litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 18 19 20 21 22



Школьный предмет – музыка



Козлов Н.И., заведующий кабинетом музыки с 1977 по 1987 годы (в н.в. профессор, заведующий кафедрой музыкальных дисциплин ЗабГГПУ, к.п.н.)


В 1977 году при Читинском областном институте усовершенствования учителей начал функционировать кабинет музыки. Это было время, когда вопросы эстетического воспитания средствами искусства как могучего средства воспитания, развития духовной культуры детей и юношества поднимались на разных уровнях: в Министерстве просвещения, в областных органах управления образованием, отдельными композиторами и учеными.

Это было удивительное время всплеска музыкально-педагогической мысли, энтузиазма учителей музыки общеобразовательных школ. Исходя из сказанного, и вытекали задачи, которые решал кабинет музыки благодаря поддержке руководителей Областного отдела народного образования, а именно заведующего ОБЛОНО В.В. Васильева, директора ИУУ Г.Г. Филиппова и многих коллег этого учреждения – Шалиной Г.А., Урыбиной М.Ф., Гусева В.К., Гордона В.О.. Решать задачи музыкального воспитания и образования школьников необходимо было комплексно. Во-первых, шла борьба за кадры. В 1977 году в школах области и города Читы в штатном расписании было всего 34 учителя музыки. Во-вторых, следовало обеспечить учителю необходимый уровень музыкально-педагогического образования, для чего требовалась серьезная курсовая переподготовка, ибо учитель всегда был и будет ключевой фигурой в школе. Именно в это время осуществлялась широкая апробация экспериментальной программы, предложенной Д.Б. Кабалевским. Остро стояла проблема создания учебно-материальной базы в школах города и области, так как практически повсеместно отсутствовали кабинеты музыки. Дело доходило до курьезов и формализма, кабинет могли создать и в бывшей туалетной комнате. Начали функционировать методические объединения учителей музыки, устанавливались и укреплялись межведомственные связи органов образования и культуры.


Кабинетом музыки, хотя штат его составлял один только заведующий – автор этой статьи, использовались все формы комплексного решения поставленных задач. Активно задействовалась пресса, радио, телевидение; так только в газете «Забайкальский рабочий» в этот период было опубликовано более 15 публикаций по указанным выше проблемам, путям их решения в городе и области. Издавались методические рекомендации, проводилась курсовая переподготовка учителей музыки и начальных классов, осуществлялся контроль на местах за деятельностью учителей и администрации школ посредством выездов в районы области и живого общения с педагогами.

В области, как результат определенной работы, была проведена первая Областная научно-практическая конференция по проблемам музыкального образования и, к сожалению, последняя на сегодняшний день. Учителя централизованно получали необходимое оборудование для работы: фонохрестоматии, хрестоматии, таблицы, инструменты, которыми вот уже почти 20 лет пользуются педагоги. Хотелось бы привести цитату из статьи «В эстетическом образовании пробел» в которой, как в зеркале, отразилось то, что имело место в области: «Когда приходит в школу выпускник музыкально-педагогического училища (не дай Бог), и если он владеет инструментом, которого нет в школе, заводить речь о его приобретении – все равно, что советовать купить лазерную установку» («Забайкальский рабочий», 11 октября 1978 года).

Но время шло, появились и прекрасные педагогические кадры. Лучшие из них в качестве вознаграждения за труд получали право выезда на переподготовку в ЦИУУ г. Москвы и другие города, где встречались и слушали лекции академика, композитора Д.Б. Кабалевского, автора программы по музыке. Появились и неплохо оборудованные кабинеты, совершенствовалась учебно-материальная база.

Необходимо отметить, что за 10 лет работы в качестве заведующего кабинетом музыки в Читинском ИУУ в корне было изменено отношение к учебному предмету «Музыка». К 1986 году в г. Чите практически все школы имели учителей музыки, а в области работали сотни педагогов. Заметно возросло мастерство учителей. Появились наши публикации в центральном журнале «Музыка в школе». К научному осмыслению содержания музыкального образования в нашем регионе стали прислушиваться в центре, и далеко не случайно на одной из конференций Д.Б. Кабалевский сказал: «… говоря словами Ушинского, искусство должно опираться на крепкий научный фундамент. Мне очень нравится, что сейчас некоторые педагоги работают в этом направлении. В частности, не могу не назвать имя Николая Ивановича Козлова, результаты работы которого, я уверен, должны принести для всех полезные плоды». (см. Совещание редакторского отдела журнала «Музыка в школе», лаборатории музыкального воспитания НИИ школ АПН РСФСР, преподавателей, преподавателей музыкально-педагогических вузов и училищ, заведующих кабинетами музыки в ЦИУУ).


Зная, что и как делать, во имя чего необходимо обращение к искусству, учителя области обретали уверенность в себе. Даже по прошествии двух десятков лет, встречаясь друг с другом, бывшие слушатели курсов отмечают, что полученные знания в период обучения при Читинском ИУУ, были, стали и остаются базовыми, конспекты лекций бережно хранятся, и на этой основе совершенствуется учебно-воспитательный процесс по предмету.

С благодарностью вспоминая работу в Читинском ИУУ, думаю, что 10 лет работы в качестве заведующего кабинетом музыки не прошли бесследно не только для меня лично, но и для области в целом. Это был достаточно тяжелый труд – трудно первому вспахивать целину. Но это было и счастливое время творения, общения с Д.Б. Кабалевским лично, многими композиторами, учеными, ведущими специалистами в разных областях знаний. И сегодня с мнением педагогов из Читы считаются в центре.

Однако время необратимо. Происходит смена учительского состава, уходят на пенсию, на заслуженный отдых многие, с кем начиналась работа. Нет больше и кабинета музыки в Читинском ИПКРО, нет даже методиста или преподавателя по данному направлению. Идет новая смена учителей. Кто они и кто с ними?

Но остается надежда на открытие в 1998/99 учебном году на педагогическом факультете ЗабГПУ специальности «Музыкальное образование», где осуществляется подготовка будущих учителей музыки с высшим музыкально-педагогическим образованием, которые, придя в школы города и области, продолжат начатое дело.



<< предыдущая страница   следующая страница >>