litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3 ... 8 9

История создания и основные события в жизни организации.


Историю Иркутского диагностического центра можно разделить на несколько периодов:


  • период до открытия,

  • период после официального открытия,

  • период до лицензирования и введения платных услуг,

  • период до введения второй смены

  • и настоящее время.

1 период начался в сентябре 1993 г., когда Борис Александрович Говорин (тогда мэр Иркутска) подписал распоряжение о создании в Иркутске диагностического центра. В начале диагностический центр планировался как небольшое учреждение на 10-15 кабинетов, но по мере изучения опыта организации и работы центров за рубежом и России, стало ясно, что этим не обойтись. Весьма интересна история здания, в котором сейчас находится диагностический центр. Строительство его началось в 80-х годах и в начале здесь планировалось построить большой универсам. Однако перестройка завершалась, денег в бюджете не было, заработал рынок и в 1993 году здание было включено в программу приватизации объектов незавершенного строительства. Удачное расположение здания в близи основных транспортных артерий, практически в центре города привлекло многих потенциальных покупателей. Но за 2 недели до выставления здания на торги в январе 1994 года, Б.А. Говорин подписал распоряжение о перепрофилировании его под диагностический центр.

На пост директора создаваемого диагностического центра был приглашен Ушаков Игорь Васильевич, который в то время работал ассистентом кафедры факультетской терапии ИГМИ. Его интересами в практической медицине были терапия, ультразвуковая диагностика и функциональные методы исследования. Говоря студентам о той, или иной программе обследования больных, Игорь Васильевич подчеркивая высокую значимость непосредственного общения с больным и анализа его объективного обследования, всякий раз убеждался в том, что для постановки клинического диагноза необходимо также и коренное изменение в области диагностических технологий. Практически же выходило все банально - не было соответствующего оборудования, а имеющееся «разбросанное» по лечебным учреждениям в большей части не было использовано эффективно или достаточно быстро выходило из строя из-за неправильной эксплуатации и отсутствия грамотного профессионального сервисного обслуживания. Опыт Ушакова в организации выездных бригад по Иркутской области показывал, что при правильном организационном подходе можно в корне изменить качество диагностики. В данной ситуации нужно было иметь достаточную долю авантюризма в характере, чтобы уйти с престижной работы и начать все «с нуля», не имя никаких гарантий успеха. Но Игорь Васильевич принял предложение, не раздумывая. Наверное, немалую роль в этом сыграла и поддержка семьи, друзей, знавших его потенциальные возможности.


Далее Ушаков начал занимался составлением бизнес – плана и медицинского задания на проектирование диагностического центра. Предварительные расчеты затрат на реконструкцию здания и приобретение диагностического оборудования показали, что городской бюджет не в состоянии профинансировать их. Начались поиски источников финансирования. И тогда, как это часто бывает в больших проектах, вмешался «его величество случай». Директор фирмы «Ситикоп» О.П. Тарасов, занимающийся координацией взаимоотношений Иркутской области с Японией, организовал встречу руководителя Хабаровского представительства известной японской фирмы «Марубени корпорейшн» господина Фудзии, находящегося с деловым визитом в Иркутске, с Б.А. Говориным. На этой встрече впервые обсуждалась возможность привлечения части гуманитарного 500-миллионного кредита (в долларах США) Эксимбанка Японии для финансирования нашего проекта.

Основным условием Б.А. Говорина было возможность использования части кредита на строительные работы. Фирма «Марубени», вначале отказавшись рассматривать такую возможность, в дальнейшем провела большую работу в Правительстве Японии и в Эксимбанке, результатом которой стали переговоры Ушакова И.В. с главой Московского представительства Эксимбанка. На них господин Такахаши официально заявил о возможности использования части кредита на строительные работы, при условии, что их будут выполнять не Российские строительные компании. Администрация г. Иркутска приняла решение о привлечении к строительству фирмы «Ксемитрейд» (Кипр), построившей к тому времени Бизнес-центр и центральный рынок в Иркутске. По поручению Б.А. Говорина Ушаков подготовил весь необходимый пакет документов и направил его в заинтересованные ведомства (Минфин, Минздрав, Минэкономики, Внешэкономбанк, Госкомоборонпром). Первый ответ из Минфина был неутешительным - на всю сумму кредита уже подано заявок на 550 млн. долларов. Но никто не опустил руки, и была продолжена работа в министерствах и ведомствах. Итогом этой работы стало подписание в июле 1996 распоряжения Правительства РФ о целесообразности привлечения кредита Эксимбанка для финансирования строительства и оснащение медицинским оборудованием диагностического центра г. Иркутске. Фактически удалось вскочить в «уходящий поезд». Довольно сложным и напряженным был этап подготовки контракта с фирмой «Марубени». Изучался рынок медицинского оборудования, прорабатывались спецификации более чем по 600 позициям с учетом расходных материалов и запчастей на 2-3 года работы. Из предложенного «Марубени» комплекта оборудования для оснащения Центра после анализа рынка осталось не более 5%, остальное заменили на самое современное. Благодаря экспертизе Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири удалось уменьшить цену на медицинское оборудование на сумму около 4 млн. долларов (при той же комплектации), увеличить срок гарантийного обслуживания до 1,5 лет. В контракт был включен пункт, позволяющий непосредственно до поставки оборудования заменить его на более современное без изменения цены (при поставке удалось заменить на более современное около 50% оборудования). В октябре 1996 года контракт был заключен.


Известие о подписании индивидуального кредитного соглашения по проекту Ушаков И.В. получил, находясь на стажировке по менеджменту здравоохранения в Японии, организованной МИДом и Минздравом Японии в июне 1997 года, а 1 ноября был заложен первый кирпич в реконструкцию здания под диагностический центр.

С тех пор пришлось преодолеть еще много трудностей, решить много проблем, было и 17 августа 1998 года (дефолт), и война в Югославии, но все участники проекта и управление капитального строительства, и фирма «Ксемитрейд», и фирма «Агродорспецстрой» приложили много сил для его успешного завершения. Диагностический центр – это единственный реализованный проект из всей суммы 500-млн. кредита Эксимбанка Японии.

В течение всего первого периода истории Центра велась интенсивная работа по формированию команды, которая могла бы быстро и эффективно освоить и внедрить современные медицинские и управленческие технологии в практическую деятельность. Костяком этой команды стали люди, которых Ушаков знал много лет, и которые понимали и поддерживали его идеи и принципы. Окончательно команда сформировалась в 1999году.

Началом второго этапа в истории Иркутского диагностического центра можно считать 10 июля 1999 года, когда состоялось его открытие. Процесс подготовки к открытию напоминал процесс притягивания гвоздей (вновь принимаемых сотрудников) к мощному магниту, каким был к тому времени сформированный костяк коллектива- главного врача и его основных заместителей, заведующих отделами и ключевых специалистов, одержимых идеями, открывающимися возможностями профессионального, личностного роста и причастностью к одному общему делу. Большая часть персонала, набранного в то время, по сей день работает в Центре, являясь действительно преданными сотрудниками, теперь уже большого коллектива, который насчитывает около 400 человек и готовится к празднованию 5 летнего юбилея.

Перед каждым сотрудником стояли специфические задачи, связанные с подготовкой своего отдела к открытию, проводимого одновременно с работами по покраске, шпатлевке, укладке плитки и др., но когда в «боевом» режиме было необходимо наводить порядок - независимо от ранга сотрудники брались за тряпки и швабры и мыли полы (кстати сказать, довольно качественно, тем более что уборщиков производственных помещений в то время еще не было). 11 июля мы приняли боевое крещение – «День открытых дверей» для желающих познакомиться с Центром, вызвавший необычайный интерес жителей г. Иркутска. 12 июля Центр принял первых пациентов.


10 января 2000года диагностический центр получил статус областного. К этому моменту центр принял более 72000 пациентов, было проведено более 260000 исследований. Внедрено в практику около 100 новых лечебно-диагностических методик, ранее не применяемых на территории Иркутской области. Разработано и внедрено «Положение о направлении пациентов в ИОДЦ», действующее без изменений и поныне и все основные нормативные документы, регламентирующие деятельность ИДЦ. Проведена огромная работа по подготовке лицензирования всех видов медицинских услуг и в феврале 2000года диагностическому центру была присвоена первая категория учреждения здравоохранения и выдана лицензия на заявленные виды деятельности и разрешение на оказание платных медицинских услуг. В марте 2000 года введена в действие программа «Регистратура», появилась первая возможность электронной обработки статистической информации. Начал работу Научный совет диагностического центра.

С 1 мая 2000года – начало 3 периода истории диагностического центра, основными вехами которого стали следующие события:


  • Подготовка и введение платных медицинских услуг;

  • Вхождение в систему обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС, ДМС);

  • Значительная активизация хоздоговорной деятельности (договоры с хозяйствующими субъектами готовились заранее);

  • Введение новой формы медицинского обслуживания пациентов – «Семейный абонемент»;

  • Создание отдела страховой медицины и маркетинга;

  • Информационная интервенция в лечебные учреждения г.Иркутска и области, позволившая совершить значительный прорыв в информированности практикующих врачей о возможностях ИДЦ;
  • Подключение к сети Интернет (оптоволоконная связь, в рамках областной программы), создание Центра телемедицины, первые телемедицинские консультации on-line (Саянск, Москва, Швейцария, Германия).


  • Создание Медицинской автономной некоммерческой организации, в структуре которой за счет средств банковских кредитов, возвращаемых от заработанных средств, открывается столовая на цокольном этаже и аптека на 1 этаже. В настоящее время столовая обеспечивает бесплатное питание всех сотрудников ИДЦ, расходы на которое в большем объеме покрываются от доходов аптеки.

  • В сентябре 2001г. Ассоциация медицинских диагностических центров «ДИАМа» проводит свою конференцию в Иркутске, на базе нашего ИДЦ; главный врач Ушаков И.В. избран членом правления Ассоциации ДИАМа.

  • 1 января 2002 г.- Реорганизация отдела организационно-методической работы с разделением на две службы - отдел статистики и организационно-методической работы и отдел клинико-экспертной работы, управления и оценки качества;

  • 25 марта 2002г. – в рамках визита в Иркутскую область Диагностический центр принимал президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Японии И. Мори, давших высокую оценку деятельности диагностического центра в плане оснащения, технологий и инновационного менеджмента.

  • 1 июня 2002 года – переход на полнофункциональную версию «Электронной карты пациента».

Началом 4 периода истории Иркутского областного диагностического центра мы считаем переход на двухсменный режим работы (с рабочими субботами) с 1 апреля 2003 года. Итоги:

  • Принятие официальной версии «Политики ИДЦ в области качества»;

  • Увеличение объема выполняемых медицинских услуг в два раза практически без увеличения бюджетного финансирования;

  • Увеличение объема платных услуг в два раза;

  • Увеличение дохода на 150% по сравнению с 2002 годом;

  • Внедрение 263 новых уникальных лечебных и диагностических методик, ранее не применявшихся на территории Иркутской области;

  • Полный переход на безбумажные технологии;
  • Создание лабораторной информационной системы; подготовка к переходу на штрих-кодирование;


  • Создание справочно-диспетчерской службы;

  • Организация и оснащение дистанционных пунктов забора крови в Саянске, Ангарске, Братске, Ленске. Начат кольцевой завоз крови, отправка результатов лабораторных исследований по электронной почте.

  • Апрель 2004г – подписание Соглашения с Монголией об организации направления пациентов, являющихся гражданами МНР, в ИДЦ.

Даже этот далеко не полный перечень событий, создает картину единства команды, ориентированной на успех, достаточно амбициозной, но умеющей гибко реагировать на изменения окружающей среды, определять стратегические цели и добиваться их выполнения.

Пожалуй, самым наглядным примером корпоративности может служить процесс резких изменений, связанных с вхождением Центра в электронную эру.

В 2000 году после введения платных услуг на общем собрании коллектива было принято решение: все средства от оказания платных услуг пустить на приобретение оборудования для компьютерной сети. Целью был революционный прорыв в информационных технологиях, полная автоматизация всех процессов, создание «Электронной карты пациента» и переход на безбумажные технологии.

Сложность - вещь пугающая и захватывающая. Основной костяк команды был готов к этим сложностям, чем и был предопределен успех. Достаточно спокойно и с пониманием был воспринят уход некоторых сотрудников (к счастью, это были единицы, в основном ожидавшие «золотые горы», а не тяжелую работу на результат при начальной минимальной бюджетной зарплате). Пришлось полностью заменить отдел информационных технологий, так как для выполнения задач требовались профессионалы с более высокой квалификацией. С сотрудниками отдела был проведен ряд встреч и аналитических разборов, аттестация персонала, выявившая несогласованность действий и невозможность выполнения многих поставленных задач. Коллектив отдела покинул ИДЦ в полном составе, сохранив нормальные человеческие отношения и оказав центру большую услугу, организовав поиск и предложив взамен специалистов высочайшего уровня, соответствующих нашим требованиям.


Сформированная новым начальником информационных технологий команда виртуозно исполнила проект по заданию, формировавшемуся с первого дня работы ИДЦ. «Электронная карта пациента» начала функционировать с мая 2000года. В течение всего последующего периода работы и по настоящий день информационная система ИДЦ развивается практически непрерывно. Сейчас врач центра имеет всю информацию о пациенте, начиная от направления лечебного учреждения в сканированном виде, до иллюстрирующих выявленную патологию растровых картинок и видеоклипов. Считанные минуты занимает статистическая обработка данных, вход с любой интересующих профессиональный справочник и многое другое.


3. Структура Иркутского областного диагностического центра


Государственное учреждение здравоохранения «Иркутский областной диагностический центр» было зарегистрировано 06 июля 1998г. на основании постановления Главы администрации г. Иркутска как муниципальное учреждение г. Иркутска, а 10.01.2000г. передано в областную государственную собственность в соответствии с распоряжением губернатора Иркутской области от 30.12.99г.

Иркутский областной диагностический центр сегодня - самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированную диагностическую, консультативную и лечебную помощь населению Иркутской области, других регионов России и стран зарубежья. Центр оснащен самым современным медицинским оборудованием ведущих мировых производителей - Японии, США, Германии, Швейцарии и др. Концентрация высокотехнологичных, высокоинформативных и наукоемких диагностических приборов последнего поколения, практически не имеющих аналогов в регионе, позволяет осуществлять диагностический процесс на мировом уровне. Высокая пропускная способность оборудования обеспечивает доступность любых манипуляций для широких слоев населения г. Иркутска, Иркутской области и прилегающих территорий.

Планируемая при проектировании пропускная способность центра- до 450 посещений в смену и до 1500 исследований в сутки. В 2002 году работа центра была переведена на двухсменный режим, пропускная способность увеличилась до 800-1000 в смену, а с середины 2003 года составляет в среднем 1000-1200 посещений в день.


Трехэтажное здание Диагностического центра расположено в центре Иркутска, имеет удобную транспортную развязку, автостоянку. Здание в кирпичном и железобетонном исполнении, реконструированное на основе незавершенного строительства под диагностический центр. Полное строительство завершено в 1999г. Общая площадь 9341,63 кв.м., полезная площадь 7540,9 кв.м. Здание оборудовано пожарно-охранной сигнализацией, цифровой телефонной связью, суперсовременными инженерными электрическими сетями. Имеется прекрасная автомобильная стоянка под видеонаблюдением для пациентов со стороны ул. Байкальская и для сотрудников по периметру здания с трех сторон, с местами выделенной парковки для санитарного транспорта с функциональными подъездами, служебного автотранспорта ИДЦ, личного транспорта топ - менеджмента и сотрудников.

Структура и управление ИДЦ предопределяет успехи и развитие за прошедший период. Основными требованиями при приеме на работу являются высокий профессионализм, стремление к самосовершенствованию, креативность, восприимчивость к изменениям и инновациям, способность работать в команде. Организационная структура ИДЦ незначительно видоизменялась за прошедшие пять лет. Совершенствование ее происходило параллельно внедрению инновационных технологий менеджмента. Анализ работы ИДЦ за 2000-2003г. показал высокую эффективность принятых решений. Приведенная ниже схема (рис. 1), отражающая основные разделы, иерархию и взаимосвязи медицинских и немедицинских служб, по нашему мнению, не нуждается в комментариях.

Рис. 1


Главный врач

Зам. главного врача по медицинской части

Зам. главного врача по КЭР, ОМ, управлению и оценке качества

Зам. главного врача по страховой медицине и маркетингу

Консультативный отдел


Отдел функциональной диагностики

Отдел лучевой диагностики

Отдел ультразвуковой диагностики

Отдел патоморфологии и цитологии

Отдел лабораторной диагностики

Отдел эндоскопии

Стационар краткосро-чного пребывания

Аптека

Отдел медицинской статистики и орг. метод. работы

Отдел управления, оценки качества и клинико-экспертной работы

Отдел страховой медицины

Отдел маркетинга

Регистратурно-диспетчерский отдел

Зам. главного врача по сестринскому делу и эпид. вопросам

ЦСО

Главный бухгалтер

Бухгалтерия

Главный экономист

Экономическая служба

Зам. главного врача по АХЧ

Отдел МТС

Хозяйственный отдел

Главный инженер

Главный энергетик

Инженерно-техническая служба общехозяйственного назначения

Отдел информационных технологий

Центр телемедицины

Библиотека

Отдел медицинской техники

Отдел кадров

Инженер по технике безопасности и охране труда

Начальник штаба ГО и ЧС

Охрана

Юрисконсульт

Делопроиз-водство, секретарь




  1. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.

4.1. Внешняя адаптация.

Эффективная деятельность любой сферы экономики не возможна без рациональной интеграции интеллектуальных, технических и финансовых ресурсов. В здравоохранении, как наиболее затратной отрасли народного хозяйства, данная интеграция весьма актуальна. Медицинские организации финансируются из основных трех источников: бюджет, средства обязательного медицинского страхования (ОМС), доходы от предпринимательской деятельности. При бюджетном финансировании медицинские организации получают ежемесячно средства в соответствии с утвержденной сметой расходов, которая обычно утверждается в среднем на 40% от расчетной. Данный принцип абсолютно не мотивирует врачей на достижение количественных и качественных показателей. Как не работай – получишь только зарплату по единой тарифной сетке. Более прогрессивный механизм финансирования – оплата за счет средств ОМС за конкретные выполненные услуги. Однако и здесь имеются серьезные проблемы, отнюдь не стимулирующие развитие рыночных отношений в здравоохранении. Тариф на медицинские услуги состоит только из зарплаты, начислений на нее, медикаментов и мягкого инвентаря. Остальные расходы должен компенсировать бюджет, чего зачастую просто не происходит. Ни о какой рентабельности здесь речь идти не может. Третий источник финансирования – доходы от предпринимательской деятельности, в полной мере соответствует рыночным отношениям. Цена формируется из себестоимости и рентабельности. По сути можно говорить, что во всех современных государственных или муниципальных медицинских организациях существует внутренний конфликт между не рыночной необходимостью и рыночной целесообразностью деятельности. Сложность еще заключается в том, что необходимо соблюдать баланс между социальной, медицинской и экономической эффективностью. Еще более усугубляет ситуацию практически правовой вакуум и сплошные юридические коллизии, когда один закон противоречит другому. Понимая все сегодняшние проблемы здравоохранения, Правительство и новое министерство здравоохранения и социального развития решились на довольно радикальные реформы, которые, по их мнению, должны вывести систему здравоохранения из глубокого системного кризиса.


С 90-х годов наша страна вступила в полосу острого демографического кризиса, характеризующийся ростом естественной убыли населения (естественный прирост населения в 2000 г. отмечен только в 15 субъектах Федерации), низкой продолжительностью жизни (65 лет) и значительным разрывом длительности жизни мужчин (58,9 лет) и женщин (72,4 года), высоких показателей общей (15,3%) смертности, сверхсмертности мужчин, особенно трудоспособного возраста. За 10 лет население России сократилось на 1,7 млн. человек. К сожалению, сегодня финансовые средства, предусмотренные Минздраву России, не отражают потребности отрасли, а определяются экономическим возможностям страны. Размеры государственного финансирования здравоохранения недостаточны для выполнения существующих государственных обязательств перед населением. Объем государственного финансирования здравоохранения сегодня составляет около 3% внутреннего валового продукта. Между тем страны с высокоразвитой экономикой тратят на здравоохранение в среднем 7% ВВП, но практически ни в одной стране не гарантируется бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам. Население в той или иной мере участвует в оплате медицинских услуг. Происходит сокращение масштабов профилактики заболеваний и нарастание платности медицинской помощи. Расходы на медицинские нужды перемещаются на население. Только теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют, по разным оценкам, до 50% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение.

Первые попытки реформирования отечественного здравоохранения (внедрение обязательного медицинского страхования) в целом мало изменили его экономическую ситуацию. Чрезвычайно централизованный механизм управления отраслью и система ее финансирования практически не претерпели коренных изменений, необходимых для решения многочисленных вопросов, возникших в связи с переходом общества к рыночным отношениям.

Важной составляющей политики здравоохранения остаются традиции, сформировавшиеся в процессе исторического развития системы здравоохранения и отмеченные влиянием специфических черт национальной культуры каждой страны. В России к таким традициям можно отнести следующие устойчиво проявляющиеся характеристики: государственный характер системы здравоохранения, безвозмездность медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских службах, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, профилактическая направленность здравоохранения; бюджетное финансирование здравоохранения, феномен врача-политика, общественного деятеля на поприще медицины.


Тем не менее, в последнее десятилетие прослеживаются такие тенденции, как:


  • Децентрализация системы здравоохранения;

  • Дифференциация региональных и муниципальных и формирование окружных систем здравоохранения;

  • Развитие частного сектора, формирование платного сектора в государственном здравоохранении;

  • Появление политической бюрократии в управлении здравоохранением;

  • Усиление роли пациентов;

  • Изменение технологической базы здравоохранения;

  • Формирование теневого сектора здравоохранения;

  • Формирование медико-технологического лобби

В последние годы отмечается относительная стабилизация негативных тенденций в состоянии здоровья населения. Происходит снижение младенческой смертности, уменьшается материнская смертность. Повышение качества и доступности медицинской помощи стали одной из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что подтверждено в «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005г.», одобренной распоряжением Правительства от 31.08.2000г.

Современная медицина превратилась в точную науку в строгом смысле этого слова, в науку об условиях, формах и методах распознавания и лечения болезненных процессов и структурных изменений в организме. Новейшие диагностические технологии, пришедшие в практическую медицину в последние 15-20 лет, кардинально изменили методологию постановки диагноза. Тем самым процесс постижения сущности болезни развился в сложную систему разделения и кооперации интеллектуального труда в новом комплексе отношений между медицинскими работниками, в частности врачами- специалистами диагностических подразделений, и лечащими врачами. В формировании точного диагноза, как правило, участвуют представители нескольких медицинских профессий, что делает значительно более обоснованным решение об окончательном диагнозе, выборе методов лечения и прогнозе заболеваний. Эффективность диагностического процесса в целом определяется уровнем оснащенности, уровнем квалификации персонала, применяемых технологий и качеством менеджмента.


Поиски новых организационных форм в диагностике, путей повышения ее эффективности привели к осознанию целесообразности создания диагностических центров. Первые диагностические центры за рубежом появились в 50-х годах в Великобритании, затем в 60-х -70-х годах в США, Франции, Германии, Нидерландах и других странах. Изучение опыта деятельности как небольших (Йоркшир, Эдинбург) так и крупных мультидисциплинарных центров (Клиника Мейо в США, клиника в Висбадене и др.) показало их высокую эффективность в рациональном использовании дорогостоящего оборудования, удешевлению стоимости услуг при повышении качества, уменьшению времени на установление диагноза, в разработке оптимальных и рациональных схем обследования больных, создании рациональной системы контроля качества. Даже в такой высоко развитой стране как Япония в настоящее время в рамках реформирования здравоохранения префектуры о. Хоккайдо разработана программа создания по всей территории острова медицинских зон, основным учреждением которых должны стать многопрофильные диагностические центры.

В России первые диагностические центры начали организовываться в 1988 году после выхода15 июня 1998 г. соответствующего приказа министра здравоохранения СССР 480. Во многих республиках и областях Советского Союза развернулась активная работа по подготовке зданий к приему уникального для того времени медицинского оборудования, закупаемого централизованно Правительством СССР. Энтузиазм, с которым врачи взялись за реализацию этой идеи, напоминает энтузиазм строителей первых пятилеток. Невзирая на ограниченное финансирование, отсутствие СниПов и соответствующих регламентирующих приказов Минздрава, на ощупь, практически день и ночь, без выходных, преодолевая иногда активное сопротивление, но, всегда имея поддержку от руководителей регионов и городов шли они к заветной цели.

Это было время перестройки и казалось, что именно такие глобальные проекты могут кардинальном образом изменить в лучшую сторону ситуацию в здравоохранении. Однако реализовать полностью задуманное Минздраву помешал 1991 год. Из запланированных 76-ти в России было создано 32 диагностических центра.


Уже в первые годы работы эти учреждения доказали правильность принятого решения об их организации. В регионах России, имеющих диагностические центры, постоянно улучшаются качество диагностики, показатели здоровья населения, за последние восемь лет послеоперационная летальность снизилась в среднем в 15 раз, количество проведенных оперативных вмешательств увеличилось в 5 раз. Выявление ранних форм онкопатологий возросло с 25 до 45%, Сократились сроки пребывания больных в стационаре в среднем на 25%, сократилось дублирование исследований в ЛПУ, произошел перенос центра тяжести обследований со стационарного на амбулаторный этап (85% пациентов, направляемых на госпитальное лечение, получают полное догоспитальное обследование), увеличился процент морфологической верификации диагноза на амбулаторном этапе, кроме того, экономический эффект от деятельности диагностического центра превышает расходы на его содержание в 2 раза (данные МЗ РФ). Ежегодно диагностические центры принимают более 5 млн. пациентов в год, в них проводится около 55 млн. исследований, что составляет по некоторым видам диагностики от 40 до 100% исследований, выполненных амбулаторно.

Таким образом, услуги диагностических центров жизненно необходимы, занимают определенное место на рынке услуг здравоохранения, а точнее на рынке медицинских услуг. Тем более актуально появление диагностического центра в условиях, когда требуется качественный скачок на рынке медицинских услуг, где в целом происходит превышение предложения медицинских услуг над спросом, растет конкуренция между учреждениями здравоохранения, и актуальной становится проблема конкурентоспособности медицинского учреждения.

Анализируя 10-летний опыт деятельности диагностических центров в России, Минздрав пришел к однозначному выводу - определить правовой статус диагностических центров как самостоятельных учреждений здравоохранения. Принятое решение соответствует номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной МЗ РФ 48 от 1998 г. Те диагностические центры, которые создавались в составе крупных клиник или реорганизовывались в процессе работы в диагностические подразделения других больниц, утратили свои позиции и не выполняют возложенные на них функции.


Потребность в медицинской помощи всегда существовала, а в последнее время в связи с ухудшением состояния здоровья населения, с пропагандой здорового образа жизни и осознанием того, что здоровье также является капиталом (ресурсом) эта потребность возрастает. Кроме того, отмечается рост платежеспособности отдельных категорий населения. На фоне этого происходит развитие негосударственных медицинских учреждений, появляются новые источники финансирования со стороны независимых от государства покупателей медицинских услуг.

В Иркутске работает ряд крупных и довольно хорошо оснащенных учреждений здравоохранения (Областная больница, Железнодорожная больница, Факультетские клиники и др.). Потоки пациентов в них к 1999 году были сформированы и открытие Диагностического центра, естественно, нарушило сложившийся определенный баланс. Это вызвало негативную реакцию со стороны ряда поликлиник и больниц. Раздражение некоторых коллег вызывало более комфортное современное здание, сосредоточение уникального оборудования и сама команда, обладающая потрясающей энергетикой. Отбор персонала был неформальным, а требования настолько жесткими, что некоторые кандидаты отсеивались еще на предварительном собеседовании либо признавались в несоответствии ожидаемым квалификационным характеристикам. Трудности прослеживались и в плане координации работы с пациентами. У многих пациентов вызывал протест сам факт требования медрегистратором ИДЦ направления лечебного учреждения установленного образца. Приходилось проводить индивидуальную разъяснительную работу, практически по всем основным пунктам «Положения о направлении пациентов в ИОДЦ», предусматривающего не первичное обращение по собственному желанию, а направление врачом ЛПУ в диагностически неясных случаях, с целью уточнения диагноза и получения рекомендаций по дальнейшему ведению пациента. Такая система направления позволила с первого дня упорядочить потоки пациентов, проходящих обследование бесплатно, за счет средств бюджета и ОМС, обеспечить равномерное распределение всех высоковостребованных и дорогостоящих методик за счет справедливого квотирования для г. Иркутска и Иркутской области.


Для того, чтобы в такой сложной окружающей ситуации не создался отрицательный имидж, как всего Диагностического центра, так и его сотрудников, необходимо было выработать единую стратегию и тактику действий коллектива. В этой ситуации только конкретными делами и их результатами можно было завоевать авторитет среди пациентов и врачей. Это сделать было вдвойне сложно, так как в центр пришли работать специалисты из этих же больниц и поликлиник, и им сложно было быстро адаптироваться к требованиям и организационным подходам администрации, в первую очередь психологически.


Кто никуда не плывет – для тех не

бывает попутного ветра

М. Монтень


Видение будущего. Миссия. Стратегия. Цели.


Для удержания стабильной позиции на рынке медицинских услуг, ИДЦ должен иметь определенное видение, которое бы разделяли как руководство, так и сотрудники. И такое видение есть. Более того, следует заметить, что руководство и большая часть сотрудников имеют примерно одни и же взгляды на будущее Центра. Как показало анкетирование, ИДЦ видит себя в будущем как мобильную, развивающуюся организацию, занимающую лидирующую позицию на рынке медицинских услуг. В качестве ответов использовались такие предположения как “организация, познающая и разрабатывающая новые технологии и методы исследований”, “организация, полностью автоматизировавшая все процессы”, “процветающая, преуспевающая организация”.

Создание Иркутского диагностического центра органически вписывается в политику развития здравоохранения, предусматривающую оказание высококвалифицированной диагностической, консультативной и лечебной помощи, совершенствование организации медицинской помощи путем развития первичной медико-санитарной помощи на базе государственного и муниципального здравоохранения и перераспределения части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.


Основные принципы Концепции развития здравоохранения были использованы управленческой командой на стадии формирования структуры центра в первый год работы. Тогда же предпринята попытка формулирования миссии центра.

Миссия и цели организации прописаны на Web-сайте ИОДЦ (http://dc.baikal.ru) и доступны для сотрудника всякий раз при открытии внутреннего сайта.



<< предыдущая страница   следующая страница >>