litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


Министерство образования Российской Федерации

Байкальский государственный университет экономики и права


СОЦИОЛОГИЯ

Конспекты лекций


для всех специальностей и всех форм обучения


Издательство БГУЭП


2002



Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права


Составители: д-р экон. наук, проф. Н.М. Токарская (темы 11, 13), д-р экон. наук, проф. Б.Л. Токарский (темы 3, 5, 9), канд. филос. наук, доц. Л.Н. Синицына (темы 4, 7, 15), канд. экон. наук, доц. Т.Г. Бахматова (темы 1, 8, 14), канд. экон. наук, доц. И.С. Карпикова (темы 2, 6, 10, 12), ассист. Е.И. Нефедьева (темы 6, 10)

(кафедра социологии и социальной работы)


Социология: Конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения / Сост.: Н.М. Токарская, Б.Л. Токарский, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. – 63 с.


Конспекты лекций составлены на основе Государственного образовательного стандарта РФ.

Предназначены для самостоятельного изучения курса социологии студентами всех факультетов и всех форм обучения.


Издательство БГУЭП, 2002

Оглавление


Оглавление 3

Характеристика парадигм 5

Объективность 5

7

Социология и психология. Особенно трудно провести разграничение между социальной психологией и социологией личности, но такие различия можно сформулировать: 7

Исследование бедности в XX-м веке 34

Взаимосвязь экономической и социальной сфер находит свое отражение в протекании всех социально-экономических процессов. Каждый социальный процесс регулируется определенным социальным механизмом. 51


Социальный механизм развития экономики – устойчивая система поведения и взаимодействия социальных групп в экономической сфере. Сочетает в себе элементы как экономической так и социальной сфер. 51

Экономическая сфера представлена совокупностью отношений в сфере производства, экономическим положением социальных групп и результатами их экономической деятельности. 51

Социальная сфера представлена: социальной структурой, в которой различные группы занимают определенные места; активностью этих групп; социокультурными факторами, реглирующими активность; результатами социально-экономической активности. 51

Элементы организации (целевой подход): 57

Основные понятия, необходимые для построения 57

концептуальной схемы целевой организации: 57

Вопросы к зачету (экзамену) 63

Список основной литературы 66


Тема 1. Предмет социологии.

Структура социологического знания


План

  1. Предмет и объект познания социологии.

  2. Функции социологии. Структура социологического знания.

  3. Социология в системе социогуманитарных наук.




  1. Предмет и объект познания социологии

Соотношение объекта и предмета изучения науки может быть двояким:

1.Объект - то, на что направлено изучение в рамках данной науки. Предмет - наиболее значимое в данном объекте, отражающее его сущность.

2.Объект - реальность, существующая и развивающаяся по своим собственным законам, независимо от наших представлений, понимания. Предмет – результат абстрагирования, логических действий, основанных на опыте, знаниях исследователя, принадлежности к той или иной научной школе.

Объект изучения социологии – общество. Предмет изучения отражает специфику социологического знания и описывается в научных категориях социологии:


  • социальная общность – устойчивая совокупность людей, обладающих общими целями, признаками и взаимодействующих между собой. Именно в процессе взаимодействия возникает понятие «социальное»;

  • социальный институт – устойчивая форма деятельности по удовлетворению базовых человеческих потребностей. Основные социальные институты - религия, семья, образование, политика, экономика;

  • социальное действие – действие, ориентированное на другого (других), социально значимое;

  • социальный процесс – совокупность социальных действий;

  • социальная стратификация – структурированное неравенство.

Конкретное определение предмета социологии и социологии как науки зависит от их понимания в рамках той или иной научной парадигмы. Классификация научных социологических парадигм может быть осуществлена на основе различных критериев (таблица 1, рис. 1).

Существуют межстрановые различия и традиции в понимании предмета социологии. К середине ХХ века сложились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. В рамках европейской традиции особое значение уделяется надиндивидуальному в регуляции поведения человека и групп людей (проблемно ориентированная социология). Американская социология – наука преимущественно о человеческом поведении (предметно ориентированная).

Таблица 1

Характеристика парадигм1





Парадигма

Классика

Модерн

Постмодерн

Основной элемент

Объект познания


Метод познания

Субъект познания

Основной вопрос

Что? (познается)

Как? (познается)

Кто? (познает)

Основная проблема

Объяснение

Понимание

Описание

Основная ценность

Объективность


Рациональность

Креативность

Основное ограничение

Догматизм

Технократизм

Субъективизм




  1. Функции социологии. Структура социологического знания

Основные и универсальные функции: познавательная, практическая, прогностическая.

Дополнительные и специфические: гуманистическая, идеологическая, диагностическая, воспитательная, мировоззренческая и др.

I. Уровни социологического знания на основе идей Р. Мертона:

1. Уровень эмпирических (конкретно-социологических) исследований - эмпирия преобладает, теоретические идеи значимы на стадиях постановки проблемы, разработки гипотез исследования, интерпретации полученной информации.

2. Социологические теории среднего уровня – соотношение эмпирии и теории равнозначно. Цель - осмысление результатов, полученных на первом уровне, выявление и анализ причинно-следственных связей и отношений. Все основные социальные подсистемы изучаются соответствующей социологической теорией, имеющей свой объект и предмет изучения.


3. Высший уровень социологии - общесоциологические теории. Цель - изучение общества как системы.

II.

1. Фундаментальные (теоретические и эмпирические) исследования. Цель - приращение знаний, открытие новых закономерностей, составляющих основу социологии.

2. Прикладные социальные исследования. Цель - обоснование практических рекомендаций, направленных на изменение изучаемых объектов и решение проблем.


  1. Социальная инженерия. Цель - внедрение рекомендаций.

III.

1. Макросоциология. Предмет изучения - общество как целостный социальный организм, социальные институты, социальная структура.

2. Микросоциология. Предмет изучения – социальное поведение, взаимодействие.





Рис. 1. Классификация социологических парадигм1


3. Социология в системе социогуманитарных наук

Два подхода к пониманию места социологии в системе наук: первый - редукционизм, отрицающий специфику социологического знания и второй, в рамках которого социология считается наукой, имеющей специфический предмет и методы анализа, интегрирующей знания, получаемые в системе общественных наук.

Социология и философия. Критерии демаркации установлены в 20-30-е годы XX века:

  1. Основные положения социологии эмпирически проверяемы, в то время как многие философские идеи в принципе не проверяемы на практике.

  2. Одна из основных функций социологии – прикладная, философское же знание имеет только опосредованный выход на решение практических задач.
  3. Философия изучает проблемы, которые значимы для любого народа, эпохи, цивилизации. Социология имеет целью изучение и решение проблем современного реального общества, а не общества вообще.

  4. Объект изучения социологии уже, чем объект изучения философии.

  5. Социологический анализ основывается на собственном категориальном аппарате, соответствующем основным социологическим парадигмам.

  6. Пользуясь общенаучными философскими методами, социология, тем не менее, имеет свои особенные методы сбора и анализа информации.


следующая страница >>