litceysel.ru
добавить свой файл
1
Поиграйте с ребенком


Как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Скажем прямо, чаще всего, играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все требования. Однако игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важной ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д. В нашей книге представлены игры, направленные на умственное развитие ребенка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребенка к школе. Для детей каждой возрастной группы (от 3 до 6 лет) предлагаются все эти виды игр. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величину. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8-10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высота).


Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.) Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 —1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6 7 предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимании к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными и данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминании. Все мы знаем, что цвета спектра легче запоминаются по первым буквам фразы «Каждым охотник желает знать, где сидит фазан». Таким маленьким секретам можно научить и дошкольников. И помогут вам в этом игры по развитию памяти. Развитие мышлении ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-обратным и логическим. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышлении дошкольника — наглядно-образное мышление т. е. такая организации образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.


Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. И наконец, игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом. Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения. Поэтому, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно — неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.


Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка. В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А еще лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Игры для детей 4—5 лет

Вашему ребенку пятый год. Это — возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше, его игры становятся более длительными и сложными. Вы видите, как ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуете ему вы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя, учитывая собственный жизненный опыт. Он лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у вас улыбку, но они говорят о том, что ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него. Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходство и различие между ними. Игры, описанные в этом разделе, в основном продолжают те направления занятий, которые мы предлагали для трехлетних детей. Однако они сложнее и разнообразнее, так как ориентированы на новые возможности ребенка. Например, вы найдете много игр, в ходе которых ребенку надо будет действовать не только с самими предметами, но и с различными простыми рисунками и схемами. Такие задания очень важны для развития мышления ребенка и вполне доступны в этом возрасте. Четырехлетним детям мы предлагаем и совсем новые задания, направленные на подготовку к овладению грамотой (выделение звуковой стороны слова), а также письмом (тренировка точных движений руки). Пользуясь этой книгой, не забывайте о том, что ребенок еще совсем маленький. Не стремитесь «ускорить» его развитие, заменяя игру чтением и счетом. Не старайтесь увести его от увлекательных занятий в мир жесткого «делай это, потому что так надо». Сделайте так, чтобы это «надо» стало интересным и привлекательным для малыша, и вы добьетесь хороших результатов. Не нужно бояться идти тем путем, который подсказывает сам ребенок. Ведь ваша цель — добиться, чтобы малыш принял предложенную вами программу как свою собственную. Пусть эта программа строится с учетом особенностей его возраста и индивидуальности, поэтому не перегружайте малыша. Игры-занятия должны длиться не более 20 минут.


ГОЛОВОЛОМКИ

Составление фигур-головоломок — занятие увлекательное и полезное для развития восприятия и пространственных представлений. Но те игры, которые продаются в магазине, обычно слишком трудны для малыша. Совсем не сложно самим сделать головоломку для дошкольника. Давайте научим его составлять квадрат. Вырежьте из картона несколько одинаковых квадратов и покрасьте каждый из них в свой цвет. Не забудьте закрасить обе стороны. Теперь разрежьте каждый квадрат по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т. д. Головоломка готова. Малыш составляет квадраты, накладывая детали на нарисованные вами контуры. Задание можно значительно упростить, обозначив внутри контура линии, по которым разрезан данный квадрат. Его можно и усложнить, увеличив количество частей и сделав разрезы несимметричными. Если контурная схема разреза будет дана в уменьшенном виде, это также усложнит задание. И конечно, таким же образом можно учиться составлять любую фигуру — круг, треугольник и т. д. Варьируйте степень сложности задания, готовьте разнообразный материал — и ребенок будет несколько лет с интересом складывать сделанные вами головоломки.

РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ

Это очень популярная среди дошкольников игра. Не стоит ограничиваться тем, что лежит на прилавках. Попробуйте нарисовать крупный и яркий предмет или несложный сюжет (качество рисунка несущественно), затем разрежьте изображение на несколько частей — и пусть ребенок складывает картинку. Один и тот же рисунок можно разрезать по-разному. Например, чайник, который по вашей просьбе малыш «склеит», будет еще несколько раз «падать» и «разбиваться» на разные осколки. В одном случае картинка будет разрезана по прямой или по диагонали, в другом — соответственно членению предмета (корпус, крышка, носик, ручка), в третьем осколки будут сложной неправильной формы.

КАРТИНКИ-ВКЛАДКИ

Это другой вариант игры «Разрезные картинки». Вырежьте из несложной картинки несколько частей, наклейте ее на чистый лист бумаги и обведите вырезы черным контуром. Чтобы закрыть вырезы вкладками с подходящими частями изображения, ребенку нужно будет не только найти место каждой вкладки, но и повернуть ее в нужную сторону.


МАСТЕРСКАЯ ФОРМ

Устроить эту мастерскую совсем несложно. Потребуются спички с отрезанными головками (или счетные палочки), куски гибкой медной проволоки (или толстые шерстяные нитки) и геометрические фигуры-образцы. Прямолинейные фигуры, такие, как квадрат, прямоугольник, треугольник, ребенок сможет выкладывать из палочек, а округлые, такие, как круг и овал, делать из проволоки. Когда малыш научится мастерить каждую из форм, начните знакомить его с их вариантами. Пусть образцами теперь будут узкий и широкий прямоугольники, треугольники с разной величиной углов и т. п. Делая образцы, заранее убедитесь в возможности изготовления таких фигур из материала, которым располагает ребенок.

ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

В этой игре ребенок научится узнавать предметы на ощупь, будет сравнивать зрительные и осязательные впечатления. Вам потребуется два комплекта одинаковых предметов — геометрических фигур, вырезанных из пластика, плотного картона, или мелких игрушек. Положите один набор в мешочек (из плотной ткани), затянутый резинкой. Задача играющего — на ощупь отыскать в мешочке фигурку, показанную ведущим. Меняйтесь с ребенком ролями — будьте по очереди то играющим, то ведущим. Другой вариант игры — второй набор предметов нарисован на бумаге. Третий вариант — ведущий просто называет предмет, который нужно найти: «Найди треугольник», «Найди Буратино» и т. п.

СПОРТСМЕНЫ СТРОЯТСЯ

Упорядочивание предметов по величине — довольно сложная для малыша задача, требующая настойчивости и целеустремленности. Для этой игры нужны 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихся по длине на 2 см (от 2 до 20 см). Ребенку нужно расставить спортсменов по росту — от самого маленького до самого высокого. Учите малыша действовать последовательно: выбирать сначала самую маленькую полоску, затем—самую маленькую из оставшихся и т. д. При затруднениях предложите спортсменам помериться, кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места — вы увидите, что ребенку нелегко будет восстановить правильный порядок.


ОБЕД ДЛЯ МАТРЕШЕК

По росту могут выстраиваться и матрешки. Вот одна из них, самая шаловливая, убежала и теперь не может найти свое место. Пусть малыш поможет ей, а потом покормит матрешек. Для этого понадобятся мисочки разных размеров, кубы-вкладки или колечки от пирамидки по числу матрешек — они будут изображать тарелки. Обязательное условие игры: каждая матрешка должна получить подходящую ей по размеру тарелку. Чем больше матрешка, тем большая тарелка ей нужна. Можно включить в игру и ложки — палочки разной длины. А каким будет меню матрешек в этот день, пусть придумает сам ребенок. И что с ними случится после обеда — тоже дело его фантазии.

ПОСТРОИМ ДОМ

В этой игре ребенок будет составлять дома разных размеров из частей. Вырезанные из картона стены с проемами для дверей и окон, крыши, окна, двери разных размеров (по 3—4 комплекта деталей) разложите в беспорядке. Ребенку нужно будет построить дом, а для этого подобрать подходящие детали: крышу, дверь, окна и вставить их в соответствующие проемы стены. Игра поможет малышу разобраться в том, что величина — понятие относительное. Вначале в зоопарке будут жить 3 зверя, например: медведь, волк и заяц. Их силуэты соответствующих размеров положите перед ребенком. Выясните с ним, кто из этих зверей самый большой, кто средней величины и кто самый маленький. Затем предложите малышу для обитателей зоопарка вырезать из бумаги клетки — квадраты подходящей величины. Пусть ребенок посадит зверей в клетки — наклеит силуэты на вырезанные квадраты. Вдруг появляется слон. Ребенку надо сделать клетку и для него. Новая клетка, конечно же, будет самой большой. Затем приходит самый маленький зверь —ежик. Для него тоже потребуется клетка, которая будет самой маленькой из тех, что имеются в зоопарке. Обязательно обсудите с ребенком, как изменилось соотношение величин: раньше больше всех зверей был медведь, а теперь — слон; меньше всех был заяц, а теперь —еж.

КУКОЛЬНАЯ ОДЕЖДА


Чтобы ребенок лучше ориентировался в цветах предметов, предложите ему эту игру. Вам понадобится сделать картонную куклу и несколько комплектов бумажной одежды для нее: синий, красный, желтый и т. д. Ребенок с удовольствием примет участие в создании кукольного гардероба. «Сегодня кукла хочет одеться во все красное,— скажете вы ребенку.—Подбери ей красную одежду». В другой раз кукла захочет надеть синие вещи, в третий раз — фиолетовые. Ребенок может одновременно готовить кукле одежду на сегодня и на завтра, раскладывая, например, на одном краю стола красную одежду, а на другом—оранжевую. Чтобы усложнить игру (если ребенок легко справляется с ней в таком варианте), можно включать в комплекты одежды разные оттенки одного цвета. Например, в фиолетовом комплекте вещи могут быть светло-сиреневыми, темно-лиловыми, фиалковыми. Точные названия оттенков ребенку знать не обязательно, достаточно пользоваться словами светлый, темный, яркий, бледный.

РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА

Предложите ребенку покрасить воду, налитую в прозрачные стаканчики. Ему будет интересно получить разные оттенки одного и того же цвета. В одну баночку он добавит много синей краски — получится темно-синяя вода, в другую — меньше, вода получится светлее. Можно сделать и три оттенка одного цвета разной светлоты, а если очень постараться — то и еще больше. Окрашивание воды поможет ребенку понять закономерности смешения цветов. Сочетание красной и желтой краски даст оранжевую воду, желтой и синей — зеленую, синей и красной — фиолетовую. Покажите малышу изображение радуги из 6 цветов (исключая голубой) и объясните «волшебные свойства» красок: из основных цветов (красный, желтый, синий) получаются промежуточные, лежащие между основными. Заморозьте покрашенную ребенком воду, а потом рассмотрите вместе с ним разноцветные льдинки и вспомните, как получились такие цвета. Если на дворе зима, можно выложить узор из цветных льдинок. Хорошо, если вы с ребенком составите узор цветов, размещая «волшебные» льдинки по порядку — как в радуге.


ЦВЕТНЫЕ ДОМА

Такие дома можно построить для любимых игрушек — например, желтый домик для зайчика и зеленый для мишки. Пусть домами будут стулья, а цветными их сделаете вы с ребенком, складывая на них вещи задуманного цвета. Затейте соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета: ребенок будет искать желтые, а вы — зеленые. Крупные вещи, которые нельзя принести и положить на стул, разрешается просто называть. Дайте малышу возможность вначале обыграть вас — это сделает для него игру более привлекательной и он с удовольствием поиграет в следующий раз, уже с новыми цветами.

ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»

В эту игру вы можете поиграть как с одним, так и с несколькими (но не более 6) детьми. Потребуется 30 вырезанных геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и фиолетового цветов. Эти фигуры для взрослого — ведущего. А у ребенка будут карты с уменьшенными изображениями тех же фигур (по 5 фигур разного цвета на каждой карте). У ребенка может быть, в зависимости от его возможностей и от числа игроков, от 1 до 3 таких карт. Игру проводят в нескольких вариантах. В одном из них ведущий показывает по одной фигуре, а ребенок, найдя у себя фигуру того же цвета и формы, отзывается, берет ее и накрывает ею свою фигуру. В другом варианте от малыша требуется предварительно назвать фигуру, например: «Это красный квадрат, у меня такой есть». И наконец, в третьем варианте взрослый фигуру не показывает, а только называет ее цвет и форму. Если у ребенка есть такая фигура, он отзывается и получает ее. Тот, кто закроет все фигуры на своих картах, будет победителем.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Игра на развитие внимания. Для начала поставьте на стол 3—4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1—2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось. Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5—7, ставить похожие игрушки (например, 3 игрушки из 5 — немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а поменять 2 из них местами и т. п. Можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачи по очереди.


РЫБА, ПТИЦА, ЗВЕРЬ

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, птицу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также считается нарушением), то ребенок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту». Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт и т. п. Формировать переключение внимания можно в процессе утренней зарядки. Выполняя упражнения, ребенок должен действовать по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать. Полезно провести с детьми своеобразное «троеборье», где сначала надо быстро построить несложный дом из 3—4 кубиков, потом нарисовать человечка, затем прочитать стихотворение. Игру можно разнообразить, меняя типы заданий и виды деятельности. Во всех случаях оценивается темп выполнения заданий и их качество.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ

Игра поможет развить память ребенка. Вы сообщаете ребенку, что у куклы (или у мишки) наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей он узнает позже. Вы достаете 4—5 игрушек (кукол, зайцев, медвежат и т. п.) и называете ребенку их имена. Затем все гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребенок должен всех «угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до 6—7.

ЗАПОМНИ КАРТИНКИ

Для этой игры надо заранее заготовить 10—12 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми или посоревноваться самому с ребенком, кто больше запомнит картинок. Играющие рассматривают картинки 2—3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Можно называть по очереди по одной картинке. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.


ПОВТОРЯЯ ДРУГ ЗА ДРУГОМ

В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

КУДА ЗАЛЕТЕЛА ПЧЕЛА

Игра на развитие мышления. Для нее вам понадобится кукольная комната и кукольная мебель: круглый стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Недостающие предметы вполне заменимы другими. Важно только, чтобы для начала их было бы не более шести. Если готовой мебели нет, сделайте ее сами из спичечных коробков. Комнатой может служить коробка без крышки с прорезанными в стенках окном и дверью. Расставьте мебель в комнате и вместе с ребенком нарисуйте план: черточкой отметьте расположение окна, крестиком—двери, а с помощью кружков, квадратиков и прямоугольников изобразите предметы кукольной мебели: 1 — стол; 2 — стульчик; 3 —кресло; 4 — диван; 5 —кровать; 6 — шкаф. В дальнейшем количество предметов в игре можно увеличить, ввести одинаковые предметы. Игра состоит в следующем. На нарисованном плане красным кружком отмечается предмет, под который залетела пчела. Ребенок должен по этому указанию отыскать ее в игрушечной комнате. Игру можно повторять несколько раз: пчела каждый раз будет залетать под разные предметы. Перед началом игры не забудьте сориентировать план, т. е. расположить окно и дверь на плане и в комнате с одной стороны от ребенка (комната-образец при этом находится за планом). В дальнейшем задание можно усложнить. Положите план рядом с комнатой «вверх ногами» и введите в качестве условия игры запрет его переворачивать. Теперь ребенку, чтобы решить задачу, придется переворачивать план в уме и это придаст его пространственным представлениям гибкость.

КУКЛА МАША КУПИЛА ПИАНИНО

Для проведения этой игры вам понадобится та же кукольная комната с мебелью, что и в предыдущей игре, и ее план. Однако план лучше не рисовать, а выложить на листе бумаги, используя вырезанные из картона геометрические фигурки. Задание будет состоять в перестановке мебели. Кукла Маша решила купить пианино, но не знает, куда его поставить. Для этого нужно переставить остальную мебель. Попросите ребенка помочь Маше. Для этого дайте ему прямоугольник, обозначающий пианино, и предложите переместить мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. Это не так просто: ведь пианино должно стоять у стены, и перед ним необходимо оставить достаточно места для стула. Затем ребенок должен реализовать свой план, переместив мебель в кукольной комнате. Такая перестановка сразу подтвердит правильность или неправильность выбранного решения. Подобная игра может проводиться с любым другим предметом обстановки.


НАЙДИ ИГРУШКУ

Игра проводится в комнате. Перед началом игры вам понадобится вычертить план вашей комнаты. Это не так уж сложно. Выбрав определенный масштаб (например, 1:10), начертите стены комнаты, обозначьте двери и окна, а затем изобразите находящиеся в ней предметы: 1 — двухсекционная стенка; 2 — письменный стол; 3 — кресло; 4 — кушетка; 5 — стулья; 6 — телевизор. В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Взрослый и ребенок поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку в плане. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери «смотрело» в сторону двери, а изображение окна — в сторону окна), а затем—определить собственное место в комнате («я сижу вот на этом стуле»). После этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет. В дальнейшем игру можно проводить в другой комнате, на кухне или пользоваться планом, перевернутым на 180°.

ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ

Эта игра научит ребенка пользоваться рисунком-схемой. Приготовьте несколько карт (20X30 см) со схематическим рисунком человечка на каждой из них. На каждой карте человечек делает какое-нибудь упражнение. Перед началом игры покажите ребенку одну из карт и выясните, понимает ли он ее: правильно ли делает упражнение, которое изображено на карте. Так разберите с ним все карты. Затем предложите малышу делать зарядку по правилам: выполнять то упражнение, которое показано на карте. Вы показываете одну из карт, и ребенок начинает делать упражнение. Затем вы показываете другую карту, и малыш должен перейти к другому упражнению. Если играют несколько детей, можно провести соревнование: кто неправильно делает упражнение, выбывает из игры. Новые карты нарисуйте вместе с детьми.

КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОГОДА?

Прежде всего расскажите ребенку, что с помощью простого рисунка можно обозначать, что угодно, в том числе и погоду. Объясните, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плаванье, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Затем предложите ребенку придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; пасмурный день, когда все небо в тучах; дождливый день; сильный снегопад; ветреный день; легкое волнение на море, шторм и т. д. Предоставьте ребенку возможность сначала самому выполнить задание. Если у него не будет получаться, подберите отдельные картинки или сделайте небольшие рисунки с изображением солнца, тучи, дождя, снежинки, волны, склоненного ветром деревца. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми. Когда рисунки будут готовы и ваш ребенок поймет, как обозначают с их помощью погоду, поиграйте в бюро прогнозов погоды. Вы будете давать сведения о погоде, а он — сообщать их жителям города (куклам), используя рисунки с условными обозначениями. Например, вы объявляете, что пошел дождь, и ребенок подбирает карточку с дождем. Затем наступает его очередь, и он может сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбираете вы. Постепенно дополняйте имеющиеся изображения новыми. Предложите ребенку обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре. Игру можно усложнить: изобразить 2—3 значка на одной карточке (солнце и ветер; дождь, снег и тучи и т. д.). В таком варианте ее можно использовать и в более старшем возрасте.


КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

Подберите 10—15 повторяющихся картинок с животными. Накройте каждую из них бумажным квадратиком —домиком. На каждом из этих квадратиков должен быть нарисован какой-либо значок. Для этого предварительно зашифруйте каждое из животных каким-либо значком. Например: волк — это прямоугольник, медведь— квадрат, птичка — треугольник, бабочка — 3 точки, жук — волнистая линия, белка — крестик и т. д. Возьмите полоску бумаги и расположите на ней друг под другой дубликаты своих картинок и соответствующие им значки. Это будет шифр, который поможет ребенку угадать, кто в домиках живет. Ребенок, глядя на полоску-шифр, должен отгадать, какая картинка находится под тем или иным домиком и сказать, кто в домике живет. После ответа предложите ему отодвинуть в сторону квадратик и проверить, не ошибся ли он. При повторной игре полезно по-другому соединять значки и картинки.

РИСУНОК И ПОСТРОЙКА

Это конструктивная игра, развивающая пространственное мышление и воображение. В этой игре ребенок должен научиться соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой, выполненной из деталей строительного набора. Постарайтесь найти небольшой настольный набор, в котором содержались бы все основные объемные геометрические тела: кубы, призмы, параллелепипеды, конусы, цилиндры. Главное, чтобы размеры деталей позволяли заменять одну фигуру другой или двумя-тремя другими (чтобы куб можно было составить из 2 призм или 2 полукубов, а параллелепипед из 2 кубов и т. д.). Для игры вам потребуются рисунки-чертежи 2 видов, такие, где на одном был бы изображен только общий контур постройки, а на другом тот же контур детализирован так, чтобы стало понятно, из каких строительных деталей можно ее построить. Расскажите ребенку, что прежде, чем строители приступают к своей работе, архитектор-проектировщик делает рисунок-чертеж, по которому потом строятся жилые дома, театры, детские сады и т. д. Такими чертежами пользуются и на заводах, где строят самолеты, машины, корабли. Их тоже сначала рисуют, вернее вычерчивают на бумаге, чтобы знать, из чего и как их строить. Предложите ребенку поиграть в проектировщика и строителя. Сначала дайте ему те детали, из которых можно построить основной домик. Потом покажите контурное изображение, сделанное на отдельном листе, и скажите, что такой домик можно построить по-разному, после чего покажите изображения 3 вариантов домика и попросите построить такие же домики. Если это вызовет трудности, рассмотрите вместе те детали, из которых нужно собрать домики, и чертежи, разложите их соответственно каждому варианту или постройте дома сами и объясните ребенку, какой дом по какому чертежу сделан. Пусть малыш построит один из домов, а в пустом контуре прочертит линиями, из каких деталей состоит этот дом. Можно предложить ребенку начертить другие варианты дома, однако общий контур в начале игры должен рисовать взрослый. После того как дома будут освоены, можно переходить к другим постройкам, используя сначала только готовые рисунки-чертежи. Когда построение по готовому чертежу не будет вызывать затруднений, переходите к более сложному. Горка, ракета, забор и ворота совсем несложные, и вы легко сможете нарисовать их.


ГОВОРИ НАОБОРОТ

Эта и следующие 5 игр направлены на развитие мышления и воображения. Предложите ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой — маленький». Можно предложить следующие пары слов: большой — маленький, толстый — тонкий, черный — белый, горячий — холодный, пустой — полный, легкий — тяжелый, чистый — грязный, больной — здоровый, ребенок — взрослый, огонь — вода, сильный —: слабый, веселый — грустный, красивый — безобразный, трус — храбрец. Можно дать и другие пары слов, исходя из опыта ребенка.

ПОКАЖИ ОДИНАКОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Приготовьте заранее 15 разных предметов. Например, это могут быть чашка, тарелка, хлеб, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Предложите детям среди этих различных предметов найти: металлические (дети отбирают, а вы комментируете и исправляете ответы детей, затем складываете предметы на место), съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные, маленькие (т. е. такие, которые можно сложить в заранее приготовленную коробочку), прямоугольные, предметы, которые можно повесить на нитку и т. д.

КТО КЕМ БУДЕТ?

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) ... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т. д?>.. При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6—7 слов. Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т. п. Можно давать и другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. К каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.


ВОЛШЕБНЫЕ КЛЯКСЫ

До начала игры изготавливаются несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

ШКАТУЛКА СО СКАЗКАМИ

Перед началом игры надо вырезать из бумаги несколько (8— 10) кружков разных цветов и сложить их в коробочку, а коробочку прикрыть платком. Шкатулка со сказками готова. Предложите ребенку сочинять вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать; кто это или что это будет в сказке. Например, если ребенок вытащил зеленый кружок, то можно предложить рассказать сказку про кузнечика, про зеленый лист, про огурчик и т. п. После того как первый играющий сказал 2—3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит, кто это или что это такое, и продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т. д. После того как будет рассказана одна сказка, все кружки собираются и можно рассказывать следующую. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история и чтобы ребенок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов.

УГАДАЙ, ЧТО ПОЛУЧИТСЯ

Для этой игры нужен лист бумаги и карандаши для каждого играющего. Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (провести можно только одну линию). Следующий играющий говорит, что это может быть и дорисовывает еще одну линию. Следующий должен придумать уже что-нибудь другое и дорисовать линию в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внес последнее изменение.

ЧЬЕ ЧИСЛО БОЛЬШЕ (МЕНЬШЕ)?

Продолжить подготовку малышей к школе поможет эта и следующие 5 игр. За ширмой (под платком, в коробке) разложите 2 группы предметов, в каждой из которых их не больше 5. Скажите ребенку, какие предметы вы спрятали, не называя их количества. Допустим, камешки и пуговицы. Ребенок выбирает одну из групп. Например: «Мои пуговицы, твои камешки». После этого он вынимает из-за ширмы и подсчитывает, сколько предметов в обеих группах и каких больше. Если ребенок загадал предметы, которых окажется больше, то он получает столько очков, на сколько предметов этой группы больше. За каждое очко дается какой-то приз: орех, палочка, цветной кружок и т. п. Если ребенок выбрал те предметы, которых меньше, разницу получаете вы. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков. Если угадывающий допускает ошибку в подсчетах и ее замечает партнер, фишка ему не засчитывается. Повторяя игру, поменяйтесь с ребенком ролями.


УЗНАЙ, ЧЕГО БОЛЬШЕ

Покажите ребенку лист бумаги с нарисованными на нем 2 группами значков, расположенных попарно (в каждой паре по одному значку из каждой группы), например кружок — крестик, кружок — крестик, кружок. Объясните, что кружки —это как будто лодки, а крестики — как будто спортсмены. Чего больше, лодок или спортсменов? Всем ли спортсменам хватает лодок? После ответов на эти вопросы можно предложить ребенку отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ

Это одна из игр, обучающих ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее потребуются бумага, достаточно мягкий простой карандаш и несложные изобразительные навыки. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них облака. Вы говорите ребенку: «Смотри, какие разные облака —одно совсем черное и самолета за ним почти не видно, а другое — светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах и т. д. Важно, чтобы ребенок постепенно начинал различать возможности карандаша и соотносить их с тем, что хочет нарисовать.

ТРУДНЫЕ ВИРАЖИ

Игра для развития точности движений. Она будет первым шагом в подготовке детской руки к овладению письмом. Игра начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце каждой машину, а в другом—дом. Потом говорите ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам ваших дорожек. Начинать лучше с относительно простых, «некрутых» дорожек. Напоминайте малышу, что нельзя отрывать карандаш от бумаги и вылезать за пределы дорожки. В дальнейшем, когда он освоится с такой игрой, можно сужать дорожки или менять ритм их изгибов.

ФОТОГРАФ И ЗАЯЦ


Эта игра тоже развивает точность движений. Для нее также нужны бумага и карандаш. Вы в одном углу листа бумаги рисуете фотографа, а в другом — зайца (изображения схематические). Ребенку предлагается сфотографировать зайца (штрихом карандаша соединить изображения). Попробуйте сделать это сами, это не так просто. Потренируйтесь вместе. Удачи вам!

УГАДАЙ, КАК НАС ЗОВУТ

Игра поможет ввести ребенка в мир букв и слов. Для нее нужно заготовить 10 картинок, на каждой из которой должен быть изображен мальчик или девочка. Их можно вырезать из любого журнала, газеты и наклеить на листы бумаги. Под каждой картинкой поместите другие картинки, на которых нарисованы различные предметы. Под картинками, изображающими девочек, можно поместить такие картинки: * арбуз — ножницы — яблоко, * арбуз — санки — яблоко, * ножницы — игла — ножницы — арбуз, * обруч — лопата — яблоко, * лопата — игла — дом — арбуз. Под картинками, изображающими мальчиков, можно поместить следующие картинки: * волк — арбуз — санки — яблоко, * волк — арбуз — лопата — яблоко, * троллейбус — облако — лопата — яблоко, * волк — арбуз— ножницы — яблоко, * волк — обруч — волк — арбуз. Предложите малышу угадать, как зовут каждого из детей, помещенных на той или иной картинке. Объясните ему, что для того, чтобы угадать имя, необходимо соединить первые буквы названий предметов, которые нарисованы на картинках. Соединяя буквы (в уме), дети с радостью отгадывают, кого как зовут. Девочек в этой игре зовут Аня, Ася, Нина, Оля, Лида; мальчиков — Вася, Валя, Толя, Ваня, Вова. Картинки с изображениями мальчиков и девочек следует давать вперемежку. Когда дети отгадают все имена, возможно им захочется самим зашифровать собственные имена или какие-либо другие слова. Это желание обязательно поддержите. При зашифровывании звуков полезно варьировать картинки (А— арбуз, аист, абрикос, астра; О — обруч, осы, облако). Важно, чтобы на гласную букву падало ударение либо чтобы звучание ее в слове совпадало с написанием — нельзя для зашифровки звука «о» брать такое слово, как «одеяло».