litceysel.ru
добавить свой файл
1
Профилактика употребления пива.


Федуркина Т.Ю.

Классный руководитель,

МОУСОШ № 38 г.Тула.


В нашей школе большое внимание уделя­ется формированию у подростков стремления к здоровому образу жизни. Среди традиционных ежегодных мероприятий нужно выделить акцию, которая проходит в течение месяца – «Знать, чтобы жить». В рамках этой акции проводится большое число мероприятий, посвященных и профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, ведется разговор о репродуктивном здоровье, о проблемах заболевания СПИДом. Для работы привлекаются разного рода специалисты. Но самым незаменимым, на мой взгляд, является живой разговор с самими учащимися, когда в ходе рассуждений, дискуссии ребята сами приходят к выводу о вреде многих пагубных привычек. Предлагаю вниманию коллег примерное содержание занятия по профилактике употребления пива в VII классе. Надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в вашей работе.

Тема: «Здоровый образ жизни. Профилакти­ка употребления пива».


Цель:


  • Изучение ценностных ориентаций учащихся по проблеме употребления пива.

  • Отработка умения сформулировать свое суждение и обосновать его при помощи фактов.

Задачи:

  • Дать учащимся более конкретное представление о воздействии пива на формирование организма.

  • Показать ложность предрассудков о «безопасности» пива.

  • Воспитывать культуру поведения, формировать навыки личной ги­гиены.

  • Способствовать росту са­мосознания и самооценки подростков; развивать умение анализировать и применять по­лученные знания в жизни.


Участники занятия: учащиеся 7 класса.


Оформление: тематические плакаты, высказывания великих людей о вреде пьянства.


План занятия

1. Организационный момент.

2. Работа с «картинками».


3. Диалог-рассуждение.

4. Творческие работы в форме синквейна.


Ход занятия.


Учитель сообщает тему урока и его цель.


Учитель: Наш разговор я хочу начать с описания нескольких картинок из нашей повседневной жизни, свидетелями которых мы не раз бывали.


Картинка 1. Тоненькая и беззащитная, она сидела на заплеванном полу трамвайной остановки, положив белокурую голову на острые коленки, обтянутые дорогими фирменными джинсами. Девочка, на вид которой было лет 13-14, безмятежно спала. А рядом стояла недопитая бутылка «Арсенального». Пива с мужским характером…


Картинка 2. В салоне троллейбуса – группа мальчишек, с виду учеников 5 или 6 класса. Щуплые, бедно одетые, они передают по кругу бутылку пива. Когда мальчишки, геройски поглядывая на пассажиров, прикладываются к горлышку, по их болезненным физиономиям видно, что потребления взрослого напитка не доставляет им никакого удовольствия. Но желание казаться такими же крутыми, как в той телевизионной рекламе, заставляет их преодолевать физическое отвращение…


Ребята, давайте подумаем и выскажем мнение


  • Почему подростки употребляют пиво?

В ходе мини-дискуссии, учащиеся под руководством учителя, выясняют причины, по которым их сверстники начинают употреблять пиво, получают информацию о том, какой вред этот продукт наносят здоровью человека, высказывают свое отношение к этим пагубным пристрастиям. Если учащимся уже знакома такая форма работы, то целесообразно создать рабочую группу, которая по ходу дискуссии будет записывать высказывания учащихся на альбомные листы фломастерами. Листы затем вывешиваются на доску. Если учащиеся еще не имеют навыков такой работы, то учитель сам на доске мелом может кратко записывать высказывания ребят. Если учащиеся затрудняются сформулировать свою мысль, учитель по ходу наводящими вопросами помогает им. В итоге мини-дискуссии на доске появляются следующие записи.



Почему подростки употребляют пиво.

Желание подражать более старшим или авторитетным сверстникам;

Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

Стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

Аномальные черты личности (авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, неустойчивость характера);

Протестные реакции (“назло”), направленные против старших (родителей, педагогов);

Любопытство;

Подчинение давлению и угрозам.

Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

Реклама в средствах массовой информации (СМИ);

Неумение организовать свой досуг;

Наследственность.


Учитель: А сейчас я хочу привести вам некоторые цифры и факты, из которых вы сами для себя сделаете вывод, опасно ли употребление пива.

Если есть возможность, то лучше рассказ сопровождать рисунками и плакатами. Возможно использование Интернет-ресурса или презентации.


    • Пиво оказывает на организм человека столь же негативное влияние, что и любые алкогольные напитки. По содержанию алкогольных веществ 2 литра пива «Балтика № 3» == 1,5 литрам джин-тоника = 250 мл водки.

    • Пиво отрицательно влияет на органы пищеварения, печень, почки, поджелудочную железу.

    • Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносное русло, при большом количестве выпитого возникает варикозное расширение вен и расширение границ сердца. Рентгенологи называют это явление «синдромом пивного сердца», это когда сердце повисает, становится дряблым, а его функции живого мотора теряются.

    • У девушек и женщин пропорционально выпитому пиву растет вероятность заболеть раком грудной железы.
    • Пиво оказывается клеточным ядом, последствием его употребления становятся миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит.


    • При пивной алкоголизации тяжелее, чем при водочной, поражаются клетки головного мозга, поэтому быстрее нарушается интеллект, обнаруживаются тяжелые психопатические изменения.

    • Пивной алкоголизм – это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма.


Учитель: Ребята, какой же вывод из всего этого можно сделать?

Выводы учащихся:

Алкоголь:

убивает

вызывает зависимость

вызывает умственные и физические расстройства

приводит к социальной пассивности

порождает насилие и другие виды преступности

вредит детям и молодым людям

негативно влияет на непосредственное окружение

является серьезной опасностью на производстве и на транспорте.

порабощает, подавляет и унижает личность.


Учитель: Проблема алкоголизма всегда волновала умы людей. Многие из великих людей прошлого были категоричны в своем негативном отношение к употреблению алкоголя. Давайте познакомимся с некоторыми из них и порассуждаем, в чем суть каждого высказывания.


«Каждая капля, принятая родителями алкоголя предвещает каплю тупости у рождаемого потомства».

Беццоля


«Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было трезвым».

Гете


«Никакие слова и поучения не удержат зрелых мужчин и подрастающую молодежь от пьянства, если алкоголь будет неизменно доступен и его употребление будет символизировать отвагу, мужество, величие духа».

Дж.Лондон


«Каждый человек имеет право быть хорошо рожден и хорошо воспитан»

И. Павлов


«Без вина одно горе. С вином – старое одно, да новых три: и пьян, и бит, и голова болит».

Народная мудрость

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами затронули очень серьезную проблему нашего общества – проблему пивного алкоголизма и его последствия. Предлагаю вам высказать свое личное отношение к этой проблеме через творческую работу. Вам необходимо составить синквейн* «Пиво – это…»


Творческие работы учащихся заслушиваются, дома ребята оформляют работу на альбомных листах (обязательное условие – наглядность: наличие рисунков, картинок и т. п.). Затем работы вывешиваются на специальный стенд в школьной рекреации.

*Синквейн – это упражнение, в виде свободного творчества, заставляющее размышлять на заданную тему. «Cinq» по-французски значит пять. Одно из правил синквейна. Первая строка – одно существительное, вторая строка – два прилагательных, третья строка – три глагола, четвертая строка – четыре кратких предложения, пятая строка – резюме.

Пример одного из синквейнов учащихся:

Пиво – это

Яд


Вредное Смертельное

Разрушает Опьяняет Отупляет

- Прежде, чем выпить пиво, подумай!

- Береги свое здоровье.

- Пиво ума не прибавит.

- Лучше книга, чем пиво!


С пивом шутки плохи !


Литература:

1. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи:

Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.

2. Жутикова Н.В. Психологи­ческие уроки обыденной жизни. Бе­седы психолога: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1990.

3. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.

4. Этические беседы с учащимися: VII кл.: Пособие для учителя. — Минск.: Нар. асвета, 1986.