litceysel.ru
добавить свой файл
1

Критерии оценки качества лекции

Анализ содержания качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.


  1. Критерии оценки содержания лекции:

    • соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

    • научность, соответствие современному уровню развития науки;

    • точность используемой научной терминологии;

    • информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

    • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

    • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

    • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

    • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы, даётся задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).

  2. Критерии оценки методики чтения лекции:

    • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

    • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

    • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

    • рациональное сочетание методических приёмов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

    • логичность, доказательность и аргументированность изложения;

    • ясность и доступность материала с учётом подготовленности обучаемых;
    • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;


    • использование методов активизации мышления студентов;

    • использование приёмов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрение каждого вопроса, в конце всей лекции);

    • использование записей на доске, наглядных пособий;

    • использование раздаточного материала на лекции;

    • использование технических средств обучения.

  3. Критерии оценки организации лекции:

    • соответствие лекции учебному расписанию;

    • чёткость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

    • чёткость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

    • посещаемость лекции студентами;

    • дисциплина на лекции;

    • рациональное распределение времени на лекции;

    • соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

    • наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

  4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

    • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекции;

    • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);

    • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);
    • использование приёмов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);


    • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после неё);

    • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

  5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

    • знание предмета;

    • убеждённость;

    • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

    • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

    • культура речи;

    • речевые данные, дикция;

    • внешний вид;

    • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

    • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

    • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

    • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

  6. Критерии оценки результативности лекции:

    • степень реализации плана лекции (полная, частичная);

    • степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;

    • информационно-познавательная ценность лекции;

    • воспитательное воздействие лекции.