litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4

Элементы организации (целевой подход):

1.Социальная структура:


  • нормативная структура – ценности, нормы, ролевые ожидания;

  • фактический порядок – поведенческая структура.

2. Цели:

основные

  • Цели - задания - определяются организацией более высокого порядка;

  • цели – ориентации – совокупность целей участников организации;

  • цели – системы – стремление сохранить организацию как единое целое

производные

  • стимулирование работников, повышение качества, укрепление дисциплины и т.д.

3.Технологии

  • система физических объектов, составляющих организацию;

  • совокупность знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организаций («ноу-хау»);

  • физические объекты плюс человеческая активность.

4.Внешнее окружение: государство и политическая система, экономика, культура и др.

Основные понятия, необходимые для построения

концептуальной схемы целевой организации:


Иерархия-

  • централизация;

  • личная зависимость;

  • власть.

Управление-

  • целевое управляющее воздействие (целеполагание и целеосуществление);

  • сомоорганизация.




  1. Типология организаций

Основные классификационные признаки:

  • происхождение (естественные, искусственные, естественно-искуственные);

  • наличие признаков организации (собственно организации, полуорганизации);

  • цели (деловые организации, союзные организации);

  • уровень организационной системы (первичные организации, надорганизации);

  • степень формализации отношений (формальные, неформальные);


  • по характеру взаимодействия с обществом (открытые, закрытые).


Особенности искусственных организаций: ориентация на определенные социальные потребности, целенаправленность, единый центр управления, иерархическая структура, интегрированный характер.

Особенности естественных организаций: отсутствие целей создания, универсальный характер деятельности, гибкая структура управления.

Особенности естественно-искусственных организаций: целостность, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность к саморазвитию.


Классификация А.И. Пригожина

«Деловые» организации» (предприятия, учреждения). Создаются отдельными предпринимателями и более широкими системами: государством, местной властью, АО, партиями и т.д. Участие в этих организациях дает доход, заработную плату.

«Деловые» организации»:

1.Первичные организации:

-предприятия;

- учреждения.

2.Надорганизации:

-корпорации;

- ведомства;

-региональные органы управления.

Союзные (общественные) организации. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от подчиненных. Членство дает удовлетворение политических, культурных, социальных, творческих и иных интересов участников.

Союзные организации:

1.Ориентированные на потребности общества

-политические;

- проблемные;

- творческие.

2.Ориентированные на потребности своих членов

-корпоративные;

-взаимопомощи;

-любительство.

Ассоциативные организации - образования, имеющие ряд признаков организации: автономию, стабильность состава, иерархию и др.

Классификация Н. Смелзера
  • Добровольные ассоциации. Свойственны три основные черты: образована для защиты общих интересов ее членов; членство является добровольным; организация этого типа не связана с правительственными органами.


  • Тотальные учреждения (больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться; тюрьмы; военные казармы, закрытые учебные заведения и пр.; мужские и женские монастыри).

  • Бюрократии. Для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающееся в иерархии власти.




  1. Корпоративная культура: понятие и основные элементы

Организационная культура - совокупность норм поведения, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым большинством или определяемым сверху базовым ценностям.

Организационные ценности:


  • общие ценности, определяющие функционирование организации (стабильный заказчик, результативность деятельности, эффективность, социальная политика и др.);

  • внутриорганизационные ценности (дисциплина, стабильность поведения работников, творчество, инициатива и др.).

Совокупность ключевых ценностей - «кредо», «миссия» «философия» предприятия.

Знаково-символическая система


  • Мифология - система словесных символов (метафорические истории, «герои» и др.);

  • Обряды, ритуалы (посвятительные обряды, церемонии проводов, совместные обеды и т.п.);

  • Стиль одежды, знаки отличия статуса, награды и т.д.
Типология корпоративной культуры
Классификация С. Ханди

  • Культура «Власти» или культура «Зевса»;

  • Культура «Роли» или культура «Аполлона»;

  • Культура «Задачи» или культура «Афины»;


  • Культура «Личности» или культура «Диониса».

Классификация Г. Хофштеде

  • «Коллективистская» и «индивидуалистская» культуры;

  • Культуры с низким и высоким индексами по признаку «дистанция власти»;

  • Культуры с низким и высоким индексами по признаку «стремление к избежанию неопределенности»;

  • «Женская» и «мужская» культуры.

Классификация Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди

  • Высокий риск, быстрая обратная связь;

  • Высокий риск, большие инвестиции, медленная обратная связь;

  • Низкий риск, быстрая обратная связь;

  • Низкий риск, медленная обратная связь.

Классификация Р. Блез и Ж. Матетона

  • Сильная ориентация на личность и сильная ориентация на экономическую эффективность;

  • Слабая ориентация на личность и слабая ориентация на экономическую эффективность;

  • Сильная ориентация на личность и слабая ориентация на экономическую эффективность;

  • Слабая ориентация на личность и сильная ориентация на экономическую эффективность.

Классификация И. Оучи

  • Рыночная культура;

  • Бюрократическая культура;

  • Клановая культура


Литература

  1. Алексич М.Т. Социология и менеджмент. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995. – Гл.3.

  2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – Гл. 1, 2, 15.

  3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2000. – Лекции 5, 6, 7.
  4. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов / Пер. с фр. Е.О. Пучковой – М.: Nota Bene, 2000. – Гл. 9.


  5. Удальцова М.В. Социология управления: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА.- М., Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – Гл. 1, 2.

  6. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – Гл.1-6.

  7. Щербина В.В. Социальные теории организаций: словарь. – М.: ИНФРА, 2000.


Контрольные вопросы

  1. В чем состоит отличие социологии организаций от смежных дисциплин, имеющих организацию в качестве объекта изучения?

  2. Сформулируйте принципиальные характеристики основных концептуальных моделей организаций. Какая модель является доминирующей в настоящее время? Почему?

  3. Что такое сетевая организация? В чем ее отличие от других организаций? Каковы особенности корпоративной культуры в сетевой организации?

  4. Что означает понятие «активная социология»?

  5. В чем состоит особенность социологического подхода к изучению и решению проблем функционирования организаций?

  6. Как корпоративная культура соотносится с доминирующей культурой?


Тема 15. Социология общественного мнения


План

  1. Общественное мнение как социокультурный феномен.

  2. Сущность общественного мнения и специфика его функций.

  3. Общественное мнение как объект социологического исследования.




  1. Общественное мнение как социокультурный феномен

Особенность этого вопроса состоит в том, что в краткой форме следует изложить большую проблему значимости общественного мнения в истории и конкретной социокультурной сфере. Ведь оно возникло задолго до того, как появилась возможность его исследовать. Во все периоды человеческой истории оно было весьма привлекательным феноменом культуры, многогранным и сложным до такой степени, что проблема дефикации актуальна и в настоящее время.


В зависимости от особенностей культуры, от характера социальных связей и отношений интерпретировалась значимость общественного мнения: его возводили до статуса Гласа Божиего и ниспровергали до психической энергии иррациональной толпы. Вместе с тем, сила его проявлялась с такой очевидностью, что откровенно игнорировать общественное мнение всегда считалось политическим безрассудством.

Важно отметить, что общественное мнение воздействует на различные сферы жизнедеятельности людей, включая экономические, политические, социальные, идеологические, а также различные социальные системы и институты: экономику, политику, власть, образование, культуру в целом.


  1. Сущность общественного мнения и специфика его функций

Рассматривая вопрос о сущности общественного мнения, следует обратить внимание на то, что она зарождается и формируется в духовной сфере, но реализуется в практической деятельности и поведении людей, являя собою активное состояние сознания, умонастроений, а также общественной воли социального субъекта.

Важно выделить, что субъектом общественного мнения может быть любая общность, а также общество в целом. Структура субъекта, его качественные особенности и количественные границы в определенной степени заданы объектом. К объекту общественного мнения, таким образом, могут относиться актуальные социальные процессы, явления, содержание которых носит дискуссионный характер, представляет общественный интерес и отвечает необходимому уровню компетентности субъекта, выражающего свое мнение.

Само общественное мнение можно определить как состояние общественного сознания общности людей (группы, общества в целом), выраженное в оценочном суждении по поводу актуальных событий, представляющих общественный интерес.

Следует отметить, что общественное мнение проходит различные стадии формирования – от зарождения до зрелости и единодушия. На этапе зарождения оно может быть латентным, почти незаметно влиять на социальные процессы.


Наиболее активно оно проявляется в различных функциях. В.А.Грушин - один из тех, кто создавал институт общественного мнения в нашей стране, обозначил такие функции, как экспрессивная (в более узком смысле – контрольная), консультативная, директивная. Думается, наряду с этим следует выделить и такую функцию, как гносеологическую, т.е. функцию социального познания. Выполняя эту функцию, общественное мнение служит мощным средством социального управления. Выполняя гносеологическую функцию, общественное мнение становится объектом социологического исследования.


  1. Общественное мнение как объект социологического

исследования

При изучении этого вопроса следует отметить, что в истории познания общественного мнения философы и социологи обращали внимание на его социальную значимость и, вместе с тем, искали ответ на другой вопрос – где истина: в сущности большинства или в мнении отдельных личностей. Платон, например, считал, что истина – прерогатива немногих, а именно только философов. Большинство же склонно к заблуждениям. К тому же мнение, как полагал Платон, лежит в интервале между ложью и истиной: истина – это не мнение, а ложное мнение не имеет ценности.

С подобного рода альтернативами приходится иметь дело и современным исследователям общественного мнения. В этом русле сосредоточена методология социологического исследования и методика его проведения. Здесь важно учитывать постановку исследовательской проблемы, на разработку общей концепции, интерпретацию понятий, составление карты репрезентации, умелое проведение выборки и т.д. – т.е. весь арсенал, используемый социологами. Общественное мнение «всеядно», то есть люди могут брать на себя смелость судить обо всем на свете, но исследователь должен тонко чувствовать порог доступности и степень компетентности субъекта и глубоко понимать, что любая форма изучения общественного мнения, любой метод представляют собой процесс его формирования.


Следует обратить особое внимание не такое состояние общественного мнения, как единодушие.


Литература


  1. Мендра А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Nota Bene, 2000. – Гл. 3.

  2. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998. – Разд. 3.

  3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. – М.: Издательский дом «Стратегия», 1998. – Гл. 1.

  4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 1998. – Гл. 1.


Контрольные вопросы

  1. Дайте понятие общественного мнения.

  2. В чем состоят особенности взаимодействия индивидуального и общественного мнений?

  3. Кто является субъектом и объектом общественного мнения?

  4. Охарактеризуйте общественное мнение в структуре общественного сознания и общества в целом.

  5. Дайте содержание общественного мнения как объекта социологического исследования.

  6. Что является мнением и истиной? Назовите способы верификации.



Вопросы к зачету (экзамену)


  1. Предмет и объект социологии.

  2. Основные социологические парадигмы.

  3. Классификация социологического знания.

  4. Функции социологии.

  5. Место социологии в системе наук об обществе.

  6. Основоположники социологии как науки (Ш.Л. Монтескье, О. Конт).

  7. Марксистская социология.

  8. Натуралистическое направление в социологии (Г. Спенсер).

  9. Вклад Э. Дюркгейма в развитие социологии.

  10. Основные положения социологической теории М. Вебера.

  11. Американская индустриальная социология (Э. Мейо, А. Маслоу, Ф.Герцберг).

  12. Вклад в развитие социологии П. Сорокина.

  13. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.


  14. Социологические теории конфликта.

  15. Теория социального обмена.

  16. Символический интеракционизм и этнометодология.

  17. Особенности развития русской социологии.

  18. Теоретическая социология в России на рубеже XIX – XX века.

  19. Этапы институционализации социологии в России.

  20. Направления и задачи современной российской социологии.

  21. Методология, методика, техника социологического исследования.

  22. Программа социологического исследования: сущность цели, задачи.

  23. Эмпирическая интерпретация и операциональное определение понятийного аппарата социологического исследования.

  24. Исходные и рабочие гипотезы социологического исследования.

  25. Программные требования к выборке. Способы и правила построения выборочной совокупности.

  26. Анализ документов в социологическом исследовании.

  27. Понятие анкетирования, его характерные черты.

  28. Понятие интервью, виды, специфика применения.

  29. Эксперимент в социологии.

  30. Качественные методы в социологии.

  31. Верификация эмпирических фактов. Обработка социологической информации.

  32. Социальная общность как субъект самостоятельного действия.

  33. Социальные группы как форма социальных общностей.

  34. Сущность, причины и механизмы возникновения квазигрупп.

  35. Ролевая структура и групповая деятельность.

  36. Понятие личности в социологии. Взаимоотношения личности и общества.

  37. Статусно-ролевая теория личности.

  38. Классификация и иерархия социальных статусов.

  39. Характеристики и структура социальной роли.
  40. Ролевой конфликт: причины, формы разрешения и последствия.


  41. Понятие социализации. Теории социализации.

  42. Сущность, этапы, виды социализации.

  43. Социологические концепции личности.

  44. Сущность и виды социальных контактов.

  45. Теория социального действия М. Вебера.

  46. Понятие социального взаимодействия. Теория межличностного взаимодействия.

  47. Понятие девиации. Девиация и социализация.

  48. Типы отклоняющегося поведения.

  49. Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы.

  50. Нормы и ценности в социальных отношениях.

  51. Основные понятия и категории социальной стратификации.

  52. Методы изучения и измерения социальной стратификации.

  53. Социальная мобильность: понятие, формы, факторы, последствия.

  54. Современные теории социальной стратификации.

  55. Процесс институционализации.

  56. Характерные признаки и структурные элементы основных социальных институтов.

  57. Сущность и типология социальных движений.

  58. Типы и виды социальных движений.

  59. Социальные движения и социальные изменения, их взаимосвязь.

  60. Основные теории социальных изменений.

  61. Типология, уровни и направления социальных изменений.

  62. Социальные процессы и социальные изменения, их взаимосвязь.

  63. Объект, предмет и основные категории экономической социологии.

  64. Особенности методологии экономической социологии.

  65. Социологические аспекты приватизации.

  66. Социальное партнерство в рыночных отношениях.

  67. Социальный механизм развития экономики.

  68. Экономическая социологии современной России: основная проблематика.

  69. Предметная область и основные категории социологии труда.

  70. Характеристика современного состояния российской социологии труда.


  71. Объект, предмет, методы социологии организаций.

  72. Соотношение социологии организаций со смежными дисциплинами, имеющими организацию в качестве объекта изучения. Социологическая классификация организаций.

  73. Современные концептуальные модели организаций.

  74. Активная социология организаций, ее особенности.

  75. Общественное мнение как социокультурный феномен.

  76. Сущность общественного мнения и специфика его функций.

  77. Общественное мнение как субъект социологического исследования.



Список основной литературы


  1. Бобосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. – Минск: Тетра-Системс, 2000.

  2. Волков Ю.Г. и др. Социология: Курс лекций: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д, 2000.

  3. Голубева Г.А.. Дмитриев А.В. Социология: Учеб. пособие. – М., 1999.

  4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учеб. пособие. – М., 1999.

  5. Кендауров В.И., Страданченков В.С. Социология: Курс лекций. – М.: Инфра-М, 2001.

  6. Кравченко А.И. Социология для экономистов. Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  7. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. – М., 2000.

  8. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. Курс лекций для высших учебных заведений. – М., 1997.

  9. Основы социологии: Учеб. пособие / М.П. Прокопов, Т.М. Пенская, Е.В. Реутов и др.; Под общ. ред. М.В. Прокопова. – М.: Русская деловая литература, 2000.

  10. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций. – М., 2000.

  11. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М., 1999.
  12. Смелзер Н. Социология: Учеб. пособие. – М., 1994.


  13. Соколова В.А. Основы социологии: Учеб. пособие для вузов / В.А. Соколова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

  14. Социология: Наука об обществе: Учеб. пособие. – Харьков, 1996.

  15. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М., 1998.

  16. Фролов С.С. Социология: Учеб. для вузов. – М., 2000.

  17. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1995.

  18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998.

Интернет-ресурсы социологии:

www.socnet.ru

www.isito.ru

www.sociology.ru


СОЦИОЛОГИЯ

Конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения


Составители:

Токарская Нинель Михайловна

Токарский Борис Леонидович

Синицына Людмила Николаевна

Бахматова Татьяна Георгиевна

Карпикова Ирина Серафимовна

Нефедьева Елена Ивановна


Подготовлено к печати редактором С.А. Рудых

Компьютерная верстка Е.И. Нефедьевой


Подписано в печать 22.11.02. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл.печ. л. 3,9 Уч.-изд.л. 3,5. Тираж 200 экз. Заказ


Издательство Байкальского государственного университета

экономики и права.


664015, Иркутск, ул.Ленина, 11.

Отпечатано в ИПО БГУЭП.


1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - С.55.

1 Социология: Учеб. пособие / Под редакцией Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1995. - С.30.



1 Сорокин П. Система социологии. - Пт., 1920. - С. 283.

2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 39. - С.15.

1 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. - С. 373 – 374.


1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - С.196.

1 Беляева Л.А. Динамика социальной стратификации в период реформ // Куда идет Россия? Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.:2000. - С. 244-245.

12 Заславская Т.И. О роли социальной структуры в трансформации российского общества / Куда идет Россия? Власть, общество, личность/ Под общ. ред. Т.И. Заславской. – М.:2000. - С.225-226 .

2 Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса/ Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: МВШСЭН, 2001. - С.318-319.




<< предыдущая страница