litceysel.ru
добавить свой файл
1
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе





«Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.


Типы технологий



  • Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

  • Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  • Внесубъектные: технологии рациональной организации
    образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
  • Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.


  • Предполагающие активную субъектную позицию учащегося
    различные виды гимнастики, технологии обучения здоровью,
    воспитание культуры здоровья.



Негативные тенденции:

-значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)
- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников
- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей
- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)


Негативные факторы, негативно воздействующие

на здоровье учащихся





-перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
-авторитарный стиль преподавания;
-отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
-использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;

-недостаток двигательной активности учащихся;
-неправильное питание учащихся;
-несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.



Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:




-стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

-несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

-несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;


-отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.







Программа здравоохранения в школе включает 7 основных модулей:

1) образование детей в сфере здоровья
2) программы и практические руководства по физической активности
3) школьное питание
4) медицинские услуги в школе
5) психологическое и социальное консультирование
6) повышение квалификации работников школ в области здравоохранения
7) активное участие семьи и общества


Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

- Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;




4)число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);






7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не

более75-80%


5) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;


16) темп и особенности окончания урока:

-быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

-спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

-задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).


Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления:


  1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
    2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
    3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.



Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.