litceysel.ru
добавить свой файл
1
Задачи классного руководителя по формированию гражданско – патриотических качеств обучающихся.



Толстая Татьяна Васильевна, классный руководитель, 2 класс,

МОУ «Розгребельская СОШ».


Патриотом назову я

Всякого, кто в мире есть.

В ком ужились, не враждуя,

Его совесть, ум и честь.

А. Гаврюшкин

Что такое патриотизм, и какого человека можно назвать патриотом? Первым, кто внятно определил понятие «патриотизм», был В.И.Даль. Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Само же слово «патриот» произошло от латинского patrio – «родина, отечество». Многие великие люди высказали своё мнение о патриотизме, и все их высказывания перечислить нельзя. Вот всего лишь некоторые из них:

«Патриотизм – это не значит одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».

(А.Н. Толстой)

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма».

(Чернышевский Н.Г.)

«Любовь к отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нём и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию». (Некрасов Н.А.)

Любовь к родине – естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство нужно с раннего возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к родине, постоянной готовности её защищать. Младший школьный возраст – период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. В младшем школьном возрасте складываются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, беречь природу, то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу.


Для маленького ребёнка Родина начинается с мамы, с родных мест, с улицы, на которой он живёт, где находится его садик и школа.

С чего же начинать патриотическое воспитание?

В чём каждый из нас видит своё патриотическое служение Родине?

Лично я понимаю патриотизм как:

1. Почитание места своего рождения и места проживания;

любовь и заботу о данном месте; уважение к местным традициям.

2. Уважение к своим предкам, землякам, желание им помочь.

3. Любовь к своей Родине и конкретные дела для улучшения состояния своей страны.

Патриотизм - очень сокровенное чувство, находящее глубоко в душе каждого ребёнка. И открыть его, достучаться к нему – обязанность каждого уважающего себя классного руководителя.

Считаю, что первым шагом в формировании патриотизма является изучение своей семьи. Ребёнок должен знать родословную своей семьи, биографию своих бабушек, дедушек, родителей, традиции своей семьи. В этом направлении мы работаем уже с первого класса.

Дети вместе с родителями рисовали своё родословное дерево. Потом в классе ребёнок с гордостью рассказывал о своих родственниках и своей большой семье. Побеждал тот ребёнок, который представлял больше всего родственников. Стало традицией проводить в классе классный час «Каждой профессии почёт и уважение». С какой гордостью дети защищают профессии своих родителей, приносят рисунки об их работе, фотографии с их места работы. Находим стихи и рассказы о данной профессии. После чего дети осознают значимость профессии их родителей.

Проводим другие классные часы:

«На что клад, коли в семье лад» - о добрых отношениях в семье;

«Семейный горшок всегда кипит» - это о застольном этикете традиционной крестьянской семьи;

«Поле красно стогами, а изба – пирогами» - это о традициях русского гостеприимства»;

«В здоровом теле – здоровый дух» - это о здоровом образе жизни семьи;


«Уважай старость» - это об обязанностях младших перед старшими в семье;

«Моя родня» - это о том, кого называют родственниками»

Все эти классные часы побуждают детей лучше узнать и полюбить свою семью. Обязанности перед самыми близкими людьми - родителями, уважение к ним заложены в библейское правило – «чти отца своего и мать свою». Стараюсь раскрыть детям, что сама природа внушает нам любовь и благородство к тем, кто дал нам жизнь, отечество, воспитание. Помогаю детям осознать, что с раннего детства родители приучают нас к тому, что для нас хорошо и полезно, заботятся о нас, наставляют. Поэтому и мы должны воздавать родителям такое же привязанностью и любовью, уважать и помогать им, словами и делами стараться радовать отца и мать, почитать их, утешать в недугах и болезнях, быть терпеливыми и снисходительными. Рассказываю детям, что непослушание, неуважение, пренебрежение к родителям всегда считалось преступлением, на которое люди смотрели с отвращением. В этом часто опираюсь на замечательные произведения: «Айога», «Три сына», «Три дочери», «Кукушка», «Старый дед и внучек» и многие другие. Читаем их, обсуждаем, высказываем своё мнение.

Неразрывно связана с любовью к ближнему библейская заповедь, повелевающая человеку трудиться. Этому вопросу уделяю большое внимание. Проводим беседы «Как я помогаю дома», «Это я могу сделать сам», «Мал золотник, да дорог», «Мала пчёлка, да и та работает» и другие.

С детьми собираем стихи о труде, пословицы. Читаем и обсуждаем произведения о труде. Ребёнок понимает, что он просто обязан трудиться. Сколько трудовой энергии может быть целесообразно проявлено детьми и в уборке за собой, и в услугах, оказываемых близким. И с каждым годом возможности приложения труда быстро увеличиваются в жизни детей. С возрастом они начинают понимать, что труд, который нужен людям, приносит огромное удовольствие, и какой скверный осадок остаётся на душе после времени, проведённого пусто и бессмысленно. Ребёнок приучается каждый день помогать и любить свою семью. А от любви к своей семье начинается любовь к Родине. На основе всех этих классных часов и собранного материала создаются альбомы, папки, стенды о семьях детей.


От семьи мы идём к месту, где мы растём, к своему селу. В классе проводим большую работу по изучению истории своего села:

- когда появилось село;

- как появилось село;

- наше село в годы войны;

- как появилась школа и т.д.

Информацию можно получить в музее или у старожилов села. Организовываем экскурсии в школьный музей, идём в гости к бабушкам и дедушкам. Дети узнают, как трудно всё доставалось и строилось, больше начинают ценить и любить своё село.

С первого класса мы с ребятами изучаем природу родного края. Большое внимание уделяем экскурсиям. Экскурсии расширяют кругозор ребят, укрепляют связь с природой. К экскурсии готовимся заранее. Сначала изучаем правила, без которых не обойтись на экскурсии: строго соблюдать дисциплину; быть внимательными друг к другу; поддерживать у товарищей хорошее настроение; если кому – то нужна помощь, оказать её своевременно. Перед экскурсией проводим беседу об охране природы, знакомимся с заповедями туриста:

- не ломать для костра ветки, а собирать валежник;

- убирать за собой мусор;

- перед уходом затушить костёр;

- любоваться, но не вредить природе.

Экскурсии совершаем в лес, в сад, на речку. Первыми помощниками всегда выступают родители. Они помогают сложить и закупить всё необходимое для экскурсии. Прибыв на место, разжигаем костёр, накрываем стол, поём песни, организовываем всевозможные игры, изучаем природу данного места. После таких экскурсий у ребят надолго остаются в памяти неизгладимые впечатления от общения с родной природой своего края. А мы знаем, что эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к окружающему миру – малой родине.

Стараюсь привлекать обучающихся к облагораживанию своего места жительства.

Вместе со старшими детьми принимаем участие в различных делах:

- наводим порядок на улицах;

- собираем мусор;


- сажаем цветы на клумбах;

- убираемся на кладбищах;

- участвуем в факельных шествиях;

- участвуем в концертах для жителей села.

Ребёнок должен чувствовать свою принадлежность и ответственность за своё село, знать и гордиться своей малой родиной. В 3 и 4 классах познакомлю детей с людьми, которых можно назвать гордостью нашего села. Изучим их жизнь по документам музея, сходим к ним домой или пригласим в класс. Положительная эмоциональная атмосфера, создаваемая при передаче знаний о выдающихся земляках, способствует формированию искреннего чувства гордости за свой родной край, за своих людей. Стараюсь стремиться к тому, чтобы после каждого мероприятия ребёнок уходил с мыслью: «Какое счастье, что я родился и живу в этом селе!». В этом направлении проводим классные часы на тему следующих пословиц:

- Нет ничего краше, чем родина наша.

- Каждый кулик своё болото хвалит.

- Своя земля и горсти мила.

В чувстве любви к тому месту, где ты родился, к своей семье, к своим родственникам, к односельчанам – формируется патриотизм.

Рядом со словом «патриотизм» стоит слово «долг». Долг - это обязанность. Патриот – это человек, честно, по совести, выполняющий свои обязанности и обещания. Младшему школьнику трудно осознать такие высокие понятия. В работе над этими понятиями мне помогают сказки. Работая над сказками, стараюсь показать, что выполненное обещание обязательно влечёт за собой вознаграждение, удачу, счастье. Это очень хорошо прослеживается в сказках «Сивка – бурка», «Конёк – Горбунок», «Сказка о молодильных яблочках и живой воде», «Иван Царевич и серый волк» и другие.

Формируя у детей понятие долга, верности, отвожу большую роль изучению былин о богатырях, об их ратных подвигах. Былинные богатыри не просто великолепные воины, искусные ратники, они ценят поэзию и знание, скромны, трудолюбивы, почитают дружбу, старших, верны слову и Руси.


Добрыня попал в беду, потому что пренебрёг материнским наказом, забыл материнские слова. Беда Добрыни – следствие разрыва с традицией. Горыныч появляется после того, как Добрыня оступился. Змей будто подстерегал юношу, когда тот совершит неверный шаг, что обернулось бедой для Русской земли. Однако Добрыня способен учиться на ошибках, что обязательно нужно показать детям.

Илья Муромец, приехав в Киев, « крест клал по – писаному», «поклонялся на четыре стороны». Знает ли ребёнок, какой важный смысл заложен в этих словах? Роль учителя - правильно раскрыть значение этого православного ритуала. Лично меня до глубины души берёт это поклонение, и это чувство я стараюсь передать своим детям. Поклон «на все четыре стороны» - древнейшее священнодействие, оно роднит человека со всем Белым Светом, Миром, Матерью – Землёй, Небом, одаривает благодатью. И Илья идёт вперёд: не ищет окольных путей, не страшится трудностей, не допускает нравственных компромиссов, сделок с совестью, умножает добро, противодействует злу. И всё это во имя Руси. Разве это ни пример патриотизма для детского понимания? Дети улавливают по – своему, пусть наивно, но верно воспринимают и выражают содержание былин. Правильно, адекватно реагируют на смысл происходящего в них. И, конечно, дети должны знать, что Илья Муромец был канонизирован русской православной церковью. Его мощи покоятся в Киеве, том самом городе, куда он так стремился, а в конце 1990 – х годов они стали мироточить. Это чудо подтверждает значение богатыря для Руси: как святой, небесный защитник, он и сейчас служит «народу русскому верой и правдой».

Формируя понятие о долге и верности, опираюсь на закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Считаю, что дети должны знать об этих днях и событиях в первую очередь. Знакомлю детей с государственной символикой России, с образованием России, с историей Москвы. Провели классные часы:

- «Русь изначальная»

- «Родина – Россия нет тебя милей!»;


- «Сердце России – Москва»;

- «Главные слова России»;

-«Мои права и обязанности»

-«Любить Родину – значит быть ей полезным».

Дети очень любят познавательные игры о России: «Своя игра», «Умники и умницы», «Полу чудес», «Слабое звено». Особенно любят дети составлять викторины друг другу о России, кроссворды, тесты.

Провожу беседы, классные часы, читательские конференции, презентации, в ходе которых дети знакомятся с подвигами великих сынов России: Александра Невского, Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, А.В Суворова, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, П.С. Нахимова, героев ВОВ. Эти люди – пример истинного патриотизма и образец верности долгу и Родине. Детям нужно показать, что верность всегда была присуща русскому человеку. Только рядом всегда была ещё и православная вера. Только глубоко верующий человек способен на самопожертвование во имя чего – то или кого – то.

В наше время, когда в школах изучаются основы православной культуры, появилась возможность познакомить детей с библейскими героями – великомучениками во имя православной веры. Вместе с детьми изучаем жизнь и смерть великомученика Пантелеимона, сорока Севестийских мучеников, святого Георгия Победоносца. На примере мученических страданий Веры, Надежды, Любви, их матери Софии, святых Татьяны, Марины, Екатерины знакомлю детей с женской верой. В последних словах мученицы Екатерины заключены истинные слова верности и веры:

«Господи Иисусе Христе, Боже мой!...прими душу мою, приносимую Тебе в жертву ради любви к Тебе. Кровь свою я изливаю за Тебя». Все вышеуказанные великомученики вынесли страшные пытки, но не отреклись от православной веры и своего Творца. И мне кажется, что если человек по – настоящему верит Господу, то он всегда будет предан Родине.

Конечно, трудно описать всю работу классного руководителя, но нужно помнить, что патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Вместе - мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм - наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.

Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».