litceysel.ru
добавить свой файл
1
«Здравствуйте !


Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя мы совсем не знакомы.

Здравствуйте !

Что особого в том мы друг другу сказали ?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире ?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире ?

Отчего же на капельку радостней сделалось в жизни ?»


Учитель: Порой мы видим людей громко говорящих, употребляющих слова крутой, стремный и тому подобное. Таких слов в нашей речи много, но что мы можем сказать о таком человеке? Какой он? Как нужно правильно оценить его поведение?

Можно ли говорить о его воспитанности и культуре?

Давайте мы с вами сегодня попытаемся выяснить, что такое культурный и воспитанный человек. Какими качествами он должен обладать?


Команда «Библиографы»


Первая часть. Этикет. Понятие. Виды этикета.


Ученик1: Как зарождался этикет?


О том, как вести себя, как правильно общаться говорит этикет.

Англию и Францию называют «классические страны этикета».

Этикет - это правила, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды.

В 15 веке почти во всех странах господствовало невежество, грубость. Но в то время лишь Италия отличалась своими нравами, так как человек переходил от феодальных нравов, именно там началось это быстрее, чем в других странах.

Англия воевала и еще до середины 16 века была страной варваров.

В Германии дворянство было настолько невежественно, что почти все споры разрешались силой.

Во Франции не уважали и считали самыми ничтожными людьми – образованных и ученых людей.

Поэтому, родиной этикета можно считать Италию.



Ученик 2: Понятие об этикете?


Учитель: Что такое этикет? Как вы думаете?

Сложившиеся нормы нравственности это результат длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми.

Этикет – французское слово, означает манеру поведения.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов с седой древности до наших дней. Но народы каждой страны сносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Так как этикет является в основном раньше придворным, поэтому, следуя фактам истории, Людовик XIV, имевший прозвище «Солнце» и любивший пышность, гостям вручал карточки – «этикетки», где подробно описывал как нужно себя вести на балу.

Сейчас различают несколько видов этикета и в каждой стане они стараются соблюдаться, но так же учитывается особенность народа:


  1. Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

  2. Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контакте друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.

  3. Воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

  4. Общегражданский этикет – совокупность правил, традиций, условностей соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.



Вторая часть. Манеры. Понятие. Черты манер.


Хорошие манеры.

Учитель: Для того, чтобы люди могли правильно общаться друг с другом есть определенные нормы, формы, которые любой грамотный человек должен придерживаться. Конечно четкое соблюдение их почти невозможно, а вот правильно и умело их использовать очень важно. Одна из таких форм – манеры, то есть важное средство поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов это манеры.



Ученик 3: Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные черты для человека походка, жестикуляция, мимика.

Человек с хорошими манерами – это человек скромный, сдержанный, контролирующий свои поступки, внимательный и тактичный.

Человек громко говорящий, развязанный в выражениях, неряшлив в одежде, грубый, пренебрегающий интересами другого, несдержанный, то есть считается как человек с плохими манерами.


Основные черты хороших манер:


  1. Вежливость.


«Ничего не стоит так дешево и не ценить так дорого, как вежливость.»

Сервантес


Одним из важных элементов вежливости считается умение запоминать имена.


«Большинство людей не запоминают имена по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточится, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что они слишком заняты…Один из самых простых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих – это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значимости. »


Д. Карнеги

Ученик 4:


  1. Тактичность и чуткость.


Эти черты подразумевают способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных ситуациях самокритично, без чувства ложного стыда, извиниться за допущенную ошибку.

Честное отношение к своим обязанностям, дисциплинированности, уважении и вежливости, например, к своим товарищам.

Это укрепляет ваше положение, показывающую человеческую черту – скромность.

«Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя.»



Д. Карнеги


  1. Скромность.


«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен.

Он некультурен, как бы высокообразован он не был.»


Д. Карнеги


Скромность это не робость и не застенчивость. Скромный человек не стремиться показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества. Не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.


Учитель: Как бы мне хотелось, чтобы вы их в себе воспитывали, это проявление человеческих качеств.


Третья часть. Наше общение и соблюдение этикета, манер.


«У кого научиться благовоспитанности? У невоспитанных, я избегал делать то, что делают они.»


Лукиан (древнегреческий философ)


Учитель: То как мы общаемся, ведем себя – все это должно соблюдаться правилам этикета и манер.

Но правильно ли мы ведем себя хотя бы при общении? Ведь именно через общение люди узнают друг о друге, оценивают себя и других.

Каждый разговор начинается всегда с приветствия, знакомы вы или нет. В разных странах это происходит по-разному. Своеобразие языка, интонации может показаться не знающему человеку странным или даже оскорбительным.


Приветствие в разных странах может, например, начинаться с такого общения, как…

Монголия: Здоров ли ваш скот ?

Китай: Ели ли вы сегодня ?

Тибет: Снимают головной убор правой рукой.

Европа: Приподнимается шляпа и легкий кивок головой или рукопожатие.

Япония: Поклон – сайкэйрэй.

Африканское племя зулусов: Я тебя вижу.

Россия: Салют ! Привет ! Добрый день ! Как живешь !



Манера разговаривать – это значимая вещь и по, которой складывается первое впечатление у человека о его собеседнике.

Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не игривым, но быть ученым и не производить шума, вежливым.

При разговоре обычно избегают тем о политике и религии.

Уметь слушать человека это тоже качество вежливого и воспитанного человека, как уметь говорить, и если вы хотите, чтобы вас слушали нужно самому других слушать или хотя бы делать вид, что слушаете. В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только близкие друзья могут интересоваться личными делами.

У каждого народа существуют свои нормы и представления как о правилах этикета вообще, так и о правилах делового общения.

Двадцатый век называют "веком переговоров". Действительно, более интенсивного, насыщенного международным общением века, еще не знала история человечества. На фоне продолжающих свое существование национальных традиций происходит дальнейшая демократизация и формирование единой системы норм и правил. Этому способствует как современная расстановка сил на международной арене, так и разного рода "обмены" в области культуры и области техники и науки.

По-прежнему большое влияние на каждого человека, в том числе, и на человека, работающего в мире бизнеса, оказывают те знания о допустимых правилах нормы, которые он усвоил вместе с молоком матери. С другой стороны. в последнее время в международный бизнес включилось огромнейшее число людей, ранее не работавших в этой области Следовательно, национальная специфика, манеры делового общения остаются важным элементом международного общения

Притчей во языке стал всемирно известный казус, который случился с одной из европейских компаний по производству медикаментов.

Эта компания поставила в арабские страны большую партию нового болеутоляющего средства. В качестве рекламы использовались три картинки. Первая картинка обозначала женщину, страдающую от боли. Вторая картинка показывала эту женщину, когда она принимает таблетку.


Третья же картинка показывала нам се в спокойном, довольном состоянии и обозначала, что боль прошла. Эту рекламу, которая с таким успехом использовалась в европейских странах, решили использовать и в арабских. И только тогда, когда заметили, что лекарство не покупается вообще, вспомнили, что арабы читают справа налево. А, следовательно, любую написанную информацию воспринимают в противоположном порядке

Прежде, чем приступить к кратким описаниям некоторых национальных стилей делового общения, хотим заметить, что необходимо учитывать современную "размытость" вероятных стереотипов.

Представьте себе характер мышления японца, всю жизнь проведшего в Америке и получившего там образование. Безусловно, в его стиле делового общения будет много национального, японского, но основой будет являться типично американская манера работы.


Команда «Историки»


ФРАНЦИЯ

Нация интеллектуалов. "Французы соединяют тонкость наблюдения с особым даром ясной убедительности. Они благородны и точны, но нетерпимы. Средний француз так уверен в своем интеллектуальном превосходстве, так убежден в преимуществе своей культуры, что часто ему трудно скрыть свое раздражение перед варварами, населяющими другие страны. Это обижает.

Их восхитительная интеллектуальная целостность дает повод считать неискренними все путаные высказывания менее ясных умов, и они часто проявляют раздражение и высокомерие в то время, когда необходимо быть лишь более снисходительными",

- так писал о французах известный английский дипломат Г. Николсон.

Надо заметить, что это мнение о данной нации и в настоящее время поражает своей верностью и точностью.

Весь французский дух еще со времен Вольтера ориентирован на критическое восприятие действительности. Эта нация изумительно образованных и очень критично настроенных граждан. В их философской и интеллектуальной самостоятельности коренится феномен их независимости.


Когда дело касается переговоров, любого делового общения, французы отстаивают принципиально жесткую позицию. Они отвергают всяческие компромиссы и до самого конца остаются, верны своим принципам. Они не любят торговаться. Они умеют и любят вести беседы, они дальновидны, компетентны, но, по сравнению с американцами, гораздо менее свободны и самостоятельны.

Не любят сталкиваться в ходе переговоров с какими-либо неожиданностями, не любят внезапных изменений в позиции - в тех же документах, которые они все-таки подписывают совместно с другими фирмами; всегда точны, корректны и не допускают разных прочтений.

Переговоры начинаются в 11 часов. Через час-полтора участникам переговоров предлагается легкий завтрак с аперитивом. Имейте в виду - французы любят коктейли. Тосты вообще лучше не произносить. Прежде чем выпить, говорят "За ваше здоровье".

Если вы рискуете говорить на французском языке, то будьте добры, говорить грамотно - без чувствительных ошибок и неточностей. Французы чрезвычайно щепетильны во всем, что касается их национального, французского.

О делах во время делового приема принято вести разговор только после того, как подали кофе. Как пишет специалист по французской культуре Рубинский Ю. И • "Французы не любят с ходу затрагивать в беседе вопрос, который их интересует больше всего К нему подходят постепенно, после долгого разговора вокруг да около на разные нейтральные темы, и как бы вскользь, без нажима - "между грушей и сыром", в конце обеда Поступать наоборот считается признаком не только дурного тона но и невеликого ума, демонстрируя свой интерес, вы оказываетесь в роли просителя, а, нарвавшись на отрицательный ответ, ставите в неудобное положение как себя так и партнера "

Если будучи во Франции, вы удостоились чести быть приглашенным на ужин, то имейте в виду - это ваша крупная победа. Приходя на ужин, принято приносить подарок - хорошее шампанское, конфеты, цветы.

Имейте в виду, что первая встреча должна быть подчеркнуто официальной. Не следует вносить в нее личный характер, преподнося, допустим, какие-либо подарки.


Если подводить краткое резюме, то лучше всего это сделать словами другого известного исследователя французов Т. Зэлдияа: "Не существует двух французов, которые бы одинаково определили свою сущность, и у которых бы было сходное сочетание таких элементов, как образование, культура, чаяния."


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ


Туманный Альбион во многом оправдывает свою "туманность" развитым, удобным, примиряющим мышлением. Отчужденность, сдержанность, крайняя щепетильность, культ личности - вот некоторые из немногих признаков истинного англичанина.

Кто-то из великих говорил, что категоричность - признак ограниченности. Так вот, ни один англичанин не позволит себе быть до такой степени несдержанным в суждениях, чтобы высказать то или иное категорическое утверждение. Очень мягкая, сдержанная манера общения предопределяет однако довольно жесткую приверженность к каким бы то ни было законам, правилам поведения, нормам приличия.

Англичане - страстные садоводы. Без всяких шуток, искусство садоводства является ключом к пониманию всех их моральных ценностей и религиозных убеждений. Они молчаливы. Если, допустим, американцы не любят затянувшихся пауз и согласны говорить о чем угодно, лишь бы не молчать, то для англичанина молчание - это не более, чем естественное поведение Что можно ожидать еще от нации, которая высшей национальной добродетелью считает самообладание. Любое искреннее проявление ваших чувств и эмоций будет воспринято с недоумением, непониманием, а в некоторых случаях, возможно, и с испугом.

С англичанином не проходят импровизации. Прежде, чем произнести на переговорах одну фразу, стоит целый день провести в раздумьях.

Не пускайтесь со своими английскими партнерами в излишние подробности своего пребывания у них в стране тем более, если сроки вашего пребывания и деловая официальная программа были намечены и оговорены заранее.

Не стоит пытаться здороваться за руку со своими деловыми партнерами при каждой встрече Знайте, что это не принято Максимум, что можно позволить себе, - это рукопожатие в самом начале первой встречи. В дальнейшем рекомендуем обходиться устным приветствием, что гораздо более принято вдетой стране


Возможно, по сравнению с французами, англичане более медлительны Однако они крайне редко принимают какую-то единственную жесткую точку зрения или позицию на переговорах. Они предельно честны и прилагают всегда максимум усилий для того, чтобы состоялась обоюдовыгодная сделка.

Так же, как и во Франции, здесь не принято говорить тосты. Подняв бокалы, произносят "чиэз".

В Англии очень важны манеры держаться за столом. Поэтому надо соблюдать основные правила этого ритуала. Никогда не кладите руки на столе, держите их на коленях. Приборы не снимаются с тарелок, так как подставки для ножей в Англии не употребляют. Не перекладывайте приборы из одной руки в другую, нож должен все время находится в правой руке, вилка - в левой, с концами, обращенными к тарелке. Так как различные овощи подаются одновременно с мясными блюдами, вам следует поступать так: вы накладываете маленький кусочек мяса при помощи ножа набираете на этот кусочек овощей; научитесь реализовывать трудное равновесие: овощи должны поддерживаться кусочком мяса на выпуклой стороне зубьев вилки. Вы должны добиться этого, так как если вы рискнете наколоть на вилку хоть одну горошину, то вас сочтут невоспитанным.

Не следует целовать рук или делать при публике таких комплиментов, как "Какое у вас платье !" или "как восхитителен этот торт!" - это расценивается как большая неделикатность.

За столом не разрешаются отдельные разговоры. Все должны слушать того, кто говорит и в свою очередь ,говорить, что бы быть услышанным всеми.

В разговорах со своими деловыми партнерами, особенно в том случае, если вы удостоитесь приглашения в дом" постарайтесь избегать некоторых болезненных для любого англичанина тем, таковыми являются Северная Ирландия и жизнь королевской семьи. Не стоит также обсуждать частную жизнь, деньги и религию.


ГЕРМАНИЯ

Немецкий рационализм является общим местом во всех более или менее авторитетных описаниях их делового общения


Необыкновенно быстро и оперативно способны они налаживать деловые связи. Как крупные фирмы, так и отдельные частные предприниматели в своих действиях отличаются крайней расчетливостью и чрезвычайно сильным стремлением к повседневной упорядоченности.

По природе своей - скептики Чрезвычайно серьезны. В каждом деловом решении, в каждой сделке проявляют педантичность и организованность. Чтобы наладить связи с теми или иными фирмами в Германии, достаточно для начала обратиться с письмами, в которых будет предложение к сотрудничеству.

Существуют специальные издания, бюллетени, которые служат данным целям. Их издает Федеральное ведомство внешнеторговой информации в городе Кельне,

Одним из показателей национальной особенности ведения дела является высочайший профессионализм. Тот перечень обязательств, которые принимает на себя немецкая фирма, выполняется всегда.

На переговорах ведите себя доброжелательно - немцы не любят переговоров, в которых для них нет достаточной уверенности в нахождении общего решения.

Национальной добродетелью также считается пунктуальность. Будьте предельно пунктуальны и вместе с уважением своих будущих коллег вы привнесете в переговоры заинтересованность.

В отличие от Англии и Франции, где счет оплачивает приглашающий, здесь, будучи приглашенным в ресторан, вы должны помнить, что все счета оплачиваются раздельно. Пьют, произнеся традиционное слово "прозит".

Здесь существует две темы, которые лучше не касаться в разговорах: политика и проблемы Великой отечественной войны с Россией.


СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ


Молодая и сильная американская культура независима и самостоятельна в своих международных экономических и политических воззрениях.

Американцы - прагматики, они достаточно сильны, чтобы обладать уверенной позицией на переговорах. Настойчивы в достижении цели. Торг с американцами не только возможен, но и нужен, поскольку они сами не только могут, но и любят торговаться.


Для них характерна предельная концентрация на тех проблемах, которые подлежат обсуждению. Всегда настроены на предельно интенсивную и плодотворную работу. Стремятся выявить общее в подходах к решению тех или иных проблем.

Вся система воспитания в США направлена на то, чтобы воспитать сильную, коммуникабельную, самостоятельную личность. Одобряется умение видеть проблемы и успешно их решать. Культивируется способность жестко отстаивать свои интересы.

Самое главное для любого американца - это права личности, это его собственная и неповторимая индивидуальность Часто говорят о том, что американцев не интересует ничего, кроме самих американцев. И во многом это справедливо. Американизм - это своего рода тщательно взращенный и культивируемый с пеленок эгоизм.

"Какое мне дело до вас до всех, а вам - до меня", - эта строка из песни, которая звучит в кинофильме "Последний дюйм", довольно отчетливо и предельно образно раскрывает основной стержень американской национальной морали.

Однако, возможно, это и есть сильная сторона этой нации. С самого начала своей жизни они привыкают к тому, что их жизнь - это их жизнь, в которой надеяться стоит только на себя.

Американцы, как правило, люди открытые, не терпят излишних формальностей, препятствующих быстрому разрешению сути вопроса. Характеризуются определенной прямотой суждений. Это выражается не только в речи, но и в манере поведения. Склонны, возможно, и к неоправданным в тех или иных случаях попыткам форсировать отношения Культивируется неофициальная форма обращения друг к другу, предельный демократизм между собеседниками, даже если людей разделяет большая возрастная разница, а также существенное различие общественных положений.

"Эгоизм" американцев выражается еще и в том, что у них практически не бывает дружбы в нашем, т. е. русском понимании Конечно, американцы дружат друг с другом, но, на наш взгляд, это несколько формально.

Существует привычка разделять своих друзей или, скажем, классифицировать их по тому месту, которое американец им отводит в своей жизни. Существуют отдельно: друзья по работе, друзья по спорту, друзья по «отдыху» друзья семьи.


Нельзя сомневаться в том, что американцы, как все нормальные люди, способны к настоящей верной и преданной дружбе. Однако их самостоятельность и независимость требует своих жертв, одной из которых является повсеместное отсутствие настоящих привязанностей и действительно близких людей.

В делах американцы энергичны, их мобильность является притчей во языцех. Всякий покой их раздражает. Это выражается хотя бы в том, что они терпеть не могут перерывов в разговоре. Они остроумны, как французы, они могут быть гибкими, как англичане, и в то же время оставаться пунктуальными. Все назначенные встречи происходят в точно назначенное время. Никакое опоздание не может быть оправданным. И если запад страны в этом отношении еще более-менее мягок, то на востоке требование пунктуальности должно соблюдаться неукоснительно.

Большое значение на любых переговорах американцы придают логике. Идут от общего к частному на основании тех или иных аргументов В этом отношении показательно их национальное отношение к Библии, где интерпретация строится на строго логичной системе отсылок. Как говорят специалисты, такое отношение к аргументации вообще в духе англосаксонского переговорного стиля. Он сильно отличается от традиций древнего римского права, где вначале находили некий общий принцип, который являлся отправной точкой, а все прочее доказательство строили как применение этого принципа

Как правило, деловые отношения американцы стараются поставить на дружеские рельсы. Это происходит от демократичного характера их взаимоотношений и, естественно, переносится и на зарубежных партнеров.

Они гораздо более свободны и открыты в своих решениях, чем французы и японцы. В деловых вопросах предельно профессиональны.

Отрицательными сторонами являются превратно воспитанные или чрезмерно проявленные положительные стороны. И тогда демократиям становится фамильярностью и грубостью, настойчивость в достижении цели превращается в агрессивность и в излишнюю напористость. А эгоцентризм иногда совершенно не способствует принятию объективных решений.


Обращаем ваше внимание, что в разговорах со своими американскими партнерами вы должны стараться избегать политики и религии. Помните о произошедшем где-то в середине века повороте к здоровью. Их довольно частое пренебрежение к чрезмерно пьющему или курящему человеку исходит из убеждения, что курение и алкоголь - удел бедняков и неудачников. Если уж они пьют, то чаще всего это легкие коктейли, где воды и льда гораздо больше, чем спиртного. Или же это пиво. Тосты не принято произносить. Подняв бокал, произносят или "прозит", или "чиэз".

Приглашение прийти домой означает повышенное уважение, а также то, что хозяин особое внимание придает неформальным отношениям между вами.


ИСПАНИЯ


Испания имеет семнадцать провинции и каждая провинция обладает своими отличительными признаками, своим колоритом. Однако, как бы не различались испанцы между собой, то общее, что между ними существует, скрыть невозможно.

Например, существует масса анекдотов, действительных историй и шуток по поводу хронического презрения испанцев к любой пунктуальности. Когда бы вы ни явились на назначенную встречу, испанцы приедут позже.

Никогда не назначайте деловых встреч в час фиесты.

Точно так же, как и французы, испанцы гордятся своими национальными достопримечательностями. Короче говоря, это люди, которые любят и умеют поговорить долго. В связи в этим, надо иметь в виду, что регламент деловых встреч очень часто не соблюдался вообще; в деловых взаимоотношениях они еще более динамичны, чем американцы. Все переговоры, так же как и у французов, начинаются с обсуждения культуры, искусства, а также местных достопримечательностей.

Здесь у вас еще меньше шансов попасть лично к кому-то домой, чем даже в Англии. Однако рекомендуем быть очень осторожными с дорогими подарками Вы можете нечаянно и незаслуженно обидеть хозяина, которому возомнится, что это не подарок, а взятка.

Если вас просят остаться на завтрак - не принимайте этого приглашения : оно является простой формальностью. Если его повторяют - снова откажитесь. Только после третьего раза можно принять приглашение, так как на этот раз оно будет искренним, а не просто жестом вежливости.


Как ни странно прибывать в точно назначенное время - не принято , непременно нужно опаздывать на 15-20 мин.

Никогда не следует наносить визиты в часы послеобеденного отдыха. В поезде обязательно предложите вашим соседям закусить вместе с вами. Они откажутся ,так же как и вы должны это сделать если это будет предложено вам.

Со своими деловыми партнерами в Испании старайтесь избегать таких тем, как частная жизнь, коррида, период правления Франко, гражданская война.


ИТАЛИЯ


Итальянцы крайне эмоциональны В их натуре - порывистость, горячность Чаще всего это открытые и доброжелательные люди. Деловые взаимоотношения здесь строятся в русле той же практики, в какой они строятся в любой европейской стране. Деловые взаимоотношения может прекрасно начать официальное деловое письмо с вашими предложениями Для ускорения процесса налаживания деловых взаимоотношений рекомендуем обращаться к агентским и посредническим фирмам, обширная сеть которых успешно функционирует в последнее время.

Точно также, как и испанские бизнесмены, да и вообще серьезные бизнесмены любых стран, итальянцы предпочитают иметь дело с людьми их круга, то есть обладающими приблизительно тем же весом в обществе и деловом мире той страны, которую представляют

Чрезвычайно динамичны и открыты для всякого рода деловых предложений частные мелкие фирмы. Здесь вас ожидает динамичная интенсивная работа, в которой большая заинтересованность в успешном окончании заставляет искать новые решения и не затягивать формальные вопросы

Итальянцы большое значение придают неформальному общению с представителями деловых кругов. Существует целая итальянская традиция сглаживать возможны? углы, противоречия в более личных, неслужебных взаимоотношениях.

Чередуя разговоры о деле с разговорами об искусстве, вы можете вести плодотворную работу по ряду интересующих проблем.

Такого рода отношения позволяют высказывать те или иные замечания в адрес своих деловых партнеров без особого риска ущемить или обидеть их.


Итальянцы предпочитают крепким напиткам вино Даже свои национальные крепкие напитки их не слишком привлекают Практически не употребляют пиво. Тосты вообще не приняты, но если и говорятся, то очень кратко. Поднимая бокал, говорят "чин-чин".

Нужно помнить, что Италия - это страна, имеющая многовековую культурную историю. Вместе с Грецией она является колыбелью европейской цивилизации Элементарные знания в области искусства и ремесел Италии, а также ее славного прошлого, конечно, произведут необходимое благоприятное впечатление на ваших партнеров.


ШВЕЦИЯ


Шведы, возможно, еще более педантичны, чем немцы. В общении с ними строго следуйте букве этикета. Серьезность, основательность, пунктуальность - вот три кита, на которых базируется пресловутая шведская надежность.

Уровень профессионализма шведских бизнесменов - один из самых высоких в Европе. Кроме прекрасной ориентировки в сути поднимаемых проблем, они демонстрируют знание нескольких иностранных языков.

Точно так же, как и французы, шведы не любят неожиданностей в ходе переговоров. Заблаговременно предупреждайте о любых предполагаемых изменениях как в программе пребывания, так и в ходе встреч. Весь состав участников должен быть заранее согласован со шведской стороной.

Для шведских, а особенно крупных фирм, характерна строгая иерархия, безусловная субординация и дисциплина. Надо понимать, что каждый участник со шведской стороны имеет право голоса, но только в строгом соответствии с занимаемым им положением.

Тщательно изучив суть проблемы, будьте готовы к любым вопросам, касающимся практической стороны дела. На встречи необходимо приходить, прекрасно ориентируясь во всех мельчайших деталях дела.

Для шведов характерно самообладание. Вполне вероятны дружеские взаимоотношения. Здесь даже не принято ограничивать работу только стенами офиса. Дружеский обед или ужин, или вечер в гостях - нормальное явление.


Так же, как и в других странах, приглашение домой лишний раз подчеркивает особое уважение, проявленное по отношению к вам.

Из подарков "в классическом русском духе" предпочитают русскую классическую музыку, "советского качества" шоколадные конфеты и некоторые изделия народных промыслов.

Поднимая бокал, хозяин дома обращается ко всем и говорит следующие слова" "Сколь", что обозначает пожелание здоровья. Сколько гостей, столько раз и звучит это слово. При этом все должны обмениваться взглядами и хранить соответствующую моменту торжественность.

Во время произнесения тоста необходимо помнить, что бокал, до того, как все выпьют, не должен касаться стола.

В области моды шведы придерживаются общепринятых правил.


ЯПОНИЯ


Одной из главных характеристик японского общества является корпоративность, кастовость. В духе общественной морали порицать всяческий индивидуализм, эгоизм. Они считаются бесчеловечными чувствами; а естественной "средой обитания ' для человека, как это трактуется, может быть только сообщество людей. "Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль, - будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях. Без чувства зависимости не может быть чувства уверенности". Так писал о Японии Всеволод Овчинников.

И действительно, сам по себе человек не может, согласно японской традиции, иметь какую-либо ценность Как у нас судят, прежде всего по одежке, так в Японии судят по тому, к какой группе, корпорации ты принадлежишь Известно, что студенты одного университета потом всю жизнь помогают друг другу. И где бы они ни встретились, в каких бы условиях кто-то из них не оказался, он может всегда рассчитывать на протекцию и помощь своих однокурсников. Каждый человек с рождения сразу попадает в ту или иную ячейку. В зависимости от того, в какой детский сад ты попал, можно определить - в какую ты пойдешь школу, в какой вуз поступишь.


Во многих фирмах в Японии трудовой день начинается с того, что сотрудники этой фирмы присутствуют на торжественной церемонии поднятия флага этой фирмы и исполнении гимна этой фирмы, прославляющем ее и отцов-основателей И это не является неискренностью или же нонсенсом. В этом проявляется дух Японии. Каждый работник считает фирму своим домом.

В понятие семьи включается и коллектив этой фирмы. только совершенно искренне соединяя глубинные интересы фирмы с подлинными своими личными целями и задачами, японец существует как индивидуум. Видимо, не случайно в годы II мировой войны поражал воображение людей феномен камикадзе.

Насколько японцы практичны и рациональны, настолько же в них развито чувство прекрасного. Этика и эстетика играют немаловажную роль в мировоззрении каждого японца.

Чтобы понять, насколько важен этикет для японца, видимо, достаточно указать на то, что особо уважаемую личность принято приветствовать, поклонившись девяносто три раза подряд Будничное же обыкновенное приветствие состоит всего лишь (!) из пятнадцати поклонов.

Относитесь очень внимательно к разного рода церемониальным установкам Например, особое внимание уделяйте вежливому обмену визитными карточками, принимайте визитную карточку только двумя руками, с улыбкой и с поклоном

Японцы всегда или спокойны, или улыбаются. Это нация людей, обладающих огромным самообладанием. Однако улыбка чаще всего также сложна, как улыбка Монны Лизы; никогда не торопитесь расшифровать ее так, как вам это удобно.

В отличие от европейских стран, не стоит пытаться организовать деловую встречу по телефону. Это в данном случае будет малоэффективно. В данном случае имеет смысл только личная встреча Дело в том, что здесь действует, с одной стороны, национальная особенность, согласно которой японский бизнесмен предпочитает личную беседу другим формам общения С другой же стороны, щепетильность японских фирм в отношении своих обязательств чрезвычайно высока даже по европейским меркам. Поэтому не может идти речь и каких-либо серьезных деловых переговорах вне тщательного изучения самого предложения и фирмы, от которой оно поступило.


Поэтому, предлагая ту или иную сделку в деловых кругах Японии, необходимо подготовить подробнейшие справки о характере вашей деятельности, истории создания фирмы, бюллетени, газетные и журнальные статьи и любую другую документированную информацию, с положительных сторон высвечивающую деятельность вашего предприятия.

Рекомендуем все предоставляемые материалы переводить на грамотный японский язык.

У японцев существует еще одна особенность, роднящая их с немцами, - это чрезвычайная пунктуальность.

Поражает европейского бизнесмена и удивительно медленный темп любых деловых переговоров. Обстоятельность, с которой обсуждаются вопросы, казалось бы, далеко стоящие от сути основных проблем, способна вывести из себя. Скрупулезная проработка всех мало-мальски значащих деталей обязательно предшествует обсуждению действительно серьезных вопросов. Это феномен "нормальной" атмосферы сотрудничества, только по-японски Надо помнить, что если главной добродетелью в Англии является самообладание, то основная добродетель Японии - это терпение. Касается это и бизнеса.

Японцы всегда пытаются искать компромисс. Очень редко позволяют себе тактику запугивания. Принятое на переговорах решение никогда не является результатом волевого нажима одного человека. Такова структура административных органов Японии, что принятие решения - это некая средняя величина между огромным множеством заинтересованных лиц Согласно японским традициям, хорош не тот бизнесмен, что непоколебимо и жестко стоит на одной позиции, а тот, кто в любой ситуации способен к маневру и готов пожертвовать чем-то одним во имя многого.

Надо понимать также, что японец никогда не позволит себе какие-то крайние категоричные формулировки: если он говорит "да", это еще ничего не значит, кроме того, что он умеет говорить. Он может говорить "да" и при этом кивать и улыбаться, но чаще всего это не будет означать абсолютное согласие со всем, что вы говорите, это скорее всего, будет элементарная форма вежливости, единственно обозначающая, что японец как вежливый человек в то время, когда вы говорите, не спит, а внимательно слушает.


В деловых кругах Японии не принято говорить "нет" Когда японский бизнесмен желает вам дать понять, что сделка не состоится, он скажет' "Это трудно".

Но никогда не может быть такого положения, в котором японец не выслушал бы внимательно любое по-настоящему серьезное предложение.

В общении с японцами нужно быть очень внимательным. Если вы уловили, что на тот или иной вопрос вам не дается прямого ответа, постарайтесь его больше не задавать. Поскольку самообладание является одной из национальных черт, вы могли своим вопросом обидеть человека и не заметить этого.

Японцы мгновенно реагируют на изменение обстановки Если возникнут какие-то изменения в ситуации, японец никогда не будет стоически держаться за старые договоренности, В английском духе будет сказать- "Раз возник спор - обратимся к тексту соглашения и посмотрим, что там написано" Японец будет доказывать, что необходимо обязательно пересмотреть прежние соглашения, коль ситуация изменилась коренным образом.

В ходе переговоров не рекомендуется обращаться к каким бы то ни было угрозам. Вряд ли будет успешной попытка нажима или блефа.

Сами же японцы достаточно великодушны и в общении даже со слабым партнером охотно пойдут на компромисс.

Когда вы употребляете спиртное, следует придерживаться такого правила:

- после того, как вам наполнили бокал, обязательно перехватите бутылку и наполните бокал хозяина.

Никогда не отказывайтесь ни от кушанья, ни от предлагаемых напитков.

В Японии не стоит дарить цветы, если только вам не советует сам японец - вы можете сильно ошибиться.


КИТАЙ


Китайцы считают первостепенным в деловых переговорах любого уровня образования так называемого "духа дружбы". Это можно перевести как желание установления личных отношений со своими партнерами.

Первоначальная тактика китайцев сводится к тому, чтобы в первую очередь дифференцировать своих партнеров по двум категориям:


- отношение того или иного члена делегации к китайцам как нации (выделяются люди, симпатизирующие китайской позиции);

- максимальный вес и авторитет среди всех участников делегации.

"Работа" прежде всего ведется через этих выявленных людей.

Китайцы - люди умные; на переговорах они никогда не позволят себе первыми обрисовать свою точку зрения, свою позицию. В том случае, если они выступают в роли хозяев, они вам говорят: "А гость первым". Но даже в том случае, если хозяином являетесь вы, ничего, кроме уже известной вам информации, вы от них не добьетесь.

Очень часто так бывало, что переговоры, которые предвещали большие результаты, заходили в непроходимый тупик. Китайцы или вообще отказывались обсуждать те или иные вопросы, или же в ходе обсуждения отказывались от каких бы то ни было компромиссов, и только после того, когда, казалось, что ситуация неразрешима, китайская сторона наконец-то предлагала ряд уступок.

Китайцы чрезвычайно искренни в своем интересе к вам не только как к деловым партнерам, а и как просто к людям, имеющим свою семью, увлечения, убеждения и взгляды. Они чрезвычайно радушны, и, скорее всего, после успешных переговоров вы получите приглашение на ужин, который будет богат. Обязательно отведайте хотя бы кусочек каждого блюда, предлагаемого вам.

Поднимая бокал, говорят друг другу "кан пей", что означает "пей до дна".

А гость, согласно китайским обычаям, встает из-за стола первым.

Если вы испытываете желание преподнести подарок, то рекомендуем его преподносить не отдельному лицу, а всей делегации в целом - той организации, с которой ведутся переговоры.

Шведский ученый, занимающийся проблемами международного общения К. Йонссон придерживается того мнения, что международные правила общения очень помогают в достижении взаимопонимания, но только в том случае, если ни у одной из сторон нет каких-либо явных претензий друг к другу. А если возникают претензии или конфликтные ситуации, моментально становится исключительно важной национальная специфика понимания норм делового общения.


Голландия


В отличие от Испании здесь, в этой стране нужно соблюдать исключительную точность во времени при каждой встречи или приглашении. Следует избегать рукопожатий, не делать комплиментов. Вообще голландцы любят сдержанность, может быть даже чрезмерную.


Азиатские страны


На востоке, суп подают в конце обеда; во многих южных странах и в среднеазиатских республиках гостей часто принимают во дворе, который является, по их обычаям, продолжением дома; в турецкой семье могут пригласить провести время в бане; в Бразилии не принято носить тропический шлем, а в Таиланде - говорить о жаре. Латиноомериканцы, в знак своего особого расположения к гостю, часто переходят в разговоре на "ты".

Культура современного общества в итоге усваивает наиболее ценную часть культуры всех стран и всех предшествующих поколений. В процессе дальнейшего ее развития могут участвовать и деловые люди, обогащая в общении с иностранцами или заграницей свой культурный багаж, свою культуру поведения, воспринимая все лучшее, что есть у других народов.


Поклон.


Склонение головы есть выразительный жест уважения. Глубина поклона зависит от статуса партнеров и сложившейся ситуации. В поклоне заложен смысл уважения Человеку, Богу и Земле. У японцев, например, три степени поклона: самый низкий - “сайкейрей”; средний поклон с углом в 30 градусов; легкий поклон - в 15 градусов.


Рукопожатие.


Это один из повсеместно бытующих жестов дружеского расположения. Протянутая рука - знак миролюбия, отсутствия в ней “камня”.

При рукопожатии женщина первая подает руку, но не пожимает руки мужчины. Рукопожатия между мужчиной и женщиной не должны быть фамильярными.

Обычай целовать руку женщины сегодня, кажется, уходит е прошлое. В России XIX в. поцелуя руки, как проявление особого почета, удостаивались только немногие замужние женщины, - мать, жена. замужняя сестра, хозяйка дома. При поцелуе мужчина наклоняется, но руку дамы высоко не поднимает.



Снятие головного убора.


Форма уважения, распространенная в основном в Европе.

Обращение друг к другу, как этикетный знак в России, имеют глубокие корни. Тонкости обращения в гражданском обществе были необыкновенно разнообразными. О них с юмором говорил Н.В.Гоголь: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет, и не поймет всех особенностей и различий: он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе предпочитает в меру перед первым.

«У нас не то - у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого триста, а с тем, у которого пятьсот, опять не так, как с тем, у которого восемьсот - словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки».

На Востоке ритуал приветствия имеет свой почерк. Так, приветствия между мусульманами могут считаться исполненными, когда привет и ответ произнесены по всем правилам и взаимно услышаны. После первых приветствий принято спрашивать о здоровье друг друга и членов семьи. Словесный знак приветствия - "Мир Вам!”

В странах Востока и ныне сохраняется стиль движения по улице высокопоставленной особы. И чем важнее особа, тем медленнее она должна двигаться. Этим обеспечивается ее важность и возможность встречным успеть поклониться.

Существует на Востоке и такое правило: неэтично мужчине приветствовать ...красивую женщину. Такой шаг означает наличие в мужчине "дьявола". Можно приветствовать только некрасивую женщину. При этом женщина должна быть настолько сдержана в поступках и словах, дабы не дать повода к возникновению бесцеремонности по отношению к ней.

Формой представления в обществе служат визитные карточки. Особенно они были модны в прошлом, но ныне вновь "набирают силу". Визитная карточка - лицо человека. Их вручают при знакомстве или прикладывают к посылаемому подарку. Визитная карточка содержит фамилию, имя, отчество, ученую степень, профессию, официальную должность, номер телефона.



Комплименты.


Похвала, комплимент, теплое слово ободряют человека, и не будем смущаться высоких слов "любви и удивленья" в адрес друзей, родных и сослуживцев.

Но в комплиментах и любезностях должна быть только полная искренность. Без фальши. Если нет повода для комплимента - лучше промолчать.


Переход с “Вы” на “Ты”.


Переход от одного обращения к другому знаменует важный этап отношений между людьми. Сфера официально-вежливого "Вы” широка. Это обращение к незнакомому или мало знакомому человеку; обращение к старшему по возрасту, социально-правовому положению, обращение среди коллег, сослуживцев, дипломатов. И всюду тон сдержанной вежливости.

Обращение на "Вы" обязательно и по отношению старших к младшим. Но тут наблюдаются неоправданные отступления. Обращение к молодежи на "Ты"- нарушение этикета. К юношам и девушкам, достигшим 18 лет, обращаются на "Вы".

Обращение на "Ты" означает близость, а то и дружбу. Сердечное “Ты" устанавливается с хорошо знакомым человеком, при дружеских отношениях, при равенстве социально-правового и возрастного статусов. Переход с "Вы” на "Ты" в отношениях между мужчиной и женщиной определяет женщина.

Как вести себя за столом





  1. Мужчина садится после того, как села дама.

  2. Не стоит садиться за столик к знакомым, если они первыми Вас не пригласят. Поблагодарите знакомых за приглашение и садитесь за другой столик.

  3. Если Вы подсаживаетесь за столик к людям, которых не знаете, то знакомиться не обязательно. Необходимо лишь поздороваться и пожелать приятного аппетита.

  4. Сидя за столиком нельзя причёсываться, насвистывать, петь. Не нужно играть попавшими под руку предметами.
  5. Считается нетактичным переговариваться с сидящими за соседним столиком. Если возникла необходимость обсудить что-либо с людьми, сидящими за соседним столом, то лучше всего на пару минут подсесть к ним. Если мимо вашего столика проходят знакомые, то их нужно приветствовать, не вставая с места.


  6. Хлеб надо всегда ломать кусочками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть, резать свой кусок хлеба ножом или откусывать от целого ломтя.

  7. Суп следует есть не с конца ложки, а с бокового края.

  8. Не стоит ставить локти на стол.


ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦЕ


Улица - смотрины вежливости и культуры человека. Первая оценка - по внешнему виду и осанке. Воспитанного человека узнаешь по размеренной походке, умению держаться скромно, но с достоинством. Он идет прямо, не оглядывается, долгого взгляда на встречных не задерживает. Громко не говорит. К себе внимание не привлекает. Знакомым вежливо кланяется. В нечаянном столкновении приносит извинения. Никому не заслоняет дороги, не заставляет сойти с тротуара, если узким оказался проход.

На улице, в толпе, важно остаться вежливым, и во всяком случае приносить извинения за доставленное соседу неудобство:

  •     “Простите, я нечаянно!'';

  •     "Разрешите Вас побеспокоить";

  •     “Я вынужден Вас потеснить, извините!".

По тротуару мужчина шагает слева, женщина справа. Почему справа? Правая сторона - почетная сторона, она более удобна, здесь женщина не подвергается толчкам встречных. Если мужчина сопровождает двух женщин, он идет посредине, уделяя внимание каждой из спутниц, когда идут вчетвером - тратуар не занимают, стараются идти попарно. При встрече группы здороваемся с каждым. чтобы никого не обидеть. Первыми подают руку женщины и старшие по возрасту и социальному статусу мужчины.

По лестнице, при спуске, мужчина идет впереди, при подъеме - сзади. Предпочтительная сторона для женщины - у перил.

Улица одновременно показывает и наше безкультурие. Особенно удручает брань, мусор и ... плевки. Да плевки! Иной раз и ноге негде ступить.


ЗВОНИТ ТЕЛЕФОН

 


Разговор по телефону - деловой, краткий и вежливый.

Девять правил при беседе по телефону


1. Продумывают заранее содержание звонка, готовят нужные цифры, адреса, фамилии.

2. Представляются, узнают, кто Вас слушает, коротко излагают причину обращения.

3. Выбирают наиболее удобное для звонка время, чтобы не причинить абоненту неудобства.

4. Звонить на дом по служебным делам некорректно.

5. Если после 5-6 сигналов абонент молчит, звонить прекращают.

6. Задавать вопрос: "Кто звонит?"- некорректно.

7. Отвечайте вежливо тому, кто позвонил ошибочно.

8. Говорят коротко и по делу.

9. Дежурных по связи называют: "уважаемая дежурная",

а не "девушка".

10. Заканчивает разговор тот, кто позвонил.


Конкурс «Знатоки этикета»

команды по очереди задают ситуация друг другу


Сцена 1: участники ученик 1 и ученик 2


Первый: Здорово, с днем рождения. Вот тебе подарок !

Второй: Мы тебя ждем уже 40 минут.

Первый: Ну ничего же не случилось, правда ? Ух ты, какой тортило. Отрежьте мне кусочек ?

Третий: Да мы до торта еще не добрались.

Первый: А мне какое дело ! Я сладенькое люблю.

Анализ сценки.


Сцена 2: участники ученик 1 и ученик 2.


Первый: Здравствуйте, извините, что я опоздал, заставил вероятно вас ждать ?

Второй и третий: А мы тебя ждем, чтобы вместе разрезать торт и попробовать его.

Анализ сценки.


Сцена 3:


В буфет бежали два мальчика по лестнице. Навстречу шел учитель. Мальчики пробежали мимо и лишь через секунду поздоровались: «Здравствуйте». Что ответил им учитель, мальчики уже не слышали – они бежали дальше, в буфет.


Что здесь правильно, а что нет?


Сцена 4:


Девочка сидит в автобусе, вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась, боясь, что ей испачкают пальто.

- Девочка сиди спокойно. Так нельзя себя вести,- сказала ей соседка.

- А что я сделала? – возразила девочка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.


Сцена 5:


Два друга давно не виделись и случайно встретились в магазине. Каждый поделился своими новостями. Тут один вспомнил, что его дома ждет мама, он прерывает беседу: «Ну ладно, я пошел, заходи». Он повернулся спиной к товарищу и быстро пошел к двери. Друг стоял и растерянно глядел ему в след.


Сцена 6:


Мальчик зашел в автобус с задней площадки и увидел, у передней двери стоят его друзья. Он начал кричать и махать руками. А как бы вы поступили?


Конкурс «Этикет и народная мудрость»




  1. Берись дружно не будет грузно.

  2. Беседа не без красного словца.

  3. Бог дал два уха, а язык один.

  4. Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

  5. В мире жить мирское творить.

  6. В речах соловьи, а на деле глухари. (обещают , но не держат слова)

  7. В согласном стаде волк не страшен.

  8. В умной беседе быть, да ума прикупить.

  9. В чужой беседе всяк ума купит.

  10. Всякая неправда грех.

  11. Где у мира рука, там моя голова.

  12. Голь мудрена, нужда вежлива.

  13. Длинный язык враг твой.

  14. Доброе слово сказать – посошок в руки дать.

  15. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

  16. Дома – петух, а на улице – курица. (грубиян дома, а на улице отпор грубияну дать не может)

  17. Других не суди, на себя погляди.

  18. И не велика беседа, да честна.


  19. Как аукнется, так и откликнется.

  20. Как аукнется, так и откликнется.

  21. Как оса лезет в глаза. (назойливость)

  22. Красно поле зерном, а общение умом.

  23. Кто говорит – тот сеет, кто слушает – собирает.

  24. Кто к общению горазд, тому не пропасть.

  25. Кто общение любит, у того друзья.

  26. Лиса своего хвоста не замарает. (хитрец, нечестный человек)

  27. Людям, смущающимся советов нельзя помочь.

  28. Не болтай, болтаешь – себя раскрываешь.

  29. Не ври никому и никогда.

  30. Не называйте никому того, что хочешь для себя; вкусы различны.

  31. Небольшая доза вежливости делает жизнь приятной, большая облагораживает ее.

  32. Ничего не обходиться нам дешево и не цениться так дорого, как вежливость.

  33. Общаются хорошо тогда, когда есть что сказать.

  34. Общение найдет соседа.

  35. Общение необходимо каждому.

  36. Общение ничего не стоит, но приносит много.

  37. Первый в совете - первый в ответе.

  38. Поклонившись голова не отвалиться.

  39. Пусть молчит тот, кто дал, пусть говорит тот, кто получил.

  40. С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.

  41. С тобой говорить, что меду напиться.

  42. Сказанное слово серебряное, а не сказанное золотое.

  43. Скользкий как угорь. (неискренний, лживый человек)

  44. Слово как воробей, вылетит – не поймаешь.

  45. Слово пуще стрелы ранит.

  46. Согласие крепче каменных стен.

  47. Сорока где сидит там и напакостит. (непорядочный человек)

  48. Стоящему с сидящем трудно говорить.

  49. Сядем рядом да поговорим ладком.
  50. Уважение других дает повод к уважению самого себя.


  51. Умей при необходимости молчать, молчание – золото.

  52. Хоть не богат, а гостям рад.

  53. Через золото слезы льются.



Православный этикет: (БИБЛИЯ)


Книга Притчей Соломоновых:


Глава 25.

(приличные слова)


11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, слово сказанное прилично.

12 Золотая серьга и украшение из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха.

13 Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его; он доставляет душе господина своего отраду.

14 Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.

15 Кротостию склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.

16 Нашел ты мед? Ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытится им и не изблевать его.


(острый язык)


23 Северный ветер производит дождь, а тайный язык – недовольные лица.

24 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.


Четвертая часть. Проверь себя и оцени.


Учитель: правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Человек может обойтись без многого, но не без другого человека, так как при общении можно оценить какой ты человек.

Поэтому предлагаю ответить вам на вопросы анкеты и определить как вы себя оцениваете насколько вы воспитаны, но и как вы оцениваете свои возможности правильно общаться.

Анкета:


  1. Начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

А) не принимать участие;

Б) лишь кратко высказывать в защиту той точки зрения, которую считают правильной;

В) активно вмешиваетесь и вызываете «огонь на себя».



  1. Выступаете ли вы с критикой других людей:

А) нет;

Б) если имею для этого веские основания;

В) критикую всегда и по любому поводу.


  1. Часто ли вы спорите ?

А) только в шутку и если люди не обидчивы;

Б) лишь по принципиальным вопросам;

В) споры – моя стихия.


  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед.

А) возмущаюсь в душе, но молчу;

Б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

В) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.


  1. Дома на обед несоленый суп. Ваша реакция.

А) промолчу;

Б) молча возьму солонку;

В) сделаю замечание и откажусь от еды.


  1. Вам наступили на ногу:

А) с возмущением посмотрю на обидчика;

Б) сухо сделаю замечание;

В) выскажусь, не стесняясь в выражениях.


  1. Купили вещь, но она вам не нравиться:

А) промолчу;

Б) ограничусь короткими, он тактичными замечаниями;

В) выскажусь.


  1. Не повезло, вы потери деньги. Как вы к этому отнесетесь.

А) постараюсь казаться равнодушным;

Б) не скрою досады, но отнесусь с юмором;

В) месть, испорченное настроение.


Оценивание: если ответ А - 4 очка; Б – 2 очка; В - 0 очков.


Результаты:


До 10 очков – споры и конфликты – ваша стихия. Вы критикуете, можете живьем съесть человека. Постарайтесь обуздать ваш характер.

12-20 очков – конфликтный человек, но когда нет другого выхода или все другие средства исчерпаны. Но вы способны отстоять свое мнение, но не унижайтесь до оскорблений. Это вызывает к вам уважение.



22-32 очка – тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций при общении.


Пятая часть. Заключение.


Учитель: Сегодня мы не зря провели время и многое узнали об этикете и манерах. Со стороны могли увидеть и оценить. Наверняка подчеркнули для себя то, что поможет вам изменить и укрепиться в этой жизни.


Литература:


  1. Библия. Книги священногописания Ветхого и Нового завета. Библейское общество Советского Союза. Татарское республиканское отделение. Казань, 1991.

  1. Блюмкин В.А. Этика и жизнь., М.; Полит. литература. - 1987 г.

  2. Браим М. Н. Этика делового общения. – Минск, 1996

  3. Бушелева Б.В. Поговорим ор воспитанности. М., 1980.

  4. Гоголев Л. Беседы об эстетике поведения., К.; Мистество, - 1991 г.

  5. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. М., 1980.

  6. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 1991

  7. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – Симферополь, 1996.

  8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 1996.

  9. Лобанова И.А., Швецова Г.Н. Диагностика личностных качеств школьников. Йошкар-Ола, 1991.

  10. Максимовский М. Этикет делового человека., М.; Дидакт, - 1994 г.

  11. Миримский Л.Ю., Мозговой А. М., Пашкевич Е. К.

  12. Основы этических знаний. Под ред. профессора М.Н. Росенко. Изд.: Лань, 1998г.

  13. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж, 1991

  14. Психология: словарь// Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М., 1990.
  15. Смолка К. Правила хорошего тона., М.; Прогресс, - 1980 г.


  16. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. – Симферополь, 1996

  17. Феофилов Л.Г. Умете ли Вы себя вести., К.; Знание, - 1990 г.

  18. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей., М.; Анкил - 1994 г.

  19. Честара Дж. Деловой этикет. – М., 1997

  20. Энциклопедия этикета // Сост. Рукувчук Л.Н. Спб., 1996.

22.Ягодинский В. Как вести себя // Воспитание школьников.1990. №2.