litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 21 22






УДК 37.08

ББК 74.204

С 25


С 25 Связь времен и поколений: сборник воспоминаний ветеранов института / cоставители: О.М. Шемякина, А.И.Черепахин. – Чита,
ЗабКИПКРО, 2009. – 105с.



Материал данного сборника был подготовлен к 60-летию института (1999 г.) Он содержит в себе воспоминания тех сотрудников института, которые стояли у его истоков и все годы работы способствовали росту и развитию во благо благороднейшего дела – поднятия престижа учительства Забайкалья.

Книга адресована всем, кому памятен и дорог институт.


УДК 37.08

ББК 74.204


© ЗабКИПКРО, 2009

С О Д Е Р Ж А Н И Е



Труд, который невозможно переоценить 4

ВОСПОМИНАНИЯ О ДАВИДЕ АБРАМОВИЧЕ 7

«Был очень трудолюбив и требователен к себе…» 7

Наша совесть 8

«Для нас он казался Богом…» 9

«Мы отмечали в нем какую-то удивительную
культуру общения с людьми…» 11

«Мы глубоко уважали его и
гордились своим наставником…» 12

«Институт для меня –
хорошая школа методиста и руководителя…» 14

Воспоминания и размышления… 17

«Не созданы мы для легких путей…» 23

Сопричастность времени 29

Этапы большого пути 32

Начальное обучение – основа образования 33

(из истории кабинета начальных классов) 33

«С чего начинается Родина?» 36


О хорошем человеке 41

«Мне очень повезло!» 42

Воспитание школьников Забайкалья 46

О педагоге-методисте 55

«Прошлое учит, настоящее созидает,
будущее вдохновляет…» 57

Кабинет иностранных языков: люди и дела 65

Из истории работы кабинета трудового обучения 70

«Терпенье и труд все перетрут» 73

В центре внимания – проблемы школьного учителя 76

Человек с высочайшей степенью ответственности 78

Слово о друге 79

Вчера, сегодня, завтра ... 81

О работе кабинета математики ИУУ (ИПК) 88

в 80-ые годы 88

«Какое сердце биться перестало» 88

Коллеге и другу посвящается … 95

Говорят физики 97

Олекминский В.И., заведующий кабинетом физики (1956-1974 гг.) 97

О педагогическом опыте, достойном хранения
в государственном архиве 99

Школьный предмет – музыка 102

Коротко о главном 104

Приобщение к прекрасному 106

Быть вместе с институтом 108










Труд, который невозможно переоценить



Волокитина М.Р., заместитель

заведующего ОблОНО (1963 - 1978 гг.), заведующая школьным сектором


Читинский областной институт усовершенствования учителей, созданный в 1939 году, играл значительную роль в совершенствовании системы народного образования в нашей области, когда-то отсталой, малограмотной, с крайне малой сетью учебных заведений, дающих неполное среднее образование.

В первые годы своего становления (40-50-ые годы) институт усовершенствования учителей решал задачи по улучшению учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах и школах работающей молодежи. Изучалось состояние обучения и качества знаний учащихся, оказывалась помощь учителю городских и особенно сельских школ по повышению научно-теоретического и методического уровня преподавания через курсовую переподготовку, семинары, методическую и самообразовательную работу, улучшение уровня преподавания и психологической подготовки учителя, изучение и внедрение передового педагогического опыта в практику работы учителей области. Ежегодно всеми видами переподготовки охватывалось около 50% работающих учителей. Для осуществления этой работы привлекались не только методисты ИУУ, но и опытные учителя школ области, преподаватели высших учебных заведений.


По итогам изучения опыта передовых учителей школ области в 1954/55 учебном году был издан приказ ОблОНО «О внедрении в практику учителей области опыта Портнягиной А. П. (учителя русского языка г. Чита), Комогорцевой К. Ф. (учителя начальных классов, г. Чита), Шолохова Ф. С. (учителя биологии Малетинской школы Петровск - Забайкальского района), Мочалова Р. В. (учителя физики, г. Чита).

Все кабинеты ИУУ активно включились в эту работу.

В последующем изучение передового педагогического опыта и его внедрение широко использовалось методистами ИУУ. В этих целях создавались Школы передового опыта как одна из форм повышения квалификации учителей.

Особое значение эта форма повышения квалификации приобрела в период перехода обучения в школах на новые учебные планы и программы, при осуществлении перехода к всеобщему среднему образованию
(60-ые и 70-ые годы).

В эти годы широкое распространение приобрели комплексные проверки деятельности органов и учреждений народного образования в районах области. Бригады по изучению работы учреждений народного образования состояли из инспекторов Областного отдела народного образования и методистов института. Осуществлялся контроль за работой отделов образования, за постановкой учебно-воспитательного процесса в школах, внешкольных учреждениях, детских садах силами инспекторского состава; одновременно методистами ИУУ оказывалась методическая помощь каждому учителю и воспитателю по устранению недостатков в работе. Такой всеобъемлющей проверке каждый район и город областного подчинения подвергался один раз в 3-4 года (в области было 5 городов областного подчинения и 30 районов)

В ходе совершенствования постановки учебно-воспитательного процесса менялись и задачи органов народного образования и их методических подразделений и, в первую очередь, ИУУ. Много внимания стало уделяться повышению квалификации руководящих кадров средних школ, заведующих отделами народного образования, руководителей методических объединений районного звена.


В годы, когда совершенствовалась сеть средних школ, в том числе и сельских, ежегодно проводились совещания и конференции директоров средних школ, на которых определялись главные задачи, поставленные перед школой руководством страны, доводился до сведения всех опыт передовых школ в осуществлении всеобщего среднего образования.

Одной из весьма действенных форм совершенствования учебно-воспитательного процесса были «Педагогические чтения», которые охватывали почти всех педагогических работников области. Проводились они ежегодно, начиная с 1957/58 учебного года. Педагогические чтения проводились поэтапно - сначала внутри школ, затем районные и, наконец, областные. Заслушивалось на всех этапах чтений до тысячи докладов из опыта работы передовых учителей. Наиболее выдающиеся доклады заслушивались на областных педагогических чтениях (150-170 докладов) и выдвигались на республиканские педчтения.

Большое значение в жизни учебно-воспитательных учреждений области имели научно-практические конференции. На таких форумах рассматривались важнейшие проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. К примеру, были проведены конференции: «Рациональная организация учебно-воспитательного процесса», «Эстетика в труде и быте школьников» (1965 г.), «Из опыта работы учителей начальных классов Сретенского района по переходу на новые учебные планы и программы» (1971 г.), «Подготовка детей к школе в дошкольных учреждениях» (1975 г.), «Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах работающей молодежи» (1976 г.), «Всеобщее среднее образование и вопросы рациональной организации управления школой» (1977 г.).

В 1977 году на базе Читинского областного отдела народного образования, института усовершенствования учителей и учебных заведений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) Министерство просвещения РСФСР провело зональное совещание работников детских домов и школ-интернатов Сибири и Дальнего Востока по проблеме «Воспитание нового человека».


В 1977 году было положено начало проведению слетов мастеров педагогического труда, где каждый участник имел возможность рассказать о своем опыте работы по обучению и воспитанию школьников и ознакомиться с опытом других.

Значительное место в практике работы ИУУ занимало наглядное оформление изученного и обобщенного опыта работы педагогов различных образовательных учреждений: бюллетени, педагогические выставки, стенды, методические письма, плакаты, буклеты, альбомы. Все это было доступно каждому учителю и воспитателю.

Все, что сделано в направлении совершенствования системы народного образования в области проходило при самом активном участии института усовершенствования учителей, особенно по содержанию. Невозможно переоценить деятельность института в деле становления и развития школы и внешкольных учреждений области.

Были в работе ИУУ свои проблемы и недостатки, но коллектив ИУУ во главе с его директорами (а ими долгие годы были достойные педагоги Д.А. Плоткин и Г.Г. Филиппов) стремился к совершенствованию, к устранению недостатков, с чем и достойно справлялся.

ИУУ всегда был центром передовой педагогической мысли, средоточием передового педагогического опыта и организатором его внедрения в практику всех школ, дошкольных и внешкольных учреждений, в практику работы каждого учителя и воспитателя.

ВОСПОМИНАНИЯ О ДАВИДЕ АБРАМОВИЧЕ





следующая страница >>