litceysel.ru
добавить свой файл
1




Композиция, точки зрения – 1


Композиция в различных теориях понимается по-разному.


Б.А. Успенский (Поэтика композиции [1970] // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 7–218) понимает под композицией всю структуру текста, способы организации текста в единое повествование. Конструктивным фактором композиции является взаимодействие точек зрения на разных уровнях – в плане идеологии, в плане фразеологии, в плане пространственно-временной характеристики и в плане психологии:

  • «Предполагается, что структуру художественного текста можно описать, если вычленить различные точки зрения, т.е. авторские позиции, с которых ведется повествование (описание), и исследовать отношение между ними (определить их совместимость или несовместимость, возможные переходы от одной точки зрения к другой, что в свою очередь связано с рассмотрением функций использования той или иной точки зрения в тексте)» (с. 14).


В. Шмид в «Нарратологии» (с. 158–159) понимает под композицией этап сюжетной организации текста. В его четырехуровневой порождающей модели сюжета [1) события; 2) история; 3) наррация, 4) презентация наррации – см. подробнее предыдущий хэндаут] композиция – это приведение событий, элементов истории (= фабулы) в искусственный порядок (= сюжет), а ее результатом является наррация.

Основными приемами композиции в этом понимании являются:

а) линеаризация (= выстраивание в последовательную линию эпизодов) одновременно совершающихся в истории событий;

б) перестановка частей истории (этот прием факультативен).

В.И. Тюпа («Анализ художественного текста», с. 48–65, 103–104, 124–125) понимает под композицией построение субъектного уровня организации текста (кто и как говорит) в противоположность объектному уровню (о чем говорится; фиктивный мир, фабула и сюжет). → См. подробнее хэндаут 3.


  • «Термин “композиция” в литературоведении настолько многозначен, что пользоваться им крайне неудобно. <…> Однако литературоведческому понятию композиции легко можно вернуть определенность, исходя из того, что в литературе “построение” означает прежде всего дискурсивную организацию целого как натурально-языкового высказывания, т.е. предполагает организацию говорения в пределах текста. <…> Ни одно слово текста, за исключением заглавия, автору приписано быть не может. Ему принадлежит только целое текста. Всякое же высказывание в рамках текста является высказыванием действующего лица, повествователя или лирического героя определенных типов, тогда как автор литературного произведения, подобно режиссеру спектакля, говорит лишь чужими устами. Он “облекается в молчание. Но это молчание может принимать различные формы выражения” [Бахтин]. В компоновке разного рода монологов и диалогов и состоит композиция литературного произведения в собственно литературоведческом ее понимании» (с. 48–49).


Таким образом, композиция в понимании В.И. Тюпы – это система внутритекстовых дискурсов, т.е. (в данном случае) сегментов текста, характеризующихся единством субъекта и способа высказывания. Смена субъекта речи – наиболее очевидная граница между двумя соседними дискурсами.


Основные композиционные формы литературного письма, по В.И. Тюпе, – это следующие способы высказывания:


Модификации повествования:

сказовое повествование – относительно субъективное, оценочное изложение событий нарратором, наделенным локализованной (в фиктивном мире) точкой зрения и более или менее ограниченным кругозором; при наличии достаточно определенной речевой маски нарратора такое повествование называется сказом;

хроникерское повествование – относительно объективное, свидетельское описание событий их непосредственным участником или наблюдателем со своим кругозором;


аукториальное повествование – повествование с всеведущим («божественным», «олимпийским») нарратором; он не связан определенной позицией во времени и пространстве, при наличии которой событие открывается сказовому повествователю или хроникеру лишь частично.

Диалог – речевые жесты, адресованные от одного персонажа к другому; графически оформленная в виде диалога медитация или рассказ в рассказе диалогами в данном случае не считаются.

Медитация – дискурсивно выделенные рассуждения самого нарратора (в том числе сказового или хроникера) или лирического героя, не являющиеся повествованием или диалогом. Медитация – это комментирование происходящего, но не собственно рассказ о событиях, т.е. на уровне фиктивного мира она, в отличие от модификаций повествования, не обладает нарративностью и обращена не к сюжету, а к читателю.

Дискурсы цитатного типа – письмо, дневниковая запись, документ, вставной рассказ и другие разновидности текста в тексте.


NB:

1) Описания времени и места действия и описания психологических характеристик персонажей и ситуаций сюда в общем и целом не относятся, т.к. принадлежат не субъектному, а объектному уровню организации повествования. Описания могут анализироваться с субъектной стороны, только если являются предметом для медитаций.

2) Вставной рассказ и другие разновидности текста в тексте – это более сложное явление, в свою очередь раздваивающееся на субъектный и объектный уровни организации.

В композиции лирических текстов конструктивная роль принадлежит не повествованию, а медитации; в композиции драматургических текстов конструктивная роль принадлежит диалогу. При этом внешне один способ высказывания может имитировать другой – например, в лирике медитация может реализоваться в тексте «под маской» повествования или диалога (например, в балладе или поэме).