litceysel.ru
добавить свой файл
1
Гиперборея


Аркаим

Арии

Гиперборея


(Перенаправлено с Гипербореи)

Текущая версия (не проверялась)

Перейти к: навигация, поиск





гиперборея на карте Герарда Меркатора 1595 года

У этого термина существуют и другие значения, см. Гиперборея (значения).

Гиперборея — в древнегреческой мифологии [1]и наследующей ей традиции легендарная северная страна, местообитание блаженного народа гипербореев. Название дословно обозначает «за Бореем», «за севером».

Согласно Ференику, они выросли из крови древнейших титанов [2]. Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону [3].О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон» [4]. По Мнасею, они ныне называются дельфами [5].


В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы [6]. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами, относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона [7]. Геракл принес оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию [8].

Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет [9]. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море [10].

Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на Делос к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию), Гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса [11].

Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев [12]. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).


Древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:

«За этими (Рипейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ (если можно этому верить), который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил. Солнце светит там в течение полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью <…> Нельзя сомневаться в существовании этого народа».

Многие историки и специалисты считают, что Гипербореи имели власть над стихиями, что и объясняет отсутствие плохой погоды и природных катаклизмов на территории их проживания.

Содержание


  • 1 Локализация

  • 2 Примечания

  • 3 См. также

  • 4 Ссылки

[править] Локализация

Гиперборее посвящено немало литературы, в основном паранаучного или оккультного толка. Различные авторы локализуют Гиперборею в Гренландии, недалеко от Уральских гор, на Кольском полуострове, в Карелии[13], на Таймырском полуострове; высказывались предположения, что Гиперборея располагалась на ныне затонувшем острове (или материке) Северного Ледовитого океана.


Некоторые авторы считали, что именно Гиперборея являлась колыбелью ариев (или даже «арийской расы» в целом).

Немало учёных считают миф о гипербореях лишённым конкретной исторической подосновы и считают его частным случаем характерных для самых разных культур утопических представлений об окраинных народах. Однако Российская Академия Наук ежегодно финансирует экспедиции в район Сейдозеро (одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации).

Также существует распространенное мнение, что народ Гипербореев обитал на территории нынешнего Крымского полуострова.

[править] Примечания


  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.304; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 4, 5; II 5, 11

  2. Схолии к Пиндару. Олимпийские песни III 28 // Вестник древней истории. 1947. № 1. С.311

  3. Гимерий. Речи XIV 10 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.468-469

  4. Вестник древней истории. 1947. № 3. С.257

  5. Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика II 775 // Вестник древней истории. 1947. № 3. С.289

  6. Himer. Orat, XIV 10

  7. Pind. Pyth. X 29-4Т

  8. Пиндар. Олимпийские песни III 16

  9. II 47

  10. Plin. Nat. hist. IV 26

  11. Plin. Nat. hist. IV 26; Herodot. IV 32 — 34

  12. Herodot. IV 13-15; Himer. Orat. XXV 5

  13. В Петрозаводске с 1999 года проходит ежегодный международный фестиваль «Гиперборея», посвящённый этой мифической стране

[править] См. также

[править] Ссылки


История Арктиды- Гипербореи- А.С. Пушкин - "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", расшифровка текста http://ulisses.nm.ru/tale1.htm Автор- Ulisses

Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%8F»

Категории: Мифические народы | Мифические государства | Острова-призраки | География греческой мифологии | Скифия и Кавказ в древнегреческой мифологии | Мифы об Аполлоне | Вымышленные государства







ARKAIM

ПАМЯТНИКИ ПРОТОГОРОДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Челябинский государственный университет

Специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический центр "Аркаим"

Более ста лет историки и языковеды ищут родину создателей яркого и самобытного пласта индоевропейской культуры. Индоиранцы были "живым мостом" между культурами Запада и Востока, их гений связывает многие современные народы Азии и Европы.

Когда-то немногочисленные индоиранские племена жили вместе на большой территории и называли себя "арья". Отсюда и пошел широко известный термин "арийские народы". Арии были создателями знаменитой религии огнепоклонников и оставили после себя выдающиеся памятники письменности - "Ригведу" и "Авесту".

Одна из увлекательных гипотез (Мэри Бойс) помещает родину древних индоиранцев к востоку от Волги в срединной зоне степной Евразии. География глубинных пластов "Ригведы" и "Авесты" совместима с исторической географией Южного Урала XVII - XVI вв. до н.э.



Рис.1

Уникальный по своей сохранности и наиболее изученный из "страны городов" культурный комплекс Аркаим был обнаружен в 1987 г. Общая площадь памятника 20 тыс.кв.м. Площадь археологических раскопов - более 8 тыс.кв.м. На современной степной поверхности хорошо прослеживается обводной ров, за ним - два кольца земляных валов, центральная площадь. Археологические исследования показали, что валы - это остатки оборонительных стен, сложенных из грунта сырцовых блоков и дерева. Внутри каждого кольца, словно спицы в колесе, расположены жилища, которые строились из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. В хозяйственных отсеках домов - очаги, колодцы, ямы для хранения продуктов, металлургические печи. Перед выходами - крытые дворики. Сегодня исследовано 29 жилищ. Геофизические методы позволили установить, что весь комплекс состоял из 60 построек (35 - во внешнем круге и 25 - во внутреннем). Круговые и радиальные улицы, система водосброса и канализации, основания надвратных башен, ниши и переходы внутри мощных оборонительных стен - все это представляет собой необычайно яркую картину. На поселении собрана большая коллекция керамики, изделий из кости и камня, металлических орудий труда и многочисленные предметы, связанные с металлургическим производством.


Рис.2

"Человек, смотрящий в небо". Гранит. Высота 20,2 см. Подобные предметы культа известны как случайные находки в районах памятников протогородской цивилизации.

"Страна городов" - условное название степного района Южного Урала, где в XVIII - XVII вв. до н.э. сложилась яркая цивилизация бронзового века, современница пирамид Среднего царства Египта и знаменитых дворцов крито-микенской культуры. Археологическая "Страна городов" стала известна с открытием и исследованием культурных комплексов Аркаим, Синташта, Устье, а также благодаря применению методов космической и аэрофотосъемки. "Страна городов" протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг почти на 400 км. Сегодня известно более двух десятков укрепленных центров, связанных с ними некрополей и сотни мелких неукрепленных селищ. Аркаим сегодня - это природно-ландшафтный и историко-археологический музей-заповедник, работа которого планируется в двух основных направлениях: история изменения климата и природной среды Южного Урала на протяжении 12 - 10 тыс. лет; история изменения хозяйственной деятельности человека; взаимообусловленность культуры и окружающей среды.

 

Рис.3

Глиняные сосуды из могильников Аркаим и Синташта. Справа - маленький светильник с отверстиями для подвешивания. Сосуды ставили в головах умерших. Установлено, что в момент погребения в них содержалась пища: вода, иногда мясной бульон и каша.

 

Планируется создание музея погребальной и культовой архитектуры под открытым небом, частичное восстановление архитектурных сооружений протогорода и хозяйственного комплекса XVII - XVI вв. до н.э., создание "Музея природы и человека", строительство туристического центра "Аркаим".

Укрепленные поселения имеют различную планировку - овал, круг, квадрат. Расположение домов, хозяйственных построек, улиц определяется планировкой внешней оборонительной стены. Круга Аркаима и Синташты, квадраты Устья и Чекотая - это, безусловно, модели вселенной. Вселенная, в представлении индоиранцев, повторяла магическую фигуру Мандалы - круг, вписанный в квадрат. Круг - небесное и женское начало, квадрат - земное и мужское. Борьба и единство этих начал отражены в погребальной практике аркаимцев и синташтинцев.


Рис.4

Бронзовые ножи, копья и тесло из могильника Аркаим, XVII - XVI вв. до н.э.

Хозяйство жителей городов базировалось на пастушеском скотоводстве с элементами земледелия. Археологические находки говорят о высоком уровне металлургии и металлообработки. На керамических изделиях встречаются пиктограммы - элементы зарождающейся письменности. Аркаим - это одновременно и храм, и крепость, и ремесленный центр, и жилой поселок. Кроме того, весь комплекс можно рассматривать как астрономический прибор по наблюдению за небесными светилами. Аркаим может быть включен в круг древних обсерваторий мира, подобных Стоунхенджу.

 

 

 

Рис.5 Реконструкция погребального сооружения. Могильник Синташта. Останки воина помещены в колесницу. Выше - вводное погребение человека в сопровождении собаки, двух лошадей и других животных.

Недалеко от крепостей располагались курганные и грунтовые могильники. На территории Синташтинского могильника, самого богатого комплекса степной Евразии, было расположено грандиозное погребальное храмовое сооружение. Погребены здесь бьши жрецы, воины и рядовые общинники. В центральных ямах вместе с воинами захоронены боевые колесницы и кони. В погребениях археологи находят богатые наборы орудий труда, предметов вооружения и быта, многочисленные украшения. Материалы могильника отражают социальную структуру общества, помогая понять религиозные и космологические представления древних людей Южного Урала.

 

 

Рис.6

Изображение человека на обушковой части молотка. Случайная находка. Змеевик. Высота 11 см. Каменная скульптура эпохи бронзы степных районов Евразии - неисследованная страница мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.7 Поселение Аркаим, Реконструкция металлургического процесса. Колодец и печь соединены воздуходувным каналом. На дно колодца помещали жертвоприношения богу Огня.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.8 Поселение Синташта. Фрагмент реконструкции жилища, сооруженного из дерева и грунтовых блоков.  

Челябинский государственный университет, 454136 ул. Братьев Кашириных, 129. 
Специализированный природно-ландшафтный и историко-археологический центр "Аркаим"
Тел./факс: (3512) 42-16-42 (в Челябинске), (351-55) 2-50-09 (на Аркаиме)




Андроновская культура

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Текущая версия (не проверялась)

Перейти к: навигация, поиск




Распространение андроновской культуры. Тёмно-красный цвет — формация Синташта-Петровка. Фиолетовый цвет — захоронения, в которых обнаружены колесницы со спицами в колёсах. Зелёный цвет — соседние культуры (афанасьевская культура, срубная культура, бактрийско-магрианская культура).


Андроновская культура — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в 2300 до н. э. — 1000 до н. э. Западную Сибирь,западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска (55°53′ с. ш. 55°42′ в. д. / 55.883333° с. ш. 55.7° в. д. (G)55.883333, 55.7), где в 1914 были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена русским археологом С. А. Теплоуховым в 1927. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.


В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры:

Содержание


  • 1 Распространение

  • 2 Быт

  • 3 Андроновская культура и индоиранцы


  • 4 Последующие культуры

  • 5 Ссылки

  • 6 См. также

  • 7 Внешние ссылки

[править] Распространение






Аркаим — вероятное поселение носителей андроновской культуры (формация Синташта-Петровка, около 2000 до н. э.)

Распространение андроновской культуры происходило неравномерно. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия) - в область расселения дравидоязычных племен[1]. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.

[править] Быт


Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.

Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.

Основными домашними животными были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.

Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.

[править] Андроновская культура и индоиранцы




Археологические культуры, связанные с ранними индоиранскими миграциями.

Андроновскую культуру, как правило, относят к ранним индоиранцам. Она также связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э.

Археологический памятник Синташта находится в верхнем течении Урала. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В захоронениях обнаружены также колесницы. Синташта считается первым прото-индоиранским памятником, и создавшие его люди, видимо, говорили на прото-индоиранском языке.

Ряд учёных отрицает принадлежность андроновской культуры к индо-иранской общности. Приводятся следующие аргументы:


  • В степи к югу от Амударьи полностью отсутствуют характерные для андроновской культуры захоронения с использованием деревянной облицовки.
  • Клейн (1974) и Брентьес (1981) отмечают, что андроновская культура является слишком поздней, чтобы дать начало распространению арийцев до Митанни к 15-16 вв. до н. э. С другой стороны, Энтони и Виноградов (1995) датировали колесницу в захоронении в районе Кривого Озера (Челябинская область) 2000 до н. э.


  • Мэлори указывает на сложность экспансии от Андроново до северной Индии.

[править] Последующие культуры


Культура Синташта-Петровка сменилась культурой Фёдорово (1400—1200 до н. э.) и Алексеевки (1200—1000 до н. э.), также относящимся к андроновской.

В Южной Сибири и Казахстане андроновскую культуру постепенно сменяет карасукская культура (1500—800 до н. э.). На западной границе андроновская кульутра сменяется срубной культурой, на которую также оказала влияние абашевская культура.

Первым историческим населением этой территории являлись киммерийцы и саки/скифы, что отмечается в ассирийских хрониках. В 9 веке до н. э. эти племена начали миграцию на территорию современной Украины (см. также Каменная баба), в конце 8-го века до н. э. пересекли Кавказ и достигли Анатолии и Ассирии. Фракийцы, вероятно, также имели киммерийское происхождение. И Геродот, и Страбон (Где именно?) отмечали, что эти племена имеют иранское происхождение.

[править] Ссылки


  • Теплоухов С. А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края, в сборнике: Материалы по этнографии. Этнографический отдел Государственного Русского музея, т. 4, в. 2, Ленинград, 1929.

  • Киселёв С. В. Древняя история Южной Сибири, Москва—Ленинград, 1949.

  • Черников С. С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы, Москва, 1960.

  • Сальников К. В. Очерки древней истории Южного Урала, Москва, 1967.

  • Смирнов К. Ф. Кузьмина Е. Е. Происхождение индоевропейцев в свете новейших археологических открытий. Москва, 1977.

  • Потемкина Т. М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. Москва, 1985.

  • Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986.

  • Mallory, J. P. (1989), In Search of the Indo-Europeans: Language, Archaeology, and Myth, London: Thames & Hudson.

  • Кузьмина Е. Е. Откуда пришли индоарии. Москва, 1994.

  • Anthony, David & Vinogradov, Nikolai (1995), «Birth of the Chariot», Archaeology 48 (2): 36-41.

  • Diakonoff, Igor M. (1995), «Two Recent Studies of Indo-Iranian Origins», Journal of the American Oriental Society 115 (3): 473—477.

  • Mallory, J. P. (1997), «Andronovo Culture», Encyclopedia of Indo-European Culture, Fitzroy Dearborn.

  • Bryant, Edwin (2001), The Quest for the Origins of Vedic Culture: The Indo-Aryan Migration Debate, Oxford University Press, ISBN 0195137779.
  • Jones-Bley, K.; Zdanovich, D. G. (eds.), Complex Societies of Central Eurasia from the 3rd to the 1st Millennium BC, 2 vols, JIES Monograph Series Nos. 45, 46, Washington D.C. (2002), ISBN 0-941694-83-6, ISBN 0-941694-86-0.


  • Fussman, G.; Kellens, J.; Francfort, H.-P.; Tremblay, X.: Aryas, Aryens et Iraniens en Asie Centrale. (2005), Institut Civilisation Indienne ISBN 2-86803-072-6

[править] См. также

[править] Внешние ссылки


Основные археологические культуры Бронзового века Евразии

Западная Европа


Артенакская | Колоколовидных кубков | Унетицкая

Южная Европа

Минойская | Крито-микенская | Кикладская

Восточная Европа

Боевых топоров | Лужицкая | Полей погребальных урн | Тшинецкая

Лесная полоса Евразии

Абашевская | Андроновская | Балановская | Белогрудовская | Глазковская | Поздняковская | Среднеднепровская | Фатьяновская


Евразийские степи

Афанасьевская | Каракольская | Карасукская | Катакомбная | Майкопская | Окуневская | Петровская | Сабатиновская | Срубная | Черкаскульская | Ямная

Закавказье и Средняя Азия

Кобанская | Куро-аракская | Маргианская | Тазабагьябская | Триалетская

Восточная Азия

Саньсиндуй | Эрлиган | Эрлитоу

Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0»

Категории: Археологические культуры | Индоевропейские народы | Бронзовый век