litceysel.ru
добавить свой файл
1
Отдел администрации г. Бийска по образованию


МОУ «Основная общеобразовательная школа №13»


П Р О Е К Т




Работа социального педагога по месту жительства. Основные направления,

формы работы


Составитель:

Андреева М. Г.

соц. педагог


Бийск 2003г.

Цель проекта: создать программу работы социального педагога на тему: «Работа социального педагога по месту жительства. Основные направления, формы работы».


Задачи деятельности социального педагога при работе на микрорайоне:


  • социально-педагогическая защита подростков: формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита прав;

  • формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

  • увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

  • создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

  • адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

  • компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

  • дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.



Граждане должны научиться отдыхать, потому что государству, не знающему, как и чем занять свободное время своих граждан, грозит неизбежная гибель.

Аристотель


Более всего необходимо, чтобы для воспитанника делалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портятся голова, сердце, нравственность.


К.Д. Ушинский



МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (графики, схемы)

Заместитель главы администрации по социальным вопросам


Сотрудники учреждений доп. образ-ия.

Сотрудники отдела социальной защиты


Социальный педагог


Работники отдела культуры и спорта


Сотрудники центра занятости




Специалисты ПМПК

Инспектор ИДН


Заместитель начальника Департамента образования. Сотрудники отделов образования.



I. Введение.

Министерство образования Российской Федерации в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (приказ от 18.10.99 № 514) определило в числе приоритетных задач решение проблемы организации воспитательной работы с подростками по месту жительства.

Практика показывает, что за последние десять лет произошло сужение «подросткового пространства» городов и поселков, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей. В исследовании, проведенном Институтом молодежи совместно с ГИБДД среди детей и подростков, лишь 63% опрошенных отметили, что в их дворах есть специальное место, где можно играть в подвижные игры, 53% - площадка для игр с мячом (футбол, волейбол и т.д.) , 22% - дорожки для катания на велосипедах, роликах, скейтах, 37% - площадки для погулок и игр с домашними животными.

Из педагогического арсенала исчезают многие полезные традиции: разновозрастные «дворовые игры» как средство социализации подростка в вид досуга; различные виды коллективных общедворовых досуговых мероприятий, в которых участвуют представители различных поколений.


Происходит явный регресс двора, микрорайона как инфраструктурной единицы.

На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи и ее роли в социализации детей снижение возможностей для их воспитания по месту жительства приводит к серьезным социальным последствиям: росту асоциальных неформальных подростковых групп, увеличению числа детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь и наркотики; массовая безнадзорность несовершеннолетних.

По оценке Научного центра здоровья детей РАМН к 13 годам почти половина подростков уже пробовали вкус алкоголя, в 16 лет 61,4% юношей и 63% девушек регулярно его употребляют.

По данным Минздрава России в последние годы отмечается неуклонный рост числа детей как младшего, так и старшего подросткового возраста, употребляющих наркотики. Среди детей до 14 лет за последние пять лет частота впервые выявленной наркомании возросло в 20 раз, токсикомании – в 15 раз.

Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях, прекращение посещения школы ведут к тому, что в современных условиях дети и подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Для 48,4% подростков-наркоманов именно равнодушие взрослых является одной из основных причин приобщения к наркотикам.

Социальное одиночество у подростков, связанное с семейными проблемами, когда подросток не находит поддержки и опоры в семье, или с индивидуальными особенностями, когда он испытывает проблемы при общении со взрослыми или сверстниками, также стало в настоящее время серьезной проблемой, влияющей на самочувствие и здоровье ребенка, не его социализацию.

Важно отметить, что организация работы по месту жительства – это задача межведомственная, включающая в себя и вопросы воспитания, и социальной работы с определенными категориями детей. эта важнейшая задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных объединений.


Считаем принципиально важным сохранение и развитие партнерства различных межведомственных структур, ведущих работу по месту жительства среди детей и подростков.

Помимо партнеров в организации работы по месту жительства органы управления образованием, образовательные учреждения должны определить для себя функционал и пути решения специфических образовательных задач исходя из федерального законодательства об образовании, местного законодательства, особенностей кадрового потенциала.

Важнейшей функцией органов управления образованием в работе с детьми и подростками по месту жительства в этих условиях выступает организация воспитательной деятельности.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Организационно-методическими центрами по обеспечению работы с детьми и подростками по месту жительства могут быть как школы, так и учреждения дополнительного образования детей.

Характерной положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности.

В числе педагогов, которые ведут работу по месту жительства в образовательных учреждениях, ключевую роль играют:


  • заместители директоров образовательных учреждений по воспитательной работе;

  • социальные педагоги;

  • педагоги дополнительного образования;

  • педагоги-организаторы;

  • педагоги-психологи;
  • классные воспитатели (освобожденные) общеобразовательных учреждений;


  • другие педагогические работники в соответствии с их функционалом.

Основные направления работы по месту жительства в образовательном учреждении выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, разрешение которых способствует получению позитивных результатов. Хотя эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, ведущего работу с детьми и подростками по месту жительства, они значительно шире, так как требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: педагогов, администрации, родителей (их законных представителей), ближайших родственников.


II. Основные направления работы социального педагога по месту жительства.

Основные направления работы по месту жительства в образовательном учреждении выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, разрешение которых способствует получению позитивных результатов. Хотя эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, ведущего работу с детьми и подростками по месту жительства, они значительно шире, так как требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка: педагог, администрации, родителей (их законных представителей), ближайших родственников.

Анализ опыта позволяет определить приоритетные направления этой деятельности:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

  • помощь подростку в устранении причин негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;
  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;


  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

  • решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

  • организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

  • проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

  1. Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком.

Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем свойственных современному обществу, образу жизни.

Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или у в целом у семьи; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцептуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

Предотвращение и ликвидация отмеченных явлений в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий.


Экспериментально обоснованная нами модель деятельности социального педагога с семьей включает в себя следующие компоненты:


  • наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;

  • широкое изучение семьи-системы и каждого члена как индивида (личности);

  • дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур;

  • разработка программы социальных воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;

  • вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий;

  • отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

Приступая к социальным действиям по отношению к семье с целью оказания ей помощи, социальный педагог согласно разработанной нами модели обязан четко представлять ее содержание (как со своей стороны так и со стороны клиента) и возможные формы претворения этого содержания в практику.

В литературе отмечаются следующие сгруппированные представления социального педагога по оказанию помощи семье: знание им своих возможностей в оказании помощи; предположительные знания ожидаемых услуг со стороны семьи; знание того, что он смог бы дать из того, что семья ожидает; представление о том, что он сможет дать, не осознавая этого; его сознательные представления и бессознательные предположения о нуждах семьи.

Ожидания, присущие клиенту (семье), относительно содержания оказываемой ему помощи следующие: сознательное его желание помощи, то, что, по его предположениям, может дать ему социальный педагог, то, что он, по предположениям, может получить и, наконец, его бессознательные желания.

К сознательным желаниям клиента (семьи) относят непосредственную простую помощь, которая формулируется им при первой встречи с социальным педагогом – получить совет по воспитанию детей, решить вопросы экономической поддержки, осуществить потребность «выговорится» и т.д.


Клиент (семья) имеет также представления о потенциальных возможностях оказания ему помощи социальным педагогом, с которым он вступает в контакт, основываемые на профессиональной роли социального педагога.

Наиболее высокие требования предъявляются клиентом (семьей) социальному педагогу его бессознательными стремлениями, поскольку социальный педагог должен сам понять наличие таких потребностей и работать над расширением осознания клиентом вида помощи, в которой он нуждается.

Наряду с наличием у социального педагога собственных представлений о содержании помощи семье и о представлениях клиента о содержании этой помощи, ему необходимо иметь представления о формах оказания помощи, среди которых выделяют форму компенсации нехватки чего-либо, освобождения от негативного, работа над чем-то и изменения.

Первая группа ожиданий оказания помощи включает в себя материальную помощь, предоставление услуг по присмотру за детьми, по ведению домашнего хозяйства и т.п.

Во второй группе главное заключено в избавлении от негативов душевного проявления (а они часто связаны с материальными потребностями и на фоне этого – бессонница, страх перед жизнью, беспокойство, подавленное настроение и т.п.).

Третья группа ожиданий включает какую-либо конкретную работу, которую клиень не в состоянии выполнить сам и поэтому «протягивает руку» с просьбой о помощи.

И последняя, четвертая, группа ожиданий по форме помощи – работа по изменению самого клиента или семьи. Эта группа ожиданий, пожалуй, наиболее сложная и ответственная и в этом направлении больше всего и должен работать специалист.

Таким образом, знание социальным педагогом представлений о содержании и формах оказываемой помощи является первым компонентом в модели социальных действий с семьей.

Изучение семьи и каждого ее члена как индивида (личности) строится на обязательном составлении характеристики микрорайона (в ней отражены все сущностные характеристики каждого жителя – его возраст, профессия, образование, интересы и т.д.), на основе получаемой обширной информации путем ознакомления с первичными материалами – личными делами учащихся (членов семьи), бесед с учителями, соседями, знакомыми и друзьями семьи, руководством предприятий и учреждений, на которых трудятся родители, посещение родительских собраний, заседаний родительских комитетов, анкетирования детей и родителей, а также диагностирования межсемейных взаимоотношений.


Характеристика микрорайона содержит следующие обобщенные данные:


  • карту-схему жилых домов и других объектов;

  • описание природной и материальной бытовой среды проживания жителей;

  • общее число жителей в социуме, из них детей; средний возраст взрослого населения;

  • половой состав;

  • национальный состав жителей;

  • социальный и профессиональный состав;

  • образовательный уровень жителей;

  • общее количество семей в микрорайоне, из них полных с бабушками и дедушками, полных без бабушек и дедушек, неполных, бездетных, имеющих одного ребенка, имеющих двух детей, трех и более детей, имеющих детей старшего школьного возраста.

Наряду с изучением инфраструктуры микрорайона следует иметь сведения о социально-экономических и социально-педагогических нуждах и потребностях семей, детей, молодежи, связанных с организацией труда, учебы и досуга несовершеннолетних и молодежи.

Следует заметить, что характеристика микрорайона (обобщенная) складывается из данных по каждому отдельному жилому дому, и таким образом в руках социального педагога оказывается вся информация в отмеченных параметрах на каждого члена семьи и на семью в целом.

Полученные данные позволяют осуществлять воздействие на семью-систему не вслепую.

Второй компонент социальных действий с семьей на этом этапе предусматривает после составления характеристики микрорайона провести изучение положения личности в семье и семьи-системы. Нужно воспользоваться трансформированным американским вариантом схем социального изучения личности и семьи (приложение № 1,2).

Диагностирование межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.


Первый вариант работы возможен на уровне начального звена учащихся, когда через детей социальный педагог получает информацию о семейной ситуации, месте ребенка в семье.

В качестве методики, позволяющей получить информацию можно использовать кинетический рисунок семьи.

Среднее и старшее звено учащихся менее откровенны, и получение от них информации о семье затруднительно.

Можно порекомендовать следующие методики: опросник АСВ (анализ семейного воспитания), методика диагностики супружеских отношений В.П. Левкович, О.Э. Зуськовой, методика РОП (ролевых ожиданий и притязаний в браке), опросник Фидлера и др.

Дифференциация семей на типы соответственно деформированности семейных структур является третьим компонентом модели социальных действий с семьей.

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В своей работе мы подразделяем семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные.

Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества мы подразделяем на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные.

Четвертым компонентом модели социальных действий с семьей является разработка программы социальных действий на нее коррекционно-воспитательной направленности и соответственной выделенным в ходе дифференциации типам семей.

Предлагаемая нами программа таких действий на семью состоит из следующих блоков:


  • блок повышения педагогической культуры родителей;

  • блок совместных видов деятельности родителей и детей;
  • блок индивидуальной работы с родителями и детьми и семьей-системой в целом.


Последний (пятый) компонент модели социальных действий с семьей обуславливает вхождение и контакт с семьей-системой и ее членами с целью реализации программы социальных действий.

Однако наиболее сложным является установление социального педагога в первый контакт с семьей или ее отдельными членами. Для этой цели можно использовать методику Л.Б. Филонова, она предусматривает шесть стадий в контактировании, в процессе которых закономерно развиваются положительные отношения между контактерами.

На первой стадии снимается напряжение, тревога и неуверенность родителей в отношениях с педагогом посредством акцентации внимания на положительном из того, что известно социальному педагогу о семье и ее членах по предварительно собранной им информации. на этой стадии социальный педагог – слушатель, его основные правила: слушайте интенсивно и показывайте свою заинтересованность естественным образом: позой, взглядом, кивками головы, краткими вербальными знаками и т.д.; вникайте во внутренний мир другого; мысленно формулируйте утверждение о том, что происходит в душе другого – каковы его взгляды, чувства, противоречия, отношения, реакции, какие события дали толчок таким реакциям, сосредоточьтесь на внутреннем, а не на внешнем из того, что вам говорят.

На второй стадии (при соблюдении сказанного выше) родитель начинает «выговариваться», социальный педагог по-прежнему – слушатель. Родители начинают просить совета. На третьей стадии социальный педагог переключает внимание родителей на повышение требований как к себе, так и к каждому члену семьи.

На четвертой стадии социальный педагог переходит к действиям – обсуждению уже отдельных отрицательных свойств личности как своей, так и любого члена семьи, неблагоприятных сопутствующих обстоятельств.

На пятой стадии доверие завоевано, и это служит началом к взаимодействию. На шестой стадии ведется работа коррекционно-воспитательная со стороны социального педагога.


Таким образом при вхождении в контакт все зависит от степени деформированности семейных структур и профессионализма лица, вступающего с семьей в контакт в целях проведения работы по изменению.

III. Формы работы социального педагога.

Формы взаимодействия социального педагога и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Формы работы с родителями и семьей можно разделить на групповые, массовые и индивидуальные.

1. Массовые, групповые формы работы.

а) Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводится к монологу учителя. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы – одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и многие другие.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительских собраний. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

б) Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. – способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. в определении тематики мероприятий участвуют родители.


в) Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9 классов).

г) Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

д) Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

ж) Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

з) Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

и) Семинар по обобщению опыта семейного воспитания одна из активных форм пропаганды знаний, способствующая развитию устойчивого интереса к занятиям. Основу семинарского занятия с родителями составляло раскрытие проблемы в процессе их выступлений и обсуждение этих выступлений, что содействовало углублению знаний, формированию позиции по вопросам воспитания. Успех семинарского занятия зависит от самостоятельной работы слушателей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, от умения критически оценивать на основе знаний воспитательный процесс, увидеть возможности совершенствования форм и методов сотрудничества социальных педагогов, учителей, родителей, общественности в воспитании.


В период подготовки семинаров надо оказывать консультативную помощь родителям по отбору материала, его систематизации, анализу опыта, подготовке выступлений. Во время семинара должна царить благоприятная обстановка, которая характеризовалась бы общей заинтересованностью в полном и обстоятельном раскрытии темы, откровенным разговором.

Длительность проведения семинаров не более 1,5 часа, выступления слушателей – 10 –15 минут.

к) Педагогические практикумы. Суть их состоит в том, что на занятиях родители получают задания-рекомендации по педагогическому самообразованию, поручения, направленные на улучшение воспитания детей. Педагогический практикум, как правило, закрепляет ту тему, по которой прочитана лекция или заслушан доклад.

л) Конференции по обмену опытом семейного воспитания. Обычно они проводятся в конце учебного года и являются своеобразным итоговым занятием в системе работы с родителями, выполняя роль важного канала обратной связи. Конференции дают возможность установить, как «работают» приобретенные педагогические знания, помогают обобщить накопленный опыт воспитания, закрепляют и углубляют знания, содействуют укреплению деловых и личных взаимоотношений родителей, учителей, социальных педагогов. Особенностью их является то, что они позволяют вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных вопросов, что проходят они в непринужденной обстановке, участники их обмениваются мнениями, опираясь на приобретенные знания и накопленный опыт.

В настоящее время происходит обновление форм родительского просвещения как в сторону практической направленности их. Этому способствуют деловая игра, собрание-диспут, встреча за круглым столом и др…

м) Деловые игры. Поиск новых форм повышения педагогической грамотности и культуры родителей побуждает педагогические коллективы создавать творческие проблемные группы. Далее эта группа разрабатывает программу действий. Например направленную на улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, между родителями. Необходимость той или иной программы вытекает из материалов, полученных в ходе предварительного проведения социально-психологического анализа семей. И вот для выработки такой программы может быть использована деловая игра. В игре могут принимать участие учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги, родительская общественность, члены разновозрастных объединений микрорайона, представители расположенных в микрорайоне детских садов и общественных организаций. Тематика деловых игр может быть следующей: «Демократия начинается с семьи», «Как воспитать дисциплинированность у ребенка», «Что мешает формированию личности в семье» и др.


н) Круглый стол. Во встречах за круглым столом могут принимать участие люди различных специальностей, разных возрастов и родительского опыта, что позволяет расширить воспитательный кругозор не только отцов и матерей, но и самих педагогов, и пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.

В подготовке и проведении массовых и групповых форм работы с родителями принимали участие наряду с социальными педагогами и учителя школы.


2. Индивидуальные формы работы.

Индивидуальные подходы особенно важны при работе социального педагога с неблагополучными семьями, трудными детьми и несовершеннолетними правонарушителями.

По единодушному мнению ученых и практиков, ядром конфликтной ситуации, приводящей к нравственной деформации подростков, являются недостатки семейного воспитания, усугубляемые недостатками воспитания в школе, влиянием стихийного общения и бессодержательным использованием подростками свободного времени.

Непосредственно в школе можно создать ряд объединений помогающих ребенку научиться более рационально использовать свое свободное время. Участники объединения проводят праздники «День матери», «Праздник семьи» и другие. Можно создать такое объединение, как «Возрождение русской культуры» воспитание, развитие, социализация детей и подростков осуществляется с привитием самобытных национальных традиций. результатом работы этого объединения может быть открытие школьного музея народного декоративно-прикладного искусства. Дети, входящие в поисковую группу выявляют умельцев в микрорайоне, организовывают с ними встречи, выставки изделий, поделок этих умельцев, записывают их рассказы о своем увлечении, делают видеозапись их домашних коллекций. Школьный музей может стать не только центром экскурсий, встреч, но и местом проведения уроков для учащихся, семинаров для учителей технологии, ИЗО.

Логическим продолжением данного направления работы школы может быть проведение обрядовых праздников «Масленница», «Рождественские посиделки», которые могут представлять собой художественно-театрализованные программы. Участники этих программ могут выступать не только пред учащимися школы, родителями, но и ветеранами, жителями микрорайона, в других школах, детских садах и т.д.


Свободное время – одна из социально-исторических категорий, «мерило общественного богатства », условие всестороннего развития человека.

Свободное время не должно и не может быть свободным от воспитания и общественного контроля. Свободное время школьников отлично по объему и структуре от свободного времени взрослого в силу различия их социальных ролей. Общая особенность его в том, что. Будучи свободным, оно должно находиться под контролем общества, семьи, школы, должно направляться ими с учетом специфики основной деятельности.

Задача в работе с неблагополучной семьей заключается в изменении ее статуса, нормализация межличностных отношений , морально-психологического микроклимата и устранение недостатков семейного воспитания. В связи с этим необходима работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в воспитательный процесс.

В работе с неблагополучными семьями социальный педагог может использовать следующие формы работы:


  • регулярные педагогические консультации (набор тем консультаций будет зависеть от данных, полученных при диагностике межличностных отношений. Среди них: педагогическая запущенность подростков, причины и роль семьи в ее преодолении; типичные трудности школьников в освоении отдельных предметов и их предупреждение; влияние различных факторов на формирование вредных привычек и их преодоление и др.);

  • организация деятельности психолого-педагогических практикумов (поведение и нравственное развитие подростка; отклонения в поведении подростков и пути их преодоления; причины отклонений в поведении подростков; организация поведения учащихся; коррекция поведения учащихся и другие);

  • постоянно действующие семинары.

Таким образом, индивидуальная работа позволяет социальному педагогу учитывать особенности каждой семьи (в первую очередь, неблагополучной), каждого члена и с большей результативностью решать имеющиеся у них проблемы.


Особо эти формы работы необходимы социальному педагогу во взаимодействии с несовершеннолетним правонарушителем. Используя методику индивидуального подхода, он вовлекает их в различные виды деятельности и этим способствует перевоспитанию.

3. Групповое и индивидуальное консультирование.

Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей различные аспекты семейного воспитания детей. система знаний о ребенке как субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях с учетом социальных факторов развития, о закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет родителям оптимально строить отношения со своими детьми.

Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие отношения в семье детей и родителей. Существующую систему образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям сориентироваться в выборе учебного заведения, воспользоваться услугами учреждений дополнительного образования. Им необходимо научиться оказывать помощь ребенку в организации внешкольной деятельности, развивающей память, мышление, воображение, внимание, обогащающей его духовно. Ведь организация разумного, полезного досуга с учетом склонностей и способностей детей является проблемным вопросом для многих детей.

Продолжается процесс реформации образования. Родителям важно быть в курсе тех изменений, которые происходят в школе.

Спорным на сегодня остается вопрос о посещении детей на дому. Данную форму оказания помощи в семейном воспитании следует использовать с учетом всех особенностей каждой конкретной ситуации, специфики национальных, социальных традиций и т.д.

Учителю, классному руководителю, воспитателю группы продленного дня, социальному педагогу при визите в семью ребенка желательно соблюдать следующие правила:

  • не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;


  • по возможности этот визит не планировать более чем на 5 –10 минут.

  • не вести беседу стоя у входа в верхней одежде;

  • нельзя вести беседу в агрессивных тонах, если даже такой тон общения задается родителями. Профессионализм учителя, как правило, позволяет придать общению вежливый, уважительный характер.

Есть еще одна тонкость: вести беседу с родителями в присутствии ребенка или без него? Лучше провести беседу в присутствии ребенка, так как известны случаи, когда родители, пересказывая ребенку содержание беседы с педагогом искажают ее содержание в свою пользу.

Посещение семьи создает благоприятные условия для консультирования родителей. В семейной обстановке, в присутствии ребенка, в совместной беседе легче найти причины затруднений в обучении и пути их преодоления.

Индивидуальное и групповое консультирование проводится и в школе. Здесь эти консультации могут быть более длительными. Однако и они требуют соблюдения определенных условий. Нельзя в приказном порядке, в форме: «Родители, срочно придите в школу!» - вызывать родителей для беседы. Лучше выразить следующим образом: «Уважаемые родители по имени отчеству! Возникла необходимость побеседовать о вашем сыне (дочери). Сообщите, пожалуйста, когда вы можете прийти в школу. Мои возможности для беседы с вами: вторник и среда (после занятий) или субботу с 9 до 14 часов. С уважением … ».

Нельзя беседовать с родителями в коридоре, стоя на виду у пробегающих мимо учеников и проходящих учителей. Следует пригласить в класс, учительскую или школьный методический кабинет, предложить снять пальто и сесть, тем самым создавая хотя бы минимум комфорта.

IV. Обеспечение целостного влияния на личность средствами взаимодействия социального педагога с государственно-общественными учреждениями и организациями.

Школа постепенно становится все более открытой социально-педагогической системой.

Что означает понятие школы как открытого социально-педагогического института? Во-первых, она должна быть открыта для различных убеждений учащихся, диалога, межличностного и межгруппового общения; открыта в физическом смысле целый день и для детей, и для взрослых.


В такой школе должны преобладать тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды – семьей, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. и самое главное – в открытой школе деятельности переносится на личность ребенка: создаются все необходимые условия для его личностного развития.

Центральной службой такой открытой школы стала медико-психолого-педагогическо-семейная, включающая в себя социальных педагогов семейного типа, медицинского работника, психиатра, социального психолога. Основное в ее деятельности – это диагностирование социально-психологической ситуации в семье, в семейно-соседских общностях; изучение интересов и потребностей детей и взрослых в семье; организация работы специалистов, направляющих разностороннюю социально-педагогическую деятельность семьи.

Наличие целостной системы социальных служб позволяет им вместе с педагогическим коллективом объединенным усилиями решать более успешно проблемы социализации личности, оказывать психолого-педагогическую поддержку.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:


  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

  • семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;
  • систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);


  • традиционные встречи многодетных семей;

  • благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети – инвалиды;

  • встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

  • семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования.

Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних.

Существуют разные точки зрения о взаимоотношениях и взаимодействии инспектора по делам несовершеннолетних и школы.

Без тесного взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних, без единства в подходах не будет положительных результатов, как в работе социального педагога, так и инспектора. Они должны вместе заниматься выявлением неблагополучных семей, проведением работы по их оздоровлению, то же относительно проблемных подростков: выявлять и устранять источники отрицательных влияний на несовершеннолетних (семья, друзья, сверстники, соседи, взрослые); совместно проводить работу по исправлению детей и подростков, склонных к совершению правонарушений.

Для социального педагога очень важно найти «Особо важную персону». И не всегда важно – положительная она или отрицательная. Главное то, что эта личность понимает и поддерживает ребенка, оказывает на него сильное влияние (эмоциональное, волевое и нравственное). Благодаря «Особо важной персоне» социальный педагог сможет формировать и развивать положительные личностные качества подростка.

Наша задача с инспектором по делам несовершеннолетних помочь отыскать, обрести ее истинное внутреннее «я».

Один социальный педагог не справится. Нужна совместная деятельность родителей, школы, социального педагога, психолога, психиатра, невропатолога, инспектора по делам несовершеннолетних. Только тогда можно решить эту проблему.

Особое место в нашей работе с инспектором по делам несовершеннолетних занимают опекунские, малообеспеченные и многодетные семьи. Перемены, которые произошли в политической, экономической, нравственной, правовой сферах нашего общества – все отразилось на них.


V. Заключение.

Таким образом, мы видим, что круг вопросов, которыми занимается социальный педагог весьма многоаспектен и обширен. Однако результативной эта деятельность становится лишь при поддержке и консолидации всех сил района и всеобщей ответственности функционирующих в этом направлении учреждений.

Справедливо признавая социального педагога ключевой фигурой в иновационном процессе школы, задаешься вопросом: «Какими же профессиональными и личностными характеристиками он долден обладать?». Основная цель социального педагога в его профессиональной деятельности – защита социальных прав личности ребенка. В своей работе социальный педагог не может не опираться на основные положения концептуальной платформы, которые разработаны специалистами Ассоциации социальных педагогов и социальных работников. Назовем некоторые из них.

Первое положение отражает профилактический и диагностический характер его деятельности, выраженный в формуле «болезнь легче предотвратить» и нацеленный на выявление и устранение причин социальных проблем, а не их последствий. Второе – «от социальной помощи к социальной защите, самозащите» означает личностную установку на активизацию условий и мобилизацию их потенциальных возможностей в преодолении трудно решаемых проблем. Третье – профессия социального педагога опирается на межведомственную систему взаимосвязанных служб, государственных учреждений, которые имеют специфические возможности для комплексного решения проблем.


Приложение №1

Изучение социальной истории личности


  1. Личность.

    1. Общие сведения (Ф.И.О., год рождения, место рождения, семейное положение, адрес).

    2. Семья (родители: Ф.И.О., год рождения и смерти – если кто-то из них умер, адрес; братья и сестры: имена, даты рождения и место проживания).
    3. Профессиональный уровень (наличие образования, место учебы или работы, причины переходов с рабочих мест).


    4. Индивидуальные особенности личности (здоровье и физическое состояние, способность к социальному контакту – умение общаться с другими лицами, знания и навыки, трудоспособность, способность изменять физическую и техническую среду, способность воздействовать на других людей – власть и влияние на социальную среду, способность рационально и целеустремленно работать для осуществления намеченных альтернатив).

    5. Взаимоотношения внутри семьи, его место в ней; соседские и общинные связи.

  2. заботы, потребности, проблемы.

    1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной личностью.

    2. История развития потребности, проблемы и факторы, влияющие на ее развитие.

    3. Способность к выполнению жизненных ролей.

    4. Основные потребности (общечеловеческие и индивидуальные).

    5. Ожидания личности по содержанию оказываемой помощи.

  3. Факторы, влияющие на оказание помощи клиенту.

    1. Что ожидает личность в качестве результата помощи.

    2. Реалистичны ли эти ожидания.

    3. Наличие внутренних ресурсов у личности к изменениям.

    4. Негативные факторы влияния на ожидание личности.

    5. Позитивные факторы влияния на ожидания личности.



Приложение №2

Изучение социальной истории семьи

  1. основная информация

    1. Имена и дни рождения членов семьи.

    2. Дата бракосочетания (если брак не первый, то даты предыдущих браков).

    3. Национальность и язык, на котором говорят в семье.

    4. Вероисповедание, если оно есть.

  2. Семья как система
    1. Структура семьи: - члены малой и большой семьи (включая и тех, кто не является родственником, но функционирует в структуре семьи). Описание всех членов семьи по схеме «Социальная история личности»:


  • взаимоотношения между родителями, детьми, родителями и детьми (нормальные или конфликтные), другими членами семьи;

  • связи в семье (близость и отдаленность между членами семьи, эмоциональный климат в семье).

    1. Окружающие семьи:

  • район проживания;

  • социоэкономический статус;

  • взаимоотношения семьи с соседями, с социумом;

  • дедушки, бабушки и другие члены большой семьи, их влияние на нуклеарную семью;

  • референтные группы; система связей, влияние на членов семьи.

    1. Функционирование семьи:

  • образцы коммуникаций;

  • образцы принятия решений.

    1. Ролевая деятельность членов семьи:

  • кто ведет хозяйство;

  • кто заботится о детях;

  • кто выполняет функцию психологической поддержки членов семьи.

    1. История развития семьи:

  • генеалогическое древо семьи;

  • стадии развития семейной жизни;

  • важные события в жизни семьи.

  1. Потребности и проблемы семьи.

    1. Индивидуальные потребности членов семьи.

    2. Потребности подсистем внутри семьи.

    3. Потребности и проблемы семьи как системы.

  2. Позитивные и негативные факторы, влияющие на удовлетворение потребностей семьи.

    1. Чего хочет и ждет семья от социального педагога.

    2. Каковы планы семьи.

    3. Какова возможность семьи в плане изменений (внутри семьи, средовые).

    4. Реалистичны ли ожидания в плане изменения семьи.




  1. Р. В. Овчарова «Справочная книга социального педагога». Москва. 2002.
  2. Н. М. Скоркина «Методические разработки родительских собраний 5-11 класс». Просвещение. 2003.

  3. П. А. Шептенко Г. А. Воронина Е. В. Юркина «Учитель плюс ученик: понять, принять, помочь». Москва – Барнаул. 1996.

  4. «Воспитание школьников» №№ 6, 7. 2002.