litceysel.ru
добавить свой файл
1

ИМЕНЕМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О соответствии постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 28 апреля 2004 года Конституции и законам Азербайджанской Республики в связи с жалобой Ш.Агакишиева

21 февраля 2005 года                                          город Баку


Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики в составе Ф.Абдуллаева (председательствующий), Ф.Бабаева, Б.Гарибова, Р.Гваладзе, Э.Мамедова (судья-докладчик), И.Наджафова, С.Салмановой и А.Султанова

с участием секретаря суда И.Исмайлова,

заявителя Ш.Агакишиева и его представителя А.Габилова,

в соответствии с частью V статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики в порядке конституционного  судебного производства в открытом судебном заседании суда по жалобе Агакишиева Шамистана Мохамед оглы рассмотрел конституционное дело, о соответствии Конституции и Законам Азербайджанской Республики постановления судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 28 апреля 2004 года.

На основании письма председателя Верховного Суда Азербайджанской Республики от 12 января 2005 года, № 8 m - 419\ 2 n-2, конституционное дело было рассмотрено без участия представителя стороны ответчика.

Заслушав доклад судьи Э.Мамедова, выступление представителя заявителя А.Габилова, изучив и обсудив материалы дела Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики


УСТАНОВИЛ:

Из установленных судами общей юрисдикции фактических обстоятельств дела видно, что постановлением Местной Комиссии по Аграрной Реформе (МКАР) села Ибрагим Гаджилы Товузского района от 20 сентября 2001 года, принадлежавшие совхозу "Товуз" коровники и прилегающий к ним земельный участок в 0,30 га были проданы Ш.Агакишиеву по определенной представителями МКАР и рабочей группой Товузской районной Комиссии по Аграрной Реформе (далее РКАР) цене 14.000.000 (четырнадцать миллионов) манатов. 15 октября 2001 года Товузский РКАР, посчитав, что имущество распродано по заниженной цене, постановил отменить постановление МКАР и провести ее новую распродажу. Это постановление было направлено в МКАР селения Ибрагимгаджилы Товузского района лишь 29 декабря 2001 года. Председатель МКАР своим письмом от 4 января 2002 года ответил, что ввиду истечения более трех месяцев со времени продажи имущества новая распродажа коровников невозможна. На основании датированного тем же числом постановления РКАР были изменены состав МКАР, освобождены от занимаемых должностей председатель и главный бухгалтер данной комиссии. Затем 12 января новый состав МКАР постановил продать, принадлежащие совхозу "Товуз" коровники и прилегающий к нему земельный участок в 2,5 га (на 2,2 га больше проданного Ш.Агакишиеву) компании "Товуз - Балтика Ltd" за 30.000.000 (тридцать миллионов) манатов. 15 февраля 2002 года же было выдано регистрационное свидетельство о передаче этого имущества в собственность компании.


Ш.Агакишиев обратился в Товузский районный суд с жалобой на противоправные действия МКАР "Товуз". В жалобе высказана просьба о пресечении противоправных действий сотрудников компании "Товуз - Балтика Ltd" и отмене постановления МКАР "Товуз" о незаконной повторной продаже принадлежащего ему имущества другому лицу. Решением суда от 26 декабря 2002 года исковое заявление было оставлено без удовлетворения.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Апелляционного Суда Азербайджанской Республики (далее – СКПГД Апелляционного Суда) от 14 мая 2003 года апелляционная жалоба Ш.Агакишиева была удовлетворена, отменены решение Товузского районного суда от 26 декабря 2002 года, постановления Товузского РКАР от 15 октября 2001 года и МКАР "Товуз" от 12 января 2002 года, касающиеся Ш.Агакишиева, а также признано недействительным регистрационное свидетельство, выданное компании "Товуз - Балтика Ltd".

Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда  Азербайджанской Республики (далее – СКПГД Верховного Суда) от 17 сентября 2003 года, была частично удовлетворена кассационная жалоба компании "Товуз - Балтика Ltd", отменено решение СКПГД Апелляционного Суда от 14 мая 2003 года и дело возвращено на новое апелляционное рассмотрение.

Решением СКПГД Апелляционного Суда от 05 декабря 2003 года апелляционная жалоба была отклонена, а решение Товузского районного суда от 26 декабря 2002 года оставлено без изменений.

Постановлением СКПГД Верховного Суда от 28 апреля 2004 года кассационная  жалоба Ш.Агакишиева была отклонена. Письмом же Председателя Верховного Суда от 6 июля 2004 года ему было сообщено, что в связи с отсутствием оснований  необходимости направлять жалобу в порядке дополнительной кассации для рассмотрения на Пленуме Верховного Суда нет.

Ссылаясь на то, что в постановлении СКПГД Верховного Суда от 28 апреля 2004 года неправильно применены и даны толкования ряда положений Законов Азербайджанской Республики "Об основах аграрной реформы" и "О реформе совхозов и колхозов" и тем самым нарушены его права, закрепленные в Конституции Азербайджанской Республики, Ш.Агакишиев просит проверить соответствие этого постановления Конституции и законам Азербайджанской Республики, признать его утратившим силу и восстановить свои нарушенные права.


В связи с жалобой Пленум Конституционного Суда считает нужным отметить нижеследующее.

Согласно новым положениям, установленным в Конституции Азербайджанской Республики, связанным с основами государства, в аграрно-промышленном комплексе, также как и во всех других отраслях экономики Азербайджанской Республики, были осуществлены коренные преобразования. Для выяснения вопросов, оспариваемых в жалобе Ш.Агакишиева, возникает необходимость анализа законов и других нормативно-правовых актов, принятых для установления пределов полномочий местных и районных комиссий по аграрной реформе, в связи с проводимыми в последние годы аграрными преобразованиями, а в особенности с разделом и продажей имущества, находящегося в пользовании (на балансе) совхозов и колхозов, между лицами, имеющими право на получение от него своей доли.

Закон Азербайджанской Республики "Об основах аграрной реформы" формирование в аграрном секторе новых имущественных взаимоотношений и создание различных видов хозяйств закрепил как основные направления аграрных реформ (статья 2). Закон Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов" также, в свою очередь закрепил, что целью реформы, проводимой в данном секторе, является создание различных форм хозяйств в соответствии с рыночной экономикой и развитие предпринимательства в аграрном секторе. Определено, что задачами реформ являются: разделение совхозов и колхозов на крестьянские (фермерские) хозяйства, преобразование их в частнособственнические сельскохозяйственные предприятия, основанные на совместном владении, создание государственных сельскохозяйственных предприятий на базе совхозов, развитие личных подсобных хозяйств, кооперация созданных хозяйств и организация обслуживающих отраслей (статья 2).

Закон Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов" для проведения реформы также предусматривает создание Государственной Комиссии по Аграрной Реформе Азербайджанской Республики, Комиссии по Аграрной Реформе Нахчыванской Автономной Республики, а также районных и местных комиссий по аграрной реформе и их ответственность за проведение реформ только в пределах их полномочий.


Указом Президента Азербайджанской Республики №313 от 14 апреля 1995 года утверждено Положение о Государственной Комиссии по Аграрной Реформе Азербайджанской Республики, и в свою очередь, постановлением Государственной Комиссии по Аграрной Реформе Азербайджанской Республики №10\АА-02 от 25 марта 1995 года были утверждены положения о районных и местных комиссиях по аграрной реформе. В Положениях еще раз закреплено, что основным назначением комиссии является обеспечение осуществления реформ в пределах полномочий в соответствии с законодательством.

Пленум Конституционного Суда отмечает, что в связи с проверкой соответствия оспариваемого судебного акта Конституции и законам, в первую очередь, необходимо обратить внимание на то какими основными принципами руководствовались при привлечении к реформам имущества, находящегося в пользовании (на балансе) совхозов и колхозов, и на законодательные положения об основных направлениях, установленных в связи с реформами.

В связи с этим следует иметь в виду, что Закон Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов" регулирует вопросы о целях и назначениях реформ, объектов и субъектов реформ, органов осуществляющих реформу, их полномочиях, общих правилах приватизации имущества совхозов и других государственных производственно-хозяйственных организаций, разделе имущества колхозов, создание разнородных предприятий в сельском хозяйстве, обеспечении реформ и др.

Закон направлен на обеспечение добровольного выбора и создания любой организационно-правовой формы хозяйства лицами, имеющими право на получение доли с земли и имущества, находящихся в пользовании (на балансе) совхозов и колхозов.

В законодательстве закреплено разделение государственных сельскохозяйственных производственных предприятий на подлежащие приватизации и на предприятия, где имущество сохраняется как государственная собственность, и четко указаны правила установления личных имущественных паев для передачи имущества в частную собственность. Правила "Раздела имущества в сельскохозяйственных предприятиях и передачи их части в муниципальное владение", утвержденные Указом Президента Азербайджанской Республики №534 от 10 января 1997 года, всесторонне регулируют вопросы оценки имущества совхозов и в других сельскохозяйственных предприятиях, определение лиц, имеющих право получения доли с имущества, и объема доли с имущества, раздела имущества между членами хозяйства и передачи одной его части в собственность муниципалитета.


Следует особенно отметить то, что при реформе совхозов для передачи имущества в частную собственность определяются доли с имущества. Решением лиц, имеющих право на получение доли с имущества, оно передается в натуре в частную собственность, основанную на индивидуальном или совместном владении. При невозможности передачи в частную собственность доли с имущества в натуре выплачивается её стоимость (части III, IV, V статьи 9 Закона Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов").

Как видно возможность продажи имущества, находящегося на балансе государственных сельскохозяйственных предприятий, в рамках реформы предусмотрена законодательством как исключительный случай. А в соответствии с 16 пунктом Правил "Раздела имущества в сельскохозяйственных предприятиях и передачи его части в муниципальное владение", при невозможности раздела имущества по долевым стоимостям в соответствии с законодательством организуется продажа этого имущества или с объединением долей создается совместное хозяйство с учетом доли каждого его члена.

Вместе с тем следует учесть, что в законодательстве не закреплено какое-либо положение, связанное с продажей имущества, находящегося на балансе совхозов и колхозов, в том числе, как и положение, указанное в постановлении Товузского РКАР от 15 октября 2001 года, дающее основание на продажу имущества путем торга. Поэтому во время оценки законности постановлений, принятых комиссиями в рамках аграрной реформы, связанных с продажей имущества, находящегося на балансе совхозов и колхозов, указанные положения законодательства должны постоянно находиться в центре внимания.

Пленум Конституционного Суда также отмечает, что в рамках оспариваемого вопроса точное определение объектов реформы и субъектов, имеющих право на получение доли с этих объектов, имеет важное значение. В соответствии со статьей 3 Закона Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов", объектами реформы являются земли и имущество, находящиеся в пользовании (на балансе) совхозов и колхозов.


В соответствии с этим Законом и Правилами "Раздела имущества в сельскохозяйственных предприятиях и передачи его части в муниципальное владение" круг субъектов, имеющих право на получение доли с имущества совхозов или колхозов, устанавливается в следующем порядке: 1) постоянные работники совхозов и других сельскохозяйственных предприятий; 2) члены колхозов; 3) лица, работавшие в сельскохозяйственных предприятиях и вышедшие потом на пенсию; 4) лица, ранее работавшие на сельскохозяйственных предприятиях и в настоящее время проходящие воинскую службу, и избранные в состав выборных государственных органов.

Из судебных актов, принятых по гражданскому делу, видно, что судебный спор разрешен без выяснения вопроса, касающегося субъектов, имеющих право на получение доли из имущества совхоза. Так, суды не высказали своего отношения к вопросу о возможности признания или непризнания каждой из сторон как субъекта, имеющего право на получение доли в имуществе в связи с аграрными реформами. При разрешении спора этот вопрос выступает как основополагающее обстоятельство.

Помимо этого, необходимо принять во внимание, что законное разрешение требования, содержащегося в поданной в суд жалобе Ш.Агакишиева, о пресечении незаконных действий работников компании «Товуз–Балтика LTD» и отмене постановления МКАР «Товуз» о противозаконной перепродаже принадлежащего ему имущества другим лицам, в основном, связано с правильным толкованием и применением статьи 25 Закона Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов".

В этой статье определены правила разрешения споров, возникающих в связи с аграрной реформой. Согласно смыслу статьи, физические и юридические лица могут обратиться с жалобой при несогласии с постановлением, вынесенным МКАР, в РКАР, при несогласии с постановлением, вынесенным РКАР в Государственную Комиссию Азербайджанской Республики по Аграрной Реформе и, наконец, могут обратиться с жалобой в суды.

Анализ существующего законодательства Азербайджанской Республики показывает, что РКАР не уполномочен по своей  инициативе отменить постановление МКАР. Для этого обязательно требуется наличие в установленные сроки соответствующих жалоб физических или юридических лиц в РКАР, не согласных с постановлением МКАР. Поэтому с точки зрения правильного применение законодательства имеет важное значение при рассмотрении в судах подобных споров наличие обращений, подача их в установленные законодательством сроки, а также выяснения фактов, связанных с выяснением рассмотрены ли эти жалобы в сроки и порядке,  установленные законодательством.


Согласно части I статьи 25 Закона Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов", физические и юридические лица при несогласии с постановлением, вынесенным МКАР, могут в 10-дневный срок обжаловать его в РКАР. В постановлении РКАР Товуза от 15 октября 2001 года об отмене постановления МКАР "Товуз" от 20 сентября 2001 года, хотя и указано, что от группы жителей села Ибрагим Гаджилы в установленном законом порядке поступила не жалоба, а заявление, однако к материалам дела заявление не было приложено, а в судебных актах, вынесенных по спору, нет ссылок на какое-либо заявление. В таком случае подтверждение подачи заявления в установленные законодательством сроки и рассмотрении этого заявления в предусмотренные законодательством сроки является достаточно спорным.

Из материалов гражданского дела видно, что постановление МКАР "Товуз" о передаче Ш.Агакишиеву имущества, вызвавшего спор, было принято 20 сентября 2001 года. Несмотря на то, что отмена этого постановления Товузским РКАР была указана 15 октября 2001 года, сообщение в РКАР об этом почему-то было послано только 29 декабря 2001 года. Это обстоятельство дало повод для заявления председателем МКАР 4 января 2002 года о том, что прошло более трех месяцев после продажи имущества.

Несмотря на это  судами первой и апелляционной инстанций при разбирательстве фактических обстоятельств дела наряду с выяснением наличия или отсутствия заявления или же жалобы, явившейся причиной проверки постановления МКАР, не была внесена ясность по таким и другим аналогичным вопросам как, кем и когда жалоба была подана, рассмотрена ли она в установленные законодательством сроки, наличие или отсутствие связи между содержанием жалобы и  выводами РКАР.

Следует также учесть, что правила рассмотрения жалобы, поданной со стороны любого лица, установлены в Законе Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов", а также в Законе Азербайджанской Республики "О правилах рассмотрения обращения граждан". Несмотря на то, что одной из причин данного конфликта является соответствие или несоответствие требованиям положений этих законов, суды первой и апелляционных инстанций не провели и необходимых исследований в связи с этим.


Как видно законное разрешение гражданского дела непосредственно связано с установлением фактических обстоятельств дела до конца. Согласно статье 34.3 Закона Азербайджанской Республики "О Конституционном Суде", проверка таких обстоятельств Конституционным Судом в ходе конституционного судопроизводства недопустима. Поэтому Пленум Конституционного Суда, ограничиваясь уточнением статей существующего законодательства, необходимых для ссылки при разрешении оспариваемого случая, особо отмечает, что правильное применение  этих положений по гражданскому делу должно осуществляться после рассмотрения всех фактических обстоятельств судами общей юрисдикции в пределах их полномочий.

Для разрешения спора также существенную роль играет установление пределов, связанных с полномочиями РКАР для отмены постановления МКАР с точки зрения правильного толкования статьи 25 Закона Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов". Поэтому требуется точное установление в каких случаях и на каких основаниях законодательством предоставлены полномочия РКАР для отмены постановления МКАР.

Пленум Конституционного Суда отмечает, что законодательством однозначно установлено, что основными обязанностями комиссий является осуществление реформы в соответствии с требованиями законодательства, и они в пределах своих полномочий несут ответственность за проведение реформ. РКАР имеет полномочия отменить постановления МКАР только в том случае, если постановления МКАР были приняты не в соответствии с требованиями законодательства по осуществлению аграрной реформы.

Требования законодательства, как указано выше, состоят в основном из соблюдения условий объекта реформы и субъекта, имеющего право на получение доли имущества при осуществлении аграрной реформы, установления объема доли с имущества, инвентаризации и оценки имущества совхозов и колхозов, в соответствии с существующим законодательством приватизации этого имущества между указанными субъектами (для имущества совхозов) или раздела (для имущества колхозов) и т. д.


Из материалов гражданского дела видно, что, отменяя постановление МКАР "Товуз" от 20 сентября 2001 года постановлением от 15 октября 2001 года, Товузская РКАР основывается на продаже имущества по заниженной стоимости. В связи с этим следует отметить, что в законодательстве не существует нормы, определяющей полномочия РКАР для отмены постановления МКАР на основании заниженной стоимости имущества.

В целом, следует отметить, что оценка имущества, находящегося на балансе совхозов и колхозов, является особым фактором, способствующим определению стоимости объектов реформ и общей суммы долевого фонда, причитающихся членам хозяйства, совместно с инвентаризацией имущества является важным условием для правильного претворения реформ в жизнь.

Согласно Положению "О местной комиссии по аграрной реформе", МКАР наделен полномочиями проведения инвентаризации и новой оценки имущества совхозов и колхозов. В Правилах "Раздела имущества в сельскохозяйственных предприятиях и передачи его части в муниципальное владение" установлены правила инвентаризации и оценки имущества.

Особо следует отметить, что исполнение этой обязанности возлагается не на какое-либо физическое или юридическое лицо, а именно на органы, осуществляющие аграрную реформу. Поэтому, при выявлении нарушений при инвентаризации и (или) оценке имущества совхозов ответственность за это несут эти же органы.

Анализ существующего законодательства показывает, что РКАР не вправе отменять постановление МКАР со ссылкой лишь на занижение стоимости. Вместе с тем ссылка на нарушение требований законодательства дает возможность РКАР отменить постановление МКАР. Однако, в этом случае, при условии соблюдения требований законодательства следует повторно оценить имущество совхоза, и в условиях гласности вновь приватизировать его между субъектами, имеющими право на получение доли  с этого имущества. Безусловно, в таком случае не должны быть нарушены права участия в процессе новой приватизации лица, первым приватизировавшим долю имущества.


Пленум Конституционного Суда считает, что, несмотря на большое значение, придаваемое указанным выше обстоятельствам, с точки зрения законного рассмотрения гражданского дела, связанного с процессом повторной продажи коровников и земельного участка, прилегающего к ним, принадлежащих совхозу "Товуз", суды первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения дела не провели полное и всестороннее исследование обстоятельств дела в пределах требований законодательства, неверно истолковали и применили статью 25 Закона Азербайджанской Республики "О реформе совхозов и колхозов". А в результате это не соответствует положениям статей 88, 386 и 387.1 ГПК.

Так, согласно статье 88 ГПК, суд оценивает доказательства в соответствии с правовыми нормами, применяемыми к этим доказательствам после их объективного, беспристрастного, всестороннего и полного рассмотрения. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно статье 386 ГПК, нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными, если суд первой инстанции допустил ошибку в применении права, не применил закон или иной нормативный акт, подлежащий применению, или неточно истолковал закон.

Статья 387.1 ГПК устанавливает, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к отмене решения лишь в том случае, если это нарушение привело к принятию неправильного решения.

СКПГД Верховного Суда оставила в силе решение суда апелляционной инстанции по гражданскому делу в связи с жалобой Ш.Агакишиева. Однако в соответствии со статьями 416, 418.1 и 417.03 ГПК, суд кассационной инстанции при проверке правильности применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, установив нарушения норм материального и процессуального права или же неправильного применения, отменив решение суда апелляционной инстанции, должен был направить дело на повторное рассмотрение в суд апелляционный инстанции. Неправильное толкование судами нормативно-правового акта, который должен был быть применен по делу, не соблюдение норм, указанных в ГПК, привело к нарушению закрепленного в статье 60 Конституции Азербайджанской  Республики права заявителя на судебную защиту прав и свобод.


Таким образом, Пленум Конституционного Суда считает, что постановление СКПГД Верховного Суда Азербайджанской Республики от 28 апреля 2004 года по гражданскому делу в связи с жалобой Ш.Агакишиева на незаконные действия МКАР "Товуз" должно быть признано утратившим силу из-за несоответствия положениям статьи 60 Конституции, статей 416, 417.0.3 и 418.1 ГПК, и дело вновь должно быть рассмотрено в порядке и сроки, установленные гражданско-процессуальным законодательством Азербайджанской Республики.

Руководствуясь частями V, IX и X статьи 130 Конституции Азербайджанской Республики, статьями 52, 62, 63, 65-67 и 69 Закона Азербайджанской Республики "О Конституционном Суде" Пленум Конституционного Суда Азербайджанской Республики


ПОСТАНОВИЛ:


1. Признать утратившим силу постановление судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Азербайджанской Республики от 28 апреля 2004 года по гражданскому делу в связи с жалобой Ш.Агакишиева на незаконные действия Местной Комиссии по Аграрной Реформе "Товуз" в связи с несоответствием статье 60 Конституции Азербайджанской Республики, статьям 416, 417.0.3 и 418.1 Гражданско-Процессуального Кодекса Азербайджанской Республики. Дело рассмотреть вновь согласно этому Постановлению в порядке и сроки, установленные гражданско-процессуальным законодательством Азербайджанской Республики.


2. Постановление вступает в силу со дня объявления.


3. Постановление опубликовать в газетах "Азербайджан" , "Республика", "Халг газети", "Бакинский рабочий" и в "Вестнике Конституционного Суда Азербайджанской Республики".


4. Постановление окончательно, не может быть отменено, изменено или официально истолковано ни одним органом или лицом.

 

Председательствующий                                     Ф.Абдуллаев