litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №17

с углубленным изучением французского языка

имени 6-ой Орловско-Хинганской стрелковой дивизии г. Орла


«Планета Вода»


Учитель биологии

Бредихина Н. В.


Орел, 2011 г.

«Планета Вода»


Эпиграф
: Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь.

Цели: систематизировать знания о свойствах воды, об агрегатных состояниях воды, о растворах и взвесях, о растворимых веществах, о значении воды и ее охране.

Задачи: образовательные:

- закрепить понятия раствор, кипение, конденсация, гидросфера;

- обратить внимание на особенности свойств воды;

- систематизировать знания об охране воды;

- обобщить материал о свойствах воды, находящейся в разных агрегатных состояниях;

развивающие:

- формировать научное мировоззрение;

- развивать наблюдательность, внимание при демонстрации схем, рисунков;

- способствовать дальнейшему развитию навыков работы с учебником, овладению приемов мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, умению доказывать, делать выводы;

- развивать навыки самостоятельного мышления.

воспитательные:

- воспитать уважительное отношение к природе.

Тип урока: обобщающий.

Межпредметные связи: химия, физика, биология, математика.

Методы обучения:

словесные – рассказ, беседа, загадки, сказка, сообщение;

наглядные – демонстрация таблиц, схем, рисунков, опытов, ребусов;

практические – работа с раздаточным материалом, тетрадью.

Оборудование и средства наглядности: иллюстрации агрегатных состояний воды, таблица «Вода в природе», дидактические карточки-задания, сигнальные карточки.


Литература для учащихся:


  1. Гуревич Т.П. Физика и химия. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 1994 г.

  2. Никишов А.И. Естествознание 5 кл. – М.: Владос, 2000.

Литература для учителя:

  1. Газета «Биология» - ст. «Игры на уроках приодоведения». №15, 1998 г.

  2. Гуревич Т.П. Физика и химия. 5-6 кл. – М.: Просвещение, 1994 г.

  3. Никишов А.И. Естествознание 5 кл. – М.: Владос, 2000.

  4. Пигалев А.А. Практикум. Естествознание. 5 кл. – М., 2005 г.

  5. Сафронова О.Г., Грицай Н.П. Методика опытов и наблюдений в курсе «Природа». 5 кл. – Орел-2004.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

У. Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться Вода.

У.: Мы должны повторить знания о воде, ее свойствах, агрегатных состояниях, о значении воды и ее охране.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей,

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода —

Наша спутница всегда!

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Вы ее в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

Н. Рыжова

Первый в мире космонавт Юрий Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Посмотрите на глобус и ответьте, почему нашу планету можно назвать «Планета Вода».

Работа с дидактическим материалом

1. Выберите правильное утверждение.

а) Все живое и неживое состоит из воды.

б) Вода обладает теплопроводностью.

в) Вода – хороший проводник тепла.

г) Ледники – огромные ледяные реки.

д) При замерзании вода расширяется на 1/9 своего объема.

е) Температура таяния льда +4оС.

ж) При охлаждении вода сжимается, ее объем увеличивается.

2. Допишите следующие предложения.

а) Вода при охлаждении сначала сжимается, а затем при температуре +4оС _________.

б) Испарение – это процесс перехода вещества из _________ состояния в _________.

в) Вода превращается в лед при температуре _________.

г) Раствор – всякая _______, посторонние вещества в которой распределены _______.

д) Кипение - ________ переход _________ в водяной пар.

3. Заполните схему




4. Обведите кружком цифры, после которых названы свойства чистой воды.

1. Твердое тело

2. Жидкое тело

3. Имеет постоянную форму

4. Не имеет постоянной формы

5. Не имеет вкуса

6. На вкус горько-соленая

7. Бесцветная

8. Имеет голубой цвет с оттенками

9. Непрозрачная

10. Прозрачная

11. Имеет резкий запах

12. Не имеет запаха

1. Вода на Земле. А где встречается вода на Земле. Посмотрите на доску и разгадайте символьные загадки:


1) водоемы (море и река)

2) ледники

3) грунтовые воды

4) вода в атмосфере

5) вода в живых организмах

6) 3/4 поверхности Земли – вода.

2. Вода в воздухе.

У. Каждый день по радио и телевидению передают прогноз погоды на следующие сутки. Кроме температуры воздуха, силы ветра, сообщают данные о влажности воздуха. Объясните, как вода попадает в воздух.

О.: Происходит испарение.

У.: Что такое испарение.

Испарение – процесс перехода воды в водяной пар.

В виде пара вода постоянно находится в воздухе. Как ее увидеть, точнее, как доказать ее присутствие в воздухе?

О.: Если зимой в комнату внести с улицы холодный предмет, то он покрывается капельками воды;

- зимой на улице при дыхании образуется туман;

- в морозные зимние дни на оконных стеклах появляются узоры изо льда.

У.: Что объединяет все эти явления?

О.: Пар конденсируется на охлажденных предметах, т.е. пар превращается в капельки воды или кристалл льда.

У. Великан из сказки братьев Гримм «Храбрый портной» был так силен, что смог выжать воду из камня. Может ли быть вода в камне и можно ли ее выжать?

О.: В камнях (минералах) есть вода, но она прочно связана с молекулами веществ, обращающих камни, поэтому выжать ее невозможно.

«Рассыпать соль – к ссоре» - так говорили в старину. Родилось это поверье, видимо, из-за того, что соль стоила очень дорого.

У.: В местах, где на глубине залегает каменная соль, иногда случаются провалы, в результате которых образуются пустоты, пещеры. Почему так происходит. Могут ли такие явления происходить, если вместо соли залегает глина? Почему?

О.: Вода хорошо растворяет соль. Если вместо соли будет залегать глина пустоты не образуются – вода не растворяет глину.

Демонстрационный эксперимент «Исчезновение соли». В стакан с водой поместим ложку соли. Перемешаем.


У.: Какой процесс мы ускоряем, перемешивая смесь ложкой?

О.: Диффузию. Диффузия – взаимное проникновение одних молекул между промежутками других молекул.

У.: Что образуется при взаимодействии соли и воды?

О.: При взаимодействии соли с водой образуется раствор.

У.: Что такое раствор?

О.: Раствор – всякая жидкость, в которой посторонние вещества распределены равномерно.

У.: Предлагаю работу с сигнальными карточками. Используем желтые («да») и зеленые («нет») кружки.

Вопросы

Ответы

Растворимы ли в воде:




1) соль

+

2) глина

-

3) сахар

+

4) почва

-

5) сода

+

6) песок

-

7) масло

-

8) мрамор

-


У.: Способность растворять различные вещества во многом определяет значение воды в природе. Большинство химических реакций, которые лежат в основе жизнедеятельности организмов, происходят в растворах. Вода находится и в нашем теле.

Зачем воду пьют?

Ученик: Сообщение «Зачем воду пьют?»


Зачем воду пьют? Воду пьют потому, что хочется. А почему хочется. Потому, что без воды жить нельзя. Вода все время расходуется и нам надо запас ее пополнять. Если дыхнете на холодное стекло. Стекло запотеет, покроется капельками воды. Или вот, скажем, вы в жаркий день вспотели. Откуда взялся пот? Из нашего тела. В сутки человек теряет 12 стаканов воды. Значит, столько же ему надо выпить или съесть.

Воду едят. В мясе, овощах, хлебе, во всякой еде гораздо больше воды, чем твердого материала. В мясе воды втрое больше, чем твердого вещества, а огурец, так тот почти целиком состоит из воды. Да и в нас самих воды очень много. Если вы весите 40 кг, то в вас 35 кг воды и только 5 кг твердого материала.

Значит, вода – главный материал, из которого построено наше тело. Поэтому человек может долго прожить без еды, а без воды не может прожить и несколько дней.

Дидактическая игра «Свойства воды в загадках»

Учащимся нужно дать отгадку, выделить прозвучавшие свойства воды.

1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле

Только ноги на земле. (дождь)

2. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет (сосулька)

3. По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда:

Из мешков течет вода (туча)

4. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

5. Вот серебряный лужок,

Не видать барашка,

Не мычит на нем бычок,

Не цветет ромашка

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

6. Сито большое, сито голубое.


Сеет – веет белый пух.

На леса, дома, на луг (небо, облако)

7. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (вода)

У.: В каких агрегатных состояниях встречается вода на нашей планете. Приведите примеры. Обратите внимание на стену.

- Посмотрите в окно.

О.: Жидкая вода: океаны, моря; твердая вода: снег, иней, лед; газообразная вода: водяной пар, туман.

У.: При каких условиях вода переходит из одного состояния в другое?

О.: При изменении температуры.

У.: Что же происходит с водой при изменении температуры, мы узнаем, решив познавательные задачи.

Познавательные задачи:

1. Зимой купили в магазине полную бутылку подсолнечного масла и закрыли ее пробкой. Когда пришли домой, то заметили, что масла в бутылке стало немного меньше. Чем это можно объяснить?

2. Из бака, который стоял зимой на улице, налили полную бутылку керосина. Когда бутылка постояла в доме, то на полу образовалась лужица из керосина. Почему это произошло?

3. Из железной бочки, которая стояла на садовом участке, осенью забыли вылить воду. Когда приехали на участок весной, то бочка была разорвана и воды в ней не было. Почему это произошло?

4. Где будет теплее рыбе зимой – около поверхности воды или на глубине?

5. Почему во время ледохода лед плывет по поверхности воды, а не тонет.

6. Утки очень любят воду, особенно охотно они лезут в воду в сильный мороз. Почему?

7. Как выдумаете, что будет более эффективным в качестве грелки: 2 кг песка при температуре +60оС или 2 л воды при той же температуре? Объясните ответ.

У.: Вследствие перехода воды из одного агрегатного состояния в другое происходит круговорот воды.

Что такое круговорот воды в природе?

О.: Переход воды в газообразное, затем снова в жидкое.


У.: Вы выполняли творческие задания «Путешествие капельки воды». Посмотрите, какой получился чистый колодец капелек. Послушаем стихотворение о круговороте воды.

Ученик:

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

У.: Да, вода – уникальное вещество, это не только минерал, это не только средство для развития, вода – это проводник культуры, это та живая «кровь», которая создает жизнь там, где ее не было.

«Где вода, там и жизнь», «Земля умирает, если ушла вода» – эти пословицы известны каждому.

Несмотря на то, что вода занимает 3/4 поверхности суши, воды катастрофически не хватает во многих частях планеты. Не случайно на поиски пресной воды тратится гораздо больше усилий и труда, чем на поиски золота и нефти.

В естественном состоянии в воде растворены газообразные вещества, различные соли, примеси. По отношению к этим веществам, выделяют пресную, соленую, жесткую воду.

У.: Что такое соленая вода?

О.: В 1 л воды растворено до 35 г соли – соленая вода.

У.: Что такое пресная вода?

О.: В 1 л такой воды растворено до 1 г соли.

У.: Что такое жесткая вода?

О.: Если в воде растворено большое количество гипса, извести, мела, то это жесткая вода.

У.: Но если в воде появляются ядовитые вещества, различные примеси, нефтяная пленка, то принято говорить о загрязнении вода. Послушайте сказку.

У.: Сказка о «нефтяной» рыбке.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Все знают эту сказку. В давние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод не с одною «тиною морскою», а еще с ржавыми банками, битыми бутылками, пакетами и прочим мусором.


Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и «лысую» шину.

В третий раз попалась бы старику рыбка. Да не простая, а золотая. Заговорила бы человеческим голосом. Стала молвить: только не отпускай меня, старче, лучше кинь в аквариум с чистой водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою.

У.: Грустная сказка! Но к несчастью, и быль не радостней. Раньше моряки рассказывали о дальних странах, заморских диковинах. А сейчас:

«Пропадают, братцы, - моря-океаны! Кораблей – как автомобилей на шоссе. И с каждого в море бросают мусор. А если танкер потерпел в пути аварию – вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этого гибнут рыбы, дельфины, чайки. Вода на многие мили покрывается жирной пленкой, воздух не проникает в глубь миря. Задыхаются водоросли, рачки, рыбы.

Мы давно «освоили» планету,

Широко шагает новый век

На Земле уж белых пятне нету.

Черные сотрешь ли человек?

У.: Каковы главные источники загрязнения воды?

О.: Нефть, сточные воды от предприятий народного хозяйства, ТЭЦ, сплав леса, радиоактивное загрязнение.

У.: По каким признакам можно определить, что вода в реке, озере, море загрязнена и ее нельзя употреблять?

О.: Много мусора в воде, неприятный вкус и запах, пена на воде, нефть.

У.: Какие меры по охране воды необходимо проводить?

О.: Бережное использование воды, очистка питьевой воды, сохранять леса и болота, строить очистные сооружения на предприятиях.

У.: «Голубой патруль»

III. Закрепление (тестовая работа в 2 вариантах)

Тест по теме «Вода»

Вариант 1

1. Вода составляет одну из оболочек Земли:

а) атмосферу;

б) гидросферу;

в) литосферу.

2. Пресная вода – это

а) вода, не содержащая никаких посторонних примесей;

б) вода, специально очищенная на станциях;

в) вода, содержащая менее 1 г солей в 1 литре.

3. Вода:

а) медленно нагревается и медленно остывает;

б) медленно нагревается и быстро остывает;

в) быстро нагревается и медленно остывает.

4. Основные естественные водоемы Земли – это:

а) океаны, моря, реки, озера;

б) водохранилища, каналы, арыки, пруды;

в) гейзеры, колодцы.

5. Более мягкая вода:

а) дождевая;

б) водопроводная;

в) морская.

6. Основные загрязнители пресной воды:

а) дикие животные;

б) гидроэлектростанции;

в) фабрики и заводы.

7. Плотность льда:

а) равна плотности жидкой воды;

б) меньше плотности жидкой воды;

в) больше плотности жидкой воды.

1б, 2в, 3а, 4а, 5а, 6в, 7б.

Вариант 2

1. Наибольший запас пресной воды сосредоточены:

а) в морях и океанах;

б) в реках;

в) в ледниках.

2. Искусственные водоемы – это:

а) водохранилища и пруды;

б) реки и озера;

в) океаны и моря.

3. Раствор – это:

а) неоднородная смесь, состоящая из растворителя и растворенного вещества;

б) однородная смесь, состоящая из растворителя и растворенного вещества;

в) смесь, одним из компонентов которой всегда является соль.

4. Переход водяного пара в капельки воды или кристаллики льда с образованием облаков, туманов:

а) испарение;

б) кипение;

в) конденсация.

5. Соленая (морская) вода – это:

а) вода, не содержащая никаких посторонних примесей;

б) вода, содержащая до 35 г солей в 1 литре;

в) вода, содержащая большое количество извести и мела.

6. Вода составляет одну из оболочек Земли – это:

а) гидросфера;

б) атмосфера;

в) литосфера.

7. Подлежат охране от загрязнения:

а) все водоемы;

б) источники минеральной воды;

в) водоемы, обеспечивающие жизнедеятельность больших городов.

1в, 2а, 3б, 4в, 5б, 6а, 7а.

IV. Домашнее задание: §6.

Работа с дидактическим материалом

Фамилия, имя _______________________

1. Выберите правильное утверждение.

а) Все живое и неживое состоит из воды.

б) Вода обладает теплопроводностью.

в) Вода – хороший проводник тепла.

г) Ледники – огромные ледяные реки.

д) При замерзании вода расширяется на 1/9 своего объема.

е) Температура таяния льда +4оС.

ж) При охлаждении вода сжимается, ее объем увеличивается.


Фамилия, имя _______________________

2. Допишите следующие предложения.

а) Вода при охлаждении сначала сжимается, а затем при температуре +4оС _________.

б) Испарение – это процесс перехода вещества из _________ состояния в _________.

в) Вода превращается в лед при температуре _________.

г) Раствор – всякая _______, посторонние вещества в которой распределены _______.

д) Кипение - ________ переход _________ в водяной пар.

Фамилия, имя _______________________

3. Заполните схему




Фамилия, имя _______________________

4. Обведите кружком цифры, после которых названы свойства чистой воды.

1. Твердое тело

2. Жидкое тело

3. Имеет постоянную форму

4. Не имеет постоянной формы

5. Не имеет вкуса

6. На вкус горько-соленая

7. Бесцветная

8. Имеет голубой цвет с оттенками

9. Непрозрачная

10. Прозрачная

11. Имеет резкий запах

12. Не имеет запаха