litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 9 10
2 класс


1 четверть

«3 кита в Музыке - песня, танец, марш»

Цель:

Формирование слушательской и исполнительской культуры как части общечеловеческой культуры.

Задачи:

1. Осознание музыки как одного из важных факторов человеческого бытия.

2.Формирование интереса к жизни через увлечение музыкой.

3.Формирование интонационного словаря в процессе знакомства с основными жанрами музыки.

4.Формирование интонационного и ладового слуха, развитие творческой фантазии.

5.Знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики.

Знания ключевые:

3 сферы музыки (песня, танец, марш); 3 фактора (композитор, исполнитель, слушатель).

Частные:

Инструментальная музыка, вокальная музыка. Исполнители: хор, оркестр, солист, дирижер. Основные инструменты: фортепиано, скрипка,

труба, баян, балалайка. Шумовые инструменты: ложки, треугольник, бубен. Мелодия, ритм, темп, регистр, динамика, тембр, аккомпанемент.

Умения и навыки:

1.
Слушание музыки, умение учащихся сосредоточенно и внимательно вслушиваться в муз. произведение или его фрагмент с

ярковыраженными признаками и жизненным содержанием. Пробуждение эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку.

Формирование навыка выражения в слове, пластике, мимике.

Понятийный словарь:

1 .Кабалевский, Чайковский, Бетховен, Прокофьев, Рахманинов, Моцарт

2.Мелодия, ритм, темп, регистр, динамика, тембр, аккомпанемент.

3.Определение художественного настроения, своего отношения к музыке.

Хоровое пение:

Выполнение требований учителя-дирижера (внимание- дыхание- начали- закончили). Отработка мягкого спокойного вдоха в начале пения,

распределение певчего дыхания на фразу, в унисон. Развитие умения эмоционально откликаться на музыку разного характера.


С помощью простейших движений (руки, ноги, корпус, голова) овладение примерами свободного дирижирования. Имитация игры на

воображаемых инструментах. Выразительное движение под марш, умение отличать акцент в танце, фразировку в песне. Узнавать тембр

основных инструментов, голоса солистов и хора, солист, оркестр. Развитие умения подбирать тембр инструмента в соответствии с

характером музыки (песня, танец, марш). Различение высоты звука (вверх, вниз, на месте), динамика (р-т), темп (быстро, медленно,

умеренно), регистр (высоко, низко).

Музыкальная грамота (понятийный словарь):

Отработка навыка соединения музыкально-слуховых представлений со зрительными.



Дата

№п/ п

Тема урока

Художественно

педагогическая идея

Вокально-хоровые упражнения

Песенный репертуар

Пластическое интонирование

Материал для слушания

Музыкальная грамота (понятийный словарь)

Дополнительный материал


1.


Композите

исполните

ль,

слушатель

На свете каждый миг мелодия родится

Распевка на гласных звуках

«Во поле береза стояла» р.н.п.

Точка, начало, игра на воображаемых инструментах; 4-ручие («Во поле береза стояла»), акцент марширование на 15-20 мин.

Прокофьев «Марш»

Песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель, аккомпанемент, дирижер, фраза, акцент

Портрет Прокофьева




2.

Три кита

Вся музыка держится на трех китах

Распевка на гласных звуках

Кабалевский «Песня о школе»

Бубны на акценты в «Итальянской польке» С.Рахманинова

Примеры трех китов (песня, танец, марш)

Акцент, песня, танец, марш

Портрет Рахманинова




3.

Кит марш

Марши бывают

разные

(детские,

спортивные.

военные,

траурные,

свадебные)

«Уж как шла лиса по травке» р.н.п.

Кабалевский «Песня о школе»

Марширование, пульс, ритмический рисунок, акцент (хлопок, инструмент) интонирование поступи лисы (Уж как шла лиса)

Примеры

различных

маршей

Ритм, мелодия, пауза +слова 1 урока

Портрет Кабалевского, иллюстрация к песне




4.

Кит марш

Марш всегда звучит там, где много людей

«Во поле береза стояла»

«Уж как шла лиса» р.н.п.

Показ поступи лисы с движениями и жестами

Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

+ динамика, регистр

Портрет Чайковского





5.

Кит танец

Выразительное движение, сочетание мелодии и ритма

Попевка «В нашем классе»

Филиппенко

«Веселый

музыкант»

«Веселый музыкант» показ игры на всех инструментах. «Танец куклы», «Спящая красавица» свободное дирижирование

«Вальс» («Спящая красавица»), «Вальс-шутка», «Танец маленьких лебедей»

+ тембр, оркестр, название инструментов, баян, балалайка, ложки

Портрет

Шостаковича,

Чайковского




6.

Кит песня

Мелодия- душа музыки

Попевка «В нашем классе»

Филиппенко

«Веселый

музыкант»

Покачивающиеся движения «Колыбельной песни» (колокольчик)

«Сурок» Бетховена, «Колыбельная» Моцарта

+ кантилена, легато, мажор, минор


Портреты Моцарта, Бетховена




7

Киты

встречают

ся

Жизненная неразделимость 3 «китов»

Попевка «В нашем классе»

«В нашем

классе»

вальс,

полька,

марш. «Во

поле береза

стояла»

«Танец с кубками» знакомство с шагом полонеза (с правой руки, ноги)

«Танец с кубками» («Лебединое озеро»)

+солист, хор

Портрет Чайковского




8.

Урок-концерт

Без музыки не проживу ни дня, она везде, она вокруг меня

Попевка «В нашем классе»

«Веселый музыкант», «Уж как шла лиса», «Во поле береза стояла»

Игра на шумовых инструментах, 4-ручие

«Итальянская

полька»

Рахманинова,

«Марш

деревянных

солдатиков»

Чайковского,

«Сурок»

Бетховена


Повторение

Портреты Рахманинова. Чайковского, Бетховена


2 класс

2 четверть

«О чем говорит музыка»

Цель:

Формирование слушательской и исполнительской культуры как части общечеловеческой культуры.

Задачи:

1 .Формирование представлений о том, что музыка рассказывает об окружающей нас жизни.

2.Воспитание осознанного отношения к выразительности и изобразительности в музыке.

З.Формирование художественно-образного мышления.

4.Развитие музыкально-творческих способностей учащихся.

5.Знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной классики.

Знания ключевые:

Жанры в музыке, изобразительность, характер и настроение в музыке, темп.

Частные:

Особенности стиля Бетховена, ролевое многоголосие, движение мелодии, dur, moll.

Умения и навыки:

Слушание музыки. Продолжать формировать умения, навыки 1 четв. + развитие навыка целостного восприятия

муз.произведения и умения размышлять о его характере, настроении. Расширении интонацион. словаря учащихся.

Хоровое пение:

1 четв. + изображение персонажей любимых сказок, песен с помощью пластич.движений. Овладение приемами игры на

простейших инструментах и первоначальными навыками ритмич.сопровождения некоторых пьес.

Музыкознание:

Бетховен, Кабалевский, Глинка, Книппер, Салманов, Чайковский, Прокофьев.


Музыкальная грамота (понятийный словарь):

Работа над понятиями: марш, песня, танец, фортепиано, dur, moll, кульминация, тембр, жанр, динамические оттенки, f,

р, хор, оркестр, симфония, темп +1 четверть.



Дата

№п/ п

Тема урока

Художественно-педагогическая идея

Вокально-хоровые упражнения

Песенный репертуар

Пластическое интонирование

Материал для слушания

Музыкальная грамота (понятийный словарь)

Дополнительн ый материал




1.

О чем говорит

музыка?

Осознание того, что музыка может выражать самые обычные чувства людей

«В нашем классе»

«Перепелочка» бел.н.п., «Веселый музыкант»

«Перепелочка» , 4-ручие «Ты ж моя»-выделяя


Бетховен «Веселая. Грустная», «Марш»

марш, песня,

танец,

фортепиано

портрет Бетховена




2.

Что выражает

музыка?

Взаимосвязь чувств и мыслей человека

«Звонкий звонок»

Перепелочка», «Калинка»

изображение колокола

«Калинка», Бетховен «Веселая. Грустная»

кульминация

портрет Бетховена




3.

Как выражает

музыка?

Способность

музыки «рисовать

портрет»

человека

«Разные ребята» (распевка)

«Монтер», «Карусель»

имитация карусели -движение руки вверх и вниз

Кабалевский «Три подружки», «Труба», барабан»


тембр, жанр,

динамические

оттенки

портрет Кабалевского




4.

Музыка выражает различные черты характера человека

Способность музыки «рисовать портрет» человека

«Разные ребята» (распевка)

«Монтер», «Карусель»

имитация карусели -движение руки вверх и вниз

Глинка «Попутная песня»

тембр, жанр,

динамические

оттенки

портрет Глинки




5.

Изобразительност ь в музыке

Изобразительные детали играют подчиненную роль

«Мы шагаем»

«Карусель», «Носорог»

имитация цокота копыт, эхо

Книппер «Полюшко»,

Кабалевский

«Кавалерийская»

темп, хор,

оркестр,

симфония


портрет Кабалевского




6.

Картины природы в музыке, их связь с духовным миром человека

Музыка выражает внутренний мир человека и изображает окружающий мир

«Мы шагаем», «Разные ребята»

«Березки», «Носорог»

Движение по мелодии руки вверх и вниз, на месте

Салманов «Утро в лесу», «Вечер», Чайковский «Детский альбом»

темп, динамика,

тембр

картина природы




7.

Изобразительное и выразительное в музыке

Музыка - это жизнь

«Звонкий звонок»

«Березки»

Имитация

движения

поезда,

ритмический

рисунок

хлопком

Прокофьев «Поезд»

повторение терминов 1 четверти


портрет Прокофьева

'.' '■

8.

Урок- концерт

В музыке мы видим

окружающую нас жизнь

«Звонкий звонок»

«Перепелочка»

бел.н.п.,

«Веселый

музыкант»,

«Монтер»

Игра на

воображаемых

инструментах

на припеве

«Веселый

музыкант»

Книппер «Полюшко», Бетховен «Веселая.грустная»

повторение терминов

портрет Бетховена



2 класс

3 четверть

«Куда ведут нас 3 кита»

Цель:

Формирование общего представления о связи трех основных сфер музыки с оперой, балетом, симфонией, умение

слушать в них песню, танец, марш.

Задачи:

1 .Внимательно слушать музыкальное произведение с начала до конца.

2.Познакомить учащихся с оперой, концертом, симфонией через песню.

3.Познакомить учащихся с балетом через восприятие танцевальной музыки.

4.Познакомить учащихся с симфонической музыкой через песню, танец, марш.

5.Знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной классики.


Знание ключевые:

3 сферы музыки

Частные:

Жанр музыки (опера, балет, симфония, концерт), хор, ария.

Умения и навыки:

Закрепление умений и навыков, приобретенных в 1 и 2 четвертях.

Хоровое пение:

1, 2 четверть+выработка навыка кантиленного звучания.

Пластическое интонирование:

1, 2 четверть+исполнение метрической пульсации в характере произведения, развитие навыка различать тембр

музыкальных инструментов, человеческого голоса (бас, тенор, сопрано).

Музыкальная грамота:

1, 2 четверть +звук, стаккато, опера, симфония, балет, хоровод, концерт, мелодия, флейта, жанр, динамика.

Музыкознание:

Чайковский, Книппер, Кабалевский, Коваль, Глинка, Прокофьев, Римский-Корсаков.

Музыкальная грамота (понятийный словарь):

Опера, симфония, балет, концерт, стаккато, жанр, динамика, вальс.



Дата

№п/

[I

Тема урока

Художественно-педагогическая идея

Вокально-хоровые упражнения

Песенный репертуар

Пластическое интонирование

Материал для слушания

Музыкальная грамота (понятийный словарь)


Дополни тельный материал




1.

Куда ведут нас три кита?

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке

«Мы шагаем»

«Семеро козлят»

Ходьба на месте

Чайковский симфония №2 , 2ч-марш Кабалевский «Упрямый братишка»

марш, звук,

ритмический

рисунок

Портрет

Чайковск

ого




2.

Волшебная сила слов: «Сезам, откройся»

Умение услышать в музыке песню, танец, марш

«Мы шагаем»

т. Мамы-козы

Элементы танца,

элементы

покачивания

Чайковский «Танец маленьких лебедей», Книппер фр.симфония «Полюшко»

стаккато, опера, легато симфония, танец


Портрет

Чайковск

ого




3.

Куда ведет нас песня?

Песня-душа человека. Умение услышать различные характеры песен.

«Наш край», «Во поле береза»

т. Всезнайки «Наш край»

Хоровод,

движение мелодии вверх и вниз

Чайковский симфония №4 финал, т. Мамы-козы, т.Болтушки всезнайки

симфония, песня, опера, хоровод

Портрет

Чайковск

ого




4.

Куда ведет нас песня?

Песня-душа человека. Умение услышать различные характеры песен.

«Уж как по мосту»

«Уж как по мосту», «Самая хорошая»

Элементы танца

Кабалевский концерт №3 2 часть т.Топотушки, Бодайки

концерт, песня, темп, мелодия, флейта, фортепиано


Портрет

Кабалевс

кого




5.

Куда ведет нас танец?

Научить слышать в танце не только внешний танцевальный характер, но и его содержание.

«Мы шагаем»

«Уж как по мосту», «Самая хорошая»

Элементы танца

Прокофьев «Вальс» (фр), Чайковский хор из оперы «Е.Онегин» «Уж как по мосту»

хор, рус. нар. песня, вальс, симфонически й оркестр

Портрет

Чайковск

ого,

Прокофь

ева




6.

Куда ведет нас танец?

Научить слышать в танце не только внешний танцевальный характер, но и его содержание.

«Разные ребята»

«Самая хорошая»

Игра на

изображение удара часов

Прокофьев «Вальс», «Полночь», Чайковский «Неаполитанская .песенка», «Неаполитанский танец»


балет, труба, жанр

Портрет

Чайковск

ого,

Прокофь

ева




7.

«Куда ведет нас марш?

Марш, маршевая поступь появляется всюду, где есть человек

Распевка на да,

до, ду

«Воинственный

марш»,

т.Малыша

Маршировка

Чайковский Марш из балета «Щелкунчик», Глинка «Марш Черномора»

опера, балет, жанр

Портрет Глинки, Чайковск ого




8.

«Куда ведет нас марш?

Марш, маршевая поступь появляется всюду, где есть человек

«Разные ребята»

«Целый день»

Маршировка,

дирижирование,

пауза


Чайковский «Марш», Глинка «Марш Черномора»

опера, балет, жанр

Портрет Глинки. Чайковск ого




9.

10.

Мы - действующие лица оперы


Обобщающий урок

Образы зверей очеловечены, придаются характерные черты свойства людей

Три кита в музыкальных жанрах - опере. балете, симфонии

«Разные ребята»


«Мы шагаем»

т. по выбору

Песни по выбору

Образное использование действующих лиц оперы


Изображение полета, взмаха крыльев шмеля

Сцена из 2 действия оперы «Волк и семеро козлят»


Римский-Корсаков «Полет шмеля»

мелодия, динамика


повтор терминов

Иллюстр ация к опере

Портрет Римский-Корсаков



следующая страница >>