litceysel.ru
добавить свой файл
1
КАК ПОДГОТОВИТЬ ЛАУРЕАТА


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ.

(из опыта работы)

Яринская Лариса Геннадьевна

(mou@licey66.ru)

учитель химии

МОУ «Лицей № 66»

ЦАО города Омска


Работа с одаренными детьми – одно из важнейших направлений жизни современной школы. Осуществить эту работу можно через индивидуальную и коллективную творческую деятельность. Это участие в олимпиадах, телекоммуникационных проектах, научных конференциях. Благодаря этому ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.

Я хочу поделиться с коллегами крупицами моего опыта по привлечению наших лицеистов к этому виду интеллектуального труда, так как считаю это важным условием для формирования успешного ученика и человека.


Как сделать первый шаг в научной работе, как провести исследование, а потом еще и грамотно оформить результаты работы и сделать выводы и обобщения? Сначала я провожу обучающие занятия, на которых говорю о выборе темы, ее актуальности и работе с научной литературой. Не все пришедшие на первое занятия дети потом возвращаются снова, ведь работа с литературой требует кропотливого анализа и умения обобщать большое количество материала. Умение обобщать, выбирать из многого самое важное, часто у детей не сформировано, они теряются в массе информации из научных журналов, книг, Интернета. Ведь «Введение» - это всего 1,5 страницы текста, собрание самого главного.

Следующее занятие посвящено обучению методике исследования, здесь все более-менее просто. Существует большое количество методических пособий, где описаны эксперименты. Другой вопрос: помогут ли они исследованию, которое начал ребенок? Ведь большинство описанных опытов не имеют практической направленности и обоснования актуальности исследования. Моя задача - выбрать методику актуального именно на сегодняшний день исследования.

Проведение экспериментальной части работы и обработка ее результатов самая любимая детьми часть работы. Если исследования просты, я их полностью доверяю детям, если проведение исследования требует определенных навыков работы: математической обработки результатов, составления графиков, диаграмм, таблиц - то лучше быть рядом с ребятами, но подсказывать ненавязчиво, ведь им очень хочется все делать самим.


Промежуточные выводы, конечно, обсуждаются, но заключение к работе пишется не сразу, ведь нужно проанализировать все полученные результаты и сформулировать несколько кратких тезисов.

Следующий не менее важный этап работы - это подготовка к публичному выступлению. Я делаю так. На отдельных листах мы с ребятами распечатываем все композиционные части работы: «Введение», «Основную часть», «Выводы», все таблицы и графики. Далее следует этап, который мы называем «мозговой штурм». Каждый говорит о самом важном, что обязательно включить в доклад из той части работы, которую делал именно он. И путем селекции выбирается главное.

Очень важно сказать и об организационной части будущего выступления. Ведь ребенку будет неприятно, если его прервут, не дослушают. Говорю о регламенте, о чистоте и четкости устной речи, о манере, которая присуща публичному выступлению. В век современных технологий доклад должен быть зрелищным, тогда он воспринимается ярче, четче. Нужно сопровождать его мультимедийной презентацией не только с таблицами и графиками, но и с фотографиями процесса работы и результатов. Ведь аудитория, перед которой придется выступать, в первую очередь детская.

Выбор темы для научного исследования - очень важный шаг к заинтересованности детей самостоятельной работой. Что только не анализировали мы за прошедшие годы: воду из различных источников, различные сорта мыла на щелочность, соль на содержание йода, детское питание на содержание ионов тяжелых металлов, и наконец снеговую воду. Все дети, которые выполняли эти работы, были отмечены дипломами лауреатов городской конференции «Шаги в науку», но в региональном туре оставались только участниками.

Чего не хватало работам и обучающимся, представлявшим их, для победы в областной конференции? Работа «Содержание ионов тяжелых металлов в различных сортах детского питания» была и актуальной и глубоко научной (исследования проводились на приборе, подключенном к компьютеру), дети могли ответить на любой вопрос по методике исследования и ходу работы, но, на мой взгляд, детям не хватило наглядности и артистизма при выступлении. Графики на ватмане не дают полноты картины, показанной в презентации. Выступающий должен уметь привлекать к себе внимание аудитории, а дети часто теряются, не могут понять сути вопроса из зала.


«Сравнение разных сортов мыла по их щелочности». «Содержание йода в различных сортах йодированной поваренной соли». В этих работах методика исследования основана на титровании растворов и простых расчетах по одной формуле. Дети быстро освоили метод титрования, делали это достаточно квалифицированно, результатом были рекомендации, какое именно мыло, какую именно соль лучше использовать, но опять не хватило детям уверенности в себе. Были допущены те же ошибки при выступлении.

Ежегодно присутствуя на научных конференциях, замечаю, что работы, где сравниваются моющие средства по их действию, минеральная вода по ее лечебным свойствам и другие исследования сравнительного характера редко побеждают на областной конференции.

Уже несколько лет мы с ребятами занимаемся исследованием снеговой воды в разных округах Омска. У нас есть результаты исследований с 2005 года. Эту, казалось бы, «замусоленную» тему можно преподнести под разными, ранее не исследованными углами зрения. Простое изучение снеговой воды на прозрачность, запах, кислотность и количество загрязняющих частиц мы проводим ежегодно, сравниваем результаты предыдущих анализов и нынешних, думаем, чем «расцветить» работу. С 2007 года мы используем метод биотестирования для подтверждения результатов работы.

На мой взгляд, в исследовательской работе, которую я веду уже 7 лет, все-таки главное - увлечь ребенка какой-то идеей, показать ему, что он может пополнить знания, полученные на уроке, собственным научным трудом, развить в нем желание читать, искать, находить и вместе с ним радоваться первым маленьким шагам в науку.