litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7
содержание



Введение…………………………………………………………………………..3




ГЛАВА 1. Взаимоттношения США и ООН во время «холодной войны»………………………………………………………………………..11-23

    1. Новые явления в международных отношениях после второй мировой войны………………………………………………………………………………..11

1.2. Американский экспансионизм во времена «холодной войны» и

ООН………………………………………………………………………………….20


Глава 2. Новые международные реалии после распада

СССР…………………………………………………………………………….24-37

    1. Американская администрация после окончания «холодной

войны»………………………………………………………………………………24

2.2. Отношения администрации Билла Клинтона и ООН…………………26


ГЛАВА 3. Внешняя Политика и отношения с ООН Администрации Буша младшего………………………………….38-50

3.1. События 11 сентября и война в Ираке. Кризис ООН, как международной организации и участие США…………………………………...39

3.2. Экспансионизм США и новый мировой правопорядок………………..46


Заключение……………………………………………………………………..51



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..54


Введение


Актуальность данной работы. Международные (межгосударственные) отношения составляют основу мирового политического процесса, участниками которого являются сотни государств, межгосударственных и неправительственных организаций. Его направленность, как и структура международных отношений, сложна, изменчива, зависима от соотношения сил на мировой арене. Особенно динамично международные отношения менялись в XX веке. Это связано с такими историческими событиями, как первая и вторая мировые войны, Октябрьская революция в России, возникновение и распад Советского Союза, и обусловлено появлением двух основных военно-политических группировок НАТО и ОВД, крушением колониальной системы империализма, гонкой вооружений, возникновением глобальных проблем человечества.


Систему международных отношений можно рассматривать как сумму ее подсистем, образуемых взаимодействием различных политических субъектов. Эти субъекты различаются по уровню и характеру своего исторического, т. е. социально - экономического, политического и культурного развития, по политическому режиму и т. п. Устарело былое деление планеты на "три мира" - капиталистический, социалистический и развивающийся - в силу происшедших глубоких общественных перемен во многих государствах. Современную систему международных отношений, а следовательно, и мировой политический процесс можно рассматривать на глобальном, региональном и субрегиональном (локальном) уровнях.
Основу глобальной подсистемы почти с начала и до конца XX века составляли отношения между капиталистическими государствами и странами "советского блока" (по устаревшей терминологии - "мировой системы социализма"). Они характеризовались в основном острым противоборством, идейно - политической конфронтацией, экономическим соперничеством (вспомним хотя бы военную интервенцию против Советской России и "холодную войну").

В значительно меньшей степени эти отношения характеризовались сотрудничеством и взаимопомощью (создание антигитлеровской коалиции, разрядка международной напряженности в 70 - х годах и проч.). Противоречие между двумя общественными системами проявлялось на всех континентах планеты, было самым глубоким, важным для судеб человечества, несмотря на противоречивость отношений между самими империалистическими странами. Оно определяло содержание и характер всей системы международных отношений, и потому являлось глобальным. Вместе с тем, оно было и тотальным, т. к. охватывало все сферы жизнедеятельности мирового сообщества - экономику, политику, культуру; даже спорт и быт. Мир, по сути, был биполярным (двухполюсным), вокруг оси взаимоотношений двух ядерных "сверхдержав" - СССР и США - вращалась вся система международных отношений.

После распада в конце 1991 года СССР исчез один из полюсов противостояния, однако мир не стал от этого неким политическим монополем. Соперничество в "холодной войне" ослабило не только бывший Советский Союз, но и США. Заместитель госсекретаря по политическим вопросам П. Тарнофф как - то признался: "Мы не располагаем влиянием, мы не склонны прибегать к военной силе, нам определенно не хватает денег, чтобы оказывать сильное давление, способное в обозримое время принести позитивные результаты". Динамика становления нового - многополярного мира сегодня определяется уже не числом новых центров силы, а логикой их совместного развития. Ведущие державы мира тесно согласовывают свою экономическую и внешнюю политику, что создает основу для управления глобальными и региональными процессами, возрождения идей мондиализма.


Региональную подсистему международных отношений образует взаимодействие таких объединений и группировок, как ЕЭС, ОЭСР, АСЕАН, ОАГ, ОАЕ, НАТО, в недалеком прошлом - СЭВ и ОВД. Эти отношения традиционно носят противоречивый характер. Хотя с исчезновением ОВД и СЭВ ушла европейская блоковая напряженность, однако объективно остается экономическое соперничество между США, странами Западной Европы и Японии. Возрастает конкуренция со стороны ОСЕАН, других новых индустриальных стран. В мировой политике сегодня выделяются следующие регионы: европейский (западный, центральный и восточный субрегионы), ближневосточный, азиатско-тихоокеанский, центрально - американский, североамериканский и др. В них проявляются как общие, так и особенные международные проблемы, в том числе в виде военных конфликтов (например, арабо-израильский).

После распада СССР одним из актуальных регионов стал СНГ. Подавленные тоталитаризмом общественные проблемы с силой распрямившейся пружины выплеснулись здесь в виде национальных, культурных, региональных конфликтов и войн, подорвав сложившуюся стабильность системы международных отношений. Те же противоречия всплыли на поверхность и в зоне бывшего "социалистического лагеря" - в Чехословакии и Югославии.

И, наконец, субрегиональную (локальную) подсистему международных отношений составляют, как правило, двухсторонние отношения государств в различных регионах планеты. Они часто оформляются двухсторонними договорами (соглашениями), определяющими содержание и характер этих отношений. Между ними также возникают военные конфликты (например, корейская война в начале 50 - х годов, СССР - Китай - в конце 60 - х годов, Китай - Вьетнам - в конце 70 - х годов, Иран - Ирак - в 80 - е годы. Ирак - Кувейт - в начале 90 - х годов и др.).

Описанная система международных отношений образует определенный, постепенно меняющийся мировой порядок. Его пронизывают различные, часто противоположные по направленности и характеру, но тесно взаимосвязанные тенденции.


Одна из них состоит в неослабевающей противоречивости современного мира, несмотря на то, что борьба между государствами с противоположным общественным строем сошла на нет. В пестром мире все еще происходят революции (социально - политические, национально - освободительные) и контрреволюции, реформы и контрреформы, в нем протекают процессы интернационализации общественной жизни и рост национализма, демократизации обществ и вспышки неофашизма, усиление международной солидарности сопровождается актами терроризма. Борьба за мир перемежается с неутихающими региональными войнами, а протекавшая с ускорением гонка вооружений привела в итоге к снижению общей безопасности человечества. Мир интегрируется, образно говоря, "сужается" и одновременно становится более многоликим, как бы "расширяется".

С другой стороны, актуальные общечеловеческие проблемы все настоятельнее требуют конструктивного взаимодействия различных государств в масштабе всей планеты и создают для этого необходимые предпосылки. Конкуренция, противоборство государств на международной арене все более дополняется их растущей взаимозависимостью. Диалектика развития международной жизни такова, что первой тенденции противостоит другая, которая заключается в нарастании сотрудничества, кооперации, становления целостности современного мира. Причем в масштабах планеты последняя тенденция становится ведущей. Ярким примером ее проявления может служить объединение в течение последнего двадцатилетия ранее разъединенных государств: Вьетнама, Йемена, Германии. Переговорный процесс по вопросу государственного объединения идет, хотя и трудно, между двумя корейскими и китайскими республиками.

Третья тенденция, пронизывающая современный миропорядок, состоит в демократизации и гуманизации международных отношений. Она набирает силу за счет вовлечения все большего числа граждан в сферу внешней политики ("публичная", или "народная" дипломатия), ее морализации, ориентации на интересы и права человека, деидеологизации и демилитаризации международных отношений. Примерами здесь могут служить заинтересованная реакция мировой общественности на аварию на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, оказание гуманитарной помощи народам экс - СССР. Демократизация международных отношений - это включение всех государств мира в решение важнейших проблем современности, координация своих действий с резолюциями ООН.


Среди всех субъектов международных отношений особое место занимает ООН. Французский философ и политический деятель XVIII века Ж. Кондорсе писал: "Народы узнают, что они не могут стать завоевателями, не потеряв своей свободы, что вечные союзы являются единственным средством поддерживать их независимость, что они должны искать безопасности, а не могущества".1 О необходимости подобных объединений писали также И. Кант, И. Фихте, наши соотечественники В. Ф. Малиновский, П. А. Столыпин и др. Преемником Лиги Наций стала ООН, учрежденная в 1945 году на основе добровольного объединения усилий суверенных государств в целях поддержания и упрочения мира, безопасности и взаимного сотрудничества. Одним из основателей этой международной организации был бывший Советский Союз. Сегодня в ООН входят свыше 180 государств планеты, а том числе - Российская Федерация. Местопребывание ООН - Нью - Йорк (США). Все государства - члены ООН имеют там своих представителей.

ООН действует в соответствии с уставом, который был подписан на конференции в Сан-Франциско представителями пятидесяти государств и вступил в силу 24 ноября 1945 года. Эта дата празднуется с тех пор как День ООН.

ООН имеет сложную, разветвленную структуру и функции. Прежде всего следует выделить два главных ее органа - Генеральную Ассамблею (ГА ООН) и Совет Безопасности (СБ ООН).

В состав ГА ООН входят все члены ООН, она имеет право обсуждать любые вопросы в рамках Устава ООН и давать по ним рекомендации государствам - членам ООН. ГА ООН собирается на очередные сессии один раз в год, а в случаях, предусмотренных уставом, - на чрезвычайные или специальные сессии. Она пользуется правами и осуществляет функции, предусмотренные Уставом ООН.

СБ ООН - постоянно действующий орган, который несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Он состоит из 15 членов, из которых 5 постоянных (все ядерные державы) и 10 непостоянных, избираемых ГА ООН с учетом "справедливого географического распределения"2. СБ ООН наделен широкими полномочиями по мирному разрешению споров между государствами, а также - по осуществлению коллективных действий от имени ООН. Главный принцип его деятельности - единогласие постоянных членов (не путать с консенсусом!), каждый из которых обладает правом вето (ст. 27 Устава). Согласно этому принципу, решение СБ по любому вопросу (кроме процедурного) может быть принято лишь при условии, если за него подано не менее 9 голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Так гарантируется эффективность и справедливость его действий.


Одним из постоянно действующих органов ООН является Секретариат, который возглавляет генеральный секретарь. Генсек ООН - главное должностное лицо с административными функциями. Он назначается ГА ООН по рекомендации СБ. Основные функции Секретариата - административно - техническое обслуживание комитетов и конференций ООН.

Важным органом ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), созданный в 1946 году. Он призван осуществлять под руководством Генеральной Ассамблеи задачи ООН в экономической и социальной областях. Его вспомогательными подразделениями являются 5 региональных комиссий (ЭСКАТО, ЭКА, ЭКЕ, ЭКЗА, ЭКЛА), а также - свыше десятка постоянных комитетов и комиссий.

Не менее важной структурой ООН является Совет по опеке, также созданный в 1946 году. Он состоит из представителей стран - постоянных членов ООН и действует под руководством Генеральной Ассамблеи. Он помогает ГА и СБ выполнять возложенные на них Уставом ООН функции опеки над территориями, включенными в международную систему опеки.

Особым органом является Международный суд ООН, созданный в 1945 году. В него входят 15 судей, избираемых СБ и ГА ООН, независимо друг от друга, абсолютным большинством сроком на 9 лет. Юрисдикция этого главного судебного органа ООН не обязательна для всех его членов: он рассматривает правовые споры между государствами при их согласии на это.

В структуре ООН имеется около двух десятков специализированных учреждений, представление о которых дает их простое перечисление. Это - Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ, 1957 год), одна из функций которого - контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия; Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 год), в государствах - членах этой организации созданы соответствующие национальные комиссии; Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, 1946 год); Международная организация труда (МОТ, 1946 год); Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО, 1965 год, орган ГА ООН); Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, 1945 год); Международная организация гражданской авиации (ИКАО, 1944 1947 годы); Международная морская организация (ИМО, 1949 год); Международный валютный фонд (МВФ, 1944 год); Международный банк реконструкции и развития (МБРР, 1944 год). К специализированным учреждениям ООН относятся также Всемирный почтовый союз, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирная метеорологическая организация и др.


ООН имеет подчиненные ей войска ("голубые береты" или "голубые каски" - от элемента униформы). Это миротворческие силы, участвующие в размежевании конфликтующих сторон. В государствах - членах ООН действуют национальные ассоциации содействия ООН, которые объединены во Всемирную федерацию ассоциаций содействия (ВФАС ООН, 1946 год).

Таким образом целью работы является показать, что ООН - это универсальная международная организация и в то же время - политический механизм по обеспечению всеобщего мира и безопасности. В годы "холодной войны" эффективность деятельности ООН была невысокой, поскольку СССР и США блокировали многие важные решения. Но в годы нового политического мышления она стала возрастать. Так, с помощью ООН в 1988 году было достигнуто соглашение по Афганистану, а в 1991 году удалось погасить конфликт между Ираком и Кувейтом.

Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера. Размышляя о продолжающимся после 1991 года и набирающем силу процессе утраты России своей государственной субъективности и суверенитета, Анатолий Ланщиков в своей статье «Реформа или разоружение» (Завтра, № 32 1996г.) заметил: «Как видим, Запад на сей раз не стал себя особенно утруждать поиском каких то новых подходов к решению своих геополитических проблем - он просто извлек из недр своих секретных архивов Версальский мирный договор и продиктовал свои условия руководителям Советского Союза, а затем лишь повторил их руководителям государства со странным названием РФ»3.

Большая часть этих архивов касающаяся планов США в отношении Советского Союза была рассекречена уже в 1975 году и в 1978 году в издательстве Колумбийского университета вышла увесистая книга под редакцией Томаса Этцолда и Джона Левиса Гаддиса «Сдерживание. Документы американской внешней политики и стратегии 1945 - 1950 гг..». В ней собраны основные документы стратегии и доктрины холодной войны», которые наглядно демонстрируют, что целью американской политики всегда было разрушение Советского Союза прежде всего как геополитической целостности занимающей ключевую позицию «сердцевины» - Heartland - Евразии.


следующая страница >>