litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 19 20 21 22

Коротко о главном



Никифорова Е. И., декан факультета естественнонаучного и математического образования
(1991 – н/вр.)


Кабинет химии был образован в институте в 1948 г., а кабинет биологии - в 1947 г. За время их существования менялись методисты. Были годы, когда отдельно они не существовали, а были соединены в один кабинет химии и биологии. Последние 10 лет не являются исключением из общей истории этих кабинетов: кабинет биологии представляла Бальжинимаева Ц.М., а кабинет химии – Заворина Г.В. И та, и другая по семейным обстоятельствам покинули стены института. Опять наступило время, когда не было методистов, курирующих эти предметы. В ноябре 1994 года Сарапулов В. А. предложил эту работу мне. И сейчас кабинет существует в объединенном варианте, оказывая методическую помощь учителям химии и биологии. С появлением в школе новых предметов – «Естествознание» и «Экология» появилась необходимость заниматься и этими направлениями.

В современных условиях работа учителей химии и биологии все более усложняется:

  • повышаются требования к их мастерству, уроки приобретают качественно иной характер (творческий, развивающий), меняется статус предметов, особенно биологии, в связи с экологизацией учебно-воспитательного процесса;

  • у учителей возникают трудности с адаптацией к неожиданным, методически сложным поворотам учебно-воспитательного процесса, вызванным не только включением в него новых обучающих технологий, но и особенностями и необходимостью дифференциации как самой школы, так и внутри класса, а также интеграционными процессами, происходящими среди естественно - научных дисциплин;
  • в школу приходят различные учебные программы и учебники (хорошие и не очень), которые необходимо профессионально, грамотно оценить и сделать свой выбор, что требует от учителей определенных умений.


Помочь учителям преодолеть эти трудности и проблемы и видит свое назначение кабинет химии и биологии. Большой вклад в решении этих задач вносят замечательные учителя-практики: Кимова С.З., учитель биологии высшей категории АСОШ №1, п. Агинское, Гусева Т.В., учитель биологии высшей категории сош № 5, п. Первомайский Шилкинского района, Федорова Л.Б., учитель биологии высшей категории сош №12 г. Читы, Нечаева Л.С., учитель химии высшей категории сош №3 г. Читы, Ульзутуева Л.Н., учитель химии высшей категории сош №16 г. Читы и др. Хорошие профессиональные связи налажены у кабинета с преподавателями ВУЗов г. Читы: Солдатовой Н.П., преподавателем кафедры химии ЗабГПУ, Уманской Н.П., кандидатом биологических наук, профессором кафедры ботаники ЗабГПУ, Летуновым В.И., кандидатом химических наук, профессором, заведующей кафедрой химии технического университета, Никитиной Л.П., кандидатом медицинских наук, профессором, заведующей кафедрой биохимии медицинской академии и некоторыми другими.


Приобщение к прекрасному


Алексеева М.П., преподаватель-методист кабинета ИЗО и черчения ИУУ в 60-е годы

Изобразительное искусство по своей сути всегда нравственно, выражает совершенными художественными средствами нормы общественной жизни в виде символов добра и зла, жизни и смерти, справедливого и несправедливого, прекрасного и безобразного. Мораль: эстетические нормы всегда присутствуют в искусстве.

В изобразительном искусстве немало примеров сосуществования носителей разных норм морали: от эпохи палеолита до конца ХХ века, от наскальных рисунков до произведений сюрреализма и авангардизма. Через века и тысячелетия светят нам незабвенные образы красоты, чистоты и непревзойденного вкуса: «Нефертити» Тутмеса, «Венера» Джорджони, икона «Владимирской Богоматери».

С этими и другими величайшими творениями мастеров прошлого и настоящего дети знакомятся на уроках ИЗО, а через практические занятия приобщаются к прекрасному, загадочному Миру Искусства. Ведет ребят в этот Мир преподаватель, который должен не только познакомить ребят с изобразительным искусством, но и суметь заинтересовать их, увлечь, привить практические навыки рисования и черчения.


Помочь в этом призван кабинет изобразительного искусства и черчения при ИУУ, заведующей которого я проработала 6 лет. На занятиях с преподавателями в данном методическом кабинете осуществлялось обучение самостоятельным навыкам и умениям использования разнообразных методов в процессе обучения учащихся, накопление опыта организации индивидуальной работы преподавателей с детьми. Курсы проводились в разнообразных формах: теоретические лекции и практические занятия. На практических занятиях по рисованию ставились различные композиционные решения натюрмортов, и педагогов учили методам рисования для отработки практических навыков, которые они затем передавали своим учащимся.

Главной задачей, целью теоретических лекций явилось всестороннее и гармоническое развитие личности преподавателя в области изобразительного искусства. Деятельность учителя, как известно, является наиболее важной составной частью процесса обучения. В связи с этим, а также благодаря комплексному характеру изучения изобразительного искусства и черчения на курсах ИУУ, хорошо подготовленные специалисты-преподаватели в школах г. Читы и области были абсолютно незаменимы. Среди них – Кузнецов Ю.П. (сош №1, г.Чита), Рейман В.Я. (сош № 47, г. Чита), Тарновецкая В.Н. (сош № 10, пос. Песчанка), Газинский А.П. (сош с.Улеты) и другие.

Педагоги на курсах получали квалифицированную подготовку и по теории предмета, и по методике преподавания. Путем реализации программ подготовки и повышения квалификации учителя должны были развиваться следующие знания учителя:


  • понимание характера процесса обучения черчения и рисования;

  • понимание изобразительного искусства как части духовной культуры;
  • понимание искусства как мощного средства создания необходимой атмосферы настроений и переживаний людей, использование произведений искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, литературы, музыки, видеофильмов и т.д.) как важного средства повышения эмоциональности урока.


  • понимание психологии процесса обучения через эстетическое воспитание личности;

  • понимание принципа составления учебных программ.

  • Учитель ИЗО должен обладать следующими навыками:

  • планирования урока, темы и учебной программы в целом;

  • использования прикладных методов исследования;

  • разработки и использования дидактического, раздаточного материала по ИЗО и черчению.

В институте усовершенствования педагоги-методисты различных кабинетов (Шемякина О.М., Романова Л.Н., Черобай Е.Н., Казакевич В.Г., Гордон С.И. и другие) всегда находились в тесном контакте и совместно разрабатывали комплексные методические пособия для учителей. К примеру, пособие «В помощь организатору, классному руководителю» (1974г.). В данном пособии предлагались рекомендации и фактический материал по вопросам нравственного и эстетического воспитания учащихся. Одним из составителей этого пособия была и автор этих строк, разработавшая материал «Как читать произведения живописи».

В искусстве живописи художественный образ выражен через рисунок, цвет, свет, колорит, композицию. Важно, чтобы учащиеся, рассматривая картину, смогли все это воспринять как единый целостный образ. Для этого надо научить их сначала анализу произведения, а затем уже высказыванию своих мыслей и чувств через осмысление картин. Только после этого можно достичь необходимого уровня эстетического восприятия, и только такое восприятие способствует духовному обогащению личности.

В заключении хотелось бы сказать, что, несмотря на мой уход из ИУУ, связь с ним не оборвалась. Вот уже 25 лет я работаю в Областном училище культуры преподавателем ИЗО и на протяжении этих лет поддерживаю постоянные контакты с педагогами и методистами ИУУ. По их просьбе на курсах читаю лекции по «Изобразительному искусству», «Основам художественной культуры» для преподавателей школ, воспитателей детских садов на базе созданного мною кабинета ИЗО в училище культуры, на которых знакомлю учителей с понятием духовной культуры и ее неотъемлемой частью – изобразительным искусством, а также с историческими памятниками г. Читы.



Быть вместе с институтом



Внешкольная работа 60-х - 80-х годов в настоящее время перерастает в систему дополнительного образования. Детские кружки, клубы, объединения по интересам, к сожалению, превращаются в полукоммерческие центры. Бесплатность дополнительного образования не гарантируется. Общедоступность ограничена. В нашей области бывшие внешкольные учреждения остались в системе образования. Несмотря на многовариативность содержания и форм работы с детьми, работники областных детских образовательных учреждений (станции юных техников, юных натуралистов, Центра детско-юношеского туризма и краеведения) не перечеркивают, не отказываются от того опыта, который был накоплен десятилетиями. Мы продолжаем решать основные задачи работы с детьми:

И на протяжении последних десятилетий мы, конечно, тесно сотрудничаем с методистами областного ИУУ (ныне ИПК).

Давайте оглянемся в прошлое и расскажем о том, что из нашей работы заслуживает внимания.


Рукина Г. С., заведующая методическим кабинетом Областной СЮТ


Так как ни один вуз практически не готовит руководителей детских технических кружков, с начала 70-х годов областная СЮТ совместно с ИУУ проводила семинары и практикумы по подготовке педагогов данной категории.

Ежегодно мы проводили с институтом по 4-5 семинаров руководителей кружков по различным направлениям, а именно:

  • по начальному техническому моделированию;

  • по авиамоделизму, судомоделизму;

  • по ракетному моделированию, картингу;

  • по радиотехнике, радиоспорту;

  • по фото, кино и видеосъемке.

На областных семинарах-практикумах, проходивших на нашей базе, обучались учителя начальных классов, физики, трудового обучения, воспитатели школ - интернатов и детских домов, групп продленного дня и работники районных внешкольных учреждений. Практиковали мы выезды в районы области, проводили семинары по начальному техническому моделированию. Тесно сотрудничали мы с методистами института Денисовым Василием Николаевичем, Гусевым Владимиром Константиновичем, Кравченко Аллой Григорьевной и другими.


За все эти годы (с 1976 по 1999 года) на наших семинарах подготовлено 1337 руководителей кружков. К сожалению, картина последних лет совершенно иная: если в 1985 - 1987 годах через семинары проходило 105 - 140 человек, то в 1994 - 95 учебном году - всего 9 человек, в 1997 - 98 учебном году - 12.

Методист и руководитель киностудии «Гулливер» при областной СЮТ Чебунин Валерий Иннокентьевич принимал в эти годы активное участие в обобщении передового опыта работы. Им отсняты и смонтированы совместно с работниками ИПК такие видеофильмы:


  • Социально - педагогический комплекс в Новопавловке (Петровск - Забайкальский район).

  • Видеоматериалы методических пособий по проведению открытых уроков в средних специальных учебных заведениях (в рамках конкурса «Учитель года»).

  • Видеофильм «Из опыта работы детской цирковой студии «Радость» при ДК «Железнодорожник» г. Читы».

  • Киновидеофильм «Из опыта работы Дарасунского Центра образования».



Шмулевская Н. И., директор областной СЮН

В 1963 году я пришла работать на Областную станцию юннатов. В 1965 году меня назначили методистом. С этого времени моя работа тесно связана с институтом усовершенствования учителей. Особенно вспоминаются 60 - 70-ые годы. Заведующей кабинетом биологии была Клара Яковлевна Агеева, учитель со стажем из сельской средней школы. Это у нее в селе Казаново Шилкинского района на участке при школе был роскошный дендрарий в открытом грунте. Это они вместе с директором Казановской 8-летней школы Субаевым Каримом Шакировичем не раз принимали у себя биологов из школ области. Клара Яковлевна - биолог - энтузиаст. Она постоянно привлекала меня ко всем курсам и семинарам. При ней начал работать Совет кабинета из преподавателей пединститута и опытных учителей биологов.


Помню семинар в пос. Шерловая Гора. Прибыли учителя Алек-Заводского, Борзинского и Оловяннинского районов, члены Совета кабинета. Вначале все разъехались по школам, познакомились с работой учителей-биологов. Затем прошел 3-х дневный семинар, а в заключение – научно-практическая конференция по проблемам практической направленности в преподавании биологии, по работе ученических производственных бригад и работе школьников на научно - опытных участках. В школах пос. Шерловая Гора были прекрасные учебно-опытные участки, а в школе - интернате к тому же и уникальный зооуголок, которым занимался учитель биологии Цыбульский Николай Васильевич. Директором этой школы и в те годы, и теперь работает Рыжаков Виталий Фадеевич. Оба они – Заслуженные учителя школы РСФСР.

Значимость института усовершенствования учителей была высока. В работе подобных зональных совещаний (а мы с Кларой Яковлевной провели их несколько) принимали участие первые лица районов: секретари райкомов партии, председатели райисполкомов. Участие учителей-биологов было максимальным. Это – свидетельство большого стремления учительства к повышению своей квалификации и высокой популярности методистов института.

Оценивая те далекие годы, с полной уверенностью хочу сказать, что как методист я состоялась благодаря Агеевой К. Я., ее неугомонному характеру. Клара Яковлевна в работе не щадила себя. Имея грудного ребенка, выезжала в командировки. В 1975 году мы потеряли ее.

В 70-ые годы в институте был создан кабинет трудового обучения. Заведующим его стал Асламов Георгий Степанович. Это тоже был учитель - практик из Шелопугинского района. 70-ые годы были годами развития трудового обучения и воспитания, а в сельских школах годами создания ученических производственных бригад и школьных лесничеств.

Вместе с Асламовым Г.С. в 70-ые - 80-ые годы было проведено много курсов, семинаров, конкурсов учащихся - пахарей, дояров. Создана программа по курсу «Овцевод – механизатор» специально для школ нашей области, где овцеводство было главным направлением животноводства и ждало пополнения грамотных, хорошо подготовленных работников.


В последние годы установились хорошие контакты с методистом по трудовому обучению Лелековой Верой Владимировной, которая, несмотря на нынешние экономические затруднения, умеет организовать ежегодные областные семинары с учителями и пропагандировать на них опыт работы областной станции юннатов в сельскохозяйственном производстве.

Тетушкина Л. А., заведующая отделом по работе с детскими

и подростковыми профильными объединениями областного

Центра детско-юношеского туризма и краеведения


Мне посчастливилось (говорю об этом не рисуясь) работать во внешкольных учреждениях: во Дворце пионеров и школьников - методистом по военно-патриотическому воспитанию, затем 15 лет руководила бригадой читинских мальчишек «Отвага». Сейчас я работаю в учреждении дополнительного образования, в областном Центре детско-юношеского туризма и краеведения. Стаж внешкольной работы – около 30 лет.

Интересен этот путь, но и труден. Это были годы поисков, проб и ошибок, размышлений и находок, накопления опыта. Когда ко мне обратились с просьбой: поделиться своими воспоминаниями о совместной деятельности с областным ИПК (ИУУ), вспомнились, прежде всего, «Недели классного руководителя» на курсах при институте. На них в едином творческом порыве работали ученые, педагоги - практики, методисты института, вожатые школ. Здесь царила атмосфера поиска, новаторства. Сначала на общих и индивидуальных консультациях лекторский состав знакомился с задачами этих «недель», предусматривались возможные «ошибки» (излишнее теоретизирование без применения живых примеров, частные повторения уже знакомых истин и т.п.).

«Недели» на областных курсах вел кабинет воспитательной работы института, которым заведовала Шемякина Ольга Михайловна. На «Неделях» классный руководитель мог поделиться своими педагогическими находками, в многообразии рекомендуемых дел найти формы коллективной и индивидуальной занятости только для своего класса. «Недели классного руководителя» были и «выездными», зональными и районными. Для меня эти «выезды» давали интересный материал, факты, знакомили с новыми опытными педагогами, одним словом, обогащали. Это был живой родник мысли. Кабинет привлекал нас к совместному выпуску бюллетеней, плакатов, сборников.


Институту я обязана многим: там меня учили, и там я учила, делясь своим опытом. Таким образом, я была, как бы внештатным сотрудником института и была награждена за свою деятельность значком «Отличник народного образования».

В сегодняшнем многообразии и растерянности педагогов не лучше ли оглянуться на прошлый опыт: ведь не все же было так плохо, как многие сегодня утверждают. И если школа, вся система воспитания были «зашорены», то откуда же сегодня столько умных, талантливых молодых людей, правда, не всегда востребованных жизнью, но это у же другой разговор.



<< предыдущая страница