litceysel.ru
добавить свой файл
1
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТУТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ


О.Б. ГУК


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ АСПИРАНТОВ


Для аспирантов специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Москва - 2010


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТУТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

О.Б. ГУК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ АСПИРАНТОВ


Для аспирантов специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования


Одобрено кафедрой теории и методики профессионального образования

(протокол №  от ____ __________ 2010 года)

Зав. кафедрой ________________ д.п.н., профессор А.И.Иванов


Москва - 2010


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель - сформировать у аспирантов педагогических специальностей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий в научно-исследовательской работе.

Задачи:
  1. раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий в образовании;


  2. сформировать компетенции в области использования современных средств ИКТ в научно-исследовательской деятельности;

  3. обучить аспирантов технологии применения средств ИКТ в педагогической научно-исследовательской деятельности аспиранта;

  4. ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных этапах обучения в аспирантуре.




2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины аспиранты должны:

  • знать приемы и методы использования средств ИКТ в образовании;

  • уметь использовать средства ИКТ в научно-исследовательской деятельности;

  • уметь использовать компьютерные технологии, обеспечивающие автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;

  • уметь применять мультимедиа средства для представления результатов научных исследований;

  • владеть методикой использования ИКТ в конкретной предметной области;

  • владеть технологиями использования ресурсов информационных систем,

  • обладать навыками применения ИКТ технологий для обработки результатов научных исследований;

  • обладать навыками использования телекоммуникационных технологий в научно-исследовательских целях.




3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Всего часов


Общая трудоемкость

50

Аудиторные занятия


50

Лекции

Ñ

Практические занятия (семинары)

-

Лабораторные работы

Ñ
















  1. СОДЕРЖАНИЕ




п/п
Тематический план



Информатизация образования как фактор развития общества






Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании



Информационные и коммуникационные технологии в научно-исследовательской деятельности



Компьютерные технологии для оформления публикаций по результатам научной работы,



Презентационная графика для подготовки научных сообщений и докладов, рецензирования и редактирования научных работ



Средства информационных и коммуникационных технологий в обработке результатов исследовательской деятельности аспиранта



Информационные и коммуникационные технологии в поиске и использовании электронных информационных ресурсов



Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств научно-исследовательского назначения



Информационные и коммуникационные технологии в предметах областях научного знания



Технологии использования электронных таблиц для обработки статистических данных научных исследований.



Использование компьютерных программ для представления результатов научных исследований



Технология научного выступления с использованием мультимедиа средств


4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ



ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.


III. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Влияние ИКТ на педагогические технологии. Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.

Электронные средства учебного назначения. Методические цели использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.

Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов.



СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТА

Использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для обработки числовых результатов исследований. Презентационные программы. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.


ЭКСПЕРТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ОЦЕНКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ


Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета. Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.


4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ


Поиск литературы в электронных каталогах научных библиотек Новосибирска


  1. Запустить браузер Интернет

Поисковые системы Интернета
http://www.altavista.сom Альтависта
http://www.webcrawler.com Поисковая система Webcrawler

http://www.yahoo.com Поисковая система Yahoo

http://www.yandex.ru Поисковая система Yandex
http://www.webcrawler.com Поисковая система Webcrawler
http://www.rambler.ru Поисковая система Рамблер
http://www.google.com Поисковая система Google



  1. Найти сайты библиотек;

    1. РГБ

    2. ИРБИС библиотека МГПИ

  1. Найти литературу по теме дипломной работы:

    1. Найти авторефераты диссертациий преподавателей МГПИ

    2. Найти книги по теме исследования

    3. Найти статьи по тематике специальности




Тема: Поиск информации в Интернет. Конвертирование найденных текстов в форматы MS WORD

  1. Запустить браузер Интернет

  2. С помощью известной поисковой системы (например, Yandex) найти текст государственного образовательного стандарта (ГОС) по своей специальности

  3. Сохранить на жесткий диск компьютера (Мои документы/ папка студента)

  4. Открыть сохраненный файл в текстовом редакторе MS WORD

  5. Задать тексту структуру, состоящую из заголовков разделов 1 и 2 уровня

  6. Создать оглавление текста



Поиск полных текстов научных трудов по психологии. Конвертирование найденных текстов в форматы MS WORD


  1. Запустить браузер Интернет

  2. Найти ресурс – библиотека Мошкова

  3. Войти в раздел библиотеки, содержащий тексты по психологии

  4. Найти текст, отвечающий теме дипломной работы

  5. Сохранить текст на жесткий диск компьютера

  6. Открыть сохраненный текст в текстовом редакторе MS WORD

  7. Убрать ненужные разрывы абзацев лишние пробелы между словами, создать абзацы( использовать функцию Найти - Заменить)

  8. Исправить форматы текста:

    1. Шрифт – 14, Times New Roman

    2. Абзацный отступ – 1 см

    3. Междустрочный интервал - полуторный

    4. Выравнивание – по ширине

  1. Создать предметный указатель на специальные термины в тексте,



5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература


ОСНОВНАЯ:
  1. Паршукова, Г. Б. Информационно-коммуникационная компетенция преподавателя : учебное пособие / Г. Б. Паршукова, М. А. Бовтенко ; Новосиб. гос. техн. ун-т, Новосибирск : Изд-во НГТУ , 2005.


  2. Степанов, А.Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей : Учебное пособие для вузов / А. Н. Степанов СПб. : Питер , 2002.

  3. Афанасьев Д. Office XP/ Д. Афанасьев, С. Баричев, О. Плотников. - М.: Кудиц-Образ, 2002.

  4. Виллетт Э. Office XP. Библия пользователя / Э. Виллетт; [Пер. с англ. Дериевой Е.Н. и др.], 2002.

  5. Каймин, В.А. Информатика : практикум на ЭВМ : учебное пособие / В. А. Каймин, Б. С. Касаев М. : Инфра-М , 2001

  6. Кишик А.Н. Office XP. Эффективный самоучитель: Быстро... Просто... Наглядно./ А.Н. Кишик, 2002.

  7. Попов, В.Б. Основы компьютерных технологий : [Учеб. пособие] М. : Финансы и статистика , 2002.

Доплнительная

  1. Ботт, Эд. Windows XP : [официальное руководство : пер. с англ. ] / Э. Ботт, К. Зихерт СПб. [и др.] : Питер , 2006 1068 с. ил.

  2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

  3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

  4. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь. – М., 2002.

  5. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие. – М., 2004.

  6. Теория статистики. Учебник под ред. проф. Г.Л.Громыко. – М., 2002.




ИСТОЧНИКИ ИНТЕРНЕТА


Сайты библиотек
http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека (Москва)
http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)

Полнотекстовые ресурсы (электронные библиотеки и энциклопедии, словари)

http://www.rubrikon.ru Рубрикон
http://www.socionet.ru Сеть информационного общения Соционет
http://www.glossary.ru Служба тематических толковых словарей
http://www.inion.ru ИНИОН
http://magazines.russ.ru/authors/s/shajkevich Электронная библиотека современных литературных журналов России
http://www.elbib.ru Научная электронная библиотека
Ресурсы посвященные программным средства и системам
http://www.microsoft.com/ Майкрософт. Официальный сайт компании
http://rarlab.com/ Лаборатория архиваторов Rar
http://www.viruslist.com/viruslist.html Вирус Энциклопедия 


6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • специально оборудованные аудитории и компьютерные классы;


  • персональные компьютеры;

  • локальное сетевое оборудование;

  • выход в сеть Интернет;

  • аудиовизуальные средства.




7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Понятие информационных и коммуникационных технологий.

2. Эволюция информационных и коммуникационных технологий.

3. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

4. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

5. Различные подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (утилитарный, технократический, инновационный).

7. Методы поиска учебной информации в Интернет.

8. Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет.

9. Критерии оценки учебно-методического пакета.

10. Характеристика метода проектов.

11. Классификация учебных телекоммуникационных проектов.

12. Этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

13. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).

14. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.

15. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику ресурсам научного назначения.

16. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств.

17. На основе инструментария мультимедиа технологии разработать презентацию научно-исследовательской работы.



Итоговый контроль осуществляется по итогам выполнения аспирантами лабораторного компьютерного практикума и написания реферата.


7.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ


1. Тенденции развития мультимедийного оборудования.
2. Возможности Интернета для специалистов гуманитарного профиля.
3. Электронные библиотеки гуманитарного профиля в Интернет.
4. Использование компьютерной техники в работе аспиранта.
5. Использование ресурсов и сервисов Интернета в научно-исследовательской работе.
6. Перспективы развития современного программного обеспечения.
7. Развитие систем открытого и дистанционного образования в России.
8. Обзор электронных журналов в области исследования.
9. Возможности поисковых систем Интернет: сравнительный анализ.
10. Возможности FTP для получения профессиональной информации.