litceysel.ru
добавить свой файл
1
Трудный участок работы.


Проблема поиска проблемы.

Если говорить о создании авторского текста по предложенному на ЕГЭ в части С, то самым трудным, на мой взгляд, остаётся определение проблемы. Причин несколько. Во-первых, всегда для ученика самое трудное – начать сочинение. Конечно, кропотливая работа, путь проб и ошибок начинается задолго до итоговой аттестации в 11 –м классе.

Учитель, проводя специальные уроки- консультации по написанию сочинений ещё в 8-9 классах, рассказывает, каким может быть начало, что необходимо освещать во вступлении, исходя из выбранной темы. Но, согласитесь, что сочинение, написанное по классической схеме вступление – основная часть – заключение отличается от того, что требуется на экзамене.

Во-вторых, я не знаю, возможно, кому-то из моих коллег не представляется трудным научить определять проблему или круг проблем текста. Но, наблюдая за ребятами в течение нескольких лет, я почувствовала, что именно это вызывает наибольшие затруднения и для тех, кто занимался более успешно, и для тех, кому освоение предмета давалось с трудом. Многим детям трудно воспринимать текст, скажем на морально-этическую тему, они видят сюжет, могут его пересказать, назвать конкретные действия персонажей, а увидеть обобщение, абстрагироваться, на основе слов – деталей выделить то, что хотел донести автор, ради какой мысли он взялся за перо, ребята не могут.

Я предлагаю им путь, который про себя называю «математический ход». Если они поднаторели в конкретике, то пусть это станет не тормозом в работе, а двигателем. Этот путь можно назвать «цепочка».


















Приведу пример.


О детективе много спорят. Еще больше его читают. Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. Что же такое детектив?

Уже название жанра (в переводе с англ, detectiy – «сыщик») говорит о многом. Во-первых, название жанра совпадает с профессией его главного героя – детектива, т.е. сыщика, того, кто ведёт расследование. Во-вторых, эта профессия напоминает о том, что детективный жанр – один из вариантов широко распространённой (особенно в странах Запада) литературы о преступлении.

В-третьих, подразумевается и способ сюжетного построения, при котором тайна преступления так до конца и остаётся неразгаданной, держит читателя в напряжении.

Таинственное всегда возбуждало человеческий интерес, но профессиональное расследование преступления не могло стать сюжетом литературы раньше, чем оно возникло как явление социальной действительности. Сравнительно недавно, в XIII – XIX вв., в наиболее развитых буржуазных странах начинает формироваться полицейский аппарат, в том числе для пресечения и раскрытия преступлений. Одна из первых сыскных контор была создана при участии великого английского романиста Г. Филдинга, а спустя почти столетие Ч. Диккенс заинтересованно следил за первыми шагами впоследствии знаменитого Скотланд- Ярда.

Родоначальником детективного жанра считается Э.По, перенёсший основной акцент с личности преступника на личность того, кто преступление расследует. Так появляется первый знаменитый в литературе сыщик Дюпен, чьи необычайные аналитические способности дают автору возможность поставить философский вопрос о нереализованных силах человеческого ума.

В чём секрет популярности детектива? Ответы дают разные. Почти всегда говорят о той психологической разрядке, интеллектуальном отдыхе, который предоставляет такого рода чтение современному человеку. Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным. Западные исследователи жанра также нередко говорят о нём, как о продуктивной модели поведения современного человека, получающего возможность как бы ставить себя на место героя, проникаясь его уверенностью в своих силах, его способностью в одиночку отстоять справедливость. Именно в одиночку, не случайно в англоязычном детективе расследование ведётся по традиции не полицейским, а частным сыщиком ( иногда и вовсе не профессионалом), которому приходится вступать в борьбу с преступником, а порой и с представителем власти, как это постоянно случается, скажем, в романах американского писателя Гарднера. И даже, по французской традиции литературы, где сыщик – представитель закона, он, подобно комиссару Мегре у Ж. Сименона, позволяет себе порой самостоятельно вершить правосудие.


спорят

читают

стоит ли его читать

не литература

что же такое детектив

детективный жанр

литература о преступлении.

держать в напряжении

возбуждать интерес

явление социальной действительности.

полицейский аппарат

сыскные конторы

романист

личность преступника

расследует

аналитические способности

нереализованные силы

человеческий ум

секрет популярности

психологическая разрядка

интеллектуальный отдых

нравственный урок

торжество добра

отстоять справедливость

частный сыщик

вершить правосудие



  1. Тема – секрет популярности детектива.

  2. Основная мысль – любителей детективного жанра привлекает возможность психологической разрядки, интеллектуального отдыха, нравственный урок.

  3. Проблема поиска причин привлекательности детектива, его «живучести».


Чтобы сформулировать предложение, которое является искомым в трудной работе определения проблемы, можно ( а иногда необходимо) его «подготовить»: составить и записать несколько вопросительных предложений, что рекомендуется методикой. Например, в нашем случае:




Работа учителя - словесника по обучению создания авторского текста, очевидно, тоже похожа на детективное расследование. Удастся ли найти универсальное средство. Если «математический ход», предложенный здесь, окажется кому-либо из коллег полезным либо спорным, я буду рада. Приглашаю к конструктивному разговору, буду благодарна за отзывы и критику.