litceysel.ru
добавить свой файл
1



Раздел Ознакомление с

окружающим

миром




рабочая тетрадь ученика













2010 год






Занятие 1.

Тема:
Мы живём в городе.

Задачи:

1. Уточнить представлений детей о городе и деревне.

2. Овладеть навыками сопоставлять предметы, сравнивать их, делать выводы.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о героях пособия.


1. Зажги окошки, где живут Таня и Ваня с помощью жёлтого карандаша.








2. Расскажи по картинкам, где живут дед с бабкой из сказки «Репка» и Лесовичок из сказки «Дудочка и кувшинчик». Чем отличаются эти места?














3. Обведи красным карандашом городские дома, а зелёным – деревенские. Расскажи, как ты догадался.










4. Таня и Ваня живут в городе, а дедушка и бабушка – в деревне. Покажи стрелками, кто где живёт.









5. * Раскрась траву в городском парке тёмно-зелёным карандашом, а в лесу – светло-зелёным.





Занятие 2.


Тема:
Осень – время года.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках осени в живой и неживой природе.

2. Познакомиться с группами растений (деревья, кусты) и их плодами.

3. Уточнить знания о грибах.

4. Уточнить знания об осенней одежде.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:


  • изменения в неживой природе (похолодание, увеличение количества дождей);

  • изменения в растительном мире (созревание овощей, фруктов, ягод, грибов, листопад);

  • изменения в животном мире (перелёт птиц, запасы на зиму, изменения цвета меха, либо его утепление, впадание в спячку и пр.).


1. Посмотри вместе с Таней и Ваней в окно. Какое время года изображено на рисунках? Как ты догадался? Расскажи.

















2.Подумай, как можно быстро изобразить разную погоду? Проведи стрелки от рисунков к соответствующим картинкам календаря погоды.

Ясно (солнечно)




Переменная облачность







Пасмурно




Осадки (дождь)




Осадки (снег)




Гроза







3. Какую одежду выберут для прогулки ребята в разные осенние месяцы?








Взрослый рассказывает детям о том, что все растения в лесу живые и они нам необходимы. Они наши друзья и помощники. Кусты и деревья дарят нам ягоды и плоды.







Взрослый рассказывает детям о том, что люди отправляются в лес за грибами (подберёзовик, белый, сыроежки и др. – съедобными), но есть и несъедобные (мухомор и др.) Вообще в природе нет ничего ненужного. Если что-то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому. С детьми можно оговорить правила сбора

грибов и то, что из них можно приготовить.











4. Обведи те рисунки, на которых изображены животные, которым надо готовиться осенью к зиме. Расскажи, как они это делают.











5. * Заполни календарь погоды: вторник был самым облачным, суббота – самым солнечным днём; больше всего осадков выпало в четверг, а самый сильный ветер был в

воскресенье; самым прохладным днём был понедельник, а самым тёплым – пятница.)


понедельник вторник среда




четверг




пятница суббота воскресенье




Занятие 3.

Тема: Профессии людей.

Задачи:

1. Познакомить с видами домашней работы.

2. Уточнить и расширить знания о профессиях людей.


Основное содержание.

1. Положи в синюю кастрюлю всё, что нужно для борща, а в красную то, из чего варят компот.
























2. Что нужно бабушке и дедушке для работы? Покажи стрелками.















3. Расскажи, что пригодится для работы людям разных профессий?


4. Кем «работают» мама и папа на каждой картинке? А кем работают твои родители?













5. Какие профессии нужны в городе, а какие – в деревне? Объясни, почему?



6. Исправь ошибки Вани:

Пилой режут продукты.

Молотком стучат в дверь, чтобы открыли.

Гаечным ключом открывают замки.


Занятие 4.

Тема: Улица. Правила поведения на улице.

Задачи:

1. Расширить представления о правилах поведения во дворе и на улице.

2. Развить умение находить признаки сходства и различия и выражать их в речи.

3. Развить умение сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

4. Развить умение видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.


Основное содержание.

1. Обведи красным карандашом грузовики, синим – легковые машины, зелёным – транспорт специального назначения.)

















2. Какая из машин лишняя? Зачеркни её. Как ты догадался?




Краткий рассказ взрослого о том, как и где нужно переходить улицу (зебра, подземный переход), о назначении каждого сигнала светофора.


3. Посади (проведи линию) по одному пассажиру в автобус и троллейбус, а в трамвай – двоих.



















4. В городе и за городом очень много знаков. Среди них есть очень сердитые – они запрещают. Другие – предупреждают, третьи – разрешают.



Запрещает машинам ехать. Запрещает обгон водителю.





Предупреждает пешеходов. Предупреждает водителей.





Разрешает пешеходам движение. Разрешает водителям движение.


5. Раскрась «глаз» светофора, когда нельзя идти, когда нужно приготовиться и когда можно переходить проезжую часть.


Нельзя идти Приготовься Можно переходить дорогу





Занятие 5.

Тема: Зима – время года.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках зимы в живой и неживой природе.

2. Уточнить знания о зимней одежде.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:


  • изменения в неживой природе (похолодание, снегопад);

  • изменения в растительном мире («засыпание»);

  • изменения в животном мире (собирание в стаи и стада, совместное добывание пищи и пр.).

1. В какое время года дети смотрят в окно? Какие игрушки они возьмут с собой на прогулку?








4. Отгадай загадки.

Крыша в шапке меховой,

Белый дом над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночь к нам пришла …


Всё лето стояли,

Зимы ожидали,

Дождались поры –

Помчались с горы.


Белая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла – и

Пропала.


3. Что наденут дети на прогулку?










3. Кто помогает убирать город? Назови профессии.

5. Помоги птицами и зверям найти каждому свой дом и пищу.
































Занятие 6.

Тема: Новы год и Рождество.

Задачи:

1. Уточнить знания о зимних календарных праздниках.

2. Уточнить знания о традициях празднования этих праздников.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о:


  • календарных зимних праздниках;

  • традициях отмечать Новый год в разных странах;

  • традициях Нового года в России.












1. Раскрась свою ёлочку.





Занятие 7.

Тема: Наши друзья - животные. Обитатели леса (тайга, смешанный лес).

Результат: 1. Знакомство с климатическими условиями и животным миром тайги и смешанного леса.

2. Элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

3. Знакомство со значением леса в жизни людей.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о климатических и географических особенностях тайги и смешанного леса по плану:

тайга


  • температура (суровый климат – очень холодная зима и очень жаркое лето);

  • чередование времён года (резкий переход от зимы к лету);

  • растительный мир (хвойные деревья, мхи и лишайники – небольшая освещённость внутри леса);

  • животный мир тайги (обилие насекомых в теплое время года, клесты, дятлы, белки, бурундуки, медведи);

  • их особенности и приспособление к условиям обитания.



смешанный лес


  • температура (умеренный климат);

  • чередование времён года (плавный переход от зимы к лету);

  • растительный мир (лиственные и хвойные деревья, ярусы леса);

  • животный мир смешанного леса (беседа с детьми, каких животных смешанного леса они уже знают);

  • их особенности и приспособление к условиям обитания.




1. Покажи стрелками, чем питаются эти животные.

2. Кто из зверей хищник, а кто – растительноядный? Проведи стрелки. Кого больше: хищников или растительноядных, растительноядных или зверей? *Зверей или хищников?









Хищники


Растительноядные






*Чем отличается медведь от остальных животных? * Как можно его назвать?)



3. Какое дерево лишнее? Зачеркни. Объясни почему?







4. Как ты думаешь, чем занимаются люди в тайге?

Рассказ взрослого о значении леса в жизни людей и животных по плану:


  • чистый воздух;

  • ягоды, грибы и другие плоды;

  • использование леса для строительства, изготовления мебели, бумаги и пр.);

  • уточнение правил поведения в лесу.



5.Объясни, почему так говорят: «Лес – наше богатство».


Занятие 8.

Тема: Домашние животные – наши помощники.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить представлений о диких и домашних животных (звери).

2. Уточнить и закрепить знаний о назначении животных и их пользе для человека.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о домашних животных по плану:

описание животных (корова, лошадь, коза, свинья, овца, кошка,

собака);

профессии людей, ухаживающих за ними.

Обратите внимание, что птицы – тоже животные. Однако обычно говорят о домашних животных, подразумевая млекопитающих или зверей.















1. Есть ли у тебя домашние животные. Расскажи о них.

Как ты ухаживаешь за ними?


2. Помоги мамам найти своих детёнышей. Соедини стрелками. У кого сколько бывает детей? Как они называются?






















3. Красным карандашом обведи животных, которые живут рядом с человеком в деревне и в городе. Синим – тех, что живут только в городе.



4. Кого из домашних животных могут заменить эти предметы?

5. Расскажи, как домашние животные помогают человеку.


Занятие 9.

Тема: Растения в нашем доме.

Задачи:

1. Знакомство с комнатными растениями и их разновидностями.

2. уточнение и закрепление знаний о правилах ухода за комнатными растениями.


Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о комнатных растениях по плану:








    1. Для чего выращивают цветы? Из каких частей они состоят?




    1. Назови свои любимые цветы. Какие цветы любит твоя мама?




    1. Нарисуй свой комнатный цветок.






Занятие 10.

Тема: 23 февраля – День защитника Отечества (день рождения Армии).


Задачи:

1. Обогатить знания детей о Дне защитника Отечества.

2. Обобщить знания о родственных связях.

3. Уточнить правил и норм поведения в разных ситуациях.

Основное содержание.

Сегодня мы с вами поговорим об одном празднике – Дне защитника Отечества. В этот день поздравляют всех мужчин с праздником. Люди в этот день встречают гостей или сами идут в гости, получают подарки.

Почему именно в зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метут метели, мы празднуем День защитника Отечества? Потому что 23 февраля очень давно впервые полки нашей молодой армии у городов Нарва и Псков вступили в первое сражение с врагами и одержали первую победу. Не раз вставала наша армия на защиту страны.

Надежно охраняют военные жизнь людей и сейчас. И мы говорим:

Слава защитникам Родины!

Попробуйте ответить на такие вопросы:

Кто нужнее на войне:


  • Ракетчик или танкист?

  • Танкист или летчик?

  • Летчик или моряк?

  • Моряк или воздушный десантник?



Как правильно ответить на эти вопросы? Пожалуй, это невозможно… Какой палец нужнее? Все нужны. Одним пальцем не ударишь. Бьют кулаком, когда все пальцы сжаты вместе. Так и на войне по врагу бьют все вместе: ракетчики, танкисты, летчики, моряки и воздушные десантники.


«Открытка для папы»

Предварительно вырезаются две заготовки из зеленой бумаги – детали корпуса танка:

  • делаются из прямоугольников у которых срезаются углы




  • круги – 4 штуки






  • и пушка

Все детали необходимо собрать, чтобы получилась готовая открытка:

далее вырезать и наклеить или написать «23»


23 февраля






Занятие 11.

Тема: Весна – время года.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках весны в живой и неживой природе.

2. Уточнить знаний о весенней одежде.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:

  • изменения в неживой природе (потепление, ледоход, таяние снега, наводнение и пр.);

  • изменения в растительном мире (первые цветы, распускаются листья);

  • изменения в животном мире (появление насекомых, перелёт птиц, выход из спячки, обзаведение потомством и пр.).


1. На каком рисунке изображена весна? Расскажи, как ты догадался.



2. Какую одежду выберут дети для прогулки весной?










3. Обведи цветы, которые появляются первыми.





4. Обведи машины, которые помогают человеку весной в поле. Объясни свой выбор.







5. Зачеркни те рисунки, на которых ребята поступают неправильно.







6. * Дорисуй рисунок так, чтобы было понятно: первую ветку мы видели осенью, вторую – зимой, третью – весной, а четвёртую – летом.










зима лето

весна осень

Занятие 12.

Тема: От семечка к росточку.

Задачи:

1. Уточнить знания о семенах растений (фасоль, горох, лук).


2. Проследить фазы развития растения из семени до взрослого растения (опыт).

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о семенах растений.

- фазы развития семени фасоли, гороха.

Опыт проращивания луковицы.


Занятие 13.

Тема: Зоопарк.

Задачи:

1. Уточнить знания о разнообразии животного мира других стран.

2. Уточнить знания о животных – обитателях зоопарка.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о разнообразии животного мира других стран.

Зоопарк и его назначение.

Содержание животных в зоопарке.

Работники зоопарка.




  1. Назови животных жарких стран. Кто из них живёт на земле, на деревьях, в воде?

  2. Какие птицы живут в жарких странах?

  3. Чем питается обезьяна, попугай, верблюд, жираф?
  4. Почему носорога называют носорогом?


  5. Как называют детёнышей льва, тигра, крокодила, черепахи, слона, верблюда?

  6. Был ли ты в зоопарке? Что это такое?

  7. Какие из этих животных ты видел в зоопарке?

  8. Как передвигаются жираф, крокодил, кенгуру, черепаха, обезьяна, тигр, жираф, зебра?

  9. А знаешь ли ты, что…

- верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища откладывается в его горбах;

- кенгуру носит своих детёнышах в кармане на животе;

- черепахи и змеи, чтобы вывести детёнышей, откладывают яйца (кто ещё так делает?);

- тело черепахи покрыто прочным панцирем (для чего?).


Занятие 14.

Тема: Охрана животных и растений. Красная книга.

Задачи:

1. Уточнить и расширить знания о редких животных и растениях мира, Хабаровского края и района.

2. Уточнить знания о Красной книге.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о вмешательствах

человека в окружающую среду, влиянии на животный и

растительный мир, о мероприятиях по охране и

восстановлению окружающей среды:

- редкие растения и животные;

-заповедник и заказник;

- Красная книга и её страницы.








Занятие 15.

Тема: Животные и растения готовятся к лету.

Задачи:

1. Уточнить знания о признаках лета в живой и неживой природе.

2. Уточнить знаний о летней одежде.

Основное содержание.

Краткий рассказ взрослого о сезонных изменениях:


  • изменения в неживой природе;

  • изменения в растительном мире;

  • изменения в животном мире.




1. Посмотри вместе с Таней и Ваней в окно. Какое время года изображено на рисунках? Как ты догадался? Расскажи.





3. Какую одежду выберут для прогулки ребята в разные осенние месяцы?







4. Расскажи о том, что происходит летом в природе: в лесу, в поле, в садах, огородах.