litceysel.ru 1

Контрольная работа


Контрольная работа является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:


  • титульный лист;

  • содержание;

  • основная часть;

  • библиографический список;

  • приложения.

Титульный лист контрольной работы оформляется в соответствии с приложением Д и подписывается студентом.

Содержание включает порядковые номера, наименование разделов и подразделов с указанием номеров начальных страниц. Библиографическому списку порядковый номер не присваиваются. Приложение нумеруется в соответствии с требованиями пункта 5 настоящего стандарта.

Содержание размещают с новой страницы после титульного листа. Слово «содержание» располагается посередине страницы с прописной буквы или прописными буквами, выделяется «жирным шрифтом». Содержание является второй страницей контрольной работы, номер на странице проставляется в нижней части страницы посередине.

Основная часть выполняется студентом в соответствии с требованиями, изложенными преподавателем в учебно-методическом комплексе по дисциплине.

Библиографический список составляется и оформляется в соответствии с пунктом 5 настоящего стандарта.

В работе должны быть ссылки на источники информации, оформленные в соответствии с требованиями п. 5 настоящего стандарта. В ограниченном объеме допускается цитирование с обязательным указанием источников информации. Недопустимо использование в работе необработанных и неотредактированных текстов из Интернет-ресурсов.

Оценка выполнения контрольной работы: «зачтено», «не зачтено».

Общий объем контрольной работы не должен превышать 20 страниц.

Требования по оформлению письменных работ



Оформление текста письменных работ

Оформление текста письменных работ выполняется в соответствии со следующими требованиями:


  • в текстовом редакторе WORD;

  • автоматический перенос слов;

  • формат страницы А4, параметры страницы 210-297 мм;

  • поля: правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, левое и нижнее – 20 мм;

  • шрифт – кегль 14;

  • использование компьютерных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры;

  • качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц и другого графического материала должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения;

  • повреждения листов, помарки, следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются;

  • межстрочный интервал – 1,5;

  • интервал между словами – 1 знак;

  • абзац – 1,25, одинаковый по всему тексту работы;

  • выравнивание – по ширине;

  • страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки;

  • номер страницы на титульном листе не проставляют, включая его в общую нумерацию страниц;

  • иллюстрации, таблицы и другой графический материал, расположенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц;

  • иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу;

  • нумерация страниц основной части и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозная;

  • сокращения слов – общепринятые;

  • возможно сокращение слов по решению автора работы, которое допускается после первого упоминания в тексте с обязательным приведением полного и сокращенного названия;
  • разделы, подразделы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа;


  • разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах текста, за исключением приложений;

  • номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой:

Пример: 1.1, 1.2 и т.д.

  • после номера раздела, подраздела в тексте точку не ставят;

  • внутри подразделов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис, точку или строчную букву (за исключением е, з, о, г, ь, й, ы, ъ). В случае обозначения перечислений строчными буквами, после них ставится скобка без точки.

Оформление заголовков


Разделы и подразделы письменных работ должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание разделов и подразделов. Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.


Пример:

Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


    1. Методы, приемы и способы экономического анализа


Введение и заключение не нумеруются. Каждый раздел (введение, главы, заключение, библиографический список, приложение) размещаются на новой странице. Заголовки разделов не должны быть оторваны от текста, а также не должны находиться внизу страницы. Слова в заголовках не переносятся.

Глава подразделяется на подразделы, новый подраздел должен начинаться на той же странице, на которой был окончен предыдущий.


Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и др.) следует располагать в письменных работах непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.


На все иллюстрации должны быть даны ссылки в письменной работе.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в письменную работу, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенного точкой.


Пример: Рисунок 1.1


Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:


Пример: Рисунок 1 – Детали выбора


Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения.


Пример: Рисунок А.3 или Рисунок 1.1

При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать: «… в соответствии с рисунком 2».


Оформление таблиц


Таблицы в письменных работах применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в письменной работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.


На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «продолжение» и указывают номер таблицы.


Пример: Продолжение таблицы 1.1


При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.


Пример оформления таблицы:

Таблица 1.1 – Показатели эффективности использования основных средств

































Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенного точкой.


Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.


Пример: Таблица В.1


Заголовки граф строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Заголовки граф таблицы, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.


Оформление примечаний


Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста письменной работы, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание – Данные деятельности предприятия за 2007 г.


Оформление формул

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше или ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+) или минус (–), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (х).


Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы и уравнения в письменной работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.


Пример:

А= а:b (1)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.


Пример:

Расчет представлен в формуле (1)


Допускается нумерация формул в пределах раздела работы. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенного точкой.


Пример:

Расчет представлен в формуле (3.1)

Порядок изложения в работе уравнений такой же, как и формул.


Оформление ссылок


В работе допускаются ссылки на документы, стандарты, учебники, учебно-методические пособия и другие источники информации при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений при чтении текста.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, таблиц и иллюстраций данной письменной работы.

Ссылки на источник (документ) – библиографические ссылки – по месту расположения бывают:


  • внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

  • подстрочные – (помещаются в нижней части страницы, под строками основного документа);

  • затекстовые (размещенные за основным текстом всей работы или каждой главы);


  • комбинированные.


Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда они являются частью основного текста. Описание подобных ссылок содержит: имя автора, заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве, годе издания.

Пример:

Методики внедрения процессного подхода к управлению представлены в учебнике В.Г. Елиферова, В.В. Репина «Бизнес-процессы: Регламентация и управление» (М.: ИНФРА-М, 2004).


В подстрочных ссылках обычно приводится краткое библиографическое описание источника и указывается страница, на которой размещена цитата.

Пример:

1 Савельева, И.П. Операционный анализ как метод оценки эффективности управленческих решений в процессе планирования хозяйственной деятельности малых предприятий / И.П. Савельева // Экономическое возрождение России. - 2006. – № 1 - С. 53-58.

2 Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник /В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 319 с.


Нумерация подстрочных ссылок может быть сквозной по всей работе или самостоятельной для каждой страницы.


При использовании затекстовых ссылок достигается значительная экономия в объеме текста работы, так как устраняется необходимость подстрочных ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них.

Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы.


Ссылка на источник в целом оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы.

Пример:


В.И. Мухин [12] считает, что управленческая деятельность менеджера предусматривает знания общей методологии и особенностей анализа и синтеза технических, человеко-машинных и организационных систем управления.

А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий [25] считают, что комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия помогает разобраться в причинах возникновения проблем в организациях и рекомендует пути их решения.


Ссылка на определенный фрагмент источника приводится с указанием страниц цитируемого документа.

Пример:

А.Д. Сахаров [27, с. 201-202] писал, что …


Комбинированные ссылки применяются, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников.

Пример:

Как видно из исследований [16, с. 7-9; с. 15; с. 56-60] целесообразно…

В случае если необходимо сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в ряде работ одного и того же автора, то следует указать все порядковые номера источников информации, которые разделяются точкой и запятой.

Пример:

Исследованием ряда авторов [12; 15; 26; 31] установлено, что …


Оформление библиографического списка


Библиографический список составляется в ходе выполнения работы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003, он должен содержать не менее ___ источников, которые необходимо разместить в следующем порядке:


  • законодательные и нормативно-правовые документы;

  • учебная, специальная литература и другие источники информации отечественных авторов;

  • иностранные источники информации;

  • Интернет-ресурсы.

Источники в каждом разделе библиографического списка следует располагать в алфавитном порядке.


Каждая библиографическая запись в списке должна иметь свой порядковый номер и начинаться с красной строки.

Общая схема библиографического описания отдельно изданного документа включает следующие обязательные элементы:


  • заголовок (фамилия, имя, отчество автора или первого из авторов, если их два, три и более);

  • заглавие (название книги, указанное на титульном листе);

  • сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.);

  • сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, составителях, редакторах, переводчиках и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ);

  • сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.);

  • место издания (название города, где издан документ);

  • издательство или издающая организация;

  • дата издания;

  • объем (сведения о количестве страниц, листов).

Источником сведений для составления библиографического описания является титульный лист или иные части документа, заменяющего его.


Примеры описания источников информации:

  • описание закона:

Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.


  • описание книги с одним автором:

Мухин, В.И. Исследование систем управления / В.И. Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.


  • описание книги с двумя авторами:

Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник /В.Г. Елиферов, В.В. Репин. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 319 с.


  • описание книги с тремя авторами:

Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З. Кузнецов. – М.: Наука, 1991. – 126 с.



  • описание книги с пятью авторами и более:

Управление качеством: учебник / С.Д. Ильенкова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 352 с.


  • описание сборника:

Малый бизнес: перспективы развития : сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М.: ИНИОН, 1991. – 147 с.


В ходе составления библиографического списка может быть приведено аналитическое описание составной части документа (статьи, главы, параграфа и т.п.), которое должно состоять из двух частей: сведений о составной части и сведений о документе, в котором помещена составная часть, разделенных знаком (/).

Примеры аналитического описания:

  • из журнала:

Савельева, И.П. Операционный анализ как метод оценки эффективности управленческих решений в процессе планирования хозяйственной деятельности малых предприятий / И.П. Савельева // Экономическое возрождение России. - 2006. – № 1 - С. 53-58.


  • описание электронной публикации: в библиографическое описание web-документов следует включить следующие элементы:

а) заголовок (имя автора);

б) основное название;

в) сведения, относящиеся к заглавию (после знака :);

г) сведения об идентифицирующем документе при библиографическом описании составной части документа (профессиональный или персональный web-сайт, периодическое электронное издание и т.д.) (после знака //);

д) дата публикации в сети (если ее возможно установить);

е) электронный адрес документа.

Пример:

Терешин В.А. Л.В. Асур [Электронный ресурс]: Электрон. статья (1 файл 22 Кб) // Теория механизмов и машин / Люди науки. – СПб.: СПбГПУ, 2003 – Загл. с титул. экрана. – Свободный доступ из сети Интернет. – http: //tmm.spbstu.ru/assur.html.

Оформление приложений



В приложения могут быть вынесены те материалы, которые не являются необходимыми при написании собственно работы: графики, промежуточные таблицы обработки данных, таблицы большого размера и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение данного приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Образец титульного листа контрольной работы


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (14)


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» (14)


Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического

университета в г. Твери (14)


Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве (14)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (16)



по дисциплине: (14)

«Экономика предприятия»


Выполнил: _________________.

студент __ курса _____ группы

специальность: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и ГХ»

№ зачетной книжки: ______

Подпись:______________________


Руководитель:

Оценка: ____________________

Дата: ____________________

Подпись: ____________________


Рег. № ________________________

Специалист УМО­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _______________


Тверь 2009


Контрольная работа

по дисциплине «Управление предприятием размещения»


Преподаватель: Беденко Надежда Николаевна


Таблица 1 – Варианты контрольной работы

Номер варианта

Последняя цифра зачетной книжки

Задание

1

1

1. История возникновения гостиничного дела. Становление гостиничного дела в России.

2. Крупнейшие системы резервирования (бронирования) на международном рынке туризма: «Amadeus», «Galileo», «Sabre», «Woldspan».

3. Задача № 1.

2

2

1. Знаменитые организаторы гостиничного бизнеса: Элсворт Статлер, Кондрат Хилтон, Эрнст Хендерсон, Кеммон Уилсон, Уиллард Мариотт и др.

2. Эталонные стратегии фирмы. Стратегические альтернативы развития средств размещения в современных условиях.

3. Задача № 2.


3

3

1. Современные системы классификации средств размещения.

2. Конкурентоспособность услуг, предоставляемых предприятиями размещения. Пути повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий в рыночных условиях.

3. Задача № 3.

4

4

1. Особенности управления предприятием размещения, входящим в гостиничные цепи: договор франчайзинга, контракты на управление, договор аренды и др.

2. Классификация видов гостиничной рекламы. Методы формирования рекламного бюджета компании.

3. Задача № 4.

5

5

1. Использование организационных структур управления в гостиничном бизнесе. Преимущества и недостатки отдельных видов организационных структур управления, их сравнительный анализ.

2. Автоматизированные системы, применяемые в гостиницах: «Русский отель», «Lodqinq Touch», «Fidelio» и др.

3. Задача № 5.

6

6

1. Основные службы предприятий размещения, их функции, принцип организации деятельности. Особенности менеджмента номерного фонда отеля

2. Способы финансирования инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе. Оценка эффективности инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе.


3. Задача № 6.


7

7

1. Гостиничный продукт. Характеристика продуктовой политики средств размещения.

2. Структура доходов гостиничного комплекса. Факторы, влияющие на объем доходов в индустрии гостеприимства. Концепция «управления доходами» в гостиничном бизнесе.

3. Задача № 7.

8

8

1. Показатели качества услуг. Факторы, оказывающие влияние на качество гостиничных услуг. Гостиница и клиент: взгляд на качество предоставляемых услуг с разных сторон.

2. Виды тарифов в гостиничном бизнесе. Факторы, влияющие на уровень цен в гостиничном хозяйстве.

3. Задача № 8.

9

9

1. Объединения предприятий размещения в России и за рубежом

2. Управление персоналом в системе современного менеджмента гостиничного предприятия. Современные технологии управления персоналом в средствах размещения.

3. Задача № 9.

10

0

1. Основные модели и системы управления гостиничным бизнесом. Классификация средств размещения по стилям управления.

2. Организация и функционирование службы маркетинга и продаж в средствах размещения. Современные методы продвижения гостиничного продукта.

3. Задача № 10.



Исходные данные для решения задач (для всех вариантов)

Для определения потенциальных возможностей предприятия, принятия рациональных управленческих решений произвести анализ основных оперативных показателей, характеризующих процесс производства и реализации услуг в средствах размещения. В ходе выполнения задания необходимо:


  • провести расчеты показателей;

  • сравнить полученные результаты в динамике;

  • выявить факторы, влияющие на процесс реализации;

  • разработать мероприятия, направленные на увеличение объема продаж.

Таблица 2 - Исходная информация о деятельности гостиничного предприятия, полученная на основе данных управленческого учета


Показатели

Предыдущий период

Отчетный период

1. Число проданных номеров

43 800

52 780

2. Число номеров в гостинице







3. Доход от продажи номерного фонда, тыс. руб.

82 560

103 892

4. Общее количество проживающих, чел.

65 890


74 269

5. Количество 8-часовых смен горничных

2

2

6. Потенциальный доход от продажи номерного фонда, тыс. руб.







7. Количество реализованных мест в месяце максимальной загрузки

5 475

6 895

8. Количество реализованных мест в месяце минимальной загрузки

3 456

3 897

9. Общее число мест в гостинице







10. Средняя прейскурантная цена за один номер, руб.

1 350

1 450



Внимание: показатели 2, 6, 9 формируются на основании данных таблицы 3.

Таблица 3 – Дополнительная информация о деятельности гостиницы

Показатели


Варианты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Число номеров в гостинице

185

188

190

193

195

198

202

205

208

210

9. Общее число мест в гостинице

280

285

290

295

300

305

310

315

320

325


Основные оперативные показатели, применяемые в средствах размещения


Таблица 4 - Основные оперативные показатели, применяемые в средствах размещения

Показатели


Формула (расчет)

Един. измер.

Характеристика показателя

1. Коэффициент загрузки номерного фонда

(Число проданных номеров / Число номеров, предложенных к продаже) х 100


%

Степень использования производственной мощности

2. Показатель средней цены номера (ARR)

Доход от продажи номерного фонда / Число проданных номеров

руб.

Средняя фактическая цена реализации за номер; позволяет определить степень отклонения цены реализации от прейскурантной (эталонной) цены.


3. Показатель загрузки номерного фонда, исходя из количества потребителей – среднее количество проживающих в расчете на один проданный номер


Общее количество проживающих / Число проданных номеров

чел.

Степень загрузки номерного фонда с учетом количества потребителей гостиничных услуг

4. Коэффициент двойной загрузки

[( Число проживающих – Число проданных номеров) / Число проданных номеров] х 100


%

Степень загрузки номерного фонда с учетом количества проданных номеров и числа потребителей услуг


5. Общее количество койко-мест

Количество мест х 365

един.

Масштаб гостиничного предприятия

6. Показатель занятости койко-мест

(Число занятых койко-мест / Число свободных койко-мест) х 100

%

Соотношение занятых и свободных мест в гостинице

7. Показатель, характеризующий удельный вес койко-мест, находящихся под простоем или в ремонте

(Количество койко-мест под простоем или в ремонте / Общее число койко-мест) х 100

%

Уровень недозагрузки гостиничного предприятия

8. Показатель текущей пропускной способности гостиницы

Общее количество койко-мест – Количество койко-мест в ремонте

един.

Пропускную способность гостиничного предприятия на конкретную дату (моментный показатель)

9. Коэффициент сезонных колебаний загрузки:










1 вариант

(Количество проданных номеров (мест) в периоде максимальной загрузки / Количество проданных номеров (мест) в периоде минимальной загрузки) х 100


%

Соотношение загрузки гостиничного предприятия в периоды максимальной и минимальной загрузки

2 вариант

[(Общее количество проданных номеров (мест) за год / 12) / Количество проданных номеров (мест) в текущем периоде] х 100

%

Соотношение средней и текущей загрузки гостиничного предприятия

10. Среднее время проживания одного гостя

Пропускная способность гостиницы за определенный период / Количество проживающих

дни

Средняя продолжительность пребывания одного гостя в гостинице

11. Количество оборотов одного гостиничного места

Общее число мест в гостинице / Среднее время проживания одного гостя

обороты

Степень оборачиваемости одного гостиничного места

12. Показатель доходности номерного фонда

(Фактическая выручка от реализации услуг / Потенциальный доход) х 100


%

Текущая оценка ценовой политики предприятия с учетом недозагрузки номерного фонда

13. Коэффициент прибыльности номерного фонда

(Фактическая цена реализации / Прейскурантная цена реализации) х 100


%

Обоснованность тарифной политики гостиничного предприятия, влияние на уровень доходности системы применяемых скидок


14. Показатель процентного дохода

(Коэффициент загрузки х Коэффициент прибыльности номерного фонда) / 100

%

Доля реального (полученного) дохода гостиничного предприятия в потенциальном доходе по категориям номеров

15. Коэффициент эффективности управленческой работы

(Выручка от реализации / Затраты на производство и реализацию гостиничного продукта) х 100

%

Критерий эффективности процесса управления гостиничным предприятием

16. Индекс ликвидности номерного фонда

Коэффициент загрузки х индекс прибыльности

%

Максимальная величина показателя – 100%

17. Коэффициент оказания дополнительных платных услуг

(Выручка от реализации дополнительных платных услуг / Выручка от реализации услуг гостиничного предприятия) х 100

%

Удельный вес дополнительных платных услуг в общем объеме дохода гостиничного предприятия


18. Коэффициент предоставления услуг питания

(Валовой доход службы питания / Выручка от реализации услуг гостиничного предприятия) х 100

%

Удельный вес услуг питания в общем объеме дохода гостиничного предприятия


Основная литература


Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристский бизнес / Ю.Ф. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.


Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник / Под ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева. – М.: «Интел универсал», т. 1. – 2000. – 280 с.


Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: Учеб. Пособие доп. УМО. – М.: КНОРУС, 2005. – 320 с.


Дополнительная литература


Иванов В.В. Волов А.Б. Гостиничный менеджмент / В.В. Иванов, А.Б. Волов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.


Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие рек. МОРФ. – 2-е изд. / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Мн.: ООО «Новое знание», 2001. – 216 с.


Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие рек. МОРФ. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ООО «Новое знание», 2002. – 368с.

Лапина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник. доп. МОРФ / Под ред. канд. пед. наук А.Ю. Лапиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.


Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес: Учеб. для студ. обуч. по спец. Сервиса (230000). Рек. УМО / Пер. в англ. А.В. Павлова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 239 с.

Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник рек. МОРФ / Под ред. А.Л. Лесника, А.В. Чернышева. – М.: Издательский Дом «Альпина». т. 2., 2001. – 576 с.



Сенин В.С., Денисенко А.В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: Учеб. пособие доп. МОРФ. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 144 с.

Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник рек. МОРФ / Под ред. засл. работника высш. шк., проф. д.э.н. А.Д. Чудновского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ЮРКНИГА», 2003. – 448 с.


Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник рек. МОРФ / Под ред. проф. д.э.н. А.Д. Чудновского. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000. – 400 с.


Уокер Дж. Р. Управление гостеприимством: Вводный курс. Учеб. для студ. вузов обучающихся по спец. 061122 «Гостиничный и туристский бизнес» и спец. сервиса 230000. Рек. УМО / Джон Р. Уокер: Пер. с англ. [В.Н. Егорова]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 880 с.


Черевичко Т.В. Теоретические основы гостеприимства: учеб. пособие рек. редакционно-издательским Советом Российской Академии образования / Т.В. Черевичко. – М.: Флинт, 2008. – 288 с.


Дополнительная рекомендуемая литература


Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе. – 2-е изд., испр. / Е.В. Агамирова. – М.: Дашков и К, 2007. – 180 с.


Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. – 2-е изд. / Е.А. Балашова. – М.: Вершина, 2006. – 200 с.


Гостиничное и ресторанное дело, туризм / Под общ. ред. Ю.Ф. Волкова. – М.: Феникс, 2007. – 635 с.


Кусков А.С. Гостиничное дело / А.С. Кусков. – М.: Дашков и К, 2008. – 328 с.


Майкл Хеппелл. Пятизвездочный сервис: как произвести на ваших клиентов волшебной впечатление, благодаря которому вас запомнят и захотят обратиться вновь / М. Хеппелл. – М.: Баланс Бизнес-Букс, 2007. – 160 с.


Мусакин А.А. Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. / А.А. Мусакин. – СПб: Питер, 2007. – 320 с.

Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / А.Э Саак, М.В. Якименко. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.



Управление отелем / Под общ. ред. А.А. Мусакина. – М.: Бонниер. Бизнес-Пресс, 2007. – 924 с.


Вопросы к экзамену:


1. Предприятия размещения: основные понятия, термины, категории. Роль и место предприятий, предоставляющих услуги размещения в экономике региона, страны и структуре международного туризма.

2. Понятие гостиницы. Сущность гостиничной деятельности.

3. История возникновения гостиничного дела. Становление гостиничного дела в России.

4. Основатели гостиничного бизнеса: Элсворт Статлер, Конрад Хилтон, Эрнст Хендерсон, Уиллард Мариотт и др.

5. Классификация и типология средств размещения.

6. Инфраструктура предприятия размещения.

7. Правовые основы деятельности гостиничных предприятий.

8. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.

9. Порядок проживания в средствах размещения.

10. Основные сегменты потребителей услуг средств размещения

11. Гостиничный продукт (горизонтальная и вертикальная классификация). Основные и дополнительные услуги в средствах размещения.

12. Гостиничная цепь: особенности создания и управления. Мировые гостиничные цепи.

13. Гостиничные цепи на российском рынке.

14. Новые формы управления средствами размещения (договор франчайзинга, управленческие контракты и др.).

15. Особенности организации гостиничного бизнеса в независимых компаниях.

16. Характеристика объединений гостиниц в России и за рубежом.

17. Структура менеджмента гостиничного предприятия. Использование организационных структур управления в гостиничном бизнесе.

18. Сравнительная характеристика организационных структур управления, применяемых в средствах размещения.

19. Производственная структура гостиничного предприятия.

20. Технологии и функции службы приема и размещения.


21. Особенности менеджмента номерного фонда отеля.

22. Особенности менеджмента службы питания в средствах размещения.

23. Система бронирования в гостиницах. Характеристика глобальных систем бронирования: Sabre, Worldspan, Galileo, Amadeus.

24. Локальные системы бронирования в гостиницах: «Login touch», «Fidelio», «Русский отель» и др.

25. Характеристика служб, осуществляющих управление средствами размещения.

26. Особенности организации деятельности инженерно-технической службы гостиницы.

27. Обеспечение безопасности деятельности средств размещения.

28. Понятие качества услуг размещения. Концепция обеспечения качества «цикла обслуживания гостя».

29. Направления повышения качества предоставляемых услуг в средствах размещения (стандарты предприятия, развитие корпоративной культуры, мотивация персонала и др.).

30. Стратегические альтернативы развития средств размещения в современных условиях. Методы анализа информации, необходимой для проведения стратегического планирования.

31. Роль и место экономической стратегии в управлении предприятием индустрии гостеприимства.

32. Конкурентоспособность услуг, предоставляемых предприятиями размещения. Пути повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий в рыночных условиях.

33. Схема и модель управления персоналом в средствах размещения.

34. Персонал гостиничных предприятий как объект управления.

35. Кадровая политика средств размещения. Управление поведением персонала.

36. Основные направления совершенствования процесса управления персоналом в средствах размещения.

37. Организация и функционирование службы маркетинга и продаж в средствах размещения. Эволюция потребительских рынков гостиничных услуг.

38. Современные методы продвижения гостиничного продукта. Гостиничные веб-сайты.

39. Формирование и оценка стоимости брэнда гостиничного предприятия. Влияние маркетинговой деятельности на эффективность деятельности средств размещения.


40. Роль маркетинговых исследований в повышении доходности средств размещения.

41. Законодательные и нормативные акты организации рекламной деятельности. Реклама в современной рыночной экономике.

42. Планирование рекламной компании. Маркетинговые цели рекламной компании.

Психология рекламы. Осуществление PR-деятельности в гостиничном бизнесе.

43. Основной подход к организации рекламной деятельности в средствах размещения.

44. Методы формирования рекламного бюджета компании: метод фиксированного бюджета, определение бюджета на основе определенного процента от продаж, определение бюджета на основе доли рекламного рынка, метод Дорфмана-Стэймана, метод Данахера-Руста.

45. Характеристика наружной рекламы. Характеристика внутренней рекламы.

46. Характеристика системы документооборота в средствах размещения. Законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность средств размещения.

47. Документальное оформление услуг средств размещения. Формы документов строгой отчетности, применяемые в средствах размещения.

48. Правила внутреннего трудового распорядка. Правила предоставления услуг в средствах размещения. Стандарты предприятия.

49. Принципы ценообразований в гостиничном хозяйстве. Виды тарифов в гостиничном бизнесе. Факторы, влияющие на уровень цен в гостиничном хозяйстве.

50. Формирование стоимости гостиничных услуг с учетом питания по типу «шведский стол». Формирование цен для различных сегментов рынка. Особенности контрактирования корпоративных клиентов.

51. Структура доходов гостиничного комплекса. Факторы, влияющие на объем доходов в индустрии гостеприимства.

52. Концепция «управления доходами» в гостиничном бизнесе. Технологии максимизации доходов хозяйствующих субъектов в гостиничном бизнесе.

53. Организационная модель финансовой системы средств размещения. Возможные варианты налогообложения деятельности средств размещения в РФ.


54. Основные экономические показатели, характеризующие эффективность деятельности средств размещения.

55. Оперативные показатели, применяемые в средствах размещения.

56. Экономическая эффективность менеджмента в средствах размещения.

57. Особенности внедрения управленческого учета в средствах размещения.

58. Субъекты управления гостиничными инвестиционными проектами. Управление ресурсами инвестиционного проекта в гостиничном хозяйстве. Этапы реализации инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе.

59. Способы финансирования инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе. Оценка эффективности инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе.

60. Риск-менеджмент инвестиционных проектов в гостиничном бизнесе. Инвестиционные возможности гостиничного бизнеса в России.

61. Классификация рекламы в средствах размещения.


Контрольная работа

по дисциплине «Правовое обеспечение туристской деятельности»


Преподаватель: Беденко Надежда Николаевна


Таблица 1 – Варианты контрольной работы

Номер варианта

Последняя

цифра зачетной книжки

Задание

1

1

  1. Международные документы в сфере туристской деятельности

  2. Характеристика понятийного аппарата в области туристской деятельности (Закон РФ № 132-ФЗ, закон РФ № 12-ФЗ и др.)

  3. Разработка кейса

2

2


  1. Государственное регулирование туристской деятельности в РФ

  2. Единый федеральный реестр туроператоров

  3. Разработка кейса

3

3

  1. Регулирование туристской деятельности на региональном уровне

  2. Договор между туроператором и турагентом

  3. Разработка кейса

4

4

  1. Международные организации в сфере туризма

  2. Договор страхования ответственности туроператора

  3. Разработка кейса

5

5

  1. Туризм и Европейское Сообщество

  2. Банковская гарантия и ее роль в туристской деятельности

  3. Разработка кейса

6

6

  1. Государственные органы, действующие в сфере туризма в РФ

  2. Правовой статус туриста – российского гражданина за рубежом

  3. Разработка кейса

7

7

  1. Страхование в сфере туризма

  2. Договор продажи права на клубный отдых

  3. Разработка кейса

8


8

  1. Визовые проблемы, связанные с осуществлением туристской деятельности

  2. Правовые основы международных перевозок туристов и багажа авиатранспортом

  3. Разработка кейса

9

9

  1. Стандартизация и сертификация в сфере туризма

  2. Правовые основы международных перевозок туристов и багажа железнодорожным транспортом

  3. Разработка кейса

10

0

  1. Контроль, осуществляемый при пересечении Государственной границы РФ

  2. Договор реализации туристского продукта

  3. Разработка кейса


Методические указания по разработке кейсов


  1. Представить модель ситуации

  2. Дать алгоритм решения возникших проблем

  3. Указать нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми принято определенное решение проблемы

  4. Результаты представить в таблице:




Модель ситуации

Алгоритм решения

проблемы

Ссылка на нормативно-правовые документы









Пример:

Модель ситуации

Алгоритм решения

проблемы

Ссылка на нормативно-правовые документы

Проживающий в гостинице господин Д. отказался от услуг питания, заявив, что ему данная услуга не требуется. Но при выезде ему был предоставлен счет, в котором стоимость завтрака по типу «шведский стол» входила в общую стоимость обслуживания гостинице. Уменьшить размер оплаты руководитель службы приема и размещения отказался, сославшись на правила, установленные в данной гостинице. Господин Д. написал жалобу администрации гостиницы и пожелал, чтобы ему был произведен возврат суммы за питание, в противном случае он обраться в суд. Как Вы считаете пав ли господин Д.?

Господин Д. прав. Включение стоимости питания в цену номера без согласия потребителя. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Закон РФ «О защите прав потребителей» ст. 8,16



Основная литература:

Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ

"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

(с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г.)


Федеральный закон Российская Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"


Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98
"Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования"
(принят постановлением Госстандарта РФ от 9 июля 1998 г. N 286)


Правила оказания услуг по реализации туристского продукта
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452)


Правила предоставления гостиничных услуг В РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ № 490 от 27 апреля 1997 г.)


Приказ Федерального агентства по туризму от 10 мая 2007 г. N 28
"Об утверждении Положения о ведении единого федерального реестра туроператоров"


Приказ Федерального агентства по туризму
от 11 июля 2007 г. N 66
"Об утверждении Типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации"


Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 г. N 86
"Об утверждении Системы классификации гостиниц и других средств размещения"


Хартия туризма 1985 г.: принята 6-й Генеральной Ассамблеей ВТО


Кодекс туриста 1985г.: принята 6-й Генеральной Ассамблеей ВТО


Международные гостиничные правила


Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами


Бирюков П.Н., Хамова Ю.А. Правовое регулирование туристской деятельности; Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2009. – 319с.


Контрольная работа

по дисциплине «Организация питания в гостиницах»


Преподаватель: Беденко Надежда Николаевна


Таблица 1 – Варианты контрольной работы

Номер варианта


Последняя цифра зачетной книжки

Задание

1

1

1.Аспекты деятельности производственной (кухонной) службы гостиницы.

2. Организация питания туристов, проживающих в отеле. Обслуживание в номерах.

3. Плановое меню для туристов (ужин - русская кухня)

2

2

1. Блюда русской кухни. Особенности технологии приготовления.

2. Организация питания пассажиров на воздушном транспорте.

3. Плановое меню для туристов (ужин - европейская кухня)

3

3

1. Особенности питания туристов из разных стран.

2. Круизные перевозки, особенности организации питания участников круизов.

3. Плановое меню для туристов (английский завтрак)

4

4

1. Современные виды услуг и формы обслуживания  в ресторанах

2. Реклама на предприятиях общественного питания.

3. Плановое меню для туристов (европейский завтрак)

5

5

1. Основные принципы построения меню.

2. Анализ спроса и предложения на рынке услуг общественного питания (в период написания работы).


3. Плановое меню для туристов («шведский стол»)


6

6

1. Контроль и надзор в сфере общественного питания.

2. Организация питания туристов за пределами мест проживания.

3. Плановое меню для туристов (обед – русская кухня)

7

7

1. Виды банкетов и приемов. Порядок приема заказа и порядок обслуживания торжеств.

2. Организация питания участников съездов и конференций.

3. Плановое меню для туристов (обед – европейская кухня)

8

8

1. Формы и виды расчетов с клиентами за питание внутри гостиничного комплекса и вне его.

2. Рестораны быстрого питания. Особенности обслуживания посетителей.

9

9

1. Основные требования к качеству блюд и напитков. Санитарный контроль.

2. Нормативно-правовая база общественного питания в России.

3. Плановое меню для туристов (банкет-фуршет)

10

0

1. Национальная кухня (по выбору студента). Особенности приготовления блюд.

2. Рестораны самообслуживания. Особенности обслуживания посетителей по типу «шведского стола».

3. Плановое меню для туристов (торжественный ужин)




Основная литература


  1. Белошапка М.И. Технология ресторанного обслуживания: Учеб.пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  2. Богушева В.И. Организация обслуживания посетителей ресторанов и баров: Учебное пособие/ Под ред. Печенюк А.П.- 5-е изд., перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  3. Затуливетров А. Ресторан: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим.- СПб.: Питер, 2007.

  4. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник для вузов/ Под ред. А.Л. Лесника, А.В. Чернышева.- М.: Интел универсал, 2001.

  5. Ресторанный сервис. Основы международной практики обслуживания для профессионалов и начинающих/ С. и Л. Зигель, Х. и Р. Ленгер, Г. Штиклер, В. Гутмайер / Пер. с нем. Ю.О. Бема. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003.

  6. Уокер Д. Введение в гостеприимство: Учебник./Пер. с англ. Егорова В.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  7. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства/ Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова.- М.: Финансы и статистика, 2007.



Дополнительная литуратура


  1. Денисов Д. Как открыть кофейню. - М.:ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2003.

  2. Денисов Д. Фаст-фуд. Рестораны быстрого обслуживания. - М.:ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2003.

  3. Назаров О. Как «раскрутить» ресторан. - М.:ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2003.

  4. Папирян Г.А. Международные отношения в индустрии гостеприимства. - М.: Отели и рестораны, 2000.

  5. Справочник «Туристские фирмы».



Контрольная работа

по дисциплине «Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства»



Преподаватель: Беденко Надежда Николаевна


Таблица 1 – Варианты контрольной работы

Номер варианта

Последняя цифра зачетной книжки

Задание

1

1

1. Туризм как объект регионального планирования.

2. Характеристика туристских ресурсов в рамках регионального планирования развития туризма.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Тверской области).

2

2

1. Характеристика взаимодействия туристской отрасли с экономикой региона.

2. Плановый, системный и процессный подходы к целевому использованию туристских потенциалов регионов.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Белгородской области).

3

3

1. Характеристика факторов, влияющих на уровень развития туризма в регионе.

2. Характеристика ресурсов в рамках регионального планирования развития ГХ.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Ивановской области).

4

4


1. Принципы регионального планирования развития туризма и ГХ

2. Программно-целевой метод планирования развития туризма на уровне региона.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Московской области).

5

5

1. Методы регионального планирования развития туризма и ГХ

2. Целевые региональные программы развития туризма.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Липецкой области).

6

6

1. Оценка рисков, связанных с прогнозированием и региональным планированием развития туризма и ГХ.

2. Оценочные показатели эффективности развития туризма на уровне региона.

7

7

1. Особенности стратегического планирования развития туризма и ГХ на уровне региона.

2. Методы оценки эффективности функционирования регионального туристского комплекса.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Брянской области).

8

8

1. Мониторинг развития туризма и ГХ на уровне региона.

2. Концепция воспроизводственных процессов в туризме.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Ленинградской области).


9

9

1. Современные тенденции развития туризма и ГХ на уровне региона.

2. Кадастр туристских ресурсов как основа планирования устойчивого развития туризма.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Мурманской области).

10

0

1. Инновационный и инвестиционный аспекты развития туризма и ГХ на уровне региона.

2. Деятельность муниципалитетов по планированию туризма в крупных туристских центрах и регионах мира.

3. Представить макет (схему) программы планирования развития туризма в регионе (на примере Краснодарского края).


Литература:

А) Законы и нормативные акты


  1. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ " О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ"

  2. Закон РФ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.

  3. Федеральная Целевая Программа “Развитие туризма в Российской Федерации” / Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года // Собрание законодательства РФ. 1996. №49.

Б) Монографии, сборники, статьи
  1. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие: КНОРУС, 2007.


  2. Лапушинская Г.К, Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2003

  3. Планирование на предприятии туризма //Учебное пособие. Под ред. Е.И. Богданова , СПб,2003 гл.1,2

  4. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма.3-е издание, - Мн.: БГЭУ, 1999.

  5. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. – М.: Финансы и статистика, 1999.

  6. Менеджмент туризма: Экономика туризма // Под ред. В.А. Квартального. - М.,2001.

  7. Основы региональной экономики // Под ред. А.Г.Гранберга.-М.,2000.

  8. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. М.: Ассоциация авторов и издателей “ТАНДЕМ” Издательство ЭКМОС, 1999. - 440 с.

  9. Туризм и отраслевые системы .:-М, 2002

  10. . Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. – М., 1998.

  11. . Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Уч. пос. - М.,1996.

  12. Азар В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития // Труды Академии туризма. Вып. 1. - СПб., 1995.

  13. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М.,1997

  14. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пос. - Мн.: Экономпресс, 1998.

  15. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУП, 1999.

  16. Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой.- М., 1998.