litceysel.ru 1

Как мы говорим?


Круглый стол для учащихся 2 – 5 кл.


Цель: выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи; уяснить негативное воздействие сквернословия на человека; мотивировать необходимость борьбы за чистоту речи.

Оборудование: выставка книг; презентация к уроку; компьютер.

Ход мероприятия:

Ведущий:

- Вы любите исследовать, проводить эксперименты? Сегодня наш класс превратится в лабораторию, а мы с вами станем учёными-исследователями. Мы будем испытывать мощное энергетическое оружие. Слабонервных прошу выйти. Как вы думаете, что это за оружие?


Показ презентации:

Слайд 2: пистолет Может быть это самое мощное оружие?

Слайд 3: автомат А может это?

Слайд 4: военный самолёт Какое оружие самое мощное на Земле?

Слайд 5: слово

- Вы согласны или нет? Почему слово можно назвать самым мощным оружием? Сегодня мы поговорим о том, что может сделать слово. Это тема нашего круглого стола.

Слайд 1. «Как мы говорим?»

- Эпиграфом к нашему занятию будут слова русского писателя и классика мировой литературы И.С.Тургенева.

Слайд 6: эпиграф

Слайд 7:

- О чём просит нас писатель?

- Как мы говорим? Что мы говорим?


В последнее время люди оказались неспособны ясно и вразумительно излагать свои мысли. Создаётся впечатление, что люди не могут в своей речи обойтись без бранных слов. Брань, матерные слова – это не редкость.

Вот и в нашей школе часто на переменах слышатся бранные слова. Кто же наш враг? Кто мешает нам общаться между собой на понятном, благозвучном языке?

Слайд 8: слова-паразиты (лишние слова) – э, ну, как бы, короче, это самое, типа, так сказать и др. это показатели низкой речевой культуры.

- Почему же с ними надо бороться? Для того, чтобы что-то сказать, человек тратит определённое количество энергии. Сколько её уходит на слова-паразиты? Учёные, конечно, не подсчитывали, но было бы интересно знать об этом. Если бы мы не говорили лишних слов, наша жизнь уж точно стала бы длиннее и красивее. Мы смогли бы нарисовать картину, построить дом, а вместо этого тратим время на лишние слова. Подумайте об этом.


Сценка.

Встречаются два друга.

- Как дела?

- Всё пучком! А у тебя?

- Клёво! Завтра днюха – иду самовар доить. Чексуй со мной.

- Не, у меня шнурки в стакане.

- Харе пылесосить тайгу, прищурь мозги.

- Ладно, я пощемился плющить.


Вы поняли, о чём разговаривали ребята? А ведь эти слова употребляют в речи многие ребята.


Слайд 9. сленг – жаргонная речь лиц определённого круга.

В Интернете имеется словарь молодёжного сленга. Я с ним познакомилась и пришла в ужас! Посмотрите, как подростки на сленге описали человека:

Слайд 10:




тыква




грабли







Нос – шнобель

Рот – хлеборезка

Глаза – шары, лупы


Это уже не человек, а помесь какая-то пугала с роботом.

А я думала, что тыква в огороде растёт. Хотя те, кто разговаривает на таком языке, думают явно не головой. На первый взгляд это кажется смешным, но здесь кроется глобальная проблема. Что мы видим? Слова извратились, потеряли всякий смысл. Они превратились в безобразных уродов-мутантов, заражающих всех, кто к ним прикасается. Их задача – не оставить на земле ни одного правильно говорящего человека. И этот вирус поражает прежде всего вас, детей. А ведь вы и есть наше будущее. В итоге люди перестают понимать друг друга.


Призываю вас не поддаваться этому вирусу! А как бороться с ним?


Следующий наш враг – сквернословие (слайд 11)

А что это такое? Давайте посмотрим на состав этого слова:

Слайд 12 – морфемный состав слова.

- Как вы думаете, всегда ли люди ругались?

- Где ругались больше всего?


Полторы тысячи лет тому назад гунны принесли на Русь искусство выплавлять и ковать железо. Тогда и возникло слово бронь. От него образовалось слово брань, означающая сражение. Возник и термин для слов и выражений, которые употреблялись на поле брани – бранные слова. Они служили вызовом, выражением презрения к противнику. Употреблять их в повседневной жизни считалось грехом. Этих слов было мало, в основном заимствованные. Само слово ругань произошло от латинского разевать рот.

Исконно русские ругательства – собака, окаянный, поганый. В современном разговорном языке по самым скромным подсчётам уществует около 5000 ругательных слов. Мы часто употребляем их в речи, порой не зная даже смысла этих слов. Например: гад – безобидное ругательство. А образовалось оно от двух слов: баал и бес. Баал – древнее языческое божество, которое изображали с головой быка и телом человека. Это воплощение зла – дьявол с рогами: балда, болван, Воланд, волшебник и др.

Почему же так страшно слышать и употреблять в речи бранные слова? Ведь слово – не нож и не пистолет. Последние исследования учёных доказали, что слово – материально. Академик П.П.Гаряев сделал важное открытие и описал его в книге «Волновой генетический код». Человек на 70 – 90 % состоит из воды. Как же действуют бранные слова на воду? Они вызывают мутации: вода портится. Значит бранные слова вызывают и в человеке мутации, аналогичные воздействию радиации при взрыве атомной бомбы, но протекающие в организме постепенно. В результате корёжатся и рвутся хромосомы человека, и он медленно умирает. Выходит, злыми словами можно убить человека.


Помните, что слово – меч обоюдоострый. Мы все связаны единым кругом. И всё, что ты пожелал своему другу плохого, обязательно вернётся к тебе. Получается, что бранные слова наносят вред здоровью не только слушающего, но и говорящего. Брань действует не только на человека, но и на экологию, космос, мироздание.


Об этом стихотворение Н.Гумилёва «Слово» (слайд 13)

- И этот смрад, запах гнили, вонь витает в воздухе, которым мы дышим. Мы выпускаем его из себя, когда сквернословим, и отравляем им всё: окружающие растения, животных, людей. Вы заметили, как много стало больных людей, особенно молодёжи? Теперь поняли почему?


Слайд 14: факты и мысли


- Что же нам делать? ваши предложения?

Давайте прямо сейчас начнём бороться за чистоту языка! Как? Я предлагаю составить словарик добрых слов и пользоваться ими. Какие слова могут войти в него?

Спасибо, пожалуйста, вы прекрасно выглядите и др.

- А ещё я предлагаю вам провести сеанс словотерапии. Давайте скажем друг другу что-нибудь приятное, красивое, ведь слово материально.

- Я надеюсь, что мы прибавили друг другу здоровья.


- О чём мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

- К каким выводам мы пришли?


Закончить мероприятие хочется словами В.Весника: слайд 15.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!