litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Итоги деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в 2009 году



I. По обеспечению установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним


1.1. По результатам исполнения Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минюста России от 14.09.2006 № 293. Проблемные вопросы, возникающие в ходе реализации положений данного Административного регламента.

Согласно п. 21 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним конечным результатом исполнения государственной функции является государственная регистрация прав на недвижимое имущество, ограничений, сделок, выдача информации из ЕГРП, отказ или прекращение государственной регистрации.

Всего за 12 месяцев 2009 года зарегистрировано по Управлению 387 559 прав, сделок, ограничений (обременений) прав,

Из этого количества регистрационных действий прав на жилые помещения по Управлению зарегистрировано – 106145; прав на земельные участки – 209388.

Общее количество выданных выписок и справок из Единого государственного реестра прав за 12 месяцев 2009 года составило 324417.

В целом по Управлению за 12 месяцев 2009 года количество регистрационных действий увеличилось по сравнению с 2008 годом на 41 %.

Наибольшее увеличение регистрационных действий произошло в Чернском (441%), Суворовском (220,44%), Плавском (175,49%), Щекинском (149,69 %), Одоевском (148,94%) отделах. Снижение произошло лишь в Белевском (на 22,5%) и Заокском (на 8,8%) отделах. Продолжают в массовом порядке регистрироваться права долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

В 2009 году Управлением проводилась работа по организации работы специалистов согласно требованиям Административного регламента.


В целях исполнения п. 42 Административного регламента продолжалась работа по сокращению сроков проведения государственной регистрации.

Приказом № 8 от 23.01.2009 установлено – осуществлять государственную регистрацию в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи заявления и документов:

- государственных контрактов на приобретение жилых помещений, а также перехода права собственности на такие жилые помещения;

- ипотеки жилых помещений (в силу закона и договора);

- договоров об отчуждении объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, если на основании данного договора возникает ипотека жилого помещения.

Погашение записи об ипотеке (независимо от вида объекта) осуществлять в течение трех рабочих дней.

Приказом № 49 от 30.03.2009 г. установлено в срок не более 5 рабочих дней осуществлять государственную регистрацию залога прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора долевого участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В целях выполнения п.п. 36-39 Административного регламента, оптимизации работы сотрудников по повышению качества принимаемых дел, Приказами Управления от 20.01.2009 № 2, от 06.02.2009 № 18, от 20.02.2009 № 27, от 22.04.2009 № 59 установлен новый график приема и выдачи документов, увеличивающий время приема и выдачи документов как в обеденный перерыв (дежурный специалист), так и в субботу.

В отчетный период с целью соблюдения требований Административного регламента и создания оптимальных условий для заявителей при подаче документов на государственную регистрацию, координации деятельности отделов Центрального аппарата и отдельных обособленных подразделений по городу Туле, осуществляющих государственную регистрацию, издан Приказ № 60 от 27.04.2009 «О порядке приема документов и формирования дела правоустанавливающих документов в отдельных отделах Управления».


В целях реализации положений п. 150 Административного регламента Управлением принимаются активные меры по контролю за соблюдением специалистами сроков и процедур, установленных Законом о государственной регистрации и Административным регламентом.

Приказом 5 марта 2009 г. № 32 утвержден план-график проведения комплексных и тематических проверок в Управлении на 2009 год.

Согласно утвержденному графику за 12 месяцев 2009 года проведено 28 проверок, из них 4 – комплексных, 23 – тематических, 1 – контрольная (Алексинский отдел).

Управлением проводится работа по обеспечению единого порядка проведения государственной регистрации. За 12 месяцев 2009 года подготовлено 18 информационных писем, разъясняющих порядок проведения государственной регистрации: прав граждан на реконструированные объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке, прав РФ на земли лесного фонда при переводе данных земель из категории земель с/х назначения, прав на земельные участки, приобретенные из государственной или муниципальной собственности и на которых расположены объекты незавершенного строительства и другим вопросам.

Согласно требованиям п. 18-20 Административного регламента постоянно ведется работа по консультированию заявителей. В городе Тула консультации дает специально выделенный сотрудник, в обособленных отделах области – начальники отделов, государственные регистраторы. Приказом от 30.12.2008 № 213 всем территориальным отделам Управления предписано осуществлять консультирование заявителей в объеме, предусмотренном п. 19 Административного регламента, в течение всего срока исполнения государственной функции, в том числе и в неприемное время.

Во исполнение поручения Росреестра от 26.10.2009 исх. № 1-8590 ГЕ Управлением были направлены предложения по Административному регламенту исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минюста РФ от 14.09.2006 № 293.


В данных предложениях не отражено направление государственного кадастра, так как отсутствие единого программного продукта не позволяет выполнять одновременно одним специалистом функции по государственной регистрации и кадастровому учету.


1.2. По реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Управлением активно ведется работа по реализации Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Начиная с 1 января 2009 года в Управлении зарегистрировано:

- 117971 право на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

- 6222 права на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых не требуется выдача разрешения на строительство (гаражи, садовые домики);

- 3874 права на объекты индивидуального жилищного строительства, создаваемые или созданные на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства.

Всего в 2009 году в упрощенном порядке было зарегистрировано 28067 прав, что на 76 % больше показателей 2008 года.

С начала 2009 г. вынесено 156 решений об отказе в государственной регистрации прав граждан в упрощенном порядке.

Основаниями для отказа при рассмотрении представленных на регистрацию документов по «дачной амнистии» являются следующие:

- вместо подлинников правоустанавливающих документов предоставляются копии;

- правоустанавливающие документы свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;


- заявителями не предоставляются документы, необходимые для государственной регистрации (кадастровый паспорт, правоустанавливающие документы на землю и т.д.).

В 2009г. количество судебных споров с участием Управления Росреестра по Тульской области (далее – Управление) по вопросам государственной регистрации прав составило 112, в том числе общее количество обжалованных отказов в государственной регистрации прав составило 58, из них признаны незаконными – 14.

Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество в суд не обжаловались. Количество оспоренной государственной регистрации прав составило 14. Удовлетворены 1 исковые требования.


II. Введение единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним


Во исполнение Указа Президента РФ № 1847 от 25.12.2008 г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» проведена работа по организации приема заявителей методом «единого окна» в рамках новой службы.

На территории Тульской области открыто 14 «Единых окон» «Регистрация - Кадастр», что составляет 58% от общего количества обособленных отделов Управления ФРС по Тульской области (75% с учетом обособленных отделов г. Тулы).

В целом по Управлению в рамках «единых окон» «Регистрация Кадастр» принято 1270 заявлений на государственную регистрацию прав (с 01.06.2009).

На сегодняшний день не осуществляется прием методом «единого окна» «Регистрация-Кадастр» в следующих районах Тульской области: Алексинский, Белевский, Веневский, Киреевский, Ленинский, Плавский, Ясногорский районы.

Осуществление приема методом «единого окна» «Регистрация-Кадастр» требует создания дополнительных рабочих мест в территориальных отделах, а, следовательно, существует острая потребность в дополнительных площадях. Кроме того, в основном помещения требуют проведения текущего и капитального ремонтов.


В целях формирования благоприятного имиджа государственного органа в глазах общественности и улучшения взаимопонимания с нею Управлением велась работа со средствами массовой информации по информированию населения о введении новой единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В 2009 году о создании новой службы в Тульской области и о функциях, возложенных на нее, размещено:

печатными СМИ 4 публикации:

- газета «Тульские известия» № 210 от 24.11.09;

- журнал «Professional Недвижимость & Стройка» № 20 от 30.11.09 – 19.12.09;

- газета «Слобода» № 48 от 02.12.09;

- газета «Софт-Эксперт» № 1277 от 10.12.09;

электронными СМИ 2 информации;

- телевизионная компания «ТВЦ - Тула» в программе «События. Тула» 04.05.09 19-00;

- телерадиовещательная компания «ГТРК - Тула» «Радио. Новости» 12.08.09 13-10.

В 2009 году об открытии в г. Туле и муниципальных образованиях консультационных пунктов совместного приема документов территориальными органами Росземкадастра и Росрегистрации по принципу «единого окна» «Кадастр-Регистрация»:

размещено печатными СМИ 2 публикации:

- газета «Слобода» № 31 от 05.08.09;

- газета «Слобода» № 39 от 30.09.09;

электронными СМИ 4 информации:

- телевизионная компания «ТВЦ - Тула» в программе «События. Тула» 10.08.09 19-00;

- телерадиовещательная компания «ГТРК - Тула» в программе «Вести-Тула» 21.09.09 20-30;

- телевизионная компания «ТВЦ - Тула» в программе «События. Тула» 28.12.09 19-00;

- информационное агентство «Тульские новости» 27.11.09;

На сайте Управления также размещена информация о создании Управления Росреестра по Тульской области и информация о приеме документов консультационными пунктами по принципу «единого окна» с указанием месторасположения их в г. Туле и муниципальных образованиях Тульской области.


Взаимодействие между структурным подразделением, осуществляющим регистрацию прав, и структурным подразделением, осуществляющим кадастровый учет, при организации работы территориального органа Росреестра по принципу «Кадастр-Регистрация» осуществляется согласно распорядительным документам Управления, например, совместным Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тульской области, Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Тульской области № 75/108/102 от 20.05.2009 был утвержден Порядок взаимодействия при работе с заявителями по принципу «единое окно» «Кадастр - Регистрация» (далее - Порядок).

Работа «единого окна» в г. Туле выявила необходимость разработки Порядка внесения записей в ЕГРП, заполнения книг учета входящих документов и взаимодействия отделов Управления при принятии на государственную регистрацию документов по объектам, расположенным в Ленинском районе Тульской области, в помещениях по адресу: г. Тула, ул. Октябрьская, д. 20.

Порядок передачи информации между отделами Управления разработан и утвержден Приказом по Управлению № 137 от 06.11.2009.

Управлением постоянно проводится анализ работы и порядок взаимодействия при работе с заявителями по принципу «Единое окно» «Регистрация-Кадастр».

Работа с заявителями в Управлении большей частью организована в соответствии с требованиями Административного регламента.

Приказом № 27 от 20.02.2009 утвержден график приема и выдачи документов в отделах Управления.

Графики приема и выдачи документов имеют отличие от графика, установленного Административным регламентом, так как часть районных отделов располагается в помещениях, арендуемых у других организаций, что не позволяет использовать помещение в нерабочее время данной организации. Кроме того, отдаленная расположенность отдельных населенных пунктов от районных центров и ограниченное транспортное сообщение между ними делают нецелесообразным прием и выдачу документов до 19.00. Время, выделенное для приема заявителей в Управлении, превышает количество, выделенное Административным регламентом, в аппарате Управления и больших обособленных отделах - на 8 часов в неделю, в небольших обособленных районных отделах – на 10.


Согласно Приказу № 62 от 26.03.2008 в Управлении осуществляется прием граждан по предварительной записи.

Максимальные сроки ожидания при исполнении государственной функции в большей части отделов соблюдаются, хотя в отдельных отделах имеет место большая очередность, связанная со значительным увеличением количества регистрационных действий (иногда в 2-3 раза), в том числе по землям сельскохозяйственного назначения. Штатная численность в данных отделах не увеличивается пропорционально росту регистрационных действий.

Одной из причин очередности в районных отделах является необходимость в связи с изменением действующего законодательства государственной регистрации права долевой собственности не на один, выделенный в счет земельной доли земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а на несколько земельных участков в зависимости от видов угодий (пашня, сенокос, неудобья…), которые в сумме составят земельную долю конкретного правообладателя, что увеличивает количество регистрационных действий.

В день специалист принимает в среднем 16 заявителей, обратившихся за регистрацией права, и 21 – за выдачей информации из ЕГРП, 9- заявителей, обратившихся с заявлением о кадастровом учете недвижимости, и 21 – о выдаче информации из ГКН.

В рамках «единого окна» специалист Управления по направлению государственной регистрации принимает в среднем 2-3 заявителя.

С какими проблемами сталкивается территориальный орган при создании единой учетно-регистрационной системы.

Главной проблемой при создании единой учетно-регистрационной системы является отсутствие универсального программного продукта, который бы позволил осуществлять прием документов на проведение кадастрового учета и осуществления государственной регистрации одним специалистом, а также позволил бы государственным регистраторам и специалистам, осуществляющим постановку объектов недвижимости на кадастровый учет, использовать данные ГКН и ЕГРП непосредственно при проведении правовой экспертизы документов.


Отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей действия специалистов уже в рамках единой учетно-регистрационной системы, затрудняет работу в новых условиях и ставит задачу – до выхода нового единого Административного регламента разрабатывать единый график работы, порядок взаимодействия, регламент документооборота и регулировать другие вопросы, возникающие у специалистов в процессе исполнения ими государственных функций как по государственной регистрации, так и по кадастровому учету объектов недвижимости.

Актуальной в настоящий момент становится задача определения порядка взаимодействия Управления и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области.

Оптимальным является вариант размещения отделов вновь созданной структуры в единых зданиях (помещениях). Это позволит оптимизировать процесс приема документов, облегчит процедуру формирования единой базы данных. Вместе с тем, полностью реализовать этот принцип возможно только при достаточном финансировании на капитальное строительство (в случае строительства новый зданий), ремонт (при переоборудовании или перепланировке существующих помещений).


III. Государственный земельный кадастр/государственный кадастр недвижимости


3.1 Организация ведения государственного земельного кадастра/государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с совместным Приказом Управления Федеральной регистрационной службы по Тульской области, Управления Роснедвижимости по Тульской области и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области от 11.08.2009 №97/191/185 «О принятии мер по оптимизации приема заявителей при ведении государственного кадастра недвижимости на территории Тульского кадастрового округа» с 15.09.2009 функции по приему заявителей при ведении государственного кадастра недвижимости и выдаче сведений государственного кадастра недвижимости на территории всех кадастровых районов Тульского кадастрового округа переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области.


Общая численность сотрудников ФГУ «ЗКП» по Тульской области, осуществляющих прием заявителей составляет 45 человек. Прием заявителей осуществляется 6 раз в неделю. Прием одного заявления в среднем производится в течение 9 минут (минимально – 3 минуты, максимально 15 минут). Прием одного запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости осуществляется в течение 6 минут (минимально – 3 минуты, максимально – 10 минут).

В 2009 году (январь-ноябрь) количество выписок из государственного кадастра недвижимости, выданных по заявлениям о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости составило 31204,

по заявлениям о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости – 32550,

общее количество выписок из государственного кадастра недвижимости, выданных по запросам о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости – 171072.

В декабре 2009 года (по состоянию на 19.12.2009) осуществлено 14702 учетных действий при ведении государственного кадастра недвижимости, из них 3435 действий по государственному кадастровому учету земельных участков, 200 по снятию с учета земельных участков, 10783 по внесению изменений в характеристики земельных участков, произведено 284 действия по рассмотрению заявлений, завершившихся отказом в проведении государственного кадастрового учета.

Среднее количество обращений в месяц по Тульскому кадастровому округу составляет 685, в том числе среднее количество обработанных заявлений о постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет составляет 89,

среднее количество обработанных заявлений о государственном кадастровом учета изменений объекта недвижимости составляет – 90,

486 - среднее количество отработанных запросов о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости составляет 486,

среднее количество отказов в проведении государственного кадастра учета –18.


В среднем на обработку обращений по запросам о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в виде выписок в форме кадастрового плана земельного участка, кадастрового плана территории по Тульскому кадастровому округу затрачивалось 8 рабочих дней.

На обработку обращений по заявлениям о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, заявлений о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по Тульскому кадастровому округу в 2009 году в среднем затрачивалось 15 рабочих дней. Максимальное время обработки составляет 20 рабочих дней (Киреевский р-н, Заокский р-н, г. Тула), минимальное время – 3 рабочих дня (Арсеньевский р-н).

Причиной отказов в предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в основном являлось отсутствие в Едином государственном реестре земель сведений о земельном участке как об объекте кадастрового учета.

В течение 2009 года в проведении государственного кадастрового учета было отказано по 13% заявлений, от общего количества поступивших заявлений.

Основными причинами отказов в проведении государственного кадастрового учета земельного участка в 2009 году являются:

- заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п. 2 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.07 г. №221-ФЗ);

- истечение срока приостановления кадастрового учета и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (п.6 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.07 №221-ФЗ);

- обращение с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений земельного участка ненадлежащего лица (п.5 ч.2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.07 №221-ФЗ).

3.2 Проведение работ по верификации и нормализации баз данных государственного реестра земель кадастрового района в кадастровом округе.


В соответствии с Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 02.02.2007 №ВК/0229 «О порядке проведения еженедельного анализа», в целях реализации процедуры анализа сведений о земельных участках, содержащихся в базах данных программных комплексов ведения единого государственного реестра земель (БД ПК ЕГРЗ), а также для еженедельного анализа состояния баз данных ЕГРЗ КР, выполняемых согласно приказу Роснедвижимости от 31.07.2006 №П/0240 Управлением Роснедвижимости по Тульской области 09.02.2007 издан Приказ №24 «О порядке проведения еженедельного анализа состояния баз данных ЕГРЗ КР», согласно которому на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области возложено обеспечение выполнения работ, предусмотренных Порядком проведения еженедельного анализа состояния баз данных ЕГРЗ КР, в том числе с применением утилиты «Анализ данных о земельных участках». Всего за период с 01.01.2009 по 01.12.2009 года по данной утилите исправлено 24536 ошибок.

Отчет о выполненных исправлениях в БД ПК ЕГРЗ ежемесячно размещается на FTP-сервере Росреестра.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области ежемесячно выгружает сведения о земельных участках без экономических характеристик, обобщает их в сводную таблицу и передает в Управление Росреестра по Тульской области на электронных носителях. На земельные участки, подлежащие оценке, сотрудниками ФГУ «Земельная кадастровая Палата» по Тульской области составляются акты определения кадастровой стоимости, которые передаются на утверждение в установленном порядке.

В соответствии с Решением Правления Совета муниципальных образований Тульской области от 22.09.2009 № 3-2 «О проблемных вопросах при взимании земельного налога, ведения государственного кадастра недвижимости» ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области были направлены перечни (1366 земельных участков):

- земельных участков, у которых отсутствует категория земель;

- земельных участков, у которых отсутствует разрешенное использование;


- земельных участков, у которых разрешенное использование является некорректным для определения кадастровой стоимости.


VI.Вопросы государственного земельного контроля, землеустройства и

мониторинга земель


4.1.По функции государственного мониторинга земель

Количество поступивших и исполненных обращений заинтересованных лиц в государственный фонд данных, полученный в результате проведения землеустройства, в 2009 году составило 5113.

Динамика обращений заинтересованных лиц в государственный фонд данных в течение отчетного периода следующая: на 1 квартал - 50%, на 2 квартал - 15%, на 3 квартал - 15%, на 4 квартал - 20%.

Наиболее востребованной землеустроительной документацией за отчетный период являются: материалы инвентаризации земель, проекты перераспределения земель, проекты территориального землеустройства и материалы межевания объектов землеустройства.

Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 ноября 2006 года №376 на территории Тульской области действует с 1 января 2009 года.

До 1 января 2009 года все территориальные отделы Управления были обеспечены помещениями для хранилищ государственного фонда данных. Однако данные помещения требуют капитального ремонта. Проблемными остаются вопросы обеспечения помещениями для приема граждан, наличия систем передачи и защиты информации, обеспечения программно-техническими средствами для создания и поддержания в актуальном состоянии базы метаданных.

4.2. По государственным функциям экспертизы землеустроительной документации и контроля за проведением землеустройства

В связи с принятием приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» Управлением 23 июня 2009 года проведено совещание с кадастровыми инженерами (лицами, проводившими работы по территориальному землеустройству до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости»), в ходе которого даны разъяснения по заполнению разделов межевого плана и форме документов необходимых для государственного кадастрового учета.


В целях оперативного решения вопросов кадастрового учета в территориальных отделах, Управлением проведены производственные совещания с участием руководителей структурных подразделений и специалистов, территориальных отделов, имеющих рабочие места в районах и городах Тульской области, а также сотрудников ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области по вопросу представления с 1 июля 2009 года для государственного кадастрового учета межевого плана и выполнении требований к его подготовке.

На территории Тульской области в 2009 году подрядными организациями проведены работы по описанию границ 4 муниципальных образований: Каменский район, г. Донской, п. Новогуровский, п. Славный (Тула-50). За отчетный период Управлением согласовано описание границ муниципального образования р.п. Новогуровский и п. Славный (Тула-50).

Материалы по описанию границ муниципальных образований Каменский район, г. Донской возвращены подрядной организации для устранения замечаний.

За отчетный период Управлением проведена одна экспертиза землеустроительной документации на основании определения Киреевского районного суда Тульской области от 14.07.2009.

Обращения по вопросам осуществления контроля за проведением землеустройства в Управление в 2009 году не поступали.

За год Управлением рассмотрено 103 письменных обращения граждан по вопросам землеустройства. На личном приеме даны консультации по вопросам землеустройства 117 заинтересованным лицам.

Наиболее проблемным вопросом в сфере землеустройства в деятельности Управления Росреестра по Тульской области является осуществление функции по контролю за проведением землеустройства.

Согласно Положению о контроле за проведением землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1061 контроль за проведением землеустройства осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также внеплановых проверок.


В соответствующем плане должна быть указана вся необходимая информация о проверяемом юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Так как исполнитель работ по землеустройству определяется по итогам конкурса, составить план по контролю за проведением землеустройства не представляется возможным.

Внеплановые проверки проводятся для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от заинтересованных лиц документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства при проведении землеустройства на основании заявления лица, заинтересованного в проведении контроля.

Контроль проводится в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Положениями данного Федерального закона определено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, внеплановые - только при согласовании прокуратуры.

4.3. По функции осуществления государственного земельного контроля.

Одной из проблем при осуществлении государственного земельного контроля является применение нормы наказания как принудительного прекращения прав или расторжения договора аренды.

Принудительное прекращение прав на землю или расторжение договора аренды не являются санкциями, которые правомочны применять должностные лица Росреестра, уполномоченные на проведение госземконтроля, в связи с чем, Управлением подобные санкции в 2009г. не применялись.

В соответствии с частью 3 статьи 54 Земельного Кодекса РФ уполномоченные должностные лица, осуществляющие госземконтроль, одновременно с наложением административного взыскания лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выразившегося в ненадлежащем использовании земельного участка, выносят предупреждение о допущенных земельных нарушениях.


В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Госземинспекторами проводились проверки земель сельскохозяйственного назначения, где были выявлены факты неиспользования земельного участка, однако нарушения допущены собственниками земельных участков.

В Земельном кодексе РФ процедура изъятия земельного участка у собственника не регламентирована, осуществление данной процедуры на практике в настоящее время затруднено, на наш взгляд, по следующим причинам:

В Земельном кодексе РФ нет специальной нормы об этом, в ст.44 содержится отсылка к гражданскому законодательству относительно порядка принудительного изъятия земельного участка у собственника.

Применять аналогию ст. 5 4 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, представляется неверным.

Способ прекращения права собственности, предусмотренный п.2 и 3 ст.286 Гражданского кодекса РФ, противоречит ч.З ст.35 Конституции РФ, устанавливающей, что лишение любого лица принадлежащего ему имущества возможно только в судебном порядке. Вопреки данному принципу ст.286 Гражданского кодекса РФ допускает возможность осуществления изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования путем издания соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о таком изъятии и последующего получения согласия собственника на его исполнение.

Поскольку вопросы прекращения права на землю в порядке применения специальной земельной ответственности не являются по своей природе гражданско-правовыми, то представляется верным решить данную проблему путем исключения их из Гражданского кодекса РФ и разрешения исчерпывающим образом в Земельном кодексе РФ.


В механизме регулирования земельных отношений контроль за устранением выявленных нарушений занимает особое место. Устранение нарушений земельного законодательства способствует наведению порядка в землепользовании путем восстановления нарушенных прав землепользователей и качественных характеристик земельных участков.

Однако до настоящего времени проблема устранения выявленных нарушений земельного законодательства остается актуальной.

В ряде случаев выданные предписания сознательно не исполняются нарушителями, так как размер штрафной санкции ст. 19.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), сравнительно невелик. Неисполнение предписания по неуважительным причинам не ведет к применению одновременно с наложением административного наказания в виде штрафа к принудительному прекращению допущенного нарушения земельного законодательства.

Одной из проблем, возникающих при осуществлении государственного земельного контроля, является отсутствие единой информационной системы учета мероприятий по госземконтролю.

На территории Тульской области существует не только государственный земельный контроль, но и в соответствии со статьей 73 Земельного Кодекса РФ осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Учитывая, что 2 вида земельного контроля и 2 самостоятельных органа действуют одновременно на одной и той же территории, успех работы по данному направлению деятельности будет зависеть от умелого взаимодействия их друг с другом на основании выполнения соответствующих федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов. С целью усиления взаимодействия с органами местного самоуправления в осуществлении земельного контроля необходимо продолжать активизированную деятельность по заключению с органами местного самоуправления Соглашений о взаимодействии при осуществлении государственного и муниципального земельного контроля. В настоящее время заключено 65 Соглашений о взаимодействии с муниципальными образованиями, действующих на территории 111 муниципальных образований (всего в Тульской области 25 муниципальных районов, в состав которых входят 179 муниципальных образований, где осуществляется муниципальный земельный контроль).


Информация, полученная от органов местного самоуправления, может использоваться при формировании плана по государственному земельному контролю в целях выявления и пресечения земельных правонарушений землепользователями.

Взаимодействие с органами местного самоуправления способствует более эффективному использованию земельных ресурсов Российской Федерации, делает прозрачным учет и контроль землепользования.

Для проведения государственной земельной политики необходимо дальнейшее совершенствование взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления государственного земельного контроля, совместное планирование и комплексное проведение проверок соблюдения земельного законодательства с участием представителей органов прокуратуры, милиции, контролирующих (надзорных) органов, ведение учета и обмен соответствующей информацией.

Государственный земельный контроль может быть эффективным только при наличии соблюдении его принципов: постоянности государственного земельного контроля, а также неотвратимости наказания за совершенные земельные правонарушения.

Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иных мер охраны земель, при эффективном применении мер юридической ответственности. Процессу снижения количества нарушений земельного законодательства будет способствовать увеличение размеров штрафных санкций за совершение нарушений земельного законодательства должностными лицами и юридическими лицами (в настоящее время размер штрафа, налагаемого госземинспекторами Росреестра за нарушения земельного законодательства, в соответствии с Кодексом РФ об административном правонарушениях, составляет не более 2 тыс. рублей на должностное лицо, и не более 20 тыс. рублей - на юридическое).

В качестве высшей меры наказания за земельные нарушения Земельный Кодекс РФ предусматривает для всех правообладателей земельных участков принудительное прекращение их прав или расторжение договора аренды. Такая мера стимулирует рационально использовать землю.


Однако анализ норм Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ показывает, что в настоящее время основания и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки детально земельным законодательством не урегулированы и требуется значительная корректировка статей в целях их эффективного использования на практике.

В целях повышения эффективности юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель представляется необходимым также усиление социальной и правовой защиты работников контролирующих органов.

В механизме регулирования земельных отношений особое место занимает контроль за устранением выявленных ранее нарушений. Устранение нарушений земельного законодательства способствуют наведению порядка в землепользовании путем восстановления нарушенных прав землепользователей и качественных характеристик земельных участков.

До настоящего времени проблема устранения выявленных нарушений земельного законодательства остается актуальной.

Размер штрафной санкции статьи 19.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный земельный надзор (контроль), сравнительно невысок.

Представляется целесообразным усилить административное наказание за невыполнение выданных государственными земельными инспекторами предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, что будет стимулировать к своевременному восстановления нарушенного неправомерными действиями права.

Определенные трудности вызывает своевременное устранение нарушений, выявленных в ходе проверок земель сельскохозяйственного назначения. По-прежнему, основной причиной неиспользования земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными предприятиями является отсутствие материальных средств на ведение сельскохозяйственного производства, нестабильное финансовое положение таких предприятий. Как правило, такие нарушения земельного законодательства без принятия мер по оздоровлению финансового положения устранить не представляется возможным. В связи с этим госземинспекторы направляют в органы местного самоуправления информацию о выявленных нарушениях на конкретных земельных участках, представления о причинах и мерах, способствующих совершению административных правонарушений, со своими предложениями о принятии мер и по изъятию неиспользуемых земель у землепользователей.


Представляется эффективным на территории Российской Федерации ввести единую государственную систему регистрации и учета правонарушений (подобная система действует в Республике Беларусь), что позволит реально обеспечить полный учет совершаемых административных правонарушений, по которым уполномоченными должностными лицами составлялись административные протоколы; оперативно и объективно анализировать состояние законности в стране; своевременно принимать действенные организационные и практические меры по противодействию преступности и административным правонарушениям.

В механизме регулирования земельных отношений особое место занимает контроль за устранением выявленных нарушений. Устранение нарушений земельного законодательства способствуют наведению порядка в землепользовании путем восстановления нарушенных прав землепользователей и качественных характеристик земельных участков.

Кроме того, одной из немаловажных причин неустранения нарушений земельного законодательства остается недостаточная правовая грамотность граждан, должностных и юридических лиц в вопросах земельного права, отсутствие достаточной и доступной для изучения информации по вопросам оформления прав на земельные участки и обязанностей возникающих в связи с получением таких прав.

Для проведения государственной земельной политики необходимо усиление взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления государственного земельного контроля, совместное планирование и комплексное проведение проверок соблюдения земельного законодательства с участием представителей органов прокуратуры, милиции, контролирующих (надзорных) органов, ведение учета и обмен соответствующей информацией.

Предлагаемые меры по профилактике правонарушений:

1) введение единой на территории Российской Федерации государственной системы регистрации и учета правонарушений,


2) увеличение размеров штрафных санкций за совершение нарушений земельного законодательства,

3) дальнейшее совершенствование российского законодательства. Детальное урегулирование земельным законодательством оснований и порядка принудительного прекращения прав на земельные участки,

4) ужесточение административной ответственности лица, по неуважительным причинам не исполнившего предписание органа, должностного лица, его выдавшего; принудительное прекращение за счет правонарушителя действий по нарушению норм земельного законодательства.

Для повышения эффективности деятельности государственных контролирующих органов и противодействия коррупции в органах государственной власти считаем целесообразным проведение следующих мероприятий:

1) повысить статус государственных служащих контролирующих органов (в том числе, увеличение денежного содержания государственных служащих, их социальной значимости, повышение престижа государственной службы, профессионального, кадрового уровня),

2) усилить правовую защиту работников контролирующих органов

3) законодательно упорядочить контрольно-надзорные функции государственных органов,

4) повысить доверие общественности к органам государственного контроля, к государственным служащим путем внедрения телефонов доверия в государственных органах, создания отдельных разделов на Интернет -Сайтах государственных контролирующих органов по вопросам профилактики коррупционных проявлений, правонарушений.

5) профилактика и предупреждение коррупционных правонарушений путем воспитания правового и гражданского сознания (особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).

Отношение количества проверок соблюдения земельного законодательства на территории к общему количеству земельных участков на этой территории, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.


На территории Тульской области по состоянию на 1 декабря 2009г. поставлено на учет 630 242 земельных участка. На 21.12.2009 государственными инспекторами по использованию и охране земель в Тульской области проведено 1860 проверок соблюдения земельного законодательства, что составляет 0,0029% от общего числа поставленных на учет земельных участков.

Динамика проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

После вступления в силу ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» динамика проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей резко уменьшилась. До вступления в силу указанного закона при наличии сведений о надлежащем извещении лица о предстоящей проверке соблюдения земельного законодательства и отсутствии лица при проверке, проверка проводилась в отсутствии лица. После вступления в силу ФЗ №294-ФЗ, провести проверку в отсутствии лица не представляется возможным. Юридические лица и индивидуальные предприниматели целенаправленно не являются по вызову госземинспектора, тем самым уходят от ответственности.

Кроме того, после вступления в силу закона, ряд проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были исключены из плана поверок по основаниям п.8 ст.9 ФЗ №294-ФЗ - истечение трех со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

По сигналам о нарушениях земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями провести внеплановые проверки в соответствии с данным законом также не представляется возможным.


Анализ причин отмены постановлений государственных инспекторов по использованию и охране земель по делам об административных правонарушениях.

В 2009 году отменено 1 постановление о назначении административного наказания. Причиной отмены является нарушение процессуального порядка привлечения виновного лица к административной ответственности. По сравнению с 2008 году отмены постановлений о назначении административных наказаний уменьшились. В 2008 году было отменено 8 постановлений. Основными причинами отмен были нарушение процессуального порядка привлечения к административной ответственности виновных лиц, неверная квалификация действий проверяемых лиц, в результате чего на них были наложены административные наказания в виде штрафа, при фактическом отсутствии состава правонарушения.

С целью предотвращения и исключения фактов принятия необоснованных решений должностными лицами при ведении административного производства Управлением регулярно проводятся проверки административных дел и материалов, подготовленных государственными инспекторами по использованию и охране земель, осуществляются плановые выездные проверки деятельности территориальных отделов по линии госземконтроля, в территориальные отделы направляются методические рекомендации и разъяснения по применению законодательства, ежегодно проводятся семинары по вопросам осуществления государственного земельного контроля и ведению дел об административных правонарушениях.

Соотношение поступивших сведений о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей государственными инспекторами по использованию и охране земель к подтвердившимся фактам ненадлежащего исполнения обязанностей.

За 2009 год в Управление Росреестра по Тульской области поступило 6 сведений о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей государственными инспекторами по использованию и охране земель. При проведении проверок поступивших сведений, ни один факт не подтвердился.



следующая страница >>