litceysel.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей

«Центр информационных технологий» Бокситогорского района»





Методы, формы, приемы

развития познавательного интереса и активности

на уроках биологии, химии и географии

(из опыта работы)





г.Бокситогорск

2011-2012 учебный год

Игра на уроке


«Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.

Требования к игре.


  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.

  2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление – красочным, разнообразным.

  3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

1. Урок – ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие». Этот урок я провожу в 7 классе как урок – обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли – роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе – цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика – зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.


Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой – подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

2. Урок – смотр знаний «Кровь. Кровеносная система». Этот урок я провожу в 8 классе как урок – контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация – описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды – определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание – команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 – 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) – каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока. Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.


3. Урок – путешествие «Клетка – единица живого». Этот урок я провожу в 11 классе как повторно-обобщающий урок. Весь повторяемый материал разбит на несколько станций, находясь на которых, учащиеся выполняют определённые задания.

1. Станция «Историческая». На столе лежат визитные карточки учёных, внёсших свой вклад в развитие цитологии. Учащиеся вытягивают визитки и рассказывают об учёном, чьё имя написано на визитке.
2. Станция «Блиц на знание биологических терминов». Учащиеся называют термины по их определениям.
3. Станция «Сравнительно-анатомическая». На карточках написаны некоторые характерные особенности строения клеток того или иного организма. Задача учащихся – определить, о каком организме идёт речь.
4. Станция «Строение клетки». У учащихся на парте таблички с названиями органоидов клетки. Учитель зачитывает функции, выполняемые этим органоидом. Учащиеся должны поднять карточку с нужным органоидом.
5. Станция. «Физиологическая». На карточках даны названия веществ, входящих в состав клетки. Какие функции эти вещества выполняют.
6. Станция. «Генетическая». Задание на биосинтез белка. Приведены две нуклеотидных последовательности ДНК, написать процесс транскрипции и трансляции с этой последовательности.

4. Урок – конкурс «Покрытосеменные растения». Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс – «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс – «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс – «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки – учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс – «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс – «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс – «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс – «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс – «Рассказ – небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников – найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.


5. Урок – ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение». При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач – инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

6. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами». Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики. Правилах ее использования. Учащиеся – «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

7. Урок «Глобальные проблемы загрязнения атмосферы» проводится на уроке химии в 11 классе как один из завершающих. Учащиеся распределяются на группы-секции, каждая секция готовит информацию по определенной проблеме загрязнения. Учащиеся в секции сами распределяют задания: кто будет готовить сообщение, решать задачу или проводить эксперимент. Это способствует укреплению коллективизма, взаимовыручки в группе.

8. Урок – игра «Слабое звено» по теме «Углеводороды». Провожу этот урок в 10 классе как урок контроля знаний. Данная форма позволяет за сравнительно небольшое время проверить качество усвоения довольно большой темы. Учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои знания по таким вопросам, как: ученые-химики, внесшие свой вклад в изучение углеводородов; особенности строения молекул углеводородов; физические и химические свойства; качественные реакции; области применения.

Кроме уроков – игр, игру можно использовать как фрагмент урока. Например, игру «Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика – «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 – 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание чувствуют себя увереннее.

Игра – «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся. По такому же принципу проводится игра «Химическое лото», где учащиеся должны распределить формулы предлагаемых веществ по классам неорганических (органических) соединений.
Игра – «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное».
Игра – «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко (6 класс). С одной стороны, лишнее – семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны – яблоко, т. к. это многосемянный плод.

5 класс – Аравийский, Новая Зеландия, Мадагаскар. Аравийский – полуостров.
7 класс – помидор, слива, перец. Слива – сем. Розоцветные.
7 класс – тритон, ящерица, жаба. Ящерица – класс Пресмыкающиеся.

5 класс – Меркурий, Земля, Юпитер.

В таких заданиях учащиеся стараются найти как можно больше вариантов правильных ответов. Например, в последнем случае их несколько. 1. Меркурий, т.к. не имеет атмосферы. 2. Земля, т.к. только на ней есть жизнь. 3. Меркурий – не имеет спутников. 4. Юпитер – планета – гигант и т.д.

Игра – «Составь пары».

7 класс Класс Рыбы.

Отряд:

1) Лососевые; Латимерия.
2) Осетровые. Жерех.
3) Карпообразные. Ёрш.
4) Колючепёрые. Белуга.
5) Кистепёрые. Горбуша.

Можно использовать разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

Путем перестановки букв составить название рыбы.

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА
ВИД + АСТРА = СТАВРИДА
ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА
РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА
ТРЕК + АС = ТРЕСКА
АС + ПЛУТ = ПАЛТУС
БАЛ + КАМА = КАМБАЛА
ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.


Экологический кроссворд.

Слова в венгерском кроссворде читаются слева направо и наоборот, сверху вниз, снизу вверх, ломаются, но не пересекаются. Из оставшихся букв составьте девиз.

Ф

Р

Е

Ч

Н

А

Я

О

Ф

Ф

О

Н

О

Ё

Р

Л

Р

Р

А

Л

О

З

Х


Е

Н

А

Я

Д

Н

А

А

О

Н

Ф

Р

Т

И

Р

И

М

З

А

П

Т

Ь

И

М

Е

Н

Г

Я

Р

О

В

Е

Д

Н

И

К

О

У

Т

В


Й

Р

О

Д

П

Б

А

Т

Ь

О

Д

О

И

Д

А

М

Ш

Р

О

Р

Ч

А

Р

Т

Ч

О

К

Т

Н

Д

О

Б

У

У

Р

У

Т


  1. Книга – список живых организмов, истребленных человеком (6 букв).
  2. «Прабабушка» современных рыб, обитающая у берегов Африки (9 букв).


  3. Вещество, разрушающее озоновый слой (5 букв).

  4. Тяжелый металл, накапливаясь в организме водоплавающих птиц, вызывает уродство птенцов и слепоту (5 букв).

  5. Самое экологически чистое топливо (7 букв).

  6. Единственное простейшее, занесенное в Красную Книгу (6 букв).

  7. Предок крупного рогатого скота, уничтоженный человеком (3 буквы).

  8. Вещество, из которого образуется защитный экран нашей планеты от проникновения вредных лучей Солнца (4 буквы).

  9. Птица, обитающая в окрестностях Губкина, до того, как были распаханы участки степи около города (5 букв).

  10. Вещество – один из главных врагов жителей морей и океанов (5 букв).

  11. Природоохранный участок (10 букв).

  12. Птица, занесенная в Красную Книгу, «героиня» песни Алены Свиридовой (8 букв).

  13. Птица – обитатель острова Святого Маврикия, полностью уничтоженная человеком (5 букв).

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Собака бывает…», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

Приемы

Прием «Разминка»

Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.

Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:

1.Назоваите крайние точки материка

2. Назовите горы на востоке Северной Америки

3. Какую реку называют «великой обманщицей»

4. Определите безлесную природную зону субарктического пояса и т.д.

Прием «Удивляя других, удивляйся сам»


Цель: эмоциональное стимулирование познавательного интереса

Описание работы – рассказ, иллюстрация, вопрос парадоксального характера

Например, диалог учителя с учениками:

-Я открыла для себя удивительное животное Северной Америки. Оно как будто сошло со страниц книги о Г. Потере. Вы помните, как звали страшного змея?


  • Василиск.

  • Оказывается, такое животное действительно существует!


Прием «Исправление ошибок»

Цель: активизация мыслительной деятельности, формирование умений к применению знаний в новой ситуации, развитие познавательных процессов

( мышления, внимания, воображения).

Описание работы – текст или рассказ учителя, учащихся (описание путешествия, территории, явления и т.д.) с преднамеренными ошибками двух типов: открытыми и закрытыми.


Прием «Составь рассказ»

Цель: развитие образного и логического мышления, умения оперировать освоенными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи.

Описание работы: составление рассказа из разных понятий темы. Требования к рассказу: использование всех понятий, правильная их формулировка, логичность, увлекательность. Понятия могут быть написаны на карточках, которые выкладываются на парте словами вниз. Учащиеся вытаскивают пять карточек из пятнадцати, и составляют рассказ.

Пример: тема “Гидросфера”: волны, цунами, река, озеро, водопад и т. д.

Тема «Круговорот веществ в природе», «Путешествие капельки», 6 класс.


Прием «Эссе, сочинение, рассказ»

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:
  • описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу и т. д.;


-написать эссе по теме “Будем же людьми!”(11 класс, тема “Национальные конфликты”).


Приём «Творчество»

Цель: развитие творческих способностей, создание атмосферы увлечённости.

Описание работы: большое разнообразие творческих заданий, предложенных учителем или самими ребятами.

Пример:

- изготовить макет материка, вулкана, айсберга (из глины, солёного теста, папье-маше);

- изготовить картину Солнечной системы (рисунок, вышивка)

  • оформить коллекцию горных пород

  • создать фотоальбом.


Прием «Играя, учись»

Цель: активизация познавательных интересов с помощью игровых моментов, предполагающих занимательность, эмоциональность, состязательность.

Описание работы.

  • использование игр-упражнений.

Пример: игра «Третий лишний». В списке географических объектов (Байкал, Ладожское, Ильмень; Каспийское, Кроноцкое, Аральское озера) выберите лишнее.

  • использование игр-соревнований.

Пример: я разработала обобщающий урок – соревнование в 9 классе на тему: «Цветная и черная металлургия». (Разработка его прилагается).

Пример: на доске рисунок горы, к вершине которой ведет 5 ступеней. Два ученика отвечают по карте (вопросы задает учитель или ученики), правильный ответ предполагает продвижение на ступеньку вверх, которое оценивается баллами. Выигрывает ученик, первым добравшийся до вершины.

- использование игр- путешествий.

Пример: при проверке домашнего задания учитель может обратиться к детям: «Сегодня я отправляюсь в пустыню Сахара. Предупредите об опасностях, которые меня поджидают».


Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи.


Описание приема: учитель предлагает найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример.

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра


Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие умения, у учащихся выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема: из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример: расположите предложения в логической последовательности.


  • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков

  • Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана

  • На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет

  • На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.


Прием «Задачи»

Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности.

Описание работы:

-задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

Пример: именованный масштаб карты в1см 1000км. Переведите его в численный масштаб.

-задачи на логическое мышление.


Пример:











лесник.


Фраза учителя: «Лесник отправился на велосипеде в гости к другу, а вечером вернулся обратно».

Задание: Рассмотри участок плана местности. Какой путь был легче? Почему?

- задачи с натуральными материалами.

Пример: рассмотри коллекцию горных пород, определи их, назови, к какой группе пород по происхождению они относятся.

-задачи на умение выдвигать и доказывать гипотезы.

Пример: объясни, почему в районах столкновения двух континентальных плит чаще всего происходят землетрясения, а континентальной и океанической плит – извержение вулканов.

- задачи, соединяющие теорию с практикой.

Пример: составь план эвакуации детей из кабинета географии в случае пожара.


Другие методы, приемы и формы


«Буквы заблудились»

      На доске пишу «зашифрованные слова» с перепутанными буквами, чтобы получилось слово, ребята должны расставить правильно буквы. Кроме, этого, после того, как они его составили, нужно объяснить значение данного слова. Задание можно усложнить: «Кто быстрее?».

ЛИМКАТ (климат)                                                    АКОАЛ (коала)

ТЕРЕВ (ветер)                                                            КЭСОПТР (экспорт)

НЕРЕВА (Венера)                                                      ЯРИВАЗЕ (Евразия)


«Справочное бюро»

    Очень удобно использовать данный вид работы, если по теме изучается много определений, а также при повторении темы. Вызывается один учащийся, он будет работать в «Справочном бюро», остальные же задают ему вопросы по определениям. Желающих поработать в «Справочном бюро» всегда очень много.


«Кто или что лишнее?»

     Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).

Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия,  острова)

Гималаи, Пиренеи¸ Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)

Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)

Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)


«Географические диктанты»

     Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):

     «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка припятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».


«Составь слово»

      Использую в групповой работе (по 5-6 человек) для выполнения задания на составление слов. Учащимся раздаю кружки с разными буквами (60 шт. и более), даю задание – составить как можно больше слов по теме (например «Атмосфера») за определенное время. Сколько слов – столько баллов. Кто составит самое длинное слово, получает дополнительно еще один балл. Обязательно учитывается грамотность.


   (РОСА)

Р О Н С Е Т А ………..


«Заморочки из бочки»

       Предлагаю учащимся примерно 10 бочонков из игры «Лото». С каким номером учащийся достанет бочонок, тот вопрос ему (или группе) достается.

     К примеру - №3 «Определите по описанию, о каком районе идет речь» (Тема «Экономические районы России», 9 класс):

     «Этот район имеет выход к трем морям. На юге граничит со странами ближнего зарубежья, является самым многонациональным районом России, главная специализация района – агропромышленное производство, рекреационные ресурсы способствуют развитию здесь курортного хозяйства». (Европейский Юг)

       Или - №8 « О каком материке идет речь?»

«Она располагается под нами.

Там, очевидно ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводненья». (Австралия)


«Угадай»

     Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:

а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр – одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)


 

«Кто это, что это?»

     Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например, по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба), гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан),  Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.


«Туристическое агентство «По странам и континентам»

      Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.


«Подбери пару»

      Слова по какой-либо теме записываются в два столбика. Необходимо подобрать пару и определить лишнее слово:

               Вершина:                                                  Горные системы:

     г.Аконкагуа                                                    Кордильеры

    г. Эльбрус                                                        Анды

    г. Мак-Кинли                                                   Кавказ

    г. Народная                                                      Альпы

    г. Монблан                                                       Урал

                                                                               Гималаи

                                                                               

«Загадки»

Данные загадки можно использовать при изучении темы «Полезные ископаемые».

Тот камень чудесный с Урала                      Если встретишь на дороге,

Нежным цветом зеленым манит.                 То увязнут сильно ноги.

Я только сегодня узнала,                              А сделать миску или вазу –


Что камень зовут ……(малахит)                  она понадобится сразу (глина)

В моей земле богатства скрыты,                  Покрывают им дороги,

Она и золото хранит,                                     улицы в селениях,

И рядом с медью – малахиты,                      а еще он есть в цементе.

Железо, мрамор и …….(гранит)                  Сам он – удобрение (известняк)

     Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.


Источники:

1.http://superklassb.ucoz.ru/load/aktivizacija_poznavatelnogo_interesa_na_urokakh_biologii/aktivizacija_poznavatelnogo_interesa_na_urokakh_biologii/18-1-0-21

2.http://www.bestreferat.ru/referat-50063.html

3.http://school9-len.narod.ru/ol.htm

4.http://nsportal.ru/shkola/geografiya/blog/razvitie-poznavatelnogo-interesa-i-aktivnosti-na-urokakh-geografii

5.http://festival.1september.ru/articles/418184/

6.http://ivnja1.narod.ru/geograf.htm


7.http://www.uroki.net/docgeo/docgeo19.htm


Для заметок


Для заметок


Составитель:

Васильева Е.Г.,

методист МБОУ ДОД «ЦДОД «ЦИТ» Бокситогорский район»


Методический отдел МБОУ ДОД «ЦДОД

«ЦИТ» Бокситогорского района»


тел/факс 2-24-24/2-24-42


e-mail: metodbxt@yandex.ru

metod@bxt.lokos.net