litceysel.ru
добавить свой файл
1


Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.


Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста………………………………………………………………………………6

1.1. Проблема адаптации. Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях……………………………………………………..6

1.2. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...13

1.3. Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ………………...18


Глава 2. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения………………………….25

2.1 Диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста в ДОУ……………………………………………………………………...25

2.2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ……………………………………………………………30

Заключение………………………………………………….………………………35

Список литературы…………………………………………………………………38

Приложения…………………………………………………………………………42

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

По данным официальной статистики заболеваемость среди детей от 1 года до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10% детей старшего дошкольного и 5% детей подросткового возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. Поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этого и найти пути их устранения.


Одной из главных задач в работе коллектива дошкольного учреждения является поиск условий, которые могут оказать положительное влияние на успешность адаптации. Необходимо


комфортному пребыванию в дошкольном учреждении – результат совместной деятельности, администрации, педагога-воспитателя, психолога дошкольного учреждения и родителей.

Всё это и определило выбор темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Л.В. Белкина, В.


Теплюк Р.В. Тонкова – Ямпольская, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасова – Вукова и др.).

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и недостаточной теоретической её разработанностью и методической оснащённостью в профессиональной деятельности воспитателей ДОУ.

На основе противоречия нами была выделена проблема исследования: какова совокупность педагогических возможностей и условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Предмет исследования: условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель исследования: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель, объект, предмет, проблема, противоречие обусловили следующую гипотезу: своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволит предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.


Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:


  1. Изучить проблему адаптации, виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях;

  2. Раскрыть психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста;

  3. Изучить особенности игры как фактора адаптации детей раннего возраста к ДОУ;

  4. Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ и предложить психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

  • эмпирические: наблюдение, анкетирование, обобщение психолого-педагогического опыта;

  • методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.

Экспериментальная база исследования: Детское дошкольное учреждение № 28 «Флажок», г. Арзамаса, Нижегородской области. В исследовании участвовали 20 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 12 девочек и 8 мальчиков), посещающие ясельную группу.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации детей раннего возраста

1.1. Проблема адаптации. Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответ­ствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая органи­зация. С физиологической точки зре­ния, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя среда есть внешний стерео­тип. «При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Пав­лов, - при прекращении привычных занятий возникают наруше­ния старого динамического стереотипа и трудности установки нового» [29, с. 186].


При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное - уни­версальный характер тенденции к установлению равновесия меж­ду компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие адаптации перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию.

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже. Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равнове­сие между воздействием


окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды» [6, с. 152].

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [6, с. 157].

Ф.Б. Березин выделяет три основных этапа (фазы) физиологической адаптации:


  • первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с





  • устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие (оптимальные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем [6, с. 160].

Адаптация рассматривается учеными с акцентом на различные ее сущностные характеристики, такие как:

  • особая форма отражения системами организма воздействий внешней и внутренней среды, выражающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия



  • индивида, микроцикл ее развития;


  • формирование наиболее адекватных форм поведения к условиям имеющейся макросоциальной среды [37, с. 52].

Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, в связи с этим Г.А. Балл выделяет еще две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.

Внешняя адаптация – это процесс адаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям (может быть с сохранение проблемной ситуации или с ее устранением и т.д.). Внутренняя адаптация имеет такие разновидности:

1. адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;

2. структурная


тация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности [3, с. 27].

А.Остроухова определяет адаптированность как «уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован» [28,с .16].

Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность [28, с. 17].

По мнению А.А. Налчаджян «адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты» [27,с. 75].

В натуре человека А.А. Налчаджян выделяет:

1) доминирующий инстинкт;

2) темперамент;

3) конституцию телосложения;


4) доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования;

5) половую принадлежность;

6) интеллектуальные способности

7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели, — и все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу [27, с. 77].

Г. Селье отмечает, что «судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко


касаются темперамента, характера, способов поведения, манер» [37, с. 62].

А.А. Налчаджян считает, что «личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально – психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности. Личность – это совокупность психологических качеств человека, составляющая индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди людей» [27, с. 123].

Таким образом, анализ изученной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод, что адаптация - это процесс и результат становления индивида социальной личностью. Наряду с широким толкованием адаптации как приспособление живого организма к условиям существования, данная категория употребляется в более узком смысле, когда проводится различие между понятиями социально-педагогическая, профессиональная адаптация и простое приспособлении организма к условиям внешней среды.


1.2. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что ранний детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия. С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет.


По данным Е.О. Смирновой «этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым


ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы человеческого поведения» [30,с. 73].

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова считают, что «именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств» [12, с. 41].

Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание [12, с. 43].

Смирнова Е. О. отмечает, что «в раннем дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть


формирование личного сознания [39, с. 30].

Основными новообразованиями дошкольного возраста, являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что «у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей» [39,с. 44].


Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит


собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача» [10, с. 66].

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, - подчеркивают Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова, - речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений» [12,с. 49].

1.3. Игра как фактор адаптации детей раннего возраста к ДОУ

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.) [8,с. 75].

Н.Д. Ватутина отмечает, что «повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки – с другой, обусловливают сложность привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада» [8,с. 76].

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребенка в

в детском саду за прошедший день (вместо надписей можно использовать рисунки) [19,с. 37].


З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова отмечают, что «играя, дети знакомятся с окружающей средой, расположением предметов в ней. Так, например, в игре «Найди игрушку», отыскивая, игрушку они учатся ориентироваться в групповой комнате, спальне, узнавать предметы, принадлежащие конкретному ребенку. Так же загадывать местоположение игрушки через функции и особенности помещения («там моют посуду», через действия «лежит тихо, закрыв глаза») и т.д. Затем переходят к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Педагог может провести экскурсии по саду, а потом экскурсии в кабинеты специалистов» [7,с. 61].

Кроме того, педагог может проводить игры, направленные на сближение детей друг с другом. В игре «Раздувайся пузырь!!» Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все – слышали!» Ребенок называл свое имя. Воспитатель берёт ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и т.д. После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь!» [7, с.63].

Для детей 2-3-х лет проводится игра на сближение «Чьи вещи?». Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и каждый из них забыл одну из своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи, например: “Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра”. Когда все вещи будут “опознаны”, можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т. д. [7,с. 72].


Чтобы поддержать эмоциональный тонус детей, Л. Пыжьянова предлагает использовать игры-развлечения. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели играть и действовать самостоятельно, а взрослый как дирижер, советчик, подсказывая и показывая, обогащал игру [33, с. 17].

Часто проводится игра "Солнышко", которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители. Игра


, вырабатывающие ответственность [21,с. 64].

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:


  • игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

  • не должны быть слишком длительными (лучше играть

  • с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

  • должны использоваться копии реальных предметов,

  • а не их заместители;

  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;

  • инициатором игры выступает взрослый [34,с. 81].

Для формирования у детей положительного отношение к ситуации пребывания в ДОУ, А.С. Роньжина предлагает «подобрать игры-занятия, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с окружающими взрослыми детского сада. При составлении плана игр - занятий учитывается: принцип постепенного погружения и выхода из травмирующей ситуации (внутри упражнения, внутри занятия, внутри занятия, внутри коррекционной работы); начало, и конец занятия должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия. В занятия включаются игры (упражнения, приемы), которые соответствуют задачам коррекционного этапа, этапа занятия, индивидуальным запросам каждого ребенка» [36, с. 49].

Таким образом, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.



Глава 2. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

2.1 Диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Анализ литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием экспериментального исследования.

Наше исследование проходило в детском дошкольном учреждении № 28 «Флажок», г. Арзамаса, Нижегородской области. В исследовании участвовали 16 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 9 девочек и 7 мальчиков), посещающие ясельную группу.

С целью исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нами были проведены: наблюдение и анкетирование родителей.

Наблюдение проходило в течение 65 дней, результаты фиксировались в специальном протоколе. Затем составлялся индивидуальный лист педагогической и психологической адаптации, где оценивалось психоэмоциональное состояние детей (Приложение 1).

Затем было проведено анкетирование родителей, дети которых впервые пришли в ДОУ, с целью выявления состава семьи, внутрисемейных отношений и объективных условий воспитания ребенка в семье. Заполненные родителями анкеты представлены в приложении 2.

В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с различным уровнем адаптации: дети с легкой адаптацией, - средней тяжести и - тяжелой.

Результаты оценки уровня адаптации детей исследуемой группы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки уровня адаптации детей раннего возраста исследуемой группы


№ п/п

Фамилия, имя, ребенка

Кол-во дней

Уровень адаптации


1

Сева С.

7

Лёгкая


2

Юля Н.

6

Лёгкая

3

Аня С.

8

Лёгкая

4

Софья И.

5
Лёгкая

5

Павел П.

31

Средняя













































































13

Ксюша С.

62

Тяжёлая

14

Лена А.

9

Лёгкая

15

Стас С.

8

Лёгкая

16

Маша М.

3

Лёгкая


Таким образом, из таблицы 2 видно, что первую группу (лёгкой адаптации) составили 8 детей (50%), период адаптации – до 10 дней. Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 6 детей (37,5%), период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 2 человека (12,5%), составили дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев.

Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе

Уровень адаптации

Исследуемая группа

Кол-во детей

%

Лёгкая адаптация





Адаптация средней тяжести








Тяжёлая адаптация

2

12,5%


Таким образом, из таблицы 2 видно, что уровень лёгкой адаптации выявлен у 50% детей. Эти дети быстро


ии выявлен у 12,5% детей. Эти дети трудно адаптировались и нуждаются в психолого-педагогической помощи при прохождении адаптации к ДОУ.

Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе представлены графически на рисунке 1.



Рис. 1. Результаты распределения уровня адаптации детей раннего возраста в исследуемой группе.

В результате анкетирования родителей было выявлено 7 семей с одним ребенком, в том числе неполные семьи.

Сопоставив данные наблюдения за детьми в период адаптации и анкетирования родителей было


общения. Дети, в семьях которых 3 и более человек легко адаптируются к ДОУ.

Результаты анкетирования родителей и оценки зависимости процесса адаптации от количества человек в семье представлены графически на рисунке 1.



Рис.2. Результаты анкетирования родителей и оценки зависимости процесса адаптации от количества человек в семье.


Таким образом, в качестве примера рассмотрим течение адаптации у Матвея К. (1,9 г.) и Димы Ф. (2,3 г.). Период адаптации Матвея К. составил более 2-х месяцев, при этом из


тся сильная привязанность к отцу.

Таким образом, на основании результатов анкетирования мы выяснили, что отношения детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но и в самоощущении и самовосприятии ребенка, его личностном развитии. В



в психолого-педагогической помощи при прохождении адаптации к ДОУ. В этой связи, мы предложили психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ, что будет рассмотрено в следующем параграфе.


2.2. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Анализ экспериментальных данных нашего исследования в исследуемой группе в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна:


  • воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями.

  • часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.

Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является


ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.




Три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).

2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).


Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 2-3 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. В основе нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта.

Начинать работу необходимо весной. Получив в марте от заведующей список детей, мы организуем “Первичное визитирование” (приложение 2) и приглашаем родителей с ребенком прийти на консультацию (приложение 4). О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая. Проявляют ли родители

заранее. Во время первой встречи психолог проводит не только консультацию, но и диагностику. Исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания.


Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Анкеты родители получают заранее при “Первичном визитировании” и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете.

Психолог, общаясь с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе. Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складывается прогноз возможной его адаптации и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.


Заключение

Данная работа посвящена изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Ее актуальность подтверждена не только исследованиями ученых и интересом психологов и воспитателей, но еще в большей степени волнением родителей за своих детей.

Воспитание в семье, общение со сверстниками, интимно-личностное взаимодействие с родителями – все это определяет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее приспособление и развитие детского организма. Именно поэтому, проблемы, затронутые в данном исследовании так важны.

В ходе анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что:

1. Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответ­ствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая органи­зация.


В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных


необходимо сделать по возможности более плавным.

2. Поступление в


быть подобраны игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с окружающими взрослыми детского сада.

4. Анализ литературы по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения стал основанием экспериментального исследования.

Наше исследование проходило в детском дошкольном учреждении № 28 «Флажок», г. Арзамаса, Нижегородской области. В исследовании участвовали 16 детей раннего возраста (от 1 г. 9 мес. - до 2-х лет 9 мес.; 9 девочек и 7 мальчиков), посещающие ясельную группу.

С целью исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нами были проведены: наблюдение и анкетирование родителей.

На основании результатов анкетирования мы выяснили, что отношения детей с близкими взрослыми играют ключевую роль не только в развитии когнитивных процессов, но и в


процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Таким образом, продуманная организация адаптационного периода помогает детям безболезненно включиться в детский коллектив и чувствовать себя в нем спокойно и уверенно


каждого ребенка и облегчить процесс адаптации.

Таким образом, цель исследования, заключавшаяся в изучении особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, достигнута. Основные задачи решены. Гипотеза о том, что своевременная и адекватная диагностика адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения позволит предложить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ, нашла своё подтверждение.

Проведённое исследование призвано помочь воспитателям и психологам детских дошкольных учреждений в практической работе по сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к ДОУ.


Перспективным направлением может стать более углублённое исследование педагогических возможностей условий, обеспечивающих эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.

Список литературы


  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. – 2007. –№ 5. – С.49 – 53; № 6 – С.46 –51.

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Медицина, 2006. – 304 с.


  1. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии лич­ности. / Вопросы психологии. - № 1, - 2000. – С. 22-29

  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Глава 4. Особенности личности и психолого-педагогическая поддержка дезадаптированных детей и подростков. - М.: Просвещение, 1998. - 368с.

  3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. -  Воронеж: Учитель. - 2008. – 264с.

  4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1998. - 270 с.

  5. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 189с.

  6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, - М.: Просвещение, 2000. – 216с.

  7. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1994. – 207 с.

  8. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. - М, 2003. – 144 с.

  9. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. – М.: Аркти. - 2007. – 248с.
  10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет, - М.: Интор, 2006. – 157с.


  11. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте. Вопросы психологии. - № 3. – 2005. – С 18-26.

  12. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс , 2008 . – 243с.

  13. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Педагогика, 1999. - С. 220.

  14. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – с.66 – 77.

  15. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 2000. - 192 с.

  16. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Т., Пиаже Ж. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин. - М.: Педагогика, 1997. – 414с.

  17. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – c.34 – 37.

  18. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь. – 2008. – 164с.

  19. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателей дет.садов. – М.: Просвещение, 2000. – 145с.

  20. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Педагогика, 1991. - 278 с.

  21. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду //Дошкольное образование. - № 5 (77). - 2002. – С 31-45.

  22. Морозова Е. И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. –с.10 – 14.

  23. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Ж-л Альманах института коррекционной педагогики РАО. - № 4. - 2008. – С. 17-26
  24. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. - Л.: Медицина, 1994. – 316с.


  25. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998. - 263 с.

  26. Остроухова А. Успешная адаптация / Обруч. - № 3. – 2008. – С. 16 – 18.

  27. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.З, кн.2., - М.: Педагогика, 1999. – 354с.

  28. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М., Мозаика Синтез, 2004. – 244с.

  29. Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому учреждению. МГППУ. – М.: Акадения, 2007. – 189с.

  30. Психологический словарь / Авт. – сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймерова. – Ростов – на –Дону: Феникс, 2008. – 640 с.

  31. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – № 2. - 2003. – С. 12-18.

  32. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия Холдинг, 2008. – 187с.

  33. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. - 1999. - №20. - С.74-79.

  34. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: - Книголюб. – 2009. – 184с.

  35. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. – Новосибирск: Институт психологии личности. – М.: Педагогика, 2006. – 296с.

  36. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М., 1990. - 254 с.

  37. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. - М., Школа-Пресс, 2005. – 162с.

  38. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт – Кольмер, А. Атанасовой – Вуковой. – М.: Академия, 2000. – 208с.
  39. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3, - № 4. – С . 46 – 51.


  40. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н\Д: изд-во Феникс, 2009. - 450 с.

  41. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – C – Петербург.:Речь, 2005. – 154с.

  42. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М.: Педагогика, 2001. - 221с.

Приложения

Приложение 1

ЛИСТ АДАПТАЦИИ


Фамилия, имя ребенка Сева С.

Возраст 1,11 Дата поступления 12 августа 2009


Адаптационные дни

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й










Настроение

























Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник























Сон:

Засыпание

Длительность


-

30 мин


-

30 мин


-

45 мин


+

30 мин


+

+










Активность:

В игре

В речи


-

-


+

+


+

+


+

+


+

+










Взаимоотношение с детьми

-

-

±

+

+










Взаимоотношения со взрослыми

-

-

+

+

+










Условные обозначения:

Положительно + Неустойчиво ± Отрицательное - Болел – б Находился дома – Д

ЛИСТ АДАПТАЦИИ



ЛИСТ АДАПТАЦИИ


Фамилия, имя ребенка Ксюша С.

Возраст 2,9 Дата поступления 14.09.2009


Адаптационные дни

1-й

2-й

3-й

4-й

8-й

16-й

32-й

64-й

Настроение

-

-

-

-

±

±

±

+

Аппетит:

Завтрак

Обед

Полдник


д

-

д


-

-

±


д

-

д


-

-

±


-

±

-


-

±

±


-

±

+


+

+

+

Сон:

Засыпание

Длительность


д

д


-

-



д

д


-

-


-

-


±

30 мин


±

1 час


+

весь т.час

Активность:

В игре

В речи

























Взаимоотношение с детьми

























Взаимоотношения со взрослыми

-

-

-

±

±

-

±

+


Условные обозначения:

Положительно + Неустойчиво ± Отрицательное - Болел – б Находился дома – Д


Приложение 2


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1.Ребенок фамилия, имя С. Сева

2. Ф.И.О. родителей С. А.Н., С. Т.В.

3. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) мать, отец, бабушка и дедушка



ребенок посещает детский сад 6 месяцев

14. Какие у ребенка отношения с детьми. Есть ли трудности (какие) не общителен

15. Индивидуальные особенности ребенка_____________________________

16. Что Вас беспокоит в ребенке капризы

17. Наличие нервно – психических и соматических заболеваний у родителей и родственников нет


Дата заполнения: 11.02.10


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


1.Ребенок фамилия, имя М. Маша

2. Ф.И.О. родителей М. В.В., М А.Ю.

3. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком) мама, папа, бабушка, дедушка

4. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними нет

5. К кому из членов семьи ребенок больше привязан маме, папе

6. Часто ли ребенок болеет нет

7. Основные виды игр и занятий дома лепка, рисование

8. Какие игрушки любит, кто их


детьми. Есть ли трудности (какие) нет, охотно со всеми играет

15. Индивидуальные особенности ребенка послушная, аккуратная

16. Что Вас беспокоит в ребенке не играет с куклами

17. Наличие нервно – психических и соматических заболеваний у родителей и родственников нет


Дата заполнения: 05.02.2010