litceysel.ru
добавить свой файл
1



Раздел Ознакомление с

окружающим

миром




рабочая тетрадь ученика













2010 год






Занятие 1.

Тема:
Мы живём в городе.

Задачи:

1. Уточнить представлений детей о городе и деревне.

2. Овладеть навыками сопоставлять предметы, сравнивать их, делать выводы.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о героях пособия.


1. Зажги окошки, где живут Таня и Ваня с помощью жёлтого карандаша.








2. Расскажи по картинкам, где живут дед с бабкой из сказки «Репка» и Лесовичок из сказки «Дудочка и кувшинчик». Чем отличаются эти места?














3. Обведи красным карандашом городские дома, а зелёным – деревенские. Расскажи, как ты догадался.










4. Таня и Ваня живут в городе, а дедушка и бабушка – в деревне. Покажи стрелками, кто где живёт.









5. * Раскрась траву в городском парке тёмно-зелёным карандашом, а в лесу – светло-зелёным.





Занятие 2.


Тема:
Осень – время года.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках осени в живой и неживой природе.

2. Познакомиться с группами растений (деревья, кусты) и их плодами.

3. Уточнить знания о грибах.

4. Уточнить знания об осенней одежде.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:


  • изменения в неживой природе (похолодание, увеличение количества дождей);

  • изменения в растительном мире (созревание овощей, фруктов, ягод, грибов, листопад);

  • изменения в животном мире (перелёт птиц, запасы на зиму, изменения цвета меха, либо его утепление, впадание в спячку и пр.).


1. Посмотри вместе с Таней и Ваней в окно. Какое время года изображено на рисунках? Как ты догадался? Расскажи.

















2.Подумай, как можно быстро изобразить разную погоду? Проведи стрелки от рисунков к соответствующим картинкам календаря погоды.

Ясно (солнечно)




Переменная облачность







Пасмурно




Осадки (дождь)




Осадки (снег)




Гроза







3. Какую одежду выберут для прогулки ребята в разные осенние месяцы?








Взрослый рассказывает детям о том, что все растения в лесу живые и они нам необходимы. Они наши друзья и помощники. Кусты и деревья дарят нам ягоды и плоды.







Взрослый рассказывает детям о том, что люди отправляются в лес за грибами (подберёзовик, белый, сыроежки и др. – съедобными), но есть и несъедобные (мухомор и др.) Вообще в природе нет ничего ненужного. Если что-то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому. С детьми можно оговорить правила сбора

грибов и то, что из них можно приготовить.











4. Обведи те рисунки, на которых изображены животные, которым надо готовиться осенью к зиме. Расскажи, как они это делают.











5. * Заполни календарь погоды: вторник был самым облачным, суббота – самым солнечным днём; больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в

воскресенье; самым прохладным днём был понедельник, а самым тёплым – пятница.)


понедельник вторник среда




четверг




пятница суббота воскресенье




Занятие 3.

Тема: Профессии людей.

Задачи:

1. Познакомить с видами домашней работы.

2. Уточнить и расширить знания о профессиях людей.


Основное содержание.

1. Положи в синюю кастрюлю всё, что нужно для борща, а в красную то, из чего варят компот.
























2. Что нужно бабушке и дедушке для работы? Покажи стрелками.















3. Расскажи, что пригодится для работы людям разных профессий?


4. Кем «работают» мама и папа на каждой картинке? А кем работают твои родители?













5. Какие профессии нужны в городе, а какие – в деревне? Объясни, почему?



6. Исправь ошибки Вани:

Пилой режут продукты.

Молотком стучат в дверь, чтобы открыли.

Гаечным ключом открывают замки.


Занятие 4.

Тема: Улица. Правила поведения на улице.

Задачи:

1. Расширить представления о правилах поведения во дворе и на улице.

2. Развить умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи.

3. Развить умение сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

4. Развить умение видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.


Основное содержание.

1. Обведи красным карандашом грузовики, синим – легковые машины, зелёным – транспорт специального назначения.)

















2. Какая из машин лишняя? Зачеркни её. Как ты догадался?




Краткий рассказ взрослого о том, как и где нужно переходить улицу (зебра, подземный переход), о назначении каждого сигнала светофора.


3. Посади (проведи линию) по одному пассажиру в автобус и троллейбус, а в трамвай – двоих.



















4. В городе и за городом очень много знаков. Среди них есть очень сердитые – они запрещают. Другие – предупреждают, третьи – разрешают.



Запрещает машинам ехать. Запрещает обгон водителю.





Предупреждает пешеходов. Предупреждает водителей.





Разрешает пешеходам движение. Разрешает водителям движение.


5. Раскрась «глаз» светофора, когда нельзя идти, когда нужно приготовиться и когда можно переходить проезжую часть.


Нельзя идти Приготовься Можно переходить дорогу





Занятие 5.

Тема: Зима – время года.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках зимы в живой и неживой природе.

2. Уточнить знания о зимней одежде.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:


  • изменения в неживой природе (похолодание, снегопад);

  • изменения в растительном мире («засыпание»);

  • изменения в животном мире (собирание в стаи и стада, совместное добывание пищи и пр.).

1. В какое время года дети смотрят в окно? Какие игрушки они возьмут с собой на прогулку?








4. Отгадай загадки.

Крыша в шапке меховой,

Белый дом над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночь к нам пришла …


Всё лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры –

Помчались с горы.


Белая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла – и

Пропала.


3. Что наденут дети на прогулку?










3. Кто помогает убирать город? Назови профессии.

5. Помоги птицами и зверям найти каждому свой дом и пищу.
































Занятие 6.

Тема: Новы год и Рождество.

Задачи:

1. Уточнить знания о зимних календарных праздниках.

2. Уточнить знания о традициях празднования этих праздников.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о:


  • календарных зимних праздниках;

  • традициях отмечать Новый год в разных странах;

  • традициях Нового года в России.












1. Раскрась свою ёлочку.





Занятие 7.

Тема: Наши друзья - животные. Обитатели леса (тайга, смешанный лес).

Результат: 1. Знакомство с климатическими условиями и животным миром тайги и смешанного леса.

2. Элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

3. Знакомство со значением леса в жизни людей.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о климатических и географических особенностях тайги и смешанного леса по плану:

тайга


  • температура (суровый климат – очень холодная зима и очень жаркое лето);

  • чередование времён года (резкий переход от зимы к лету);

  • растительный мир (хвойные деревья, мхи и лишайники – небольшая освещённость внутри леса);

  • животный мир тайги (обилие насекомых в теплое время года, клесты, дятлы, белки, бурундуки, медведи);

  • их особенности и приспособление к условиям обитания.



смешанный лес


  • температура (умеренный климат);

  • чередование времён года (плавный переход от зимы к лету);

  • растительный мир (лиственные и хвойные деревья, ярусы леса);

  • животный мир смешанного леса (беседа с детьми, каких животных смешанного леса они уже знают);

  • их особенности и приспособление к условиям обитания.




1. Покажи стрелками, чем питаются эти животные.

2. Кто из зверей хищник, а кто – растительноядный? Проведи стрелки. Кого больше: хищников или растительноядных, растительноядных или зверей? *Зверей или хищников?









Хищники


Растительноядные






*Чем отличается медведь от остальных животных? * Как можно его назвать?)



3. Какое дерево лишнее? Зачеркни. Объясни почему?







4. Как ты думаешь, чем занимаются люди в тайге?

Рассказ взрослого о значении леса в жизни людей и животных по плану:


  • чистый воздух;

  • ягоды, грибы и другие плоды;

  • использование леса для строительства, изготовления мебели, бумаги и пр.);

  • уточнение правил поведения в лесу.



5.Объясни, почему так говорят: «Лес – наше богатство».


Занятие 8.

Тема: Домашние животные – наши помощники.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить представлений о диких и домашних животных (звери).

2. Уточнить и закрепить знаний о назначении животных и их пользе для человека.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о домашних животных по плану:

описание животных (корова, лошадь, коза, свинья, овца, кошка,

собака);

  • их значение в жизни человека;

  • условия их обитания;

профессии людей, ухаживающих за ними.

Обратите внимание, что птицы – тоже животные. Однако обычно говорят о домашних животных, подразумевая млекопитающих или зверей.















1. Есть ли у тебя домашние животные. Расскажи о них.

Как ты ухаживаешь за ними?


2. Помоги мамам найти своих детёнышей. Соедини стрелками. У кого сколько бывает детей? Как они называются?






















3. Красным карандашом обведи животных, которые живут рядом с человеком в деревне и в городе. Синим – тех, что живут только в городе.



4. Кого из домашних животных могут заменить эти предметы?

5. Расскажи, как домашние животные помогают человеку.


Занятие 9.

Тема: Растения в нашем доме.

Задачи:

1. Знакомство с комнатными растениями и их разновидностями.

2. уточнение и закрепление знаний о правилах ухода за комнатными растениями.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о комнатных растениях по плану:


  • разновидности растений;

  • условия их обитания;

  • их значение в жизни человека;

  • профессии людей, ухаживающих за ними.







    1. Для чего выращивают цветы? Из каких частей они состоят?




    1. Назови свои любимые цветы. Какие цветы любит твоя мама?




    1. Нарисуй свой комнатный цветок.






Занятие 10.

Тема: 23 февраля – День защитника Отечества (день рождения Армии).


Задачи:

1. Обогатить знания детей о Дне защитника Отечества.

2. Обобщить знания о родственных связях.

3. Уточнить правил и норм поведения в разных ситуациях.

Основное содержание.

Сегодня мы с вами поговорим об одном празднике – Дне защитника Отечества. В этот день поздравляют всех мужчин с праздником. Люди в этот день встречают гостей или сами идут в гости, получают подарки.

Почему именно в зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метут метели, мы празднуем День защитника Отечества? Потому что 23 февраля очень давно впервые полки нашей молодой армии у городов Нарва и Псков вступили в первое сражение с врагами и одержали первую победу. Не раз вставала наша армия на защиту страны.

Надежно охраняют военные жизнь людей и сейчас. И мы говорим:

Слава защитникам Родины!

Попробуйте ответить на такие вопросы:

Кто нужнее на войне:


  • Ракетчик или танкист?

  • Танкист или летчик?

  • Летчик или моряк?

  • Моряк или воздушный десантник?



Как правильно ответить на эти вопросы? Пожалуй, это невозможно… Какой палец нужнее? Все нужны. Одним пальцем не ударишь. Бьют кулаком, когда все пальцы сжаты вместе. Так и на войне по врагу бьют все вместе: ракетчики, танкисты, летчики, моряки и воздушные десантники.


«Открытка для папы»

Предварительно вырезаются две заготовки из зеленой бумаги – детали корпуса танка:

  • делаются из прямоугольников у которых срезаются углы




  • круги – 4 штуки






  • и пушка

Все детали необходимо собрать, чтобы получилась готовая открытка:

далее вырезать и наклеить или написать «23»


23 февраля






Занятие 11.

Тема: Весна – время года.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках весны в живой и неживой природе.

2. Уточнить знаний о весенней одежде.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:

  • изменения в неживой природе (потепление, ледоход, таяние снега, наводнение и пр.);

  • изменения в растительном мире (первые цветы, распускаются листья);

  • изменения в животном мире (появление насекомых, перелёт птиц, выход из спячки, обзаведение потомством и пр.).


1. На каком рисунке изображена весна? Расскажи, как ты догадался.



2. Какую одежду выберут дети для прогулки весной?










3. Обведи цветы, которые появляются первыми.





4. Обведи машины, которые помогают человеку весной в поле. Объясни свой выбор.







5. Зачеркни те рисунки, на которых ребята поступают неправильно.







6. * Дорисуй рисунок так, чтобы было понятно: первую ветку мы видели осенью, вторую – зимой, третью – весной, а четвёртую – летом.










зима лето

весна осень

Занятие 12.

Тема: От семечка к росточку.

Задачи:

1. Уточнить знания о семенах растений (фасоль, горох, лук).


2. Проследить фазы развития растения из семени до взрослого растения (опыт).

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о семенах растений.

- фазы развития семени фасоли, гороха.

Опыт проращивания луковицы.


Занятие 13.

Тема: Зоопарк.

Задачи:

1. Уточнить знания о разнообразии животного мира других стран.

2. Уточнить знания о животных – обитателях зоопарка.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о разнообразии животного мира других стран.

Зоопарк и его назначение.

Содержание животных в зоопарке.

Работники зоопарка.




  1. Назови животных жарких стран. Кто из них живёт на земле, на деревьях, в воде?

  2. Какие птицы живут в жарких странах?

  3. Чем питается обезьяна, попугай, верблюд, жираф?
  4. Почему носорога называют носорогом?


  5. Как называют детёнышей льва, тигра, крокодила, черепахи, слона, верблюда?

  6. Был ли ты в зоопарке? Что это такое?

  7. Какие из этих животных ты видел в зоопарке?

  8. Как передвигаются жираф, крокодил, кенгуру, черепаха, обезьяна, тигр, жираф, зебра?

  9. А знаешь ли ты, что…

- верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища откладывается в его горбах;

- кенгуру носит своих детёнышах в кармане на животе;

- черепахи и змеи, чтобы вывести детёнышей, откладывают яйца (кто ещё так делает?);

- тело черепахи покрыто прочным панцирем (для чего?).


Занятие 14.

Тема: Охрана животных и растений. Красная книга.

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания о редких животных и растениях мира, Хабаровского края и района.

2. Уточнить знания о Красной книге.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о вмешательствах

человека в окружающую среду, влиянии на животный и

растительный мир, о мероприятиях по охране и

восстановлению окружающей среды:

- редкие растения и животные;

-заповедник и заказник;

- Красная книга и её страницы.








Занятие 15.

Тема: Животные и растения готовятся к лету.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках лета в живой и неживой природе.

2. Уточнить знаний о летней одежде.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:


  • изменения в неживой природе;

  • изменения в растительном мире;

  • изменения в животном мире.




1. Посмотри вместе с Таней и Ваней в окно. Какое время года изображено на рисунках? Как ты догадался? Расскажи.





3. Какую одежду выберут для прогулки ребята в разные осенние месяцы?







4. Расскажи о том, что происходит летом в природе: в лесу, в поле, в садах, огородах.