litceysel.ru
добавить свой файл
1
Ольга Пономарёва,


Управляющий партнер ГК "СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ"


Критерии назначения налоговых проверок или как не попасть под налоговую проверку


1) Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Цель создания Концепции — диалог с налогоплательщиком. Налоговики рекомендуют налогоплательщикам: если вы обнаружили у себя «недочеты», т. е. признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществленных операций - представить уточненные декларации, приложив к ним пояснения. Эти действия нужны для того, чтобы налоговый орган мог учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков и, например, исключить его из плана проверок.

Данный Приказ ФНС, по сути, разъясняет налоговым инспекциям знаковый документ для всех налогоплательщиков - Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, которое раскрывает понятие «необоснованной налоговый выгоды». Под необоснованной налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета в результате проведения сделок с недобросовестным контрагентом, т. е. контрагентом, который не выполняет полностью или частично свои налоговые обязанности.

Концепция имеет ряд приложений:


  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах.

  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах.

  • 12 Критериев для самооценки рисков налоговой проверки.
  • 4 способа ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском


Первые два приложения содержат выраженные в цифрах значения, которым желательно, чтобы соответствовали показатели деятельности. Согласно документам налоговиков, рентабельность деятельности налогоплательщика определяется по двум показателям:

- рентабельность проданных товаров, продукции, работ и услуг;

- рентабельность активов.

Налоговики утверждают, что налогоплательщик, оперируя этими критериями, способен свести к минимуму риск проведения выездной налоговой проверки. В теории, для этого достаточно просто следить за рядом формальных показателей.

Налоговый орган, исходя из целей Концепции, тоже должен стремиться избегать проведения необоснованных налоговых проверок.


2) Критерии для отбора на проверку

Особенно хотелось бы уделить внимание одному из приложений Концепции - 12 критериям, которые можно подразделить на 5 основных групп:





Группа критериев

Критерии отбора

1

Критерии, базирующиеся на сравнении результатов экономической деятель­ности налогоплательщика со среднестатистически­ми показателями

Налоговая нагрузка данного налогоплательщика ниже ее средне­го уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Для определения общей доли уплачиваемых налогов компании инспекторы ввели новое понятие налоговой нагрузки – величины уплаченных компанией налогов по отношению к полученной выручке. Если уровень этого показателя организации ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности, то один из критериев для включения ее в план проверок уже выполняется.



В расчете учитываются налоги, по которым организация признана налогоплательщиком. Налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент НДС и НДФЛ, а также страховые взносы в Пенсионный фонд, в расчет налоговой нагрузки не включаются. Причем величина налогов, отражаемых в расчете, должна быть именно уплачена, а не начислена к уплате. Инспекторы будут отталкиваться от данных лицевых счетов компании.


Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бух­галтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики


Существенным считается 10-процентное отклонение в сторону уменьшения от среднеотраслевого значения


2

Критерии, связанные с затруднением налогово­го контроля тут сказать, что желательно иметь реальный или хотя бы контролируемый адрес и обязательно арендные платежи

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением местонахож­дения («миграция» между налоговыми органами)


Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомле­ние налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности — в т.ч. неявка на комиссию

3

Критерии, касающиеся за­нижения налоговой базы

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов – нельзя более 6 мес.

Опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)



Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год


Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налого­вых вычетов за определенный период по ндс — 89% от начисленной суммы — больше нельзя

Организация финансово-хозяйственной деятельности на основа­нии договоров с контрагентами-перекупщиками или посредника­ми ("цепочки контрагентов") в отсутствие разумных экономиче­ских или иных причин (деловой цели) у налоговиков не очень хорошо с распутыванием таких цепочек


4

Критерии, относящиеся к применению специальных налоговых режимов

Неоднократное приближение к предельному значению установ­ленных НК РФ показателей, предоставляющих налогоплательщи­кам право применять специальные налоговые режимы

5

Критерии, связанные с вы­соким налоговым риском

Наличие в качестве контрагентов фирм-"однодневок"


Первые четыре критерия, чем больше пересекаются друг с другом одновременно, тем больше вероятность налоговой проверки фирмы. Пятому же критерию сама концепция отдает предпочтение: и прямо указывает, что налогоплательщики, в отношении которых стало известно, что они замешаны в схемах ухода от налогов - являются приоритетными для включения в план налоговых проверок.

При этом, компании у которых появляются отклонения в цифрах от установленных ФНС или нарушения прочих критериев должны всегда иметь под рукой готовое экономически обоснованное объяснение для налоговой этих «нарушений» (состояние рынка, доказательства того, почему у посредников закупать товар выгоднее и пр.) т. к. не может быть единственным обоснованием только экономия на налогах, каждая сделка должна иметь еще и экономическую выгоду. К примеру, разбивая бизнес на несколько юр.лиц на УСН нужно четко уметь объяснить то, что это было экономически выгодно по таким-то причинам, желательно иметь бизнес-план с просчетом рентабельности, по возможности избегать явной аффилированности между этими лицами.


Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок должно быть открытым процессом. Однако у налоговой службы всегда были и есть свои внутренние дополнительные критерии, по которым отбираются компании. Осенью 2009 года ФНС разослала своим территориальным управлениям правила наполнения информационной базы «Досье рисков», которая должна автоматизировать процесс назначения налоговых проверок. Она называется «ВНП-отбор» и будет автоматически отбирать компании на проверку по 43 признакам налоговых рисков. (Подробнее в публикации: "СБП" комментирует: отбирать компании для выездной проверки побудет специальная программа ФНС" http://www.pravo-help.ru/pravo-help-news/ournews/4afb1ced8491c/)

А также База ЮЛКПО — в основу ее легли известные 109 признаков фирм-однодневок (http://pravo-help.ru/article/law/law17/) - документ с грифом ДСП, который стал известен в 2007 году. База ЮЛКПО – база юр. Лиц, контролируемых в первую очередь. Принцип ее работы в следующем: каждому налогоплательщику присваивается определенный рейтинг – грубо говоря ставиться галочка и чем больше таких галочек тем выше компания поднимается в рейтинге, тем больше «нехорошесть» такой компании, и контрагентов таких компаний проверяют особенно тщательно. Цель функционирования данной базы - выявление однодневок, а затем анализ их контрагентов.

3) Кроме того из различных источников становится известно как налоговая собирает и анализирует прочую информацию о налогоплательщиках:

ФНС рекомендует инспекторам возможные источники информации, которые можно использовать для предпроверочного анализа. К ним относятся как внешние ресурсы (Интернет, СМИ, заявления и письма лиц в инспекцию и т. д. В том числе существующая база допросов директоров, база по арендодателям), так и внутренние (отчетность лиц, различные программно-информационные комплексы, встречные проверки, истребование информации от третьих лиц).


Рекомендуется получать сведения о компаниях с сайта Первого независимого рейтингового агентства (www.fira.ru).

Налоговая для обеспечения контроля за налогоплательщиками и поддержания базы ЮЛКПО в актуальном состоянии получает информацию от внебюджетных фондов, МВД, Минюста, Гибдд, Росстата, банков, таможни и пр. органов

Анализируя Базу ЮЛКПО и выявляя реальных выгодоприобретателей (налоговиков конечно же не интересует сами фирмы однодневки — еще бы ведь от проверки такого юр. лица в бюджете ничего не прибавится. Они пытаются бороться с их созданием и мешают функционировать), стремятся при этом проверять контрагентов однодневок. Существует Методика их выявления: зачастую начинают проверку по однодневке с целью получить выписки по оборотам по ее счетам – т. к. по закону это можно сделать, только если проводятся мероприятия налогового контроля в отношении компании (хотя иногда налоговики этим пренебрегают и просто блокируют счет, когда имеются явные признаки: массовый директор и учредитель, массовый адрес и запрашивают выписку). Затем по выпискам выявляют контрагентов перечислявших крупные суммы на однодневку и анализируют их: проверяется отчетность, наличие имущества (запросы в ФРС и ГИБДД), анализируются выписки по счетам, уплаченные налоги, наличие ККТ, выплаты дивидендов, размер УК и пр. факторы свидетельствующие о реальности компании, в результате такой контрагент однодневки включается в план проверок.

Зачастую налоговики используют против налогоплательщика данные полученные при проведении камеральных проверок (затребование документов и объяснений не относящихся к сути проверки ) или на различных комиссия (зарплатных, убыточных и пр.)

По этому, идти на такую комиссию стоит только с четко аргументированной позицией почему в данный момент есть, например, убытки и что вы планируете делать для их устранения, в том числе имейте ввиду, что на нее могут идти не только руководители или бухгалтера, но и любой другой представитель организации, т. е. лицо, которое может дать более четкие объяснения по данному вопросу. Также нужно четко следить за порядком установленным НК РФ при проведении камеральных проверок: сроки, какие документы могут истребовать и как.



4) Самый главный "конек" налоговиков – "однодневки". Именно по таким «проблемным контрагентам» по статистике самые большие начисления по результатам проверок

Подробнее о том, как защитить бизнес от обвинений в сотрудничестве с фирмами-"однодневками" смотрите информацию с семинара "СБП", где был представлен доклад "Современные методы налогового контроля и способы обнаружения недобросовестных контрагентов": http://www.pravo-help.ru/pravo-help-news/ournews/4b18d411c74ac/

Чтобы оградить себя от претензий налоговиков и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды, нужно иметь доказательства проявления добросовестности и должной налоговой осмотрительности. Для этого рекомендуем вам ввести правило в своей организации и собирать с контрагентов обязательно:


  • Копии учредительных документов, свидетельств ИНН, ОГРН, выписки из ЕГРЮЛ, копию письма из статистики. Протокол/решение подтверждающие полномочия директора - желательно заверить печатью и подписью контрагента

  • Если договор подписывается не Директором, то удостоверится в полномочиях подписанта - подлинник или заверенная копия доверенность и пр.

  • Завести карточки на контрагентов — где указывать все сведения об организации, телефоны, адреса, имена и пр. данные в т.ч. Информацию о том, где, как вы нашли такого контрагента и почему выбрали именно его, инфо из Интернета, ссылки на любые общедоступные ресурсы о контрагенте визитки, реклама и объявления в СМИ

  • Распечатать с сайта налог.ру информацию о компании

  • По возможности, убедится в том, что подпись на документах проставлена именно тем лицом, что уполномочено.

Подводя итог, рискну предположить, что строгое соблюдение всех критериев, скорее всего, приведет к нерентабельности ведения бизнеса. Поэтому, здесь универсальных рекомендаций "как поступить" нет, но одно можно сказать с уверенностью: если вы знаете, что в истории фирмы были "однодневки" - самое лучшее - избавится от такого юр. лица, не дожидаясь проверки.