litceysel.ru
добавить свой файл
1
Классное мероприятие, прошедшее в 5 а классе.


Праздник «Здравствуй, милая картошка!»

Цель:

Познавательная: Познакомить учащихся с сельскохозяйственной культурой - картофель. Знать, что содержит картофель, биологическая ценность клубней, лечебные свойства. Как картофель попал в Россию.

Уметь отвечать на вопросы викторины «всё о картошке».

Развивать мышление учащихся, сообразительность, повышать кругозор, познавательные способности, повышать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать у учащихся внимание, чувство коллективизма, бережное отношение к продуктам питания «картошке».

Предварительная подготовка


  1. Оформление класса. Газеты на темы: «Это полезно знать», «Советы кулинарам».

  2. Выставка поделок «Картофельная фантазия».

  3. Учащиеся готовят пословицы и поговорки о картошке. Стихи и песни о картошке.

  4. Конкурс на лучший рецепт из картошки.

  5. В конце угощение пирожками из картошки.
    Ход праздника

Ведущий 1.Картофель относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур. Прежде всего, это ценный продукт питания, его называют вторым хлебом, и не случайно, как и хлеб, он никогда не приедается и обеспечивает полноценность питания. Главным является крахмал, в зависимости от сорта в клубнях содержится от 14 до 22 % крахмала. Белок картофеля по его биологической ценности стоит выше белков многих растений из-за содержания ряда незаменимых аминокислот. Если питательная ценность белка куриного яйца принять за 100 %, то ценность белка пшеницы составляет 65%, а картофеля-85 %. Кроме крахмала и белка картофельные клубни содержат 0,13 % сахара, 0,2% жира, 1% клетчатки и примерно 75% воды. 1 кг клубней даёт 840 килокалорий, в сутки нужно употреблять 300-400 г картофеля, в клубнях содержится витамины. С, В|, В о, Вб, А, К, а также много солей кальция, калия, железа, йода, серы, которые необходимы для нормального протекания физиологических процессов в организме человека. Во многих странах широко развита переработка картофеля в полуфабрикаты, картофельную муку, хлопья, жареный картофель, чипсы и др.


Большое количество картофеля перерабатывается на крахмал, спирт. Большое значение имеет картофель как кормовая культура, особенно для крупного рогатого скота, свиней, птиц. Добавление в рацион картофель значительно повышает молочную продуктивность коров, 1 т картофеля, скормленного свинье, даёт не мене 60 кг привеса. Ведущий 2. Сегодня мы познакомимся с одной из ценных культур, про которую говорят: «Картофель - хлебу подпора». «Картошка - хлебу присушка».

Выращивать картофель, всё равно, что собирать три колоса там, где рос один. Путь,
который проделал картофель, был труден и долог.
МУДРЕЦ. Я великий чародей, Убедился я с годами:

Друг и взрослых и детей. Чудеса - то рядом с нами.

Мне подвластно всё кругом.... Вот пример вам, чудо-крошка.

Сделать ночь могу я днём,

Заглянуть могу в века, (показывает)

Улететь под облака. Что в руках моих?

Вам скажу я по секрету,

Много я бродил по свету. ВСЕ. Картошка.

Отросла за те года

Вот такая борода.

1

МУДРЕЦ
. Было с ней чудес не мало,

К нам пока она попала.

Путь был долог и далёк

С Запада и на Восток.

Силой чар волшебных, дивных,

Покажу вам путь тот длинный.

Тишина! Прошу внимания! Начинаю заклинание Ахалай и Махалай, куры- муры и Банзай, Землю всю покрыл туман, мы летим за океан.

Убегает.

ВЕДУЩИЙ 2. Это было очень давно, более 400 лет назад. Далеко в противоположной части света протянулась вдоль Тихого океана эта деревня гористая страна, где предки американских индейцев нашли клубни картофеля и стали сажать его у своих жилищ. Климат Перу своеобразный: днём жарко, а ночью холодно, морозно. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днём сушили на солнце и называли его «чунБо», а клубни картофеля «паппо».


• Ученик. О, младший брат наш молчаливый,

На священном плоскогорье Воздаём тебе мы славу. На твоих подземных стеблях Уродилось много паппо.

• Ученик. Мы из паппо заготовим

Много, много сладких чуньо, И для этого на камнях Паппо мы скорей рассыплем, Пусть мороз холодный ночью Заморозит сладкий паппо, Солнце днём его подсушит.

• Ученик. Не страшна теперь зима нам,

Больше в доме не услышим

Плач детей наших голодных,

Улыбаться станут жёны.

Нашим воинам-мужчинам

Дашь им мужество и силу

ВЕДУЩИЙ 3. Итак, картофель начал своё путешествие в Испанию, затем в Италию, в Англию. В конце 16 века произошла любопытная история с картофелем во Франции. Когда началась Семилетняя война, молодой французский аптекарь Пирмантье пошёл на фронт санитаром и попал в плен, где в тюрьму ему принесли еду из картофеля с солью. Она показалась ему вкусной, питательной. Прошло 6 лет, и Пармантье, вернувшись из плена, пропагандирует эту культуру.

ПЕРМАНТЬЕ

Не король я, не граф и не лекарь, Не философ, а просто аптекарь, И, конечно, не знатного рода, Но люблю помогать народу. Чтоб ему хорошо было жить, Я картофель хочу посадить.

'

ВЕДУЩИЙ 3 Он добился выделения ему небольшого участка земли и посадил на нём картофель, выставив днём для охраны солдат. Ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти в огород и взять клубни, чтобы посадить у себя дома. На родине Пармантье стоит памятник учёному, у которого в руках букет цветов картофеля.

МУДРЕЦ.
В биографии картофеля есть немало любопытных фактов. В 18 веке прусский король вёл с Австрией войну. Прусаки стремились главным образом уничтожить картофельные поля, что составляло основу питания населения, так эта война получила название « картофельной».

ВЕДУЩИЙ 2. В Россию картофель был завезён Петром 1. Только после Октябрьской революции произошло второе рождение картофеля. По его производству мы занимали 1 место.


Песня «Картошка» (поют дети) (сл. Л. Коростина, муз. Н. Подколъской)

1. Пеките, путники, в золе

В ненастный день картошку, Тогда о доме и тепле Взгрустнется лишь немножко.

П. Р. ИПЕВ. И мы печём её, печём, Томим под угольками. Нам дождь и ветер нипочём, Когда картошка с нами.

2. Туристы добрые в запас
Берут щепотку соли,
Она найдётся и у нас,
Людей мы хуже, что ли?

П. Р И П Е В

3. Хотя взыгрался аппетит,
Повременим немножко,

Кто зря спешит, людей смешит-Сырую ест картошку.

ВЕДУЩИЙ 1. Пишут нам, недавно состоялось Общее собранье овощей. Были там и перец и петрушка, Огурец, салат и лук-порей. Председатель-господин Картофель, Страшно был доволен и польщён Тем, что, избранный единогласно, Открывал и вёл собранье он. Поблагодарив всех за доверье, Начал председатель свой доклад.

КАРТОФЕЛЬ. Знаю обо мне все-все на свете: Богачи и те, кто небогат. Всяк меня по - своему готовит, Варит кто, кто жарит, кто печёт. Но едят меня повсюду, и повсюду Мне за это слава и почёт. Но должна я вам сказать, Без картошки на отлично Ни поесть, ни поплясать. Даже вкусный огурец Лишь с картошкой молодец. Хоть сердит зелёный лук, А картошке - лучший друг. Из картошки там и тут Нужный делают продукт. И недаром ведь картошку Вторым хлебом все зовут.

ВЕДУЩИЙ 2
Продолжаем путешествие с картошкой. Впервые европейцы узнали вкус картофеля всего 400 с небольшим лет тому назад. Родина картофеля - Южная Америка (Чили, Перу), где он и сейчас произрастает в диком виде в горных районах.

УЧЕНИК Испанцы, завоевавшие в конце 15 века территорию по западному побережью Южной Америки, обнаружили там совершенно незнакомый им продукт питания, который у местных жителей назывался чуньо. Это были высушенные клубни. Хранить сырой картофель ещё не умели, поэтому индейцы рассыпали вымытые клубни, на солнце сушили, а затем оставляли на ночь на морозе. Промораживание картофеля способствовало удаление влаги, снижало горечь клубней. В результате промораживания и сушки получался белый крахмалистый продукт, который отлично хранился и спасал жителей Анд от голода зимой в неурожайные годы. Испанские завоеватели, нагружавшие свои корабли золотом и серебром, не подозревали, что самым ценным грузом на их кораблях были скромные плоды земли—клубни картофеля, которые они взяли с собой в дорогу.


ВЕДУЩИЙ 1.
Первое сообщение о картофеле было сделано в Испании путешественником Педро Чьеза де Леоном в 1553 г. А вот ботаническое название этому растению дал швецарский ботаник Каспар Бохен. В своей книге он назвал его «картофель обыкновенный». Долгое время картофель выращивали в ботанических садах и на аптекарских огородах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои причёски его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания. УЧЕНИК. Весьма недружелюбно встретили земляные яблоки (так называли во Франции картофель) французы. Подозрительное отношение к картофелю, разные предрассудки поддерживались церковниками, которые называли картофель «чёртовыми яблоками». Они утверждали, что это растение разносит проказу, вызывает «одурь». Оказывается, известные в ту пору сорта содержали много солонина, веществ, которые придают клубням горький вкус, а в больших дозах вызывают отравление. Со временем признание картофеля всё возрастало. Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. Но распространение этого растения не обходилось без курьёзов. В Индию, Иран и другие страны картофель попал из Европы в 18 веке, а в Китай ещё раньше, в начале 17 века. В конце 17 века это растение было завезено в Россию. Пётр 1, находясь в это время в Голландии, послал Б. Шереметьеву

мешок картофеля. В 1736 г. Картофель уже значился в каталоге растений Петербургского аптекарского сада. Распространения картофеля у нас проходило очень медленно. Неприязненное отношение к новой культуре было вызвано не только предрассудками, но и тем обстоятельством, что ввезённый в Европу картофель не был такой кА современный, у него была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население ещё незнало, какими способами надо его выращивать, его сеяли густо, растения затеняли друг друга, давали ещё более мелкие клубни, менее вкусные. В 1770 г. Были описаны способы выращивания этого растения.


УЧЕНИК.
Труден был путь картофеля по странам Европы, но, в конце концов, эта культура завоевала всеобщее признание. Крылатая фраза «картофель- второй хлеб» стала истиной. Картофель имеет и лечебные свойства. Свежеприготовленный сок картофеля издавна применяется в медицине как хорошее средство против изжоги, при лечении заболеваний желудка: гастрита, язвенной болезни. При заболевании верхних дыхательных путей, сопровождающим упорным сильным кашлем, применяется картофельные поровые ингаляции, а свеженатёртую кашицу используют при лечении ожогов и экземы. Широко применяется в медицине крахмал, его принимают в виде киселя при отравлениях, используют в виде присыпки и сухих компрессов. Картофель применяется в лечебном питании как ценный диетический продукт. Благодаря наличию солей калия он используется при заболеваниях почек и сердечно- сосудистой системы.

РЕЦЕПТЫ

. (Можно использовать как советы и для оформления стендов)


  1. Людям с больными почками народная медицина рекомендует, есть побольше
    варёной тёплой картошке в мундире, очищенной только перед употреблением.

  2. Ингаляции старинным способом: 1 часть свежих чистых очистков картофеля
    варить в кастрюле с плотной крышкой в 8 частях воды. После готовности быстро
    открыть крышку, всыпать 1 стакан измельчённого лука и добавить 1 стакан мёда,
    закрыть крышку и снять с огня. Уложить больного в постель, у изголовья больного
    поставить табурет с кастрюлей, открыть крышку, накрыть голову больного
    одеялом. Больной должен дышать паром как можно дольше, пока масса неостынет.
    После ингаляции больной должен выпить горячий чай с мёдом и под одеялом
    уснуть. После сна ангина проходит. Отвар применяется также при заболеваниях
    верхних дыхательных путей, О Р 3.

  3. Свежеприготовленный картофельный сок пить по 0,5 стакана за 30 мин до еды 2-3

    раза в день при изжоге с повышенной кислотностью желудочного сока.


  4. При гипертонии полезно есть побольше печёного картофеля в «мундире» вместе с
    кожурой, он положительно влияет на сосуды, снижает кровяное давление.

  5. Чтобы избавиться от бородавок, разрезанную сырую картофелину нужно
    приложить срезом к бородавке и привязать на ночь.

  6. Другой способ: сырую картофелину разрезать вдоль на 12 частей, брать каждую
    часть и тереть ею бородавку в течении 1 мин, а затем завернуть картофель в
    тонкую тряпку и бросить в навоз. Картофель сгниёт, бородавка пропадёт.

  7. Разгрузочные дни рекомендуется проводить с использованием в меню только
    печёного картофеля с кожурой или сваренного в «мундире» в течении 2-3 дней.
    Необходимо съедать 1-1,5 кг картофеля с двумя стаканами сладкого чая. Диета
    рекомендуется тучным людям при нарушении обмена.

На вопросы викторины отвечают ученики.

ВИКТОРИНА

  1. Откуда и кем завезён картофель в Россию? (из Голландии, Петром 1)

  2. Когда прошли картофельные бунты в России? ( 1842 г., после указа Николая 1 об
    обязательной посадке картофеля.)

  3. Назовите способы размножения картофеля. (Клубнями, частями клубня, глазками,
    ростками, черенками, семенами.)

  4. Что представляет собой клубень картофеля? (Подземный побег)

  5. Является ли корнем растения? (нет)

  6. К какому семейству относится картофель? (Паслёновых)

  7. Почему подмороженные клубни сладкие? (В них крахмал превращается в сахар.)

  8. Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в пищу? (На свету
    часть крахмала в клубнях превращается в ядовитое вещество - солонин.)

  9. Какие условия нужны для хранения картофеля? (Температура +2...+4 °С,
    влажность 85 - 90 %.)

  10. Белые кисти- напрасный наряд,
    Зелёные кисти- опасный яд,

А под ногой- клад дорогой! (Картофель.)

11. Вот соль тебе, вот ложка, сварили к ужину ... (Картошку.)

12. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под
яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был один, а урожай разный, почему? (
Большой урожай получат с делянки на открытом месте, так как у этих растений
фотосинтез протекал активнее, и быстрее идёт процесс накапливания органических
веществ, крахмала.)


  1. Двое учащихся выращивали картофель одного сорта. Они поливали, рыхлили
    почву, подкармливали и окучивали её одинаково. Один из них оборвал у картофеля много
    листьев, а другой удалил только боковые побеги, цветы. Кто соберёт урожая больше и
    почему? (Первый соберёт урожая меньше, так как мало листьев осталось, а второй -
    больше, у его картофеля больше листьев и больше крахмала будет оттекать к клубням в
    процессе фотосинтеза.)

  2. Можно ли клубень картофеля назвать плодом? (Нет, в нём нет семян.)

Игра «Весёлый наборыцик» Составьте из всех букв, входящих в слова, названия разных блюд.



К

Р

О

Т

+

К

А


Ш

А










Р

О

Т

А

+


С

Е

Н

И




К

Е

Т

А

+


Т

Р

О

Н




Т

О

С

К

А

+

П

А

Р


+

Ш

О

В

Б

О

Б

Р

+

Р

Е

Д

У

Т




Т

Е

Н

Б

+


С

У

Д










Ответы: Картошка, осетрина, антрекот, простокваша, бутерброд, студень.

Игра «Кто это ? Что это ?»

Подмосковная ворона

Мне доставила пакет.

В нём широкий листик клёна,


Что ни строчка, то секрет.

«Кар!»

А рядом в клетках пусто.

Поразмысли, посиди

И с вороньего на русский

Все слова переведи.

Я подсказкой помогу:

Буквы нужные - в кругу.












К

А

Р



















К

А

Р













К

А

Р

















К

А

Р































К

А

Р




Ответы: Пекарня, маскарад, лекарство, картошка, пескарь.

СТИХИ «Картошка» (шутка)

Посадили мы картошку,
Мама - в поле, я - в саду.
Мама - много, я - немножко,
Я всего одну гряду.

Чтобы моя росла скорей,
Я весь день тружусь над ней.
Я минуты неподвижно
У картошки не сижу.

То подальше, то поближе
Я её пересажу.
- Будет чудо-огород,
-Говорит сосед Серёжка,

-Да не вырастет картошка, Несмотря на твой уход.


Песня «Картошка»

(слова 3. Александровой, музыка Е. Тиличеевой.)

1

Мы возьмём лопаты,

Да и в путь-дорожку!

Мы копаем-помогаем

Выкопать картошку.

ПРИПЕВ Картошка, картошка, Урожай богатый. И не зря, не зря картошку Любят все ребята.

2

Наша скороспелка Оттого вкуснее, Что пришлось ребятам летом Повозиться с нею. ПРИПЕВ

3

Лишь закат осенний Озарит окошки, Мы в костре, в золе горячей Испечём картошки. ПРИПЕВ

4

В грузовой машине Мчимся по дорожке. Наши песни распеваем На мешках картошки. ПРИПЕВ

Стихи «Картошка»

(Инсценировка.)

Пришла весна. И вот в начале лета Ботва картофеля покрылась скромным цветом. В сторонке одуванчик цвёл. Так он Был страшно удивлён и раздражён: ~ Ты кто такой? Откуда мог ты взяться? Как не стыдишься ты передо мной являться? ~ Я кто такой? Картофельный цветок. Не знаю, чем я помешать тебе здесь мог? — Картофельный цветок? Ну, хоть убей не знаю. И не слыхал, и слышать не желаю. Мне нежность, красота дарованы в наследство, И не к лицу твоё мне грубое соседство.

Но к осени хвастун отвёл стыдливо взгляд. Он жалок стал и лыс, всех тише, всех покорней. А под ботвой в земле образовался клад. Всё дело не в наружности, а в корне.

8

Класс разбивается на две команды, и соревнуются.

Игры, аттракционы.

1. «Картошка на ложке».

Нужно пробежать держа в обеих руках по ложке с картошкой, не уронив.

2. «Поджарить картошку на сковородке».

С расстоянии 4-5 м забросить 5 картошек на сковородку (тарелку) так, чтобы они не упали.

3. «Попробуй, накорми!»

На большом листе нарисована голова поросёнка. Участники с 10 шагов бросают картошки в рот поросёнку.

4. «Посадка картофеля»

На расстоянии 20 шагов от линии старта нарисовать 10 кружков-лунок. Ребята получают по мешочку с картошкой, по команде первый игрок бежит и сажает в лунки картошку, второй игрок - собирает. Чья команда быстрее. Если картофель выкатился, нужно вернуться и положить его обратно в лунку.

5. «Эстафета, или кто быстрее».

Ставят два стула на расстоянии 20 шагов, в руку дают картошку. По команде игроки оббегают стул, возвращаясь к команде, передают картошку другому.

В конце вечера угощение блюдами из картошки «пирожки с картошкой».