litceysel.ru
добавить свой файл
1


Конспект занятия по формированию грамматического строя и связной речи у детей 6-го года жизни с ОНР.


Бубнова Вера Петровна

Учитель-логопед высшей категории МБДОУ

Д/с комбинированного вида №97 г. Якутск РС (Якутия)

Почётный работник общего образования РФ


Тема: Пересказ рассказа «Машенька-грязнуля»

Цель: научить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки, придумывать конец сказки.

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей внимательно слушать текст, рассматривать картинки и составлять по ним предложения, объединять предложения в рассказ, придумывать окончание рассказа. Активизировать словарный запас по теме: «Предметы гигиены», работа над синонимами.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать речеслуховое внимание и память, зрительное восприятие, связную речь, мелкую моторику, координацию речи с движением, графические навыки.

Воспитательные задачи: закрепить культурно-гигиенические навыки, воспитывать аккуратность, самостоятельность, активность.

Оборудование: Кукла Незнайка, предметы гигиены, картинки к рассказу, тетради, контейнеры с карандашами, мяч.

Ход занятия

Организационный момент.

Речь с движением: «Зайка умывается»

Зайка умывается,

В гости собирается,

Вымыл носик,

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

А.Барто.

Дети выполняют движения по ходу стихотворения.

Закрепление пройденного материала.

1. Логопед обращает внимание на предметные картинки.

• Как назвать эти предметы одним словом?

• Какие вы знаете предметы туалета?

• Для чего нужны эти предметы

2. Подбор синонимов.

– Что это? (Полотенце.)


– Для чего служит полотенце? (Вытираться.)

– В старину полотенце называли утиральником.

– Так как же можно назвать полотенце по-другому? (Утиральник.)

Обучение пересказу.

Логопед сообщает детям, что Незнайка принёс для них очень интересныйрассказ с картинками. Просит прослушать рассказ и пересказать его А Незнайка запишет это на свой телефон и покажет своим друзьям в Солнечном городе.

1. Рассказывание авторскогорассказа логопедом с сопровождением показа картинок.

Жила-была девочка Машенька. Не любила Маша чистить зубы, умываться и расчёсываться.

Каждый раз, когда мама пыталась её умыть или причесать, она капризничала, брыкалась и кричала на всю квартиру.

Надоело это маме, спрятала она мыло, губку, зубную щетку, пасту, расчёску.

Прошёл один день, потом другой, третий. Незаметно пролетела неделя.

У Машеньки заболел зуб, опухла щека. На носу соскочил огромный прыщ, руки покрылись коростами, а волосы стали напоминать свалявшийся комок шерсти.

Вышла девочка на улицу гулять, а ребятишки от неё убежали. Осталась Машенька одна и горько заплакала.

2. Рассматривание картинок, ответы на вопросы, составление предложений.

Вопросы:

-Какое название можно придумать к этой сказке?

-Как звали девочку? Что не любила делать Маша?

-Как вела себя девочка, когда мама пыталась её умыть, причесать?

-Что сделала мама, чтобы наказать непослушную дочку?

- Сколько времени прошло с тех пор, как убрали предметы гигиены?

- Как изменился внешний вид Машеньки?

-Что произошло, когда Грязнуля вышла во двор?

- Почему от неё убежали дети?

- Хотели бы вы иметь такую подружку?

- Какой совет можно дать Машеньке?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Заслушивание 2 –3 детей.


Динамическая пауза: «Льётся чистая водица»

Льётся чистая водица, Руки вперёд, наклон, потянуться за руками.

Мы умеем сами мыться. Выпрямиться, круговые движения ладонями у лица.

Порошок зубной берём, Наклон в сторону с вытянутой правой рукой.

Крепко щёткой зубы трём. Движения, имитирующие чистку зубов.

Моем шею, моем уши, Руки за шею, ладони за уши.

Вытираемся посуше. Движения, имитирующие действия с полотенцем.

Игра с мячом «Это детям всем известно – все что взял, клади на место»

Клади мыло в…

Повесь полотенце на…

Поставь щетку в…

Положи пасту на…

Поставь шампунь в…

Налей воды в…

Закрепление пройденного, развитие графических навыков.

Логопед: Ребята, давайте, мы пожалеем Машеньку и вернем её предметы гигиены.

1. Найдите предмет, отличающийся от других, раскрасьте его.

2. Дорисуйте и раскрасьте расчёску, зубную пасту, массажную щётку.

Итог: Какой наказ Мойдодыра мы можем передать Машеньке, чтобы она всегда была чистая, здоровая и аккуратная? Подарим на память ей ваши рисунки.

Незнайка благодарит детей, отмечает, чей рассказ ему понравился.


Приложение к конспекту




Рассказ «Машенька-грязнуля».(автор Бубнова В. П.)

Жила-была девочка Машенька. Не любила Маша чистить зубы, умываться и расчёсываться.

Каждый раз, когда мама пыталась её умыть или причесать, она капризничала, брыкалась и кричала на всю квартиру.

Надоело это маме, спрятала она мыло, губку, зубную щетку, пасту, расчёску.

Прошёл один день, потом другой, третий. Незаметно пролетела неделя.

У Машеньки заболел зуб, опухла щека. На носу соскочил огромный прыщ, руки покрылись коростами, а волосы стали напоминать свалявшийся комок шерсти.


Вышла девочка на улицу гулять, а ребятишки от неё убежали. Осталась Машенька одна и горько заплакала.




Список использованной и рекомендуемой литературы:


  1. Епифанова О.В. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками. Волгоград: Издательство «Учитель» 2008

  2. Кыласова Л.Е. Развитие речи: конспекты занятий с детьми дошкольного возраста. Волгоград: издательство «Учитель» 2006.