litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 3 4 5 6 7 ... 9 10

4. Концепции иерархии городов,

сетей городов и зон влияния городов


4.1. Иерархическая и сетевая модели

Изучение экономики города требует, помимо пространственно-экономического анализа территории самого города, анализа его взаимосвязей с другими городами и с окружающей его территорией. В свою очередь, эти связи нельзя рассматривать как автономные. Как правило, они определяются общим функционированием достаточно больших групп городов в рамках региона, страны, наднационального объединения. Соответственно, мы можем говорить о региональной, национальной системе городов и т.д., вплоть до мировой системы.

Признаки системности:

- целостность;

- сложность (наличие составных частей-подсистем и элементов);

- взаимозависимость частей, обеспечивающая целостность (связи между подсистемами и элементами).

Нередко среди признаков системы называют иерархическое строение. Вариант строгой иерархической системы городов предполагает, что каждый элемент низшего уровня подчинен центрам (социально-экономическое влияние, административное управление) более высокого уровня, которые в свою очередь подчинены центрам следующего уровня и т.д. вплоть до высшего центра системы, например, главного города страны. В этом случае геометрическое представление системы городов в виде графа имеет структуру «древа» (рис. 4).






Рис. 4. Граф типа «дерево»

Примером иерархической модели территории является модель, предложенная в 1880 году Колем. В ее основе лежит реальная иерархическая система транспортных магистралей некоторой страны:

  • дороги общенационального значения, связывающие важнейшие региональные центры со столицей;

  • дороги областного значения, связывающие эти центры со средними городами соответствующего региона;
  • дороги районного значения, связывающие средние города с малыми и т.д.


Разумеется, реальная система дорог не обладает строго древовидной структурой. Существуют дороги, связывающие некоторые региональные центры, средние города. Тем не менее и сейчас сохраняют свое значение древовидные фрагменты общей системы путей сообщения.

В модели Коля города рассматриваются прежде всего как транспортные узлы системы дорог. Соответственно, иерархия этих дорог определяет иерархию городов.

Однако в большинстве случаев не удается уложить в единую иерархическую схему всю совокупность взаимосвязей городов. «Горизонтальные» связи городов сопоставимого уровня порождают сетевые модели систем городов.

Как правило, для описания реального каркаса городов необходимо использование обоих типов моделей.

В рамках экономического анализа приоритетными являются связи, характеризующие функционирование городов как экономических объектов (производство товаров и услуг, их потребление, распределение благ). Именно с изучения полюсов экономической активности, прежде всего их функций, начинается исследование систем городов. Внутригородской анализ позволяет понять внутреннее развитие урбанизированных территорий. Далее для каждого города выявляется зона его влияния на окружающее экономическое пространство.

4.2. Закон «ранг – размер» (правило Ципфа)

Экономический анализ системы городов начинается с выявления важнейших из них, что предполагает предварительное упорядочивание городов по значимости. В качестве простейшего показателя значимости очень часто используют показатель численности населения города. В основе этого лежит гипотеза о том, что экономическое значение города в существенной степени может быть охарактеризовано суммарным ежегодным доходом его жителей или суммарным уровнем совокупного богатства, которым они располагают. Далее принимается упрощающая гипотеза о том, что в пределах более или менее однородной (по экономическому развитию) страны значения этих показателей примерно пропорциональны численности населения.


Если расположить все города некоторой страны в списке в порядке убывания численности населения, то население каждого города стремится быть равным численности населения самого крупного города системы, деленной на порядковый номер данного города в ранжированном ряду



где Pn – население города n-го ранга;

n – порядковый номер (ранг) города;

P1 – население самого крупного города.

Эта закономерность была выведена чисто эмпирически, и при ее проверке для ряда стран обнаружился ряд существенных недостатков.

В формулу была введена поправочная константа g; также выяснилось, что результаты применения правила Ципфа улучшаются, если использовать не величины людности, а их логарифмы



где g – константа, характерная для данного периода времени.

Вместо Р1 также может применяться некоторая константа.

Нарушение этого правила обычно связано с действиями мощных сил. Например, чрезвычайное возвышение столиц Австрии и Португалии над остальными городами своих стран объясняется тем, что они в прошлом являлись столицами крупных могущественных империй. Распределение, характерное для стран с «оторвавшимся» от других городов лидером, называется приматным.

В ряде случаев в силу исторических и географических обстоятельств в территориальной структуре страны или региона формируются не один ведущий центр, а несколько. Например, в Центральном экономическом районе России очень четко выражен главный экономический центр; на Дальнем Востоке существует два центра – Хабаровск и Владивосток. График распределения городов таких систем имеет в своей верхней части «площадку», после которой начинается «нормальный» спад. Такие распределения называют двоичными, троичными и четверичными (рис. 5).






Рис. 5. Распределение городов по численности населения

Применение правила Ципфа предполагает определенную устойчивость системы городов в рамках единого экономического пространства.

4.3. Гравитационная модель интенсивности связи городов

Для выявления интенсивности взаимосвязи городов, входящих в систему, была разработана гравитационная модель (1929–1938 гг.).

Рассматриваются два достаточно крупных города (1 и 2), которые борются за рынок сбыта некоторого малого города (3). Значение интенсивности рассматриваемых двух товарных потоков в этот город (F13 и F23) будут прямо пропорциональны населению городов-поставщиков и обратно пропорциональны квадрату расстояния от каждого из поставщиков до рынка сбыта (R13 и R23):

,

где а – коэффициент пропорциональности.

Замена одного города-рынка на другой при прочих равных условиях приведет к изменению значения а таким образом, что новое значение а будет отличаться от старого пропорционально различию в емкостях ранка. Эта емкость может быть выражена через численность населения. В итоге приходим к более общей формуле

,

где b – константа, единая для всех парных взаимодействий системы городов в пределах национального рынка;

i – номер города-поставщика;

k – номер города-рынка.

Расстояние может оказывать различное влияние в зависимости от рассматриваемых типов товаров. Поэтому в качестве показателя степени вводится некоторое значение параметра g:

,


при этом g определяется эмпирически для конкретного национального рынка в конкретный период времени. В результате исследований было установлено, что для объемов продаж по группе повседневного спроса значения g заметно выше, чем для объемов продаж по группе предметов роскоши, т.е. поток продуктов питания уменьшается при увеличении расстояния быстрее, чем поток предметов роскоши.

Недостатки гравитационной модели. В основе классической гравитационной модели лежит часто не формулируемая в явном виде предпосылка о том, что между любыми двумя городами-полюсами пространство предполагается совершенно однородным: во взаимодействие этих двух городов не вмешивается воздействие никакого города-спутника, никакого промежуточного центра-посредника. Не учитываются существующие границы между государствами, т.е. дополнительные трудности, связанные с таможней.

Показатель степени для «расстояния» меняется и со сменой продаваемых продуктов, и в зависимости от дохода обслуживаемой клиентуры.

Данный подход не может быть использован для оценки объема «самопотребления», т.е. потребления на территории внутри города его собственной продукции в рамках упрощенной модели, в которой расстояние от города до самого себя равно нулю. В связи с этим гравитационная модель не применяется в прикладных маркетинговых исследованиях, для которых гораздо важнее разделить потребителей города между двумя конкурирующими зонами на его территории, чем разделить между ними потребителей поселков сельской местности.

Таким образом, сфера применимости гравитационной модели весьма ограничена. Однако большинство исследователей признают целесообразность использования этой техники в качестве предварительного этапа исследования в сочетании с другими, более тонкими методами.

4.4. Концепция зоны влияния города

Понятие о сети городов и их иерархии неотделимо от концепции зоны влияния города. Первой попыткой теоретического исследования зоны влияния города являются работы прусского ученого фон Тюнена.


В его модели рассматривается некоторая абстрактная, однородная (по свойствам рельефа и пригодности для хозяйственной деятельности), непрерывная, изолированная от внешнего мира равнина, на которой расположен единственный город. Основная деятельность на равнине – различные виды сельскохозяйственного производства, основная деятельность города – производство товаров для жителей равнины и торговля. Город является единственным местом сбыта сельскохозяйственной продукции для окружающей местности. Все дороги, выходящие из города, устроены одинаково, отсутствуют предпочтительные или не благоприятные для передвижения направления. Город представлен на этой равнине некоторой точкой, т.е. лишен протяженности. Фон Тюнен пытается выявить оптимальный набор производственной специализации для каждого участка равнины. Рассматривается некоторый фиксированный список технологии, каждый элемент которого i характеризуется в двух аспектах: производимая продукция (виды сельскохозяйственных культур или животных) и тип интенсивности производства (экстенсивный или интенсивный).

Экономические условия процесса производства при одинаковых вариантах технологии одинаковы для любых участков, т.е. объем продукции, получаемой на единицу площади, и удельные издержки одинаковы. Единственное отличие одного участка от другого – в их положении на рассматриваемой территории. Поэтому единственная экономически значимая характеристика точки на равнине – расстояние до города, которое определяет уровень транспортных издержек (Тi).

Предполагается, что решение о выборе технологии i основано на единственном критерии прибыльности производства

Вi = РiQiCi – Тi ,

где Вi – прибыль;

Pi – цена за единицу продукции;


Qi – объем полученной продукции при использовании технологии i;

Ci – внетранспортные издержки;

Ti – совокупный объем транспортных издержек.

Транспортные издержки участка зависят от его расстояния d до города: Тi (d). По наблюдениям фон Тюнена, они растут несколько быстрее, чем рост расстояния. Можно принять упрощенную гипотезу о прямой пропорциональной зависимости этих величин:

Тi = ti · d ,

где ti – тариф.

Получаем следующее линейное уравнение для прибыли:

Вi (d) = PiQi Ci – (ti · d) = Ai – ti · d ,

где Аi – часть формулы прибыли, не зависящая от d.

На графике этому уравнению соответствует прямая, начинающаяся на высоте Аi при d = 0 (рис. 6).

На равнине определяется круг с центром в данном городе, в пределах которого i-я технология рентабельна. Граница круга проходит на некотором критическом «торговом расстоянии» di´ от города-рынка, т.е. когда прибыль равна нулю.





Рис. 6. График функции прибыли в модели

Затем фон Тюнен рассматривает вариант аналогичной линейной модели с одной культурой, но двумя технологиями ее выращивания (интенсивной – 1 и экстенсивной – 2). Более интенсивная технология обеспечивает более высокий уровень урожайности при более высоких затратах. При этом оказывается, что вблизи города уровень прибыли выше для более интенсивной технологии. Крутизна наклона графика функции прибыли для первой технологии выше (т.к. Ti растет быстрее, чем d). Поэтому при некотором соотношении между двумя уровнями издержек возможен вариант, когда за пределами первого круга вторая технология оказывается более рентабельной (рис. 7).


Аналогично строятся рассуждения для случая многих культур или видов животных.

Таким образом, данный город выступает прежде всего как фокус торговой экономической активности, который формирует на равнине систему концентрических зон с разными вариантами землепользования. На равнине это будет выглядеть следующим образом (рис. 7).

Фон Тюнен сознавал нереалистичность своей упрощенной модели. Однако она удобна для выявления общих закономерностей в пространственной экономике, но не предназначена для непосредственного использования в прикладных исследованиях. Для повышения реалистичности необходимо последовательно ослабить жесткость исходных гипотез. Например, можно учесть реальную неоднородность местности: наличие железной дороги, различие в плодородии почв и т.д. В итоге получим вполне реалистичную модель, но дающую гораздо более сложную картину.




Рис. 7. Модель зоны влияния города (для одной культуры и двух технологий)


Главное достижение подхода фон Тюнена – введение в экономическую теорию понятия пространства. Он также вводит в теорию концепцию полюса экономической активности и концепцию зоны его влияния, формирует проблему выявления ее экономической структуры, что позволяет ему перейти к концепции непрерывного экономического пространства, структура которого формируется под влиянием фактора местоположения. Это первый пример модели непрерывного типа. Подобные непрерывные модели важны для описания пространства крупного города, в котором деловой центр играет роль основного фокуса экономической активности, во многом аналогичный роли города-центра. Вместо участков могут рассматриваться отдельные здания.


Контрольные вопросы


1. Назовите признаки системности.

2. Дайте определение иерархической системы. Приведите примеры.

3. Что такое «сетевая модель» системы городов?

4. Чем отличается иерархическая модель системы городов от сетевой?


5. Какой показатель лежит в основе определения значимости города и почему?

6. Сформулируйте закон «ранг – размер».

7. Какие выделяют типы городов по людности? Изобразите их графически, приведите примеры.

8. Для чего используется гравитационная модель? Опишите ее суть.

9. Назовите недостатки гравитационной модели интенсивности связи городов.

Опишите концепцию зоны влияния города фон Тюнена. Каким образом он определяет границу влияния города-рынка?

Назовите недостатки модели фон Тюнена.

12. В чем состоят достижения фон Тюнена?

Тест

1. Система городов, в которой каждый элемент низшего уровня подчинен центрам более высокого уровня, в свою очередь подчиненным центрам следующего уровня и т.д. вплоть до высшего центра системы, представляет собой структуру…

А) дерева;

В) сети;

С) каркаса.


2. Горизонтальные связи городов сопоставимого уровня образуют модель городов:

А) сетевую;

В) иерархическую;

С) функциональную.


3. К простейшему показателю значимости города относится:

А) площадь города;

В) численность населения;

С) количество действующих рынков на территории города.


4. Согласно закону «ранг-размер», если расположить все города некоторой страны в списке в порядке убывания численности населения, то население каждого города стремится быть равным…

А) численности самого крупного города системы, деленной на порядковый номер данного города в ранжированном ряду;

В) средней численности городов системы, деленной на порядковый номер данного города в ранжированном ряду;

С) средней численности городов системы, деленной на порядковый номер данного города в ранжированном ряду плюс единица.


5. Нарушение закона «ранг-размер» обычно связано:

А) с историческими причинами;


В) с экономическими причинами;

С) с политическими причинами.


6. Как называется распределение городов, при котором в силу исторических обстоятельств в территориальной структуре страны формируются два ведущих центра?

А) приматная;

В) двоичная;

С) двуполярная.


7. Гравитационная модель:

А) выявляет оптимальный набор производственной специализации для каждого города;

В) упорядочивает города по значимости;

С) выявляет интенсивность взаимосвязей городов, входящих в систему.


8. К недостаткам гравитационной модели можно отнести…

А) модель рассматривает неоднородное пространство;

В) модель требует очень сложных математических расчетов;

С) модель нельзя применить к оценке объема «самопотребления» города.


9. В модели зоны влияния города рассматривается…

А) два крупных города, конкурирующих за рынок сбыта малого города;

В) комплекс взаимосвязанных городов;

С) единственный город на изолированной от внешнего мира равнине.


10. Экономически значимая характеристика точки в концепции зоны влияния города:

А) расстояние до города;

В) численность населения;

С) объем продукции на единицу площади.



<< предыдущая страница   следующая страница >>