litceysel.ru
добавить свой файл
1
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru


Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

ПО ТЕМЕ:







В КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ – 8 КЛАССА, ИЗУЧАЕМОГО РАЗДЕЛА «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»


ВЫПОЛНИЛ: учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории,

МОУ Камышинская СОШ

ЧЕБАКОВ В.Д.


- февраль 2011-


Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru


Разработка проблемного урока в 8 классе по обществознанию « У роковой черты»

в изучаемом разделе «Человек и природа»

Тема урока: «У роковой черты»

Тип урока: изучение нового материала с проблемным изложением

Время: 1 академический час

Цель урока: ввести учащихся в понимание отличия «кризиса» от «катастрофы»

Задачи урока:


  • - умение сравнивать, анализировать, выявлять, работать с текстами;

  • - формирование эстетического отношения к природе;

  • - умение работать в группе;

  • - умение ставить и решать проблемные ситуации

Форма урока: групповая.

Оборудование и оформление урока:

Плакаты с изображением «Берегите природу», «Спасите МИР!», «Мы в ответе за природу!»


Карточки с заданием.

Глобус;

Рисунки учащихся: «Берегите Землю!»

Оформление доски: записана тема урока и эпиграф «Дорога цивилизации

вымощена консервными банками».

А.Моравия

Мультимедийный проектор.

Ход урока:

1.Приветствие.

2.Учитель предлагает прочитать тему и поставить вопросы к изучению материала:

- Вследствие чего возникла проблема «роковой черты» в природе?

- Что означает «роковая черта» в природе?

- К чему может привести сегодняшнее отношение к природе?

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru


Учитель обобщает и говорит: да, наша с вами сегодня проблема: выявить состояние природы – это кризис или катастрофа?

Поэтому будем работать в группах, развивать умение дискутировать, приводить примеры и учиться составлять и решать проблемные задачи.

3. Прочтите, пожалуйста, эпиграф урока и объясните, каким образом данный эпиграф характеризует тему урока

( учащиеся дают объяснение, что сегодня в целях стремления к обогащению уничтожаются самые необходимы для жизни природные ресурсы).

4. Высказывания мнений учащихся: экологическая катастрофа или экологический кризис?

5. В этом нам сегодня и предстоит разобраться, поэтому предлагаю вспомнить и написать основные понятия по изучаемой теме:


  • - природа;

  • - общество;

  • - зона экологического кризиса;

  • - экологический кризис;

  • - ноосфера;
  • - невозобновляемые природные ресурсы;


(По количеству названных понятий группам выставляются баллы).

6.На слайде даны слова:

- рок

Составить в тетрадях текст, характеризующий состояние природы.

( текст обговаривается, и результаты вносятся в таблицу)

7. Учащимся предлагаются некоторые факты:

  • - за минувшее 25 – летие глобальное потребление древесины удвоилось;

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru



  • - расход бумаги увеличился в 6 раз;

  • - вылов рыбы увеличился на 500%;

  • - вырубается и погибает от пожаров – 11 млн. га леса;

  • - стремительный рост числа видов растений и животных, занесенных в Красную Книгу;


Задание: КАКИЕ ещё факты Вы могли бы привести на примере родного края? ( команда, назвавшая большее количество фактов, получает большее количество баллов)

8. Учащимся предлагается просмотр слайдов о неразумном отношении к природе, после чего они работают в группах по задачам № 1и № 2.

Задача № 1.

  • Распределите по степени значимости следующие причины экологического кризиса:

  • А) бизнес и индустрия (забота только о производстве);

  • Б) равнодушие населения к экологическим проблемам;

  • В) перенаселение;

  • Г) плохие технологии;

  • Д) расточительное отношение к ресурсам;
  • Е) бедность стран «третьего мира» решение продовольственной проблемы за счёт «химического « отношения к природе.


Задача № 2.

  • Определите, что из перечисленного относится к причинам, а что к последствиям экологического кризиса:

  • А) ухудшение среды обитания человека;

  • Б) грубые механические приёмы земледелия;

  • В) нерациональное использование ресурсов;

  • Г) исчезновение многих видов животных и растений;

  • Д) потребительское отношение к природе;

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru



  • Е) увеличение промышленных отходов;

  • Ж) рост наследственных заболеваний;

( Результаты выполненного задания выставляются в таблицу).

9. Учащимся предлагается обсудить в группе мнения учёных и обосновать выбранный вариант:

  • Некоторые учёные считают, что возможны три варианта развития общества в условиях нынешнего экологического кризиса.




  • А) Военный: «ядерная зима» с полным уничтожением людей и большинства живых организмов на Земле;

  • Б) Продолжение неуправляемого развития. После достижения точки максимума пойдёт реакция саморазрушения. Все показатели общественного развития – технические, демографические, культурные – пойдут резко вниз.

  • В) Начнётся процесс постепенного торможения индустриального роста. Начнут сокращаться объёмы и масштабы материального производства во всём мире.

  • Г) Предложите свой вариант

(Выставленный балл может повыситься за счёт предложенной самими учащимися точки зрения).



10. Работа в группах: дать самостоятельно определение понятию «экологическая катастрофа» (определения зачитываются, и та группа, которая дала определение ближе к искомому, получает балл).

11. Работа в группах по карточкам:

ЗАДАНИЕ: Что из нижеперечисленного по своим последствиям относится к экологическому кризису, а что к катастрофе:


  • А) Авария на Чернобыльской АЭС;

  • Б) разлив нефти у берегов Японии в результате аварии на танкере «Находка»;

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru



  • В) загрязнение вредными сбросами Москвы – реки;

  • Г) пересыхание Арала;

  • Д) значительное превышение норм содержания токсичных веществ в воздухе крупных городов.

Приведите свои примеры экологического кризиса и экологической катастрофы.

Дополнительные баллы получает та группа, которая приведёт больше примеров экологического кризиса и катастрофы (учащимися заполняется таблица)

Экологический кризис

Экологическая катастрофа







12. Какой из этого мы можем сделать вывод: учащиеся в группах обсуждают и делают вывод. Вывод записывается в тетрадь: В природе имеются явления, характеризующие как экологический кризис, так и экологическую катастрофу.


13. Предлагаются пути выхода из кризиса:


  • Выполните тест

  • Решение выхода из экологического кризиса можно найти:

  • А) отказавшись от использования природных ресурсов;

  • Б)сокращения промышленного производства;

  • В) принятие ужесточающих законов за загрязнение и нерациональное использование природных ресурсов;

  • Г) введение воспитания экологической культуры в семье и в школе;

  • Д) предложите свой вариант:


14. Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём произведении «Земля родная» писал

«Только от нравственности человечества зависит отношение человечества к окружающему его миру, к природе в частности»

Задание: какой выход видел Д.С.Лихачёв, и согласны ли вы с ним? (идёт обсуждение)

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru


Учащиеся делают вывод о том, что от культуры, в частности, от экологической культуры зависит сохранность природных богатств, без чего жизнь человека немыслима.

15. Изучение нового материала заканчивается словами:

«Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя»
Н. Заболоцкий

16. Объявляются результаты работы и выставляются отметки по заполненной таблице:


Этапы работы

Название команд


Лесовик

Эколог

Глоссарий







Текст







Задача № 1







Задача № 2







Выбранный и предложенный вариант







Понятие: экологическая катастрофа







Примеры кризиса и катастрофы







Вывод учащимися по теме урока







Примеры выхода из кризиса







Обсуждаем цитату Д.С.Лихачёва







Общая сумма баллов:








17. Домашнее задание:

Содержание § 9;

знать термины, понятия этой темы


Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru


Творческие задания (одно из заданий):
\ продумать программу – презентацию «Чем я могу помочь природе выйти из кризиса»;
- сочинение – рассуждение
«Природа – кладовая жизни человека,
я хочу тебе помочь».



Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru


Список используемой литературы

Учебное пособие «Введение в обществознание. 8 – 9 классы», М., «Просвещение», 2006г. под ред. Л.Н.Боголюбова; §9, стр. 52 – 56.


Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 кл., М., «Просвещение» 2009г., под ред. Л.Н.Боголюбова, урок – 12, стр. 42


.«Обществознание» Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Книга для учителя, М., «Просвещение» 2009г. под ред. Л.В.Полякова, стр. 188 – 191;


«Земля родная» Д.С.Лихачёв., М., «Просвещение»,

1983г., «Экология культуры» стр. 82 – 133;


Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8 – 9 классы, под ред. Л.Н.Боголюбова, А Т. Кинкулькина, М. «Просвещение», 2007г., стр. 26 – 30;


«Рабочая тетрадь» по курсу «Ведение в обществознание» 8 кл., М., «Просвещение», 2008г. авт. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Иванова,

А.Ю.Лазебникова, стр. 21 – 23, к уроку «У роковой черты»


Вырезки из СМИ «Аргументы и факты», «Советская Сибирь»


ИНТЕРНЕТ - ресурсы


Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru


Аннотация

Низкий уровень нравственной и экологической культуры детей и взрослого человека, не желание осознать значимость жизни и отношения человека к самому себе, часто ставит человека в позицию того: «при мне хорошо, а дальше хоть потоп». Отсутствие умения критически и объективно подойти к самооценке своих действий, часто приводят к неразумным поступкам человечества, что в итоге влияет на окружающую нашу атмосферу, гидросферу, литосферу.

Всё это в конечном итоге позволило остановиться на выборе и демонстрации проблемного урока «У роковой черты» в 8 классе по обществознанию в разделе «природа и человек».

Тема этого урока предполагает искать ответ на поставленную проблему: экологический кризис» или « экологическая катастрофа».

Деятельностный этап характеризуется от вводного, когда учащиеся, на основе имеющихся знаний и приобретая уже научные формируют умения доказывать, объяснять и сами ставить проблемные вопросы, задачи участвуя в различных формах работы: решение задач, работа с тестом, высказывание своих мнений, суждении, умение давать самостоятельно определение понятиям.

Поэтому в практической деятельности учащиеся на данном уроке не только расширяют информационную базу о состоянии природы, закрепляют уже имеющиеся умения и навыки работы, как в группах, так и индивидуально, но и формируют критическое отношение к информации, навыки культурного ведения дискуссии, а также учатся формировать отличия понятий «кризис» и «катастрофа».

Ещё одной из характеризующих особенностей методической направленности урока, является и то направление, что учащиеся на таких проблемных уроках учатся соединять и видеть те явления, события которые иногда бывают, не доступны на обычных рабочих уроках.

Методическая база урока подкрепляется информационным материалом работами «Презентаций» самих учащихся.


Автор урока: учитель истории и обществознания

высшей категории

МОУ Камышинская средняя школа

- Чебаков В.Д.