litceysel.ru 1



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


Цели и задачи изучения учебного курса:


  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений: представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Образовательные технологии: развивающие технологии, технологии адаптивного обучения, здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, игровые технологии.



ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА


В результате изучения физики ученик должен


знать/понимать


  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле;

  • смысл физических величин: масса, плотность, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

  • смысл физических законов: сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.


уметь

  • описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;


  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности

и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

Рабочая программа по физике (уч. Игольченко С.Н.)


8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Данная рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования по физике, программы по физике (авторы Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин) и учебника А.В. Пёрышкина «Физика 8 класс».


  1. Тепловые явления (23 ч)

Тепловое движение. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.


Плавление и кристаллизация тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровые турбины. Холодильник. КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальные лабораторные работы.


  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  3. Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела.

  4. Измерение относительной влажности воздуха.


2. Электрические явления (29 ч)

Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие электрических зарядов. Закон взаимодействия электрических зарядов. Электрическое поле. Действие электрического поля на на электрические заряды. Дискретность электрического заряда. Электроскоп.

Строение атомов. Электрон.

Постоянный электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Источники постоянного тока. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты.

Последовательное и параллельное соединение проводников.

Работа и мощность электрического тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля-Ленца. Счётчик электроэнергии. Лампа накаливания. Электрические приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.


Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Фронтальные лабораторные работы.

5. Сборка и электрической цепи и измерение силы тока веё различных участках.

6. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

7. Регулирование силы тока реостатом.

8. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

9. Измерение работы и мощности электрического тока.

10. Сборка электромагнита и испытание его действия.

11. Изучение электродвигателя постоянного тока.


3. Световые явления (11 ч)

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света.

Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений в линзах. Оптическая сила линзы.

Глаз ка оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света.

Фронтальные лабораторные работы.

12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

14. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.


Резервное время (7 ч)



урока

Дата проведения урока

Тема урока

Демонстрации

Домашнее задание


Примечание

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ — 23 Ч.

1/1




Тепловое движение. Связь температуры тела со скорстью движения его молекул. Внутренняя энергия.

Лабораторная работа № 1: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» (на модели)

измерение температуры

§ 1,2




2/2




Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность

теплопроводность различных материалов

§ 3,4 упр.1




3/3




Конвекция. Излучение

конвекция в жидкостях, газах, излучение

§ 5,6

упр.2,3




4/4




Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества




§ 7,8



5/5





Решение задач по теме: «Расчёт количества теплоты»




§ 9 упр.4




6/6




Лабораторная работа № 2: «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»




Лук (804,811)




7/7




Лабораторная работа № 3: «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»




Лук (796,805)




8/8




Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.




§ 10,11




9/9




Решение задач по теме: «Сгорание топлива»




упр.5 (1-3)


10/10





Решение задач по теме: «Расчёт количества теплоты»




Лук (819,838,

841)




11/11




Самостоятельная работа по теме: «Расчёт количества теплоты»




повт.§ 1-3




12/12




Плавление и кристаллизация тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления

плавление льда, олова

§ 12-15

доклад «Аморфные тела»




13/13




Решение задач по теме: «Плавление»




упр.7,8 (4,5)




14/14




Испарение и конденсация

зависимость скорости испарения от температуры, конденсация

§ 16,17



15/15





Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и её измерение. Психрометр.

Лабораторная работа № 4: «Измерение относительной влажности воздуха» (на модели)

измерение влажности психрометром

§ 19




16/16




Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Температура кипения. Удельная теплота парообразования

наблюдение кипения воды

§ 18,20

упр.10(1-3)




17/17




Объяснение изменения агрегатных состояний вещества на основе м/к представлений. Решение задач по теме: «Кипение»




упр.10 (4-6)




18/18




Проверочная тестовая работа по теме: «Тепловые явления»




составить кроссворд




19/19



Анализ теста. Преобразование энергии в тепловых машинах. ДВС


устройство и принцип работы ДВС

§ 21,22

доклады по экологии




20/20




Паровая турбина. Холодильник. КПД тепловых двигателей. Экологические проблемы использования тепловых машин

устройство и принцип работы паровой турбины

§ 23,24

урок-конференция

21/21




Решение задач по теме: «Расчёт количества теплоты»




Лук (1010,1017,1020)




22/22




Решение задач по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»




Лук (1018,1027,1080)




23/23




Контрольная работа № 1: «Тепловые явления»




__________




ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ — 29 Ч.

24/1





Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрических зарядов.

притяжение бумажной гильзы к наэлектризованной палочке

§ 25,26,28




25/2




Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Дискретность электрического заряда. Электроскоп

устройство электроскопа

§ 27,29




26/3




Строение атомов. Электрон




§ 30,31

упр.12




27/4




Постоянный электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Источники постоянного тока

сборка электрической цепи

§ 32,33,35

упр.13

доклад «Анрдре Ампер»




28/5



Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр


принцип работы амперметра

§ 36,37,38

упр.14




29/6




Лабораторная работа № 5: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»




упр.15

доклад «Алессандро Вольта»




30/7




Электрическое напряжение. Вольтметр

принцип работы вольтметра

§ 39,40,41




31/8




Лабораторная работа № 6: «Измерение напряжения на различны участках электрической цепи»




упр.16

доклада «Георг Ом»




32/9




Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.

зависимость силы тока от напряжения

§ 42,43,44

упр.19 (1-3)


33/10





Удельное сопротивление. Реостаты

принцип работы реостата

§ 45,46,47

упр.20 (2,3)




34/11




Решение задач по теме: «Закон Ома»




упр.21 (3,4)




35/12




Лабораторная работа № 7,8: «Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»




Лук (1062,1083,

1090)




36/13




Последовательное соединение проводников

сборка цепи с последовательным соединением приборов

§ 48

упр.22 (1,4)




37/14




Параллельное соединение проводников

сборка цепи с параллельным соединением приборов

§ 49

упр.23 (1,3)




38/15




Решение задач по теме: «Виды соединений проводников»




Лук (1111,1123,

1151)




39/16




Работа и мощность электрического тока

мощность различных эл/приборов

§ 50,51,52




40/17




Лабораторная работа № 9: «Измерение работы и мощности электрического тока»




упр.24 (1,2)

упр.25 (1,2)




41/18




Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля-Ленца. Счётчик электроэнергии. Лампа накаливания.

нагревание проводников с током

§ 53 доклады




42/19




Электрические приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

действие различных эл/приборов


§ 54

урок — практическое занятие

43/20




Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.




§ 55




44/21




Решение задач по теме: «Электрические явления»




Лук (1110, 1267,1354)




45/22




Проверочная тестовая работа по теме: «Электрические явления»




упр.27




46/23




Анализ теста. Решение задач по теме: «Электрические явления»




Лук (1265,

1321,1356)




47/24




Решение задач по теме: «Электрические явления»




Лук (1115, 1268,1360)




48/25




Контрольная работа № 2: «Электрические явления»




повт.

§ 28-31




49/26




Анализ контрольной работы. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 10: «Сборка электромагнита и испытание его действия (на модели)»

опыт Эрстеда

§ 56,57,58




50/27




Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли

взаимодействие магнитов

§ 59,60




51/28




Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Лабораторная работа № 11: «Изучение электродвигателя постоянного тока» (на модели)

электродвигатель, динамик, микрофон

§ 61




52/29




Обобщающий урок по теме




составить кроссворд

урок-игра

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ — 11 Ч.

53/1




Источники света. Закон прямолинейного распространения света




§ 62 упр.29




54/2




Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Лабораторная работа № 12: «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» (на модели)

закон отражения света

§ 63,64

упр.30




55/3




Преломление света

преломление света

§ 65

упр.32 (1-3)




56/4




Лабораторная работа № 13: «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света»


упр.32 (4,5)





57/5




Линза. Фокусное расстояние линзы

различные линзы

§ 66/I конспект




58/6




Построение изображений в линзах

получение изображений в собирающей линзе

§ 67 упр.34




59/7




Оптическая сила линзы




§ 66/II

конспект




60/8




Лабораторная работа № 14: «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений»




доклады «Оптические приборы»




61/9




Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Дисперсия света




§ 4,5,6-доп.




62/10




Решение задач по теме: «Световые явления»




Лук (1378,1379)




63/11




Контрольная работа № 3: «Световые явления»




__________




ПОВТОРЕНИЕ — 7 Ч

64/1




Повторение раздела: «Тепловые явления»




повт.

§ 1-24




65/2




Повторение раздела: «Электрические явления»




повт.

§ 25-55




66/3




Повторение раздела: «Световые явления»




повт.

§ 62-66


67/4





Итоговая тестовая работа




составить кроссворд




68/5




Анализ теста. Решение задач по всему материалу




задачи в тетради




69/6




Итоговая контрольная работа




__________




70/7




Анализ контрольной работы. Итоговый обобщающий урок




__________

урок-экскурсия «Физика вокруг нас»