litceysel.ru
добавить свой файл
1
Веременникова Ирина Петровна,


Учитель русского языка и литературы,

Победитель районного конкурса «Педагог года 2001»


Формировать человека общающегося.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

Сократ


Задачи образования, которые мы решаем сегодня, сформулированы французом Делором и сейчас очень популярны во всем мире:

  • научиться познавать (говорить, думать, анализировать);

  • научиться “делать”;

  • научиться жить “вместе”.

Жить “вместе” – то есть жить, помогая друг другу, любуясь друг другом и любя людей, жизнь, мир. Чтобы созидать и жить “вместе”, нам, педагогам, необходимо формировать человека общающегося, человека двадцать первого века.

Я в глазах твоих утону, можно?

Ведь в глазах твоих утонуть – счастье!

Подойду и скажу: ”Здравствуй,

Я любить тебя буду, можно?


Человека сегодня волнует здоровая пища, чистая вода, благоприятные природные и жилищные условия. Но более всего для людей важны добрые взаимоотношения с теми, кто рядом. К числу экологических проблем, решение которых необходимо для выживания человечества, относят ЭКОЛОГИЮ ОБЩЕНИЯ – ЭКОЛОГИЮ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ.

И не может оставить равнодушным педагога-словесника засорение речи жаргонизмами (молодежный сленг), катастрофическое сужение объема словаря “среднего человека”, обеднение выразительных средств языка, примитивность и приблизительность форм выражения мысли, наконец, простое нарушение языковых норм.

Когда я в первый раз вошла в класс десять лет назад, могла ли я представить, что главным на уроке является ОБЩЕНИЕ? Думаю, нет. И только тогда, когда ощутила потребность говорить с ребятами о самом сокровенном, о самом важном, о том , что почитаю и люблю – о русском слове , о литературе, о языке, когда поняла, что мои размышления о любви, нравственности, доброте и красоте находят отклик в душах ребят, наконец, когда ощутила, что я от таких уроков получаю большое удовольствие, вот тогда поняла смысл слов моей бабушки, малограмотной, но очень мудрой женщины: “Внученька, каким бы ни был человек, неприятный тебе, сопливый( в значении неухоженный, неопрятный), прокаженный, не откажи ему во внимании, остановись и поговори с ним.” Вряд ли бабушка имела представление, что в словах этих заложено риторическое правило речевого этикета. Но верх, видимо, брало евангельское учение “возлюби ближнего своего, как самого себя”. Это потом поразили меня слова Антуана Экзюпери:“ Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения .”


Общение должно быть не роскошью, а нормой.


В настоящее время учащимися изучается ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА, главная цель которой - научить общению. Ее постулаты необходимо внушить каждому:


  1. Постулат отношения к слушателю:

  • говори не им, а с ними,

  • будь дружелюбен и внимателен,

  • умей выслушать собеседника.

Мы должны помнить, что “ слушаем не речь, а человека, который говорит”.(Р.Лакофф)

  1. Постулат личностных качеств говорящего:

  • будь уверен в себе, в своих знаниях, в умении установить нужный контакт со слушателями,

  • будь заинтересован и увлечен предметом речи,

  • будь объективен, не подтасовывай доказательств в свою пользу.

  1. Постулат количества информации:

  • говори в меру,

  • не говори того, что все знают.

  1. Постулат качества информации:

  • говори правду; не говори того, что считаешь ложным”,

  • не говори того, на что у тебя нет достаточных оснований.

  1. Постулат релевантности ( уместности отношения к делу) :

  • говори по существу дела,

  • говори то, что важно в данной ситуации”.

  1. Постулат манеры оформления речи:

  • говори ясно и кратко,

  • будь последователен,

  • говори так, чтобы тебя правильно поняли.


Учить быть приветливым и не ставить людей в неловкое положение, уметь владеть словом (слово пуще стрелы разит; бритва скребет, а слово режет), речевым этикетом – важная задача не только школьной риторики, но и воспитания человека, личности вообще.


Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто “здравствуйте”, больше ведь мы

Ничего не сказали.

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?

От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

В.Солоухин


Действительно, приветствие, одно только слово, одна маленькая тропинка к общению, не имея информативного значения, обладает особой значимостью.


Человек определяет или корректирует свое речевое поведение, интуитивно, не задумываясь. На уроках важно придать речевому поведению осмысленный характер, выявить компоненты ситуации общения: КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ что-то сообщает.

Речевая ситуация предполагает два подхода: 1) анализ конкретной ситуации; 2) моделирование речевой ситуации и ее анализ.

Задание: Подготовить рассказ о прочитанной книге:

Рассмотрим две разные ситуации общения:


1 – рассказ о прочитанной книге на уроке литературы.

2 – рассказ о прочитанной книге подруге.


Сходство данных речевых ситуаций: лицо КТО? (Я) и предмет речи ЧТО? (КНИГА). Отличительных особенностей значительно больше: КОМУ? ГДЕ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? КОГДА? я обращаюсь с речью. 1 – я ситуация предполагает подготовленное выступление перед классом (групповое общение, вид общения официально-учебный). 2 – я ситуация – диалог с подругой (межличностное общение в неофициальной обстановке).

Уроки риторики – это своего рода психотерапевтические тренинги, готовящие человека для эффективного общения в жизни. Свободное общение на волнующие темы (ты пришел на день рождения к другу (подруге), твои действия), непринужденность, смех, взаимоподдержка, добродушие – вот эмоциональная атмосфера уроков риторики.



На уроках литературы и русского языка формирование человека общающегося осуществляется в форме диалога на основе изучаемых произведений художественной литературы, образцов русской речи.

Изучаем повесть Н.В.Гоголя “Шинель”.

Помню реакцию ребят на вопрос: ”Хотели бы вы оказаться на месте Акакия Акакиевича Башмачкина?” В глазах испуг, боль, и недоумение… Почувствовали весь ужас положения этого человека!

Идет разговор о добре и справедливости, о милосердии и любви к ближнему, вспоминаем библейские притчи. А к наиболее часто употребляемым словам жалкий, беззащитный, бесправный, забитый, униженный добавляем еще одно определение ОДИНОКИЙ. Башмачкин, для которого радость общения с шинелью( не с человеком!) - верх блаженства, умирает от мысли о потере драгоценной вещи в полном одиночестве.

В сочинениях-рассуждениях общение продолжается наедине с собой. Темы такие: “Только что прочитал”, “Незабываемые страницы”, “Как он унижен!”, “Мне было грустно.” Жанры сочинений : дневник, письмо, диалог – одним словом, разговор.


Как приучить ребенка к чтению? Этот вопрос слышу постоянно. Уверена: многое зависит от отношения к книге в семье. Я советую родителям учеников:

Покажите своему ребенку вашу любимую книгу, расскажите ему о ее героях, почему для вас она так важна. И в процессе беседы вы сами поймете, как действовать дальше, как соединить ребенка с книгой.”

Вдумчивый читатель общается не только с текстом, но и с автором. Что может быть интересней работы: ”Определите, где автор, а где повествователь”. Кто скрывается за словами: ”Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей. Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя?” Конечно, удивительный Александр Сергеевич! Такая работа помогает учиться “чувствовать автора”. Чувствую автора – чувствую слово.

Урок русского языка. Главным считаю привитие любви к родному языку, к русскому слову, любование словом ( “Мысль уместить в сто слов не мудрено. Сто мыслей в слово умести одно”/ пословица /), анализ текста, языковых средств, (Понравился ли текст? Что показалось необычным, интересным? Стиль текста и тип речи? и т.д.), трансформацию текста, выделение главного, сжатие текста, а также развитие творческих способностей учащихся.

Русский язык – это великий подарок, отданный нам во владение нашей землей. Он таит в себе мелодичность и душу русской природы, перемены звуков, красок и чувств. Слова в точности передают то, что мы ощущаем, слышим, испытываем: шелест трав и вой метелей, теплоту вешнего солнца и колючий зимний мороз, горе и непреодолимое счастье, живущее в нашей душе.

Помните и храните необъятную, безграничную силу нашего гениального Русского языка”. (Самохина Ольга 7класс)

Продолжением уроков в иных формах является внеклассная работа.

Вы любите театр? Я тоже. Поэтому в школе с удовольствием ставлю с ребятами инсценировки, спектакли. Я режиссер и сценарист, музыкант и постановщик, который организует работу учащихся в духе Сотворчества. Мне интересно, КАК дети “видят” и “чувствуют” свою роль, КАК хотят сыграть, меня радует, когда на репетициях (будь то спектакль, или подготовка к празднику Дню лицея, или Литературная гостиная, или инсценировка, посвященная школьной неделе русского языка или литературы) ребята “открывают “ свое настоящее лицо. Здесь происходит нечто большее, чем общение. Происходит единение душ, мыслей и слов. Я радуюсь, когда узнаю в тихом и застенчивом ребенке отличного музыканта, танцовщицу или художницу, которая поможет в оформлении спектакля. Радуюсь, когда мы сообща сочиняем музыку или стихи к песне, радуюсь, когда сценарий, мной предложенный, подвергается ребячьей корректировке и исправлениям. Мы вместе обсуждаем исполнение роли на сцене того или иного ученика, интонации его речи, размышляем, как лучше донести до зрителя смысл сказанных слов, внешний вид персонажа и, конечно, не забываем об оформлении сцены.



После уроков ребята общаются между собой в неофициальной обстановке.


Как только ребята остаются вне поля зрения учителя, часто забываются слова вежливости, речь наводняют слова-паразиты. Помню, услышала от старшеклассника нецензурное выражение, подошла, но так и не успела ничего сказать, тут же последовало извинение. Мне стало не по себе от одной мысли, что бросая слова, не думаем, где мы их произносим, с какой целью, уместны ли они в данной ситуации, не держим за них ответа. Прихожу с этой проблемой к своим семиклассникам, рассказываю о происшедшем, вижу негативную реакцию. “Если так легко замену грубому слову можно найти, то почему бы не поменять старого друга на нового?” – спрашиваю.

Нередко ученики о чем-то спорят: слова, особая мимика, жесты, интонация …

Научить спорить – одна из задач в формировании человека общающегося.

Одно из свойств хорошего спорщика – уметь выслушать своего собеседника. Но уметь слушать и слышать – это не одно и то же. Слышать - физически воспринимать звук, а слушать – сосредоточиться на воспринимаемом, понимать значение воспринимаемых звуков.

Спорщикам необходимо помнить основные правила общения:

  • понимать ситуацию общения,

  • уважать партнера,

  • искать пути взаимопонимания и взаимодействия.

Искать пути понимания – значит отказаться от негативных речевых формул: “Мы не можем…”, “Положение безнадежно…”, “Бесполезно пытаться…” и заменить их такими: “Я пока не знаю…”, “Возможно, я чего-то не понял…”, “Над твоим предложением стоит подумать…”

Даже такой вид общения как спор направлено на познание человека, его культуры, интеллекта, нравственных и духовных качеств. “Не беспокойся, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей”. (Конфуций)

Важнейшим фактором, определяющим формирование человека общающегося, является опыт, полученный в семье. Общение дома – это общение с любимыми родными людьми. Дружеская беседа, разговор в доме между ребенком и родителями, бабушкой и дедушкой естественны и постоянны. Порой родители из-за нехватки времени отказываются не только от помощи ребенку, но и от вопроса: “Как дела?” Нередко слышишь от взрослых: ”Накормить бы, а все остальное…” На родительские собраниях говорю о простой истине: ребенок дан родителям богом, и принадлежит не только своим близким и родным людям, он ( ребенок) – будущее человечества, а учитель и родители в ответе за развитие и формирование его как личности.


Учеными было установлено: чем выше уровень загрязненности природной среды в конкретной местности, тем ниже уровень культуры общения проживающих здесь людей. Проблемы экологии природы и речевой культуры взаимосвязаны. Решая экологические проблемы, государство и мы с вами решаем проблему экологии нации, культуры, языка и общения.

Понимаешь, как важно научить человека достойно общаться, в общении соответствовать веку. Соответствовать веку – значит обнаружить в речевом поведении уважение к партнеру и чувство собственного достоинства, уметь понять собеседника, строго контролировать и анализировать собственную речевую деятельность, четко подчинять слово цели общения, делать общение успешным и приятным.

Владение культурой общения – одно из важнейших профессиональных качеств человека будущего. В сфере производства, бизнеса немало профессий, характеризующихся “повышенной речевой ответственностью”. Таковы, например, профессии менеджера, дилера и им подобные. Сегодняшний ученик – это компетентный, т.е. осведомленный в той или иной области знаний, а также в практической деятельности, человек. Важнейшей стороной компетентности является сознательный самоконтроль ученика за своей речью, а также постоянное (неосознанное) сравнение своей речевой системы с речевыми системами окружающих людей. Они проявляются в умении замечать в своей и чужой речи ошибки на фоне того языкового идеала, который постепенно вырабатывается у ученика. Наличие в сознании носителя языка такого идеала есть проявление осведомленности и активной языковой позиции в вопросах языка и речи. У учащихся вырабатывается критическое отношение к языковой среде в различных сферах общения.


К сожалению, не все школьники осознают важность языковых норм как устных, так и письменных. Один из моих учеников в сочинении-рассуждении написал: “Какая разница, как писать молоко или малако, ведь от этого оно кефиром не станет”. Но “беспорядок начинается с беспорядка в головах” и проявляется в неряшливости речи.


Человек общающийся – воплощение высоких духовных и нравственных начал.

В его мыслях и чувствах установки на добро и веру, любовь и надежду, справедливость и бескорыстие. В простом СЛОВЕ заключена необыкновенная сила человека, так как СЛОВО – начало всех начал, в маленьком СЛОВЕ заключено могущество и богатство человека, так как СЛОВО – дань времен, в СЛОВЕ заключено будущее человечества, ибо СЛОВО – вечно. Оно откроет все пути перед человеком общающимся:

Причастны мы к поступкам и делам,

Причастны к торжеству победы Слова.

Ответ несем за каждый талисман,

Расставленный на полуслове.

Ответ ни дать ни взять хорош:

Да” или “Нет” – пустое откровенье,

Но ты подумай раньше, чем ответь,

Душе своей придумай вдохновенье.

Работу дай уму и потревожь

Уснувшее свое на полуслове.

Работу дай уменью своему

Творить, дерзать…Открой дорогу

Слову!