litceysel.ru
добавить свой файл
1
КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ ПО КУРСУ


«КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

(целевое предназначение: определение рейтинга студентов)


Задание №1.

Тестовый контроль:

Тестирование студентов по теоретическим разделам курса. Тесты состоят из комбинации закрытых и открытых тестовых заданий, а также тестов на соответствие и составляются в двух вариантах и по мере необходимости могут быть разделены на две части.


Содержание тестовых заданий:


  1. Специальный код, с помощью которого стало возможно генерировать знания, передавать их от поколения к поколению и осуществлять коммуникацию вербальными средствами – это…?




  1. Жест.

  2. Язык.

  3. Визуальный знак.




  1. Формат логичности, последовательности, доказательности задается человеческому мышлению благодаря превалированию такого средства коммуникации как…?




  1. Устная речь.

  2. Письмо.

  3. Телевидение.

  4. Радио.




  1. Кто из социальных исследователей выдвинул идею о том, что способ передачи информации, средства коммуникации в обществе во многом определяют как само содержание сообщений, так и дальнейшую эволюцию социума?




  1. К. Маркс, Фр. Энгельс.

  2. Л. Альтюссер, А. Грамши.

  3. Ж. Бодрийяр, М. Фуко.

  4. Иннес, М. Маклюен.




  1. Тот или иной тип соотношения органов чувств в восприятии реципиентом информации называется …?




  1. Ощущением.

  2. Восприятием.

  3. Рефлексией.

  4. Сенсорным балансом.



  1. Кому принадлежит высказывание о том, что под воздействием средств массовой коммуникации весь мир превращается в «глобальную деревню»?





  1. У Липман.

  2. Г. Лассвел.

  3. М. Маклюен.




  1. Соотнесите по степени соответствия элементы левого и правого множеств:

Письменность электирическое медиа

Литография, фотография, газета раннее медиа

Телефон, телеграф, звукозапись печатное медиа

Кинематограф, телевидение цифровое медиа

Компьютер, сеть Интернет массовое медиа


  1. В открытых демократических обществах коммуникация происходит в …?




  1. Безальтернативной коммуникативной среде.

  2. Альтернативной коммуникативной среде.




  1. Какой тип коммуникации строится на лексически выделенных единицах?




  1. Визуальный.

  2. Вербальный.




  1. Известный исследователь коммуникации ………..…(впишите, пожалуйста, фамилию) заявил, что для описания акта коммуникации следует ответить на следующие вопросы: 1) Кто? ; 2) Что говорит?; 3) По какому каналу?; 4) Кому? С каким эффектом?




  1. Соотнесите по степени соответствия элементы левого и правого множеств:


Изучение того, что говорится, содержания коммуникации анализ контроля

Изучение индивидов, охваченных коммуникацией средств масс медиа контент-анализ

Анализ вопросов влияния на аудиторию средств массовой коммуникации медиа анализ

Исследование коммуникатора и факторов, направляющих акт коммуникации анализ аудитории

  1. В каком феномене общественного сознания конденсируется отношение определенной социальной группы к объекту, представляющему для группы ценность, и формулируется представление группы о своем положении относительно других групп?





  1. В стереотипе.

  2. В установке.

  3. В рефлексе.




  1. Какой известный швейцарский лингвист считается основателем семиологии?




  1. А. Грамши.

  2. Л. Альтюссер.

  3. Ф. де Соссюр.

  4. В. Пропп.

  5. Р. Барт.




  1. Соотнесите по степени соответствия элементы левого и правого множеств:


Наименьший элемент коммуникации Знак

Совокупность элементов коммуникации Код

Система означения или свод правил и интерпретационных схем Текст



  1. Соотнесите по степени соответствия элементы левого и правого множеств:


знак, имеющий сходство со своим объектом? индексный

знак, имеющий сущностную связь со своим объектом,

но лишенный внешнего сходства? иконический


знак, связь которого со своим объектом

устанавливается посредством договора? Символический


  1. Концепция, описывающая однонаправленный поток информации от Коммуникатора к адресату как влияющий на него непосредственно, называется…?




  1. Одноступенчатая модель коммуникации.

  2. Двухступенчатая модель коммуникации.




  1. Какой психологический феномен лежит в основе гипотезы Э. Ноэль-Нойман о «спирали молчания»?




  1. Желание высказывать свое мнение публично, тем значительнее, чем в большей степени это мнение, приобретает негативную оценку в общественном мнении.

  2. Желание высказывать свое мнение публично тем значительнее, чем в большей степени это мнение, с точки зрения индивида, преобладает в обществе.
  3. Желание высказывать свое мнение публично не зависит от преобладания, либо негативного отношения к нему со стороны общественного мнения.





  1. Форма коммуникации, переводящей качество товара или услуги па язык нужд и запросов потребителя – это…?

  1. Слухи.

  2. Презентация.

  3. Реклама.

  4. Пропаганда.




  1. Социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных средств общения – это…?




  1. Кооперация.

  2. Координация.

  3. Коммуникация.


19. Инициатором процесса массовой коммуникации является …?


1. Адресат.

2. Посредник.

3. Коммуникатор.


20. Основным инструментом эмоционального воздействия и донесения психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию является…?


1. Обращение(message).

2. Рекламный контакт.

3. Охват аудитории.


21. Соотнесите по степени соответствия элементы левого и правого множеств:


ограничение в прохождении послания от отправителя к адресату кодирование

обеспечивает прохождение информационного сигнала фильтр

перевод одного типа сигналов в другой тип канал


22. Выбор каналов и временных параметров рекламной коммуникации называется…?


1. Тестемониум.

2. Медиапланирование.

3.Агрегирование аудитории.


23.Преимущественным каналом распространения оперативной информации выступает?


1. Семья.

2. Средства массовой коммуникации.

3. Слухи.


24. Набор ценностей, скрыто или явно присутствующий в рекламных сообщениях называется …?


1. Мотивационным профилем.

2. Потребительским профилем.

25. В рекламных текстах информационная сущность прагматического сообщения…?



1. Минимально оценочна.

2. Нейтральна.

3. Максимально оценочна.


26. Специфическая деятельность по созданию текстов, сообщений, формирующих образ социально одобряемого и социально неодобряемого действия или мнения (эмоции) определяется как …?


1. Коммерческая реклама.

2. Социальная реклама.

3. Пропаганда.


27. Поздравляя с различными праздниками аудитории, а также спонсируя выставки и другие культурные мероприятия, фирмы осуществляют…?


1. Коммерческую рекламу.

2. Имиджевую рекламу.

3. Социальную рекламу.


28. Теледебаты как диалоговая форма общения политических конкурентов с участием своеобразного модератора наиболее характерна для таких стран как …?


1. Россия, Белоруссия.

2. Великобритания, Япония.

3. США и Канада.


29. С точки зрения эффективности если аудитория представлена лицами с низким уровнем образования, то в политической рекламе должны преобладать…?


1. развернутые, аргументированные тексты сообщений, с представлением других точек зрения.

2. тексты, аппелирующие к эмоциям и аргументирующие одну точку зрения.


30. Когда в содержании редакционных материалов канала присутствует что-то такое, что можно интерпретировать как поддержку какого-то рекламодателя – это…?


1. Скрытая реклама (editorializing).

2. «Чистая» реклама (advertising).


31. Формула эффективности рекламного сообщения АИДА (AIDA) включает в себя такие стадии восприятия аудиторией как…?


1. Внимание - интерес – память - действие.

2. Внимание - интерес – желание - действие.

3. Внимание - оценка – желание - действие.


32. Соотнесите по степени соответствия элементы левого и правого множеств:

1. Преимущество прямой

почтовой рассылки невысокую стоимостью изготовления и возможность размещения в местах

скоплений больших масс населения


2. Преимущество журнальной рекламы специализированный характер рекламного обращения и высокое качество изобразительного ряда


3. Преимущество газетной рекламы возможность "консервировать" рекламу на материальном носителе,

относительно низкую

стоимость производства, высокую оперативность


4. Преимущество стационарной наружной рекламы посещение потребителя с предложением информационного характера на дому

и дополнительный личностный оттенок


33. Телевизионная реклама наиболее привлекательна для…?


1. анализа услуг, товаров (например, политических программ кандидатов на выборах), подачи количественной информации (технические параметры, характеристики, числовые показатели).

2. показа продукта, демонстрации его использования.


34. Электронные счетчики, используемые, когда стоит задача зафиксировать, что по радио или телевидению потребляет аудитория, называются …?


1. Спидометры.

2. Нанометры.

3. Пиплметры.


35. Понятность рекламного текста для аудитории определяется…?


1. Ожидаемой средним слушателем длиной слов и длиной фраз.

2. Оригинальностью текста.

3. Низкой избыточностью текста.


36. Отношение включенных на конкретной передаче телеприемников к общему количеству телеприемников в стране называется…?


1. Рангом передачи.

2. Рейтингом передачи.

3. Долей аудиторного рейтинга.


Задание №2.

Написание эссе:


Данное задание направлено на развитие аналитических способностей и формирование навыков защиты от манипулятивного коммуникативного воздействия. Студентам предлагается привести пример конкретной социально-коммуникативной технологии в области коммерческой рекламы, мероприятий по связям с общественностью, политического маркетинга и политической пропаганды, сетевого маркетинга, сектантско-религиозного вовлечения и т.д., действие которой было направлено на них как на получателя. Студенты должны описать, как управляемая коммуникация повлияла на их сознание, подсознание и поведение, а также объяснить причины эффективности /неэффективности рассматриваемого коммуникативного воздействия.



Требования к написанию:

Работа выполняется в свободной форме. В процессе ее написания студент должен продемонстрировать не только умение правильно вычленять из большого коммуникативного потока примеры социально-коммуникативных технологий, но и свободное владение теоретическим материалом курса.

Нормативный объем контрольной работы – не менее 2 страниц (размер шрифта - 14, интервал - 1,5).


Задание №3.

Написание реферата:


Предлагаемая тематика рефератов:


1.Соотношение социологического, психологического, культурологического и других подходов к изучению массовой коммуникации.

2. Динамика теоретических представлений о роли массовой коммуникации в жизни индивида и общества.

3. «Карта теорий средств массовой информации» Д. МакКуэйла.

4. Сравнительный анализ С. Хеда трансляционных систем мира.

5. Марксистская традиция анализа массовой коммуникации: К. Маркс, А. Грамши, Г. Альтюссер.

6. Франкфуртская школа о массовой коммуникации.

7. Вклад отечественных исследователей в развитие теории и практики массовой коммуникации.

8. Основные характеристики массовой коммуникации как социально ориентированного вида общения.

9. Типология обществ по характеру движения информационных потоков. «Коммуникационные революции».

10. Массовая коммуникация и тенденции мирового развития.

11. Противоречивость развития массовой коммуникации в Российской Федерации.

12. Понятие информационного общества.

13. Идея «нового мирового информационного порядка».

14. Средства массовой коммуникации в условиях зависимого развития.

15. Массовая коммуникация как подсистема общества.

16. Функции массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.

17. Понятие «информационной безопасности» в системе национальной безопасности.


18. Государственная политика в области средств массовой информации в Российской Федерации.

19. Организация лоббистских кампаний через СМИ.

20. Имидж политика через призму средств массовой информации.

21. Влияние форм собственности на функционирование информационных органов.

22. Концепция общественного вещания и его реальная практика в мире и Российской Федерации.

23. Взаимодействие массовой и межличностной коммуникации в процессе формирования и функционирования общественного мнения.

24. Роль средств массовой коммуникации в формировании гражданского общества в России.

25. Особенности постсоветского общественного мнения.

26. Профессиональные требования к проведению опросов общественного мнения и публикации итогов опросов.

27. Объективные и субъективные компоненты социальных проблем.

28. Направления и школы в объяснении природы социальных проблем. Их достоинства и недостатки.

29. Средства массовой информации: выразители или создатели социальных проблем?

30. Социальные условия возникновения и активного функционирования рекламы в обществе.

31. Влияние рекламы на общественные устои.

32. Особенности рекламы в различных СМИ.

33. Рекламное дело в России: специфика и тенденции развития.

34. Особенности политической рекламы в средствах массовой информации.

35. Социологические исследования в области рекламы в средствах массовой информации.

36. Индексы эффективности массовой информации в рекламном деле.

37. История развития Паблик рилейшнз в мире и Российской Федерации.

38. Связи с общественностью в России: современные проблемы и тенденции развития.

39.Паблик рилейшнз и средства массовой информации: принципы взаимосвязи.

40. Паблик рилейшнз и СМИ в политической сфере.

41. Взаимосвязь паблик рилейшнз и СМИ в государственной службе.


42. Паблик рилейшнз и СМИ в финансовой сфере.

43. Связи с общественностью и СМИ в сфере бизнеса.

Социологические исследования средств массовой информации в структуре ПР-деятельности: задачи, методы и функции.

44. Устойчивые формулы коммуникативного управления и политические пароли.

45.Подготовка ожидания события как эффективная технология спин-доктора.

46.Создание слоганов, лозунгов и "звуковых цитат" (soundbites) как эффективные коммуникативные приемы спиндокторов, спичрайтеров и пресс-сек­ретарей.

47.Требования к телевизионному формату события: драматизм, привлекательность, наличие развлекательного начала.

48. Слухи как элемент информационной ассиметрии в обществах закрытого типа. Манифестации как способ воздействия на общественное мнение.

49.Эффективные приемы профессионального переговорщика. Стадии переговорного процесса.

50.Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций.

51. Стратегические приоритеты избирательной компании.

52. Этапы планирования спичрайтером публичного выступления политика.

53.Нейролингвистическое программирование, психоанализ (модели Э. Фрейда, К. Юнга, Ж. Лакана), групповая психотерапия (психодрама), группы встреч как психотерапевтические методы воздействия.

54.Низкоинтенсивные и высокоинтенсивные технологии коммуникативного воздействия.


Требования к написанию:

Работа предполагает обозначение проблемного поля, наличие плана и последовательной логики изложения вопроса, списка используемых научных источников (не менее 5 изданий). Работа должна начинаться вводным параграфом, целесообразно привести перечень задач работы, необходимо рассмотрение основных фактических идей, посылок, подходов, результатов. В работе также должна присутствовать смысловая часть, касающаяся положительных сторон обсуждаемой темы. Автор должен обосновать с помощью определенной логической цепочки умозаключений свою позицию в этом вопросе.


Требование всестороннего анализа материала предполагает также выдвижение тех или иных посылок «против» приводящихся в анализируемых текстах аргументов. Обсуждение основных идей не должно упускать из виду существующие российские реалии. При возможности в тексте должно быть достаточное количество отсылок к сложившейся российской практике, с точки зрения применимости, продуктивности содержащихся в работе посылок.


Нормативный объем реферата – не менее10 страниц (размер шрифта - 12, интервал - 1).


Задание №4:

Выполнение исследовательского проекта:

Вариант 1. «Реклама в печатных СМИ».

Задание предусматривает контент-анализ рекламных материалов любого печатного издания (газета, журнал) по выбору студента. Оно включает в себя выполнение следующих заданий:


  1. анализ общего объема рекламы в номере (в процентах от общей площади);

  2. подсчет соотношения доли различных видов рекламы (потребительская отдельных видов товаров, инвестиционная, имиджевая, и т.д.) в общем объеме рекламы, принятой за 100%);

  3. характеристика различных видов рекламы в номере (информационная насыщенность, изобразительный ряд);

  4. выявление зависимости рекламы, опубликованной в анализируемом номере, от типологических характеристик издания;

  5. анализ используемых в рекламе гендерных, этнических, профессиональных, возрастных стереотипов;

  6. определение характеристик посредников рекламных сообщений («звезды», «люди из толпы», фантастические существа, животные и т.д.);

  7. определение охвата целевой аудитории через анализ используемых в рекламном сообщении неологизмов, архаизмов, молодежного или профессионального слэнга;
  8. выявление дизайнерски-композиционной эффективности построения рекламного сообщения через анализ основных конструктивных параметров (расположение заголовка, основного текста, насыщенного продающими моментами и иллюстраций, наличие свободного пространства и т.д.).


Требования к написанию:

Задание выполняется письменно и представляет собой анализ произвольно выбранного рекламного сообщения по вышеуказанным параметрам. Нормативный объем реферата – не менее3 страниц (размер шрифта - 12, интервал - 1).


Вариант 2. «Реклама на телевидении».

Задание включает контент-анализ телевизионной рекламы коммерческого продукта или услуги, относящихся к одной товарной категории( например, пиво, косметика, йогурты, шоколад, автомобили и т.д.) по материалам которого студенты заполняют таблицу и отвечают на вопросы.


Единицы анализа

Ролик 1

Ролик 2

Ролик 3

Ролик 4

Ролик 5…

Кто выступает в роли коммуникатора?

















Как может быть выражено вербально содержание рекламного сообщения?

















Каков характер персонажей используемых в качестве посредников?















Какие стереотипные ситуации или социальные персонаж задействованы в сообщении?

















Каков характер используемых вербальных и невербальных кодов (символика, национальные бренды, архаизмы/неологизмы, слэнг)?
















Исходя из содержательно-конструктивных особенностей сообщения, каковы социально-демографические параметры целевой аудитории?

















Вопросы для обсуждения:

  1. Наличествует ли в рекламном сообщении подстройка под определенные потребительские, культурные, национальные, политические гендерные ценности? Каково содержание данного ценностного комплекса и как он используется?

  2. Какую стереотипную идентификацию с персонажами или социальными/бытовыми ситуациями предлагают зрителю создатели роликов?

  3. Какой набор символических инструментов используют рекламисты для конструирования рекламного сообщения (визуальная и аудиальная символика, фоновый контекст, архетипы и стереотипы, слоганы, отсылки к прошлому, настоящему или будущему)?


Требования к написанию:

Задание выполняется письменно и представляет собой анализ произвольно выбранного рекламного сообщения по вышеуказанным параметрам. Нормативный объем реферата – не менее3 страниц (размер шрифта - 12, интервал - 1).



Задание №5.

Творческая разработка:


Вариант 1. Конструирование сообщения социальной рекламы.


Задание состоит из двух последовательных этапов:


  1. Знакомство с материалами о проектах и проведенных кампаниях социальной рекламы, в большом количестве представленными в Интернете на сайте «Социальная реклама.ру».

http://www.socreklama.ru/sr_advactions.php

  1. Аудитория делится на 3-4 группы и с помощью мозгового штурма составляет собственные проекты социальной рекламы.

Требования к выполнению: оценивается готовый рекламный продукт (печатная реклама, аудиоролик, видеоролик, Интернет-баннер) по степени актуальности выбранной социальной проблемы, характеру выраженности апелляции к эмоциональным или социальным мотивам, точности выбора целевой аудитории, исполнительскому мастерству. Полученный за проект балл присваивается всем участникам творческой группы.


Вариант 2. Конструирование политического или корпоративного имиджа.


  1. Знакомство с материалами о проектах и проведенных политических рекламных PR- кампаниях в большом количестве представленными в Интернете на сайтах Центра политического консультирования «Никколо М» (http://www.nikkolom.ru), Центра политических технологий (http://www.cpt.ru), Центра политических технологий «Канон» (http://kanon.ru).

  2. Аудитория делится на 3-4 группы и с помощью мозгового штурма составляет собственные проекты социальной рекламы.

Требования к выполнению: оценивается представленный в печатном, аудио или видеоформате имидж виртуальной политической партии, виртуального политика или корпорации. Имидж должен соответствовать определенному ряду требований, как-то: идентификации с потенциальной аудиторией, идеализации, позиционированию в пространстве конкурентов, акцентуации, продвижению, созданию благоприятного контекста, подключению к репертуару символических ролей. Полученный за проект балл присваивается всем участникам творческой группы.



Вариант 3. Переговорный менеджмент в ситуации кризиса.


Вниманию студенческой аудитории предлагается кризисная экономическая (например, ведение «газовых» переговоров между Газпромом и украинскими газовыми компаниями), этнополитическая (например, проблема определения статуса края Косово), трудовая (трудовые споры о повышении зарплаты) или семейная ситуация. Группа студентов делится на три команды, представляющие две конфликтующие стороны и сторону посредника. В группе моделируются переговоры с участием посредника, ход и результаты которых оцениваются с позиций владения мастерством переговорщика при отстаивании своих интересов и способности идти на компромисс.


Требования к выполнению: оценивается, насколько представленные команды сумели применить эффективные приемы профессионального переговорщика, как-то: переход на язык оппонента, концентрацию на интересах, а не на позициях, настояние на принципиальном урегулировании, креативность в предложении вариантов урегулирования. Полученный за участие балл присваивается всем участникам творческой группы.


Приложение: Таблица весовых коэффициентов предложенных в курсе «Коммуникативные технологии» заданий.


Вид задания

Вес задания

Тестовое задание

0,1

Эссе

0,2

Реферат

0,2

Исследовательский проект

0,3

Творческая разработка

0,2


Итого






Доцент кафедры

связей с общественностью ТГУ Глухов А.П.