litceysel.ru
добавить свой файл
1
Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности


студентов ФГОУ СПО «Тамбовский аграрный колледж»

в процессе подготовки по специальности 110301 «Механизация

сельского хозяйства» (повышенный уровень), направление

углубленной подготовки «Предпринимательская деятельность»


П.И. Животворева, преподаватель

экономических дисциплин ФГОУ СПО

«Тамбовский аграрный колледж»


Общие интеграционные процессы, происходящие в экономике, науке и практике, возникновение новых отраслей объективно создают условия и вызывают необходимость интеграции в области образования.

Сложившаяся экономическая подготовка студентов часто не отвечает современным запросам, что обостряет объективные противоречия между общественной потребностью в развитии у студенческой молодежи личностного потенциала, направленного на открытие собственного дела, и существующими подходами к обучению, при реализации которых доминируют традиционные формы организации учебной деятельности.

Состояние проблемы подготовки студентов повышенного уровня «Предпринимательская деятельность» к работе в бизнесе на практике имеет определенные особенности. Во-первых, преобладает подход к обучению основам экономики и бизнеса, при котором наблюдается оторванность теоретических занятий от практики малого бизнеса. Во-вторых, зачастую обучение происходит за счет организации преподавателями реальной предпринимательской деятельности студентов. Такой прогматический подход имеет определенные преимущества, однако его осуществление происходит в ущерб теоретической подготовленности студента.

Для достижения цели образования требуется обеспечение единства теоретического и практического компонентов обучения. Это необходимо, в свою очередь, для того, чтобы реализовать принцип связи теории и практики, а, следовательно, способствовать повышению качества обучения и формирования необходимых личностных качеств студентов.


Среди профессиональных навыков и умений, для формирования которых преподаватели создают условия на учебных занятиях, наиболее часты: культура речи, умение вести диалог, навыки самостоятельной работы, аналитические умения, коммуникативные навыки.

Преподаватели применяют в образовательном процессе диалоговые, игровые, информационно-коммуникативные, проектные технологии.

Однако наблюдается противоречие между заданной целью обучения и невозможностью её достижения при доминирующей организации учебных занятий в рамках кабинетно-урочной системы. Это происходит вследствие того, что на аудиторных занятиях студенты не могут реализовать возрастную потребность в общении со сверстниками, проявить свои организаторские способности. Все перечисленные потребности может удовлетворить внеаудиторная работа. Кроме того, деятельность подростков в свободное время обладает значительной формирующей силой из-за притягательности нерегламентированных видов деятельности. Отсутствие жесткой регламентации и временных ограничений позволяют преподавателям и студентам наладить интересные формы работы, а также привлекать к ней специалистов малого бизнеса.

Поэтому требуется осуществлять процесс обучения с выходом за рамки традиционного образовательного процесса в специально организованную деятельность студентов во внеурочное время. Таким образом, решение вопроса об обеспечении единства теоретического и практического компонента, обучение возможно на основе использования наряду с проведением традиционных уроков значительного позитивного потенциала внеаудиторной деятельности студентов.

Довольно значимое место занимает у студентов написание докладов и выступлений с ними на кружках с обсуждением данной темы. Например, доклады: «О задачах по развитию агропромышленного комплекса в 2009 году», «Рынок труда: проблемы занятости населения на местном уровне», «Организационные формы предпринимательской деятельности», «Система экономических отношений в условиях аренды» и другие.


Для их написания необходимо использовать дополнительную литературу, логику изложения и построить свою речь при изложении докладов, а для этого необходимо много самостоятельно работать.

На более высокую ступень поднимается подготовка рефератов, таких как «Рыночная экономика и методы государственного регулирования», «Организация предпринимательского дела», «Современные методы регулирования рисков и факторов неопределенности в предпринимательстве» и других.

Данные рефераты готовят группы студентов, затем один из них защищает его при выступлении. Это уже более осмысляет деятельность студентов в связи с партнерами, требует согласования своих действий.

Довольно значимое место в подготовке специалистов по организации предпринимательской деятельности занимает организаторская функция. Организаторский аспект является основным для участников делового клуба «Я – предприниматель». При подготовке и проведении клубных мероприятий, среди которых презентации клуба, встречи с представителями малого бизнеса, интеллектуальная игра «Карьерный рост», экономический тренинг и другие, проявляется у студентов истинно организаторский талант. Цель, задачи и направления деятельности клуба принимаются и утверждаются всем составом участников, а средства достижения цели, способы деятельности, последовательность действий и перечень конкретных дел определяются преподавателем-организатором совместно с активом клуба. Здесь преподавателю-организатору важно стремиться передать как можно большую часть исполнительно-организационной работы участникам клуба. В процессе такой работы возрастает опыт по руководству деятельностью делового клуба, контролю и оценке мероприятий, что позволяет развивать организаторские навыки и ответственность.

Коммуникативная функция дополняет и обогащает общение студентов на кружковых занятиях при кабинетах, так как работа в кружках по исследованию деятельности малого бизнеса располагает большими возможностями для широкой общительности с предпринимателями и специалистами малого бизнеса. Дискуссионная деятельность представлена в разных формах: конференция «Я – специалист», КВН «Мой бизнес», обсуждение докладов, рефератов по исследовательским работам и другие. Она предполагает наличие собственного мнения в отношении обсуждаемых вопросов, и поэтому представляет один из способов саморазвития и самоутверждения личности. Такая деятельность развивает способности к критическому мышлению, анализу фактов и явлений в сфере предпринимательства.


Игровая функция представляет важную сторону деятельности студентов. Педагогическое значение игры весьма разнообразно и охватывает многие стороны развития личностных свойств студентов. Игра становится формой организации в задачах и мотивах предпринимательской деятельности, а также целесообразной практикой коллективных действий.

Примером этого может служить «Декада творчества студентов и педагогического мастерства преподавателей», где проходят такие мероприятия как «Шар удачи», «Заморочки из бочки», «Отчего? Поему?», «Мой бизнес», « Я – предприниматель» и другие.

Её можно отнести к косвенным методам педагогического воздействия, использование которых позволяет членам-студентам не ощущать на себе прямого влияния научного организатора, а оказываться полноправных субъектом деятельности.

Исследовательская функция проявляется тогда, когда студенты привлекаются к сбору необходимой информации, обработке материала, исследованию процессов и написанию таких исследовательских работ как «Рынок ценных бумаг», «Предпринимательство в Тамбовской области», «Эффективность предпринимательской деятельности сельскохозяйственных предприятий» и других.

Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности в конечном итоге прослеживается и показывает свои результаты при написании выпускных квалификационных работ: «Коммерческая деятельность ОАО «Каменское» Ржаксинского района», «Государственное регулирование предпринимательской деятельности ООО «Калининское» Знаменского района», «Оценка и контроль предпринимательской деятельности ООО «Агрофирма «Октябрьская» Тамбовского района» и другие.

В проведении этих и других мероприятий со студентами идет опора на концепции личностного подхода в образовании и деятельностного подхода в обучении экономических дисциплин, что позволяет расставить аспект целенаправленного использования игры моделирования. Значительная их часть организуется в форме коммуникативного тренинга, игрового практикума, деловой игры либо учебной дискуссии. Это в конечном счете дает возможность студентам соединить аудиторную и внеаудиторную деятельность, экспериментировать в разных ситуациях делового и межличностного общения, выявлять многообразие подходов к видению предпринимательских проблем и формировать индивидуальный стиль делового поведения в процессе взаимодействия.