litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Городское управление образования


Школа № 46


Уроки по информатики

9 - 10 класс


Составила

учитель высшей категории

Федотова Л. В.


Г.Улан-Удэ,

Адрес: Гастелло 5-30

Тел: 8(3012)25-34-18

e-mail: fedjakv1@rambler.ru


г. Улан – Удэ


Урок 1


  1. Правила техники безопасности (инструкции по противопожарной безопасности; правила поведения в кабинете) (презентация «Правила ТБ»




  1. Введение. (презентация «Введение в информатику», «История создания вычислительной техники»)



Что же такое информатика? Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Подобно тому, как математика состоит из множества дисциплин, информатика – это множество различных дисциплин, объединенных общим предметом изучения – информацией. К ним относятся:

  • Теория информации;

  • Кибернетика;

  • Программирование;

  • Математическая лингвистика;

  • Теория алгоритмов и другие.

ЭВМ – это универсальное техническое средство для работы с информацией. Чаще называют компьютером от английского слова «вычислять». Современную информатику можно назвать компьютерной информатикой.

Первые ЭВм были доступны лишь специалистам, применялись для решения научных и производственных задач. С появлением персональных компьютеров эта техника стала общедоступной. Возникла необходимость в массовом распространении компьютерной грамотности.

Первоначально под компьютерной грамотностью понималось умение программировать на ЭВМ. Сегодня большинство людей, работающих на ЭВМ не программируют. Их называют пользователи. Они работают с готовыми программами. В отличие от старых методов работы с информацией, использующих ручку, бумагу, справочники, словари, компьютерные методы работы с информацией называют новыми информационными технологиями.


Главным героем информатики является информация. На уроках мы узнаем:


  • Что такое информация, как ее можно измерить, в какой форме можно представить для хранения, передачи и обработки;

  • Что представляет собой компьютер, как он работает с информацией;

  • Что такое программное обеспечение, из чего оно состоит, для решения каких задач его можно использовать.


Практическая работа на ЭВМ: клавиатурный тренажер


Тема: Информация.


Презентации: «Информация»


Знать, уметь: «3» - иметь представление о том, что информация – это основное, неопределяемое понятие информатики, перечислять свойства информации, виды информации; единицы измерения информации.

«4» - понимать, что информация – это основное, неопределяемое понятие информатики, знать свойства информации4 виды информации; единицы измерения, переводить из одних единиц в другие; информационные носители, их объем; определять сколько информации содержится в том или ином тексте.

«5» - активно оперировать понятиями «информация» и всеми понятиями, связанными с понятием «информация»


    1. Информация.


К слову информация мы привыкли давно. Если спросить что такое информация, то, наверное вы прежде всего вспомните телевидение, газеты, т.е. то, что мы называем средствами информации. Именно здесь чаще всего употребляется такие выражения, как «информационное сообщение», «оперативная информация». Какова цель таких сообщений?

Все, что мы знаем, что узнаем от родителей, в школе, от друзей, из книг – все это информация.

Информация для человека – это знания, которые он получает из разных источников.

Что представляют наши знания? Как можно подразделить информацию?

- Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.

- Я знаю, что Байкал – самое глубокое озеро в мире.


- Я знаю как решить квадратное уравнение.

- Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году.

- Я знаю как перемножить простые дроби.

Всю эту кучу знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что …», а второй – «Я знаю, как…». Первую группу называем декларативными, а вторую – процедурными.


Как человек получает информацию?


У человека пять основных органов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Этими органами мы и получаем информацию

чувство

орган

Информация

зрение

глаза

Зрительная

Слух

Уши

Звуковая

Вкус

Язык

Вкусовая

Обоняние

Нос

Запахи

осязание

кожа

Ощущения




  1. зрение – глазами люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию – картинки, рисунки - графическая, числовую, текстовую.

  2. Ушами воспринимается звуковая информация – шум, музыка, речь

  3. Обоняние – носом люди получают информацию о запахах
  4. С помощью языка можно получить информацию о том, ккаов предмет на вкус – кислый, сладкий, соленый, горячий, холодный.


  5. Осязание – кончиками пальцев можно получить информацию горячий предмет или холодный, гладкий или шершавый.


Информация для компьютера – текстовая, графическая, звуковая.

Определите вид информации: примеры по математике; письмо; картина; радиопередача; телепередача; учебник по математике.

Приведите примеры различных видов информации


  1. Информационные процессы. Что можно делать с информацией?

  1. хранение информации. Хранить можно в собственной памяти, на бумаге, в справочниках, дневнике, тетради, учебнике и т.п. в настоящее время на магнитофонной ленте, дисках и т.д. все, на чем хранится информация называется информационный носитель.

  2. Передача информации. Пишете письмо, рассказываете о чем то – все это передача информации.

  3. Обработка информации. Решаете примеры, задачи, упорядочиваете информацию, изменяете форму представления информации – все это обработка информации

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. Есть три типа информационных процессов: хранение, передача, обработка информации.


Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной или знаковой.

Человеческая речь тесно связана с понятием языка. Языки бывают естественные (английский, русский, бурятский) и формальными (язык математики, музыки, программирования)

Язык – это знаковая система представления информации.


Практическая работа на ЭВМ: клавиатурный тренажер


Тесты по теме:

Тест 1. Информация: восприятие, представление.

Выберите один правильный ответ.

  1. Информация в теории управления – это:


все, фиксируемое в виде документов;

сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

сообщения в форме знаков или сигналов;

сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность;

та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

  1. Информацию, достаточную для решения тех или иных задач, называют:

понятной;

полезной;

актуальной;

полной;

достоверной.

  1. Информация в теории информации – это:

сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность;

сведения, обладающие новизной;

отраженное разнообразие;


то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания;

неотъемлемый атрибут материи.


  1. Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения, называют:

достоверной;

актуальной;

объективной;

понятной;

полезной.

  1. Наибольший объем информации человек получает при помощи:

зрения;

слуха;

осязания;

обоняния;

вкусовых рецепторов.

  1. Информацию, с помощью которой можно решить те или иные задачи, называют:

актуальной;

объективной;

полезной;


понятной;

достоверной.


  1. Примером текстовой информации может служить:

таблица умножения;

реплика актера в спектакле;

фотография;

иллюстрация в книге;

музыкальная заставка.

  1. Укажите «лишний» объект:

телеграмма;

фотография;

чертеж;

картина;

учебник по биологии.

  1. Информация в обыденном (житейском) смысле - это:

сообщения, передаваемые в форме знаков, сигналов;

сведения, обладающие новизной;

сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;


сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность;

набор знаков.


  1. Информацию, отражающую истинное положение дел, называют:

полезной;

достоверной;

понятной;

полной;

объективной.


Тест 1. Информация: восприятие, представление.

Выберите один правильный ответ.

  1. Физический носитель аудиальных сообщений - это:

электромагнитные волны;

атмосферное давление;

звуковые волны (от 16 до 16000 Гц);

гравитационное поле;

концентрация в воздухе молекул газа.

  1. Информация по способу ее восприятия человеком подразделяется на:

социальную, техническую, биологическую, генетическую;


текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную;

визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую;

научную, производственную, техническую, управленческую;

обыденную, общественно-политическую, эстетическую.


  1. Учебник по математике содержит информацию следующих видов:

графическую, текстовую и звуковую;

графическую, звуковую и числовую;

исключительно числовую информацию;

только текстовую информацию;

графическую, текстовую и числовую.

  1. В технике под информацией понимают:

сообщения, передающиеся в форме знаков или сигналов;

все то, что фиксируется в виде документов;

сведения, обладающие новизной;

часть знаний, использующихся для ориентирования, активного действия, управления;


воспринимаемые человеком или специальными устройствами сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах.


  1. Фраза «Кукаляка - эрит бисяка, гдюеде хрюрит мукука» представляет собой информацию:

в житейском смысле слова;

в аспекте семантической теории информации;

в техническом плане;

в теории управления;

с точки зрения теории информации.

  1. Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют

полезной;

объективной;

достоверной;

актуальной;

понятной.

  1. Визуальную информацию несет:

картина;

звук грома;

вкус яблока;


комариный укус;

запах духов.


  1. Какое сообщение может рассматриваться как информация (с точки зрения семантической теории информации) для пассажира, следующего по маршруту «Москва-Санкт-Петербург», с билетом, в котором указаны номер поезда, вагон, дата и время отправления, начальный и конечный пункты маршрута:

поезд № 2 отправляется из Москвы в 20 часов 30 мин ;

поезд № 2 следует по маршруту «Москва-Санкт-Петербург»;

поезд № 2 отправляется в 20 часов 30 мин.;

поезд № 2 отправляется по маршруту «Москва-Санкт-Петербург» в 20 часов 30 мин.;

поезд «Москва-Санкт-Петербург» № 2 отправляется с третьего пути?

  1. Информация по общественному значению подразделяется на:

визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую;

социальную, техническую, биологическую, генетическую;

обыденную, общественно-политическую, эстетическую, научную, техническую, производственную, управленческую;

текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную;


научную, производственную, техническую, управленческую.


  1. Информация по форме представления подразделяется на:

научную, производственную, техническую, управленческую;

текстовую, числовую, графическую, музыкальную, комбинированную;

социальную, техническую, биологическую, генетическую;

визуальную, аудиальную, тактильную, обонятельную, вкусовую;

обыденную, эстетическую, общественно-политическую.


Тест 1. Информация: восприятие, представление.

Выберите один правильный ответ.

  1. В соответствии с федеральным законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995) информация - это:

та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, то есть в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

сведения, фиксируемые в виде документов;

сведения, обладающие новизной для их получателя;

все то, что так или иначе может быть представлено в знаковой форме;


сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.


  1. Примером числовой информации может служить:

таблица значений тригонометрических функций;

симфония;

иллюстрация в книге;

поздравительная открытка;

разговор по телефону.

  1. Информация в семантической теории - это:

сведения, обладающие новизной;

неотъемлемое свойство материи;

сведения, полностью снимающие или уменьшающие существующую до их получения неопределенность;

сигналы, импульсы, коды, наблюдающиеся в технических и биологических системах;

всякие сведения, сообщения, знания.

  1. Укажите «лишний» объект

телевизор;

персональный компьютер;


видеомагнитофон;

магнитофон;

видеокамера.


  1. Какое из высказываний ложно:

для обмена информацией между людьми служат языки;

с точки зрения технического подхода обрабатываемая компьютерами информация должна носить осмысленный характер;

в основе любого процесса управления лежат информационные процессы;

получение и обработка информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма;

всякое представление информации о внешнем мире связано с построением некоторой модели?

  1. Информация в документалистике - это:

сигналы, импульсы в технических системах;

неотъемлемое свойство материи;

все то, что так или иначе фиксируется в знаковой форме в виде документов;

сведения, обладающие новизной;

обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств.


  1. Информацию, существенную и важную в настоящий момент времени, называют:

полезной;

актуальной;

понятной;

полной;

достоверной.

  1. Врач, пальпируя брюшную полость больного, получает информацию следующего вида:

визуальную;

аудиальную;

тактильную;

вкусовую;

обонятельную.

  1. Какой предмет не может рассматриваться как носитель текстовой информации:

учебник по истории;

вывеска с названием магазина;

журнал;

газета;

кассета с классической музыкой?


  1. Для хранения графической информации, как правило, не используют:

грампластинку;

видеопленку;

дискету;

бумагу;

холст.



следующая страница >>