litceysel.ru
добавить свой файл
1
Конспект урока по теме «Ледники»


Цель и задачи урока: сформировать понятия: «ледник», «снеговая линия», «айсберг»; виды ледников. Значение ледников. Тип урока: комбинированный. Оборудование:

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

1. Используя схематический рисунок «Подземные воды», пояснить положение грунтовых и межпластовых вод. 2. Ответить на вопросы (учебник стр.83)



3.Какие местные минеральные воды используем мы?
III. Основная часть урока.

1. Изучение нового материала.

Слово учителя: Сегодня на уроке мы будем рассматривать:

  • Что такое ледник?

  • Отличается ли лед, покрывающий реки в зимнее время от ледников в
    горах?

  • Слово учителя: Лед рек и озер образуется из воды при ее замерзании, а лед
    ледника образуется из снега. Если снега выпадет больше, чем успевает
    растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами,
    т.е. превращается в фирн, который в дальнейшем под воздействием
    собственной силы тяжести превращается в лед. Это можно представить в
    виде схемы: снег фирн лед.

  • Строение ледника (см. учебник).

  • Образование ледника (видео на CD)

  • Примеры горных ледников Федченко, Килиманджаро. Расположение ледников в Гималаях (фотографии на CD).

  • Почему на отдельных горах образуются ледники, а на других нет?

  • На какой высоте образуется ледник в горах Кавказа, если летом у

    подножия t° +25 ° С?


  • Объяснение учителя: Самый большой ледник в горных хребтах Аляски
    (длина 203 км), в России Безенги на Кавказе имеет длину 17,6 км.

  • Определение: Граница, выше которой снег не тает, а накапливается,
    образуя ледник, называется снеговая линия. Снеговая линия в Антарктиде,
    на о. Гренландия, на арктических островах лежит на уровне моря. Там
    образуются покровные ледники (фотографии на CD О.Шпицберген, шельфовые льды)

На карте покровные ледники обозначают белым цветом. Это можно видеть рассматривая карту (см. примеры на CD).

Схему образования шельфового ледника посмотрим на рисунке (см. CD).

  • Рассказ учителя о форме покровных ледников в Гренландии, Антарктиде.

Лед скапливается в центре щита и медленно растекается в стороны. Доказательством движения ледника служит факт: « В Антарктиде в 1957 г. на американской научной станции Амундсен - Скотт точно в точке Южного полюса полярники установили памятный обелиск. Через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место точно в точку полюса, он «отъехал» опять. Так как ежегодно перетаскивать тяжелый монумент дело хлопотное, то решили, как и раньше обозначать это место шестом с флагом, который из-за движения льда постоянно «возвращают на место». Горные ледники перемещаются быстрее. Отмечались отдельные случаи, когда ледники спускались со склонов со скоростью 150м/ сутки, все разрушая на своем пути.

Покровные ледники «сползают», как правило, в моря или океан, от них откалываются айсберги - гигантские глыбы льда, которые оторвавшись от ледяного купола, «путешествуют» в океане вместе с течениями и ветрами. Айсберг(айс- лед, берг- гора). Демонстрация фотографий «Айсберги» (см.видео на CD).

  • Чтение геофокуса из учебника стр. 84.

  • Учащиеся с помощью учителя рассказывают о значении ледников,

айсбергов.


IV. Закрепление материала.


Вопросы к кроссворду:

По горизонтали: 2.Самый большой остров, покрытый ледником 6. Ледник на Памире. По вертикали: 1. Ледяной материк.

3. Снег, из которого образуется
лед в ледниках.

  1. Плавучая ледяная гора.

  2. Скопление льда на суше.
    7. Ледник в хребтах Аляски.

Учащимся предлагается кроссворд, составленный учителем по изученным понятиям.




1


































3


















4




7




2







5



















































































6























































V. Опережающее задание (рассказ о леднике Федченко, транспортировка

айсбергов см. CD). VII. Задание на дом. §28 учебника