, Китай, Пакистан, Россия, США). Некоторые страны, сообщавшие в Докладе Landmine Monitor 2005 об определенном прогрессе в деле присоединения к Конвенции, более не сообщали о состоянии дел: Бахрейн, Кыргызстан, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, а также Оман.


  • Неприменение мин странами-участницами и подписантами

Не наблюдалось серьезных свидетельств или – паче чаяния – обвинений, в применении противопехотных мин странами-участницами или подписантами. Это очень примечательный факт, поскольку многие теперешние участники Конвенции (до того момента, как стали ее сторонами) в недавнем прошлом применяли этот вид оружия, включая, как и подписантов, так и стран, не подписавших договор.



  • Применение мин правительственными силами трех стран

В отчетном периоде три страны – Мьянма (Бирма), Непал и Россия, – продолжали применение противопехотных мин. Наиболее широко этот вид оружия использовался в Мьянме. Однако в мае 2006 года правительство Непала и повстанцы-маоисты подписали перемирие и кодекс поведения, который включает в себя и такой пункт как неприменение наземных мин. Три вышеназванные страны и Грузия фигурировали в Докладе Landmine Monitor 2005 и предыдущих докладах, зарекомендовав себя как страны, Вооруженные силы которых постоянно не прекращали применять противопехотные мины.


  • Неправительственные военизированные формирования продолжали использование противопехотных мин

Неправительственные вооруженные группировки (НВГ) во многих странах применяли противопехотные мины значительно чаще правительственных сил. Однако применение мин военизированными группировками также идет на убыль. В отчетном периоде случаи применения повстанцами ППМ или мин, схожих по действию с самодельными взрывными устройствами, были зафиксированы в 10 странах, в числе которых страны-участницы (Бурунди, Гвинея-Бисау и Колумбия), а также в семи странах, не являющихся сторонами Конвенции (Бирма, Индия, Ирак, Непал, Пакистан, Россия – в Чечне, а также Сомали). Доклад Landmine Monitor 2005 сообщал о применении ППМ повстанцами минимум в 13 странах. Гвинея-Бисау, где сенегальские мятежники использовали противопехотные мины в борьбе с армией Гвинеи-Бисау, внесены в этот список, а Грузия, Турция, Уганда из списка в этом году удалены.


  • Производство мин 13 странами

Инициатива Landmine Monitor отметила 13 стран как производящие противопехотные мины, – это те же страны, что фигурировали в данном списке и в прошлом году: Бирма, Вьетнам, Индия, Иран, Китай, КНДР, Куба, Непал, Пакистан, Республика Корея, Россия, Сингапур и США. Некоторые из этих стран не выпускают мины, однако, оставили это право за собой. США, не производящие мины с 1997 года, разрабатывали новые системы наземных мин, что идет вразрез с Конвенцией о запрете мин. Официальные лица из Вьетнама в ноябре 2005 года сообщили канадской делегации, что Вьетнам более не производит противопехотные мины. Landmine Monitor старается найти подтверждение и разъяснение данного заявления. Свернули производство ППМ, по крайней мере, 38 стран, пять из которых не являются сторонами Конвенции о запрете мин.



  • Фактический всемирный запрет на торговлю противопехотными минами

Всемирный масштаб торговли противопехотными минами максимально снизился, и находится сейчас на уровне контрабанды или нелегальной торговли. В отчетном периоде не поступало сведений о подтвержденных случаях передачи противопехотных мин, поскольку фактический запрет на торговлю противопехотными минами соблюдается очень строго.


  • Комиссия ООН об обвинениях в передаче ППМ

Комиссия ООН квалифицирует передачу противопехотных мин стороной Конвенции о запрете мин как самое веское и конкретное обвинение. В мае 2006 года группа ООН по наблюдению за эмбарго относительно вооружений сообщила, что правительство Эритреи в марте 2006 года передало одну тысячу противопехотных мин повстанцам-фундаменталистам в Сомали. Эритрея отметает эти обвинения, называя их „безосновательными и необоснованными“, а сам отчет — „оскорбительным и прискорбным“.


  • Уничтожение миллионов ППМ, хранившихся в арсеналах

В отчетном периоде четырьмя странами-участницами бала завершена ликвидация своих минных арсеналов: Гвинея-Бисау, Нигерия, Алжир и Демократическая Республика Конго. Семьдесят четыре страны-участницы уже завершили уничтожение минного запаса, 64 страны никогда не владели ППМ; а еще 13 странам-участницам предстоит уничтожить свои запасы. Со времени публикации предыдущего Доклада Landmine Monitor сторонами Конвенции были уничтожены около 700 тысяч противопехотных мин, хранившихся на складах. В общей сложности странами-участницами ликвидировано более 39,5 миллионов противопехотных мин.


  • Миллионы мин, находящихся в арсеналах стран-неучастниц

Согласно оценкам Landmine Monitor государства, не являющиеся сторонами Конвенции, хранят на своих складах около 160 миллионов мин. Пятерка владельцев самых внушительных минных арсеналов выглядит так: Китай (около 110 миллионов), Россия (26,5 миллионов), США (10,4 миллиона), Пакистан (около 6 миллионов) и Индия (приблизительно 4-5 миллионов). Южная Корея впервые сообщила о размере своего минного запаса (407 800 единиц); ранее официальные лица сообщали о хранении приблизительно двух миллионов противопехотных мин. Подписант Польша хранит около одного миллиона противопехотных мин.



  • Слишком много мин, оставленных для обучения, и слишком мало объяснений этому

Более 227 тысяч противопехотных мин удержано 69 странами-участницами для целей, дозволенных статьей 3 Конвенции о запрете мин. Пять стран-участниц владеют почти третью всех оставленных запасов мин: Бразилия, Турция, Алжир, Бангладеш и Швеция. Крайне мало стран сообщило в деталях о целях, для которых и были оставлены мины. Во многих случаях неизвестно – были ли вообще использованы мины. Лишь 11 стран-участниц использовали новый формат для отчета о целях применения удержанных мин, который был одобрен на Шестом совещании сторон Конвенции, проходившем в декабре 2005 года.


  • Снижение количества мин, оставленных для обучения и разработок

В отчетном периоде количество мин, оставленных для обучения и разработок сократилось до 21 000 единиц. Еще пять стран решили не удерживать ни одной мины или же уничтожить имеющийся запас: ДР Конго, Эритрея, Венгрия, Македония и Молдова. Как минимум 71 сторона Конвенции решила не удерживать ни одной мины.


  • По-прежнему высокий уровень подачи первичных отчетов о мерах прозрачности

Соблюдение странами-участницами требований Конвенции относительно срока подачи ежегодных отчетов о мерах прозрачности продолжал в 2005 году оставаться стабильным (96 %) – это вместе с предоставившими отчеты Камеруном и Латвией.


  • Несоблюдение срока подачи отчетов о мерах прозрачности

По состоянию на 1 июля 2006 года шесть стран-участниц просрочили подачу своих первичных отчетов по статье 7: Экваториальная Гвинея, Кабо-Верде, Гамбия, Сан-Томе и Принсипи, Гайана и Эфиопия. Второй год подряд наблюдается тенденция снижения в вопросе своевременной подачи ежегодных обновлений согласно статье 7. По состоянию на 1 июля 2006 года 90 стран предоставили обновления, крайним сроком подачи которых было 30 апреля 2006 года (62 %).



  • Растущее число стран, выразивших свою точку зрения на вопросы относительно интерпретации положений Конвенции и выполнения ее требований

Албания, Йемен, Кипр, Македония, Молдова, Словения Чад и Эстония предоставили свое понимание статьи 1 и запретов действий, в частности, относительно проведения совместных боевых операций со странами-неучастницами; страны пришли ко всеобщему соглашению с точкой зрения Международной кампании за запрет противопехотных мин. Албания, Гватемала, Германия, Йемен, Кения, Македония, Молдова, Словения, Хорватия, Эстония разделили точку зрения МКЗППМ относительно того, что любая мина, даже имеющая маркировку противотранспортной, но приводимая в действие неосторожным или непреднамеренным действием человека, должна быть запрещена. Также страны выразили поддержку точки зрения МКЗППМ, что данный запрет относится и к минам с натяжными взрывателями, растяжками и штырями-взрывателями.


  • Сокращение числа стран, пораженных проблемой мин

Исследование, проведенное инициативой Landmine Monitor, выявило 78 стран, которые во втором полугодии 2006 в той или иной мере пострадали от наземных мин. Заметим, что 51 страна является стороной Конвенции о запрете мин, плюс восемь остальных географических образований, не признанных международным сообществом, или спорных территорий. Два государства-участника Конвенции – Гватемала и Суринам – в 2005 году сообщили о полном разминировании всех опасных участков.


  • Снижающиеся темпы разминирования

В 2005 году было разминировано более 740 км2. Это является самым высоким показателем со времен начала расчистки территорий, стартовавшей в конце 1980-х гг. Только три основных программы противоминной деятельности ― в Боснии и Герцеговине, Йемене и Камбодже, ― сократили предположительно заминированную территорию до 340 км2. Более 470 тысяч наземных мин ― подавляющее большинство (450 000 единиц) которых – это противопехотные мины, а также более 3,75 миллиона взрывоопасных предметов уничтожено.



  • Слишком много стран не укладываются в предельные сроки, обозначенные в статье 5, относительно завершения разминирования всех опасных участков

Слишком много стран, похоже, не в состоянии уложиться в сроки окончания разминирования всех опасных участков на своей территории, как это указано в мтатье 5. В их числе 13 из 29 стран-участниц, крайние сроки для которых истекают в 2009 или 2010 гг. (Босния и Герцеговина, Великобритания (Фолклендские острова), Дания, Зимбабве, Йемен, Камбоджа, Мозамбик, Нигер, Сенегал, Таджикистан, Таиланд, Хорватия и Чад).


  • Расширение программ обучения рискам жизнедеятельности в условиях минной опасности

Программы обучения рискам жизнедеятельности в условиях минной опасности во многих странах расширились, — в 28 странах начались новые проекты и сопутствующие мероприятия. Для сравнения: подобная деятельность с 2004 года была зафиксирована всего лишь в 15 странах, что само по себе является значительным достижением. Впервые образовательная активность зарегистрирована в Китае. Возросло и число добровольцев из местных общин и неправительственных организаций на местах, желающих участвовать в образовательных программах, направленных на снижение риска от мин. В 2005-06 гг. инициативой Landmine Monitor образовательная активность зафиксирована в 60 странах и восьми географических областях; 39 из них – страны-участницы, и 21 – страна, не присоединившаяся к Конвенции.


  • Рост числа несчастных случаев, произошедших в 2005-2006 гг

Количество несчастных случаев, о которых сообщено в 2005 году, возросло до 7 328 ― это на 11 % больше, чем в 2004 году. В 2005-2006 гг. в 58 странах (столько же, как и в прошлом году) и семи географических областях (на одну меньше) были зафиксированы недавно произошедшие несчастные случаи, причиной которых стали наземные мины и взрывоопасные пережитки войны. (Тем не менее, Landmine Monitor продолжает считать, что ежегодно происходит 15-20 тысяч новых несчастных случаев – см. ниже). В 2005 году о несчастных случаях сообщили семь стран, в 2004 году эти страны не сообщали об инцидентах: Гондурас, Кения, Молдова, Марокко, Намибия, Перу, Чили. В 2005-2006 гг. результатом вновь разгоревшихся военных конфликтов стало еще больше жертв  мин и взрывоопасных пережитков войны (ВПВ) – среди мирного населения и военных, местных и иностранцев, в таких странах, как Бирма (Мьянма), Колумбия, Пакистан, Чад и Шри-Ланка.



  • Несчастные случаи по вине ВПВ в большем количестве стран

Landmine Monitor выявил еще 16 стран (что больше, чем прошлогодние двенадцать) и одну область (ни одной не фигурировало в 2004 году), где в 2005-2006 гг. не произошло ни одного несчастного случая по вине мин, но где причиной подрыва стали взрывоопасные пережитки войны: Бангладеш, Беларусь, Боливия, Венгрия, Гватемала, Замбия, Кот д’Ивуар, Кыргызстан, Латвия, Либерия, Македония, Монголия, Польша, Республика Конго, Тунис, Украина, а также Косово. В 11 из этих стран инициативой Landmine Monitor в 2004 году не было зарегистрировано ни единого несчастного случая по вине взрывоопасных пережитков войны.


  • Рост числа выживших жертв мин и пострадавших

Прогресс, наблюдавшийся в деле сбора данных, позволяет сказать, что в данный момент в мире насчитывается 350 – 400 тысяч выживших жертв мин; их может быть и полмиллиона. Только в 10 из 58 стран и семи регионах, где в 2005-2006 гг. были зарегистрированы несчастные случаи, было возможно предоставление полных данных. Принимая во внимание и замолчанные жертвы, Landmine Monitor продолжает оценивать ежегодное число происходящих инцидентов в интервале 15–20 тысяч новых несчастных случаев, причиной которых явились наземные мины и ВПВ. Имеются определенные прогнозы и оценки, согласно которым в ближайшем будущем должно наблюдаться сокращение этой страшной тенденции. Но что несоизмеримо важнее – это то, что число пострадавших продолжает расти, а потребности выживших жертв мин остаются долгосрочными.


  • Усилившееся внимание к оказанию помощи пострадавшим

Государства-участники упрочили поддержку тех 24 стран, где проживает значительный контингент жертв мин. Основными моментами такой поддержки стали разработка планов и инструментов, целей и действий, которые в комплексе способствуют достижению прогресса, учета, внедрения лучших методов, точной скоординированности действий и более полной интеграции пострадавших в жизнь общества. Однако в 2005 году существующие программы были далеки от насущных потребностей пострадавших от мин; в 49 из 58 стран, где в 2005-2006 гг. происходили несчастные случаи, один или более аспектов оказания помощи оставался не на должном уровне. Операторы продолжают сталкиваться с теми же проблемами, что и раньше: затрудненный доступ к медицинским услугам, разнообразие и результативность помощи, возможности, обеспечение прав и финансирование.



  • Увеличение в 2005 году финансирования противоминной деятельности международным сообществом

Международный объем финансирования ПМД в 2005 году – $376 миллионов, –второй по величине объем средств, выделенных за все время. Это на $37 миллионов больше суммы, направленной международным сообществом на ПМД два года назад. Четверка доноров, предоставивших наибольшие суммы: США ($81,9 миллиона), Европейская комиссия ($51,5 миллион), Япония ($39,3 миллиона) и Норвегия ($36,5 миллионов). Половина основных 20 доноров усилила в 2005 году финансирование ПМД: Австралия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Франция, Швеция, Швейцария.


  • Снижение международного уровня финансирования ПМД

По сравнению с 2004 годом общая сумма финансирования, предоставленного в 2005 году ($376 миллионов), снизилась на $23 миллиона, – почти на шесть процентов. Впервые с 1992 года (когда страны впервые стали выделять внушительные ресурсы на ведение противоминной деятельности) мировой уровень финансирования ПМД значительно снизился. Половина основных 20 доноров сократила в 2005 году финансирование ПМД: Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Канада, Новая Зеландия, США, Финляндия, Япония и Европейская Комиссия. Подобное снижение уровня выделяемых средств отражает, в основном, сократившиеся суммы от двух самых мощных доноров – Европейской Комиссии (меньше на $14,9 миллиона) и США (меньше на $14,6 миллиона).


  • Получатели помощи на ведение ПМД

Страны, получившие в 2005 году наивысшие суммы на финансирование противоминных мероприятий, — это Афганистан ($66,8 миллиона), Судан ($48,4 миллиона), Ангола ($35,8 миллиона), Ирак ($27,8 миллиона) и Камбоджа ($23,9 миллиона). Наибольшие возросшие суммы финансирования были получены Суданом (больше на $33,4 миллиона, что втрое выше, чем общая сумма 2004 года). Среди остальных стран, получивших возросшие суммы (как минимум на $1 миллион) находятся Абхазия, Албания, Бурунди, Гвинея-Бисау и Уганда.



  • Сокращение финансирования стран, пострадавших от мин

Радикальное сокращение финансирование противоминных мероприятий произошло в Ираке (на $30,9 миллиона, что составляет 53 %), Афганистане (на $25 миллионов, или на 27 %) и Камбодже (на $17,7 миллиона, или на 43 %). Среди прочих стран, недополучивших значительные суммы финансирования в 2005 году, оказались Босния и Герцеговина, Иордания, Колумбия, Мозамбик, Таджикистан и Шри-Ланка.


  • Несколько основных программ ПМД столкнулись с дефицитом средств

По меньшей мере, в пяти странах, терпящих лишения от мин, программы противоминной деятельности были сокращены ввиду дефицита средств (Афганистан, Гвинея-Бисау, Ирак, Мавритания и Таджикистан); в Хорватии парламентарии призвали к увеличению государственного финансирования противоминной деятельности.


  • Несоразмерное финансирование оказания помощи пострадавшим

Несколько программ оказания помощи пострадавшим 2005 году претерпевали серьезный дефицит средств, который мешал предоставлению элементарных услуг пострадавшим, их семьям и общинам, и все это – несмотря на рост финансирования оказания помощи жертвам мин почти на 29 % (до $37 миллионов). Большая часть этого роста может быть отнесена за счет внесения изменений в отчетность. Тем не менее, для оказания помощи жертвам мин необходимы куда большие объемы финансирования.

Некоторые страны, пострадавшие от минной угрозы, в 2005 году предоставили на ведение противоминной деятельности еще больше средств из государственных источников. Наиболее яркими примерами тому явились Хорватия ($32,4 миллиона, что составило 57 % объема средств, выделенных страной на ПМД), а также Босния и Герцеговина ($11,3 миллиона, или 44 % объема средств). Самыми большими пожертвованиями на ведение ПМД отличились Азербайджан и Чили. В 2005 году несколько стран, пострадавших от мин, сообщили о сокращении выделения государственных средств на ПМД (Колумбия, Мозамбик и Таиланд).