litceysel.ru
добавить свой файл
1
Областной институт повышения


Квалификации и переподготовки учителей


Научно-исследовательская разработка

Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»


Воспитатель:

МДОУ д/с №10 «Золушка» г. Охи

М. М. Леушина


г. Оха 2007 г.

Содержание.


Введение:
Актуальность воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста в научно- педагогической литературе.

Глава I. Теоретический аспект нравственного воспитания в научно- педагогической литературе.


    1. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста.

    2. Гигиеническое воспитание дошкольников.

    3. Культура общения со взрослыми и сверстниками.

    4. Культура деятельности.

    5. Краткие выводы по главе I.

Глава II. Реализация принципов и методов воспитания культуры поведения дошкольников в практике работы ДОУ.

2.1 Итоги констатирующего этапа работы.

2.2 Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня воспитания культуры поведения дошкольников.

2.3 Итоги заключительного этапа работы.

Заключение.

Методические рекомендации.

Список используемой литературы.

Приложение.


«В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А. П. Чехов


Введение


Выбранная мною тема не случайна, считаю ее наиболее актуальной на сегодняшний день.

Маленькому ребенку, считаю, нужно с малых лет прививать этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и красоте, порядке, благоустройстве. Научить ребенка уважать общество в целом и каждого члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе. Правило очень простое, но, увы? В повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важнейшую роль в жизни. Если ребенок культурно общается с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.


Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень их воспитанности, преобладание у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

И в каждой эпохи свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.

Все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Далее детский сад, потом школа. Центральная фигура в обществе, от которой зависит его будущее - это учителя, выдающие ее мудрость - в книге. Объединить нас может только высокая культура. Культура ценна для всего человечества, только культура может помочь нам и в отсутствии ее - причина многих бед. Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять большое внимание подрастающему поколению.

Необходимость воспитания культуры поведения.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатель уделяет большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, в труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек.


Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь и т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.

Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня с врачом, заведующей, музыкальным руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.

Нередко во время одевания можно увидеть, как дети выстраиваются к воспитателю, чтобы он помог им одеться, а ведь можно научить детей вежливо обращаться за помощью к сверстникам. Педагог должен использовать каждую ситуацию в повседневной и бытовой деятельности, чтобы на практике показать детям, что и товарищ может застегнуть пуговицы, развязать шарфик, только надо его об этом попросить вежливо, и потом поблагодарить за оказанную услугу.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность помочь друг другу. «Если тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

Перед воспитателем детского сада стоит задача:

Воспитывать у детей бережное отношение к вещам. Решение этой задачи требует от педагога большого терпения. Воспитатель вводит правило: «Каждой вещи - свое место»- и строго контролирует его выполнение. Постоянно на конкретных примерах педагог может показать детям, как важно и необходимо соблюдать это правило: когда вещи на месте, можно быстро одеться, вещами удобно пользоваться, и они лучше сохраняются. С ранних лет необходимо воспитывать в детях любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляет детям проявление самостоятельности.


Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.

Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников.

В разное время вопросами воспитания культуры поведения у дошкольников занимались ученые: Буре Р.С., Островская Л.Ф., Петерина С.В., Ерофеева Т.И., Бархатов, Юдина и т. д.

В своей работе на первый план выдвигаю задачи создания в группе условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.


1.1. Понятие культуры поведения дошкольника.


Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умением дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание ее цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата, взаимопомощь в коллективном труде.


Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые с детства навыки, в том числе культурно- гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, а так же к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоит определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.



1.2. Гигиеническое воспитание детей.


Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно- гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, и с правильной последовательностью.


В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно- ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе», и др. На их основе можно разыграть маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результат своих действий (кто-то стал значительно опрятнее).


Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое условие для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней, и конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.


1.3. Культура общения со взрослыми и сверстниками.


Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется- добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Деликатность- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.


Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность. Это нравственная черта личности, показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременное условие в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит друзей в детском саду.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним те же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.


У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранные по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок», «ребенок - дети», идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договориться, Вежливо обращаться с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость и заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.


1.4. Культура деятельности.


Культура труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, к вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгам, пособиям, личным вещам, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.н. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые


предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое дело до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебный материал, помыть руки после работы с глиной или трудовых поручений.

Старшим дошкольникам прививать элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью.

Известно, сто маленький ребенок еще не может организовать свою деятельность, поэтому организаторами являются родители в семье и воспитатели в детском саду. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить детей относиться к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду - игрушки, посуда, мебель - твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль постоянно внушается, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного обращения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда в сознании ребенка понятия «я», «мое», постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий - рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке к школе. Необходимо научить его экономно расходовать бумагу, клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать их надлежащем порядке.


Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга - одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.

«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они у тебя», - это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой. На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой:

- береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

-после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место;

-правильно храни книгу, в специально отведенном месте - в книжном шкафу или на полке;

- если заметил, что книга не в порядке, почини ее сам или с помощью взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность. Готовить все необходимое для игры, труда или занятия; определять место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.

Если мы вовремя не воспитываем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность - требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовывать предстоящую деятельность, ее ход и завершение:


- прежде чем начать игру, любое дело, подумай, сто для этого потребуется;

- определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы не мешать другим, и тебя не отвлекали;

- подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;

- проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;

- твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

- не оставляй дело не законченным;

- не берись за новое дело, не завершив старое;

- убери за собой все, чем ты играл и занимался на свое место, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

- кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы- сложенные в определенном месте;

- не забудь привести и себя в порядок - вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложить его на место.

Знание указанных правил и умений руководствоваться ими помогает старшим дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность- эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково ее содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли проявить имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден. Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд. При необходимости оказывать ему помощь в выборе и формированию различной деятельности, в расширении ее содержания, достижения поставленной цели.


Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятия) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.

В игре формируются нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умения следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях - культура учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя; в процессе трудовой деятельности - трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудия труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, труду, к своим обязанностям.


2.1. Итоги констатирующего этапа.


Эксперимент проводился на базе МДОУ №10 «Золушка» в средней группе «Чебурашка». В эксперименте принимали участие 20 человек детей и их родителей.


Краткая характеристика коллектива детей.

Четырехлетние дети группы «Чебурашка» активны, любознательны, отличают «хорошие» поступки от «плохих» , прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил. Нередко совместные игры и занятия детей заканчиваются ссорами и конфликтами, недовольством тем, как действует сверстник. Дети не очень бережно относятся к игрушкам, вещам. Не всегда убирают их на свое место. Это просто, элементарно. Но привыкнув к этому, дети этим самым показали свое неумение доводить до конца начатое ими дело.


Наш эксперимент начался с проведения анкетирования родителей. Родителям было предложено ответить на 7 вопросов:


  1. Замечаете ли вы у своего ребенка проявления сочувствия к ближнему?

  2. Умеет ли ваш ребенок оценивать свои поступки?

  3. Здороваются и прощаются ли ваши дети в детском саду?

  4. Умеет ли ваш ребенок слушать взрослых?

  5. Умеет ли ваш ребенок цивилизованным способом разрешать конфликт?

  6. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным?

  7. Умеет ли ваш ребенок бережно относиться к вещам?


После обработки анкет получены следующие результаты:



№ вопроса




Положительно ответило


Отрицательно ответило

1

30%

70%

2

40%

60%

3

60%

40%

4

50%

50%

5

30%

70%

6

50%

50%

7

45%

55%


Далее была проведена диагностика навыков культурного поведения у детей.


Диагностика проводилась по следующим параметрам:

1.Проявление уважения к близким.

2. Умение совершать добрые поступки.

3. Умение играть в коллективе сверстников.

4. Умение общаться и трудиться в коллективе.

5. Бережное отношение к вещам.

6.Бережное отношение к животным.

7. Умение оценивать поступки свои и других.


После обработки диагностики получены следующие результаты:


высокий

средний

низкий

30%

40%

30%


Исходя из результатов первого этапа работы видно, что уровень культуры поведения у детей группы недостаточно высок. Поэтому необходимо внедрить в практику работы систему мероприятий, направленную на повышение уровня культуры поведения.

Для получения наиболее достоверных результатов было решено провести педагогическое наблюдение за детьми.


Программа наблюдения за детьми в ходе самостоятельной свободной деятельности.


Объект: самостоятельная деятельность детей.

Цель: выявить уровень воспитания культуры поведения детей.

Время: 15. 09 2006г.

Продолжительность:30 минут

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:

- умеют выслушивать друг друга - 30 %

- бережно относятся к вещам - 20 %

- называют друг друга по имени - 60 %

- имеют представления о дружбе - 30 %


2.2. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня воспитания культуры поведения дошкольников.

Наша практическая работа началась с составления перспективного плана по работе с детьми. (см. приложение №2) и с родителями (см. приложение №3)


С детьми были проведены следующие игры: «Ожившие игрушки», «Жизнь в лесу», которые направлены на привлечения внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам. (см. приложение №5).

Очень интересно и увлекательно проходила беседа на тему «Умнее тот, кто уступает». Дети рассказывали о дружбе, как правильно надо вести себя в разных ситуациях. Для того, чтобы не ссориться с лучшим другом надо ему уступать, а он уступит в следующий раз.

Также с детьми были проведены ряд уроков вежливости. Во время уроков дети научились употреблять в речи «волшебные слова» в различных ситуациях.

Играя в игру «ожившие картинки» дети научились анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. (см. приложение №6).

Невозможно закрепить навыки культуры поведения без использования занятий, поэтому с ребятами были проведены занятия, на которых дети научились быть вежливыми, внимательными друг к другу, обращаться с просьбой. Вести себя в общественных местах. Во время занятий «Чем можно порадовать маму?», «У нас в гостях бабушка» - дети научились любить близких, проявлять о них заботу. На занятии «Устроим кукле комнату» дети усвоили бережное отношение к игрушкам, занятие «Не забывай о товарищах» сформировало у детей доброжелательные взаимоотношения, ответственность за порученное дело, согласованность действий, ребята стали понимать значение результатов своего труда для других. На занятии «Мы дежурим по столовой» дети научились быть ответственными, договариваться и действовать согласованно. Такие игры - занятия заканчивались чаепитием, с целью закрепления сформированных навыков и умений. (см. приложение №7).

Также большое внимание уделяла чтению художественной литературы на нравственную тему. Детям были прочитаны «Волшебное слово» В. Осеевой, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского, «Посидим в тишине» Е. Благининой, на которых были сформированы такие качества, как честность, отзывчивость, доброта и навыки общения между детьми. Ребята усвоили, что - хорошо, а что - плохо. Чтобы расстаться с дурными привычками в своей работе использую юмористическое художественное слово и разыгрывание сценок. При возникновении проблемных ситуаций использовала строки из стихотворения «Жадина», «Девочка чумазая», «Девочка-ревушка».



А вот такие строки читала, приглашая расшалившихся детей к обеду:

Утка-утенка, кошка-котенка,

Мышка-мышонка зовут на обед.

Утки поели, мышки поели,

А вы ? Еще нет?...

Разыгрывание иронических сценок «Ушки-неслушки», «Котик Васька жадный»,-помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим , узнают себя и пытаются справиться со своими вредными привычками.

Хорошую погоду выезжали на экскурсии по городу. Дети очень любят такие экскурсии, во время которых увидели много интересного, как общаются люди на улицах города друг с другом. А так же сами применяли правило культуры поведения: мальчики уступали место в автобусе младшим и девочкам, пропускали их первыми в автобус, были с ними вежливые.

Параллельно работе с детьми проводилась и работа с родителями. Было проведено родительское собрание на тему: «Давайте жить дружно!» Из бесед выяснила, что некоторые родители определенным образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и общения: -Дай сдачу!

-Обзови, скажи так же…

-Машинку никому не давай , а то сломают и т.д.

Передо мной встала сложная задача- убедить родителей в необходимости изменить подходы к решению проблем общения детей. С этой целью на родительском собрании детьми были показаны сценки- инсценировки: «Злой волк», «Упрямый мальчик», «Ушки-неслушки», «Бабушка и внучка», «Некуда деться», «Кто виноват?» Родители увидели себя и своих детей со стороны. Это оказалось очень эффективным средством

На заседании в педагогической гостиной родители делились своим опытом в вопросах воспитания культуры поведения, также мною были предложены педагогические ситуации. После их обсуждения, каждый из родителей взял для себя что-то полезное. (см. приложение №5) .

Была подготовлена тематическая выставка по теме: «Воспитание добрых чувств у дошкольников». Были предложены консультации: «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей», «Я - жадина», «Игра - средство нравственного воспитания», Памятка для родителей «Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится». (см. приложение №8).


В конце года была организована выставка детских рисунков: «Как я помогаю маме».

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» с участием родителей, организуют детей. Они стали более самостоятельные, без вмешательства взрослого иногда разрешают конфликты среди сверстников.


1.5. Краткие выводы по главе I.


Таким образом, воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Сформированные у детей сдержанность, умение жить в коллективе, считаться с интересами товарищей, не причинять неудобства окружающим, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может - одно из условий в закладке нравственного фундамента культурного поведения.

Эти качества потребуются не только в детском саду, не только в школе для успешного обучения, но и в жизни: на производстве, в общественной деятельности и в семье.

Важнейшей задачей работы педагогов считаю создание в группе детского сада благоприятных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активному проявлению доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.


2.3. Итоги заключительного этапа работы.


После проведения работы по воспитанию культуры поведения у дошкольников проведено повторное обследование детей по тем же параметрам диагностики, что и на констатирующем этапе.

Обработав диагностику, были получены следующие результаты (см. приложение №9, 10)


Высокий

Средний

Низкий

45%

55%

0%



После проведенной системы мероприятий было проведено повторное анкетирование родителей по тем же вопросам. В анкетировании принимали участие 20 родителей.

Получили следующие результаты:



№ вопроса




Положительно ответило


Отрицательно ответило

1

45%

55%

2

50%

50%

3

75%

25%

4

60%

40%

5

50%

50%

6

60%

40%

7

70%

30%



Для получения результатов было решено провести повторное педагогическое наблюдение

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Объект наблюдения: самостоятельная деятельность детей

Цель: выявить уровень воспитания культуры поведения у детей

Время: 20 мая 2007 год

Продолжительность: 30 минут

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети умеют:

- выслушать друг друга - 60%

- бережно относиться к вещам - 55%


- называют друг друга по имени - 100%

- имеют представление о дружбе - 55%

В результате проведенной работы, дети достигли хороших результатов. Многие научились контролировать свои поступки и поступки других детей. Приятно и радостно было замечать, что дети стали оказывать помощь няне, своему товарищу (развязать шарф после прогулки). Я видела, что дети во время разговора смотрят в лицо собеседнику, во время игр без крика и ссор могут договориться друг с другом, вели себя сдержаннее. Чаще стали пользоваться «волшебными словами». Интереснее и содержательнее стали игры детей. Дети сами стали замечать, как «выросли»в глазах друг друга. Им нравится быть хорошими. Это заметили и их родители.

Привитие в детстве культурных навыков приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.


ПРИЛОЖЕНИЕ №5


Игра «Ожившие игрушки»

Цель:

Привлечь внимание к партнеру, его внешности, настроению, действиям при помощи вербального способа взаимодействия.

Ход игры. Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель: Вам, наверное, рассказывали о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью.

Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять- таки все действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе воспитателя рассказывает, кто кого изображал.


Игра «Жизнь в лесу»

Цель

Привлечь внимание детей к партнеру, его внешности, настроению, действиям при помощи вербального способа взаимодействия.

Ход игры.

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

Воспитатель: Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…


Дальнейший ход игры воспитатель разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.


Конспект занятия

Тема: Чтение произведения В. Осеевой «Волшебное слово».

Цель:

Совершенствовать грамматически правильную речь детей, через героев произведения воспитывать честность, вежливость, уважение к старшим.


Активизация словаря: сквер, скамейка.

Ход занятия.


  1. Вступительная беседа.

- Скажите, какого человека можно назвать вежливым, воспитанным? Какие слова вежливости вы знаете? Почему их называют «волшебными»? Сегодня я прочту рассказ, так и называется «Волшебное слово», его написала В. Осеева.

II. Чтение рассказа воспитателем.

  1. Беседа по содержанию.

- Как В. Осеева назвала свой рассказ? И почему? О ком этот рассказ? Почему Павлик был сердит? Что старик подсказал Павлику? Как волшебные слова подействовали на старших? А почему Павлика не слушал никто? Так какие это (вежливые) волшебные слова? Часто ли дети произносят их и когда?

IV. Чтение отрывка из рассказа, наиболее понравившегося детям.

V. Составление предложений со словами «спасибо» и «пожалуйста».

VI. Итог занятия. Что нового узнали сегодня на занятии?


Пословицы.

Ничего не ценится так дорого и не стоит так дешево, как вежливость.

Аккуратность человека красит.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

Каждой вещи - свое место.

Все силы отдай, а друга в беде выручай.


ПРИЛОЖЕНИЕ №8


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«ВЕЖЛИВОСТЬ НИЧЕГО НЕ СТОИТ , НО ДОРОГО ЦЕНИТСЯ».

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей. Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, при встречи с родными, с воспитателями, детьми. На ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи. Не забывает говорить спасибо за все , что ему кто- то делает. А разве не приятно, когда твой ребенок подает старшим стул или поднимает то, что кто-то уронил, и говорит: «Садитесь, пожалуйста». Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребенком.


Дорогие родители, помните:

- прежде всего, самим родителям надо быть вежливым друг с другом;

- хороший пример проявления вежливости самими родителями - один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей;

Если вы приучаете своего малыша к правильному поведению, то

- установите за ребенком контроль, не одергивайте его без надобности, особенно в присутствии посторонних;

- используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении;

- ребенку следует объяснять, почему надо поступать так, а не иначе;

- детское сердце очень чутко, ранимо, и важно, чтобы в раннем возрасте в сердце ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид;

- следите за своими поступками и словами, своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Итоги диагностики навыков культуры поведения на констатирующем этапе


Имя ребенка

Проявляет уважение к близким

Умение совершать добрые поступки

Умение играть в коллективе сверстников

Умение общаться и трудиться в коллективе

Бережное отношение к вещам

Бережное отношение к животным

Умение оценивать свои поступки и поступки других детей

Общий уровень

1. Катя А

С

Н

Н

Н


С

Н

С

Н

2. Антон А.

С

С

С

С

С

С

С

С

3. Юра Б.

В

В

В

В

С

С

С

В

4. Гриша Б.

С

С

С

С

Н

Н

С

С

5. Полина Г.

В

В

С

С

В

В

В

В

6. Наташа В.

В

В

С

В

С

С

В

В

7. Саша З.

В

В

С

С


С

В

С

В

8. Аня З.

В

В

С

С

С

В

С

В

9. Ваня И.

С

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

10. Таня К.

С

С

С

С

С

С

С

С

11. Ксения К.

В

В

В

В

В

В

С

В

12. Никита К.

С

С

Н

Н

Н

С

С

С

13. Полина П.

С

С

С

С


С

С

С

С

14. Лиза Л.

Н

С

Н

Н

Н

Н

С

Н

15. Кристина М.

С

С

С

С

С

С

С

С

16. Владик М.

С

С

С

С

С

С

С

С

17. Оля Р.

С

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

18. Максим М.

С

С

Н

С

С

С

С

С

19. Илья С.

Н

Н

Н

Н


С

С

С

Н

20. Алеша Ф.

Н

Н

Н

Н

С

С

С

Н



ПРИЛОЖЕНИЕ №9


Итоги диагностики навыков культуры поведения на заключительном этапе


Имя ребенка

Проявляет уважение к близким

Умение совершать добрые поступки

Умение играть в коллективе сверстников

Умение общаться и трудиться в коллективе

Бережное отношение к вещам

Бережное отношение к животным

Умение оценивать свои поступки и поступки других детей

Общий уровень

1. Катя А

С

С

С

С

С

С

С

С

2. Антон А.

С

С

В

В

В

В

С


В

3. Юра Б.

В

В

В

В

С

С

В

В

4. Гриша Б.

С

С

С

С

В

В

С

С

5. Полина Г.

В

В

В

В

В

В

В

В

6. Наташа В.

В

В

В

В

В

В

В

В

7. Саша З.

В

В

В

В

В

В

С

В

8. Аня З.

В

В

В

В

В

В

С


В

9. Ваня И.

С

С

С

С

С

С

С

С

10. Таня К.

С

В

С

С

В

В

С

С

11. Ксения К.

В

В

В

В

В

В

В

В

12. Никита К.

С

С

С

С

С

С

С

С

13. Полина П.

В

С

С

С

В

В

С

С

14. Лиза Л.

С

С

С

С

С

С

В


С

15. Кристина М.

В

В

С

С

В

В

В

В

16. Владик М.

В

В

В

В

С

С

В

В

17. Оля Р.

С

С

С

С

С

С

С

С

18. Максим М.

В

С

С

С

С

С

В

С

19. Илья С.

С

С

С

С

С

С

В

С

20. Алеша Ф.

С

С

С

С

С

С

В


С



ПРИЛОЖЕНИЕ №10


Диаграмма уровня сформированности навыков культурного поведения на констатирующем этапе





ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Диаграмма уровня сформированности навыков культурного поведения на заключительном этапе





ПРИЛОЖЕНИЕ №6


“УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ».


Урок первый.

Цель: научит употреблять в речи слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».

Для уроков я сшила небольшого размера пальчиковую куклу и назвала ее ФЕЯ ВЕЖЛИВОСТИ. Первый раз дети любовались сказочной куклой. С помощью феи выяснили, кого называют вежливым, вспомнили такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».

Фея играла с детьми, смотрела, как дети общаются друг с другом и с ней, как пользуются волшебными словами. Фея дарила детям игрушки. А если ребенок не говорил «спасибо», выясняла, хочет ли он с ней дружить и играть, и учила благодарить за предложенную игрушку.

Другим детям фея предлагала попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста»


Урок второй.

Цель: учит смотреть на собеседника во время разговора.

Я снова использовала на этом уроке ФЕЮ ВЕЖЛИВОСТИ.

Фея: Сегодня я видела, как один мальчик просил у другого машину. Хотите покажу, как он это сделал?

На ширме появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку обращения ребенка ко взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, отворачиваясь.

Фея обсуждает этот эпизод с детьми.

Фея : Мне не понравился этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его разговоре? Кто же научит мальчика красиво, правильно, вежливо обращаться с просьбой? Как нужно обращаться к товарищу, если хочешь что-то попросить? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь. Фея благодарит за правильные ответы и предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию.



Урок третий.

Цель: учить называть друг друга по имени.

Собираю детей вокруг себя и говорю им: «дай твой платок». Свои платки протянули сразу несколько детей.

«Никита, говорю я, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя, Оля, не просила». Таким образом я напомнила детям о правилах вежливости, подчеркнула: если обращаться без имени, то не только не понятно, кому предназначены слова, но и не вежливо.

Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. В дальнейшем дети сами напоминали товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.


Урок четвертый.

Цель: учить играть дружно, вежливо обращаться с просьбой, уметь ждать, употреблять добрые слова.

С куклами обыграла конфликтную ситуацию.

«Это мой мяч, я его первая увидела», - говорила одна кукла.

«Нет, мой, я его первая взяла», - кричала другая. И они начали вырывать мяч друг у друга. Тогда я стала стыдить кукол:

«Как нехорошо ссориться. Так воспитанные , вежливые куклы не

Поступают. Вы не знаете, как нужно поступать? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за игрушку. Кто, ребята, научит вежливости наших кукол!»

Аня и Саша , одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

Гриша и Алеша нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», - сказал Гриша и мальчики начали бросать мяч друг другу.

Затем, я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с куклами, предварительно «спросив» у кукол , поняли они, как нужно поступать.

Через несколько дней эту ситуацию дети повторяли с другими игрушками – машиной, барабаном.


Игра «Ожившие картинки»

Я показывала детям только ту картинку, где был изображен отрицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположным, положительным поступком. И только после этого показывала вторую картинку.


Дети любят демонстрировать действия, достойные подражания. Ведь ребенку очень приятно , если его называют вежливым, внимательным, заботливым.

Привожу примеры парных картинок:


  1. Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.

  2. Как войти в комнату (одетым или в одежде).

  3. Уступи место в автобусе.

  4. Помоги маме или бабушке донести покупки.

  5. Вежливо купи билет в кассе.

  6. Спроси у незнакомого человека, сколько времени.

  7. Что ты сделаешь, если кто – то рядом с тобой , что – то уронил.

  8. Как спускаться или подниматься по лестнице.

  9. Пропусти в дверях старшего.

  10. Куда деть фантик от конфеты на улице.

  11. Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой , а не пальцем).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


Сравнив итоги на констатирующем и заключительном этапах, видно насколько возрос уровень воспитания культуры поведения у детей и родителей.

Ребята стали общительными, тактичными, доброжелательными, приветливыми. Научились правильно вести себя на занятиях, праздниках, общественных местах.

Ребята называют друг друга только по имени, не обзываются, не грубят.

Так же повысился уровень знаний родителей по вопросам нравственного воспитания.

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной – эксперимент удался, а следовательно гипотеза подтвердилась полностью.


ПРИЛОЖЕНИЕ №7


Занятие «Чем можно порадовать маму».

Цель: Углубит у детей чувство привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.

Предварительная работа: дать задание детям понаблюдать, что делает мама дома, и подумать, чем ей можно помочь.

Ход занятия: Воспитатель читает рассказ В. Артюховой «Трудный вечер», затем предлагает подойти к столу, выбрать картинку, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Эту картинку ребенок ставит на доску и рассказывает, почему он думает, что обрадует маму теми или иными своими действиями. Это может быть присмотр за малышом в коляске, стирка кукольного белья, помощь папе в ремонте стула (подать ему нужные инструменты), подклейка порванной книги, прогулка со щенком, поддержание чистоты и порядка в игровом уголке и т.д.



Занятие «Не забывай о товарищах».

Цель: Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. Закреплять навыки одевания, отбора игрушек на прогулку.

Ход игры: Дети одеваются на прогулку. В этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа.

Воспитатель. Алеша и Наташа, здравствуйте. Вы пришли к нам в гости? Собирайтесь на прогулку, пойдем гулять с нами вместе.

Алеша и Наташа начинают неверно и неаккуратно одеваться, выхватывают друг у друга игрушки.

Воспитатель. Наташа и Алеша, вы не умеете собираться на прогулку, наши ребята сейчас научат вас. Дети, покажите Наташе и Алеше, как надо одеваться на прогулку. (Дети одеваются, куклы смотрят и сами начинают одеваться) – А теперь Юра, - говорит воспитатель, - покажи, пожалуйста, какие любимые игрушки наших ребят ты возьмешь на прогулку. Дети, для всех ли Юра взял игрушки? Ни о ком не забыл? Молодец, Юра!


ПРИЛОЖЕНИЕ №3


Перспективный план по работе с детьми.


Октябрь

1. Правило «поделись игрушками с товарищем»

2. Игра «ожившие игрушки»

3. Рассматривание картины «мы играем»

Ноябрь

1. Чтение Благинина «посидим в тишине»

2. с/р игра «семья»

3. Занятие «чем можно порадовать маму» Петерина с. 35

4. Игра «жизнь в лесу»

Декабрь

1. Уроки вежливости»

2. Игра «ожившие игрушки»

3. Рассматривание картины «мы играем»

Январь

1. Чтение «волшебное слово» В. Осеева

2. Игра-драматизация «идет кисонька из кухни»


3. Беседа «Умнее тот, кто уступает»

4. Игра «ожившие картинки»


Февраль

1. Урок вежливости «учимся общаться»

2. Чтение «что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского

3. Занятие «устроим кукле комнату» Петерина с. 39

4. Сюжетно-ролевая игра «больница»

Март

1. Урок вежливости «назовем друг друга по имени»

2. Игра-инсценировка «учимся быть вежливыми»

3. Занятие «у нас в гостях бабушка»

Апрель

1. Урок вежливости «волшебные слова»

2. Занятие «мы дежурим по столовой»

3. Сюжетно-ролевая игра «дом»

Май

1. Урок вежливости «жадным быть нехорошо»

2. Беседа «о дружбе»

3. Экскурсия по городу на автобусе



ПРИЛОЖЕНИЕ №4


Перспективный план по работе с родителями.


Октябрь

1. Анкетирование

2. С помощью родителей подготовить атрибуты к с/р играм

Ноябрь

1. Беседа «Первый духовные потребности. Почему они так важны?»

Декабрь

1. Поместить в уголок родителей консультацию «Я – жадина»

Январь

1. Провести родительское собрание «Давайте жить дружно»

Февраль

1. Подготовить тематическую выставку «Воспитание добрых чувств у дошкольников»


Март

1. Подготовить выставку детских рисунков «Как я помогаю маме»

2. Подготовить спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»

Апрель

1. Провести групповую консультацию «Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей»

Май

1. День открытых дверей

2. Анкетирование



Методические рекомендации для педагогов.


  1. В работе с детьми необходимо учитывать индивидуальные и психологические особенности детей.

  2. Воспитателю необходимо организовать тесное сотрудничество с родителями.

  3. Воспитатель должен являться для детей объектом для подражания.

  4. Необходимо использовать разнообразные методы и приемы работы с детьми

  5. Воспитание культуры поведения у детей будет проходить более успешно при использовании разнообразных форм.

  6. Уделять внимание воспитанию культуры поведения у детей при проведении любых режимных моментов.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТЕРЫ


1.Р.С.Буре, Л.Ф.Островская «Воспитатель и дети». Просвещение 1985 г.

2.С.В.Петерина «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Просвещение 1986 г.

3.Л.Ф.Островская «Поведение – результат воспитания» Просвещение 1986 г.

4.А.М.Виногродова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Просвещение 1989 г.

5.Л.И. Каплан «Посеешь привычку – пожнешь характер» Просвещение 1976 г.

6.Л.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» Просвещение 1987 г.

7.Е.И. Щербаков «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре» Просвещение 1984 г.

8.В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» Москва 2006 г.

9.Л.Ф. Климанова, С.Т.Макеева «Школа вежливости» Просвещение 2001 г.

10.Е. Смирнова, В. Холмогорова «Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам» дошкольное воспитание №8 2003г.